08.01.2017
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

9. Приступайте к Нему

 

Приступая к Нему...

Первое послание Петра 2:4

 

Апостол имеет в виду Господа Иисуса Христа, о Котором стихом выше говорит: “...Ибо вы вкусили, что благ Господь”, — и далее продолжает: “Приступая к Нему, камню живому...” Хочу обратить ваше внимание на деепричастие настоящего времени “приступая”, имеющее в данном случае значение “приходя и обращаясь”. Чему эти слова учат нас?

Христианский путь начинается с Господом Иисусом Христом, продолжается с Ним, с Ним же и совершается до конца. В этом наше великое благословение. Иногда, отправляясь в путешествие, мы начинаем свой путь на транспортных средствах одной компании, продолжаем на поездах или кораблях другой, а заканчиваем с третьей. Но в путешествии в Небесную Страну все обстоит не так. Начав странствие как подопечные Христа, мы не должны искать иного водителя или иных средств спасения, ибо Он один есть начальник и совершитель нашей веры. Отправившись в странствие с Христом, мы простираемся с Ним вперед, ибо “все и во всем Христос”, и, совершая этот путь по-доброму, мы совершаем его со Христом, ибо “все и во всем Христос”. Как заблуждались во времена Павла те, которые начинали духом и оканчивали плотью, желая достичь совершенства на земле; так заблуждаются некоторые и теперь, начав, как грешники, сокрытые во Христе, и продолжая, как святые, независимо от Него и с опорой на себя. Так не должно быть, братья. Компании “Христос и Ко”, которая сопровождала бы нас на небо, не существует. Если грешники понимают, что все и во всем только Христос, поскольку своего имения у них нет, понимать должны и святые, что все и во всем только Христос, без Христа их имения ничтожны. Если мы оставляем Христа, наше самомнение тут же начинает расти, и, насколько я знаю, оно растет, как грибы после дождя. А следует не самомнению, а Христу возрастать в нас во всем. Познавая Его, мы все больше и больше начинаем понимать, насколько Он нужен нам. Только такое возрастание может стать воистину благотворным, и да пошлет нам Бог больше таких благ во веки вечные. Да будет благословенно святое имя Его, ибо с нами Христос и утром, когда мы молоды и полны сил, с нами Христос и в полдень, когда мы несем тяготы дня, с нами Христос и в вечернюю пору, когда мы опираемся на посох, когда тени становятся длиннее и меркнет свет! И только Христос пребудет с нами, когда опустится ночь и тень смерти покроет наше последнее ложе. Всегда и везде мы взираем только на Иисуса. Счастливы мы? Если да, то Христос венец тому. Бедны? Будьте уверены, Христос укрепляет нас. Во славе? Значит, Христос умудряет скромностью. В бесчестье? Надейтесь, Христос утешит нас. В здравии? Следовательно, Христос благословляет нас. В болезни? Знайте, Он исцелит нас. Если Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, то и в отношении нас Он Тот же. Ко Христу лишь надлежит приступать и в любых обстоятельствах держаться только Его. Сердце наше должно оставаться верным единственному Господину своему, воспевая Его в любви:

Следуй за мной, когда море бушует,

Следуй за мной, когда тьма торжествует,

Следуй за мной через терни, шипы,

Следуй, о, следуй за Мной.

Не следует искать иного целителя, нового друга и основанную неизвестно на чем надежду, ибо во всем и всегда следует полагаться только на Иисуса, Который “вчера и сегодня и во веки Тот же”. “Вы имеете полноту в Нем”. И стойте на том, братья мои. И даже в мыслях не допускайте, что к освящению, искуплению и безопасности, которые находятся в Нем, вам надо что-то еще. Не ищите чего-то, чем можно было бы дополнить Господа Иисуса, иначе обманетесь сами и обесчестите Его.

Наш Господь Иисус — не Моисей. Моисей, хотя и водил народ пустынею, так и не смог ввести его в землю обетованную, потому что Провидением это было предназначено сделать Иисусу Навину. Брат мой, Господь Иисус водит тебя пустынею, и Он же перейдет с тобой Иордан, и сохранит тебе небесное наследие, и засвидетельствует твое благоуспешное водворение у Себя: так что не бросай взоров окрест на иных вождей и законодателей, не надейся на них.

