08.01.2017
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

12. Преступное учение о спасении по делам

 

Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Послание к Галатам 2:21

 

Идея о спасении по делам внедряется в сознание людей довольно активно и агрессивно. Не важно, как часто она опровергалась, имеет значение лишь то, что она вновь и вновь поднимает голову, самоутверждается и прогрессирует. Именно поэтому апостол Павел решительно противостоял любому ее проявлению. Он не мог позволить клину лжеучения быть вбитым в здравое учение церкви, хотя такие попытки и предпринимались. Даже Петр оказался на стороне иудействующих, одобряя их требования к язычникам совершать обрезание. Павел открыто противостал Петру, оставаясь верным учению о спасении благодатью через веру, и боролся, не смотря на кажущуюся справедливость требований подчиниться предписаниям церемониального или морального закона. Не кто иной, как апостол Павел в своих посланиях четко изложил Божественную истину об оправдании не по делам нашим, а по благодати Божьей. И голос его при этом не дрожал.

“...Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар”. Благодать апостол Павел воспринимал как благодать и никак иначе. Ничего сверх Божьего дара, только он оправдывает. Но учение о спасении через исполнение обрядов и религиозных ритуалов столь агрессивно, что единственно правильным способом борьбы с ним является путь Павла. Искореняйте любую поросль этого учения! Призывайте во всеоружии бороться против него, не попускайте ему. Помните твердость апостола, с какой он держался учения о благодати. Он говорит: “Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас”.

Болезнь учения о спасении по делам очень заразна. Вам постоянно будут говорить, что проповедь спасения добрыми делами необходима для утверждения в практической святости, в то время, как учение Евангелия о спасения по вере ведет к фривольной жизни и открывает путь ко греху. Многими принято считать, что проповедь добрых дел способствует росту добродетельности. Теоретически, да, но фактически — нет. Практика показывает, что там, где более всего проповедовалось спасение по делам, там добродетель практически исчезала. С другой стороны, где проповедовалось оправдание по вере, там имели место преобразования, и чистота жизни становилась нормой даже для худших из людей. Те, которые ведут благочестивый образ жизни, готовы признать, что причина их рвения к святости находится в их вере во Христа Иисуса, но где найти такого человека, который добродетели свои приписал бы не себе, а Господу?

Для  человека, находящегося в падшем состоянии самоправедность естественна. Поэтому все лжерелигии поощряют ее. Будучи теми, кем они являются, представители подобных религий соглашаются, что спасение надо искать в добрых делах. Поклоняющийся идолам будет изнурять свое тело, поститься, отправляться в паломничества и пытаться исполнить все, чем, по его мнению, можно заслужить спасение. Римская церковь постоянно держит перед глазами своих приверженцев приз, который можно заработать самоотречением, исполнением епитимий, молитвами или участием в таинствах. Для падшего человека является естественным идти вслед падшему учению. Один древний богослов очень хорошо сказал по этому поводу: “Каждый человек рождается еретиком и, будучи таковым, стремиться всеми силами пребыть в своей ереси”. Идея о самоспасении либо посредством самоправедности, либо через покаяние или принятие решений является надеждой грешника, его естеством, а потому удалить ее довольно сложно. Данная глупость рождается вместе с младенцем, как извлечь ее из него?

