Чарльз Сперджен
12 проповедей об освящении
10. Бог мира
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям 13:20-21
Чуть выше, в восемнадцатом стихе этого Послания, от имени всех братьев, бывших с ним, апостол просит народ Божий: “Молитесь о нас...”, а далее в девятнадцатом стихе, добавляет: “Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам”. О, если уж Павел нуждался в молитвах своих братьев, тем паче мы, стоящие во всех отношениях весьма ниже его, нуждаемся в них. Воистину, ничто не мешает нам со слезами обращаться к вам, братья наши во Христе, прося вас поусердствовать в молитвах Богу за нас. Что нам делать без ваших молитв? Они соединяют нас с Господом Богом Вседержителем. Подобно грозовому разряду пробиваются они сквозь облака и несут великую и таинственную силу свыше. То что апостол старался получать, то и находил нужным раздавать, вот почему словами молитвы вступается за своих братьев. Следовательно, если хочешь, чтобы ближние молились о тебе, подавай пример своей молитвой о ближних. Нельзя ожидать благотворного воздействия молитвы ближних, если молитвенный дух не пребывает в нас самих, ибо сказано, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Когда мы сами прилежны в заступничестве перед Господом, то и другие души ощущают потребность вступаться за нас. Молитесь, если хотите, чтобы молились о вас.
Молитва Павла, изложенная в приведенных нами стихах, глубока по содержанию, и просьба, содержащаяся в ней, велика. Дух Святой исполнил апостола великой любовью к евреям и желанием благоденствия им, вот и просит Павел о величайшем из всех благословений народа Божьего, чтобы Бог усовершил Его народ во всяком добром деле, к исполнению воли Своей, производя в Его людях благоугодное Себе. Прося, Павел не чувствует неловкости и не стесняется. Стеснению просить о народе Божьем нет никаких оправданий, ведь мы знаем, что Господь любит его и силен обогатить всякой благодатью во Христе Иисусе.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что эта молитва (если угодно благословение) помещена в конце Послания. Заметим, что в христианских собраниях благословение произносят в конце богослужения. Да будет завершением всех наших предприятий благословение народу Божьему и славословие Господу! Будучи живы, дорогие братья, старайтесь благословлять ближних, умирая же, завершайте свою жизнь благословением ближних, как делал и ваш Господь и Владыка, Которого видели возносящимся на небеса с распростертыми руками и благословляющим Своих. И как Иаков не отпускал Ангела, пока Тот не благословил его, так и нам дано неотступно возвещать или писать от имени Божьего, доколе не получим подлинного свидетельства о благословении на наших братьев.
Молитвенное благословение Павла в высшей мере поучительно, ибо в нем заключается благая весть о пути спасения. Данная молитва-благословение Павла подобна концентрированной духовной пище, словам здесь тесно, а мыслям просторно: все необходимое знание для спасения находится в одном благословении. Здесь каждая мысль ценна, как жемчуг, и глубока, как море. Хотелось бы отметить, что мы молимся не для того, чтобы поучать собратьев. Всегда помните, что молитва и проповедь не одно и то же. Те же, кто считают, что молитву можно использовать как проповедь, наставляя ближних, крайне заблуждаются. Тем не менее, все молитвы, записанные в Писании, исполнены учением. И те, кто желает углубится в учение, могут черпать истины из богодухновенных молитв Библии. Возьмем, к примеру, Псалтирь. Любой из псалмов (хотя каждый из них молитва, обращенная к Богу) содержит учение и наставления Божьи. Что касается молитв Господа нашего Иисуса, то они просто источают тук. Одна же Его молитва, известная под названием “Отче наш”, заключает в себе не одно учение, а славнейшая молитва из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна подобна сотовому меду.
Хотелось бы сказать еще, что повторять ряд благочестивых оборотов речи, которые обычно употребляются в собрании, мало в желании приблизиться к Богу. Надо молиться духом. Чтобы в общей молитве ваше сердце привлекло к себе сердца собратьев, молитесь и умом, вдохновляя их на работу мысли. Кто молится на людях вяло, без сердечных помыслов и намерений, тот заглушает пламя молитвенного служения, а его обязанность — поддерживать это пламя. Я призываю участников наших молитвенных собраний приложить свои сердца к молитвам.