Наш Господь Иисус — не Давид. Последний готовил то, что необходимо для строительства храма. Хотя ему удалось собрать много драгоценностей и сокровищ, Господь не вверил ему строительство дома Божьего, и сказал, что честь эта предназначена его сыну, который будет после него. Так строительство храма было доверено Соломону. Наш Господь Иисус, да будет благословенно святое имя Его, не только собрал Свой народ и драгоценные сокровища, чтобы построить храм Бога живого, но строит его Сам, слагая камень за камнем. Христос создаст храм Господень и примет славу. В христианском алфавите Христос есть каждая буква от A до Я, и автором всех слов языка святого Ханаана является только Христос. Разве не Он сказал: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец”?

Приступать, приближаться, приходить ко Христу, — вот тема, рассматриваемая нами сегодня. В приведенных словах из Библии, как в капле воды, отражается вся христианская жизнь. Полная картина святого образа жизни написана одним мазком. Написать портрет одной линией, не отрывая руки, весьма непросто, однако, мне припоминается один малоизвестный портрет нашего Господа, который художник написал, не отрывая карандаша от бумаги, в виде непрерывного ряда окружностей. Так можно представить путь христианина, который является непрерывным приближением ко Христу. “Приступая к Нему...” В процессе обсуждения темы нашего собрания, я отвечу на два вопроса. Первый: как лучше приступать ко Христу вначале? И второй: как лучше приступать ко Христу потом? Да благословит Дух Святой мои рассуждения ко благу душ наших.

I. Итак, сначала дадим описание христианского пути. Христианская жизнь есть непрерывное приближение к Иисусу. Слова “Приступая к Нему...” соседствуют с двумя сравнениями. Одно из них предшествует этим словам, оно содержится во втором стихе. Приближение ко Христу уподобляется здесь новорожденному младенцу, питаемому молоком. “...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему...” Детям присуще приступать к родителям, приступать с просьбами о том, что им необходимо. Едва родившись, младенец уже приступает к матери. Этот младенец не способен обеспечить себя. Предоставьте его самому себе, и он погибнет, вкусив же материнского молока, он жаждет его все больше и больше. Когда наступает пора кормления, а это бывает часто, младенец, еще не умеющий говорить, начинает подавать недвусмысленные знаки, требуя пищи. При этом он хорошо знает, к чему приступить, и до тех пор не успокоится, пока не доберется до места и не устроится там с уютом. Подросший ребенок знает время завтрака и обеда, привыкает к тому месту, где вкусно кормят и принимают сердечно. Большинству из вас, полагаю, не приходится звать детей к семейному столу звоночком. Дитя имеет внутренний звоночек, который указывает ему, причем довольно точно, время приема пищи, вот он и приступает к вам без всяких убеждений и усилий с вашей стороны.

Некоторым из ваших детей исполнилось уже пятнадцать или шестнадцать лет, но они все еще приступают к вашему столу. Они приходят сюда по привычке. Сначала вам надо было поднимать их и усаживать на стульчики, после чего они и приступали к вашему столу. Теперь же дети ваши садятся на большие стулья, но при этом они по-прежнему приступают к вашему столу. Все так, но дети приступают к вам не только ради пропитания; они приступают к вам и ради многого другого. Воистину, становясь старше, они приступают к вам все больше. Если раньше они приступали к вам ради башмачков и платья, то теперь им требуется обувь и одежда больших размеров, да еще и подороже. И хотя содержать их становится все труднее, они приступают к вам легко и свободно, поскольку привычка приступать к вам придает им духа. Умолять или убеждать детей обращаться к вам за тем, что им хочется, не надо. Они всегда готовы приступить к вам. Не так ли? Быть может, они делятся с вами нуждами раньше, чем того вам хотелось бы, но когда вы думаете, что детям вашим можно бы и потерпеть немного, они горячо настаивают, утверждая что им необходимо требуемое именно сейчас. О своих потребностях они сообщают вам часто, поэтому вы не спрашиваете: “Ну что, девушки, не нужны ли вам новые платья? А вам, юноши, не нужна новая одежда?” Ничего подобного. Детям таких вопросов задавать не приходится, они являются к вам за всем без спросу, всегда приступают к вам за тем и этим, и это вам известно. Время от времени они заставляют вас входить в большие расходы, которые истощают ваши запасы. Остановить детей в их разнообразных желаниях нелегко.

