18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

12. Старому человеку является видение

Пожалуйста, прочитайте 10-ю главу книги Даниила.

Эта глава изобилует весьма поучительными для нас уроками, особенно о необходимости молитвенного образа жизни.

Каждая из предыдущих глав книги Даниила закончена и независима от других. Каждая обладает целостностью. Но содержание главы 10 в корне отличается от них. Она служит как бы вступлением к видению, детали которого обнаруживаются в главах 11 и 12. Она рассказывает, при каких обстоятельствах было ниспослано пророку последнее видение, однако для того, чтобы в точности узнать сущность этого видения, нам следует запастись временем и прочитать следующие две главы.

Когда и где произошло видение

Первые четыре стиха главы рассказывают нам, когда и где произошло видение. Престол Персии третий год занимает царь Кир (1). Прошло более двух лет с тех пор, как он издал указ, позволяющий евреям вернуться в Иерусалим и отстроить как город, так и его храм. Зорававель и небольшая группа других евреев отправились в путь и невредимыми прибыли в Палестину. Но Даниил к ним не присоединился. Его все еще ожидали труды в Персии. Кроме того, ему уже восемьдесят шесть или восемьдесят семь лет, а в эту пору жизни несколько поздно путешествовать на большие расстояния и заниматься тяжелым созидательным трудом.

Старик помолился о счастливом возвращении изгнанников, но сам с ними не пошел. Однако это не означало, что он больше не нужен Богу. Тот, Кому подвластна история мира, собирается ниспослать Своему престарелому пророку еще одно откровение. Бренному слуге Бога предстоит увидеть то, чего он не видел ни в одном из предыдущих видений. Ему предстоит увидеть Сына Божьего, а также еще раз заглянуть в будущее. Он поймет то, что должно ему открыться (1).

Хотя Даниил и стар, у него достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы (2-3). На протяжении трех недель он скорбел и пребывал в унынии. Он отказался от какой бы то ни было вкусной еды и лакомств. Он не ел мясо. Он отверг вино. Он перестал пользоваться мастями, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Он искренне, глубоко смирил и уничижил себя. Наступило время печали и поста.

Но что послужило причиной всего этого? Зачем понадобилось старику определить три недели для скорбного поста и молитв?

Автор не сообщает об этом, но мы можем ответить на этот вопрос, основываясь на других книгах Ветхого Завета. Страстные желания и молитвы Даниила были направлены на то, чтобы евреи получили разрешение возвратиться на родину, и на молитву его откликнулось постановление Кира. Некоторые евреи уже отправились в путь. И все же казалось, что никакого возвращения не было. Предоставленной Богом возможностью воспользовалось лишь незначительное меньшинство. Большая же часть народа не испытывала подлинного желания вернуться на родину.

Это должно было опечалить Даниила. На протяжении более семидесяти лет его никогда не оставляли мысли об Иерусалиме. Трижды в день он молился, открыв окна своего жилища, выходящие в сторону Иерусалима, города, который он любил и никогда не забывал. Но эту любовь, очевидно, не разделяли его соотечественники. Они были счастливы там, где находились, и к возвращению из изгнания проявляли весьма незначительный интерес. Кто знал, как долго могло продлиться официальное разрешение переселяться в Иерусалим? Дверь, ведущая к возвращению, могла вскоре вновь крепко закрыться.

Но не только это печалило Даниила. Ведь те немногие вернувшиеся, пытаясь отстроить храм, сталкивались с беспримерными трудностями. Успешно был заложен фундамент храма, но из-за противодействия самаритян работа остановилась. Враги евреев призвали Персию рассмотреть их собственное мнение о проводящейся работе. Вернувшиеся изгнанники сильно пали духом.

Хотя Даниил и молился об успехе возвращения, он оказался весьма жалким. Создавалось впечатление, что те немногие, кто вернулся, поступили так совершенно напрасно. Казалось, все усилия были тщетны. Едва ли ситуация походила на исполнение того, что Бог обещал устами Иеремии.

Вот почему Даниил впал в уныние и стал молиться. И в этот момент Бог, проявляя любовь и милосердие, ниспослал ему последнее видение, содержание которого мы собираемся изучить.

В стихе 4 Даниил называет нам точную дату, в пределах которой ему было дано видение. Это было через три дня после завершения Пасхального празднества и вкушения опресноков. Только что вернувшиеся изгнанники, впервые на протяжении трех поколений оказавшись на обетованной земле, отмечали это торжество. А в это время стареющий Даниил находился около реки Тигр. Именно в этот день и в этом месте он н принял свое последнее видение.

