Чарльз Сперджен
12 проповедей об освящении
7. Над источником
Иосиф — отрасль
плодоносного дерева,
отрасль плодоносного дерева над
источником;
ветви его простираются над стеною.
Бытие 49:22
Об Иосифе сказал: да
благословит Господь
землю его вожделенными дарами неба, росою
и дарами бездны, лежащей
внизу.
Второзаконие 33:13
Дорогие друзья, нам очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей обращались к Богу, и та церковь, в которой происходят обращения, — счастливая церковь. Но нас очень беспокоит искренность обращения. Мы не желаем строить церковь из тех, которые лишь заявляют, что они христиане. Их вера поверхностна и довольно сомнительна по сути. Нам бы очень хотелось иметь дело с истинно обращенными верующими, прошедшими испытания и наученными глубинам Божьей премудрости. Нам хотелось бы иметь общение с теми, кто движим убеждением, а не эмоциями. Мы искренне молимся, чтобы иметь сторонников, подобных Иосифу, которые были бы плодоносны. Иаков описывает Иосифа как “отрасль плодоносного дерева над источником”. Ветви этого дерева вознеслись над стеной. Почему отрасль дерева плодоносна? Потому что она “над источником”. Лоза, растущая над неиссякаемым источником получает от него влагу, пустив корни к глубинным водам, а потому всегда приносит плод и распростирает ветви. Следовательно, надо находиться как можно ближе к источнику и пользоваться, согласно второму нашему стиху, “дарами бездны, лежащей внизу”. Если нам удастся достичь скрытых источников и сказать Богу вместе с псалмопевцем: “все источники мои в тебе”, — тогда у нас будет питание ветвей и плода, а листья дерева никогда не опадут. Жизнь растений на дренажных землях, где они довольствуются дождями, может удовлетворять обычные растения, но от посаженных Богом растений требуется плодоношение, а для этого они должны пользоваться “дарами бездны”.
Вот об этом я и собираюсь говорить сегодня. Желание моего сердца, чтобы все вы, пребывая во Христе Иисусе, имели общение с Богом Отцом при содействии Святого Духа, так, что бы глубоко укоренившись, могли пить духовные воды. Пить их для того, чтобы, встав на крепком основании, иметь вечный союз и общение с Вечным Богом, чтобы познать тайну жизни и наполнится фундаментальными истинами. Пить так, что бы живительная влага помогла принести плоды, которые явятся свидетельством личного общения с небесами.
Пусть Святой Дух любезно поможет нам в наших размышлениях, во-первых, о том как данный Иаковом образ отражает характер Иосифа, во-вторых, почему благословения являются дарами бездны, как об этом говорит Моисей, и, в-третьих, почему воды источника принесут многие другие благословения.
I. Итак, о характере Иосифа. Иосиф расцвел, находясь в непосредственной близости к Богу. Являясь отраслью старого дерева, он питался от корня, уходящего глубоко в землю. С раннего детства и до самой смерти Иосиф находился вблизи от Бога, и поэтому Бог щедро благословлял его. Он жил для Бога и служил Ему, он жил с Богом и был Его дитем. В своей жизни Иосиф следовал небесному водительству, и Бог благословлял не только его, но и его окружение. Например, сначала Бог благословил ради Иосифа дом Потифара, потом фараона и всю землю Египетскую, сохранив ее народы от голода. В этом смысле и следует понимать слова “ветви его простираются над стеной”.
Мой дорогой слушатель, ты утверждаешь, что ты христианин. Но вступил ли ты действительно в завет с Богом? Я знаю, ты принял водное крещение, принимаешь участие в вечере. Но где признаки обращения? Имеет ли твоя вера корень, а если так, то как глубоко он проник в духовную истину? Питаешься ли ты от Божественного источника и получаешь ли от него силу? Можешь ли ты присоединиться к словам Давида: “Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое” (Пс. 61:2)? Первое благодатное обещание о благочестивом человеке в Псалтири звучит следующим образом: “И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет”. Очень важно находиться у потока вод и получать благословения от Иисуса Христа, в Котором благоволение Бога Отца. Разве можно остаться без плода в этом дивном месте, если получаешь жизнь и энергию для нее от Самого Господа Иисуса?
