Корнелис Г. Врейхденгил
Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам
Ефесянам 5,1-21
Дополнительный отрывок: Колоссянам 3,1-17
Вступление
В четвертой главе, закончив изложение учения о единстве Церкви, Павел начал увещать членов ефесской церкви. На основании обновления жизни (ст. 20-24) апостол призвал церковь к святому образу жизни (ст. 25-32). Продолжая это увещание в пятой главе, он, казалось бы, из-за большого количества необходимых наставлений не знает, с чего начинать.
Мы видели, как в предыдущей главе (4,17-32) Павел ограничил свои увещания пределами церкви, говоря об освящении жизни внутри общины для созидания тела Христова. В следующем разделе (5,1-21) мы увидим, как Павел, увещая церковь, переступает эти пределы и обращает внимание на отношение церкви с внешним миром. Поэтому девиз этого раздела звучит так: в мире, но не от мира.
Если мы вникнем во все увещания Павла поглубже, нас удивят две вещи. С одной стороны, читатели этого Послания, по-видимому, в состоянии разобраться в глубокомысленном изложении фундаментального учения о спасении, представленного в первых трех главах (иначе Павел не писал бы им таким образом). С другой же стороны, им еще нужны самые подробные увещания насчет таких грехов, как бессердечие, ложь, нечистота, скупость, легкомыслие речи. Однако следует не забывать, что эти пороки - результат долго действующего в них прежнего языческого образа жизни и мышления. Поэтому Павел и считает нужным вновь и вновь разными словами внушать им основные принципы моральной жизни и хождения по заповедям Божьим. Кстати, кто из нас вправе возвышать себя над ефесянами, хотя у нас позади уже 2 000 лет христианства?
Для более ясного понимания этого раздела я считаю уместным разделить его на четыре части.
- В первой части (ст. 1-5) речь идет о подражании Богу. Павел сначала подчеркивает необходимость жизни в любви (ст. 1-2), а потом борьбу против греха (ст. 3-5).
- Во второй части (ст. 6-14) Павел увещает членов церкви поступать, как чада света, с одной стороны, отделяясь от мира (ст. 6-9), с другой стороны, выполняя их поручение в мире - обличать дела тьмы (ст. 10-14).
- В третьей части (ст. 15-16) Павел увещает читателей поступать осторожно.
- Наконец, в четвертой части (ст. 17-21) апостол призывает их исполняться Святым Духом.
Разбор
Итак подражайте Богу (ст. 1-5)
В пятой главе Павел прежде всего закладывает фундамент, на котором потом начинает строить новую серию наставлений. Этот фундамент есть любовь Христа, ради которой Он предал Себя за Церковь на горькую и позорную смерть на кресте (ст. 2).
Новое хождение возможно лишь тем, кто облекся в одежды этой любви, простирающейся через нас к ближнему. К тому же это хождение в любви не просто какое-то мгновенное расположение духа, а постоянное поведение, беспрестанное подражание Богу.
У Павла это подражание Богу не ведет к оторванному от действительности или пассивному отношению к жизни. Наоборот, оно побуждает и призывает человека к действию, к святой жизни в любви и самоотречении. Ведь слова о подражании указывают на единомыслие с тем, кому мы подражаем. Тогда мы станем похожими на того, за кем следуем.
Подражание Богу надо связать с выражением "как чада возлюбленные". В ребенке течет та же кровь, что и в его отце и матери, ребенок наследует от них свойства характера. Таким же образом христианин относится к своему Богу.
Он весь отмечен печатью Божественного Отца. Таким образом дитяти Божьему дают возможность подражать Богу не собственные силы, а силы Небесного Отца. И вот в этой жизненной связи дитяти с Отцом скрывается глубочайший стимул к подражанию Богу.
Практическое применение упомянутой идеи подражания - жить в любви не время от времени, когда это получается; жизнь в любви должна быть плотью и кровью верующих. По сути дела, Павел требует от нас подражания любви Христа, хождения в самоотверженной любви.
Вот почему Павел нарочно подчеркивает здесь небывалый объем любви Христовой: "...предал Себя за нас в приношение..." (ст. 2). Он предложил в жертвоприношение Отцу Самого Себя как дар.
Слово "жертва" особенно указывает на смерть, которой Он умер за Своих. А факт, что этот фимиам взошел к Богу в благоухание приятное, говорит о том, что Его самопожертвование было благоугодно Богу.