Реакция пророка на увиденное

Стихи 5-9 рассказывают нам о том, что увидел и услышал Даниил. Передают они и то, какой была его реакция.

Находясь около реки Тигр, он поднял взгляд и увидел человека, облеченного в льняную одежду. Это описание, встречающееся на всем протяжении Библии, последовательно относится к небесному гостю. Гость был опоясан поясом из чистого золота. Эта картина полна ослепительного блеска и величия.

В стихе 6 продолжается описание гостя. Давайте сравним это портрет с тем, о чем писал Иоанн в Откровении 1,13-17, когда он увидел "...подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его - как шум вод многих; Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний..."

В то время Иоанн был в изгнании на острове Патмос, где ему явилось пророческое видение Господа Иисуса Христа, которое он и описывает. То, что видел Иоанн и то, что явилось Даниилу, поразительно совпадает. Не подлежит сомнению, что скорбевшему Даниилу явился не кто иной, как Сын Божий! Во времена Ветхого Завета, задолго до того, как Господь Иисус Христос на самом деле облекся в человеческую плоть и родился от Марии, Он многократно представал пред Своими верными слугами в образе человека. Такой феномен назван "теофанией" и, как мы видели, встречается не только в этой главе, но и на других страницах книги Даниила. Вновь Даниил увидел перевоплощенного, явившегося во славе Господа!

Из 7-го стиха становится ясно, что великолепное видение явилось одному только Даниилу. Его мог увидеть только тот, кто обладал духовной восприимчивостью. Только человек, обладающий духовной природой, способен заглянуть в глубь духовного мира.

То, что пережил в этот момент Даниил, имеет определенное сходство с тем, что испытал Павел по пути в Дамаск. Когда Господь Иисус Христос обратился со словами к Павлу, люди, шедшие с ним, слышали звук Его голоса, но никого не видели, и только Павел услышал произносимые Им слова (Деян.9:7; 22:9). Точно так же видение явилось только Даниилу. Его спутники чувствовали присутствие небесного Гостя, но никто ничего не увидел. Ощущение близости Сына Божьего вызвало в них трепет, и, устрашенные присутствием святости, они устремились в бегство и спрятались. Непреодолимое ощущение присутствия неба на земле снизошло на всех. Но когда другие в страхе убежали, Даниил остался наедине с Сыном Божьим.

"И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" (8).

Итак, старый искренний верующий оказался наедине со вторым Лицом благословенной Троицы! Силы покинули его бренное тело, и естественный румянец на лице перешел в мертвенную бледность. К нему обратился Тот, слова Которого "как голос множества людей".

Такое переживание чрезмерно для бренной человеческой плоти! Даниил простирается ниц и, уткнувшись лицом в землю, теряет сознание. Старый пророк лишается чувств у ног Господа Иисуса Христа!

Иногда встречаются мужчины и женщины, бесцеремонно говорящие о нашем Господе. Они подшучивают, что если предстанут пред Божьим судом, то "скажут Ему пару слов". Ничего подобного не произойдет. Когда мужчины и женщины видят Христа в Его истинном величии, они лишаются сил и падают у Его ног. Может ли кто-нибудь выразить словами величие Сына Божьего? Для смертных людей Он являет Собой потрясающее и лишающее самообладания зрелище.

О чем поведал Гость

То, о чем поведал Господь наш Иисус Христос Даниилу, запечатлено в стихах 10-14.

Однако прежде всего престарелого пророка следовало вновь привести в сознание. Это не произошло сразу, а явилось процессом, начало которого описывается в 10-м стихе. Рука встряхнула и подняла Даниила. Благодаря этому он пришел в себя настолько, что оказался в силах приподняться на колени, руками опираясь о землю. Прежде чем он сумел выпрямиться, потребовалось еще несколько слов утешения.

И они были ниспосланы ему (11). Милостивый Спаситель, обращаясь к пророку по имени, утешающе заверил его в том, что он - человек, удостоившийся великой любви. Едва ли можно вообразить что-либо более удивительное для грешника. Его возлюбил Сын Божий!

