Корнелис Г. Врейхденгил
Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам
Ефесянам 4,17-32
Дополнительный отрывок: Колоссянам 3,1-17
Вступление
Описав в первых трех главах богатство Церкви во Христе, Павел начал увещать церковь вести святую жизнь. Четвертую главу он начинает словами: "Итак я... умоляю вас..." Слово "умолять" в оригинальном тексте значит "увещать". Однако во втором стихе Павел прекращает начатое увещание и начинает рассуждать о единстве Церкви, закладывая в последующих стихах, как мы уже видели в предыдущем разборе, основы экклесиологии (учения о Церкви).
В стихе 17 Павел возвращается к теме первого стиха и продолжает уже начатое увещание, которое, собственно говоря, кончается лишь в девятом стихе шестой главы. Значит, весь этот раздел (4,17 - 6,9) образует смысловое целое, которое в свою очередь можно разделить на три части:
- Сначала Павел передает некоторые более, общие наставления о жизни в церкви (4,17-32).
- Потом он излагает более специфические увещания в связи с различными грехами, угрожающими церкви извне (5,1-21).
- В последней части он обращает внимание на взаимоотношения в семье и на работе (5,22 - 6,9).
В данном уроке мы ограничимся первой частью - о новом образе жизни церкви, которую можно разделить на три подраздела:
- Сначала Павел противопоставляет новый образ жизни прежнему язычеству (ст. 17-19).
- Потом он указывает на источник новой жизни (ст. 20-24).
- Наконец, он очень конкретно представляет обновление в практике повседневной жизни (ст. 25-32).
Хорошо заранее еще раз четко установить, что все данные в этом Послании увещания апостол направляет тем, кто возрожден к упованию живому. Его увещания не являются чем-то вроде нравственных правил, которые должен исполнить религиозный человек для того, чтобы освободиться от своей старой грешной жизни и улучшиться настолько, чтобы стать "новым человеком". Нет, с этим увещанием Павел обращается к людям, возрожденным к упованию живому.
Разбор
Новая жизнь противопоставляется прежнему язычеству (ст. 17-19)
Какой резкий контраст рисует здесь Павел между христианами и язычниками, между верующими и неверующими! По образу мыслей и жизни они так же противоположны, как истина и ложь, жизнь и смерть, свет и тьма.
На основании сказанного им в предыдущем стихе (16) Павел изо всех сил настаивает на радикальном прерывании верующими всех связей с прежним язычеством. Он заклинает Господом, то есть Сам Господь говорит это через Павла.
Резкими словами описывает Павел мораль язычества, из которого вывела его читателей благодать Божья. Сначала он называет причины этой моральной развращенности: суетность ума (то есть бессодержательность, пустота), помраченность в разуме (лишающая способности различать добро и зло), отчужденность от жизни Божьей (всякое жизненное общение с Богом разорвано). Все это вытекает из их "невежества" и "ожесточения сердца", которые можно считать сутью этой проблемы.
Апостол приписывает тут язычникам немало - суетность, тьму, отчуждение, невежество, ожесточение и бесчувственность к наказаниям или благословениям Божьим. Из-за ожесточения и отупения сердца язычники стали нелюдимыми, то есть, находясь в заколдованном кругу, они занимаются только собой. В девятнадцатом стихе перечисляются некоторые виды такой жизни.
Интеллектуальными словами Павел описывает следствия грехопадения - непознание Бога ведет к все большему отупению человеческого разума, к духовной смерти.
Назвав сначала причины развращенности язычников (ст. 18), Павел потом описывает следствие этой тьмы и ожесточения - безбожный, грешный образ жизни ветхого человека (ст. 19). На ядовитом кусте могут расти лишь ядовитые плоды: распутство, разврат, погоня за наживой, жажда наслаждений, желания похоти или возбуждения - словом, легко узнаваемые в наши дни грехи. Такая жизнь полностью лишена своего глубокое предназначения. Такая жизнь впала в глубокую тьму духовной смерти, она склонна ко всякому злу, а не к Тому, Кто Источник жизни.
