18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

9. Четыре зверя

Пожалуйста, прочитайте 7-ю главу книги Даниила.

Итак, мы переходим к изучению пророческого видения четырех животных. Нам не следует унывать, если мы не сможем разгадать каждую деталь того, что излагается ниже, поскольку широкое течение главы ясно, как хрусталь, а содержание основного ее урока слишком очевидно для того, чтобы его не заметить. Глава 7 созидает веру. Каждый христианин может укрепиться духом, изучая ее, и большинство верующих считает содержание этой главы чрезвычайно увлекательным.

Что увидел Даниил

Прежде всего рассмотрим то, что увидел Даниил. Это - первая половина главы, охватывающая с 1-го по 14-й стихи. То, о чем говорится в главе 6, произошло в царствование Дария Мидийского. События же, описываемые в этой главе, произошли раньше (1). Еще существовала Вавилонская империя; шел первый год правления Валтасара.

Ночью, во время отдыха, Даниил увидел сон. Очень часто мы забываем содержание своих снов, как только пробуждаемся, но иногда, при других обстоятельствах, помним о них весь день, а временами и в течение последующих месяцев. Пробудившись, Даниил изложил содержание этого необычного сна (1). Он опустил второстепенные детали, записав основное содержание, "изложив сущность дела".

Сон начинается появлением четырех ветров, которые, придя с севера, юга, востока и запада, одновременно подули над великим морем и привели его в движение. Образ этого моря означает человечество, ибо из него выходит то, что выходит из человечества. Это явствует из 17-го стиха.

Из бурного моря один за другим выходят четыре зверя, причем каждый из них совершенно не похож на остальных. Первый зверь описывается в стихе 4: "Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему".

Образ первого зверя соотносится с головой из золота, описанной во 2-й главе, и является Вавилоном времен Навуходоносора. Символ крылатого льва хорошо известен благодаря раскопкам, проводившимся в Вавилоне. Из четвертой главы нам известно, что Вавилонская империя претерпела значительные изменения. В момент своего зарождения она была подобна животному, но с течением времени, бесспорно, приобрела человеческий облик. Приблизившись к своему финалу, она стала гораздо более сострадательным царством.

Причиной этого изменения явилось обращение Навуходоносора. Тем не менее, приобретя человеческий облик, Вавилон значительно утратил свою первоначальную власть. Он не мог по-прежнему, подобно хищной птице, пролетать над землей, поглощая всех, на ком останавливался его выбор. Сердце, бьющееся в его груди, стало гораздо больше походить на человеческое. Первым зверем видения, несомненно, является Вавилон.

На смену ему из моря выходит второй зверь, описанный в стихе 5 следующим образом: "И вот, еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!".

Здесь изображен медведь, две лапы которого оторвались от земли. Его поза неуклюжа, но означает, что животное готово продвигаться вперед. Это - империя мидян и персов, соотносимая со второй частью видения Навуходоносора, изложенного в главе 2. Даниил увидел этот сон в первый год правления царя Валтасара Вавилонского, когда Мидо-Персидская империя только готовилась направиться вперед и выйти на сцену.

Я не знаю, что означает образ трех клыков в пасти медведя. Перед нами символическая часть книга, и следует постоянно допускать возможность того, что числа носят символический характер и не обязательно должны истолковываться в буквальном смысле. Однако содержание изображенного ясно. Ненасытное стремление медведя пожирать, несомненно, являлось характерным признаком Мидо-Персидской империи. Она жаждала завоеваний. Если образ трех клыков вообще к чему-либо относится, то ими должны являться три завоеванные Мидо-Персией империи, а именно - Вавилон, Лидия и Египет.

Таким образом, Даниилу в последовательном порядке явились две мировые империи. Он продолжает наблюдать и видит третью. Еще один зверь выходит из моря. "Затем видел я: вот - еще зверь, как барс (или как пантера [примечание автора]); на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему" (6).

Перед нами пантера с четырьмя крыльями! Такое бывает только во сне. Своей стремительностью она вдвое превосходит льва, который появился первым. Ее четыре крыла соответствуют .четырем головам.

