Корнелис Г. Врейхденгил
Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам
7. Единство Церкви и разновидности даров
Ефесянам 4,1-16
Дополнительный отрывок: 1 Коринфянам 12
Вступление
Четвертая глава - начало второй частй Послания к Ефесянам. Вспомним, что первые три главы - догматические, а последние три - наставительные. В первой- части Послания апостол открывает нам благодать Божью, выраженную в отдаче Сына и в искуплении, которое Он дарует в Нем. Павел изобразил перед нами невыразимую славу Церкви, присущую как ее происхождению, так и присутствию в мире и ожиданию будущего. Она от вечности избрана во Христе, Который является ее Главой. Пришло время и она стала благовестницей, она живет в ожидании конечного момента истории, когда все и во всем будет Христос.
Эта преизобильная благодать должна бы в свою очередь, побудить верующих жить соответственно их высокому призванию.
К этому и призывает апостол во второй части Послания. Дерево благодати посажено, теперь оно должно приносить плоды. Дар дан, и теперь надо завершить связанное с ним задание и выполнить эту большую обязанность. Это дарованное верующим богатство должно привести их к обновлению ежедневной жизни. Они должны стать подражателями Богу.
Вторую часть Послания к Ефесянам можно разделить на четыре подраздела.
В первом подразделе (4,1-16) Павел говорит собственно о Церкви, о единстве Церкви и о различных дарованиях, данных Христом для ее духовного назидания.
Во втором подразделе (4,17-5,21) Павел говорит о личной жизни каждого отдельного верующего. Тут центральной темой является освящение.
В третьем подразделе (5,22-6,9) речь идет о взаимоотношениях между супругами, детьми и родителями, рабами и господами.
В четвертом, последнем, подразделе (6,10-24) Павел говорит о всеоружии Божьем, которое необходимо в борьбе против духовных властей.
В данном уроке мы будем рассуждать о единстве Церкви и разновидностях даров. Здесь обращают на себя внимание четыре темы:
- единство Церкви (ст. 1-6);
- Дающий дары (ст. 7-10);
- содержание этих даров (ст. 11);
- цель этих даров (ст. 12-16).
Разбор
Сохранять единство духа (ст. 1-6)
Павел увещевает, т.е. умоляет Церковь как тело Христово проявлять ясно видимое для всех окружающих единство, поскольку, благодаря присутствию во Христе и действию Святого Духа она уже имеет внутреннее духовное единство. Значит, основание его увещания - то, что уже даровано во Христе, а цель - практическое действие и откровение этого дара Христова. Единство Церкви является не только даром (ст. 4), но и задачей (ст. 3) и по меньшей мере целью дарований Церкви (ст. 13).
В предыдущих главах апостол обстоятельно рассмотрел тему единства верующих, призванных как из евреев, так и из язычников, в одном теле Церкви (ср. 2,11-22).
В этой главе Павел опять говорит о единстве, но уже в более широком контексте. От уже упомянутого спорного вопроса между евреями и язычниками он переходит к другим угрожающим церкви опасностям, а именно: всяким ветрам учения, вследствие которых в церкви возникают различные группировки и разногласия между ними в преимуществах разных даров благодати.
Поэтому Павел начинает с увещания, которое имеет особое значение именно потому, что увещающий голос звучит из тюрьмы. Как мы уже видели (3,1), общение Павла с распятым Христом не раз влекло за собой узы ради Христа. Итак, здесь увещает "узник в Господе". Кто осмелился бы отказаться выслушать такой проникновенный голос?
Содержание увещания - "поступать достойно звания, в которое вы призваны". Слово "поступать" в оригинальном греческом языке передано словом со значением "ходить, гулять". Значит, церковь не должна бежать, с преувеличенной святостью творя добрые дела, или остановиться и успокоиться на ложном основании; она должна ходить, то есть спокойно совершать добрые дела, которые Бог предназначил ей исполнять (ср. 2,10). Это хождение и призвание должны быть взаимоуравновешены. Это и есть значение слова "достойно" - быть в равновесии, в соответствии с чем-нибудь. Призвание происходит через благовестив Евангелия силой Духа Святого и исходит от Бога. В первой части своего Послания Павел ясно сказал, из чего и к чему призвал нас Бог: из глубочайшей гибельной пропасти к высшей славе, из тьмы к свету, от смерти к жизни, от греха к благодати, от власти сатаны к блаженному общению с Богом (ср. 1 Петр. 2,9 и далее). Какой человек, имея столь высокое призвание, хотел бы еще жить по плотским похотям?
