Чарльз Сперджен
12 проповедей об освящении
4. Средство от забот
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Первое послание Петра 5:7
Ни одно из наставлений Священного Писания не объемлет всех обязанностей верующих, однако наставления выстраиваются подобно каменным ступеням египетских пирамид, воздвигаясь одно над другим, по которым путешественник забирается на вершину. Сначала ты должен твердо утвердиться на одном наставлении, и только потом будешь в состоянии взойти на другое. Памятуя об этом, обратимся к следующему наставлению: “Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”. Это наставление изложено в стихе, предшествующем рассматриваемому нами. Вам известно, возлюбленные, что есть заботы (корыстные побуждения, плотские вожделения), которые нельзя возлагать на Бога; это было бы преступлением перед Ним; поскольку просить Бога об исполнении житейских забот значит навлекать на свою голову бесчестье. Однако эти заботы никогда не досаждали бы нам, если бы мы утвердились в наставлении: “Смиритесь под крепкую руку Божию”. Данное наставление разом обезглавило бы множество искушений, в которые временами впадают христиане. Возьмем к примеру обольщение богатством. Если я, желая быстро обогатиться, стараюсь ухватить больше того, что мне необходимо, то я не могу, преклонив колени, молить Бога о помощи, поскольку это противоречило бы Его учению. Разве не Он учил меня просить: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”, и разве не Он преподал мне благословенный урок через Агура, чтобы молиться: “Нищеты и богатства не давай мне”? И как я, будучи скрягой, могу благоприлично преклонять колени перед Богом и обращаться к Нему с молитвой, чтобы Он прибавлял дом к дому, присоединял поле к полю? Никак. Потворствовать такой заботе и допускать подобное даже в мыслях я не могу, когда внимаю наставлению “Смиритесь под крепкую руку Божию”. Разберем другой пример подобных забот. Речь идет об исполнении честолюбивых замыслов, когда человек вожделеет к почестям, известности и славе; страстно желает выделиться; стремится вознестись на вершину, вызывая всеобщее уважение и почитаясь между некоторыми чуть ли не богом. Однако, дав таким пожеланиям проникнуть в сердце, мы не можем обращаться к Богу с мольбой об исполнении этих пожеланий. Такие заботы мы не смеем возлагать на Бога, ибо это означало бы сваливать нашу скверну на алтарь Божьей святости. Добавлю, что подобные заботы никогда не изводили бы наших сердец, будь те смиренны перед Богом.
Есть и другие заботы, которыми мы обременяем себя. Речь идет о беспричинном страхе, обращенном в будущее; о том безрассудном страхе, который порождается мозгом, досаждает разуму и смущает сердце. Мы не смеем просить Бога возложить на Себя подобные заботы, ибо вряд ли можно возложить на Него то, что существует лишь в нашем воображении. А если так, возлюбленные, “смирившись под крепкую руку Божию”, отбросьте их; только в послушании святой воле и покорности предвечному определению наша душа смирится и успокоится; и дух перестанет волноваться из-за угроз вымышленных образов, порожденных игрой собственной фантазии. О, если бы милость Божия помогла вам исполнить заповеданное Господом в наставлении: “Смиритесь под крепкую руку Божию”, тогда, думается мне, я без всяких отступлений мог бы обратиться к вам: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас”. Повторюсь, мы не смеем возлагать на Бога свои греховные заботы; но если таковые имеются, тогда, поступая согласно наставлению “Смиритесь...”, мы можем избавиться от подобной суеты и томления духа. Лежащий не боится упасть. Смиряющий и успокаивающий свою душу, как дитя, насытившееся и отнятое от груди матери, перестает раздражаться и плакать.
Обращая ваше внимание в это воскресное утро на столь драгоценный стих, мне хотелось бы, чтобы Дух Святой избавил вас от забот и печалей. Я сам не могу повиноваться этому наставлению, тем более не могу заставить вас. Однако если Дух Божий нисходит на проповедующего, у того появляется сила возлагать свои заботы на Бога, и тогда на основании своего опыта он может сказать, что только в том случае, когда Святой Дух даст вам силы, сумеете и вы исполнить то же. Итак, чтобы наше слово было в утешение и укрепление вам, построим нашу проповедь следующим образом. Сначала мы обратим внимание на болезнь “заботы”, приведя ее симптомы. Далее, укажем на благословенное средство, о котором говорится в рассматриваемом стихе, и постараемся употребить его во имя Божье; и, наконец, чтобы убедить верующих исполнять заповеданное Господом, предложим доброе слово ободрения из второй части фразы “...Он печется о вас”.