Зачастую причиной пребывания в сетях заблуждения о спасении по делам является невежество, поскольку люди не осведомлены о законе Божьем и не понимают, что есть святость на самом деле. Если бы они знали, что даже помышление о злом есть зло и что нарушенная однажды даже малейшая заповедь является нарушением всего закона, они поняли бы, что нет никакого оправдания, согласно закону, никакой плоти. Они даже не думают, что грешат, но всякий самодовольно рассуждающий о своих делах виновен в грехе гордыни. Таковому было бы лучше сесть и подумать о собственной жизни, а подумав, он даже в своих лучших делах обнаружил бы столько грязи, что устыдился бы их. Кроме этого есть еще одно зло — гордость житейская. Человек не может смириться с мыслью, что спасение не зависит от него, что оно полностью зависит от Царя царей. Как это так, признав себя виновным, молить о помиловании, уподобившись нищему, просящему милостыню? Гордый человек видит несправедливость в благодати, он не может смириться с тем, что его жизнь и дела ничего не значат. Вера в себя также является результатом пагубного неверия, поскольку она заграждает путь веры в Бога. Ничто не показано в Писании так явно, как то, что “делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть”. И все же люди в той или иной форме полагаются на праведность от закона, и, как результат, на вечную жизнь, заработанную добродетелью. Они скорее отдадут предпочтение собственным предубеждениям, нежели могущему изменить сердце Богу. Свидетельство Святого Духа относительно обманчивости сердца отвергается, а заявление Бога, “нет праведного ни одного”, попирается. Вера в себя не легкий проступок, это величайшее зло. Самоправедность подпитывается легкомыслием, которое распространилось довольно широко. Легкомысленное отношение человека к своему “я” перед Богом ведет к большой опасности. Для такого человека небеса недостаточно чисты, а ангелы глупы. Серьезно же размышляющий о своем состоянии человек повергается пред Богом в прах и пепел и думать не думает о самооправдании. Именно потому, что мы серьезно не исследуем свое состояние, часто думаем, что богаты1. Не проводя серьезного исследования своего состояния можно оказаться в Стране дураков, начав больше тратить, чем приобретать. В таком случае неминуемо грядет банкротство. Многие хорошо о себе думают потому, что никогда не думают серьезно. Они видят лишь то, что на виду, поэтому становятся заложниками сокрытого. Наиболее неприятным делом для многих является анализ своих действий и поступков. Самоправедность, поддерживаемая невежеством, гордостью, неверием и кажущейся очевидностью самоправедности настоятельно крепко сидит в человеке, что извлечь ее из него практически невозможно (для человека).

Зло самоправедности заключается еще и в том, что оно пытается лишить грех тяжести, сводя его смысл к легко прощаемым проступкам. Оно кичится своим превосходством перед нераскаявшимися и падшими. Не так обстоит дело со спасающей верой. Она тоже признает прощение, но прощение это подчеркивает тяжесть греха, а не умаляет его. С другой стороны, у учения о спасении по делам нет слов утешения для споткнувшегося грешника. Это учение дает старшему сыну все, что его гордое сердце только может потребовать, а для блудного сына ничего не остается. Закон не призывает грешников к покаянию, поскольку не знает, что такое милость. Если спасение — дела закона, что ожидает падших, униженных и оскорбленных? На что им надеяться? Самоправедность на входе в Царствие Божие ставит барьер перед грешниками и отправляет их к палачу. Все это делается для того, чтобы дать возможность гордому фарисею сотрясать воздух своими хвастливыми речами и благодарить Бога за то, что он не такой, как другие. И в своей самоправедности он осужден за совершение страшного греха, имя которому — гордыня. Само же учение направлено на возвеличивание человека. Но если человек надеется достичь спасения добродетелью, то он уничижает Бога. Вместо Бога у такового религиозные подвиги, совершая которые человек думает угодить Богу. Вечером, ложась в постель, он молится и размышляет, как ему еще немного стать лучше других. Случись таковому выехать за границу, как он тут же начинает ощущать свое превосходство перед “вульгарным стадом”, полагая, что  все местные жители должны им восхищаться. Он всегда полагал, что скромность является его отличительной чертой, а теперь  презрительная снисходительность завладела им. Но снисходительность — преступление перед Богом. Он приближается к смиренным сердцем, но от прославляющих себя держится подальше. Действительно, мои братья, что в нас славного? Разве хвастовство не лживо? Что есть независимость, как не перья павлина, пригодные для шляпы глупцов? Да удержит нас Господь от самовозвеличивания и даст черпать нам смирение из источника благодати. Сегодня я хочу выстрелить в самое сердце злобного учения разрушения души. Для этого я постараюсь показать вам, во-первых, что в идее самоправедности заложены два преступления. Во-вторых, обличив учение об оправдании по делам в преступлениях, постараюсь показать, что многие из нас замешаны в этих преступлениях. А затем, в-третьих, покажу, что истинный верующий не совершает этих преступлений. Да поможет нам в этом Святой Дух.

I. Итак, первое, в идее самоправедности заложены два преступления, коими являются: отвержение благодати Божьей и попытка сделать смерть Христа бессмысленной.