Далее Господь велит ему обратить пристальное внимание на слова, которые Он призван ему сказать, и встать на ноги. Медленно поднимаясь, Даниил не перестает дрожать. В предчувствии слов, которые он собирается услышать из уст Сына Божьего, его охватывает большая тревога. Он лишен самообладания в гораздо большей степени, чем в предыдущий раз, когда встретил Гавриила. Это объясняется тем, что величие Бога бесконечно превосходит величие самого выдающегося из ангелов. Замертво упав к ногам Гавриила, он очень быстро пришел в себя. Но исходя из дальнейшего повествования, он вообще едва ли приходит в себя; его выздоровление, как мы увидим ниже, объяснялось тем, что ему была ниспослана сверхъестественная сила. Лицезреть величие Бога не по силам лишенной помощи человеческой плоти.

Охваченный ужасом, Даниил слышит, как Спаситель вновь обращается к нему по имени. Он любовно утешает его, заверяя, что для страха нет оснований. Гость является Другом (12).

"Три недели назад, Даниил, ты начал молиться, и с первого же мгновения слова твои были услышаны. Ты принялся истолковывать будущее своего народа и начал корить себя за его грехи. Я был послан в то мгновение, когда ты начал это делать. Так как ты молился об этом, то ныне ты и примешь откровение, которое Я тебе сообщу. Хотя ты молился на протяжении целых трех недель, Мне помешали прийти..."

Содержание 13-го стиха, несомненно, является одним из самых таинственных в Ветхом Завете. Возможно ли, чтобы кто-нибудь помешал Господу Иисусу Христу? Да, Он отвечает: "...князь царства Персидского".

Нам следует обратить внимание на точность этого выражения. Речь идет о "князе", а не о царе Персии. Это не были Дарий или Кир, которые сопротивлялись Христу. На страницах Библии к ним последовательно обращаются со словом "цари". Таков титул, которым наделялись подобные им земные властители. В стихе же говорится не о них, а о "князе царства Персидского".

Для того, чтобы это понять, нам следует вспомнить учение, преподанное апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам 10,20. Он говорит, что, поклоняясь идолам, люди, что бы они сами ни думали об этом, поклоняются вовсе не им. За спиной идола скрываются демоны, они-то и являются подлинными богами идолопоклонников.

Точно так же за спиной национальных богов Персии стояли сверхъестественные злые личности. Именно эти злые духи побудили властителей Персии поддержать самаритян в их борьбе против небольшой группы верующих евреев, вернувшихся в Палестину из изгнания. Хотя противостояние продолжалось еще некоторое время после того, как три недели назад Даниил обратился за помощью к небу, Христос и вместе с Ним архангел Михаил разрешили эту ситуацию. Духовная битва началась.

Результат духовной битвы отражен в конце 13-го стиха. В нем не упоминается "князь царства Персидского", а говорится о "царях Персидских", то есть о земных правителях этой империи. Злые духи, которые до этого склоняли их делать зло, теряют свои позиции. Их место заняли Христос и Михаил. Силы Божьи восторжествовали, и именно они теперь побуждают персидских царей и воздействуют на принятие решений. Положение вернувшихся изгнанников должно измениться.

Кроме изменения ситуации, Христос открывает Даниилу то, что таит будущее. Ему предстоит проникнуть взглядом далеко вперед и увидеть, что выпадет на долю народа Божьего (14). Видение касается не только ближайших лет, но и конца мира. Откровение будет детализировано. Последние две главы книги Даниила - это самые замечательные главы Библии. В них передана история, которая со значительными подробностями была записана задолго до того, как предсказанные события совершились. Именно для того, чтобы открыть будущее, явился в тот день Христос к Даниилу на берегу реки Тигр.

Каким образом Даниил смог принять видение

Мы узнали, когда и где Даниил получил видение. Мы проследили, как Даниил увидел и услышал Христа и какой была его реакция. Мы разобрали слова, с которыми обратился к нему наш Господь. Оставшаяся часть главы, начиная с 15-го стиха, рассказывает нам о том, как пророку была дана способность принять видения, записанные в следующих двух главах.

Дело в том, что, несмотря на утешительные слова и божественное повеление "не бойся", к Даниилу все еще не вернулось самообладание. Он вновь простирается ниц у ног Христа, охваченный благоговейным ужасом (15). Встреча с Господом произвела на него столь потрясающее впечатление, что он утратил дар речи. Он в буквальном смысле слова ошеломлен. Он слишком изумлен всем происшедшим и не может произнести ни слова.