Взрослея, они приходят к вам со множеством новых просьб, каких не было раньше. Кажется, конца не будет их потребностям. Думаю, что конца этому и в принципе не бывает. Некоторые дети, как известно, даже став взрослыми, продолжают приступать к вам. Хотя вы и считаете, что ваши дети могли бы уже содержать себя сами, они продолжают просить у вас рубль там, где можно обойтись копейкой. Когда они были маленькими, вы, укладывая их на ночь, думали, что обеспечили их пищей и платьем, жилищем и домашним очагом. Вам тогда удавалось сводить концы с концами. Но теперь повзрослевшие дети  приступают к вам со множеством требований, которым не видать ни конца, ни края. Да, все обстоит именно так, дети приступают к вам во всякое время.

Я так долго рассуждал, чтобы показать, как следует понимать сравнение, содержащиеся во втором стихе. То, что ваши дети начали делать с того самого момента, когда вы впервые взглянули на них, и продолжают делать до сих пор, и есть то, что вам надлежит делать в отношении Господа Иисуса. Вам надо приступать к Нему всегда, во всякий час; вам должно приступать к Нему для духовного пропитания и отбеленного платья, вам следует приступать к Нему для очищения, водительства, помощи и здравия. Воистину, вам надлежит приступать к Нему ради всего. Вы поступите разумно, если с возрастом станете приступать к Нему все больше и больше, этим  вы угодите Ему. Находя у себя новые желания и яснее понимая свои потребности, приступайте к Нему больше обыкновенного в подтверждение того, что стали лучше понимать и больше ценить любовь, которую Отец даровал вам, чтобы вы назывались и были детьми Божьими. “Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” Разве не Он говорит вам: “Открой уста твои, и Я наполню их”? Довольно странно, если вам приходится говорить о том же своим детям, ибо дети делают это без всякого приглашения. Но вам-то, вам велено открывать уста, чтобы Господь наполнял их, а вы все равно не делаете так, как велено! И вот жалуется Господь: “А ты, Иаков, не взывал ко Мне”. Бесконечное великодушие Отца Небесного побуждает детей Его обращаться к Нему с просьбами, но, несмотря на это, вы боитесь просить, а прося, заикаетесь и запинаетесь. Неужели вы не слышите слова Господа: “Не имеете, потому что не просите”. Возлюбленные, учитесь у своих детей: как они настойчиво приступают к родителям, так должно вам приступать к Отцу Небесному. Приступать по необходимости, по привычке, постоянно и в разных обстоятельствах, приступать по множеству причин, приступать для больших благословений, приступать с трепетным и постоянным ожиданием, приступать всю жизнь, постоянно приближаясь к Нему, потому что Он велит нам делать это.

Я предлагаю еще раз обратиться к 4 и 5 стихам второй главы Первого послания Петра, имея в виду второе сравнение: “Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом”. Приближение ко Христу уподобляется здесь строительству. Здание состоит из основания и камней, которые затем кладут на это основание. Этот образ прекрасно отражает христианскую жизнь. Я читал, что под Иерусалимом, близ Дамасских ворот обнаружили огромную пещеру, точнее каменоломню, называемую Бецефа. Путешественники, побывавшие в ней, говорят, что видели огромные пустоты в скалистой породе, из которой некогда иссекались камни для строительства Соломонова храма. Напомню, что храм находился на вершине скалы; а место, откуда добывали строительный материал, находится глубоко внизу, в каменоломне. Прежде, чем такие глыбы ложились в основание храма, камни проходили процесс “приближения”. Однако остались и камни, предназначавшиеся для строительства храма, но так и не нашедшие применения; один такой огромный камень можно видеть в пещере Бецефа и доныне. А оставлен он здесь по следующей причине. Этот камень представляет собой четырехугольную глыбу, иссеченную спереди и с двух боковых сторон, а также сверху и снизу, но сзади он не иссечен. Он как бы прилип к скале задней стороной, которая остается в первозданном мраке.