Первое преступление — отвержение благодати Божьей. Надеющийся на спасение по делам фактически отвергает благодать и незаслуженную благосклонность Господа потому, что верит во что-то еще, чем можно спастись. Совершенно очевидно, что если праведность приобретается исполнением закона, то благодать не нужна. Если мы в силах спастись собственным силами, то нам нужна справедливость, а не милость. Если мы в силах соблюсти закон, а потом требовать полагающееся нам по праву спасение, зачем благодать? Она становится излишней. Там, где на пьедестале благодеяние, нет места благодати. Человек, не нарушивший закон, в суде будет требовать справедливости, а не милости. “Требую правосудия”, — может заявить любой англичанин. “Восстановите меня в моих правах”, — это законное право каждого гражданина, не нарушившего закон. Но если гражданин виновен, то у судей он просит милости. Приговоренный к высшей мере наказания просит о помиловании. Вы слышали когда-либо, чтобы невиновный (чья невиновность полностью доказана) требовал помилования? Я утверждаю, что верящий, будто исполнением закона, участием в церемониях и ритуалах можно стать  угодным Богу, делает благодать ненужной штукой. Это преступление, не так ли? Более того, не просто преступление, а преступление против Бога.

Бывает так, что люди верят в благодать, но не до конца, она для них является чем-то второстепенным. Многие думают, что должны заслужить основное своими силами, а недостающее приложит благодать. Теоретически кажется, что мы должны исполнить закон настолько, насколько это возможно. Скажем, заработать шиллинг или пятнадцать шиллингов из фунта, это кто как оценит свое достоинство, а недостающее шиллинги приложит Бог. Короче говоря, каждый человек является собственным спасителем, а Иисус восполняет дефицит добродетелей человека. Но такой подход бесчестит Иисуса Христа. Он делает подвиг Спасителя несовершенным, а дело Его незаконченным, несмотря на то, что Иисус возопил на кресте: “Совершилось”. Смерть Христа становится неэффективной и, получается, не несет никакой пользы, если к ней не добавить добродетели того или иного человека.

Согласно этому понятию, мы искупаем себя своими делами и кровью Иисуса Христа так, что человек разделяет славу Господа по своему спасению. Но думать так — преступление против Божественного милосердия, которое заслуживает высшей меры наказания. Да не позволит нам Господь оскорбить своими приношениями трон благодати.

Более того, тот, кто верит в себя, в свои чувства, добродетели, верит в силу своих молитв, во что угодно, кроме благодати Божьей, фактически отказывается полностью довериться благодати Божьей. Да будет вам известно, что Бог не собирается смешивать Свои дела с добродетелями человека. Попробуйте смешать масло с водой.     Не получится, как не получится смешать земное с небесным. Апостол пишет в Послании к Римлянам, 11:6: “Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело”. Спасение ваше должно быть полностью либо по делам, либо по благодати. Вы получите его либо как заработанное, либо как данное по милости, никакого коктейля не будет. Комбинация из закона и благодати невозможна. Вера в собственные добродетели даже в малейшей мере лишает нас благодати. Преступление заключается в следующем. Если человек проповедует добродетели, страдания, чувства или эмоции как основу для спасения, он лишается возможности возложить все свои упования на Христа. Можно проповедовать и проповедовать без конца, но пока в проповеди остается надежда на очищение от греха людскими добродетелями, человек не получит дара благодати и прощения через кровь Христа. Мы знаем, что не можем отменить благодатного Божьего провидения: что должно быть сделано, будет сделано. Но попытки увести людей от Христа ложным учением о сосуществовании добродетели и благодати, даже если они провалятся, будут осуждены Богом. “Никто не может положить другого основания, кроме положенного”, но поскольку попытки существуют, существует и древняя вина отвержения камня, который Бог положил во главу угла. Пусть благодать Бога удержит нас от подобного преступления.

Надеющийся оправдаться собственной праведностью крадет славу у Бога. Он как будто говорит: “Мне не нужна благодать, не нужна и милость”. Он читает новый завет через призму старого завета, поэтому не видит любви. В своем сердце он как бы бормочет: “Какой прок от этой благодати? Исполни закон — жив будешь”. Такой человек читает о подвиге Иисуса Христа и о Его даре, а сам думает, что дела человека значат не меньше, а может и больше. Он буквально кричит: “Нам не нужен этот Распятый!” Убежденная в своей правоте надежда на дела бросает тень на славу Божью и претендует на ее часть. Но если человек спасется благодатью Бога, то вся слава принадлежит Ему. Горе тем, которые преподают учение, посягающее на царственный венец Господа, тем, кто пытается освободить немного место и для себя на небесном троне! Да поможет нам Бог не совершить подобного преступления!