Далее обратим внимание на следующее. Хотя молитва Павла о евреях исполнена учения, она целиком и полностью служит одной поставленной им задаче. Апостол исключает все, что не относящиеся к существу дела. Вы не найдете высокопарных слов и витиеватых фраз в его молитве. Все его слова направлены в поддержку моления о подлинном благочестии, святости в повседневной жизни. И это основная цель его молитвы. Следует подчеркнуть мысль апостола, что святость нисходит к нам, устрояться в нас и развивается благодаря не нам, а Господу При рассмотрении значения приведенных стихов я рассчитываю на вашу вдумчивость. Конечно, я не тешу себя надеждой, что в рамках одной проповеди мне удастся выявить всю их глубину. И все же я постараюсь помочь вам проникнуть в суть стихов, постараюсь помочь вам понять, что их глубокий и высокий смысл не может открыться людям с плотскими помышлениями.
I. Итак, я обращаю ваше внимание, во-первых, на особый титул, который использует Павел, обращаясь к Богу: “Бог же мира”. Все титулы, которыми наделяется Бог в Писании, наполнены великим смыслом. Язык святых Божиих, издревле обращавшихся к Богу, нельзя назвать бедным, не были святые Божии и столь небрежны, чтобы обращаться к Нему с первым подвернувшимся титулом, никак нет, ко Всевышнему они обращались непременно с учетом того Божественного атрибута, посредством которого уповали обрести вожделенное благословение. Когда надо было победить врага, евреи вспоминали о Его крепкой мышце; будучи в поругании, — о правде Божьей; нуждаясь в отпущении грехов, умоляли Его о милости. Тогда почему апостол обращается здесь к Богу как Богу мира? На то он имел основания, но какие?
Выражение “Бог мира” принадлежит, несомненно, Павлу, поскольку встречается только в его посланиях. Этот титул Павел использует по вдохновению от Самого Святого Духа. Не исключается и личный опыт, который побуждал Павла обращаться к Богу, называя Его именно так. Всякий человек воспринимает Бога по-своему, вот и апостол язычников в Послании к Евреям видел духовным взором Бога, творящего мир. Нет уже ни Иудея, ни язычника, ибо все они одно во Христе Иисусе. Вот он молится: “Бог же мира да будет со всеми вами” (Рим. 15:33), а далее в этом же Послании: “Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре” (Рим. 16:20). И снова: “Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами” (2 Кор. 13:11). Вот как в другом месте он заключает свое увещевание: “Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами” (Фил. 4:9), но особенно же в следующем месте, поразительно созвучном нашему, где Павел молится: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте” (1 Фес. 5:23). Тема настоящей молитвы — освящение. Как в нашем тексте он говорит: “Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его”, так и в Послании к Фессалоникийцам продолжает: “...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. Очевидно, что апостол устанавливает тесную связь между миром Божьим и освящением верующих, вот почему в обоих посланиях, к фессалоникийцам и к евреям, его молитва об их освящении возносится Богу мира.
Одно это имя — уже проповедь. В Ветхом Завете о Боге не говорится как о Боге мира, здесь Он — “Господь муж брани, Иегова имя Ему”, “Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных”. В Псалтири и Пророках Его часто и в разных обстоятельствах называют “Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани”, и за то прославляет Израиль своего Господа, что Он истребил царей сильных, “ибо вовек милость Его”.
В древнем богодухновенном томе Бог часто называется Господь Саваоф1, и об этом имени говорит издревле богослов: “Имя это звучит враждебно...”, ныне мы говорим не о Господе Саваофе, но о Боге мира, поскольку Иисус есть мир наш, вражда упразднена: она убита на кресте. Царство Мессии началось небесным песнопением: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”. Миссия Иисуса Христа — мир, Его дух — мир, Его учение — мир, Его последнее завещание — мир, и в силу Его искупительной жертвы Бог мира и утешения с отверстого неба взирает на сынов человеческих. Полное соответствие между титулом Бог мира и рассматриваемой молитвой очевидно, так как святость — синоним миру. “А вас Бог мира да соделает святыми”, поскольку Он Сам есть мир и святость. Когда святость царствовала над всей вселенной, царствовал и мир. И не было войны на небе, доколе один ангел не стал диаволом и не поднял восстания против трижды святого Бога. Если грех — отец вражды, то святость — матерь мира. Мир — в совершенстве, вот почему Павел молит Бога мира, чтобы дети Его достигли совершенства, святость благоугодна Ему, когда же Он благоволит — со всеми мир, и апостол молит Его соделать детей Своих святыми, ибо в том благоволение Его.