Поскольку Иосиф жил близко к Богу, то получил и сохранил добрые убеждения. Есть большое различие между религиозными убеждениями и религиозной страстью. Много людей религиозны благодаря их окружению. Их религиозность может воспылать или, наоборот, угаснуть в зависимости от внешнего влияния. Но когда человек живет в присутствии Бога, он получает убеждения, которые управляют его сердцем и его жизнью. Такой человек боится Бога не потому, что другие боятся Его, а потому что “страшен Бог в великом сонме святых”. Он верит явленной истине не потому, что другие верят, а потому что уверен: Бог изрек ее. Если некоторые охладевают к вере, он держится за нее крепко и возрастает в ней. Его поведение и духовная жизнь правильны, истинны и искренни не из-за того, что этого требует этикет, а из-за того, что Бог сотворил в нем сердце чистое и дух правый обновил в нем. Укоренившийся над источником не обращается к религиозному водохранилищу другого человека, потому что из его собственного чрева текут “реки воды живой”. Он различает истину и ложь, поскольку Сам Дух Святой научил его истине. Он следует за святостью потому, что место, откуда он черпает силы, свято, и закон написан на скрижалях его сердца. Евангелие Господа Иисуса он почитает свидетельством Святого Духа. Божья истина является для него непреложно независимо от того, принимают ее другие или нет. Как прекрасно быть посаженным у потока вод!
Многие в настоящее время принадлежат к той или иной деноминации по чистой случайности. Они либо родились в ней, либо положение в обществе заставляет их принадлежать к ней. У таких людей нет убеждений, они не сверяют свои воззрения с Писанием. У нас есть протестанты, которые не протестуют ни против чего и нонконформисты, которые соглашаются с тем, что модно. Это плохо. Невежество в отношении Божественной истины приносит плоды зла. Если мы думаем вырастить людей, приносящих плоды, то должны наставить их в истине. Если мы не овладеем ею и не будем держаться ее, то не обретем радости во дни спокойные и не устоим в штормовые ночи. Вспомните мучеников во времена преследований? Не ветви ли они от корня, питающегося водами духовного источника? А откуда приходят смелые исповедники во дни отступничества? Если мы не приведем людей в церковь, чтобы они, подобно Иосифу, пустили корни глубоко в истину Слова Божьего, мы никогда не увидим церковь в полной славе.
Вся жизнь Иосифа свидетельствует о том, что он был укоренен над источником. Он был любим отцом. “Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его”. К моменту рождения Иосифа Иаков уже был умудрен жизненным опытом, и сын его был научен этой мудрости. Мысли Иосифа всегда были о Боге. Сновидения являются тому свидетельством, ведь о чем человек думает, что его тревожит, то ему и снится. Иосиф получал сновидения от Бога, потому что днем размышлял о Нем. Иосиф с детства был близок к Богу, и это заставило его выразить протест против злого поведения братьев. “И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их” (Быт. 37:2). Братья чувствовали, что Иосиф не такой, как они, и возненавидели его за это. Причина ненависти заключалась в том, что он не был одним из них. Братья дали ему презрительную кличку “сновидец” и при первом же удобном случае попытались избавиться от него.
Домашнее окружение Иакова оставляло желать лучшего, единственной отрадой был Иосиф. Братья продали в его рабство, но не успела его нога коснуться земли Египетской, как мы узнаем: “И был Господь с Иосифом”. Его купил Потифар, но Бог сделал так, чтобы Иосиф ни в чем не нуждался. Более того, раб занял высокое положение в доме рабовладельца. Иосиф был поставлен над всем домом Потифара, и успех сопутствовал ему во всех делах его. Ради Иосифа Бог благословил дом Потифара. Потом пришло время искушения. И как на него ответил Иосиф? “Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?” Бог был с Иосифом, Он хранил его.