Когда я слышу о спасении по делам, то начинаю закипать. Как можно бесчестить Бога и умалять Его благодать! Этот грех страшнее греха язычников. Последние никогда не слышали о благодати Божьей и поэтому не согрешили против нее. Их погибель будет много легче погибели святотатствующих христиан, которые слышали о любви, милости и благодати. Подобный грех не могут совершить даже бесы. Им никогда не было обещано спасения по благодати, их никогда не приглашали на брачный пир. Их нельзя обвинить в том, что они отвергли спасение, потому, что им его и не предлагали. Таким образом, дорогие мои, если кто-то из вас надеется на добрые дела, то вы пали ниже, чем язычники, грех ваш страшнее греха Содома и Гоморры, даже дьявол не сделал того, что сделали вы. Очнись, я молю, и не смей посягать на Божью благодать.

Теперь поговорим о втором преступлении, неизбежно совершаемом теми, кто надеется на дела. Речь идет об уничижении смерти Иисуса Христа. Самооправдание делает смерть Господа напрасной. Логика этого утверждения в следующем. Если спасение может заработать исполнением закона, то для чего смерть Господа Иисуса Христа? O Ты, истекающий кровью Агнец Божий, Твое воплощение — чудо, но смерть на древе — чудо несравненно большее, поскольку слава милосердия Твоего затмевает небеса. Посмотри, Господь, кто-то пытается сказать, что страдал Ты зря. Неужели они смеют подумать, что Ты напрасно мучился? Неужели кто-то дерзнет сказать, что крест никчемная вещь? Увы, тысячи поступают так, так поступают все, кто верит, что есть иной путь спасения, чем просто благодать.

Те, которые говорят, что смерть Христа — это лишь часть пути ко спасению, а оставшаяся часть — это усердие человека, низводят смерть Господа до частично удовлетворяющей гнев Отца. Другими словами, по их мнению, кровь Иисуса не очень ценна, не очень нужна, и человеку необходимо прибавить к ее стоимости еще немного серебра или золота. Но тогда Христа нельзя назвать Искупителем! Христос взял на себя наши грехи, и если кто-то говорит, что этого не достаточно для искупления, то этот кто-то представляет служение Христа и Его жертву несовершенными. Можете вы себе представить, что Иисус ошибся, сказав: “Совершилось”? Ведь ничего еще не совершилось, ведь верующий во Христа еще не полностью спасен, и ему предстоит еще что-то сделать для своего спасения. Таким образом, работа Христа по спасению представляется неоконченной, а посему лишенной совершенства, которое сможет добавить благодеяние бедного грешника. Какое богохульство!

Дух превозношения благодеяний делает никчемным завет, запечатленный смертью Христа. Если мы можем быть спасены старым заветом дел, тогда новый завет не нужен. Но Бог в Своей премудрости утвердил новый завет, потому что старый завет устарел, оказался недейственным, а если не так, то нужды в новом завете не было бы. Зачем Иисус ратифицировал глупую сделку? Мне ненавистны слова, которые я вынужден был произнести потому, что никто никогда не спасался делами и никто не спасется ими. Самоправедность, образно выражаясь, пытается сломать завет, нарушить печать и принизить значение крови Христа. Если Вы считаете, что человек может спастись делами, то выплескиваете презрение на завет любви, в основании которого лежит смерть Иисуса. Господа, это грех не только против Бога, но грех против каждой из Его ипостасей. Во-первых, это грех против Бога Отца. Где была Его премудрость, когда Он позволил Своему Сыну принять голгофскую смерть, если за ней не стояло спасение людей? Во-вторых, это грех против Сына. Вы заявляете, что цена искупления может быть выплачена как-то иначе, значит, смерть Христа несовершенна.  В-третьих, это грех против Духа Святого. А вы не боитесь грешить против Духа Божия, ведь такой грех не имеет прощения? Дух Святой свидетельствует о великолепном совершенстве и непреодолимой мощи работы Искупителя, и горе тем, кто отклоняет этого Свидетеля. Он пришел в мир, чтобы обличить людей во грехе неверия в Иисуса Христа. Поэтому, если мы думаем, что мы можем спастись иным путем, кроме как верой, то противимся свидетельству Духа Святого.

