03.12.2009
Скачать в других форматах:

Корнелис Г. Врейхденгил

Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам

10. Христианская любовь и христианское повиновение

Ефесянам 5,22-6,9

Дополнительный отрывок: Колоссянам 3,18-25

                        Вступление

В больших гостиницах и на молодежных турбазах Запада в каждой комнате обычно имеются правила внутреннего распорядка, которые гости должны соблюдать. Нарушители этих правил рискуют оказаться за территорией гостиницы или турбазы. В данной части Послания к Ефесянам (главы 5 и 6) мы находим подобные правила домашнего распорядка. В этих "домашних правилах" Павел излагает систему взаимоотношений в христианской семье в полном смысле слова, учитывая, что в то время к семье принадлежали и слуги.

Эти правила домашнего порядка следовало бы повесить в каждом христианском доме, чтобы все члены семьи могли читать о своих правах и обязанностях. Павел пишет о брачных отношениях (между мужем и женой), об отношениях в семье (между родителями и детьми) и на работе (между господами и рабами). В этом разделе он не пишет о покорности властям (Рим. 13) или о различных общественных отношениях, а только о семейных отношениях.

Предыдущий раздел Павел закончил словами: "Повинуясь друг другу в страхе Божием" (ст. 21). В настоящем разделе он разрабатывает упомянутое христианское повиновение в трех областях:

1. муж и жена (5,22-33);

2. родители и дети (6,1-4);

3. господа и слуги (6,5-9).

Такое разделение дает нам правильное представление о содержании темы, упомянутой в заголовке данного урока.

                        Разбор

                             Муж и жена (5,22-33)

"Жены, повинуйтесь своим мужьям". Эти слова не оставляют никакого места недопониманию. Всякому распространенному в древние времена стремлению к эмансипации Павел противопоставляет простое заявление, что муж - господин для жены и что жена должна ему повиноваться. Впрочем, ясно написано, что ей надо повиноваться лишь своему мужу. Хотя муж не самый главный начальник; в церковных отношениях он всем слуга.

Вот так Павел начинает обсуждение библейского брака, который является прообразом или отражением тесного жизненного общения Христа с Его Церковью. В этой связи апостол говорит о великой тайне. Разве не великая тайна, что супруги-христиане в своей супружеской жизни могут в какой-то степени отразить отношение Христа к Церкви?

Жены должны повиноваться своим мужьям, "как Господу", продолжает апостол. Ведь в основе отношения жены к мужу лежит отношение Церкви ко Христу! У тела нет собственной, самостоятельной воли, оно управляется головой. "Он же Спаситель тела". Церковь обязана Христу избавлением от вечной гибели, вечным спасением. И таким же образом, как теперь тело (Церковь) повинуется Главе (Христу), жена должна повиноваться своему мужу. Эту аналогию надо иметь ввиду, читая все стихи этого раздела (ст. 22-33).

Замечательно, что в этих стихах (ст. 22-24) о жене написано только то, что она должна повиноваться своему мужу. Тут нет ни слова о правах, на которые жена может притязать. В наше время равноправия между женщинами и мужчинами и эмансипации женщин это кажется немного странным.

Что здесь подразумевается под повиновением? Во всяком случае ничего унижающего, так как жена ни в каком отношении не ниже мужа. Перед Богом и муж и жена равны. Оба они - грешники, нуждающиеся в Христовой милости и в омовении той же самой Кровью. Значит, с моральной и религиозной точек зрения апостол не делает различия между мужем и женой.

Значение упомянутого повиновения становится ясным лишь тогда, когда мы вспомним об отношении между Христом и Церковью (ст. 24). Каким образом Церковь повинуется Христу? Только проявляя добровольное послушание на основании свободного личного решения. Это решение - результат действия Святого Духа в нашем сердце при истинном обращении. Так, например, Павел, встретив Господа на пути в Дамаск, уступил воле Христовой, спросив: "Господи! Что повелишь мне делать?" Так и искренняя жена-христианка на основании свободного личного решения будет уступать воле мужа не из-за страха или безразличия, но ради повиновения Слову Божьему.