I. Итак, прежде, дадим описание болезни “заботы”. Заботы, о которых говорится в данном стихе, являются заботами о правильном, приличном и должном (в отличие от затронутых мною выше забот об ошибочном, неприличном и запретном), однако и таковые в избытке становятся греховными. Это следует из того, что грех есть всякое нарушение Божьих повелений; и не будь иных повелений, нарушение того, что заключено в нашем стихе, стало бы согрешением. Именно это наставление наш Спаситель повторял много раз, именно это наставление не уставали повторять апостолы, именно этим наставлением нельзя пренебречь, не впав в грех. К тому же взять на себя заботы, значит представить себя мудрее Бога, значит пробиться на уровень Его бытия, чтобы творить вместо Него то, что Он, по-нашему мнению, свершить не может или не хочет; мы стараемся мудрствовать о том, о чем Он, согласно нашим фантазиям, забывает; или взваливаем на себя бремя, которое Он, якобы, не может или не хочет понести вместо нас. И эта дерзость, или, если хотите, наглость, является сама по себе греховной; стремление знать обо всем лучше Бога, желание вырвать руль у Кормчего, попытка исправить Его замыслы, преобразовать Провидение — все это и впрямь такая дерзость, что опекающее нас Писание вынуждено оттеснять самозванца, призывая его к ответу: “Разве советником Царским поставили тебя? Что ты сделал? Он не советовался с тобой, когда творил небо и землю, и равновесие облаков, и раскидывал небеса как шатер, дабы обитать в них; итак, как смеешь ты входить сюда, предлагая совет совершенной Премудрости и помощь всемогущей силе?” Итак, заботы, исполненные тревогой, сами по себе имеют греховную суть.
Помимо того, исполненные тревогой заботы, часто ведут к иным грехам, а временами и к явным беззакониям. Торговец, не умеющий доверить свое дело Богу, впадает в искушение употребить бесчестные приемы в бизнесе. Он не только впадает в подобное искушение, но и уступает ему, протянув нечестивую руку в угождение себе. Лица свободных профессий, в том числе литераторы, не доверяющие Богу, могут употреблять навыки своего дарования для бесчестных и беззаконных целей; и вообще всякий человек, твердый в ином, искушается желанием, полагаясь на здравый смысл приятеля или душевную мудрость наставника, оставить молитву и забыть обещание, данное Богу. Так пренебрегают источником воды живой, чтобы идти к разрушенным водоемам. В этом преступлении, то есть беззаконии, вызывающем гнев Божий, пророки обличали древний Израиль. Если такое беззаконие и не оборачивается иным злом, кроме греха предпочтения, отданного человеческому совету, а не Божьему водительству, то все равно терпеть и миловать заботы не стоит. Только задумайтесь, братья мои, сколько грехов порождаются ими в нашем сердце. Помыслите о непокорности, которая побуждает нас сомневаться в нашем Боге, о недостатке нашей любви, свидетельствующем о нашем недоверии к любви Божьей, о недостатке упования, ослепляющем нас так, что мы уже не видим радуги после дождя. Возьмите в толк, братья мои, как мы негодуем, ропщем и не доверяем, оскорбляя Духа Божьего, и часто побуждаем Его отступать от нас, препятствуя тем собственным молитвам, искажая в себе образ Божий, предавая себя поискам своего, дольнего, а не горнего. Все это суть грехи, виноград от виноградной лозы с полей Гоморрских, плод, растущий на лозе наших забот. Заботы низкого происхождения суть утробы, порождающие множество грехов. Недоверие есть яйцо, из которого вылупливаются злодейства; мы потакаем своим заботам и, конечно, не думаем, что делаем грех, хотя потакание заботам уже само по себе преступно. Однако есть еще и некий соблазнитель, ведущий нас далее к деянию иных беззаконий, ибо человек, уходящий в свои заботы с головой, уже созрел для любого греха; между тем, возлагающий свои заботы на Бога стоит без опасения, и лукавый не прикасается к нему.