Учение о спасении по делам — грех против всех павших детей Адама, поскольку если люди спасаются делами, то где надежда на спасение? Вы закрываете ворота милосердия перед людьми. Вы обрекаете виновных на смерть, лишая их возможности получить прощение грехов. Куда идти блудному сыну, что делать умирающему на кресте разбойнику, если спасение по делам? Кто из нас увидит ворота рая? Ваше хвастовство обрекает всех нас на погибель!

Это грех против всех святых, ибо их упование — кровь Христа и Его праведность. Удалите учение об искупительной крови Христа, и вы удалите все, на что мы надеемся. Утверждая, что спасение дается по делам, вы оскорбляете целые поколение благочестивых людей.

Кроме того, это грех против находящихся на небесах. Учение о делах заставляет замолкнуть Аллилуйю небес. Умолкните, хористы, для чего вы поете: “Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею”? Исправьте свое пение и пойте: “Нам, очистившим себя своими делами...” Или, по крайней мере: “Нам, которые содействовали омытию нашему...” Однако небеса никогда не слышали и никогда не услышат песни самовосхваления. Поэтому мы уверены, что учение о самоправедности не от Бога. Я обвиняю тех, которые думают, что дела помогают спасению от греха. Вы совершаете преступление против Бога и человека! Гордецы, породившие лжеучение о самоправедности, вы виновны перед Тем, в Ком благоволение Бога Отца. Я не могу вынести того издевательства, которое вы учиняете над Христом, считая Его смерть недостаточной и несовершенной. Что может быть страшнее заявления о том, что Христос напрасно пришел на эту землю? Однако утверждение, что смерть не имеет силы, еще страшнее.

II. Я не буду более говорить о характере вышеперечисленных грехов, а остановлюсь на том, что многие виновны в совершении этих грехов. Боюсь, что многие из сидящих здесь виновны в них. Пусть каждый из вас самостоятельно попробует разобраться, а не сокрыты ли эти грехи в его сердце, и если да, то пусть он воззовет к Господу и просит о прощении. Легкомысленное обращение с Евангелием — преступление перед Богом. Я предлагаю вашему вниманию величайшее открытие, которому вы, к сожалению, мало придаете значения. Суть заключается в том, что вы слушаете проповедь, не слыша ее. Вы читаете Писание, но не исследуете его, не пытаетесь найти сокрытое в нем сокровище. Оно не является для вас жизненно необходимым. Вы не стремитесь принять благую весть. Не свидетельствует ли ваше равнодушие о том, что вы не цените благодать? Вы не хотите обременять себя молитвой или чтением Библии. Вам известно о смерти Иисуса Христа, вы хорошо знаете историю. Но где ваше стремление стать участником в Его благословениях? Его кровь может омыть грехи ваши, но вы не стремитесь к освобождению от них. Смерть Иисуса дает жизнь людям, но вы не стремитесь жить Им. Мысль о возможности получить спасение не поражает вас. Если это так, то вы уничижаете благодать и делаете смерть Христа напрасной.

Однако есть и такие среди нас, которые не чувствуют вины. Возможно, это добропорядочные граждане, они честны в своих делах, любезны по отношению к другим, щедры и думают, что этого достаточно. О, сколько таких людей, в которых все прекрасно, за исключением одного! Они не осознают, что когда-то что-то сделали неправильно. Они свято верят, что они не хуже других, а во многих отношениях и лучше. Весьма вероятно, что ты, дорогой друг, думаешь так и низвергаешь благодать Божию. Здоровый не нуждается во враче, в нем нуждается больной, поэтому смерть Христа в отношении тебя напрасна. Ведь ты считаешь, что не сделал ничего, заслуживающего смерти, не так ли? Ты утверждаешь, что не сделал ничего дурного, и все же ты совершил преступление, и я прошу тебя не сердиться на меня за то, что обличаю тебя. Ты слишком горд потому, что думаешь, что праведен. Но Бог сказал, что нет праведного ни одного. В своей гордости ты кричишь Богу, что Он лжец. Его Слово обвиняет тебя, а закон осуждает, но ты не веришь этому. Вместо этого ты бахвалишься собственной праведностью. Я молю Господа, чтобы он очистил твое сердце от живущей в нем скверны. Задумайся о сказанном, даже если ты не совершил ни одного греха, твоей гордости достаточно для того, чтобы отправить тебя в ад. Ты низводишь благодать и делаешь смерть Христа ненужной. Спрячь лицо свое от позора и моли о милости за явный грех.