Хотя в Послании к Ефесянам Павел говорит о женах только в пределах христианской церкви, он все-таки не исключает и тех жен, у которых неверующие мужья. И им следует повиноваться своим мужьям (ср. 1 Кор. 7).

Следует также не забывать, что и у мужа есть свой Глава (ср. 1 Кор. 11,3 и далее). Важно помнить и о том, что у всех трех групп - женщин, детей и рабов - обязанности повиновения различаются как по содержанию, так и по масштабу. Разумеется, что повиновение ребенка родителям заходит дальше, чем повиновение взрослой женщины мужу. А повиновение раба господину имеет совсем другой характер.

Обсудив отношение жены к мужу (ст. 22-24), Павел начинает говорить об отношении мужа к жене (ст. 25-33). "Мужья, любите своих жен..." В двадцать третьем стихе апостол уже сказал, что "муж есть глава жены", как и Христос - Глава Своей Церкви. Таким образом Павел заранее оградил главенствующую позицию мужа от всякой мысли о жестокости или насилии. Ведь владычество Христа основано лишь на величии Его самопожертвования и на глубоком внутреннем общении, связывающем Его с Церковью. Так и муж - глава жены; не тиран, от которого она стонет, а опора, на которую она опирается.

Для верующего мужа главенство является не чем-то вроде права, которым можно гордиться, а святым долгом, который он должен и может исполнить лишь любовью. Любовь в состоянии быть терпеливой и благодарной. Вот таким образом муж является главой жены. Он с любовью ухаживает за ней как физически, так и духовно, он благородно защищает ее и, как священник, заступается за нее. Ведь его великий пример - любовь Христа к Церкви: "...как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее..."

Павел сравнивает жену с Церковью, состоящей из бедных, нуждающихся, грешных людей (слабый сосуд). Но мужа он сравнивает со Христом, Сыном вечного Бога, чистым, безгрешным Господом славы. Таким образом апостол возводит обязанность мужа любить жену на беспримерный в мировой литературе уровень.

Следует отметить, что для определения любви Павел использует не слово "эрос" (чувственная любовь) или "филия" (дружеское расположение , а слово "агапе", которое обыкновенно используется для описания святой, Божественной любви Господа к человеку.

Павел выражает, какого рода эта любовь, словами "и предал Себя за нее". Об этой чистой, самоотверженной любви здесь и идет речь. Движимый этой любовью, Христос на кресте умер за врагов. И такой любовью верующий муж должен любить свою жену. Значит, муж должен так сильно любить жену, что готов даже пожертвовать за нее свою жизнь. Это вовсе не чрезвычайное требование; апостол Иоанн считал это долгом каждого христианина по отношению к собрату, по примеру Христа (ср. 1 Иоан. 3,16). Значит, это превышает строгое требование безусловного повиновения жены мужу. Если нужно, муж отдаст за нее свою жизнь!

В стихах 26-27 Павел говорит о цели этой любви: "чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною..." Значит, цель любви - освящение. Словами "банею водною, посредством слова" Павел, наверное, ссылается на святое крещение как скрепление прощения грехов и очищающей силы Крови Христовой. Средством осуществления этого очищения является "слово", но тогда, когда ему верят.

Так же, как Христос поддерживает Свою Церковь, ухаживает за ней и очищает "банею водною, посредством слова", муж, как домашний священник, должен обучать свою семью и заботиться о ней не только материально, но и духовно.

Какое великое чудо, что Христос избрал и настолько возлюбил злобных и испачканных грехами людей, что захотел соединиться с ними навек! Поэтому брак Агнца - кульминационный и конечный пункт творения и искупления. Тогда ангелам, людям, небу, земле и всему творению будет явлено, что сделала из погибающего человечества драгоценная Кровь Христа (ср. Кол. 1).

"Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока". Как и во Втором послании к Коринфянам 11,2, "представление" Церкви связано с мыслью о невесте и ее украшении. Представление ее "славною" указывает на славный вид Церкви. И хотя выражения "освятить" и "прославить" близки по значению, все же ясно, что прославление Церкви - дело будущего. Слово "пятно" показывает, что на земле Церковь все еще ведет борьбу с несовершенством и грехом, как следствиями проявления ветхого человека. То же можно сказать и о слове "порок", которое, может быть, еще больше говорит о внутренней склонности человека ко греховному, несовершенному. Этот стих говорит, что невеста Христа во всей своей славе будет освобождена от всякого греха и недостатка и украшена всем, что угодно Богу.

"Так должны мужья любить своих жен..." (ст. 28). Отношения между мужем и женой характеризуются двояко - повиновение и самопожертвование. Слова "как свои тела" не намекают на характер или размер любви, как будто речь тут идет о чисто физической любви. Павел использует эту картину для того, чтобы выразить естественность любви мужа к жене. Слово "так" указывает на предыдущий текст, поэтому стих 28 надо понимать в смысле: и вы, мужья, должны любить своих жен подобно жертвенной и самоотверженной любви Христа к Его Церкви. В третий раз Павел использует здесь слово "агапе" (любовь). Это говорит нам о том, что и при обсуждении брака речь идет о любви Божьей. Излитая Святым Духом в наше сердце любовь Божья обновляет всю нашу брачную жизнь. Правильно любить мы можем лишь со Христом.

"Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей..." (ст. 31). В ответ на то, что, вышедши замуж, жена начинает принадлежать мужу и повиноваться ему, муж ради своей жены оставляет отца и мать, так чтобы они (муж и жена) образовали новый союз, который в рамках брака становится даже физическим союзом - одна плоть.

Так Павел в этом стихе заканчивает начатое в стихе 28 обсуждение естественной брачной жизни.

Однако когда Павел пишет о единстве мужа и жены, ему опять вспоминается, что это единство - отражение отношений между Христом и Церковью (ст. 32). Между ними неразрушимое единство, потому что, как мы уже видели, Церковь есть полнота Христа. "Тайна сия велика". Значит, этой великой тайной является не супружеское отношение само по себе, не тот факт, что брак - картина чего-то высшего, а то, что символизирует брак - отношение между Христом и Его Церковью.

Итак, здесь Павел считает брак символом сверхъестественного любовного общения между Христом и Его Церковью. Он представляет нам брак как прообраз - подобный многим ветхозаветным прообразам - высшей действительности. В этом, основанном на Ветхом Завете, сравнении (см. Примечания и вопросы) речь идет не только о любовном общении и сокровенной связи, но и о повиновении Церкви ее Господу. Значит, о повиновении и союзе.

Короче говоря, учение Павла об отношении между мужем и женой можно выразить так:

1. От жены требуется

а. повиноваться мужу (ст. 22);

б. бояться (уважать) мужа (ст. 33).

2. От мужа требуется

а. любовь, готовая к самопожертвованию (ст. 25);

б. с целью освящения (ст. 26).

По сути дела, от мужа требуется больше, чем от жены. Хотя заповедь о повиновении мужу дана жене после грехопадения (Быт. 3,16), все-таки это повиновение было предписано ей до грехопадения, при ее сотворении, ибо она была сотворена для мужа, чтобы быть его помощницей (Быт. 2,18-24). Наилучшим ветхозаветным примером повинующейся жены является Сарра (1 Петр. 3,16).

                             Родители и дети (Ефесянам 6,1-4)

Здесь начинается новая глава, но это не совсем правильно, так как апостол продолжает свое рассуждение о христианском повиновении. Обсудив отношения между мужем и женой, Павел в этих стихах говорит о любовном и авторитетном отношении между родителями и детьми.