Таким образом Павел в данном разделе рисует трехкратную тьму, покрывающую человеческую жизнь, еще не озаренную светом Христовым - помрачение разума, ожесточение сердца, разложение образа жизни. Потом он, однако, впечатляюще показывает, откуда берет христианин силу для развития христианского образа жизни.
Новая жизнь как плод рождения свыше (ст. 20-24)
Отчуждению, отступлению и распутству языческого образа жизни апостол Павел противопоставляет "но вы не так" христианской церкви. Создается впечатление, что он выходит из царства тьмы в царство света: "Но вы не так познали Христа", то есть они познали Христа не так, будто им еще осталась возможность поступать так же, как язычники (ст. 17). Они не учились быть христианами и в то же время оставаться язычниками, как будто возможно одновременно служить и Богу и миру, нечистое хождение сочетать со следованием за Христом. Нет, вследствие рождения свыше христианин принял совсем другой образ жизни, он поставлен в совершенно новые отношения с Богом и миром. Христос не искупил его Своей Кровью для того, чтобы он жил для самого себя. Он искупил его для Бога, для того, чтобы он жил и ходил пред Богом и для Его Царства.
"Познали Христа" не значит, что они учились чему-нибудь о Нем, как в школе можно учить о зарубежных народах и странах. Это означает, что верующие познали Его Самого, то есть верою лично испытали Его как могучего Спасителя от греха, смерти и дьявола.
Верующие познали Христа, слушая проповедь Евангелия, они "в Нем научились" быть Его последователями в новом образе жизни. Здесь Павел хочет подчеркнуть факт существования явной взаимосвязи между моральным поведением человека и его поведением в вере. Прежняя развращенность этих новых христиан являлась следствием того, что они не знали Христа и не верили в Него.
Святое хождение вытекает из познания Христа и истины в Нем. Значит, делание добра или зла по сути дела определяется отношением человека к вере. Там, где вера сильна, новый образ жизни отражает сияние святости. Там, где веры недостает, видна только ветхая, грешная жизнь. Там, где угасла вера, ослабевает и святой образ жизни. Другими словами, вера и освящение жизни взаимозависимы.
Об источнике нового образа жизни христианина (новое творение, возрождение, присоединение ко Христу) Павел говорит своим читателям, да и нам, в стихах 22-24. Первые христиане испытывали познание Христа и вытекающее из него новое хождение благодаря крещению. Ведь таким образом они присоединились к церкви. Итак, для правильного понимания употребленных апостолом выражений нам надо представить себе древнехристианское крещение, состоящее из трех частей:
1. отложения (ст. 22),
2. обновления (ст. 23),
3. облечения (ст. 24).
Перед тем, как крещаемый заходил в воду, он должен был отложить свою одежду. Также и человек, погружаемый в баню возрождения, откладывает свою старую одежду - не что иное, как обтрепанные лохмотья, которые покрывали жизнь человека, "истлевающего в обольстительных похотях". Эту жизнь страстей и похотей, постоянно вращающуюся лишь вокруг себя, эту жизнь в мире греха и несправедливости, этот ветхий языческий образ жизни Павел здесь называет ветхим человеком. Вот эту жизнь крещаемый готов отложить, сходя в воду.
Вторая часть крещения - нахождение в воде, погружение и поднятие из воды очищенным и обновленным. Этим символизировались смерть для греха и воскресение к новой жизни. Возрождение - начало новой жизни. Обновляется внутреннее человека (дух ума), ему опять дарится то, что он некогда потерял при грехопадении - образ Божий. Начинается новая жизнь верующего.
Третья часть крещения - крещенный вышел из воды и надел новую одежду. Таким образом и верующий облекается в нового человека. При этом речь идет уже не о внешней одежде, а о существенном внутреннем обновлении сердца и жизни. Павел говорит о новом творении "в праведности и святости". Новая одежда крещенного - праведность и святость. Другими словами, в нем восстанавливается образ Божий.