Продолжим описание этой болезни. Если заботы, исполненные тревогой, сами по себе греховны, и болезнь эта — мать греху, то снова повторю, что такие заботы чреваты скорбью, ибо как нитка за иголкой, так и скорбь за грехом. Хочешь пасть духом? Тогда помысли о себе и своих делах, не обращаясь к Богу и Его обещаниям. Одни из вас по жизни бывают очень счастливы, но стоит вам только захотеть и вы, братья мои дорогие, можете обратиться в несчастных. Другие из вас по мнению мира сего несчастны, но по воле Божьей бывает, что на таковых низвергаются свыше потоки благословений. Как нищета не обязательно чревата скорбью, так и богатство не обязательно несет мир и счастье. Если кто-то из вас желает скорби, тому не надо оставлять жилища; ему нет нужды отправляться за неудовлетворенностью в дальний поход; ибо можно обнищать, пресытившись обилием удовольствий; можно волноваться, пребывая в полном покое; можно тяжело страдать, будучи в зените благополучия. Свои обстоятельства большей частью мы определяем сами. Бог же предопределяет, и тогда одни из нас, снискавшие благодати, блаженствуют, а другие, истерзанные грехом, скорбят. Однако разве Бог — источник нашей скорби? Основание нашей скорби лежит у наших, а не Его, дверей. Взгляните на того христианина. Глаза его блестят, поступь легка, он скор на исполнение поручений Господина. У него множество забот, но вот он просыпается утром и, если еще помнит о них, преклоняет колена и возлагает заботы свои на Бога. Но вот наш христианин возвращается домой, а день этот, надо сказать, принес ему немало скорбей, однако он снимает свое бремя долой и возлагает на Бога. Человек этот со всеми его тревогами имеет больше благословений, чем тот профессор, у которого и забот бы не было, если бы не заботы и треволнения, из-за которых он, доставляя неприятности самому себе, делает всякую мелочь основанием к раздражению, малейшую неудачу превращает в громадное бедствие и теряет всякое терпение, когда всё и вся не отвечают его надменным пожеланиям и привередливым вкусам. О, братья мои! Как не пристало христианам печалиться. Возрадуйтесь, ибо записано: “Радуйтесь всегда в Господе”, но вам никогда не достичь подлинной радости, если не оставите потакания своим тревогам.
Кроме этого, заботы, исполненные тревогой, не только вводят в грех, не только нарушают душевный покой, но и препятствуют полноценному служению. Как можно трудиться для Господина, оставив тревоги при себе? Как можно проповедовать, если сердце твое терзают заботы? Разве можно услышать мелодию благодати, когда они жужжат над ухом. Что бы вы сказали, явись ваш рабочий к вам утром с предметом из своей домашней мебели на плечах. Он считается грузчиком, и должен переносить ваши товары. Вам кажется, что он работает на вас в полную силу, но не тут-то было — он тащит на спине свой груз. Вы обращаетесь к нему со словами:
— Приятель, чем это ты занят?
— О, сэр, ношу свою домашняя утварь.
Разве не сказали бы вы тогда:
— Хорошо, а как же мое задание? Я нанял тебя нести мою, а не твою, поклажу.
— Да, сэр, — отвечает он, — но я настолько слаб, что не выдержу обе сразу.
— Тогда оставь свою утварь, — говорите вы, — и неси мою поклажу.
Или употребим другую аллегорию. Однажды некий купец подрядился служить великому царю в качестве его посла при министерстве иностранных дел. И вот перед отбытием за рубеж этот купец говорит царю:
— Дело у меня такое, что требует непрестанных забот, но я хочу служить всегда Вашему величеству как следует; стало быть, когда я стану исполнять Ваши поручения, мое дело не устоит.
— Хорошо, — говорит царь, — займись моим делом, а я займусь твоим. Прилагай к сему все старание и делай все возможное; я же сделаю так, что ты по ревности своей ради моего не пострадаешь ни в чем.
Так же и наш Господь говорит Своим служителям: “Совершите дело Мое, и Я совершу ваше. Служите Мне, и Я послужу вам”. Посмотрите на Петра, он идет ловить рыбу, а Христу для проповеди понадобилась кафедра. И Он входит в лодку Петра, и проповедует из нее. Что же с рыбной ловлей Петра? Господин его позаботился об этом, ибо тотчас по завершении проповеди Он говорит Петру: “Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова”, и Петр, пустивший Христа в свою лодку, за десять минут выловил столько рыбы, сколько не мог бы выловить и за десять недель, лови он по своей воле. Возложите свои заботы на Бога, и займитесь Его делом,
“Встань, возьми Меня за руку:
Много, много силы в ней;
И твой труд, рассеяв муку,
Я свершу рукой Своей”.
Наша тема останется раскрытой не до конца, если не прибавить, что тревожные заботы, о греховности которых мы почти и не думаем, причиняют весьма великий урон нашему благословенному и святому предприятию. Грустные и печальные лица свидетельствует, что сердца ваши, преисполненные тревог, являются лучшим оправданием для беспечных людей. “Взгляните, — говорит ваша грусть и печаль, — взгляните, вот человек, верующий во Христа; все зимы века сего оставили свои отметины на его челе, и все ветра, кажется, положили свою печать на выражение его лица; и нет у него ни покоя, ни радости. И кто же захочет стать христианином, чтобы уподобиться этому несчастному?” “Зачем мне адские мучения здесь на земле, — скажет беспечный человек, — отложим их на потом”. Между тем, и души, объятые тревогой, скажут: “Христианская религия не может быть истинной, ибо если бы она была истинной на деле, всякий бы убедился в том, что она способна поддержать своих последователей в жизненных невзгодах. Если Всевышний по Слову Своему всенепременно поддерживает Свой народ, и христиане не остаются без поддержки, значит, верующие должны ободряться и утешаться; но я-то вижу, что они преисполнены забот и треволнений, как и все остальные, и также нетерпеливы, как все другие; и что имярек, исповедующий веру свою, так же немощен и так же легко покоряется бурям, как и тот, что не верует ни в какого Бога, и не имеет обещаний, на которые мог бы уповать”.