Здесь, как обычно в своих посланиях, Павел пишет детям "в Господе". Значит, и их он увещает ходить в страхе Господнем.

"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе..." Как до этого женам, апостол внушает и детям, что христианское равенство перед Богом не должно направить их на ложный путь, так как естественное повиновение как жены мужу, так и детей родителям остается неизменным. Павел основывает долг повиновения на порядке Божьем: "ибо сего требует справедливость", или, как переводят некоторые, "Бог так постановил".

Апостол требует этого послушания родителям как заместителям Бога, ссылаясь на пятую заповедь, в которой Бог учит почитать родителей. Говоря о послушании детей, Павел использует не то слово, которым он характеризует отношение жены к мужу. Здесь прежде всего речь идет о почтительном повиновении. Оба использованных слова указывают на присутствие в этих отношениях любви, отдающей и жертвующей себя и особенно признающей ценность родителей.

Когда Павел пишет "первая заповедь", он, разумеется, не использует это слово как числительное, так как по счету это пятая заповедь. Слово "первая" тут значит "очень важная". Факт, что Бог связывает обещание с соблюдением этой заповеди, доказывает, какую чрезвычайно высокую ценность Он ей придает. Суть обещания изложена в стихе 3: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". Замечательно, что Павел цитирует здесь слова из книги Исход 20,12 не дословно. Вернее, он цитирует не из еврейской Библии, а из греческой Септуагинты, в которой выражение "на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" заменено словом "на земле". Таким образом с этого обещания, с его специфическим для израильтянина отношением к земле Ханаанской, снято это узкое значение, так чтобы оно стало применимым ко всем новозаветным верующим. Ведь Павел, апостол язычников, главным образом думал о христианах из язычников!

Какое значение имеет это обетование для нас? Некоторые говорят, что это обетование ссылается лишь на небесный Ханаан. Другие утверждают, что оно говорит и о Божьих благословениях в нашей временной жизни на земле. Павел заменил цитату из книги Второзакония "на земле, которую Бог твой дает тебе", выражением "на земле". Поэтому вполне возможно применить обетованное Богом благословение к послушанию в семье и к нашей ежедневной работе.

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". Указав детям на их долг перед родителями, Павел заканчивает этот раздел упоминанием о долге отца (о матери здесь нет ни слова) перед его детьми. Обучение было особой задачей отца. В книге Притчей царь Соломон свидетельствует об отцовском обучении. Что касается общего обучения, в наше время дело обстоит по-другому - эту задачу взяла на себя школа; но в отношении учения и наставления Господнего ничего не изменилось, это все еще задача отца.

Многие современные воспитатели резко критикуют принцип власти в отношениях между родителями и детьми. Проповедуя самовыражение ребенка, они с удовольствием изменили бы пятую заповедь на более "современную": "Родители, повинуйтесь своим детям". Однако Новый Завет явно основывается на принципе авторитета, хотя (и это великое библейское "хотя") эта власть родителей существует лишь ради ребенка, для его пользы. Вот почему написано: "Не раздражайте детей ваших". Как заместитель Бога, отец не должен злоупотреблять своим родительским положением и искать выгоды себе. Родители ответственны перед Богом за своих детей.

Замечательно, что апостол Павел в этих "домашних правилах" увещает и родителей и детей. Перед Богом воспитатель имеет такую же ответственность, как и ребенок.

Хотя авторитетное отношение (которое, правда, не прекращается) имеет свое основание в творении, но когда речь идет о спасении, то внутри Церкви Христовой нет разницы между взрослыми и детьми. Церковный союз включает в себе как родителей, так и детей, то есть не только взрослых, но и подрастающее поколение.