Согласно библейской символике, число четыре означает наш мир. Это подтверждается тем, что в Писании говорится о четырех ветрах и о четырех сторонах света. Перед нами - царство, осуществляющее быстрые завоевания и покоряющее мир. Это намек на стремительную экспансию Греческой империи в правление Александра Великого. Как нам и следовало ожидать, образ третьего зверя соотносится с третьей империей из видения Навуходоносора. Вначале перед нами был Вавилон, затем Мидо-Персия, а теперь стремительно завоевывающая другие страны Греция.

Что же собой представляет четвертый зверь, который описан в стихе 7? Лев ли это? Медведь? Барс? Нет, он не похож на предыдущих зверей. Мы не можем сказать, кем он является; его внешность не поддается описанию.

Это чудовище неистовствует, завоевывает, сокрушает и попирает. Его действия совершенно не похожи на что-либо происходившее раньше. Однако ссылка на железо ясно показывает, что образ четвертого зверя тождественен четвертой части идола, упомянутого во 2-й главе. Это великая Римская империя. Перед нами те же царства и в той же последовательности, что и прежде. Последним среди них является злобный Рим.

Не нужно забывать, что все, описанное в этой главе,- пророческий сон. Все детали этого сна - символы. Нам следует учитывать это, изучая последующие события. В повествовании о четвертом звере Даниил обнаруживает три фазы. В конце стиха 7 и в стихе 8 мы видим самого зверя. Внимание пророка прежде всего привлечено его огромной силой и сокрушающей мощью и только после этого сообщается о десяти рогах.

В образе этих десяти рогов отображена поздняя стадия истории империи. Нам известно это потому, что 24-й стих особо говорит о появлении десяти рогов из этого царства. В Библии рог является символом власти. Число десять почти несомненно является символическим. Трудно понять, каким образом мы можем воспринимать это буквально, если все остальные детали видения, очевидно, такому восприятию не подлежат.

Вы можете не согласиться с интерпретацией, приведенной ниже. Но, пожалуйста, согласитесь с содержанием важного урока, который нам предложен в этой главе.

Насколько я понимаю, видение предсказывает, что в качестве прямого преемника Римской империи возникнет множество царств, происхождение которых тесно связано с этой империей. Ни одно из царств не смогло бы появиться без Рима, и в то же время ни одно из них не является Римом. Так, нам известно, что хотя современная Европа обязана своим существованием Риму, она все же не является продолжением Римской империи. Согласно видению, многочисленные владения возникнут на основании Рима. Число десять означает лишь завершенность, и на его буквальном значении не следует настаивать. Это число полноты. Те, кто настаивает на буквальном его истолковании, сталкиваются с непреодолимой трудностью. Они лишены какой бы то ни было возможности отождествлять предполагаемые царства, поскольку Слово Божье не снабжает нас ни малейшим свидетельством, позволяющим разгадать, что это за царства. Подобные толкователи находятся во власти собственных предположений и вынуждены прибегать к догадкам. Мы полагаем, что будет правильнее ограничиться утверждением, согласно которому многочисленные политические державы последуют за Римом и будут чем-то ему обязаны.

Однако после Римской империи и десяти последующих царств наступает третья стадия истории - период небольшого рога, о котором упоминает стих 8. Этот небольшой рог является одиннадцатым по счету. В стихе 24 авторитетно говорится о том, что он последует за другими. Он возникает среди других рогов, вытесняет некоторые из них и приобретает влияние.

В этом одиннадцатом царстве власть сосредоточена в руках одного человека. Не удивительно, если вы посчитаете этого человека сверхъестественным. Однако он таковым не является. Именно поэтому подчеркивается, что рог обладает глазами человека.

В этой главе предсказано появление могущественной личности, которая, хотя и кажется сверхъестественной, в действительности является обычным человеком. Он говорит "высокомерно" (8). Библия последовательно относит это выражение к богохульству, надменным словам и самодовольным заявлениям. В этом моменте повествования мы полностью забываем все, связанное с четвертым зверем, и целиком сосредоточиваем свое внимание на образе небольшого рога.

Что касается меня, я убежден, что этот небольшой рог подразумевает того же, о ком упоминается во Втором послании к Фессалоникийцам 2:3-4. Он - "сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога".

В 7-й главе книги Даниила перед нашим взором проходит история человечества со времен жизни Даниила до конца мира. Одно за другим сменяются четыре великих царства. За ними последуют многочисленные царства, возникшие на территории четвертого царства. В конце концов власть сосредоточится в руках одного богохульного человека. Являясь всего лишь человеком, он станет выдавать себя за кого-то сверхъестественного и будет врагом Бога и всех праведников.