Да не скажут подобного о христианах, глядя на вас! Да не откроются уста вражеские для хулы на Бога! О вы, семя жены, не давайте пищи древнему змию, но как добрые воины Иисуса Христа ищите Бога, возлагайте заботы свои на Него, и избавитесь от всякой помехи в отмщение врагам вашего Господина. Я завершаю описание симптомов болезни, имя которой заботы, напоминанием о том, что, в конце концов, подобные тревоги и заботы доводят до чаши с ядом, удавке или кинжалу многих и многих людей, а сотни других волокут в сумасшедшие дома. Отчего ныне возрастает число обитателей этих домов; отчего почти в каждом селении Англии имеется потребность во все новых убежищах для душевнобольных, отчего крыло за крылом пристраивают новые и новые палаты для ненормальных и умалишенных? Ответ простой: все оттого, что мы желаем нести то, до чего нам и дела не должно быть, — свои собственные заботы. Стало быть, до тех пор, пока повсюду в Англии не станут соблюдать святой Субботы для покоя, и до тех пор, пока мы не упокоим свои сердца в Господе и не возложим на Него свои заботы, нам следует приготовиться к восприятию дальнейших сообщений о росте числа самоубийств и количества умалишенных. Пока остается в неприкосновенности настоящая система конкурентной борьбы в промышленности (а надеждой, что она когда-либо затихнет, здесь и не пахнет, ибо довольно знамений времен указывает на то, что эти битвы день ото дня будут все более и более суровыми), всякий из нас обязан будет с большей твердостью, непреклонностью и стойкостью возлагать свои заботы на Бога, чтобы не дрогнул наш разум и мы не стали выть, как воют умалишенные в своих палатах. О, ради вас самих и ради ваших детей, Христа ради и ради Его Церкви, я умоляю вас не опустошать святой обители, построенной Богом, не изгонять возлюбленного Обладателя и не превращать храм Божий в темницу для умалишенных. Если вы желаете остаться людьми, гоните прочь греховные заботы.
II. Далее темой второй части нашей проповеди станет благословенное средство от забот.
Кто-то должен понести наши заботы, иначе нельзя. Если я сам не могу сделать этого, то кто сделает это за меня? Мой Отец Небесный желает понести мои бремена! Тот, Которому не занимать силы, ибо она во всемогуществе Его, обращается ко мне: “Дитя Мое, возложи заботы твои на твоего Господа”. Если я вижу в этом высокую, благословенную честь для себя, то как посмею я пренебречь ею? Могу ли я стать беззаконником, отклонившим заповедь Его и возложившим свои заботы на себя? Итак, вот это благословенное средство от забот — “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя”.
Далее, чтобы перейти от описания этого средства к применению его, напомню с помощью Святого Духа Божьего о некоторых тревожных расстройствах, или заботах, которые кажутся нам довольно правильными, приличными и должными соответственно их целям, но избавиться от которых можно, только возложив их на Бога. Одной из основных и самых естественных забот, которые довлеют над нами, является забота о хлебе насущном. “Мне пристало довольствоваться пищей и одеждой, — говорит один. — Если же я не стану добывать этого праведно перед глазами всего народа, то доколе не увижу, что мое семейство обеспечено всем, могу ли я быть счастлив?” “Что же нам есть, — продолжает он, — или что пить, или во что одеться? Как быть, если у меня нет никаких условий, нет никакой возможности зарабатывать средства к существованию? Как быть, если у меня нет состояния, нет ничего, чем я мог бы содержать семью, не работая? Как быть, если у меня нет ни друга, ни покровителя, которые могли бы подавать мне щедрую помощь? Что мне делать тогда?” Вы христианин, не так ли? И как христианин вы обязаны проявлять всякое усердие, поскольку в том состоит ваш долг; но вот что важно, если Бог обещает вам помочь, не сочетайте с вашим усердием никакого раздражения, никакого нетерпения с вашими страданиями, и никакого недоверия с вашими испытаниями. Не делайте этого, вспоминая, как нежно говорит к вам Иисус: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Заботы, о которых я теперь говорю, достаточно естественны, и предложить человеку избавиться от них, не предложив твердого утешения когда он и в самом деле нуждается, нелепо и воистину жестоко. Однако это утешение есть у вас, и вы можете сказать: “Возложи свои тревоги на Бога”. Ревнуйте и старайтесь для Бога, смирившись под Его крепкую руку; не можете делать одно, займитесь другим; не можете заработать хлеб насущный, как джентльмены, зарабатывайте, как простолюдины; не можете заработать хлеб насущный трудом умственным, зарабатывайте трудом физическим; главное, трудитесь, чтобы жить праведно; подметайте перекрестки, если не можете делать чего-то еще, ибо, если кто не хочет трудиться, тот и не ешь; но если все же, пытаясь поступить, как было сказано выше, вы видите, что всякая дверь остается по-прежнему закрытой перед вами, делайте как написано: “Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину”.