Естественно, ребенок находится пред Богом в таком же заблудшем положении и так же нуждается в спасении. В главе 18 Евангелия от Матфея Господь Иисус говорит, что Отец не хочет, чтобы погиб хоть один из малых сих. Поэтому апостол и увещает: "...но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". Воспитание в страхе Господнем очень важно, так как Господь хочет использовать его ко спасению наших детей. Благодать не родовое имение. Нет никакой гарантии, что дети верующих родителей будут тоже веровать. Вера не насаждается в детях автоматически. Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок пренебрегает добрым советом и своим неповиновением навлекает на себя осуждение. Вот почему при воспитании детей столь важны молитвы родителей, претворение ими в жизнь христианских норм и открытое свидетельство о Боге и Его великих делах.

                             Господа и рабы (гл. 6,5-9)

К счастью, в наше время рабство отменено. Но я думаю, что для лучшего понимания увещаний Павла полезно будет рассказать о рабстве в античном мире.

Платон и Аристотель считали свободных и рабов людьми разного рода - одних с разумом, других почти без разума. Платон ставил рабов на одну доску со щенками и лошадьми. В Римской империи раб был совершенно бесправен. У него не было никакого имущества, права на нормальную семейную жизнь, его били, наказывали и обращались с ним, как с животным, если не хуже. Например, раба-швейцара принято было сажать на цепь, как сторожевого пса.

Да, участи домашних рабов не позавидуешь. Их считали домашними и садовыми инструментами. Рабы должны были совершать всю работу, так как большинство свободных считало физический труд чем-то унизительным. Таким образом, почти весь трудовой процесс совершали именно рабы. У проживающих в городе помещиков были рабы, которые трудились на полях, в виноградниках или в точиле, были пастухами и скотоводами. Домашняя работа тоже требовала много рабов: мажордомы, камердинеры, горничные, банный персонал и т.п. В кухне тоже трудились рабы: одни рубили дрова, другие закупали продукты, третьи готовили пищу. Более "престижные" должности - секретарь, чтец, воспитатель, приказчик, музыканты, ткачи - тоже занимали рабы.

Люди вкладывали в рабов весь свой капитал, и если кому-то из рабов не доставало работы у хозяина, его сдавали внаем за поденную плату. Во времена Павла в Коринфе, городе мирового значения, жило не менее 60 000 рабов! Рабство было неразделимо связано со всем жизненным укладом людей.

Вот такие отношения существовали в Римской империи, когда апостол Павел путешествовал из города в город, проповедуя Евангелие. Он был хорошо знаком с этим. Где бы он ни благовествовал, повсюду встречал подобные отношения. Поэтому вполне уместно спросить, почему Павел не пытался изменить такие нечеловеческие, несправедливые, противоестественные отношения? Почему он не критиковал действия рабовладельцев, почему не призывал рабов отстаивать свою свободу, не организовал их на восстание? Если бы Павел и его сотрудники пошли таким путем, то быстро бы узнали, каковы результаты восстаний. История свидетельствует, что одно из подобных восстаний закончилось казнью 30 000 рабов. Нет, такие методы не помогли бы рабам улучшить свое положение, а навлекли бы на них новые притеснения и еще более жестокое обращение. Павел проповедовал не революционные восстания, а подчинение. Если бы апостолы призывали силой изменить мир, то распространение христианства остановилось бы в кратчайший срок.

Апостолы выступали с другой вестью, адресованной не только людям определенного сословия, свободным или несвободным, господам или рабам, но всем - все могли войти в вечную жизнь, все могли обрести спасение от вечной гибели. Евангелие, проповедуемое апостолами, представляло из себя не социальную программу для улучшения этого мира, а провозглашение спасения в Иисусе Христе. Апостолы внушали рабам повиноваться господам, не только внешне, напоказ, но из внутреннего долга, по совести. Данный раздел доказывает это (ст. 5-8; см. также Кол. 3,22; 1 Тим. 6,1-2; 1 Петр. 2,18-25).

