03.12.2009
Скачать в других форматах:

Корнелис Г. Врейхденгил

Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам

2. Поставлен главой Церкви

Ефесянам 1,15-23

Дополнительный отрывок: Колоссянам 1,9-20

                        Вступление

В предыдущем разделе (ст. 1-14) Павел воспел неизмеримое богатство Божьей благодати. Перед его мысленным взором проходило изобилие благодеяний спасения - избрание, предназначение к усыновлению, прощение грехов, премудрость и разумение Божьего плана для мира, запечатление Святым Духом и полное искупление. Проведя линию от вечности, от начала Божьего плана спасения мира вплоть до вечного блаженства, Павел наставил этим своих читателей.

В представленном нам разделе (ст. 15-23) Павел молится о ефесянах, чтобы они на самом деле жили подаренным и воспетым богатством Божьей благодати. Однако наши физические глаза и наш человеческий ум слишком слабы и ограничены, чтобы хоть немного понять это непостижимое богатство. Для обозрения и познания этого полного богатства нам нужны просветленные глаза, которые может дать только Бог (ст. 18).

Взирая подаренными Богом просветленными глазами на Иисуса в величии Его власти одесную Бога, мы видим в Нем и соединенную с Ним Церковь, состоящую из людей, избранных от вечности, искупленных Его кровью и являющихся наследниками вечной жизни. Главой этой Церкви является Христос. Церковь является Его Телом.

Здесь мы достигли цели и апогея первой главы. Вот высота, выше которой Павел не может вести своих читателей: - Церковь является "Его телом", а Он - ее Глава. Близость этой связи невозможно описать нагляднее. Церковь - Его воплощение на земле, осуществление излитого и сделанного видимым богатства Христа. Это, однако, возлагает на нее высокую ответственность, так как она должна проявить в своем поведении Его образ. Церковь должна отразить Его, ведь она является видимым на земле проявлением превознесенного Христа - Его Телом.

                        Разбор

                             Благодарственная молитва Павла за церковь (ст. 15-16)

Ропщущих людей больше, чем благодарящих. Апостол говорит: "Непрестанно благодарю за вас..." Редкость, когда человек начинает благодарить. Еще большая редкость, если человек постоянен в этом. И кажется исключением, если человек уже не перестает благодарить. Павел как раз и был таким исключительным человеком. За что он благодарил? За веру в Господа Иисуса и за любовь ко всем святым. Значит, вера ефесян действовала любовью.

                             Моление Павла о церкви (ст. 17-19)

В стихе 16 мы видим, что благодарственная молитва Павла переходит в моление, с которым он обращается к "Богу Господа нашего Иисуса Христа". Другими словами, гарантия того, что молитва Павла будет услышана, основывается на Господе Иисусе, превознесенном Спасителе, Который помазан Богом быть Посредником. Бог может дать то, о чем Павел сейчас будет просить, лишь ради Иисуса Христа. Апостол здесь называет Бога также Отцом славы. Как Отец, Он имеет эту славу и особенно излучает ее, когда возвышается Христос.

О чем Павел молится в первую очередь? О действии Святого Духа (ст. 17). Он не просит о Самом Святом Духе, так как верующие уже имеют Его (см. 1,13).

Здесь он упоминает два таких дара:

- премудрость (ср. ст. 8);

- откровение к познанию Его.

Слово "откровение" указывает на раскрытие новых мыслей Божьих, на устранение покрывала, которое, так сказать, еще скрывает большую часть глубин Божьей благодати. А эти открытия относятся к "познанию Его", то есть Бога. Итак, Павел молится, чтобы члены церкви познавали Бога и Его благодать глубже и глубже.

В подлиннике греческое слово, переведенное на русский словом "познание", не обычное "гносис", а "эпигносис", т.е. полное знание. Оно говорит об очень тщательном рассмотрении какого-то предмета, который прежде был только неясно видим издали. Значит, наши глаза должны измениться таким образом, чтобы четче и яснее видеть истины веры, открывающиеся в Библии. Другими словами, благодаря этому видению, мы должны познавать Бога все лучше и глубже.

Далее Павел говорит об этом измененном зрении: "И (чтобы) просветил очи сердца вашего". Павел подразумевает, что у ефесян эти "духовные глаза" уже есть, но желает, чтобы они еще больше "просветились" (открылись) и видели более ясно.

В стихах 18-19 апостол обращает внимание на три аспекта, которые надо внимательно рассмотреть "глазами веры" для того, чтобы возрасти в благодати. Это:

- надежда Церкви (18а)

- наследие Церкви (186)

- безмерное могущество Бога (19).

Для Павла надежда верующих является не просто каким-то неопределенным желанием, а непреклонной уверенностью в том, что будет. А это ожидание дает силу и утешение во всяком страдании и испытании. Вот к какой надежде Бог призвал Своих детей сильным, обновляющим жизнь призванием. .