Что означает наше подражание Ему в любви? Это значит, что так же, как Христос полностью отдал Себя, как жертвенного агнца, за Своих братьев, и мы должны быть поглощены служением любви своим братьям и ближним.
После этого увещания к подражанию в любви Павел призывает к борьбе с некоторыми конкретными грехами - блудом, любостяжанием, сквернословием, пустословием и смехотворством (ст. 3-5). По словам Павла, те, кто заражен этими грехами - идолослужители (ст. 5). Ясно, что эти грехи не только имеют историческую подоплеку в тогдашней ситуации падения назад, в язычество. Упомянутые грехи случались не только в церквах Малой Азии, они являются угрозой церквам всех времен и на всех местах.
Грех блуда и всякая нечистота в общине сразу же ясно заметны. Но опознать грех любостяжания гораздо труднее. Ведь этот грех может переодеваться в одежду усердия; способности, а затем бережливости и рачительности и таким образом незаметно проникать даже в лучшие общества. Поэтому он и намного опаснее бесстыдного разврата, неспособного к такой маскировке. Лишь Слово Божье показывает нам его подлинный характер и тесную связь со всякой нечистотой и распутством. Любостяжание - один из наихудших видов идолопоклонства, корень всех зол (ср. Кол. 3,5 и 1 Тим. 6,10). Ведь любостяжатель возлагает свою надежду на земные блага, а не на живого Бога. Поэтому этот грех прямо относится к идолослужению (ст. 5).
Упомянутые апостолом Павлом в четвертом стихе грехи - сквернословие, пустословие и смехотворство - явно отличаются от грехов, названных в третьем стихе. В отличие от упомянутых в третьем и повторенных в пятом стихе грехов, они не исключают верующего из Царства Божьего.
Итак, сама Библия делает различие между "смертными грехами" и "более легкими грехами", или вернее, между грехами, исключающими (при упорстве в них) человека из Царства Божьего, и грехами, не имеющими такого следствия. К последней группе принадлежат упомянутые в четвертом стихе "грехи словами", в отличие от названных в третьем стихе "грехов поступками". Как легко может испортить хорошую атмосферу в общине недуховное слово! Как правило, мы скорее и легче согрешаем словами, нежели поступками. Что было бы, если бы и эти грехи исключили нас из Царства Божьего? Но все-таки Павел говорит, что и эти грехи "не должны даже именоваться у вас". Они представляют собой реальную опасность для единства церкви и взаимосвязи в вере ее членов. К тому же, это грехи против Бога, и если верующий не поставит их под прощающую силу Крови Христа, результатом может быть отлучение от общины.
Слова "не должны даже именоваться у вас" можно воспринимать по-разному. Они могут ссылаться на мнение других людей, говорящих о вас. Другими словами, не дайте миру возможности рассказывать о вас такое, не подавайте повода для злого. Члены церкви должны жить так, чтобы возникновение таких слухов о них было просто невозможным. Другое значение этих слов - вы не должны говорить об этих грехах. Конечно, эти грехи надо наказывать, но нельзя, чтобы члены церкви судачили о них и находили в этом удовольствие.
Третья возможность - не именоваться, не присутствовать в вас. С этой точки зрения апостол судит не только грех поступком и грех словом; он идет еще дальше: это увещание относится даже к мыслям. В своем воображении и мыслях верующий должен оберегать себя от упомянутых выше дел - блуда, нечистоты, любостяжания, сквернословия, пустословия и смехотворства.
Какой бы перевод ни был наилучшим, во всяком случае Павел говорит, что эти грехи не должны встречаться среди верующих, ни в их мыслях, ни в словах, ни в поступках. Ведь зародыш греха - в мыслях. Мы занимаемся им в своем воображении, потом начинаем говорить о нем и обременять им ближнего. Наконец, грех достигает своей кульминации в греховном поступке. Павел увещает, чтобы все это не именовалось у нас (как это есть у язычников).
Интересна названная Павлом причина - "как прилично святым" (ст. 3) и "не приличны вам" (ст. 4). Так же, как и мы в воспитании своих детей иногда объясняем какой-то запрет словами "так не прилично", Павел здесь апеллирует к освященному моральному сознанию верующих, преображенному в них Богом, и говорит, что такое им не прилично, так нельзя, это не соответствует их святому призванию жить по воле Божьей.