Мы знаем, что образ Божий состоит в истинном познании, праведности и святости. Это познание Павел упоминает в Послании к Колоссянам 3,10, где говорит о том же (прочитайте сначала Кол. 3,9-10). О праведности и святости апостол говорит в стихе 24. Таким образом новое творение делает нас новыми носителями образа Божьего. Мы воссоздаемся к новой праведности. Получив прощение грехов, мы занимаем новое, правильное отношение к Богу и к ближнему. Мы также воссоздаемся к новой святости - воскресшая из мертвых жизнь не может не приносить видимые плоды. Другими словами, немедленно за чудной тайной рождения свыше следует действительное обновление жизни.
После облечения в нового человека важно, чтобы верующий стал ходить в обновленной жизни и возрастать. За возрождением следует обновление жизни, за оправданием - освящение, так же как за рождением следует нормальный рост и развитие ребенка. О, этом росте и развитии Павел говорит в продолжение этого раздела. Все наставления, которые он дает, направлены на возрастание нового человека.
Обновление в практике повседневной жизни (ст. 25-32)
Напомнив своим читателям о том времени, когда они через рождение свыше и крещение стали детьми Божьими (ст. 22-24), апостол Павел теперь начинает говорить им, как они должны жить, будучи детьми Божьими. Ведь новый образ жизни расцветает на почве возрождения.
Так Павел приходит к пятикратному "посему", как будто хочет сказать: "Так как вы во Христе стали новыми людьми, посему... больше не лгите, не согрешайте в гневе, не крадите, не говорите гнилых слов и не оскорбляйте Святого Духа". Здесь замечательно то, что апостол не останавливается на неположительном запрете, но и дает им положительные указания, что именно надо делать - говорите истину, гневайтесь святым гневом, будьте прилежны в труде, уделяйте нуждающемуся, да будут ваши слова назидательны, размышляйте о запечатлении Духом во свете грядущего наследия.
Тот, кто истинно крещен во Христе, должен отвергнуть ложь (ст. 25). Он уже не может идти своим путем неискренности. Он уже не хочет поступать неугодно Христу.
Павел не говорит здесь об одной определенной лжи, но этим словом, а также упомянутыми четырьмя другими грехами он еще раз характеризует существование ветхого человека. Жизнь без Бога есть ложь, потому что она не основана на Боге и не помещена под искупительную силу Крови. Говорить истину присуще жизни нового человека. Верующие должны быть истинными и говорить истину именно потому, что они "члены друг другу", члены одного тела. Ложь - нарушение единства и здоровья тела. Если один член тела болен, то рано или поздно начнут страдать от этого и здоровые члены.
Ложь внутри церкви (вот о чем здесь идет речь, а не об отношении церкви к внешним) вредит и уничтожает жизненное общение с другими. С другой стороны, истина в словах укрепляет это жизненное общение. Таким образом, искренность является существенной чертой духовного жизненного единства и общения, существующих между членами единого тела Христова.
Второе увещание касается гнева (ст. 26). Здесь Павел ссылается на стих из Псалма 4, где речь идет о гневе перед сном, к чему мы могли бы дойти, столкнувшись с ложью. Здесь, однако, речь идет о гневе нового человека, о "святом гневе" на грех, какой проявил и Иисус (Мтф. 21,12.16 и другие места). Но, несмотря на это, здесь всегда грозит опасность того, что роль начнут играть человеческие и недуховные факторы. Отчего и поднят предупреждающий палец Павла - "не согрешайте"!
Под маской "усердия к делу Божьему" иногда скрывается немало личного мщения, а это значит, что грех уже проник в человека. В таком случае солнце не должно зайти во гневе нашем. Если в нашем сердце будет гнев и мы не сможем забывать обиды, если мы чувствуем себя лично оскорбленными и уязвленными, мы сможем перейти к ненависти. Поэтому надо укротить свой гнев и не давать ему длиться всю ночь, не то на следующий день мы дойдем до яростных действий. Сколько же таких злых дел уже изобретено в бессонные от ярости ночи! Тогда дьявол тут как тут, чтобы, войдя через эту ярость, непоправимо разрушить как взаимные отношения, так и нашу духовную жизнь. Оттого и увещание стиха 27 - "И не давайте места диаволу".