Однако есть и такие люди, которые, веря в благодать, не верят, что будут спасены. Послушайте, что они говорят: “Знаю, что только благодать может спасти меня, но, увы, я слишком большой грешник, никакой благодати не хватит, чтобы спасти меня. Разве Христос омоет меня от всей моей скверны?” Мой дорогой друг, ты знаешь о благодати, но пытаешься сделать ее немощной. Ты ставишь под сомнение силу крови Христа и мощь благодати Отца. Задумайся, неужели благодать всемогущего Бога столь мала и слаба, что не сможет очистить тебя? Разве Отец нашего Господа Иисуса Христа не в силах простить грех? Мы радостно поем:

Что вину мне может смыть?

О, ничто, лишь кровь Иисуса.

И вы говорите, что Он не может омыть? А как насчет обещания: “Всякий грех и хула простятся человекам...”? Или: “Тогда придите — и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю”? Не подвергаете ли вы сомнению истинность слов Божиих? Вы уничижаете благодать и делаете напрасной смерть Христа, по крайней мере, для себя. Но кто позволил вам пытаться уличать во лжи Бога? Берегитесь, вы на опасном пути.

Я думаю, что те, которые фальсифицируют Евангелие, виновны и в грехе отвержения благодати Божьей, и в попытке сделать смерть Христа бессмысленной. Попробую объяснить. Проповедуя Евангелие, мы имеем право говорить лишь следующее: “Грешники, вы виновны. Сами по себе вы не можете стать невиновными. Если вы все же станете таковыми, то вашей заслуги в этом нет, это по благодати. Вам необходима благодать и она дается вам потому, что умер Иисус. Другой причины для излития благодати на вас нет. Вы обретете ее, просто доверяя Христу. Верой в Иисуса Христа вы получите полное прощение”. В этом суть чистого Евангелия. Если человек, спросив: “Где гарантия, что я верю во Христа?”, получит ответ, что гарантия веры в том, что он чувствует зов закона исполнять заповеди или что у него должны появиться святые желания, то такой ответ — фальсификация Евангелия. Но если я отвечу таковому, что право верить во Христа основано не на том, что представляет собой грешник или что он чувствует, а на повелении Божьем, данном каждому существу под небесами: “Будешь веровать — спасен будешь”, то это истинное Евангелие. Наша обязанность идти и проповедовать Евангелие всякой твари, чтобы всякий уверовавший обрел спасение. “Кто будет веровать и креститься, спасен будет...” Мы проповедуем это Евангелие тебе, дорогой друг. Будешь веровать — спасешься. Но это не потому, что ты — разумный, кающийся или какой-то еще особый грешник, а просто потому, что Бог по Своей милости, не взирая на лица и добродетели, простил долги твои ради Иисуса Христа. Здесь нет искажения Евангелия. Наша вера — дар Святого Духа. Тот же, кто пытается прилепить к Евангелию всевозможные “если” и всякие “но” и настаивает на необходимости дел и чувств уничижает благодать и повреждает Евангелие.

Кроме вышеперечисленных виновными в грехе отвержение благодати Божьей и в попытке сделать смерть Христа бессмысленной являются отступники. Я обращаюсь к любому, кто однажды исповедывал устами свою веру. Кто когда-то молился на собрании, а теперь нарушает святую Субботу, оставляет дом Бога и живет во грехе. Ты, мой друг, говоришь своею жизнью: “Что мне благодать, она ничего не значит. Она не нужна мне, я вернулся к миру”. Я не хочу говорить о твоей былой искренности, хотя полагаю, что ты никогда не был искренен. Жизнь твоя свидетельствует об этом. Берегись, ибо ты виновен в совершении двух тяжких преступлений.