Вполне понятно, что многие рабы тяготели к христианской вере (Иак. 2,5). Те из них, которые стали христианами, никогда не стремились к свободе путем революции. Они продолжали покорно служить своим господам, даже с большим усердием и верностью, чем до обращения. Уверенность в том, что он является "гражданином Царства Божьего", обильно компенсировала рабу то, что он был лишен всяких гражданских прав на земле. Сознание того, что он "дитя Божье", и надежда на вечное спасение облегчали тяготы его земной жизни. Но и господ-христиан Павел увещает хорошо обходиться с рабами и не притеснять их (ст. 9), а это, без сомнения, смягчало суровую участь рабов.

"Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти..." (ст. 5). Слово "повинуйтесь" в подлиннике заимствовано из лексикона рабов. Его можно перевести и словом "слушайтесь"; оно означает "безусловное, немедленное послушание". Как и увещания относительно брака и отношений между детьми и родителями, эти увещания рабам и господам даны с учетом того, что исполнять их могут лишь верующие рабы и господа.

Павел не восхваляет систему рабства, общепринятую в Римском правовом государстве, он также не критикует ее и не говорит, что дитяти Божьему неприлично быть рабом или иметь рабов; он только подчеркивает, что как верующие рабы, так и верующие господа должны поступать достойно Евангелия Христова. Для Павла важно лишь то, чтобы все члены церкви, к какому бы сословию они ни принадлежали, были живыми свидетелями Христа и Его воскресения. Во всех своих посланиях апостол подчеркивает не нужду в изменении и перестройке социальных и политических структур окружающего мира, а необходимость внутреннего обновления жизни и святого хождения как всей церкви, так и отдельных верующих.

По сути дела только верующий человек имеет правильное отношение к труду, ибо истинная вера требует искреннего образа жизни. Тот, кто отдал свою жизнь Христу, кто хочет исполнить лишь Его волю, в каждом деле будет направлять свой взор на Него и спрашивать себя: "А Иисус поступил бы так?"

Павел говорит, чтобы рабы повиновались своим господам "со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу". Верующему рабу следует остерегаться опорочить честь своего небесного Господа непослушанием. Страх должен устранить из его жизни всякую недобросовестность и легкомысленное невыполнение долга, уберечь его от недопонимания и самовольных действий и побудить уважительно и покорно выполнять долг, который возлагает на него господин.

Выражение "с трепетом" не означает, что раб должен трепетать перед своим земным господином; сама мысль о невыполнении долга должна вызывать у него чувство ужаса.

Павел также увещает рабов, чтобы они служили "в простоте сердца", то есть, в их сердце не должен существовать разлад: внешне - повиновение, а внутри - сопротивление. Простота - это совершенная, безраздельная отдача себя какому-то человеку или делу, без всяких задних мыслей и расчетов. Такая простота имеет силу, ей присуще, как пишет апостол в стихе 6, и повиновение, распространяющееся за пределы надзора господина. Это не видимая услужливость и человеко-угодничество, а повиновение как Самому Господу Иисусу. Желая угодить своему небесному Господу, истинные христиане - не человекоугодники, пытающиеся расположить к себе людей. Они не льстят человеку в лицо, чтобы за его спиной насмехаться над ним. Будучи слугами Бога (ст. 7), они совершают Его волю. Решающий фактор для их поведения - воля Божья, поэтому они и относятся к ближнему как следует. Они служат своим земным хозяевам от всего сердца. Они любят своего хозяина и не относятся к нему враждебно, они не судят его между собой, не допускают себе критиковать его. Если их работодатель добрый, то такое поведение достаточно легко осуществимо, но если даже господин суров и несправедлив, все же следует ему повиноваться. А это возможно только тогда, когда взгляд устремлен не на жестокого господина, а на Господа Иисуса, Который в Своей великой любви никогда не позволял Себе ожесточиться, но молился за врагов.