Павел предупреждает нас, чтобы мы всегда были бдительны, чтобы сатана не обольстил нас на грех, как при угрозе злого (ложь), так при творении доброго (святой гнев); Не давайте ему места, не давайте ему возможности пробраться в вас и заставить вас упасть.
Третье "посему" в связи с обновлением жизни касается кражи (ст. 28). Павел, по-видимому, должен был засвидетельствовать тот факт, что в церквах, основанных им, еще есть люди, повинные в краже. В языческой среде того времени кража считалась добродетелью, и часть верующих все еще держалась этих норм, так что они, не желая делать ничего плохого, продолжали по обычаю красть. Но, возможно, Павел здесь намекает на безделье - явление, многократно встречающееся в торговых городах Малой Азии. Идет ли речь о тунеядцах или о ворах по привычке, Павел во всяком случае дает решение проблемы. Не останавливаясь на отрицательном запрете, он показывает положительный выход: "а лучше трудись, делая своими руками полезное". Здесь апостол, говоря о смысле и благословении труда, представляет нам ценное снаряжение для нашей "божественной профессии". Павел не противопоставляет ручной труд головному, но говорит, что получать зарплату (вознаграждение) мы вправе лишь тогда, когда сами трудились.
Потом Павел говорит о сути труда - мы можем делать лишь полезное. Значит, есть профессии, для христиан неприемлемые. Кроме того, труд все еще есть и останется частью этого павшего мира ("в поте лица твоего"). Поэтому источник благословения в труде не сам труд, а Бог.
Наконец, Павел упоминает цель труда - "что, было из чего уделять нуждающемуся"; другими словами, любовь к ближнему. Это уже иная цель, чем только заработать на жизнь.
Христианин работает не с целью приобрести деньги и увеличить свое имущество, для него работа является трудом веры ("божественной профессией"), духовным делом с духовной целью: оказать своим братьям и сестрам по вере, нищим этого века, где бы они ни жили, существенную материальную или интеллектуальную помощь. Мы работаем для двоих - для себя и для другого, ждущего плод работы нашей головы и рук. Дело в том, что внутри Церкви мы во Христе члены друг другу, а в отношении к внешним - " будьте милосерды, как и Я милосерд".
Четвертое "посему" касается речи как ветхого, так и обновленного человека: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших..." (ст. 29). Здесь речь идет о скверной речи. Употребленное в подлиннике слово относится к тухлой рыбе на рынке. Для этого увещания существовала, наверное, конкретная причина. Может быть, в тамошних церквах были люди, имеющие довольно острый, быстрый или грубый язык. Для общения нет ничего более вредного, чем недуховная и клеветническая болтовня о других.
Павел предлагает читателям положительное решение и этой проблемы: "...а только доброе для назидания в вере..." Павел просит их говорить духовно, для назидания церкви. Наша речь должна быть не в ущерб ближнему, а для его пользы, она должна помочь ему, доставить ему благодать, то есть пользу и благословение. Язвительные слова имеют лишь уничтожающее влияние, ласковые слова назидают и доставляют благо.
В последнем "посему" в связи с обновленной жизнью Павел словно опускает в жизнь крещенных христиан диплот: И не оскорбляйте Святого Духа Божия..." (ст. 30). [Дитют - прибор для измерения глубины воды с судна.] Недостойный образ жизни (ложь, чрезмерный гнев, воровство, клевета) оскорбляет Духа Божьего. Ведь Святой Дух живет в Церкви - теле Христовом, и слушает все сказанное там. Если печать (крещение) не соответствует содержанию (образу жизни), то "Бог в нас" оскорбляется. Тогда Он уходит, потому что не может иметь общение с грехом.
Дети Божьи "запечатлены в день искупления" именно в крещении (ср. Еф. 1,13-14). Тот факт, что Святой Дух есть печать будущего наследия, полного спасения, сохраняемого на небесах, должен быть для церкви самой основной причиной вести святой и благочестивый образ жизни.
На этом Павел закончил свои наставления о внутри-церковной жизни. Но он еще не ставит точку. Пятью словами он еще раз дает краткое изложение ветхой жизни, заканчивая его собирательным понятием "всякою злобою" (ст. 31), а потом приводит три благодетели - доброту, сострадание, примирительность,- характерные для нового человека, тем самым словно возвращаясь к "но вы не так" (ст. 32).