Деловые люди, которым уж точно нет нужды гоняться за предметами первой необходимости (жилище, еда и так далее), часто в разных обстоятельствах терзаются заботами о крупных сделках и расширении дела. Промахи ближних, нередко безнадежные долги, обвалы на рынке, денежно-кредитные проблемы и внезапная биржевая паника, оборачиваются массой неприятностей. В наше время система финансового кредитования такова, что христианину очень трудно трезво вести дело. О, если бы система коммерции последовала наставлению: “Не оставайтесь должными никому ничем”! Если бы она приняла это наставление, то это исцелило бы, и здесь у меня нет никаких сомнений, тысячи недугов, возникших на почве нынешней системы кредитования, которая кажется неоспоримой, но, по моему твердому убеждению, плодящей множество преступлений и бесчисленных забот для истязания деловых людей. Современная торговая система, прибегающая к суровым мерам воздействия, плодит самым естественным образом множество забот. Если кто-то из присутствующих здесь скажет, что отправляется в частную контору, где у него работает много наемных служащих, и при этом он не имеет никаких забот, то я вынужден буду почесть такового за rara avis1 в этом мире; и, конечно, он может ходить туда, доколе не упадет в изнурении, прежде чем встретится с подобным себе, составленным из того же теста. Но если здесь находится какой-либо брат, имеющий дело настолько обширное, что не спит из-за него по ночам, ворочается на своем ложе, размышляя о некоем служащем, который, по всей видимости, обокрал его, или о некоем судне, которое вышло в открытое море, или о резком падении цен на некий товар, которого у него много, причем в большом ассортименте, и обо всех подобных пустяках, которые каждому из вас знакомы, то я вынужден спросить такового: “Брат, погоди-ка, погоди! Что ты делаешь? Что ты делаешь! Ты уверен, что в этом деле ты употребил все благоразумие и мудрость, и все трудолюбие, и уделил всему должное внимание?” “Да”. Прекрасно, но тогда что тебе еще надлежит делать? Предположим, ты вздыхаешь всю ночь напролет, но разве это воспрепятствует твоему судну сесть на мель в Песках Гудвина2? Предположим, ты выплачешь все глаза, но разве от этого грабитель станет честным? Предположим, ты будешь волноваться так, что потеряешь аппетит, но разве от того поднимутся цены на твой товар? Быть может, тебе следовало бы сказать: “Итак я сделал все, что надлежало, и теперь возложу все заботы мои на Бога”. Между тем ты впустую тратишь свою силу по мелочам, а затем совершаешь грубые ошибки, и так умножаешь свои заботы иной заботой, которой надеялся удалить первые. Перестань, оставь их! Мы говорим: “Сделанного не тронь!”, я же говорю: “Не тронь несделанного!” Оставь и сделанное, и не сделанное тобою, отними руки твои от забот, ибо твоим рукам найдется достойное занятие, соделай одну руку рукой молитвы: “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”, а другую — рукой веры. Сними прямо сейчас с себя бремя забот своих и возложи их на твоего вечного Бога, ибо “Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику”.
Другой заботой личного свойства, весьма естественной и воистину надлежащей, если не доводить ее до крайности, является забота о наших детях. Благословен Бог, дарующий нам детей. Мы не разделяем чувствований тех, которые почитают детей несчастьем, поскольку полагаем, что всякое дитя есть наследие от Господа. Однако же сколько забот приносят они нам! Как воспитать их, и как обеспечить их насущные нужды? Станут ли таковые почитать своего родителя, или навлекут позор на имя его? Дитя может быть величайшим проклятием, какое когда-либо имели его родители, но может быть и величайшим из желанных утешений. “Все они, — как сказал один старый пуританин, — как двусмысленное благословение, и, несомненно, могут стать проклятием”, но я никак не могу согласиться с ним в части сомнения в отношении того, что называется благословением, ибо их посылает Господь. Родитель-христианин должен проявлять заботу о своих детях, и тем паче, что он христианин, поскольку, наставляя их, он не должен успокаиваться до тех пор, пока его дети не станут ходить перед Господом в истине. Мать и отец, вы молились о ваших детях, вы думаете, что являете им святой пример, вы трудитесь, не покладая рук день и ночь, преподавая им уроки истины, пребывающей в Иисусе; ради них вы снова и снова пребываете в муках чадородия доколе не изобразится в них Христос; это хорошо, но теперь позвольте же душам вашим спокойно ожидать благословения, предоставьте отпрысков своих Богу; возложите заботы о детях своих на Бога, их Отца Небесного; не подавайте повода никакому нетерпению, если они еще не обратились к Богу в надлежащие по-вашему сроки, и не давайте всякому неверию отвлекать ваш дух, если они, по всей видимости, подрывают ваши надежды. Вчера на глаза мне попались несколько стихотворных строчек, принадлежащих, похоже, перу какой-то американской поэтессы; эти стихи удивительно точно соответствуют теме настоящей проповеди, и, когда я читал их, они тронули меня за живое. Прошу прощения, что прочту эти стихи, хотя до сих пор я не читал с листа ни одной проповеди.