III. Перейдем к третьему пункту нашей беседы. Мы будем говорить о глубоких убеждениях и радости всех истинных верующих, ибо никакой истинный верующий не виновен в этих преступлениях (отвержение благодати Божьей и попытка сделать смерть Христа бессмысленной). В своей душе он ненавидит эти позорные грехи.

Прежде всего, любому верующему во Христа ненавистна мысль о никчемности благодати Божьей. Я обращаюсь к вам, праведные сердцем, достаточно ли вам верить только в благодать или вы верите немного и в себя? Вы хоть немного зависите от своих чувств? Полагаетесь ли на свою верность? А может быть, исповедь ведет вас ко спасению? Я знаю, что даже мысль об этом ненавистна вам. У вас нет даже тени надежды на то, кем вы были или есть, или будете. Вы отбросили свою праведность подальше от себя, как грязные лохмотья. Вы бы отбросили ее за пределы вселенной, если смогли бы. Признаюсь, хоть я и проповедовал Евангелие от всего сердца, все же проповеди мои не прибавляют надежды мне, я не надеюсь, что они приближают меня к Господу. Несмотря на то, что я привел многие души ко Христу, да будет благословенно Его имя, я знаю, что себя я не продвинул ко спасению ни на йоту. Я могу потерпеть кораблекрушение. Я не могу успокоиться, достигнув успеха в своем служении и в построении церкви. Единственно в чем я могу найти успокоение — это в моем Искупителе. Я знаю, что то, что я говорю о себе, каждый из вас скажет о себе. Ваши пожертвования, молитвы, ваши слезы, страдания, упорная работа в воскресной школе... Скажите, кто из вас ставил это в один ряд с кровью Христа? Нет, вы никогда не полагались на свои заслуги. Я уверен, что вы никогда не делали ставок на свои добродетели, разве нет? Благодать, благодать и еще раз благодать — это ваша единственная надежда.

Кроме того, вы не только отказались от ставки на добродетели, но вы еще и утвердились в доверии благодати. Чем старше вы становитесь, тем более возрастаете в святости, а, возрастая в святости, вы все меньше полагаетесь на себя. Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше любим ее, чем глубже проникаем в свое сердце, изучая его через призму закона Божьего, тем больше осознаем свою испорченность, и, следовательно, более восхищаемся незаслуженным милосердием. Скажите, неужели сердце ваше не бьется радостно в груди, когда вы слышите проповедуемое учение о благодати? Я знаю, что среди нас есть таковые, которые никогда не осознавали себя безнадежными грешниками, потому-то они и сидят, как на иголках, когда я проповедую благодать и ничто иное, кроме благодати. Но вы, нашедшие успокоение во Христе,  в другом положении, вы говорите: “Сэр, еще о благодати! Еще сладостной музыки”. Когда вы попадаете в Топь Уныния, то к какой книге обращаетесь? Не к той ли, где написано о благодати? Да, вы обращаетесь к Св. Писанию, разве эта книга не о благодати Бога? Разве вы не устремляетесь к обетованиям, данным безнадежным грешникам, разве вы не находите, что только в благодати Божьей можно найти покой? Я знаю, что это так. А если так, то вы можете сказать вместе с апостолом Павлом: “Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер”.