По Своей милости Бог мира примирил нас с Собою через Иисуса Христа. Это было сделано благодаря уничтожению греха, ибо когда грех был на нас, мир был невозможен. “Кровь завета вечного”, о которой говорится в нашем тексте, стала той печатью на завете мира, который Бог заключил между Собой и людьми, ибо намерения во благо избранных были у Него на сердце от вечности. И когда пришла полнота времени, благодать по мере дара Христова и Его искупительной жертвы воистину примирила человека с Богом, и это умиротворение свершилось через Христа, кровью креста Его. Христос с небес сошел к людям, и Его искупительная жертва действенно примирила нас с Богом, “ибо Он есть мир наш”; как кровь завета вечного была заветом между Богом и избранными Его, так же и завет Его с ними будет верен во веки веков. Что же касается воскресения и вознесения Господа нашего, о Котором говорится в нашем тексте: “Бог же мира, воздвигший из мертвых... Господа нашего Иисуса...”, — то это стало открытой декларацией мира. Пока Иисус пребывал во гробе, мир не был декларирован открыто, хотя мир был уже установлен, но еще не был объявлен публично. Когда же воскрес Ходатай и, в особенности, когда был вознесен на высоту и воссел одесную Бога, Отца Своего, вот тогда перед всем мирозданием было объявлено, что Бог примирился с сынами человеческими. Во всем последний Адам, Господь Иисус Христос в Его совершенной человеческой природе есть Человек от человеков, Представитель от народа Своего, и мир с Ним означает мир со всеми, кто пребывает в Нем. Он был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, которое есть не что иное как, примирение с Богом. Он восшел на небо, чтобы приобрести нам наследие. Лучшего свидетельства примирения с Богом и быть не может! Если наш Человек навсегда воссел одесную Его, то можно ли сомневаться в том, что Господь примирил нас с Собою? Возлюбленные, вдумчиво размышляя над этим текстом, яснее и глубже постигнем смысл имени Бог мира. Усовершить нас во всяком добром деле к исполнению воли Божьей — значит даровать нам мир. Хотя каждый воистину верующий оправдывается верой во Христа Иисуса и потому имеет законный мир с Богом, нам все же не дано наслаждаться совершенным миром внутри себя, миром со своей совестью, доколе мы творим тот или иной грех, пока грех обитает в нас. И пока у нас остается хотя бы склонность ко греху, мы будем тревожны, беспокойны, без душевного равновесия, а новорожденной благодати придется бороться с врожденным грехом. Общего у греха и благодати не больше, чем у огня и воды. И Бог мира не пытается примирить добро со злом, ибо случись такое примирение, оно было бы чудовищно. Путь к примирению есть святая жизнь. Прогони грех, и удалится раздор, изгладь беззаконие, и победит мир. Возлюбленные, блаженство в жизни можно найти только в святости и благочестии. Я уже говорил, что искупительная жертва Иисуса Христа действенно примирила нас с Богом, однако безмятежное сердце и чистая совесть свершаются в нас через освящение под воздействием силы, воскресившей Иисуса Христа. Грех — наш враг, и новая жизнь в нас ведет духовную войну со грехом, вот почему мир в трехсложном царстве нашей природы нельзя декларировать до тех пор, пока мы не станем во всякое время совершать благоугодное Богу через Иисуса Христа.
Но это еще не все. Апостол, молящийся о нашем освящении, возносит молитву Богу мира, следовательно, Бога, если мы стремимся к исполнению Его воли, следует почитать Богом мира. Дорогая душа, разве Бог тебе враг? Если да, то ты никогда не будешь служить Ему, не будешь делать благоугодного Ему. Дорогая душа, ужасает ли тебя Бог, не приходишь ли ты в страх при упоминании одного лишь имени Его? Если да, то ты никогда не совершишь благогоугодное Ему, ибо без веры угодить Богу невозможно, а истинная вера так же далека от ужаса, как запад от востока. Дорогая душа, прежде всего ты должна знать, что между тобой и твоим Богом положен мир, зная об этом, ты сможешь угодить Ему. Это знание приобретай только во Христе Иисусе, поскольку примирение между тобой и Богом свершено “Кровию завета вечного”. Дорогая душа, когда ты познаешь, что завет вечный Господь положил с тобою, завет твердый и непреложный, тогда обретешь точку опоры, чтобы трудиться, тогда утвердишься на скале, чтобы устрояться в послушании, и никак раньше. Мир с Богом — корень добродетели, примирение с Богом посредством смерти Его Сына ведет в сообразование Сыну. О Боже, дай нам познавать нашего великого Пастыря не только на примере Его искупительной жертвы, но и на живом примере Господа нашего и Миротворца.