По ложному обвинению Иосифа бросили в темницу, но и там “Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы” (Быт. 39:27). Иосиф стал распорядителем в темнице. Его ветви всегда простирались над стеной. Темница благодаря Иосифу наполнилась светом и явилась ступенью в палаты фараона. Возвысившись, Иосиф не забыл Бога. Перед тем, как истолковать сон фараона, Иосиф говорит: “...это не мое; Бог даст ответ во благо фараону” (Быт. 41:16). Будучи одаренным человеком и выполняя работу, не связанную с прославлением Бога, Иосиф, тем не менее, не забывал повторять: “что Бог сделает, то Он показал фараону”. Поставленный “над всею землею Египетскою”, Иосиф говорит: “Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего”. Лежа на смертном одре, он говорит своим братьям: “...я умираю; но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову” (Быт. 50:24). Он завещал вынести кости его из Египта, потому что, несмотря на то, что он был хозяином в Египте, египтянином он не был. Бог всегда был путеводной звездой для Иосифа.
Таким образом, Иосиф имел страх Господень, он приносил много плодов благодаря тому, что укоренился у источника. Близость к нему сделала Иосифа независимым от обстоятельств.
Семья не влияла на благочестие Иосифа. Да, в некоторой степени он получил его в доме отца, и это благочестие его не пропало в доме Потифара. Идолопоклонство Египта не лишило его верности невидимому Богу.
Я хочу обратиться к молодым людям. Некоторые из вас являются верующими благодаря религиозному воспитанию, полученному дома. Боюсь однако, что окажись вне дома, вы попадете в религиозный вакуум, поскольку своих убеждений у вас нет. Может быть, я напрасно волнуюсь?
Время, когда юноша оставляет дом или устраивается на работу, сопряжено с волнениями. Если он не укоренен в вере, то скоро попадет под влияние недоброй компании, но если он в Господе, то устоит. Если он сидел на шее веры родителей, как гриб поразит на дереве, не имея своего собственного корня, то погибнет. Вера по наследству, все же не вера. Если у вас нет своей веры, то заимствованная у кого-то непременно подведет вас.
Я боюсь, что вера многих, исповедующих себя христианами, зависит от духа пробуждения, посетившего данное место. Поток жизни благочестивого общества может увлечь таковых с собой, и они могут казаться всем окружающим христианами, несмотря на то, что лишены убеждений. Если церковь процветает, если новые и новые души приходят сюда и вдруг оказывается, что места в церкви хватает не всем желающим, то эти люди очень счастливы. Но вот церковь опустела, и где эти люди? Для каждого серьезного евангелиста подобное испытание является тяжелым бременем. Столь многие, казалось, были рожденными свыше, но дух пробуждения ушел, и они охладели. Мои дорогие братья, как бы я хотел, чтобы все вы оказались укорененными над источником, чтобы засуха не принесла вам вреда!
Благословите Бога за пробуждения, которые Он посылает нам, но не стройте на них свою веру, не позволяйте вашему духовному здоровью зависеть от них. Посаженные в теплицах будут расти на навозе. Устремитесь к источнику и получите живительную влагу. Почувствовав его прохладу, вы узнаете то, что сокрыто от находящихся вдали, ибо они не ведают, что творят. Говорите себе и находящимся над потоком вод: “Хочу, чтобы Христос пребывал в моем сердце. Хочу, чтобы любовь Христова наполняла меня. Хочу не только говорить о небесном, но и вкусить небесное. Хочу, чтобы Дух истины овладел мной, хочу познать Его мощь и силу”. Не довольствуйтесь случайным дождиком или искусственным поливом. Устремите свои корни к глубинным источникам премудрости Божьей.