Наконец, Павел указывает на следствие упомянутого греховного образа жизни - отлучение от "наследия в Царстве Христа и Бога". О величественном и прекрасном содержании этого наследия он уже писал в 1,14 и 1,18, так что сейчас пропускает его описание. Царство Христа здесь не в эсхатологическом смысле, как в Послании к Тимофею 4,1.18, здесь Павел имеет в виду Церковь. Под Царством Бога он подразумевает вечное наследие, когда Бог будет все во всем, когда Церковь будет объединена со своим Спасителем, искупившим и избавившим ее, и Сам Бог будет править ею в Своем славном величии. Вот в чем дело - в наследии! Это наследие находится под угрозой.
Итак Павел недвусмысленно предостерегает церковь и ее членов от последствий допущения в жизнь греха. Грешить детям Божьим неприлично. Прилично, однако, благодарение (ст. 4), действие любви, слишком мало практикуемое нами. Именно благодарение помогает нам преодолевать все трудности жизни как нельзя лучше. Оно делает наше страдание терпимым, оно - лучшее оружие против уныния. К тому же, Бог заслуживает благодарения!
Поступайте, как чада света (ст. 6-14)
Описав отношение между верующими и определенными грехами (ст. 3-5), Павел расширяет изложение своей темы, вводя в наш кругозор третий фактор. Хотя Павел упоминает этот фактор не конкретно, мы все же очень ясно видим; его между строк - мир, в котором живут верующие. С одной стороны, они должны отделить себя от этого грешного мира (ст. 6-9), с другой стороны, находясь в этом мире, они должны быть в,нем сияющим светом и осоляющей солью и обличать дела тьмы (ст. 10-14).
"Никто да не обольщает вас пустыми словами". Это выражение недвусмысленно говорит об отношении верующего к грешной среде, в которой он живет. Змей из Едемского сада все еще не забыл свои хитрые методы обольщения на грех. В одном периоде он использует "пустую философию", в другом - возбуждающие плоть и соблазняющие на грех рекламы. Одно ясно: - мир лежит во зле и для верующих является источником соблазна. В борьбе духа с плотью мир играет значительную роль. Павел описывает эту роль так: "обольщение пустыми словами", то есть умение оправдывать нечистое, красивыми словами затушевывать достойный осуждения характер греха.
Свое увещание против обольщения Павел сочетает с предупреждением: "...ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления". Если слово "за это" относится к упомянутым грехам, это значит, что гнев Божий приходит на членов церкви, позволивших греху соблазнить себя и тем самым ставших перед Богом сынами противления. Но слово "за это" может относиться и к упомянутому обольщению мира. В таком случае это значит, что Бог изольет Свой гнев на детей мира, потому что они преследуют Церковь, желая соблазнить ее. Как бы то ни было, Бог не оставляет грех безнаказанным.
Наконец, делая практический вывод из сказанного, Павел требует четкого отделения церкви от мира: "Итак не будьте сообщниками их". Церковь живет отделенной от мира, это составляет суть церкви. Она - "экклезия", то есть "вызванная из мира". Отделение уже обусловлено в ее избрании.
Отделение от мира, в первую очередь, не носит внешний характер, оно должно быть духовным, хотя, конечно, имеет и практические последствия!
Павел называет три духовные причины требуемого им отделения церкви от мира. Первую причину он уже упомянул в стихах 6 и 7: в мире есть большая опасность соблазниться грехом, который порой настолько пронырлив, что мы уклоняемся с узкой дороги, возлюбив нынешний век.
Вторую причину он называет в стихе 8: "Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе". Здесь Павел ссылается на момент их обращения, или вернее, на момент обновления их жизни. Тогда они оставили не только ветхую жизнь, грешное "я", но и мир. Время до нового рождения, период ветхого человека, Павел называет тьмой, а период нового человека он называет светом. Этой противоположностью он еще раз подчеркивает радикальность разрыва с миром. Новое творение - вот основание, которое определяет отношение христианина к миру.
Наконец, Павел указывает третью причину отделения от мира: "Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине" (ст. 8-9). Павел не останавливается на отрицательном, чтобы использовать грех, гнев, тьму причиной отделения от мира. Нет, здесь он выдвигает положительный мотив отделения, говоря: "Поступайте, как чада света, осуществите на практике христианские добродетели, тогда отделение от мира совершится само собой и мир не сможет не признать, что вы ему не принадлежите. Тогда люди этого мира сами порвут общение с вами, потому что тьма ненавидит свет".
Так Павел обосновал свои увещания церквам жить в отделении от мира. Но это лишь половина того, что он хочет сказать об отношении к миру. Церковь, правда, не от мира, но она живет в мире. Павел не останавливается на отделении от мира. Христиане не затворники, поэтому церковь имеет в мире задание. Вот о чем говорит апостол в стихах 10-14.