Наблюдая эту картину, Даниил, как мы узнаем из стихов 9-14, увидел и кое-что другое. Мы были бы самыми жалкими из людей, если бы стали тратить свое время на размышления о зверях и рогах, не обратив внимания на другие факты, которые открылись пророку в ту ночь.

В то время как небольшой рог произносит исполненные гордыни богохульства, Даниил поднимает взор к небу. Он видит непрерывный ряд воздвигнутых тронов. Троны меньших размеров окружают один большой трон. На этом центральном троне он видит (символически) вечного Бога во всем Его величии, Того, Кто достоин всякого почитания и поклонения. Перед нами предстает величественная картина, проникнутая чистотой и достоинством. Бог восседает на Своем троне, и трон этот - огненная колесница. Это видение волнует душу каждого верующего. История мира развивается своим путем, но владычествует над нею великий Бог, Который восседает на Своем троне независимо от земных событий.

От этого трона истекает сила, сокрушающая все, что противится Ему (10). Бог величествен и непобедим. Окруженный бесчисленными прославленными созданиями, Он вершит Свой окончательный приговор. Пред Ним книги, в которые внесены поступки каждого мужчины и женщины; эти книги открыты.

Такова та часть видения Даниила, которая относится к зверям и рогам. Но наблюдения Даниила продолжаются; он видит, что последний зверь и все царства, исходящие от него, погибают в результате одного только решения небесного Царя (11). Для того, чтобы осуществить Его волю, не требуется военной мощи. Достаточно одного слова. Божественный приговор кладет конец всей мировой системе. Стоило Царю произнести одно слово - и зверя уже нет. Только Один обладает всемогуществом, и им является Бог. В этом - суть видения.

Божественный суд - это не запоздалая задумка, которая появилась в конце исторического периода. Он совершается во все времена. Если мы забудем об этом, мы просто не поймем стих 12. Суд ответственен не только за окончательное ниспровержение зла. В результате его решения был положен конец существованию всех других империй. Ни одна из них не испытала более драматичного конца, чем последняя империя, но все они без исключения лишились господствующего положения, согласно Божественному приговору, хотя им и было позволено в течение установленного последующего времени в определенном виде продолжить свое существование.

Однако 12-м стихом видение не заканчивается. В стихе 13 Даниил увидел кое-что другое.

Перед небесным троном предстал образ Человека, наделенного всей славой и величием Божества! В Божественное присутствие введен "как бы Сын человеческий". Им не мог быть никто, кроме нашего Господа Иисуса Христа. Слово "как бы" использовано здесь потому, что Он еще не обрел природу человека и поэтому, даже излагая видение, Писание стремится указать на Его появление лишь как на предзнаменование того, кем Он станет позднее. Он еще не был человеком. Он лишь имеет образ человека. Во времена этого видения Его подлинная человеческая природа, принадлежала будущему.

Мы помним, что наш Господь часто, особенно когда подчеркивал Свою Божественность, называл Себя "Сыном человеческим". Пользуясь этим выражением, Он сознательно напоминал нам о подлинности Своей человеческой природы и в то же время отождествлял Себя с Тем обладателем Божественной славы, о Котором пишется в 7-й главе Даниила.

Именно этому Христу даровано вечное царство! Обратите внимание на то, как стих 14 подчеркивает это в положительных и отрицательных утверждениях: "И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится". Какое великое видение явилось Даниилу в ту ночь! Мировые империи возвышаются, процветают и исчезают. Только последняя империя сохранилась в определенной форме почти до конца мира. За ней последует появление антихриста - богохульного человека, который будет вести себя так, словно правление его вечно. Однако единственное слово, произнесенное Божьим небесным судом, принесет ему гибель. Этот суд, который положит конец власти любого человека, наделяет одну Личность привилегией вечной власти. Эта Личность - Господь Иисус Христос. Человек, являющийся Богом, будет по-прежнему править после того, как исчезнут все созданные людьми царства! В результате решения, принятого Богом, любое другое царство осуждено на погибель; Его же царству не будет конца. Каждый человек преклонится перед Ним, и уста каждого признают, что Иисус Христос является Господом. Вот что увидел Даниил.

Как было истолковано видение

Видение, явившееся Даниилу, взволновало его (15). Оно внушило ему тревогу и вынудило обратиться к одному из небесных служителей с просьбой о разъяснении (16).