Друзья, молю Господа, чтобы вы не искали духовную жизнь во внешних обрядах, которые ничего не могут дать для вашей веры, а искали ее в Слове Господа нашего. Великое благо — слышать Слово, проповедуемое искренне! И если у вас есть возможность слушать, а вы не слушаете, то лишаетесь многих благословений, многое теряете. Представьте себе, что вы попали в такое место, где Слово не проповедуется вовсе. Скажем, где-то на ранчо в Южной Америке. Смогла бы ваша вера устоять там? Ведь вы бы оказались далеко от мест, где коллективно поклоняются Богу. Как часто обращались бы вы к Библии, как часто становились бы на колени, и приступали к Богу в одиночестве? Смогли бы вы возрастать в вере так, чтобы простирать свои ветви над стеной, чтобы давать благословение другим, проповедуя им Христа? А ведь в этом проявление истинной веры. Я знаю, что вечеря Господня — священное установление, и желание моего сердца, чтобы вы приходили к ней как можно чаще, поскольку Сам Господь сказал: “Сие творите в Мое воспоминание”. Но случись так, что вы попадете туда, где не сможете найти ни одного христианина, с кем могли бы преломить хлеб. Смогли бы вы питаться Господом? Когда символы Его плоти и крови удалены от вас, смогли бы вы приступить к Иисусу непосредственно? Духовная жизнь любит внешние таинства, но, лишась их, сможет ли она питаться от небес? Придите к Богу. Придите к Нему через Иисуса Христа! Общение с Ним дает новую жизнь. Гроздь винограда из долины Есхол выросла около вод. Хотите возрасти в Господе, живите рядом с Ним.
Я верю, и это очевидно, что очень многие номинальные христиане живут рядом со служителем, а не с Богом. Например, что можно сказать о растущей и процветающей церкви, которая после ухода доброго проповедника приходит в упадок? Слабая церковь скреплялась искусством проповедника. Тем не менее, если люди не услышали даже такого проповедника (иначе с его уходом они не оставили бы церкви), они не услышат никого. Поэтому их места в церкви не заняты. Пусть такое никогда не случится с этой церковью. Вспомните времена судей. Как были верны люди Богу, пока был жив тот или иной судья! Но как только водитель оставлял их, они начинали блудодействовать в след идолов. Мои возлюбленные, можете ли вы пропитаться истиной настолько, чтобы никогда не оставить ее? Примите решение: ничего, кроме Евангелия, не слушать. Возлюбите Христа, чтобы не пойти вслед наемнику. Каким бы ни был проповедник, проповедующий вам, держитесь Христа распятого, прилепитесь к Нему и прильните к благодати. Покажите Ему, что вы глубоко пустили свои корни и напояетесь от истины, а потому не зависите от качества служителя.
Что за благословение жить, укоренившись в истину, несмотря на личные качества служителей церкви! Было время, когда казалось, что из-за верности Богу Иосиф все потеряет. Юноша мог составить компанию старшим братьям, участвуя в их делах. Он мог перенять их привычки и жить припеваючи, но Иосиф так не поступил. Я хочу сказать вам, если вы хотите жить в мире с Рувимом, Симеоном и Левием, то вам следует держать язык за зубами и жить по принципу “в чужой монастырь со своим уставом не ходят”. Но это мудрость мира сего. Иосиф с презрением отнесся к ней. Он не мог стоять в стороне от Бога и от святости. Каков результат? Исмаильтяне уводят его в рабство. Ну, и награда за верность!
Иосиф мог бы наслаждаться жизнью в доме Потифара, согласись он вступить в преступную связь с его хозяйкой. Но он не пошел на это, и гнев хозяйки обрушился на него. Она обвинила его в домогательстве, и домом Иосифа стала тюрьма. И это все потому, что он должен был повиноваться Богу. Легко идти со Христом, когда на Нем серебряные сандалии и золотой пояс. Но если Он бос, и путь Его лежит через топь, то не появляется ли в нас искушение найти себе другого попутчика? Для чего мне эта святость, если через нее я теряю и положение, и деньги, и вообще все?
Не будьте непостоянны, как воды, иначе вам не устоять. Ваш лук останется тверд, и будут крепки мышцы рук1 ваших “от рук мощного Бога Иаковлева”. Питайте ваши души от источника и ожидайте помощи Господа там, где никто не ожидает, иначе останетесь бесплодными. Чтобы последовать за Спасителем, куда бы Он ни шел, необходимо ежедневно питаться от источника истины.
Я не могу завершить первую часть беседы, не сказав, что Иосиф был свободен от внешних обстоятельств потому, что уповал лишь на Бога. Сохранится ли плод, если убрать источник? Уберите дары “бездны, лежащей внизу”, и даже самый закаленный странник погибнет. Мы можем выстоять в одиночестве, полагаясь на Бога, но без Него падем. В битве можно обойтись без оруженосца, но если Бог не прикроет нашей головы, то плечам не сносить ее. Подобно Самсону, мы можем поражать филистимлян.