Я думаю, что апостол в своем обращении к Богу мира видит внутренним взором совершенное в полноте собрание верующих евреев, или, если угодно, всякое христианское собрание. Братья, в собрании необходимо стремиться к миру. Мы должны любить друг друга. Кто не живет в любви, благоденствия не видит. Один Бог дает собранию верующих мир, только Он дает покой, освящая его членов, усовершая их во всяком добром деле, только Он хранит его в священнослужении, делая благонадежными для Своего дела и трудясь в них, чтобы производить в них благоугодное Себе. Услышав о разделении в церкви, не стремитесь улаживать разногласия среди ее членов, чтобы исправить их поведение. Не собирают смокв с терновника, а только шипы. Не оттого ли у нас распри, что плотские мы, неосвященные? Было бы у нас больше помышлений духовных, мы были бы готовы больше прощать и меньше обижать или обижаться. “Не плотские ли вы?” — спрашивает апостол, а затем добавляет: “...когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов”, и тому подобное, дайте же Богу мира освятить всякого верующего, и будет искать брату добра и того, что служит к миру. Когда станете просить мира Иерусалиму, помните, что эту молитву можно возносить только освятившись.
Перед завершением первой части проповеди, мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что имя Бог мира пребывает в прекрасной гармонии с любым словом молитвы и проливает свет на весь контекст. Прочтем эту молитву по порядку. “Бог же мира, воздвигший из мертвых Господа нашего Иисуса Христа”. Вражда — это страшное оружие преисподней, оно низвергает в ад. Ах, как печально народам видеть пример тому на Ближнем Востоке в настоящее время. Вражда низводит души в преисподнюю, Бог же мира выводит их оттуда. Бог вывел из гроба Господа нашего Иисуса, и воскресение Его стало актом миротворчества и залогом мира во веки вечные.
Далее читаем: “...Пастыря овец великого...” Овцы — создания мирные, и пастыри не пасут овец на политых кровью полях сражений. Понятие о мире ассоциируется у нас с тишиной и покоем овчарни, с простой мирной жизнью на злачных пажитях. Сама атмосфера сельского пейзажа дышит миром. “...Кровию завета вечного...” Уже само слово “завет” источает мир, это особенно бросается в глаза, если вспомнить, что речь идет о завете мира, который вечная любовь положила между Богом и человеком. Где не существует завета или союза, там в любой момент может вспыхнуть вражда, но где однажды положен завет, там мир и покой. Апостол молится дальше: “...да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его...” Если мы исполняем волю Божью, в нашей душе воцаряется мир, ибо тогда пропадает всякое основание для разногласий. “...Производя в вас благоугодное Ему...” О, тихая музыка этих слов! Когда все наше благоугодно Богу, Он для нас воистину Бог мира.
Заключительное славословие этой молитвы также весьма важно, поскольку им в сущности провозглашает вселенское и вечное царство мира: “Ему слава во веки веков! Аминь”. Что может нарушить покой вселенной, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, и все народы приидут и превознесут во веки Блаженного? Итак, не без основания наш апостол назвал Господа Богом мира.