В стихе 31 Павел упоминает пять, казалось бы, совсем случайно поставленных рядом грехов. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что они тесно связаны друг с другом. Они словно образуют цепь, в которой один грех вытекает из предыдущего.
Первое звено этой цепи - раздражение; это настроение духа, происходящее, когда человеку кажется, что его личные права нарушаются. Это ведет к неприятному чувству, и если такое чувство часто возникает в сердце, развивается раздражение. Из раздражения вытекает ярость, которая, как болезнетворная бацилла, настолько разъедает внутренность человека, что в определенный момент происходит взрыв гнева. Тогда наружу выходит то, что уже давно накопилось в сердце человека. Дикая и невоздержанная сама по себе, ярость выражается в крике. Высказываются язвительные намеки и бросаются в лицо другим злобнейшие оскорбления. Тогда уже не далеко и до злоречия, задевающего и обижающего нашего ближнего. Даже возможно, что один брат порочит другого, упрекая его в самых тяжелых грехах против Бога, тем самым навлекая на свою жизнь проклятие Божье. Так бывает с тем верующим, который допустил в сердце кажущееся незначительным раздражение.
По сути, общий корень, из которого произрастают все эти грехи,- эгоистичное отношение к жизни, при котором собственное "я" всегда стоит на переднем плане, хотя оно часто и скрывается за маской самоотверженной благотворительности и невероятной занятости для дела Царства Божьего. Эгоизм - большая опасность как для личной жизни веры, так и для церковной жизни.
Эгоистичному отношению к жизни ветхого "я" противопоставляется взгляд на то, что сделал для нас во Христе Бог (ст. 32). Тогда мы не смотрим на себя и не настаиваем на своих правах, а смотрим на Христа и Его пример. Таким образом мы будем добрыми, как добр Бог. Мы будем сострадательными, как сострадателен Христос. И мы будем прощать друг другу так же, как и Бог во Христе простил нас. Это "как и Бог" истекает из нового человека. Мы так поступаем не по принуждению, а добровольно.
Итак, три упомянутые выше христианские добродетели имеют благодатную почву прощения, дарованного нам Богом во Христе. Таким образом, благодать есть и остается источником процветания нового образа жизни.
Примечания и вопросы
1. В стихах 17-19 Павел описывает прежнюю греховную жизнь язычников - суетность, омрачение, отчуждение, невежество, ожесточение, бесчувствие. Следствие этого - распутство и нечистота. Об этом Павел пишет и в Послании к Римлянам 1,18-32. Прочитайте эти стихи и запишите сходные мысли.
2. В стихах 22-24 Павел говорит о ветхом и новом человеке. Что он имеет в виду под "ветхим человеком"? А под "новым человеком"?
Древнехристианское крещение иллюстрирует отложение ветхого человека и облечение новым - одноразовое событие, при котором ветхий человек полностью исчез и существует лишь новый. Послание к Колоссянам 3,9-10 тоже рисует такую картину? Что еще там сказано о новом человеке?
3. В главе 6 Послания к Римлянам апостол Павел связывает крещение со смертью ветхого человека и воскресением нового. Римлянам 6,6 указывает на одноразовое, окончательное событие, в то время как некоторые толкователи Библии утверждают, что это длительный процесс. Достигает ли в земной жизни обновление возрожденного человека определенной меры совершенства?
4. В стихе 24 Павел говорит, что возрожденный человек создан по Богу. Обсуждая в Послании к Колоссянам 3,10 то же самое, апостол упоминает обновление по образу Бога. Что мы подразумеваем под сотворением человека по образу Божьему? В чем заключается этот образ (три духовных дела)? Какие два аспекта образа Божьего упоминаются в стихе 24? Находим ли мы в Послании к Колоссянам 3,10 дополнение к этому? Полностью ли мы потеряли при грехопадении образ Божий? А в обновлении жизни образ Божий восстанавливается полностью?