Некто, обладающий человеческим обликом - речь, разумеется, идет об ангеле,- прикасается к нему; это в значительной мере напоминает, как один из серафимов прикоснулся к Исайи, когда тот увидел Христа (Ис.6:5-6). Посредством переданной ему таким путем сверхъестественной силы пророк вновь обретает дар речи. Он в состоянии, запинаясь, произнести несколько слов, которые объясняют, почему он, охваченный душевным смятением, лишился всех сил (16). Он спрашивает, каким образом он, всего лишь простой раб, может беседовать со своим Господом (17). Он объясняет, почему видение святости ему не по силам и почему физическое воздействие этого видения привело его на грань смерти.

В ответ на это ангел вновь сверхъестественным образом укрепляет пророка (18). Постепенно Даниил приходит в себя, но он по-прежнему не в состоянии услышать откровение, которое ему послано. Он обретает дополнительные силы, в которых нуждается, тогда, когда Сын Божий вновь обращается к нему со словами, проникнутыми заботой и нежностью. Любящий голос дважды повелевает ему: "Не бойся", и в конце концов слабый престарелый верующий оказывается в силах ответить: "Говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". Смертный человек готов воспринять сверхъестественное видение. Он наделен силой, достаточной для того, чтобы принять удивительные откровения, которые должны быть ему ниспосланы.

"Продолжается духовный конфликт с Персией,- говорит Господь в стихах 20 и 21 (мы позволим себе перефразировать Его слова),- и Я собираюсь туда возвратиться. Когда же это столкновение кончится, начнется духовное противоборство с князем Греции. В этой борьбе у Меня не будет союзников, кроме Михаила, твоего князя...

Но знаешь ли ты, почему Я здесь? Знаешь ли ты, для чего Я к тебе пришел? Я пришел показать тебе то, что начертано в Божьем замысле относительно будущего".

В Библии об этих замыслах говорится как об "истинном писании". Они еще не начертаны в рукописи, но уже запечатлены в замысле Господнем. Цель этого выражения - подчеркнуть неподверженность каким бы то ни было сомнениям детализированно изложенные события, предсказанные в видении, занимающем две последующие главы.

Уроки, которые нам следует усвоить

Прежде чем перейти к изучению самого откровения, мы должны рассмотреть некоторые важные уроки, преподанные в 10-й главе книги Даниила.

Содержание этой главы показывает, кто же на самом деле подлинный враг деятельности Бога. Этот момент весьма важен, и мы не вправе расстаться с главой, не обратив на него надлежащего внимания.

Зоровавель пришел в Иерусалим. Но работа, к которой приступили он и его немногочисленные товарищи, неожиданно была приостановлена. Кто ответственен за это?

Следует ли нам винить тех евреев-переселенцев, которые пали духом? Можем ли мы им сказать: "Все это - ваша вина. Восстановление храма задерживается из-за овладевшего вами упадка духа. Разочарованные люди - подлинные враги деятельности Бога"?

Или нам нужно обвинить самаритян? Они жили и Палестине на протяжении всего времени пленения еврее" в Вавилоне. Они были более чем огорчены их возвращением и замыслом отстроить храм. Поэтому они попытались помешать тому, чего меньше всего желали. Следует ли нам в таком случае утверждать, что подлинными врагами деятельности Бога являются люди, критикующие Его работу и противодействующие ей?

Может быть, во всем виновны персы? Именно персидские власти первыми разрешили пленникам вернуться в Иудею, а затем, когда самаритяне на них пожаловались, приказали евреям остановить работы. Конечно, они настоящие негодяи.

Никто из них не является истинным врагом деятельности Бога. Об истинных врагах говорится в стихах 13 и 14: "Князь царства Персидского стоял против меня"; "...возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским".

Хотя такое заявление не популярно, тем не менее по-прежнему верно то, что Библия содержит определенную доктрину об ангелах. Есть добрые ангелы, но есть и злые, которые известны также как "демоны".

Согласно ясному учению Слова Божьего, злые люди, живущие на земле, направляются злыми силами. Именно эти злые духи, влияющие на человеческие мысли и проникающие в них,- истинные враги деятельности Бога.

Борьба, в которую мы вступаем, направлена в первую очередь не против нашего упаднического настроения или наших зримых врагов, не против критиков или властей, постоянно противодействующих всему, что мы стремимся совершать. Наша борьба - это духовная битва с духовными врагами. Это явствует как из содержания только что изученной нами главы, так и из слов апостола Павла, который подчеркнул, что "...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12).