Теперь обратимся и поразмыслим над отрывком из 51-й главы книги пророка Исаии: “Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены”. В нашем собрании присутствуют многие, чудом благодати некогда иссеченные из скалы и извлеченные из глубины ужасного рва. Таковые приступали ко Христу, пока не стали, как живые камни, устроять собою духовный дом, в основании которого пребывает Христос. Наряду с таковыми среди присутствующих есть иные, которых надо извлекать из глубины рва. Бог начал трудиться над вами. С помощью Своего острого резца Он отделяет вас от мира. Для того, чтобы иссечь вас из скалы хотя бы частично, потребуется много времени. Вы привыкли грешить и заботиться о земном, вас поглощают суетные заботы, вы, словно камни, иссеченные из скалы наполовину. Употребляя Свой резец, Бог иссекает вас из скалы и отделяет от мирских единомышленников, однако по задней грани, в сокровенной глубине ваше сердце еще липнет ко греху. Вы еще не отказались от похотей сердца и еще не извлечены из глубины ужасного рва, приступать ко Христу не умеете, ибо это невозможно до тех пор, пока вы не отделитесь от скалы греха, частью которой вы пока остаетесь. О, как бы мне хотелось, чтобы всемогущая благодать, взявши пилу Слова, сегодня же ночью произвела сплошной пропил поперек вашего каменного сердца, чтобы оторвать вас от скалы греха и подвигнуть приступать ко Христу, дабы устроять собою духовный дом, в основании которого пребывает Он.

Итак, дело благодати начинается с избавления души из лукавого века, органической частью которого вы были. Этим избавлением начинается процесс, в результате его живые камни начинают ложиться на основание духовного дома, ибо очевидно, что лечь на основание они не могут, пока Господь не извлечет их из глубины природного рва. Да пребудет благодать Божья, чтобы многие из этого собрания избавлялись от греха и далее, и, подобно камням, иссеченным из скалы, могли приступать ко Христу.

Высеченные в каменоломне, отделенные от скалы и отличающиеся друг от друга камни при небольшом усилии воображения можно увидеть и в нашем собрании. Камни, добытые в каменоломне надо было доставить на вершину горы Сион. Эта работа требовала много сил и времени. Каким образом Соломону удалось поднять огромные каменные глыбы, мы не знаем. Если у него не было машин и движителей, способных заменить ручной труд, а силу, на которую он полагался, составляла только лишь мышца человека, то это дело представляется просто чудом. Должно быть, тысячи людей извлекали каменные глыбы из глубины рва по одной и тащили их серпантином наверх, пока, наконец, не укладывали ее на определенное место. Подобным образом возносится и привлеченная Христом душа. Я вижу среди вас извлеченных из глубины греховного рва. Не люди извлекли вас оттуда, ибо никому в мире не дано привлечь грешника ко Христу. Нет таких средств и приспособлений (да и не будет!), которые могли бы заставить человека гордого, жестоковыйного обратиться ко Христу. Его можно тянуть с такой силой, которую не выдержат и верви, но это не подвинет и на дюйм ко Христу его душу. Однако же имеется иная сила, способная поднять тяжесть, неподъемную для нас. “И когда Я вознесен буду от земли, — говорит Христос, — всех привлеку к Себе”. Вот какую силу притяжения имеет Христос! Иссекает каменные глыбы в каменоломне и возносит на основание, которое изъявлением воли Своей положил на Сионе, возводя духовный дом.

Таковы две основные функции благодати в душе: благодаря первой нас иссекают из скалы греха, благодаря второй возносят на основание. И там и тут мы приступаем ко Христу только благодатью.

Итак, мы проследили, как возносили каменную глыбу на вершину горы. Но что же дальше? Дальше каждый камень следовало положить на основание, причем только должным образом. Основание храма, весьма вероятно, находилось значительно ниже прилежащего грунта, и громаду каменной глыбы следовало опускать на основание медленно, но точно, чтобы глыба легла в уготованное ей место. Как же иногда бывает трудно подвести огромный камень и уложить его на основание точно по отвесу, чтобы он оказался в надлежащем положении относительно всего строения. Представьте себе следующую картину: мы уложили камень на фундамент, но половина его выступает, ни на что не опираясь.  Оставить его в таком положении нельзя. Камень следует двигать до тех пор, пока он не ляжет в линию с другими камнями, причем вплотную к ним. Дорогие мои, так и благодать Божья, она приводит вас ко Христу, дает возможность опереться на Него, причем опереться верно. Чтобы уложить в кладку храма живого некоторых грешников, Божьей благодати потребуется немало времени, ведь многие камни желают опираться на самоправедность. Они не дают возложить себя на Христа как следует. Им хочется где-то немного отклониться, где-то опереться на свои дела, перестать полностью зависеть от Бога. Но это никуда не годится. “Приступая к Нему, — говорится в стихе, — камню живому”. Я хочу, чтобы всемогущая благодать Божья заставила вас всех приступать ко Христу и приступать до тех пор, пока вы полностью не положитесь на Христа, пока Христос не окажется самой надежной опорой для вашей души, пока вы не станете уповать на Господа Иисуса Христа во всякое время, во всех отношениях и во всех обстоятельствах. Иного основания не дано положить никому из людей. Удостоверьтесь, что вы полностью положились на Христа.