Нет, ходить соответственно такому высокому призванию - значит бросить бесплодные дела тьмы, для которых Церковь умерла во Христе, и творить дела света, для которых она воскресла со Христом.
Во втором и третьем стихах Павел пятью короткими увещаниями более подробно объясняет выражение "поступать достойно". Первые три качества касаются взаимоотношений между членами церкви, а два последние относятся к церкви в целом. Удобства ради я поставлю их по порядку.
Не забудьте, что эти качества не растут в почве природного человеческого сердца, но являются плодами Святого Духа, проявляющимися как знак новой жизни.
1. Поступайте со смиренномудрием. Тут речь идет не о самоунижении или самовольном повиновении людям, а о настоящем смиренномудрии, то есть освященном самосознании того, что даровал нам Бог. Например, Павел называет себя наименьшим из всех святых, он признает свою слабость и немощь, но все же свято верит, что призван Богом.
2. Поступайте с кротостью. Это свойство добровольного подчинения водительству Божьему. Действительно кроткий человек видит и оценивает все дела с позиции Бога, а не своей. Последнее делает нас беспокойными и нервными, первое - уравновешенными и кроткими. Некто прошел по этой земной жизни с совершенной кротостью. Он не злословил взаимно. Он претерпел злобу людей и непонимание Своих учеников. Он видел все так, как видел Бог.
3. Поступайте с долготерпением. Тот человек поистине долготерпелив, кто, несмотря на все причиняемое ему зло и несправедливость, не замышляет мести, а остается терпеливым, непоколебимым и при любых невзгодах не падает духом.
4. Снисходите друг ко другу любовью, даже если с вами поступили несправедливо. Эта снисходительность и возможна именно любовью. Слово "любовь" в оригинальном языке передано словом "агапе", которое в Священном Писании используется только для описания Божественной любви. Может быть, Павел тут ошибся? Нет, он сводит новый образ жизни именно к Божественной любви. В этом образе любви действующим лицом в сущности является не человек, а Сам Господь Бог посредством Духа Христова. Любовь Божья действует через верующих, так что они являются лишь орудием в Его руке. Итак, Павел может сказать о себе: "Ибо любовь Христова объемлет нас".
5. Сохраняйте единство духа. Очевидно то, что в этом ряду увещаний сохранение единства духа занимает центральное место. Это единство надо сохранять, а не достигать его или добиваться, ведь оно - дар Духа (ср. 1 Кор. 12,13). Поэтому перед церковью стоит выбор - сохранять или разрушать данное ей единство. В нашей ситуации выбор уже сделан. Для нас может быть написано: восстановите нарушенное единство. Какое смирение потребуется от нас для этого! Да приведет оно нас к раскаянию!
Единство духа - это не согласие между собой в определенных взглядах, а совместное участие в дарованном Богом спасении. Основание этого единства не в церкви, а в триедином Боге и Его деле спасения. Оно и определяет, и ограничивает единство.
Это единство следует с прилежностью сохранять "в союзе мира". Если, благодаря Христову делу примирения, мир Божий царствует в нашем сердце, так что мы откладываем ветхого человека и облекаемся в нового, то исчезнет как все то, что разделяет нас, так и всякое ложное основание искусственного единства.
В стихах 4-6 Павел объясняет основу этого единства более подробно, используя для этого три определения, состоящие из трех элементов.
1. Одно тело, один дух, одна надежда. Тут речь идет о существовании Церкви, а именно: указано внешнее выражение этого существования - одно тело, внутреннее выражение - один дух, цель его - одна надежда на будущее наследие. Слово "тело" указывает на то, что Церковь является органически единым целым, единением. Все верующие вместе образуют единое тело Христово (ср. 1,23), в котором обитает Святой Дух, как душа в теле человека. Под духом здесь подразумевается Святой Дух. Он восстанавливает в человеке образ Божий и созидает Церковь. Там, где есть Святой Дух, там есть и Церковь. А надежда, к которой призвана Церковь, ведет к вечному небесному наследию. Итак, члены Церкви связаны друг с другом не временно, а вечно.