Но если Бог отступит от нас
И мы дерзнем все делать сами,
При новых искушениях
Кто устоит?
Мои дорогие друзья, в том числе и молодые люди, я призываю вас самим оценивать свои поступки, не зависеть от чьего бы то ни было мнения, всегда помня, откуда черпаются ваши силы. Решив что-то сделать, никогда не говорите: “Я силен”, или “Я смогу”. Но всегда полагайтесь на ту благодать, которая никогда не терпит неудачу. Такое поведение будет осмеяно, но необходимо смириться. Ваша верность растает, как дым, если вы полностью не положитесь на Иегову. Укореняйтесь над источником, питайтесь от его вседостаточности, насыщайтесь любовью, и пусть Бог благословит вас во веки!
II. Теперь я могу перейти ко второй части проповеди и сказать о благословениях, которые являются, по словам Моисея, дарами бездны. Пользоваться этими дарами и наслаждаться безопасностью — высокая честь, данная детям небес.
В бездне Божьей премудрости сокрыты сама жизнь и святость. Что дает внешняя набожность? Можно принимать участие во всех таинствах, соблюдать ритуалы, но при этом оставаться безбожником. Писание учит, что хорошим человеком может быть только обращенный. Такой человек является человеком Божьим, он живет для Бога, живет с Богом, живет Богом. Если вы не верите в Бога, не любите Его и не прославляете Его, то все обряды, вся форма гроша ломаного не стоят. Можно быть ортодоксом в вере, и я надеюсь, что вы таковыми являетесь, но, не впитав в себя ортодоксальность, не сделав ее своей составной частью, не приняв Божью истину и Святого Духа правды, вы останетесь лишь кимвалом звучащим и медью звенящей. Можно завладеть каталогом библиотеки, но при этом не получить ни одной книги, можно выучить оглавление книги по систематическому богословию, но при этом не знать ни одного учения. Можно получить план дворца и список сокровищ, хранящихся в нем, но при этом остаться нищим. Глубокие познания в области богословия не принесут пользы, если вы не познаете Христа. Не говорите: “Я стал членом церкви, посещаю молитвенные собрания и несу служение”. Да, это прекрасно, но истинная вера нечто большее. Вера — это покаяние перед Богом, это вера во Спасителя, это Дух Святой, живущий в вас. “Но, сэр, — скажет кто-то, — я принимаю то, что вы говорите, и не оспариваю ни одного вашего положения”. Возможно, но этого недостаточно. Если вы принимаете истину как мою, мне жаль. Я желаю, чтобы вы получили ее как Слово Божье, а не мое. Обратитесь к Библии сами. Научитесь от Духа Святого. Просите Бога, чтобы Дух Святой написал истину на скрижалях вашего сердца. Вы никогда не узнаете истины, если не получите ее из Слова живого Бога.
Когда человек подобно Иосифу может быть сравнен с деревом, приносящим плод и укоренившимся над источником, то он благословен. Жизнь такого человека сокрыта от внешних, как и сокрыт источник, питающий его. Мир не знает такого человека, не понимает его и фактически не видит. Но то, что сокрыто от мира, не сокрыто от Бога. Посмотрите на плодоносное дерево. Вы видите дерево и видите плоды. А что вы можете сказать о корнях? Они сокрыты в бездне, а она сокрыта от вас. Но именно она питает дерево. О, как это прекрасно жить с Тем, Кто невидим, как прекрасно быть участником невидимой жизни! Видимое временно, а невидимое вечно. Как ценна внутренняя жизнь, поскольку она истинна! Но если человек не живет с Богом внутренней жизнью, то устремляется к видимому, очищая “внешность чаши и блюда”.Но это не поможет, потому что Бог смотрит на сердце человека. Нам просто необходимо заботиться о внутреннем состоянии души, а сделать это, не приблизившись к Богу, невозможно.