Затем наш взор должен быть направлен на наследие, то есть содержание надежды. А это наследие - "для святых", значит, предназначено для верующих. Павлу трудно найти подходящие слова для описания величия и славы этого наследия: "богатство", "славный". Это Божье наследие, которое Он дарит Своим детям.

А когда этот подарок будет вручен? Собственно говоря, Господь уже подарил это наследие, хотя верно и то, что оно - дело будущего. Наследники уже получили первый залог наследия (ст. 14), а в будущем их еще ждет вечная слава. Сейчас им важно "просвещенными глазами" все больше познавать богатство и славу этого наследия. А такое познание требует возрастания в вере. Возьмем к примеру грудного ребенка, отец которого миллионер. В таком возрасте ребенок совершенно ничего не понимает в наследстве, предназначенном для него, но позже, вырастая, он узнает о нем больше и больше. Это же можно сказать и о тех, кто возрожден к упованию живому. Они имеют право на вечное наследие, будучи наследниками со дня своего духовного рождения. Но представление о богатстве и славе этого наследия они получают лишь через изучение Слова Божьего, которое постоянно говорит им об этом наследии. Вот возрастание, о котором здесь молится за церковь апостол Павел.

Значит, церковь должна привыкнуть к жизни надежды на наследие, а больше всего - к взиранию на державную силу Божью (ст. 19).

Выражения "безмерное величие" и "державная сила" опять показывают, как трудно апостолу правильно выразить всемогущую силу Божью, которой Он превознес Христа в пользу верующих. В следующих стихах Павел приводит четыре примера проявления всемогущей силы Божьей:

1. Он воскресил Христа из мертвых (20а).

2. Он посадил Христа одесную Себя на небесах (20б).

3. Он дал Христу власть над всем (21-22а).

4. Он поставил Христа Главой Его Церкви (226-23).

                             Возвеличенный Христос как Глава Своей Церкви (ст. 20-23)

Хотя молитва Павла кончается лишь в стихе 23, но здесь речь идет не о церкви. Теперь Павел описывает несколько ступеней возвышения Христа. Он уже не просит о чем-то новом для церкви, но рассматривает упомянутое (т.е. силу Божью) на основании превознесения Христа. Связь с предыдущими стихами остается, конечно, в силе. Значит, взор веры, т.е. просвещенные глаза членов церкви должны быть постоянно устремлены на этого возвеличенного и прославленного Христа. Только таким образом они смогут возрасти в познании Отца славы. "Видевший Меня видел Отца".

Воскресение Христа из мертвых - действие невообразимого нами Божьего всемогущества. Благодаря этому событию, мы чуть-чуть узнали это всемогущество и можем быть уверены, что оно простирается и на нас, если мы верим в воскресшего Христа. Когда-то мы даже будем подобны Ему в этом. Вы можете представить себе такое? Невозможно! Здесь подобает лишь удивление и поклонение.

Второе выражение всемогущей силы Божьей, на которое ссылается Павел,- вознесение Христа: "...посадив одесную Себя на небесах".

Выражение "одесную" - метафора, оно указывает на место власти и чести (ср. Пс. 44,10 и Мтф. 20,21). Христу дана всякая власть на небе и на земле.

И вот перед нами третье доказательство Божьего всемогущества в превознесении Христа: Он "все покорил под ноги Его".

Христос высоко восседает над всеми властями и силами. Все покорено Его господству - правящие власти (начальства), уполномоченные (власти), силы, имеющие власть (господства), все великое и знатное (всякое имя) - словом, все, каким бы то ни было образом великое и могущественное. Власть Иисуса далеко превосходит все это. Его господство действенно не только в этом временном мире, но и в будущем, то есть оно вечно. Его владычество продлится даже в вечности. Ему покорено все Его творение, даже враги как Его, так и Церкви.

Можно было бы сказать, что более возвышенно рисовать Господа Павел уже не может. Но все же три упомянутых выше действия силы и славы Божьей (воскресение, вознесение и владычество над всем) являются, собственно говоря, лишь предпосылками последующей главной мысли, вершины этого раздела, которой Павел заканчивает свой перечень - Христос поставлен "главою Церкви, которая есть тело Его" (ст. 22-23).

Этого Христа, Который как Глава, превыше всего, Бог дал Церкви. Так и написано в греческом подлиннике этого Послания - не поставлен, а дан. Какая благодать скрыта в этом слове! Между Ним и всем, над чем Он правит, большое расстояние. Но к Своей Церкви у Него совершенно другое отношение. Оно характеризуется словами "Глава" и "тело", то есть указывает на органическое единство. Более высоко изобразить положение Церкви Павел не может. Какая высокая честь - быть телом такого славного Главы! Какое ценное призвание в мире - быть действующими членами этого славного небесного Главы!