2. Один Господь, одна вера, одно крещение. Здесь речь идет о возникновении Церкви. Один Господь, ее основатель и Глава; одна вера - это субъективное средство для возникновения Церкви; одно крещение - это объективное средство, таинство присоединения к Церкви. Под Господом здесь подразумевается Господь Иисус Христос. Слово "вера" говорит не только о субъективном, личном действии; его следует понимать также в смысле общего вероучения, содержания Евангелия. Крещение - символ смерти ветхого человека и воскресения нового. Крещение скрепляет настоящее общение всех членов тела с единой Главой.
3. Один Бог и Отец... над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Здесь Павел напоминает о подлинном источнике Церкви. Бог - Отец всех, то есть всех верующих. Он над всеми, то есть Он их наивысший Господь и Властелин. Он чрез всех, так как осуществляет Свой план спасения через служение всех тех, кто повинуется Его отцовской воле. Он также и во всех, то есть Он вселился во всех нас, так что Церковь может называться жилищем Божьим Духом (2,22).
Итак, мы увидели, что Церковь является единением, потому что она - Церковь единого живого Бога. Однако внутри этой единой Церкви есть и большое разнообразие даров. Об этом Павел говорит в следующих стихах.
Он дал дары, человекам (ст. 7-10)
В этих стихах апостол Павел говорит о дарах. Указав необходимость единства верующих, он затем поясняет, что это единство не противоречит разнообразию отдельных даров благодати, дарованных каждому члену Церкви.
Как здоровье человека зависит от верных, согласованных действий каждого отдельного органа тела, так и возрастание церкви зависит от того, что каждый ее член, осознав свой специфический дар и задание, предоставит свои силы в распоряжение всей общины.
"Каждому же..." - так начинается переход от единства Церкви к разнообразию даров в ней. "Каждому же из нас дана благодать" не к собственной выгоде, а прежде всего для созидания тела Христова (ст. 12). У каждого члена церкви, то есть даже у самого незначительного и слабого, есть свой дар и свое задание. Поэтому никто и не должен уклоняться от этого, потому что благодать каждого берет свое начало в мере дара Христова. Значит, различия в величине и объеме дара благодати обусловлены не усилиями человека, а суверенной волей Подателя, Который каждому дает подходящий ему дар для назидания всего Своего тела (ср. 1 Кор. 12,12-31).
Податель даров - превознесенный Господь Иисус Христос, и Он дает эти дары по благодати.
Сознавая это, мы избежим, с одной стороны, гордости, а с другой - зависти. К тому же следует помнить, что дар принадлежит не отдельному члену, а всему телу.
Разнообразие даров основывается не на различных природных способностях человека, а на свободе, в которой Христос дарует Свои дары каждому отдельному верующему, хотя эта свобода не исключает, что Он может использовать для Своего служения и природные способности. Подумаем о самом Павле!
Однако прежде чем дать эти дары, Господь Христос должен был их приобрести. Это Он сделал Своим нисхождением на землю и восхождением на небо, то есть Своим воплощением и возвращением на небо после исполнения дела спасения.
Об этом Павел говорит в стихах 8-10, цитируя Псалом 67,19 и объясняя его ввиду разнообразия даров и служений внутри единой Церкви.
Ясно, что Павел приводит здесь этот Псалом для того, чтобы указать на источник даров благодати - примирительный труд Христа, Который Своим воплощением унизился до глубины горькой смерти на кресте (ст. 9). Таким образом Он заплатил за грех Своей Церкви (тех, кто принадлежит к Церкви, победив смерть и дьявола. Он взял на Себя гнев и проклятие Своего Отца, а затем триумфально воскрес из мертвых. Таким образом Он пленил плен - расторгнул узы греха и смерти, которые по природе нашей держат всех нас в плену. И как Победитель над всеми этими властями смерти Христос вознесся на небеса и воссел одесную Бога.
Приобретя для Своей Церкви дары благодати в Своем уничижении, Он с места Своего возвышения излил на нее Святого Духа и все дары благодати.
Итак все дары и служения (ст. 11) - это подарок Христа в день Пятидесятницы, возвеличенного в день вознесения. Вот что Павел в рассмотренной им цитате из Псалма хочет пояснить ефесской общине.
Во второй части стиха 10 апостол говорит, что цель вознесения Христа превыше всех небес - "дабы наполнить все", другими словами, чтобы привести все к полноте.
Об этих трудных словах написано уже много, но в контексте библейского свидетельства лучшим кажется объяснение: для того, чтобы на основании Его победы над властями подчинить все Своему царскому господству (1,22). В свете этого цель вознесения Христа имеет эсхатологический характер. Бог, подготавливаясь к полноте времен, уже занимается этим - соединяет все небесное и земное под одним Главой, Христом (1,10). Однако это станет действительностью не только в будущем. Церковь уже теперь является полнотой Христовой (1,23). Там, где признают и исповедуют Христа Главой и Господом, будущее господство над всем - уже теперь действительность.