II. Далее мы вкратце рассмотрим частный закон2, о котором говорится в этой молитве. “Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного...” Здесь я попросил бы вас прочесть из Писания то место, которое, по-моему, апостол имел в виду, когда обращался к евреям. Речь идет о Книге пророка Исаии, 63:11 и далее: “Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя...?” Обратите внимание, как последние слова Исаии “...чтобы сделать Себе вечное имя”, соответствуют завершающему славословию: “Ему слава во веки веков!” Однако продолжим: “...Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались”. Воистину, не спотыкается тот, в ком трудится Господь, “производя благоугодное Ему”. “Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою”. Вот Он, Бог мира! “Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя”. И снова славословие: “Ему слава во веки веков!” Пророк ссылается на историческое событие — исход из Египта и переход через Чермное море. Бог спас Свой народ кровью завета, которой следовало помазать на косяках и перекладине дверей. Далее Он повел евреев к Чермному морю, враги преследовали их. Евреи перешли Чермное море, а египтяне, преследовавшие их, были потоплены. Для евреев море стало местом их символической смерти. Воды им были стеною по правую и левую руку, и столп огненный и облачный стоял над проходом Здесь они были крещены в Моисея и как бы погреблись в водах, как в могиле, но вышли из нее благополучно, ведомые Богом. Однако для фараона и его войска могила осталось могилой. Аналогия здесь такая: “Пастырю овец великого Кровию завета вечного”, несравненно большему, чем Моисей и Аарон, надлежало сойти во гроб, чтобы спасти Свой народ. Он совершил это, склонил главу, умер, но Бог вывел Его из мрака и воскресил к жизни и славе, а вместе с Ним и весь Его народ. И теперь мы можем петь песнь хвалы и славы с тем же ликованием, что и Моисей: “Пою Господу, ибо Он высоко превознесся. Десница Твоя, Господи, прославилась силою”. Но теперь по величайшем избавлении “Кровию завета вечного” мы поем этот псалом не Господу Саваофу, а Богу мира. Почести возносятся Тому же Богу, но уже под другим, мирным именем, во славу Его во веки вечные. У меня нет сомнений, что арсенал образных средств, присущих речи Павла, отчасти заимствован из описания событий, связанных с переходом через Чермное море. Описанная история является наиболее поучительной и исполненной символов по сравнению с описанием историями других случаев спасения. Не это ли спасение есть избранный символ небесный, ведь на небесах поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца?
Памятуя об этом символе, заметим, что воскресение Господа Иисуса из мертвых торжественно узаконило окончание Его миссии на земле и соответственно наше примирение с Богом и полное совершенство в святости. Узам смерти невозможно было удержать Господа Иисуса, так что Он возвратился на престол Свой по справедливости. Христос исполнил порученное дело, и Законодатель, издав частный закон о Его спасении, мог вернуть Его к прежней славе. Ныне, исполнив всякую правду, Христос пребывает среди живущих, Он вознесен к престолу Самого Иеговы и ожидает, когда Иегова положит врагов Его в подножие ног Его. Дело Христово свершилось, и Бог, воскресив Его из мертвых, законодательно подтверждает этот факт. Воистину мудрее мудрого молится апостол, когда просит Бога, признавшего в частном акте завершение миссии Христа, завершить также миссию Духа Христова в нас. Христос совершен, стало быть, о Господи, усоверши и нас, Твоих святых! Иисус исполнил волю Твою, помоги исполнить ее и нам! Воздвигший Иисуса из мертвых в знак Его безукоризненной праведности будет постепенно избавлять народ Его от смерти во грехе, чтобы в конце концов привести в полноту святости во славу имени Его!
Возлюбленные, пойдем дальше. Воздвижение Христа из мертвых было на самом деле воздвижением из мертвых всех Его людей. Пастырь вернулся со Своими овцами, иначе Его победа обернулась бы поражением. Он сошел во гроб, чтобы взыскать и найти погибшее, и, найдя, взял таковых на могучие плечи и понес к славе, понес тех, за Кого пролил святую кровь. Апостол говорит о “Господе нашем Иисусе Христе”. Вы обратили внимание на это? Он и теперь наш Господь, как был нашим, когда воздвигал из мертвых. Все, что Он некогда сделал, Он сделал для нас. Он есть Пастырь великий овец, вот почему все, что Он делает, делает для овец. Можно привести множество доказательств, отчего Господь Иисус есть Пастырь великий. Например, Он велик потому, что Пастырь всех святых всех веков, а не одного нашего собрания, Он велик потому, что Он — владелец всех овец, за которых умер, а владелец овец — пастырь лучший, нежели пасущий их для другого. Мысль, привлекающая мое внимание теперь, это мысль о том, что Он великий Пастырь потому, что стадо у Него великое. Как нельзя назвать пастырем человека без овец, так нельзя назвать великим пастыря без великого стада. Вот почему Бог мира, “воздвигший из мертвых Пастыря овец”, соделал Христа великим Пастырем, поскольку воздвиг из мертвых также и великое стадо овец, и, воистину, до тех пор, пока Господь наш Иисус будет называться Пастырем, у Него будет великое стадо, которое не отделить от Него, ибо оно необходимо Ему. Церковь есть полнота Христова. Что такое царь без подданных, что такое голова без тела, что такое пастырь без овец?! “Великий Пастырь” имеет большое, но одновременно избранное стадо. Воздвижение Христа из мертвых в качестве великого Пастыря включает совоздвижение в Нем из мертвых и Его избранных. Таким образом, воскресение и слава Христовы суть воскресение и слава всех Его овец, за каждую из которых Он положил Свою жизнь. Да прославится имя Его!