Ему было ясно сказано, что четыре зверя олицетворяют четыре империи, или "царей", и что народ Божий является единственным народом, который будет владеть вечным царством (17-18).

Очевидно, речь идет не о каком-то земном царстве, поскольку ни одно из подобных царств невозможно назвать вечным. Нам следует забыть идею земного "тысячелетнего царства". Вечным царством, явившимся Даниилу, есть царство Божье, утверждающееся в наших сердцах верой в Евангелие, к которому мы присоединимся в славе.

Согласно стихам 19-22, четвертый зверь особо заинтересовал Даниила. Здесь мы обнаруживаем дополнительную деталь: зверь обладал медными когтями. Однако еще больший интерес представляет сообщение о небольшом роге, также отличающееся от предыдущего некоторыми подробностями. Даниил рассказывает о том, что рог стал больше, чем любой из десяти рогов, предшествовавших ему (20). Власть, которой он обладает, беспримерна. Человек, которого он символизирует,- непревзойденный противник Божьего народа, предавшийся злу больше, чем кто-либо когда-нибудь до него. Пользуясь своей властью, он вынуждает святых Божьих отступать и наносит им поражение. Времена его кажутся очевидным и конечным торжеством зла над всем что принадлежит добру и благочестию (21). События будут выглядеть таким образом до тех пор, пока эту безбожную власть не свергает Ветхий днями, Который в конце концов введет Свой народ в царство безопасное, надежное и вечное.

Истолкование этого видения представляет нам мощь Рима, завоевания которого превзошли все, происходящее до него (23). Мы вновь подчеркиваем, что именно из этого зверя возникли впоследствии многочисленные царства. Рим уступил им место, был сменен ими. На это важно обратить внимание, так как часто можно услышать разговоры о возможности возрождения Римской империи, причем эту идею подкрепляют ссылками на 7-ю главу книги Даниила. В содержании этой главы нет ни малейшего намека на то, что Римская империя будет восстановлена. В действительности этот стих учит совершенно другому. Рим уступит место десяти последующим царствам, которые, в свою очередь, в конце концов будут сменены небольшим, но агрессивным и самонадеянным рогом (24). Он низвергнет трех предыдущих царей, но мы не располагаем ключом к разгадке того, каким образом или когда это должно произойти и каково точное значение этого события. Мы вновь сомневаемся, следует ли воспринимать буквально число три.

История всех этих событий движется навстречу появлению небольшого рога, ко временам творимого им богохульства и гонения народа Божьего (25). Он настолько возвысится в своей гордыне, что будет изменять времена и сроки, предписанные Самим Богом. Это будут страшные дни - дни, когда народ Божий окажется в его власти!

Как долго будет он безраздельно властвовать? Окончание стиха 25 дает нам на это ответ: "...до времени и времен и полувремени".

Насколько продолжителен этот период? И хотя вы вправе не соглашаться со мной, если таковым будет ваше желание, все же приведенная ниже интерпретация кажется мне разумной, и я верю в ее правильность. Этот страшный человек появится на сцене и на протяжении некоторого времени будет преследовать народ Божий и творить свои злые дела. Когда же это время завершится, он повторит свои прежние дела, но период его деятельности удвоится. Затем будет казаться, что он еще раз собирается продолжить свои происки. Создается впечатление, что пребывание его будет вечным и что никогда не наступит конец неограниченной власти зла. И все же это не так; период его власти составит время, времена и полувремя! Бог прервет его деяния. Бог погубит его тогда, когда могущество зла будет в полном расцвете, а сам он достигнет вершины своей власти. Удивительно! Непостижимо! Эта интерпретация гораздо лучше толкования, согласно которому времена означают три с половиной года. Вы можете высказать свою противоположную точку зрения. Но какими бы ни были детали вашей собственной интерпретации, основной урок 25-го стиха остается неизменным. Наступит день, когда время антихриста кончится! Какой бы постоянной ни казалась его власть, она не будет длиться вечно. Ей наступит конец.

Кто же положит конец злу? Об этом сообщается в стихе 26. Небесный суд лишит антихриста всякой власти. Хотя зло и может казаться всемогущим, это всего лишь иллюзия. Абсолютная власть принадлежит только Богу, поэтому гибель зла несомненна. "Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца" (26).