Запасы бездны неистощимы. Источники неиссякаемы. Растения, которые зависят от орошения, случись что с оросительной системой, могут засохнуть в середине лета. Но листья растений, корни которых достигают внутренних вод, всегда зелены. Божьи источники неиссякаемы, ничто не может осушить их. Из них можно пить вечно. Милосердие Божие — запас для голодающего мира. Сам Господь сказал: “Довольно для тебя благодати Моей”.
Человека, который живет близко к Богу, невозможно оторвать от источника. Нам доводилось слышать об осажденных городах. Эти города были хорошо укреплены и никогда не пали бы, если бы осаждающие не лишали жителей воды. Перерезав водные артерии, осаждающие обрекали осажденных на смерть от жажды. Что касается Иерусалима, то этот город никогда не был взят таким образом потому, что в городе имелись глубокие колодцы. Братья мои, тому, у кого есть источник воды живой в самом себе не страшна никакая осада. Враг не имеет над ним власти. Не пустив нас в собрание, нас не могут не пустить к Богу. Один священник забрал у ребенка Библию. “Да, — сказало дитя, — вы можете отнять у меня книгу, но те двенадцать глав из Евангелия от Иоанна, которые я выучил наизусть, вам у меня не отнять”. Преступные намерения людей могут закрыть места для поклонения Богу, но они не могут лишить нас поклонения Богу. Человека можно лишить средств благодати, но не самой благодати. Бог сделал так, что ни болезнь, ни путешествие, ни сидение у кровати больного не могут оторвать нас от собрания поклоняющихся Ему. Но все же, если мы и лишимся общения с Божьим народом, то Господь пошлет живительную влагу с небес, чтобы напитать корни нашей души.
Запасы бездны постоянны, и благодать неизменна. Глубинные источники — не поверхностные воды. Иосиф был благословен не только во дни старости, но и в юности. Несчастна та вера, которая иссякает. Нам следует любить постоянство солнца, а не цикличность луны. Благодать доступна нам изо дня в день, каждый день и в течение всего дня. Прекрасно, если ваши корни глубоки. Я не говорю, что ваши корни всегда будет получать равную меру воды от источника жизни, но я говорю, что доступ к источнику будет всегда открыт, и вы сможете питаться от него постоянно. Если вы укоренились над источником, то всегда можете получить питание. Как прекрасно растут деревья над источником!
В скором времени я надеюсь увидеть пальму, которую посадили в моем присутствии в саду у моего приятеля несколько лет назад. Там была заложена пальмовая аллея. Все пальмы были одной высоты. Год спустя они мало чем отличались друг от друга, но некоторое время спустя пальма, о которой я веду речь, переросла остальные почти в два раза. Она стала выглядеть намного старше своих сверстниц. Мой приятель, владелец сада, сказал мне: “Знаешь, почему эта пальма так выросла? Она пустила корни вон в тот бассейн”. Арабы говорят, что пальмы любят держать корни в воде, а голову в огне. Возлюбленные! Как мы похожи на эти деревья! Если мы пустим корни к Божественным источникам, а голову поднимем к горячей любви Божьей, то воистину скоро вырастем.
Запасы бездны не только полны, но и чисты. Благодать, полученная не непосредственно от Бога, может иметь посторонний привкус. Но когда она исходит непосредственно от Бога, то прекрасна и чиста! Даже самый лучший водопровод придает воде привкус. Все поверхностные потоки несут в себе взвесь. Но это не касается глубинных источников. Если вы пьете от чистого Евангелия, то преуспеете.
Путешествуя в Альпах, я однажды очень захотел пить, но проводник не разрешил мне напиться из горной речки, а велел подождать немного. И вот мы пришли к восхитительному роднику. Вода в нем была прозрачна, чиста, она была лишенная какой-либо примеси, а ее прохлада была выше всяких похвал. Кто-нибудь из вас может назвать реку в Англии, в которую бы не сливались сточные воды из коллектора каждые полмили? Как так случилось, что сегодня практически невозможно услышать чистую истину Божию с кафедр церквей? Услышать Слово Божье таким, каким оно представлено в Писании Святым Духом? Приступите к Богу за знанием. Я напомню вам слова Давида: “Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя”. Получайте жизнь из первых рук! Как поступил человек, который страдал от разбавленного молока? Он сам стал доить корову. Читайте Библию, а не комментарии к ней. Библия в свете Библии становится понятной. Вам не грозит участь фермера, который забыл полить растения: вы “отрасль плодоносного дерева над источником”.