Теперь проясняется мощь молитвы Павла, которую можно понять следующим образом: Господи, ты во Христе воздвиг Своих людей из мертвых, посему избавь таковых от остатков греха, все еще находящихся в них, воздвигни их к полноте жизни, усоверши их во всяком добром деле к исполнению воли Своей, производи в них благоугодное Себе. В этом их духовное возрождение, исполни это для них. Возлюбленные, чтобы мы на деле освящались, требуется та же сила, что воздвигла нашего Спасителя из мертвых. Сила, которая воскресила тело Христово, спасет нас от смерти во грехе, и та же сила, которая дала живому Христу вознестись до небес и воссесть на престол, будет действовать в святых, чтобы поднимать их с низшей ступени святости на высшую, пока не представит их не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного в присутствии Отца. И эта сила нисходит к нам свыше, и все это благодаря воскресшему Христу. “Ибо Я живу, — говорит Он, — и вы будете жить”. И поскольку Он живет, чтобы ходатайствовать за нас, постольку мы, народ Его, хранимы от зла. Сатана просил нас, чтобы сеять нас, как пшеницу, но великий Пастырь, воскресший из мертвых, всякий день наблюдает за нами и заступается за нас. И сила Его жизни, сила Его царства, сила Его моления проявляется в нас, чтобы этой силою мы преодолевали искушения и, переходя от силы в силу, являлись перед Богом на Сионе.
Наш текст монолитен, и каждое слово здесь уместно и важно. Здесь нет стряпни из притянутых без всякой причины благочестивых оборотов речи, но всякий отдельный слог прибавляет веса целому.
Дело, описанное в этом тексте, совершается в нас Духом Божьим. Возлюбленные, нам предопределено быть подобными образу Иисуса. Нам надлежит умереть, как умер Иисус, и быть погребенными с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть. Всякая плотская власть и сила в нас должны умереть, иначе сила Божья в нас не откроется. Вы должны познать премудрость, как познал Моисей. Должны утопить свою гордость и самоуверенность, должны креститься в облаке и в море, должны быть приговорены к смерти, вы должны признать, что в плоти вашей не живет ничего доброго, что вы осуждены законом. Если все это будет понято и осознано,совершается оживление, воскресение, воздвижение из места осуждения и смерти. Блажен искупленный от суетной жизни, оставивший пелены суетности и греха, восходящий для обновления ума и новой жизни, тайной и дивной, жизни, как у воскресшего Спасителя, жизни, как у восшедшего превыше всех Господа, Который нас “и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе”. “Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге”. Вы постигли это? Многие из вас, я знаю, погребались крещением. Но в самом ли деле вы сораспялись Христу? У вас не было права погребаться крещением, если вы не умерли со Христом. Вы уверены в том, что смерть Христова перешла в вас, прежде чем вы погреблись вместе с вашим Спасителем? И ныне находите ли вы в себе животворящий Дух Божий, влекущий вас к жизни новой? Если да, то этот Дух всякий день влечет вас ко всему славнейшему и благому, пока в конечном счете Господь не вознесет вас к такой жизни, когда вы уже никогда не осквернитесь грехом, где Бог мира сокрушит сатану под вашими ногами и воцарится. Воскреснув к совершенной святости, вы воцаритесь в совершенном мире. Бог, воздвигший Господа нашего Иисуса из гроба в славу, да поведет и вас на небеса, пока не пребудете с Ним и не станете подобны Ему во веки вечные.