Зло будет устранено из мира в результате произнесенного слова - слова Божьего! Кульминацией истории станет не торжество зла, а торжество народа Божьего (27). Те, кого этот грешный человек столь жестоко притеснял, окажутся уже не побежденными, а победителями и будут вести безмятежную и безопасную жизнь в вечном царстве праведности. Наступит время, когда мы будем осматриваться вокруг в поисках грешников или сил зла, но они исчезнут навсегда!

Именно это увидел Даниил, и именно так было истолковано видение. Сон потряс его (28)! Он наполнил его как зримым, так и внутренним смятением. Это страшная правда в самом полном значении слова. Пророк Божий сокрыл ее в своем сердце и сделал частью своего вооружения. Так следует поступить и нам.

Что значит это видение для нас

Благодаря 7-й главе книги Даниила мы перестали пребывать в неведении относительно будущей истории мира. С завершением нынешней эпохи явится небольшой рог. "Человек греха" станет вести войну против народа Божьего. Он будет все более и более усиливаться, святые же окажутся неспособными ему противостоять. Мы можем представить, что организованная миссионерская деятельность будет прекращена, церковь Божья уничтожена, разрушена и погублена. Исчезнет ее зримая форма.

Правда, христиане останутся, ведь мы неоднократно убеждались, что нет силы, способной сокрушить остаток людей Божьих. Что же касается неверующего мира, то там исчезнут все видимые следы присутствия Бога, служения Ему и наличия Его народа. Будет казаться, что зло одерживает победу. Создастся видимость торжества сатаны. Силы неверия станут действовать настолько разнузданно, что легко можно будет допустить, будто Бог отрекся от Своего трона.

Именно в этот момент прервется власть зла. Господь Иисус Христос внезапно сойдет с небес. Он введет Свой народ в Свое царство и будет вечно править вместе с ним. На новом небе и новой земле от зла не останется даже следа, а все, кто любил и лелеял ложь, понесут справедливое вечное наказание в аду.

Нам, подобно Даниилу, следует постоянно хранить в своих сердцах это убеждение.

Тем не менее мы должны приготовиться к трудностям, ожидающим нас впереди. Пророчество об "угнетении святых" исполнится, даже если бы 7-я глава была единственным эпизодом в Священном Писании, упоминающим о подобных фактах. Но эти предсказания повторяются. То же учение мы находим во 2-м послании Павла к Фессалоникийцам. Та же истина четко видна даже в результате поверхностного чтения Откровения. Церковь Христову ожидают черные дни. Грешники будут все более возвеличиваться, В конце концов откроется "человек греха" и свет померкнет. Второе пришествие нашего Господа не может произойти до тех пор, пока не появится эта страшная личность (2Фес.2:1-12).

И все же в эти времена власть Бога будет так же велика, как и прежде! Не произойдет ничего, что не было бы Им предсказано. Его власть над историей абсолютна даже тогда, когда кажется, будто Он отсутствует в созданном Им мире.

В те дни покажется, что зло стало постоянным, прочно обосновавшимся явлением. Но наступит момент, когда мгновенно обнаружатся правосудие и власть Бога. Он положит конец миру и призовет на Свой суд каждого грешника. Мы будем искать богохульника, гонителя, торговца порнографией и любого нарушителя Десяти заповедей, но обнаружим лишь, что каждый навлек па себя заслуженное осуждение.

Мы увидим, что вся власть сосредоточена в руках Того, Кто несет на Себе следы побоев, ран, тернового венца и распятия. Титул "Господь" будет принадлежать только Ему. Те, кто возлюбит Его и подчинится Ему, покаявшись и уверовав в Евангелие, разделят с Ним славу. Они не перестанут радоваться тому, что навечно находятся вместе с Ним как граждане царства, которому не будет конца.

Стоит ли хранить верность Богу, находясь во враждебном окружении? Стоит ли переносить пренебрежение и жестокость окружающего мира, чтобы отождествить себя с гонимым меньшинством?

Задавался ли этим вопросом Даниил? Задавались ли им вы? Сон, посланный Богом Своему пророку, был нужным ему ответом, который удовлетворяет также и наши потребности. Так ли уж важно понимать все содержащиеся в нем детали? Суть этого всеобъемлющего послания настолько ясна, что мы никогда не захотим вновь примкнуть к большинству. Этого не стоит делать. Будущее принадлежит нам. Мы можем устоять в одиночку.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.