В стихе 8 апостол Павел говорит о воздаянии, которое раб получит за повиновение и служение. Пред Богом раб и свободный равны. Что касается воздаяния, раб ни в чем не уступает своему господину. Нет ничего более обескураживающего, чем лишение слов похвалы, несмотря на добрую волю и самые большие старания. Вот почему Павел утешает раба, говоря о воздаянии, которое он некогда получит за верное служение. Напоминание о том великом дне, когда Господь воздаст каждому человеку за добрые и злые поступки, оказывает на раба благотворное влияние.

Раб мог бы подумать: "Какие особенные добрые дела могу я совершить, чтобы получить награду? Ведь моя жизнь проходит в исполнении всевозможных мелких и незначительных работ!"

Но в стихе 8 Павел говорит, что важно не какие дела мы совершили, а как мы их совершили. Господь смотрит не на наши огромные услуги, а на верность, с которой мы их сделали. Есть люди, которые, несмотря на свои "великие дела", все-таки будут отвергнуты. Награждается лишь не афиширующая себя верность как господина, так и раба. Грядущий Судья не проводит между ними никакого различия!

Наконец, Павел обращается к господам и кратко говорит об их ответственности перед рабами. "И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость..." Вполне возможно, что, хотя господин-христианин и относился к своим рабам доброжелательно, он все-таки был уверен, что ради дисциплины с рабами надо быть строгим. Поэтому Павел еще раз недвусмысленно напоминает господам о том, что перед Богом как господа, так и рабы равны. Господа нельзя сравнить с земными господами, потому что Он живет на небесах. Он принадлежит к совсем другому миру. Пред Его судом внешние обстоятельства (как, например, социальные различия, вследствие которых рабовладелец был избавлен от наказаний, применяемых к рабам) не играют никакой роли, потому что у Него нет лицеприятия.

                        Примечания и вопросы

1. В стихе 22 Павел увещает жен, чтобы они повиновались своим мужьям. Как следует понимать это повиновение? Идет ли здесь речь о таком же повиновении, что и в отношениях детей к родителям или рабов к господам? Стих 24 ясно говорит: "во всем". До какого предела? В каком случае жена свободна от повиновения (ср. Д. Ап. 5,29)?

Некоторые люди считают холостяка Павла женоненавистником. Однако на чем, согласно этому разделу, основано повиновение жены мужу? Сравните следующие стихи: Послание к Колоссянам 3,18, Первое послание к Тимофею 2,11-12, Первое послание Петра 3,1 и далее. К чему может, согласно последним стихам, привести повиновение жены?

2. Что означает выражение "муж есть глава жены" (ст. 23)? Слова "он же спаситель тела" могут относиться как ко Христу, так и к мужу. Каково их значение по отношению ко Христу? А по отношению к мужу? Связано ли с этим выражение "как свои тела" (ст. 28)? Что означает это последнее выражение?

3. Как следует понимать выражение "и будут одна плоть" (ст. 31)? Это относится только к физической близости или к общей жизненной связи супругов (ср. Быт. 2,18-24; Мтф. 19,4-6)? Когда, согласно Библии, начинается супружеская жизнь? С того момента, как мужчина, оставив отца и мать, начинает жить вместе с женщиной и впервые имеет с ней физическую близость? Существовало ли в библейские времена бракосочетание в загсе и венчание в церкви? Нужен ли загс, если венчание состоялось, или это лишь формальность? Сожительство без регистрации в загсе - грех?

4. В стихе 32 Павел объясняет тайну брака, приводя в пример отношение Христа к Церкви. Эту мысль Павел позаимствовал из Ветхого Завета, где брак является прообразом отношений израильского народа и Иеговы. Повинуясь и сохраняя верность Богу, Израиль - законная "жена" Бога. Живя в неверии и неповиновении, народ становится "блудницей". Докажите это, основываясь на книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и Осии! Как нам в этой связи смотреть на книгу Песни Песней? Назовите несколько мест в Новом Завете, где отношение Христа и Церкви иллюстрируется отношениями жениха и невесты.