В стихе 7 Павел предупредил читателей не быть сообщниками людей этого мира. И в стихе 11 наше внимание останавливается на этом требовании отделиться от мира. Разница только в том, что в стихе 7 речь идет об одинаковом с миром образе мыслей (сообщники), а в стихе 11 Павел предостерегает от светского образа действий: "Не участвуйте в бесплодных делах тьмы".
Этому апостол противопоставляет задание церкви: "Испытывайте, что благоугодно Богу". Это непосредственно совпадает с хождением, как чада Божьи (ст. 8), так что можно было бы считать стих 9 промежуточным примечанием.
"Испытывать" означает, что все в жизни мы оцениваем с позиций Писания. Тот, кто испытывает, что благоугодно Богу, а что - нет, всегда будет спрашивать: "Господи, что Ты повелишь мне делать, что угодно Твоей воле? Что Ты говоришь в Слове об этом деле?"
Подчинять испытующей оценке следует в первую очередь все то, что мы из себя представляем и чем мы занимаемся. Иначе, как мы сможем обличать дела тьмы? Для церкви нет лучшей "рекламы" и для мира нет более ясного доказательства того, что он находится не на том пути, чем контакты с верующими, имеющими истинно живое отношение с Богом основанием своей жизни. Задание церкви в мире начинается с искреннего освящения жизни самих верующих.
Лишь потом церковь может смотреть вокруг себя и давать критическую оценку миру и его делам. При этом ей следует быть бдительной, чтобы не участвовать в бесплодных делах тьмы. Ее задание - как испытывать, так и обличать эти грешные дела, то есть правильно освещать неверное и опровергать ложное. Этим контролем церковь должна обличить безбожный характер мира. Итак, грешный мир тьмы словно сидит на скамье подсудимых, чтобы быть судимым церковью. Задача церкви - давать возможность обличающему свету Слова Божьего светить в эту тьму.
Однако выполнение этого задания осложняется тем, что мир обходит стороной предупреждающий голос критики, совершая свои позорные грехи тайно (ст. 12), в скрытых местах, во тьме ночи и в непроглядности мышления. Как в таком случае церковь могла бы обличить эти дела тьмы? Ответ на этот вопрос Павел дает в стихе 13: "Все же обнаруживаемое делается явным от света".
Задача церкви - обличать грехи - в сущности является делом Божественного откровения, делом Святого Духа (Света), использующего для этого церковь. Ведь в мире действует Дух, обличая его о грехе и о правде и о суде! Эту работу Дух совершает посредством слов апостолов, пророков, пастырей и учителей, да и всех членов общины.
Итак, задание церкви - подвергать мир и его дела критике Слова - есть дело откровения Святого Духа. Это явно и из стиха 13: "...ибо все, делающееся явным, свет есть". Все то, что ставится под свет откровения - свет, с него сняты всякая тьма и все покровы, так что становится видна его суть, оно разоблачено.
Как соотносятся эти трудные стихи? Чада света, благодаря чуду Божественного преображения перешедшие из тьмы в свет, обличают дела тьмы для того, чтобы выявить и обличить все сокровенные грехи. Это на самом деле работа Духа Святого, Который через Церковь (через свет) обличает настоящий образ мира (дела тьмы).
Итак, Церковь, с одной стороны, исполнитель суда Божьего над миром. На этом и основана полная противоположность Церкви миру. Но это не все. Обличение дел тьмы порой благотворно действует в мире, приводя человека к обращению. Об этом Павел говорит в стихе 14: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых". Там, где Святой Дух посредством Слова церкви - обличающего, открывающего Слова - обличает грех, осуждает грешника, уговаривает и обновляет его ожесточенное сердце, грешник просыпается от духовного мертвого сна. Всякий проснувшийся уже не останется среди мертвых, а встанет и уйдет от них в поисках жизни, света, Солнца правды. "И осветит тебя Христос". Свет Его благодати озарит вас и вы станете участниками в Его общении.
Итак, Павел описывает истинное обновление жизни, или рождение свыше (просыпаться), и последующий новый образ жизни (вставать) как плод свидетельства церкви в мире, и к тому же для славы и для распространения Царства Божьего. Какое у церкви славное задание в мире (ср. Мтф. 5,13-16)!