“Слава Богу, — скажет кто-нибудь из вас, — я полагаюсь только на Христа. Но что мне делать дальше?” Хорошо, брат, смотри. Огромный камень, лежащий на основании, всегда приступает к основанию. Своим весом он во всякое время давит на свое основание, и чем тяжелее он, тем ближе и плотнее соприкасается с ним. Теперь я ближе ко Христу, чем когда бы то ни было. Тяжесть моего греха способствует моей близости с Ним. Тяготы моих тревог, тяготы моих забот, тяготы моего беспокойства о душах моих слушателей и даже тяготы моей радости — все это помогает мне приблизиться к моему Господу. Обогащаться во Христе, братья мои, пока мы живы, можно, только полагаясь на Христа, приближаясь ко Христу и завися от Христа все больше и больше.

По прошествии некоторого времени некоторые смежные камни как бы слипаются друг с другом, превращаясь внешне в одну сплошную глыбу. Наверное, вы обращали внимание, что известковый раствор и камень романской кладки не отличаются друг от друга? Здесь уже не видно, где один камень соединяется с другим, из кладки получился монолит. Да благословит Господь того христианина, который, подобно живому камню, продолжал приступать к основанию до тех пор, пока не стал единым со Христом, пока не превратился в монолит. Воистину Христос и христианин становятся едины, никто и ничто уже не способны их разделить. Так и мы продолжаем приступать к Иисусу и становимся все ближе к Нему, ближе и еще ближе, пока не врастем в Него, объединившись в совершенно едином духе. Тогда и только тогда христианская жизнь становится совершенной.

Образ младенца и образ камня, полагаю, помогли понять смысл рассматриваемых стихов. Чтобы найти эти образы, мне не пришлось отступать далеко, ибо они извлечены, как вы уже убедились, из самого контекста. Выражение “приступая к Нему” может послужить описанием всего христианского пути. Так не угодно ли вам позаботиться сделать его своим девизом?

А теперь в качестве примера я хочу использовать известный библейский символ — пир. Некий царь решает проявить великодушие, желая прослыть благотворителем, он устраивает для особо нуждающихся трапезу. И вот он думает при этом: “Если я устрою пир для своих придворных, то они не оценят моего радушия, ибо роскошествуют всякий день. Не найти ли мне более благодарных гостей? Но где мне найти таковых, которые бы наслаждались моими яствами, ели с величайшим смаком и пили с величайшей усладой?” И вот он велит глашатаям: “Пойдите по дорогам и изгородям и убедите таковых придти, чтобы наполнился дом мой”. И вот вскоре глашатаи собирают целую толпу голодных нищих из числа бездомных и бродяг, в полном согласии с повелением царя. Представьте себе беднягу, у которого два дня во рту не было и маковой росинки. Посмотрите, завидев пищу, он готов наброситься на нее! Вам действительно нужны благодарные едоки? Тогда чем плохи подобные этому бродяге? Вы только посмотрите, как он поглощает пищу! Да он просто уничтожает ее! А вот нищая, казалось умирающая от голода на углу женщина. Жизнь едва теплится в ней, но взгляните, как открываются ее глаза на первое блюдо, поставленное перед нею, в какое восхищение она приходит, обнаруживши себя за столом, который ломится от яств. Воистину, чем беднее гости, тем и голоднее. Чем беспомощнее они, тем больше чести могут принести царю, который зовет к своему столу и питает подобных бродяг и праздношатающихся. Вы только послушайте, какую хвалу они возносят ему, насыщаясь его хлебом! Они не устают благодарить его.