Истинный верующий так же не виновен и во втором грехе, рассматриваемом нами: он не делает смерть Христа напрасной. Нет, нет и еще раз нет. Именно на смерти Христа он строит все свое упование. Он верит, что смерть Христа есть заместительная жертва, он не пытается стать подельником Христа в деле своего спасения, уповая на свою волю, молитвы и самоосвящение. Слышите крик души истинного верующего: “Везде и во всем лишь Христос”? Он не приемлет никаких церемоний, которые якобы помогают приблизиться к Богу. Чем дольше мы живем, я верю, дорогие братья, тем яснее мы видим славу Божию в лице Иисуса Христа. Нас поражает премудрость Божия и то, как Он предусмотрел заместительную жертву за наши грехи. Мы восхищаемся ею. Мы восхищаемся несравненной любовью Бога Отца, не пожалевшего принести в жертву собственного Сына за омерзительных грешников. Нас захлестывает волна любви ко Христу, когда мы вспоминаем, что цена нашего прощения — кровь Иисуса. Мы не только радуемся во Христе, но обитаем в Нем, как Он в нас. Раньше нам было неведомо, а теперь доподлинно известно, что мы сораспялись с Ним, что были погребены с Ним и с Ним же воскресли к новой жизни. Зачем нам Моисей в качестве правителя, а Аарон в качестве первосвященника? Иисус и царь, и священник. Христос в нас, и мы в Нем. В Нем мы обрели всю полноту, и ничто наше не может быть добавлено к этой полноте. Мы соединены с Ним, и, будучи едины, с каждым днем утверждаемся все более и более, что Христос не напрасно умер. Его смерть искупила нас к реальной жизни, она освободила нас от рабства греха и уже теперь принесла избавление от вечного гнева. Смерть Христа приобрела нам жизнь, сыновство и все благословения, вытекающие из этого. Смерть Христа закрыла перед нами ворота ада и открыла врата небес. Христос не напрасно умер!

Наша радость покоится на двух китах: благодать Божия не может быть умалена, и Иисус Христос умер не напрасно. На этих двух принципах строится здравое учение. Благодать Божья непоколебима. Ее извечная цель будет достигнута — избранные от вечности войдут в Царствие небесное. В плане Божьем не будет ни одной осечки. В конце концов все увидят, что благодать через праведность правила этим миром ко спасению. Положение последнего камня в кладку стены живого храма будет сопровождаться криком: “Благодать на благодать!” И поскольку благодать не может быть сведена на нет, то и Христос умер не напрасно. Некоторые, кажется, думают, что не все цели, поставленные Христом, будут достигнуты. Но мы не так познали Христа. Он умер за тех, кто должен войти в Царствие, Он уже искупил их, а тех, которых Он искупил, непременно будут Его уделом. Христос не потерпит фиаско! Моя душа нашла покой на этих двух принципах. Благодатью верую, что благодать никогда не подведет меня. Господь сказал: “Довольно для тебя благодати Моей”. Да будет так! Верю в Иисуса Христа, Его смерть спасет меня.

Голгофа, ты не потерпишь поражения!

Гефсимания, твой кровавый пот не напрасен!

Благодатью, покоящейся на бесценной крови Христа, мы будем спасены. Радуйтесь со мной и найдите способ поделиться своей радостью с другими. Да благословит вас Господь в этом деле, ради Иисуса Христа. Аминь.

 

18 апреля 1880 г.

 

1 Откр. 3:17.

 

 

 

Заказать каталог ХМО “Благовест”
и приобрести литературу

вы можете по следующим адресам:

224013, г. Брест, ул. Халтурина, 31 “В”,

т.: (0162) 20-08-46;

224020, г. Брест, а/я 32.

e-mail: clc_blagovest@bresttelecom.by

 

 

Заказать и приобрести
христианскую литературу
можно по следующему адресам:

 

РОССИЯ

ХО “Библия для всех”:

196233, г. Санкт-Петербург, а/я 237.

Магазин “Христианская книга”:

195889, г. Санкт-Петербург, ул. Лебедева, 31,

т.: 541-86-88.

Магазин “Христианская книга”:

г. Москва, Мукомольный проезд, 1/2, т.: 259-71-28.

“Книга почтой”:

123290, г. Москва, а/я 83.

ХМ “Библия для всех”:

347340, г. Волгодонск, а/я 2273.

ВХМ “Луч Надежды”:

690048, г. Владивосток, ул. Овчинникова, 10-50,

т./факс: (4232) 46-01-36.

Церковь ЕХБ:

420097, г. Казань, ул. Одесская, 7, а/я 91.

 

МОЛДОВА

Церковь “Свет миру”:

2058, г. Кишинев, а/я 184.

 

УКРАИНА

Издательство “Руфь”:

252097, г. Киев, ул. Мильчакова, 5а, т.: 516-84-87.

Издательство “Богомыслие”:

270066, г. Одесса, а/я 3, т.: (0432) 62-87-36.

 

 

Адрес для писем:

224013, г. Брест, ул. Халтурина, 31 “В”.

 

 

Религиозное издание

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

Редактор Вязовский Г. В.

Технический редактор Антонова О. В.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.