Речь идет о духовном царстве. Речь идет о незримом конфликте, который становится видимым в наших собственных переживаниях. Нам очень важно признать это. Например, свидетельствуя людям о Христе, мы часто слышим от них в ответ: "Я не понимаю". Когда это происходит, мы, естественно, разочаровываемся и стремимся обвинить собеседника в нежелании понимать или в отсутствии интеллектуальных способностей.

Но проблема не в этом. Нам не следует возлагать вину на плохую коммуникабельность, хотя этот недостаток проявляется в избытке. Не следует также делать вывод, что всему виной применяемые нами несовершенные методы, хотя они и должны постоянно пересматриваться. Не является существенной проблемой и то прискорбное обстоятельство, что мы часто совершаем Господне дело в плохом настроении.

Причина, в силу которой мужчины и женщины не принимают благую весть, когда им объясняют ее, заключается в том, что "бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4). Дьявол и его свита - вот кто подлинные враги деятельности Бога. Поняв это, мы сможем усвоить и второй важный урок, преподанный нам в этой главе. Он указывает нам единственное оружие, подходящее для конфликта, в который мы вступили.

Указав наших подлинных противников, Павел сразу же дает следующий совет: "Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять" (Еф.6:13).

Выбор соответствующей одежды и используемого нами оружия зависит от рода конфликта, в который мы вступаем. Поскольку наша борьба является духовной, нам настоятельно необходимо" прибегать к духовным средствам защиты и духовному вооружению. Без этого мы быстро погибнем.

Вот почему, перечисляя вооружение, необходимое для битвы, апостол заканчивает свой список оружием, которое не имеет аналогов в земном оснащении: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования" (Еф.6:18-19).

Духовный конфликт требует, чтобы мы прибегали к молитве. Какое другое средство способно призвать на помощь небеса? Даниила 10,12 показывает нам, что помощь приходит" в то мгновение, когда мы начинаем молиться. Прежде чем лично удостовериться в том, что молитва наша услышана, мы можем, подобно Даниилу, на протяжении длительного времени, "трех недель", подвергаться жестоким мукам. Но Бог слышит нас с того момента, как мы открываем свои уста.

В молитве заключена огромная сила. Именно благодаря молитве закончилось пленение и Кир был побужден издать свой исторический указ. Именно к молитве вновь прибегнул Даниил, когда оказалось, что работа по восстановлению храма задерживается. Вскоре после его ходатайства строительство возобновилось. Планы врагов были сорваны, и Бог послал новых вождей, призванных увещевать и ободрять народ. В конце концов храм был отстроен, и ничто не смогло воспрепятствовать этому.

Подумать только! Стоило восьмидесятисемилетнему старику, находившемуся в отдаленной стране, помолиться, и ход истории изменился!

Именно поэтому нам следует ревностно молиться об успехе дела Христова как в своей стране, так и вдали от нее. Сила молитвы не поддается измерению. Это еще один момент, который постоянно подчеркивал апостол Павел. Его послания наполнены просьбами о молитвах. Он твердо знал: если народ Божий подвизается в молитве, ситуация должна измениться. Он постоянно призывал народ Божий к совместным усиленным молитвам. Он не ожидал, что его читатели отложат в сторону книгу до тех пор, пока до конца не поймут всю огромную силу молитвы. Им достаточно знать, что в момент их молитвы они получают помощь небес в решении духовного конфликта. Христос и воинства Михаила присоединяются к борьбе с силами зла, и положение неизбежно меняется.

А теперь - о третьем уроке, который можно извлечь из содержания главы. Он показывает нам, чего может ожидать молящийся.

Никогда за всю свою долгую жизнь Даниил не имел больше власти, чем теперь. Но он никогда не оказывался и более слабым и ничтожным. Никогда он не был более сломленным и обессиленным.

Да, молитва призывает Божественную силу и помощь небес. Но она никогда не возвеличивает молящегося человека. Она уничижает его.

Путь молитвы одинок и труден. Когда ответ не приходит сразу, это нас несколько смущает. Однако молитва песет нам большое утешение.

На том месте, где Даниил возносил молитвы, он увидел Сына Божьего, облеченного блеском Своего величия, и услышал из Его уст весть о том, что он горячо возлюблен на небесах. Он испытал прикосновение ангела. Он получил уверенность в том, что нынешнее положение изменится. Он понял, что в будущем праведников ожидает благополучный конец, ибо миром правит Бог. Мог ли он увидеть что-либо подобное не на месте молитвы?

В каком ином месте, кроме того, где возносятся молитвы, слабый, беспомощный, смертный грешник мог бы познать небо на земле?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.