И в этот вечерний час я обращаюсь к вам, души из числа нуждающихся, недоедающих, упавших духом, унылых, утративших веру и надежду на изменение вашей жизни. Вы-то и есть наиболее достойные гости для Господа моего, и Он приглашает вас к щедрой трапезе Его любви. Нужда заставляет вас приступать ко Христу, и если вы не знаете, как надо приступать к Нему, приступайте как умеете. Не мешкайте, пытаясь исправиться. Приступайте ко Христу как есть, со всяким грехом, со всякой скверной плоти и духа, со всякой нуждой, ибо только так и надлежит приступать ко Христу.

II. Если вы хотите знать, как следует приступать ко Христу, то я скажу вам следующее: начинайте приступать ради удовлетворения всех своих нужд во Христе. Но не приступайте к Нему обремененные собственным достоинством. Не помните ли, что фараон сказал Иосифу: “И не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам”? Приступая ко Христу, не тащите на себе мусор. “Мне казалось, что я должен принести Ему свое покаяние”. Даже не пытайтесь делать этого, но приступайте за покаянием к Иисусу. ПРИСТУПАТЬ К ИИСУСУ — ЗНАЧИТ ПРИСТУПАТЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И ЗА ВСЕМ. Христос воссел одесную престола величия на высоте, чтобы вести к покаянию и прощать грехи. Приступайте к Нему, чтобы получить сердце плотяное, ибо каменное сердце не может покаяться. “О, я думал принести Ему свою веру”. Но и вера есть дар Христов. “Вера от слышания, а слышание от слова Божьего”. Значит, приступайте к слову Божьему, если желаете обрести веру. Приступайте к Иисусу ради всего. “О, но мне хочется чувствовать”. Что ж, соберите чувствования и приступите ко Христу со словами: “Господи, вот теперь я думаю, что Ты можешь спасти меня”. Какое самомнение! Приступайте ко Христу ради Христа.

“Как же так, — скажет кто-нибудь из вас, — надлежит ли понимать вас так, что меня, бессердечного, закоренелого негодяя, вот так запросто зовут приступить к Иисусу и уверовать в Него на веки вечные?” Да, именно это, и ничего, кроме этого, я имею в виду. Я не посылаю вас за покаянием в одну лавку, за состраданием в другую, а за отзывчивым сердцем в третью, чтобы потом отправить ко Христу уладить еще несколько дел. Нет, нет и нет! Вы должны приступать ко Христу всего ради.

Нищим надо воспринять

Дар от Бога — благодать;

И без платы дарованья

Веру, правду, покаянье

У Христа приобретать.

Не так давно я услышал, что в одном провинциальном городке есть магазин, в котором торгуют всем, чем можно. Хозяин его без тени сомнения утверждает, что может удовлетворить все мыслимые и немыслимые запросы покупателей. Не знаю, надо ли понимать это заявление в буквальном смысле, но одно мне известно доподлинно: дать вам все, в чем вы нуждаетесь, воистину способен только Иисус Христос, ибо “все и во всем Христос”. В чем бы ни нуждалась душа ваша, Господь Иисус Христос может подать вам, так что лучше всего приступать к Нему, приступая за всем.

Приступать ко Христу лучше именно так, приобретая у Него все потребное, воспринимая во всей полноте благодать, которую Он хранит на небе и обещает давать безвозмездно. Некоторые бедные души, приступающие к Иисусу Христу, желают получить от Него только некоторое облегчение от тревог, упование на спасение и гарантию жизни в небесах после смерти. Прошу тебя, дорогой друг, не приступай так ко Христу. Приступай к Нему, желая обрести полноту любви как полноту благодати.

Некоторое время тому назад, когда устраивали благотворительный обед, нищим сказали, чтобы приходили и съели все, что смогут съесть. И знаете ли, как поступили некоторые из них? Благотворительный обед должен был состояться не ранее шестого часа пополудни. И вот, чтобы нагулять знатный аппетит, они отказались от завтрака. Им хотелось получить от благотворителей все, что можно, поэтому они и явились на обед, достаточно изголодавшись.