Многие толкователи Библии объясняют этот трудный раздел по-другому. Одни утверждают, что стих 14 - ссылка на обновление личной жизни членов церкви, другие считают его увещанием освятить жизнь. Еще другие относят эти слова как к освящению верующих, так и к оживлению неверующих.
Поступайте осторожно (ст. 15-16)
Имея столь высокое призвание, с одной стороны, отделиться от мира, а с другой, обличать дела тьмы, церковь должна быть очень строгой к себе. Один-единственный ложный шаг может сделать ее обличение внешних бессильным. Поэтому апостол еще раз увещает: "Итак смотрите, поступайте осторожно".
Согласно многим подлинным рукописям, слово "осторожно", или тщательно, относится не только к хождению, но и к наблюдению. Итак, внимательно смотрите, как поступаете. Это указывает на то, что прежде чем совершить поступок, следует всесторонне его обдумать. Это ставит нас перед вопросом: сможем ли мы оправдаться перед Богом за то, что намереваемся делать? И это осуждает импульсивные поступки, вызванные бурными эмоциями. Да будет нашим компасом неизменное Слово, к которому мы всегда обращаемся, прежде чем предпринять что-либо.
"Итак смотрите, поступайте осторожно...". Здесь делается акцент на осторожном хождении. Наш образ жизни не должен быть небрежным. В своей повседневной жизни и в общении с неверующими мы словами и поступками должны показывать окружающим, что мы щепетильны, и именно потому, что от этого зависит многое как для нас, так и для ближнего.
Если наша жизнь характеризуется осторожностью во взглядах и хождении, если мы тем, что мы из себя представляем и чем мы занимаемся, в точности выполним поручение нашего Учителя, то наше хождение, по словам Павла, будет хождением мудрых (ст. 16).
Эта мудрость проявится и в том, как мы дорожим временем. Павел не предписывает до мелочей, на что нам следует тратить свое время; это он предоставляет лично каждому. Он только указывает заглавное слово, лозунг, который должен быть написан на знамени нашей жизни - дорожите временем! Светский человек смотрит на жизнь только в земном ракурсе - есть и пить, ибо завтра умрем. Христианин же смотрит на свою жизнь с позиций вечности, принимая всерьез как свою ограниченность во времени, так и смерть. Так как он знает, что его могут призвать в вечную славу в любой день, он дорожит временем и трудится, пока есть день (ср. Иоан. 9,4).
Почему же нужно дорожить временем? "Потому что дни лукавы". Во все времена своего существования Церковь жила "в дни лукавые", поскольку находится в мире, где царит грех, с которым следует вести непрекращающуюся ожесточенную борьбу. К тому же, дни становятся все лукавее по мере того, как приближается пришествие Христа. В настоящее время час суда ближе, чем во время написания Послания к Ефесянам. Гонения на Церковь усиливаются. Все это должно побудить нас быть более прилежными в труде для Господа и более тщательно дорожить временем!
Исполняйтесь Духом (ст. 17-21)
"Итак (поскольку дни так лукавы) не будьте нерассудительны". Это увещание важно для всех членов церкви, так как всегда и везде возможны отступление и возвращение к старому, ложному пути. Нерассудительность, о которой говорит этот стих, соответствует неразумности из 15-го стиха. Это случается тогда, когда мы не послушны голосу Учителя и следуем за соблазнами мира или своей собственной плотью. Это не отсутствие хитрости, а недостаток послушания веры. Он возникает в тот момент, когда мы удаляемся от Бога и стараемся строить Царство Божье собственной силой, уповая на свое благоразумие.
Павел добавляет здесь и нечто положительное: "...но познавайте, что есть воля Божия". Он подчеркивает важность познания воли Господа, то есть Его заповедей, того, что Ему благоугодно (ср. ст. 10). Обычно мы творим только свою волю. Наша воля обновляется лишь рождением свыше. Все же Павел говорит о необходимости познавать волю Божью именно тем людям, воля которых уже обновилась. Почему? Он ведь знает, что наша воля обладает поразительной склонностью во все вмешиваться.
Познавайте - это не "вы поймите" или "познайте один раз"; это повелительное наклонение указывает на постоянное, продолжающееся действие. Это поручение верующим постоянно, ежедневно, каждое утро отдавать свою волю Христу и с Его силой бороться против ветхого человека. Все те, кто живет таким образом, не только познают волю Божью, но и совершают ее.
В чем именно заключается воля Божья? Павел оставляет ответ на усмотрение веры членов церкви в их конкретных жизненных ситуациях. Об этом Библия дает достаточно указаний (ср. 1 Фес. 4,3; 5,18).