Значение даров (ст. 11)
На первый взгляд кажется, что апостол, упоминая эти дары благодати, думает только о различных видах служения в церкви. Из стихов 7 ("каждому же из нас") и 16 ("каждого члена") становится, однако, ясно, что это не так. В других посланиях он упоминает и другие дары благодати (см., напр., 1 Кор. 12 и Рим. 12). Так, список служений в данном стихе неполный, но Павел, наверное, упоминает лишь те служения, которые отражают положение церквей-адресатов.
Павел говорит о четырех (или пяти) служениях:
1. Апостолы - основатели Церкви, призванные Самим Господом. Павел здесь, наверное, подразумевал лишь двенадцать.
2. Пророки - новозаветные пророки, члены общины, оснащенные пророческими дарами; через них Господь объявлял об особенных происшествиях и им давал новые откровения.
3. Евангелисты - члены общины, взявшие на себя труд апостолов. Их название уже говорит о том, что они проповедовали Евангелие. Они - основные исполнители повеления Иисуса Христа: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие" (Map. 16,15).
4. Пастыри и учители. Некоторые толкователи Библии считают, что это два разных служения. Но на основании использованного лишь один раз артикля есть основание предположить, что речь идет об одной группе служителей. Их труд, конечно, различен: пастыри более занимаются правлением, а учителя - обучением. Их объединяет то, что оба они связаны с одной и той же поместной общиной.
Здесь Павел называет лишь несколько особенных даров Духа ("харизма"). В других посланиях он упоминает больше даров, но нигде он не приводит их полного перечня.
Он наблюдал в церквах многоцветную палитру проявлений даров Духа и, как мы увидим в разделе вопросов и примечаний, в своих посланиях мог систематизировать лишь некоторые главные дарования. Однако все эти дары, без всякого сомнения, исходят из одного и того же источника. И все силы, служения и дары служат общине, как говорит стих 12, "для созидания тела Христова".
Цель даров (ст. 12-16)
Конечная цель даров - единство Церкви, о котором Павел писал в первых шести стихах этой главы. Церкви следует стать тем, чем во Христе посредством Духа она уже является - одним телом. Все члены Церкви должны использовать полученные ими дары для созидания тела Христова, к чему они должны быть подготовлены именно упомянутыми в стихе 11 служениями.
Итак, глубоко вникнув в стих 12, мы понимаем, что упомянутые в стихе 11 служители должны подготовить (совершить) святых, т.е. верующих к делу служения, другими словами, объединить силы всех членов Церкви для созидания и завершения всего тела Христова.
Таким образом Церковь Божья должна возрасти до того, чем она является во Христе; полнота царствования Христа должна быть осознаваема и претворяема в жизнь. Из последних стихов данного раздела нам становится ясно, что это возрастание - труд и дар Самого Христа. Глава Духом Своим заставляет тело расти к Себе Самому. Однако это не исключает активного участия самих верующих в этом процессе возрастания. Христос, Который, будучи Главой, дает Своему телу возрастать, дал Церкви разнообразие даров именно для этого возрастания.
В стихе 13 Павел в трех коротких, по содержанию параллельных предложениях указывает цель возрастания Церкви - духовная зрелость. Все мы должны прийти:
1. В единство веры и познания Сына Божьего. Тут не следует отделять веру от познания, так как речь идет именно о единстве этого познания веры, предметом которого является Христос, Сын Божий.
2. В мужа совершенного. Другими словами, в мужа зрелого, или достичь мужской зрелости. Здесь речь идет о зрелости в вере.
3. В меру полного возраста Христова. Иначе говоря, царствование Христа должно распространяться на всю жизнь общины.
Этот полный возраст будет достигнут тогда, когда община станет зрелой в вере, когда благодатью Божьей она достигнет единства веры и познания Сына Божьего.
Первый шаг на пути к природной зрелости - оставление детского возраста. Это также и в духовном плане. Сразу же после обращения многие верующие подобны младенцам. Они еще неопытны в делах веры, им недостает навыка веры, и поэтому их еще можно всячески обмануть. Они колеблются и увлекаются всяким ветром учения. Первый попавшийся противник заговаривает их, так что они раскачиваются, как корабль в шторм. Так как у них нет еще управления, они не в состоянии держать верный курс.