III. И в завершение я хотел бы напомнить вам, почему воды источника принесут многие другие благословения.
Если вы над источником и направляете свои корни к водам, то принесете плод. Хорошо то плодоносное дерево, которое крепко корнем. Дорогие друзья, неразумно заявлять: “Я потружусь и принесу плод”. Плод не производится трудом. Плодоношение заложено в природе растения. Сколько бесполезной работы мы делаем! Включена религиозная помпа. Многие поклоняются Богу механически, набожность вытесняется чувственностью, а любовь к Богу истеричностью. Если внутренняя жизнь налажена и плод появился, то дальнейшая забота о нем возлагается на солнечные лучи. Садовник никогда не скажет: “Пойду и сделаю урожай в моем винограднике”. О нет! Ранней весной он смотрит на бутоны, потом на появляющиеся цветочки, потом рождающиеся гроздья. Он видит, как они в назначенное время наливаются соком и солнцем. В конце концов садовник может надеяться собрать урожай. Нет никакого шума вокруг роста гроздьев. Вы когда-нибудь слышали стон виноградной лозы? А может быть, видели пот бутона, превращающегося в цветок? Если виноградная лоза пустила корни в нужном месте, то плод является сам собой, естественным образом.
Пусть Господь произведет в нас святость, приложив силу к нашему новому естеству! Пусть Он вложит в нас бессмертные принципы и сохранит их в нас Своей собственной властью! А потом естественно и с радостью в свое время мы принесем плод к похвале Его славы.
Следующее благословение — это бескорыстие. Иосиф был отраслью плодоносного дерева, чьи ветви распространились над стеной. Он распространил свое влияние далеко за пределы родного семейства не ради своей славы. Что за плод принесем мы, если ограничим себя рамками своей семьи, что? Ухаживая за своим собственным благочестием ради самого себя, нельзя стать благочестивым. Устремитесь к благочестию ради Господа и ради любви к тем, кого искупил Иисус, и станете действительно благочестивы. Живите ради любви, ибо любить — значит жить, и, полюбив, вы пройдете сквозь стену к неверующему соседу, безбожному язычнику и потерпевшему кораблекрушение в вере. Вам будет сопутствовать успех там, где его никто не ожидает. Вы будете расти и станете благословением для многих. Я слышал об одном человеке, который просил, чтобы его авторитет ушел с ним в могилу. Ужасная просьба! Но дело в том, что это была молитва покаяния о злых делах. Однако он просил о невозможном. Даже Сам Бог не стирает влияние человека. Известный поэт сказал: “Человека переживет сотворенное им зло”. Зло живет даже дольше добра. Однако, если мы жили для Бога и жили Богом, наши ветви распространятся над стеной кладбища, и голоса будут слышимы среди тишины могильных сооружений. Не написано ли об Авеле: “...он и по смерти говорит еще”?
Третье благословение — это устойчивость. Хорошо укоренившееся плодоносное дерево не может быть вырвано со своего места. Оно не плодоносило бы, если бы не было устойчивым. Слабо укоренившееся дерево можно легко вырвать из земли. Но если оно живет и растет за счет глубинных источников, то сделать это невозможно. Можно ли вырвать человека из вечной жизни, сердцем принявшего учение об искупительной жертве? Если он нашел в этом учении убежище от отчаяния, то сделать это невозможно. При помощи логических трюков можно доказать, что смерть Христа не была заместительной или искупительной, а посему мы не получили примирения. Но что нам его логика, если написано: “...мы получили ныне примирение”, поэтому мы знаем лучше. Доктрины благодати, которые я проповедовал вам, необходимо положить на сердце и принять умом. В противном случае ветер лжеучения может унести от вас здравое учение. Братья, старое доброе евангельское учение Лютера и Кальвина способно сделать энтузиазм неугасимым. Вспомните, как гугеноты, несмотря на угрозу смерти, шли слушать реформатское учение. Женева посылала проповедников, собиравших огромное количество людей там, где еще не остыли кости сожженных на кострах их предшественников. Братья, есть что-то стоящее в реформатском учении: избрание, которое действительно является избранием, ведущим ко спасению; искупление которое действительно выкупает грешников; действие благодати, гарантирующее стойкость святых до конца. Разве это учение можно сравнить с самолюбованием тех, кто верит, что своей свободной волей они избрали Христа? Та истина, от которой зависят жизнь и смерть, старательно прячется от вас. Как бы я хотел увидеть народ, стоящий в истине, людей, ставших гражданами Царствия небесного, получивших обители, которые нельзя снести, чьи основания утверждены на скале!