“Господь перешел Иордан, —
Мать Анна сказала однажды, —
Говорят, что Он лечит людей,
Касанием перста.
Так вот, поведу своих детей,
Крошку Рахиль, Самуила, Иоанна,
И малышку Есфирь,
Покажу их Господу моему”.
Отец нежно глядит на нее,
И, качая головой, улыбается:
“Ныне, кто еще кроме матери
Придумал бы такое?
Или детей наших замучили бесы,
Смертельная лихорадка;
Или проказа, как многих в Израиле?”
“О, не мешай мне, Натан;
На мне будет бремя заботы,
Если не оставлю Господу,
Но надеюсь оставить,
Когда Он возложит руки на деток,
И сердце мое уймется, я знаю:
Благословение Божье от века до века
Последует за ними, куда ни пойдут”.
Итак, пройдя холмами Иудейского царства,
Зеленеющими рядами виноградной лозы,
С Есфирь на груди
Между братьями, и между людьми,
Что внимали учению Его,
Или ожидали Его касаний и слов,
Сквозь шеренги надменных фарисеев,
Припала она к ногам Божьим.
“Не препятствуй Господу, —
Пеняет ей Петр, — детьми твоими.
Разве не видишь, что дни напролет,
Он учит и лечит, лечит и учит?”
Христос же молвит: “Пустите детей
Приходить ко Мне и не возбраняйте им!”
И берет на грудь малышку Есфирь,
И Рахиль сажает на колени:
И тяжелое от бремени тревог сердце матери
Воспарило над земными заботами,
Когда возложил Он руки Свои на сестричек
и братьев
И благословил их нежно, любовно;
Когда молвил малышке на груди Своей:
“Ибо таковых есть Царствие Божие”,
И силой для служения и испытаний
Тотчас наделил ее дух.
Что мешает и вам поступить так, чтобы наследовать благословение?
Любому христианину не избежать в свое время личных забот высшего свойства, а именно, забот духовных. Он возродился из мертвых к упованию живому, но страшится, что вера его все же умрет. Он надеется, что искра духовной радости его не прейдет; однако, вот наваливаются на него мрачные и тоскливые ночи, и он боится, что свет потухнет во тьме. До сих пор он преодолевал препятствия, но теперь дрожит от страха, как бы не пасть в одночасье от вражеской руки. Возлюбленный, молю тебя, возложи и эти заботы на Господа, ибо Он печется о тебе. “Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”. Разве не сказал Он Сам: “Не оставлю тебя и не покину тебя”? “Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь”. “Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя”. “Есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ”. “Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей”. Если продолжить цитировать драгоценные обетования Божьи, то вряд ли бы мы управились до вечера, но подведем черту словами гимна:
Сохраню в этой жизни мятежной
И в небесное царство введу.
Прочь уныние и страх, прочь темные сомнения и заботы! Вас заботит прошлый грех? “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. Если же это настоящее искушение, то “вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”. Если это грядущая опасность, то и в будущем Он не оставит тебя, ибо “ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”. Если мысли ваши обратились внутрь себя, то как, должно быть, вы несчастны. Разве не Христос делает из вас того, кем вы предстаете перед очами Божьими? Тогда взирайте на Иисуса, чтобы постичь, какую цену даст вам Бог. Дорогая душа, повторюсь еще раз, отврати свой взор от себя и обрати на Христа. Никогда не давай заботам освящения подрывать веру в оправдание. Что с того, что ты грешник или грешница! Христос принял смерть, чтобы спасти таких как ты. Что ж с того, что ты не заслуживаешь спасения! “Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых”. Благодать подается даром. Возлюбленные, Он все еще приглашает вас, оставьте бремя спасения души вашей там, где следует. Не будьте Озою, не простирайте в поспешности руки своей, чтобы придержать ковчег Божий3; более того, не будьте Озией, не старайтесь приносить жертвы или узурпировать духовный сан, ибо Кто постоит за вас? Христос! Вы же сами в себе не имеете сил постоять за себя или сделать нечто для самих себя. Посему возложите все свои заботы на Него, ибо печется о вас.
