Джон Стотт
Послание к Римлянам
Г. Воля Бога: изменение взаимоотношений
Послание к Римлянам 12:1 — 15:13
Одной из примечательных особенностей учения Павла является то, что он постоянно сочетает доктрину с долгом, веру с образом действий. Как следствие, в главе 12 Послания к Римлянам, как и в некоторых других своих Посланиях, он обращается от описания к назиданию, от благовестия к ежедневной жизни христианина, или, по словам Андерса Найгрена, от утверждения «тот, кто оправдан верою...» совершается переход к выводу, вытекающему из него: «...жив будет». Кроме того, Павел обращает внимание своего читателя не только на индивидуальную или личную этику Основная его цель — показать, что собой представляет новое сообщество людей, которому Иисус положил начало Своею смертью и воскресением.
Прежде чем перейти к частностям, нужно прокомментировать два основных направления, на которых Апостол ведет свое научение в Рим. 12 — 15. Во-первых, он не разделяет веру и поведение, настаивая как на практическом применении своей теологии, так и на теологических основах предлагаемых им этических норм. Несмотря на то что даже новички во Христе «мертвы для греха, но живы для Бога» (6:11), святость по своей природе не появляется автоматически, не является она и неизбежной. Напротив, о даровании благочестивого поведения необходимо просить в молитве, объясняя причины.
Так в главе 12 нас молят предоставить тела наши Богу по милосердию Божьему (1), просят служить друг другу, потому что мы есть одно тело во Христе (5), не мстить, потому что возмездие принадлежит Богу (19). В главе 13 мы научаемся подчиняться государству, потому что государственные власти поставлены Богом осуществлять Его волю (1 и дал.), любить ближнего (тем самым исполняя закон), потому что приближается день возвращения Господа Христа (10 и дал.). В главе 14, о которой детально будет сказано ниже, мы назидаемся не делать никакого зла своим братьям и сестрам, потому что Христос умер и ради спасения их тоже (15), воскрес, чтобы стать их Господом (9 и дал.), и вернется, чтобы совершить суд над нами (Пи дал.). Как замечательно убеждаться в том, что великие доктрины о Кресте, Воскресении и втором пришествии чудесным образом находят себе место в практическом служении, в ежедневном христианском поведении.
Другая поразительная особенность этического учения Апостола Павла, изложенного в главах 12 - 15, заключается в том, что он неоднократно (прямо или косвенно) ссылается на учение Иисуса1.
1 Доктор Томсон Майкл делает разграничение между (а) «цитатой», приводимой Павлом в качестве точно переданной фразы; (б) «ссылкой», нацеленной на то, чтобы напомнить читателям об известной им традиции, и (в) «реминисценцией», которая непроизвольно, без особых намерений со стороны Павла, приводит на память читателям параллельное место ич учения Иисуса (Томсон. С. 29 и дал.). Доктор Томсон делает вывод, что в Рим. 12:1 — 15:13 цитаты отсутствуют, есть «только одна ссылка» (12:146) и «три очевидных реминисценции», наряду с рядом других, весьма схожих (с. 237). Далее, присутствие последних «позволяет сделать решительный вывод о том, что учение Господа существеннейшим образом повлияло на Павла» (с. 238), а еще больше — совершенное Им.
Ниже приводится таблица, которая иллюстрирует основные соответствия.
Павел
Иисус
«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (12:14).
«Никому не воздавайте злом за зло...» (12:17).
«...будьте в мире со всеми людьми» (12:18; ср.: 14:19).
«...если враг твой голоден, накорми его...» (12:20)
«...отдавайте всякому должное: кому пбдать, пбдать...» (13:7).
«Любите друг друга» (13:8). (Рассужд. авт. основ, на англ, пер. Библии).
«...любящий другого исполнил закон» (13:8).
«...заповеди... заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как себя» (13:9)
«Понимайте свое время...» (13:11)1.
«...наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение...» (13:116, в).
«А ты что осуждаешь брата твоего? ...Не станем же более судить друг друга...» (14:10, 13).
«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (14:12).
«...судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (14:13).
«Нет пищи нечистой... Всякая пища чистая» (14:14, 20)1.
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность...» (14:17).
«Благословляйте проклинающих вас...» (Лк. 6:28).
«...не противься злому» (Мф. 5:39).
«Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9).
«...мир имейте между собой» (Мк. 9:50).
«...любите врагов ваших,благотворите ненавидящим вас» (Лк. 6:27; ср.: стих 35 и Мф. 5:44).
«...позволительно ли давать пбдать кесарю или нет?...» «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мк. 12:14, 17).
«...любите друг друга» (Ин. 13:34 и дал.).
«...возлюби Господа Бога твоего... возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37 и дал.).
«...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» Мф. 7:12).
«Как же так, что не умеете понимать свое время?» (Лк. 12:56)2.
«...чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13:36).
«...приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7:1).
«...люди... дадут... ответ в день суда...» (Мф. 12:36).
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18:7).
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф. 15:11).
«Сказав так, Иисус объявил всю пищу чистой» (Мк. 7:19)2.
«...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его...» (Мф. 6:25, 33).
Обратившись теперь от этих двух основополагающих линий учения Павла к частным аспектам, убедимся, что он фокусирует внимание на наших взаимоотношениях, причем, начинает с наших взаимоотношений с Богом.
В русском переводе Библии: «...нет ничего в себе самом нечисто го». Рассуждение автора основано на английском переводе. — Прим. пер.
2 В русском переводе Библии: «Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища...» Рассуждение автора основано на английском переводе. — Прим. пер.).
Этот материал еще не обсуждался.