Еще одно благословение получают те, кто близко пребывает к Богу, — это наслаждение безопасностью. Послушайте, что говорит Иаков об Иосифе: “Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы...” Если вы будете жить близко к Богу, то мир сделает вас своей мишенью. И этого не избежать. Змей всегда будет жалить в пяту семя жены. Стойте близко к Богу и Его Слову, и станете назореем среди ваших братьев. Но это не повредит вам, поскольку Иаков продолжает: “...но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева”. Получая силу от Бога, Иосиф не замечал людского гнева. Тот, Кто держит Своих в руке Своей, не спит и не дремлет. Живите Богом, и вас не победят враги ваши. Имеющие здравые убеждения найдут противников своих легкими, а верующие в Господа не постыдятся. Посему укореняйтесь глубже и глубже и берите жизнь от источника.
Хочу обратить ваше внимание на слова Моисея о дарах бездны. Лучший жемчуг находится в глубине морской. Он упоминает о вожделенных дарах небес, которые дороже солнца. Они предназначены тому, кто укоренился над источником. Многие верующие не знают ничего о драгоценных вещах. Исповедующие себя христианами зачастую питаются шелухой божественной истины, они никогда не попробовали сладких ядер драгоценных орехов. Малая вера — жалкое зрелище. Многих такая вера делает несчастными, имей они веру всемеро больше, то радовались бы жизни. Всевозможные ограничения и возложенные сверх меры обязанности, а так же формализм религии лишены “тучных яств” и трапезы “из чистых вин” истинной веры. Лучшие вина в доме Божьем находятся в подвале. Не будучи там, нельзя вкусить сладости виноградного плода. Глубокие переживания — истинные переживания. Бог наполняет Своих людей болью и печалью, зная точно, что за ними последуют радость и утешение. Существует большой соблазн не пускать корни в глубь почвы, а лишь слегка укорениться в ней. Однако приходит беда, и, поскольку нам не за что держаться, мы падаем. Но, проникнув в бездну к хранящимся там сокровищам, познав глубины Божьи, всегда останемся твердо стоять на ногах. Если вы желаете обогатиться христианской премудростью, устремитесь в глубины Божии. Неукоренившийся глубоко верующий никогда не обогатится христианской премудростью, но христианин, который живет с Богом и полагается во всем на Отца, Сына и Святого Духа, всегда преуспеет. Дорогие друзья, я мог бы продолжать говорить об этом, но не стану. Молю лишь об одном, друзья, укореняйтесь! Пусть вашим основанием будет непоколебимая скала — Христос.
Вы, которые давно познали Бога, познайте Его больше. Сделайте более прочной свою корневую систему. Устремите корни в глубь Писания. Приблизьтесь к самому сердцу Бога. Вам не избежать дрейфа в потоке нечестия, не имея надежного якоря. Мы должны крепко встать на якорь. Должны держаться за Христа стальными кошками. Сердцем и умом прилепитесь к Господу. Нельзя уподобляться перекати—полю: подул ветер, и мы полетели неизвестно куда. А так оно и может случиться, если мы полагаемся на свою собственную силу. Но Бог призывает нас укоренится над Его источниками, приблизиться к Нему и держаться Его. Так используйте эту возможность, чтобы стоять твердо и быть плодоносным к Его славе! Аминь.
Утро 3 ноября 1889 г.
1 Быт. 49:24.
Этот материал еще не обсуждался.