За ветром учения стоит план - хитрое искусство обольщения, исходящее прямо от отца лжи и претворяемое в жизнь лукавыми людьми, мошенниками. Прежде греческое слово "лукавство" означало "играть в бабки", но поскольку эта игра обычно сопровождалась обманом, слово со временем приобрело и это значение. Уберечь нас от лукавства, людей может лишь укоренение в Слове Божьем. Вот о чем Павел говорит в стихе 15 - совершая истину, но любовью (в греческом подлиннике; в русском переводе - "истинною любовью")!
Здесь это та истина, которая открылась нам во Христе, истина Евангелия. Учителя должны воспитывать членов общины в этой истине так, чтобы они совершали ее, то есть знали и отстаивали не для того, чтобы с помощью истины добиться своих прав, а для того, чтобы любовью и свидетельством истины служить друг другу. Истина и любовь неразделимы. Истина служит любви, а любовь прокладывает истине путь в сердце человека. Так нам следует во всех отношениях возрастать в Нем, Христе. Он есть Глава Своей Церкви, Своего тела (см. гл. 1,23).
Стих 16 - сложное составное предложение, в котором подлежащим является выражение "все тело", то есть вся Церковь. Сказуемое - "получает приращение"; это означает, что Церковь должна расти в ширину и в глубину. Тут же Павел поясняет, для чего это приращение - "для созидания самого себя в любви". В начале данного стиха сказано, что источник возрастания Церкви - Христос. Однако все члены, каждый с наделенным ему даром, активно причастны к этому росту: "при действии в свою меру каждого члена". Итак, никакое звено не должно отсутствовать. Все члены должны соединиться и внести свой вклад в рост и укрепление тела. Таким образом Церковь составляется и совокупляется. Взаимно скрепляющие связи показывают на взаимосвязь между членами, так же как цемент связывает между собой кирпичи и делает из них единое здание.
Таким же образом любовь связывает всех членов, каждого с его собственным даром, который он предоставляет в пользу общины. Любовь здесь, собственно говоря, совокупность всякого служения в церкви. Ею Павел начинает свое увещание во втором стихе, где упоминает любовь как задание, ею он заканчивает данный раздел, отождествляя любовь как с даром Христа, так и с заданием Церкви.
Так, благодаря взаимному служению всех членов Церковь достигает совершенства не только внутренне, но и внешне. Ведь там, где используются дарованные Богом дары и силы, привлекаются внешние и к церкви присоединяются новые члены.
Как составным частям какого-либо растения невозможно существовать вне организма растения (отпавший лист или сорванный цветок вянет), так и члены церкви могут жить лишь в единстве с телом Христа. И как растение растет и приносит плод благодаря действиям своих различных составных частей, так и Церковь растет к совершенству благодаря, кроме прочего, и служению любви своих членов.
Примечания и вопросы
1. В первом стихе апостол Павел говорит о призвании к покаянию, к вере, к спасению через Евангелие. Теперь обсудите следующие вопросы: Кто призывает? Кого призывает? Как призывает? Серьезен ли Божий призыв? Если на призыв нет отклика, то кто виноват? Как человек слушается призыва? Что вы сами делаете с призывом Божьим в своей жизни?
2. В первом стихе апостол говорит о достойном хождении. В данном Послании слово "ходить" он использует восемь раз, характеризуя им поступки веры Церкви. Разбирая Послание к Ефесянам, китайский христианин Вочман Ни характеризует его содержание тремя словами - "сидеть, ходить, противостать". "Сидеть" - это спокойное упование веры на совершенное Христом дело спасения. "Ходить" - это ежедневное практическое претворение в жизнь этого возвышенного положения (т.е. освящения). "Противостать" - это сохранение отвоеванной территории в духовной борьбе против мироправителей века сего.
Теперь, когда вам знакомо деление Послания к Ефесянам, обсудите, какие главы можно характеризовать словом "сидеть", какие - словом "ходить", какие - словом "стоять".
3. В стихе 7 Павел говорит, что каждому из нас дана благодать. В стихе 11 он говорит об особенных служениях. Другими словами, каждому члену тела Христос дал да(ы) благодати для всеобщего благополучия, но некоторым из них Он дал дары, предоставляющие особенное положение и задание. Это не значит, что их положение и задание ставит их выше, просто оно носит другой характер.