5. В первом стихе главы 6 Павел призывает детей к повиновению родителям в Господе. Что значит выражение "в Господе"? Что означает тот факт, что дети, находящиеся в христианской семье, святы (см. 1 Кор. 7,14)? Что означает выражение "благодать - не родовое поместье"?

6. Во втором и третьем стихах Павел говорит об обетовании повинующимся детям. В чем заключалось это данное с пятой заповедью обетование? Где дал Бог это обетование? Кому? Следует не забывать, что это обетование (как и весь Моисеев закон) было дано не индивидуально каждому израильтянину, а народу как таковому. Взаимоотношения Бога с Израилем не изменялись в поколениях. Дети получали участие в обетованной земле лишь ради отцов. Понятно, что молодежь, не почитающая старшее поколение, в наказание лишалась благословения, в котором Израиль участвовал лишь ради отцов. Принимая во внимание содержание этого обетования, объясните разницу между ветхозаветным и новозаветным вариантами этой заповеди. И наконец, применимо ли это обетование к вам?

7. В стихе 4 Павел говорит о христианском воспитании. Что такое воспитание? А в чем заключается христианское воспитание? Можно ли воспитать человека христианином? Какую цель преследует христианское воспитание (ср. 2 Тим. 3,17)? Родители должны воспитать своих детей только физически и морально зрелыми или также духовно зрелыми? Обоснуйте свой ответ на примерах из Библии (Пс. 77,1-8). Как взаимосвязаны между собой семья, школа и церковь? Что означает выражение "семья - ячейка общества"? Это выражение прогрессивное или консервативное? Однажды кто-то составил так называемые "Десять заповедей христианского воспитания". Я призываю и молодых, и пожилых обсудить, в какой мере эти "заповеди" осуществляются на практике. Вот они:

1. Уделять детям больше времени.

2. Каждый вечер коротко и простыми словами рассказывать им о служении Богу.

3. Приучать детей регулярно посещать Воскресную школу.

4. Воспитывать в них неукоснительное повиновение.

5. Обращать внимание на то, с кем дружат дети.

6. Следить за тем, что дети читают.

7. Еженедельно заучивать с ними стих или гимн.

8. Быть примером для детей как в словах, так и в поступках.

9. Воспитание - "коленопреклоненный труд".

10. Обеспечивать детей свойственными их возрасту радостями.

8. В стихе 5 Павел увещает рабов повиноваться. Сейчас рабов нет. Конечно, есть люди, порабощенные деньгами, табаком, алкоголем и т.п., но это не такое рабство, как во времена Павла. Однако существует известная доля подчиненности рабочего работодателю, ученика учителю и т.д. Может, стих 5 применим и к таким отношениям? Властное отношение к подчиненным - положительное качество или наоборот? Как в наше время смотрят на власть? Как в связи с этим мы оцениваем современные профсоюзы?

9. В каком послании апостол Павел дает рекомендацию беглому рабу? Как звали этого раба и его господина? Где обратился раб? Почему Павел послал его к прежнему господину?

10. В стихе 8 Павел пишет о вознаграждении повиновения. Приведите несколько библейских примеров того, что Господь из милости воздает за доброе. Не будем забывать: это вознаграждение не по заслугам, а по благодати (ср. 2 Кор. 5,10; Рим. 2,6; Мтф. 10,42; 25,34). Значит, Господь не забывает о добром, совершенном рабом или свободным, но увенчает его воздаянием. Это, конечно, не значит, что мы служим Господу за награду. Кто из библейских персонажей служил Господу не за награду, и это стало явным, когда он потерял все?

11. Обзор данного раздела очень прост. Ответьте на вопросы несколькими словами. Чего требует Павел от:

A. мужа в отношении жены .......................... (5,25);

Б. жены в отношении мужа ....................... (5,22);

B. отцов в отношении детей ......................... (6,4);

Г. детей в отношении отцов ........................... (6,1);

Д. господ в отношении рабов ..................... (6,9);

Е. рабов в отношении господ ....................... (6,5)?

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.