5. Слова "отложить" и "облечься" (ст. 22 и 24) дают представление об одежде, которую человек раздевает или надевает, в данном случае одежду для крещения. Такую же картину мы видим в Послании к Галатам 3,27. Прочитайте этот стих внимательно! Эта новая одежда выражает достоинство, положение. Итак, новая одежда равнозначна новому служению или новому положению жизни (ср. Дан. 5,29). Пророк Исайя (61,10) говорит о ризах спасения и одежде праведности. Что он имеет в виду? А кто получает эту одежду (ср. также Откр. 7,13-14)?
6. Тему данного раздела можно описать как отношение между оправданием и освящением. Что из них следует первым в деле спасения? В чем состоит основание освящения?
7. В стихе 28 Священное Писание не только запрещает кражу, но и дает нам как бы трудовую этику. Что говорит этот стих о сути труда? А о цели труда? Павел осуждает лень и тунеядство. Прилично ли христианину пользоваться законом о выплате пособий по безработице? Есть ли профессии, для христиан негодные? Какие?
8. Уделение нуждающемуся в первую очередь относится к дьяконскому труду в церкви. Однако если мы проведем линию за стены поместной церкви, то каковы наши обязанности в области миссии, мирового дьяконского труда и помощи развивающимся странам? Находятся ли они на той же линии, или среди них есть некоторые несоответствия? Дает ли нам Библия конкретные указания о том, какую часть зарплаты следует тратить на "другого" внутри или вне поместной общины (ср. Втор. 14,22-29 и Лук. 18,12)?
9. В стихе 30 речь идет об оскорблении Святого Духа, со дня Пятидесятницы обитающего в Церкви. Что значит это выражение? Бывали ли оскорбления Святого Духа в ветхозаветные времена (ср. Ис. 63,10)? Какая разница между оскорблением Святого Духа и грехом против Святого Духа (ср. Евр. 6,4-6)? Могут ли оскорбить Святого Духа те, кто не истинно боится Господа (ср. 1 Цар. 16,14)? Какие следствия имеет в жизни верующего оскорбление Святого Духа? Святой Дух после оскорбления навсегда отходит от верующего? Есть ли разница между запечатлением Святым Духом и заверением Святого Духа (ср. Еф. 1,13)?
10. Для краткого обзора всего раздела возьмите Библию и еще раз внимательно прочитайте обсужденный нами раздел. Потом заполните схему ниже.
Новый образ жизни Церкви (Еф. 4,17-32)
1. Новая жизнь в сравнении с прежним язычеством (ст. 17-19)
А.Павел описывает духовную тьму язычников шестью выражениями:
....................................................................... (17)
........................................................................(18)
........................................................................ (18)
........................................................................ (18)
........................................................................ (18)
........................................................................ (19)
Б. Следствие этого - распущенность язычников, двумя аспектами которой являются:
....................................................................... (19)
....................................................................... (19)
2. Новая жизнь как плод рождения свыше (ст. 20-24)
А. Павел говорит:
Но вы не так познали .................................... (20)
и теперь вы знаете ........................................ (21)
Б. Источником нового образа жизни является истинное рождение свыше, которое Павел описывает символами древнехристианского крещения. Оно включает в себя три момента:
.................................................................................... (22)
.................................................................................... (23)
.................................................................................... (24)
3. Новый образ жизни на практике (ст. 25-32)
A. В своем пятикратном увещании жить свято апостол Павел запрещает следующие грехи:
........................................................................ (25)
........................................................................ (26)
........................................................................ (28)
........................................................................ (29)
........................................................................ (30)
Б. Вышеупомянутым грехам он противопоставляет:
......................................................................... (25)
..................................................................................... (26)
..................................................................................... (28)
..................................................................................... (29)
......................................................................... (30)
B. Павел еще упоминает цепочку зла из пяти звеньев:
......................................................................... (31)
..................................................................................... (31)
..................................................................................... (31)
..................................................................................... (31)
......................................................................... (31)
Г. Павел заканчивает этот раздел тремя христианскими добродетелями:
...................................................................................... (32)
.......................................................................... (32)
...................................................................................... (32)
Этот материал еще не обсуждался.