В стихе 17 Павел увещал читателей не быть нерассудительными. В стихе 18 он добавляет еще одно увещание: "И не упивайтесь вином..."
Оба увещания, собственно говоря, касаются одного и того же - бегства от действительности, бегства от смерти, вечности, суда. Сколько таких, кто запивает для того, чтобы убежать от своих забот или даже от Бога! Сколько таких, кто живет в изобилии и роскоши только для самоудовлетворения! Павел предупреждает членов церкви: не будьте нерассудительны, не принимайте участие в таком недостойном деле, не соблазнитесь на такое поведение, не убегайте от своего горя, спиваясь, а принесите его пред лицо Бога.
Не наполняйте себя алкоголем, но "исполняйтесь Духом"! Хвалите Господа своим пением, вечно благодарите и славьте Его великое имя!
Какое замечательное окончание предыдущего ряда увещаний! Между строчками четвертой и пятой глав мы читаем о многих невысказанных трудностях и неполадках, существующих в ефесской церкви. Павел ведь не писал свои увещания без повода. Кажется, в этой церкви многое было не так. У апостола было в чем упрекнуть членов церкви. Но все же он не останавливается на отрицательном. Он не позволяет всем мрачным грехам и нечистоте в церкви оттолкнуть его. Наоборот, он взирает через все это на благодать Господа Иисуса Христа, всегда пребывающего Главой Своей Церкви, а это заставляет его хвалить и благодарить Бога, к чему апостол призывает и читателей (ст. 19-20).
Нехорошо всегда говорить только о неполадках, останавливаться только на отрицательном. Это парализует наше усердие в деле Господнем, парализует нашу духовную обороноспособность.
При всех грехах и бедах, окружающих нас, хорошо петь и благодарить Бога, взирая на Его благодать. Это может поднять человека над всеми бедами.
Взирая на непобедимую, несмотря на все недостатки в практической жизни церкви, благодать Божью, Павел четырехкратно увещает:
1. исполняйтесь Духом (ст. 18);
2. прославляйте Господа своими песнями (ст. 19);
3. всегда благодарите Бога (ст. 20);
4. повинуйтесь друг другу (ст. 21).
Замечательно, что Павел, говоря "исполняйтесь Духом", или "дайте Духу наполнить вас", использует повелительное наклонение. Неужели мы должны исполнять себя сами? Кто бы это мог делать?! Однако все верующие имеют особенное отношение к Святому Духу. Павел бы никогда не потребовал такого от неверующих. Тайна, однако, в том, что Божьи повеления, данные нам, часто тоже являются обещаниями. И Павел знает, что вдохновляющая сила Святого Духа (горящий в сердце церкви огонь Пятидесятницы) - наилучшее лекарство против всех слабостей, недостатков и грехов.
Второе увещание касается назидания самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными. Это три вида гимнов, которые отчасти совпадают в значении.
Слово "псалом" чаще всего напоминает о сопровождении на струнном инструменте не только псалмов из библейской книги Псалмов (ср. 1 Кор. 14,26 и Иак. 5,13). "Славословие", или "гимн" содержит прославление величия Бога (ср. Д. Ап. 16,25). В эту категорию входит и немало библейских псалмов, таких как 28, 92, 104 и 144. В отличие от мирской песни, духовное песнопение воспевает различные духовные истины. Это тоже могут быть псалмы или гимны.
Здесь речь идет о связующем факторе в общине. Свидетельствовать о Спасителе можно в мире, а славословить можно лишь в церкви, там, где есть живое общение веры (если, по меньшей мере, мы делаем это от всего сердца).
Все же в подлиннике в стихе 19 написано: "говоря", или "разговаривая"; параллельный стих в Послании к Колоссянам (3,16) гласит: "...научайте и вразумляйте друг друга псалмами... Павел подчеркивает, что верующие должны разговаривать между собой не только о незначительных земных делах, но преимущественно о духовных предметах. Разговор в церкви должен быть разговором в вере, с ликующим оттенком восхваления и благодарности Богу.
Во второй части стиха 19 речь идет о пении Господу и о псалмах в сердце. Не песни нетрезвых любителей выпить, а благодарственные гимны водимых Святым Духом верующих. Это место можно перевести по-разному - пение "сердцем" или "в сердце". Первое слово указывает на то, что поют не только устами, но и пламенеющим любовью сердцем. Второе выражение указывает на то, что всякий, кто не умеет петь и играть на музыкальных инструментах так хорошо, что его приятно слушать, может хвалить и прославлять Господа в своем сердце.