Как мне рассказывали, много лет тому назад один помещик взял за правило под Рождество давать нищим миску с кашей. При этом он установил такое правило: какого бы размера ни была посудина, приносимая нищим, он наполнял ее доверху. Постепенно приносимая посуда выросла до невероятных размеров, и помещику было удивительно, что люди не стеснялись ее приносить. Однако будучи великодушным человеком, он шепнул своему управляющему: “Они веруют в мое великодушие. Пойди и наполни их чаши. Наполняй их, пока не наполнишь все. Уж если они явились ко мне с такими тазиками, пусть ни один из них не скажет, что я отказал кому-нибудь”.

Так вот, приступая ко Христу, берите с собой чашу большой молитвы и великого упования. Не стесняйтесь прошений, пусть у вас будут такие мысли: “Я не приступаю ко Христу, чтобы стать Его жалким последователем, коего благодати едва хватает, чтобы удержаться от явного нечестия, обелить себя приличным исповеданием веры и гарантировать безопасность в вечности! Никак нет, у меня высшая цель, я ищу лучшей участи. И буду рад, если Бог поможет мне состязаться со святыми и ангелами в моем желании быть самым блаженным и полезным, самым радостным и святым сторонником Христа из всех, когда-либо живших”. Как бы я хотел, чтобы пламя методистского огня вернулось в наши церкви! В старые добрые времена верующим не чуждо было радоваться. Пусть они не постигли многого, но как они воспринимали проповедь! Они воспринимали ее как вновь ожившее откровение, принимали слово Божье с воодушевлением. Евангелие отзывалось эхом в их сердцах, и, слыша Благую весть, они восклицали: “Аминь! Аллилуйя! Слава Богу!” — поскольку живые слова приходились им по сердцу. Ныне же мы ведем себя прилично, как надлежит, ныне мы весьма разборчивы. Подбирая крошку евангельской манны, желаем знать: хлеб ли это пекарного производства или домашней выпечки. Проповедник, этот “странный малый”, не нарезает хлеб должным образом, отчего мы и не любим его проповеди, ведь мы довольно привередливы; и, вечно придираясь ко всему, мы выставляем напоказ собственное тщеславие. Оттого, что служитель Божий не преподносит нам слово на серебряном подносе и не так изящно, как хотелось бы нам, мы презрительно кривим губы и говорим: “О нет, благодарю вас”. Да избавит нас Господь от такой жестоковыйности и надуманного вздора, да возродит в нас неподдельность природную и благодатную, чтобы нам приступать к столу Его любви с добрым аппетитом. Нынешние христиане напоминают мне детей и меня самого в детстве. Когда мы приходили к морю, чтобы искупаться, то вначале пробовали воду ногой, вместо того, чтобы сразу нырнуть головой вниз. Я уверен, что в вере лучше всего нырять вниз головой. Погрузитесь в истинную веру всей душой, и пусть славные волны вечной любви покроют вас с головой, ныряйте и плывите в этом море, в океане любви без конца и края и радуйтесь Богу всем сердцем. Но даже это ложно-благочестивое баловство, ханжеское плесканье вместо добродетелей великих старцев, приводит всех исповедующих подобную религию в дрожь, и вот они стоят в сомнении, словно не любят купаться, и подумывают облечься в обветшалую одежду, чтобы уйти в мир, хотя обратный ход давать страшновато из-за неких сомнений. О Господи! Дай нам приступать к Тебе со всякой нуждой, приступать к Тебе ради всего, приступать с решимостью иметь от Тебя все, что должно. Так приступайте ко Христу.