Наконец Церковь, как Тело Христово, называется здесь Его полнотой, что может означать: она переполнена Им и Его благодатью. Здесь, однако, более вероятно значение "Его дополнение, завершение". Ведь без главы тело не завершено. Какой высокий почет оказан Церкви, что она может быть телом этого славного Главы! И это так, потому что она этого достойна? Нет, нет и еще раз нет! Это положение Церковь занимает исключительно потому, что Христос наполняет всех членов Своего Тела Своей славой и благодатью,(ст. 23).

                        Примечания и вопросы

1. В стихе 15 апостол Павел говорит о "вере во Христа Иисуса". Этими словами он хочет сказать, что вера основана на Христе и истекает из Него. Христа принимают верой, Он - содержание веры. Всегда ли вера является верой в Господа Иисуса? Или это более последующая стадия жизни веры?

2. В своей молитве Павел просит о том, чтобы члены церкви возрастали в вере и благодаря этому глубже познали благодать Божью и жили ею. Кто, согласно стиху 17, осуществляет это возрастание в вере?

3. Одно из действий Святого Духа, упомянутое Павлом в стихе 17,- откровение к познанию Бога. Это раскрытие всего того, что есть в Боге, но до тех пор не было достаточно очевидно. Другими словами, это более глубокое понятие о Боге и Его благодати. Когда Павел писал Послание к Ефесянам, канон Библии еще не был установлен. Бог давал новые откровения, познания Церкви углублялись. Верующие новозаветных времен получали много откровений, через которые Бог объявлял Свои планы. Вспомните Иосифа (Лук. 2,26), Корнилия (Д.Ап. 10,22) и особенно главу 14 Первого послания к Коринфянам, где Павел, кроме даров пророчества и языков, называет и дар откровения (ст. 6 и 26). И сам Павел получил много откровений (2 Кор. 12,1.7).

Теперь канон Священного Писания утвержден. Нужны ли нам новые откровения для нашего спасения? Как Бог открывается нам теперь? Что такое "продолжающееся" откровение? Бывают ли в наше время откровения, о которых говорит глава 14 Первого послания к Коринфянам, или этот период прошел? Обоснуйте свой ответ ссылками на Библию.

4. Наряду с откровением к познанию Бога, Павел упоминает и "просветленные очи сердца" (ср. 2 Кор. 4,6). Скажите своими словами, что такое "просветленные очи сердца". Это более высокая форма познания и видения, которую может достичь только ограниченное количество посвященных, как учит гностицизм, или она достижима для всех? Кто просвещает наши глаза (ст. 17-18)? Как надо понимать слово "познали" (ст. 18)?

5. В стихе 18 апостол Павел говорит о надежде. Перечислите, что сопутствует надежде (1 Кор. 13,13)! На что надежда всегда направлена?

6. Согласно стиху 18, каково содержание надежды? О каком наследии идет тут речь? Кто завещатель? А кто законные наследники?

7. Объясните разницу между получением права на наследие, первым залогом наследия (1,14) и приобретением наследия. Когда мы получаем право на наследие? Когда оно передается в наше распоряжение? Где можно узнать о содержании наследия? Теперь разъясните отношение между надеждой и наследием.

8. Какой степени возвышения Христа Павел не упоминает в этих стихах (ст. 20-23)?

9. Чем закончится владычество Христа одесную Бога (см. ст. 22)? Что делает Христос, как Глава Своей Церкви (ст. 23)? Мы узнали, что на небесах Христос поставлен выше всего и дан Церкви Главой. Какую разницу замечаете вы в эмоциональной окраске слов "поставлен" и "дан"? На что указывает слово "дан"?

10. Связь между Христом и Церковью представляется как связь Главы и Тела. Об этом Библия говорит многократно (Еф. 4,12.15-16; 5,23; 1 Кор. 12). Скажите своими словами:

а) каково значение того факта, что Христос - Глава Своей Церкви; б) какое значение имеет истина о том, что Церковь - Тело Христово.

11. Новый Завет свидетельствует, что Христос господствует над властями (ст. 21; ср. Кол. 2,15), подчинив их Себе. О каких властях может идти речь в наше время? Как мы должны понимать господство Христа над земными властями и властителями?

12. Дав конспектировано ответы на следующие вопросы, вы получите схематический обзор этого раздела.

За что благодарит апостол Павел (ст. 15)?

1. ....................

2. ....................

Какие действия Духа упоминает Павел (ст. 17)?

1. .........................

2. .........................

Какие аспекты следует еще раз внимательно рассмотреть "просветленными глазами"?

1. ........................... (18)

2. ................. (18)

3. ................. (19)

Бог показывает Свою силу и всемогущество, возвысив Христа, что представлено нам в четырех аспектах:

1. ................. (20)

2. ................. (20)

3. ................ (21-22)

4. ................. (22)

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.