И, наконец, Павел говорит о духовном настроении, которое должно сопутствовать вышеназванным увещаниям: "Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа". Так поступать может, конечно, лишь живая вера во Христа. Слово "всегда" указывает на постоянное благодарение. Неблагодарное дитя Божье презирает не только богатые дары Божьей благодати и любви, но и Подарившего дары - Бога Отца и Иисуса Христа, Который приобрел их для нас, за что мы и благодарим Бога во имя Иисуса. Поэтому неблагодарность - грех. Выражение "за все" означает, что мы должны благодарить Бога не только за благополучие, но и за скорби, постигшие нас. Кто когда-либо любил розги? Что мы делаем с этим увещанием апостола Павла? Мы слабы и неблагодарны, но благодатью мы можем все.
Заканчивает Павел словами: "Повинуясь друг другу в страхе Божием". В некоторых рукописях написано не "Божием", а "Христовом". Верующий является не царем, а подданным; в первую очередь подданным Христа, а затем и всех других, особенно своих единоверцев. Тот, кто хочет быть большим, да умоет ноги другим. Это возможно лишь "в страхе Божием". Страх Божий, как ворота, открывающие нам доступ к повиновению друг другу. Только перед Богом и Христом, страшась огорчить Их, мы добровольно повинуемся своему брату по вере. Для нашей плоти это невозможно, но новый человек знает, что это такое. Итак, каждый из нас может подвести итог своей жизни. Плоть в ней правит или дух? Только тогда, когда мы повинуемся друг другу, наше хвалебное и благодарственное пение благоприятно Богу и Отцу. Такое поющее сердце и есть в действительности успокоенное сердце, хотя, может быть, в нем звучат и низкие тона печали о все еще существующих проявлениях ветхого человека. Это сердце, освобожденное от старой тирании и, благодаря дарованному новому, облеченное служащей любовью.
Примечания и вопросы
1. В стихе 4 апостол Павел говорит о пустословии и смехотворстве, которые неприличны. Это относится и к разговорам, заставляющим нас "смеяться до упаду". "Смех полезен", говорит одна поговорка; но где грань между здоровым юмором и смехотворством? (См. 3 Цар. 18,27). Из пророческих книг видно, что смех и плач недалеки друг от друга (Мал. 3,1 и др.). Найдите еще несколько примеров этому.
2. В стихе 5 любостяжатель приравнивается к идолослужителю (ср. Кол. 3,5). Господь Иисус также противопоставлял служение Богу служению маммоне (Мтф. 6,24). Проследите предостережения Христа от этого греха (Лук. 16,3; Мтф. 19,23-24; Лук. 12,15). Только корыстолюбие или любостяжание можно отнести к разновидностям идолослужения, или в это понятие входят и другие грехи? Что является самым существенным признаком идолослужения? Назовите несколько современных видов идолослужения.
3. В стихе 5 речь идет о "Царстве Христа и Бога". Разъясните, что мы понимаем под Царством Божьим. Это будущее Царство или уже существующее? А до какой степени оно продлится? Обоснуйте свои утверждения, ссылаясь при этом на стихи из Библии. Царство Божье составляют лишь истинные верующие? Вспомните притчи о Царстве Божьем! Существует ли связь между обетованиями Ветхого Завета и Царством Божьим Нового Завета? Что вы знаете о признаках этого Царства?
4. Пятый стих говорит об отлучении от Царства или лучше, о лишении наследия в (будущем) Царствр. Тут Павел упоминает лишь три греха. Но какие грехи в связи с этим он называет в Первом послании к Коринфянам 6,9-10? Означает ли это, что человек, провинившийся в этих грехах или в одном из них, не унаследует Царства?
Ответ на этот вопрос можно найти в Первом послании к Коринфянам 6,11. Как же следует истолковать угрозу отлучения от Царства? Что это значит: дети Царства будут изгоняемы? Будут ли в вечном Царстве такие люди, которые в этой жизни упорствовали в неверии?
5. Если истинный верующий впадет в грех прелюбодеяния, то навсегда ли он отпал от благодати? Есть ли смертные грехи? Приведите пример.