III. Теперь мы должны ответить на второй и последний вопрос: как лучше приступать ко Христу потом? Ответ таков: приступайте, как приступали вначале. Братья и сестры, не следует понимать наш текст в том смысле, что вы уже пришли ко Христу, хотя по сути так оно и есть; здесь использовано деепричастие настоящего времени “приступая...” Вам надо приступать, приступать и еще раз приступать ко Христу, причем во всякое время. Как можно приступать и приступать во всякое время? Так, как вы приступали вначале. Многое я мог бы рассказать вам о том, но время у нас ограничено, и потому я не стану распространяться, а только кратко изложу суть моих мыслей. Я убежден, что единственно благой, единственно безопасный образ жизни христианина заключается в том, чтобы жить в повседневной зависимости от благодати Божьей во Христе Иисусе, как жил Он, будучи младенцем и камнем, недавно извлеченным из глубины природного рва. Братья и сестры, я знаю, какое прекрасное здание созиждется, если вместе с вами положусь на Христа и стану восходить к Нему, а не стоять у основания. Если вам приходилось бывать когда-либо на вершине Сноудона1, вы, должно быть, обратили внимание на следующее обстоятельство. Для того, чтобы было удобнее стоять, там обычно ставят деревянные подмостки, нечто вроде искусственно сделанного возвышения, высотой около десяти-двенадцати футов. И каждому поднимающемуся на гору хочется взойти на это возвышение. К чему это я? А к тому, что и я возводил подобное возвышение на Христе. И я, доложу вам, возвел некогда одно весьма милое возвышеньице. Я подумал тогда: “Я познал и то, и это на собственной шкуре”, и весьма превознесся. Иногда я возводил леса из своих добрых дел, говоря себе: “Не я ли, в конце концов, сделал нечто для Христа”. Гордая плоть изрекала: “О да, ты воистину совершил нечто, так что, если угодно, можешь говорить о том”. Мое возвышение покоилось на сваях самоуверенности и выглядело весьма прочным, я приглашал друзей подняться ко мне. И знаете, что произошло? Мое возвышение поколебалось. Оно содрогнулось. Непогода подпортила бревна, сваи не выдержали, и строение распалось, и я пал вместе с ним. Падая, я подумал: “Со мной все кончено, я погиб. Я падаю. Не знаю, как далеко, быть может, к подножию горы”. Однако после такого падения я все же остался на горе. Я оказался не очень далеко от ее вершины, и приземлился там, где пребывать для меня было всего благоразумнее, и лучше бы я пребывал там всегда, а именно, на terra firma, т. е. не на своем возвышении, а на твердой почве. И тогда я обратил внимание на то, что очень много братьев моих в последнее время возвели себе весьма симпатичные строеньица над Христом Иисусом. По-моему, они называют это, если память не изменяет мне, “возвышенной жизнью”. Однако лучшего, чем простая вера в Иисуса Христа, не бывает. Что касается меня, то самая красивая жизнь вне небесных устремлений есть жизнь бедного мытаря, восклицающего: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!”. Мои лучшие друзья не довольствуются такой жизнью, хотя тот, кто не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил такие слова, уходит восвояси оправданным больше, чем хвастуны. Иные из моих друзей построили такие высоты, что я подумал было, что до луны таковым подать рукой, но вот они пали, это весьма грустная история, и как бы некоторым из них не пасть еще ниже, так что пусть задумаются, где оказались ныне. Прекратите возводить искусственные возвышения! Прекратите искать в них опору! Стойте лишь на том, что совершил Христос! Уповайте лишь на кровь Христову, пролитую за грешников! Полагайтесь лишь на праведность Христову, вмененную грешникам. Молитесь смиренно:

О я грешник бедный!

Правда я таков;

Если б Бог бессмертный

Не был полн даров,

Не был полн любовью

И не спас меня,

То погиб давно бы

В этом мире я.

Лежачему упасть не страшно. Тот, кто положился на Христа, воистину выше того, кто мнит себя стоящим на высоте, ибо всякая вера, помимо простой веры во Христа, есть только вздорный сон. В конце концов не бывает ничего выше, чем быть никем, будучи со Христом, являющимся всем, и воспевать с бедным простаком Джеком, променявшим корову на горсть бобов:

Бедный грешник, я просто ничтожество,

И Христос Иисус для меня — все во всем.

Возрастай, пока не станешь ничем, и тогда придешь в возраст, но знай, что этой фазы достигают немногие. Возрастай, пока Христос не станет для тебя всем во всем, только в этом случае ты вступишь в пору расцвета. Вместе с тем знай, что мало кому, увы, удается избежать падений! Лишь Господь может вознести тебя на высочайшую высоту, если во всякое время будешь приступать к Нему. Ничего своего не держи в себе, пусть Христос исполнит тебя Собой. Немощный сам по себе, находи силу в Нем; во веки ничтожный, ищи все во всем во Христе! Господь да поддержит вас в том, братья и сестры, и да получит хвалу и славу вашу, ныне и во веки веков. Аминь.

 

1 Самая высокая точка горной цепи на севере Уэльса. — Прим. пер.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.