Прошу уделить мне еще две-три минуты своего внимания, чтобы постараться употребить это средство надлежащим образом, ибо вижу, что имеется множество забот не личного, а скорее церковного свойства, которые порой втираются в доверие и пытаются выжить изо всех сил, тем не менее, с таковыми следует расправляться. Если бы я, паче чаяния, не проповедовал бы сегодня никому, я стал бы проповедовать самому себе. Да, бывают заботы о том, как следует проводить служение Богу. Я знаю одного безрассудного молодого человека, который не спит ночами и, не смыкая глаз, размышляет именно об этом. Порой в дневное время печаль охватывает его сердце, поскольку с великими сердечными сомнениями он пытается построить прожекты о том, как сделать то или иное.
Если кто из вас страдает подобным недугом, позвольте мне убедить вас словами Петра возложить свои заботы о служении Богу на Бога. Он никогда не посылал нас поклоняться Ему так, как мы того желаем; Он никогда не требовал, чтобы мы трудились вместо Него; и нам надлежит понимать, что когда Бог не дает нам совершить столько, сколько Ему нужно, то благословен Бог, Который позволяет и допускает нам совершить сколько мы можем. Если мы считаем, что мало между нами делателей или, что не имеем достаточно средств, чтобы работать, не следует волноваться об этом. Надлежит просто молиться: “Господи, вышли делателей”, и равно уместно было бы просить, у кого есть серебро и золото, отдать на дело Божье; но после сего надлежит возложить заботы свои на Бога. Но тогда, преодолев все это, вы можете встретить иное беспокойство, — такое нередко и меня заботит — беспокойство об успехе дела Божьего. О, как сердца наши ликуют, когда обращаются души, как сердца наши стучат от радости, когда Церковь неуклонно умножается; и как довольны мы бываем тогда! Но вот небольшая заминка, и мы печалимся от того, что не всегда видим Господа, обнажающего святую мышцу Свою перед глазами всего народа. Порой мы готовы пасть со словами: “Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих”. И вот, здоровье уходит и сердце сдает, когда эта истощающая нас, как женщину истечение крови, болезнь неверия овладевает нами, мы ощущаем как убывает жизнь, когда нет успеха. Так что и подобные заботы нам следует возлагать на Бога. Виноградари, ваш Работодатель, послал вас сеять семя; вы исполнили, но ничто из посеянного вами не взошло; однако, вы сеяли так, как Он повелевал вам, и там, где указывал, так что никогда Он не возложит вины неурожая на вас. Наша забота — проповедовать, обращать души — забота Божья; наше дело — трудиться, причем успех нашего труда зависит только от Него. “Проходя долиною плача, они открывают в ней источники” — то есть, их дело — рыть колодцы, “и дождь покрывает ее благословением” — то есть заполнять эти источники не их дело; заметим здесь, что источники в Палестине в отличие от наших краев заполняются не водоносными пластами, а дождевой водою, — благословение является свыше; и, если мы отрыли источники и помолились шесть раз, однако, небо не отворилось и дождей не дало, следует помолиться в седьмой раз, и прольется, и заполнит источники до краев. Так что не станем заботиться о своем успехе.
Временами встречается иная забота — как бы не ошибиться и не дать повода другим похулить Бога. Кроме бесов, находящихся в аду, есть бесы, живущие среди нас, и последние весьма радуются, когда находят возможность вырвать из контекста слово, сколь бы прилично ни сказанное, и наживать на том капитал для хуления Бога. Дело это простое и по плечу любому глупцу, однако, в мире этом полно глупцов, которые рады всякому поводу снести подобную хулу, усвоить, а затем навязать ее другим. Некоторые боятся что-либо делать в этом бренном мире из страха наломать дров; они боятся вымолвить и слово, чтобы не сказать что-либо, способное разверзнуть вражьи уста. Боязливая ревность бывает весьма желанна, когда побуждает проявлять осмотрительность, и весьма нежеланна, когда ведет к тревожной, беспокойной немощи. Что вы или я можем поделать с тем, что творит враг? Если Господь не усмиряет дьявола, то, я уверен, нам этого не сделать; и если Он не заграждает пасти лжецов, то я думаю, что мы не смеем и пожелать того, чтобы Он сделал это; ибо, если Он дозволяет им разинуть пасть свою, то, я ничуть не сомневаюсь в том, они разевают ее к лучшему. Подобно Христу, грядущему к Иерусалиму сидящем на ослице, истина многократно въезжала в Иерусалим, оседлав своих презреннейших врагов. Вне сомнения, Христос был пронзен копьем, и свет Евангелия воссиял, подобно маяку, с Креста, где умер Сей Мученик. Так что, дадим врагам нашим творить надлежащее, будем стоять в Господе и возложим на Него свои заботы.