Нести особенное служение в церкви может не каждый верующий. Назовите несколько даров Духа, часто проявлявшихся во времена Павла (ср. 1 Кор. 12 и 14; Рим. 12). Дары Духа существовали в определенное время или все еще бывают? Какие дары постоянны (1 Кор. 13,9-11)? Какой особенный дар Господь дал первым христианским общинам, и почему Он так сделал? Какую функцию выполняли (выполняют) дары Духа в церкви? Например, как нам относиться к глоссолалии (говорение на языках) и пророчествам, которые мы встречаем в некоторых пятидесятнических общинах? Какой дар Господь дал вам? Каким образом вы его используете (ср. Рим. 12,7)?
4. В стихе 11 Павел упоминает четыре особенных служения в церкви. Что значит слово "апостол"? Какой труд совершал апостол (Д. Ап. 1,8)? Апостола отличали'Три признака: он был призван непосредственно Самим Господом, он сам видел Господа, он был свидетелем Его воскресения. Докажите это ссылками из Библии (ср. Гал. 1,1; 1 Кор. 9,1; Д. Ап. 1,21-23). Опишите труд новозаветного пророка. Назовите три имени таких пророков (Д. Ап. 11,28; 15,32). В то время этот дар имели и женщины (см. Д. Ап. 21,9 и Лук. 2,36)?
В чем заключался труд евангелиста? Назовите двух евангелистов (Д. Ап. 21,8 и 2 Тим. 4,5). Служение евангелиста было временным явлением или оно все еще существует? Евангелисты в бывшем Союзе и на других миссионерских полях - служители церкви или нет?
Какое задание у пастырей и учителей? Какие другие названия этого служения можно найти в Библии (см. Д. Ап. 20,28 и 1 Тим. 5,17)?
5. Несколько вопросов к стиху 12. Кому надлежит "совершать" святых? К чему святые должны быть совершены? Что мы подразумеваем под делом служения (подумайте не об особенных служениях, а о служении всех верующих)?
6. На что ссылается разделенный на три отрывка стих 13? Вера и познание упоминаются здесь на одном дыхании, то есть они образуют единство. Вера - это познание, и это познание основано на вере. Есть люди, которые принимают "познание" за что-то низкокачественное. Они обычно считают познание слишком интеллектуальным. Здесь речь идет о познании веры Божьей. Порядок всегда таков - сначала познание, то есть глубокое понимание Слова Божьего, потом доверие. Те, кто переворачивает этот порядок, лишают себя всякого основания доверия.
7. В стихе 14 Павел называет лжеучение "всяким ветром учения". Это все еще очень актуальное выражение. Приведите несколько примеров обольщающих духов нашего времени. Кто скрывается за этим духом лжеучения?
Обоснуйте ответ стихами из Библии. Что в первую очередь нужно для того, чтобы распознать опасности в учениях всяких сект и религиозных групп?
8. Собственными словами, понятно передайте трудное предложение стиха 16. Его тема - возрастание и назидание церкви.
9. Наконец, обзор раздела. Заполните нижеследующую схему. Единство Церкви и разновидности даров
1. Сохранять единство духа (ст. 1-6)
A. Павел увещает ..................................... (1)
Б. Поступать достойно звания означает .......................................................... (2)
.......................................................... (2)
.................................................................... (2)
.................................................................... (2)
.................................................................... (3)
B. Какие три ряда понятий, являющихся основой единства церкви, упоминает Павел?
....................................................................... (4)
.............................................................. (5)
.............................................................. (6)
2. Он дал дары человекам (ст. 7-10)
A. Кто получает эти дары?
..................................................................... (7)
Б. Какой факт спасения связывает Павел с распределением даров?
........................................................................ (8)
B. Для того, чтобы приобрести эти дары, Христос сначала
.............................................................. (9)
потом Он ................................................. (10)
3. Значение даров (ст. 11)
Какие служение упоминает Павел?
А. .........................................................
Б. .........................................................
В. .........................................................
Г. ..........................................................
4. Цель даров (ст. 12-16)
А. Что является окончательной целью этих даров?
............................................... (12)
Б. В стихе 13 Павел рисует духовную зрелость в трех картинах:
...............................................
...............................................
...............................................
В. Опасность, грозящая единству церкви
............................................... (14)
Г. Необходимое для предотвращения этой угрозы
оружие - ........................................... (15)
Д. Конечной целью разных даров является
.............................................................. (16)
Этот материал еще не обсуждался.