6. Что означает выражение "в мире, но не от мира"? Какие стихи доказывают, что Павел требует от церкви явного отделения от мира? В наше время многие верующие склонны устранять противоречия между церковью и миром. Но какой опасности подвергается церковь, слишком открытая для мира (ср. ст. 6 и На)? Назовите еще некоторые места в Священном Писании, ясно указывающие на необходимость отделения церкви от мира (подумайте, напр., об Иоан. 15,18-21). С другой стороны, церковь имеет задание в мире. Какие два аспекта включает в себя это задание (см. ст. 116; Д. Ап. 1,3; Мтф. 28,19 и др.)?
7. В стихе 8 Павел говорит о свете и тьме. Что в Библии иллюстрируется тьмой? Что синонимично свету? Подтвердите свой ответ примерами из Библии. В стихе 9 речь идет о плоде Духа. Во многих греческих рукописях здесь написано: плод света. По сути разницы нет. Какие плоды Духа упоминает Павел в Послании к Галатам 5,22? Стих 13 говорит об обличительном характере света (ср. Иоан. 3,20-21). И Сам Христос сравнивает Себя со светом (ст. 14). Приведите и другие примеры. Подумайте, например, о первой главе Евангелия от Иоанна и стихе 12 восьмой главы. Стих 14 - дословная цитата из Ветхого Завета или, может быть, парафраз? О каких стихах в этом случае можно подумать?
8. В стихе 11 Павел велит нам обличать бесплодные дела тьмы. Скажите своими словами, что Павел под этим имеет в виду? Речь идет только об опровержении лжеучения или также о повседневной жизни? Если, например, в школе или на работе вы находитесь в обществе неверующих, насмехающихся над Богом и Его Словом, ругающихся, не благодарящих Бога за пищу и т.д., то увещание Павла применимо и тогда? Еще один трудный вопрос: когда "обличение дел тьмы" становится "бросанием жемчуга пред свиньями"?
9. Стих 10 говорит об испытании того, что благоугодно Богу. В стихе 15 речь идет об осторожности в поступках, в стихе 17 - о познании воли Божьей. Подоплека всего этого - мысль о том, что Господь руководит жизнью каждого человека. Но как узнать Его конкретную волю в каком-нибудь деле? Самые лучшие средства - чтение Библии и молитва. Прочитайте вместе прекрасный пример, который оставил нам царь Езекия в Четвертой книге Царств 19,14-19. Только тот человек, который, как Езекия, успокоился пред Богом, будет сохранен от исполнения собственной воли или отчаянных поступков среди ежедневной суеты или в трудных обстоятельствах.
10. В стихе 20 (а также в 4-м) апостол говорит о необходимости всегда за все благодарить. Благодарим ли мы Бога и во времена невзгод? Что означает выражение "целовать розгу"? Приведите пример из Библии. Почему мы обычно молимся и благодарим Бога "во имя Христа"? Найдите в Библии несколько благодарственных молитв.
11. Наконец, обзор раздела. Тема этого раздела: "В мире, но не от мира." Мы разделили его на четыре части:
1. Итак подражайте Богу (ст. 1-5).
А. Сначала Павел увещает верующих
.................................................................... (1)
.................................................................... (2)
Б. Потом он призывает читателей бороться против некоторых конкретно упомянутых грехов, которые, если христианин упорствует в них, исключают его из Царства Божьего:
................................................................... (3+5)
................................................................... (3+5)
................................................................... (3+5)
Грехи, не лишающие человека Царства Божьего
............................................................................. (4)
............................................................................. (4)
............................................................................. (4)
В. Почему мы, согласно Павлу, не должны согрешать?
............................................................................... (3+4)
Г. Вместо того, чтобы согрешать, мы обязаны
........................................................................... (4)
2. Поступайте, как чада света (cm. 6-14)
А. Какие три мотива отделения церкви от мира приводит Павел?
................................................................ (6+7)
................................................................. (8)
................................................................ (8+9)
Б. Некоторые аспекты задания церкви в мире
................................................................... (10)
.................................................................... (11)
.................................................................... (13)
Следствием этого может быть
..................................................................... (14)
3. Поступайте осторожно (ст. 15-16)
- здесь Павел увещает ................................(15)
- мудрость нашего хождения проявляется .................................................. (16)
- необходимость дорожить временем вызвана ....................................................... (16)
4. Исполняйтесь Духом (ст. 17-21)
- здесь даны два неположительных увещания
..................................................................... (17)
...................................................................... (18)
- и четыре положительных увещания
.............................................................. (18)
.............................................................. (19)
.............................................................. (20)
.............................................................. (21)
Этот материал еще не обсуждался.