И еще, иной страшится не претерпеть до конца. О, как часто я оказывался на коленях от подобной мысли. Это бремя, тяготевшее меня, бывало причиной моего самого жалкого состояния. Если бы вы увидели меня в таком состоянии, когда слезы катятся из глаз, а испарина покрывает все тело, то сказали бы: “Что за душа выходит проповедовать нам!” Мысль о том, что мне надлежит оставаться верным, обращаясь всякий раз ко всем вам, а иначе взыщет Господь ваши души от руки моей, является такой ужасной, что в узком кругу, при закрытых дверях, я никогда не смею и думать о том, ибо она совершенно лишает меня мужества. Но если Он позволяет нам совершать все возможное при посредстве Духа Своего, то, слава Богу, что мы обязаны возложить и эту заботу на Него. Мы знаем, что Он не спросит с нас больше того, что дал; так что в той мере, в какой Он поможет нам, в той и прославится; а если мы потерпим крах, то Он омоет нас Своей драгоценной Кровью, так что, несмотря на всякий преизбыток ответственности, служителю суждено войти в Царство Небесное и найти место среди освященных.
III. В заключение несколько слов, дабы побудить сложить бремя, “ибо Он печется о вас”.
Веруйте, во-первых, в общее Провидение, ибо Господь Бог печется о муравьях и ангелах, червях и мирах; Он печется о херувимах и малых птахах, серафимах и насекомых. Все заботы ваши возложите на Того, Кто исчисляет количество звезд; всех их называет именами их, по ополчениям их. “Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: ‘путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего’?”
Ликуйте при виде всеобщего Провидения Божьего! Во—вторых, помыслите о специальном Провидении — Провидении Божьем о всех святых. “И драгоценна будет кровь их пред очами Его”. “Дорога в очах Господних смерть святых Его!” “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу”. Будучи Спасителем всех людей, Он — Спаситель в особенности тех, что веруют, и да возрадует и утешит вас это, специальное Провидение, наблюдающее избранных от вечности, “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их”. И еще, в-третьих, пусть мысли об особой Его любви к вам лягут в основание вашего утешения. “Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя”. Бог во множестве говорит это вам, как говорил это всякому святому из древних. “Не бойся, Я твой щит; награда твоя весьма велика”. О, как хотелось бы мне, возлюбленные, чтобы Святой Дух побудил вас принять это обетование за обращенное лично к вам; забыть об остальных из нашего обширного собрания и помыслить лишь о себе, поскольку эти обетования обращены к вам, предлагаются вам. О, возьмите их в толк. В особенности прислушайтесь, что Господь скажет вам в это воскресное утро: “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте”. Подумайте, эти слова Он говорит вам: “Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя”. Представьте Его идущим по воде ваших забот, ибо Господь, Сущий на небесах, говорит вам: “Ободритесь; это Я, не бойтесь”. О, эти благие слова Христовы! Бог говорит их мне и вам; передайте их тому бедному, скорбящему дитяти; повторяйте их друг другу; сообщайте всякому ближнему и дальнему, и да слышим голос Его и говорим: “Иисус дает утешение, я не могу не принять его, в тени Его люблю я сидеть”.
Грешники, безбожные люди, присутствующие здесь, к вам обращаюсь — вы не знаете Бога. Я осадил вас этими словами. Но сколь благословенно быть христианином, имеющим Того, Кто может понести наши заботы вместо нас! И что же, зная, что вы будете иметь такие же заботы, что и христиане, и зная, что ваши неприятности будут тяготить вас уже в этом мире, вы при всем этом не имеете Христа в сердце, чтобы утешал вас, не имеете Бога, чтобы помогал вам, не имеете обетования, чтобы радовало вас; вы пребываете во тьме и без светильника, вам суждено умереть и лишиться бессмертия. О, дай вам Бог познать, что такое христианин, и тогда уста ваши заградились бы для познания высокой христианской чести. Я же говорю вам — все грехи свои возложите на Христа. Иисус Христос понесет их. Когда веруешь в Него, имеешь свидетельство, что воистину Он взял их издревле, понес их и пострадал за грешников, чтобы избавить их от рабства греху. О, все святые и все грешники, приступим ко Кресту, этому престолу благодати, и скажем: “Господи, избави нас от бремени вины и заботы, и давай нам ныне продолжить наш путь в радости”, ибо Бог, не нуждающийся в помощи извне, сказал: “Не отступлю от тебя и не оставлю тебя”. Аминь.
Утро 12 января 1862 г.
1 Rara avis — редкая птица, редкостный, исключительный человек; человек каких мало; или редкое явление; редкость, диковина. — Прим. пер.
2 Опасная песчаная отмель во входе в Дуврский пролив, на юго-восточном побережье Англии. — Прим. пер.
3 2 Цар. 6:6.
Этот материал еще не обсуждался.