III. Теперь позвольте отметить, что в этом тексте, молитва об освящении в целом удивительна. “...Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его...” Это важная часть сложного предложения, но перевод ее с греческого сделан не очень точно. В греческом языке сказуемое3 в данной части предложения имеет несколько иной смысл. С учетом этого текст звучал бы так: “...да выправит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его...” Смысл в следующем: после грехопадения все кости у нас распались, и мы не можем исполнять волю Божью, нам необходимо вправить вывихнутые члены, чтобы в меру способностей мы могли во всяком добром деле исполнять волю Божью. Покажем это на примере верхней конечности. Костоправу надлежит вправить вывих руки так, чтобы вернуть человеку способность движений, которую заложила при творении премудрость Божья. Вывих руки, вправленный неумело, лишает этот телесный член некоторых естественных движений, ошибка костоправа ограничивает двигательные возможности, может даже привести к полной утрате способности двигаться. Апостол хочет, чтобы всякий сустав у нас был приведен в прежний порядок и все наши качества были приспособлены ко всякому доброму делу, к совершенному исполнению Божьей воли. Какая благословенная молитва! O Боже, ты воскресил Сына Своего в совершенстве, и всякая кость Его приведена в прежний порядок, и теперь мы, члены Его тела, должны быть составлены и совокуплены так, чтобы всякий был на своем месте, и все собрание святых, соединяемое и скрепляемое суставами и связками, могло в совершенном порядке исполнять Твою волю. Мне кажется, что наш текст относится не столько к отдельным верующим, сколько ко всему собранию в целом, ведь апостол, обращаясь к Пастырю великому народа вечного завета, несомненно, подразумевает всю Церковь, апостол просит, чтобы Господь стройно составил Свою Церковь с помощью взаимно скрепляющих связей и привел в порядок, чтобы ею свершалось всякое доброе дело, назначенное ей в мире дольнем. Но когда же мы увидим наши собрания в подобном состоянии?
Увы, разобщенные члены наших собраний причиняют всему Телу жестокую боль и ослабляют его, и только подлинное благочестие, святость могут привести их в надлежащее положение. Если рассматривать слова молитвы в отношении отдельных верующих, то в соответствии с их смыслом вас и меня надо исправлять и готовить к исполнению Божьей воли всюду, чтобы мы умели страдать, работать, исполнять в собрании дело как самое маленькое (что, между прочим, требует великой исправности), так и самое возвышенное, коротко говоря, исполнять все, что повелит нам Бог, и заниматься при этом не от и до, но служить Ему во всем. Мы прославим Бога, если выработаем идеальный характер, в котором проявится всякая милость Божья и никакой грех не замарает его цельности. Такова эта молитва. О Господи, кто может выработать такой характер? Кто может выработать это в нас? Только Ты, Бог мира, ибо Ты вывел Сына Своего из гроба и вознес на престол, и только Ты выводишь нашу искалеченную душу и совершенствуешь ее, пока не примет участия в наследии святых во свете во веки веков.
Итак, в молитве утверждается идея о необходимости освящения. В словах же: “Производя в вас благоугодное Ему...” содержится мысль о конкретном служении, которое идет от Бога. Так и кажется, что апостол скажет: “Господи, когда произведешь в нас благоугодное Себе, помоги нам служить Тебе”. Но Павел не говорит этих слов, он молится смиренномудро и просит Бога трудиться в нас. Какой удар для всякого хвастуна! Как поучительно! Дорогой брат, когда Бог приготовит тебя во всяком добром деле к исполнению воли Его, ты не будешь творить добра до тех пор, пока Он не станет этого производить в тебе. Даже тот, кто исполнен добродетели и святости, не начнет творить добрых дел, пока Бог не станет производить в нем благоугодного Себе.
Предлагаю обратить ваше внимание еще на слова: “Чрез Иисуса Христа”. Все наши добрые дела (даже в том случае, когда Бог производит в нас благоугодное Себе) мы совершаем через Христа Иисуса. Мы ничто без нашего Господа, и, хотя мы творим благоугодное Богу, все это благоугодно Ему через Иисуса Христа. О, насколько мы малы! Даже тогда, когда Бог производит в нас все благоугодное Себе и взирает на нас с довольством, даже тогда мы ничтожно малы! Только Бог производит в нас все, только Бог мира, Который суть все во всем. Он говорит всякой отрасли плодоносного дерева: “От Меня будут тебе плоды”.
Если твоя одежда сверкает подобно солнцу, значит, Он преобразил ее, если лицо твое сияет подобно лицу Моисея, значит, слава Господа коснулась тебя. Наше совершенство принадлежит не нам, “ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”.
IV. Молитва завершается славословием: “Ему слава во веки веков! Аминь”. Прославление Бога есть главная цель молитвы. Мы слишком часто забываем об этом. Если хвала — цветок, то стебель его — молитва. Всякий цветок святости, аромат всех роз в саду Церкви славит и хвалит Бога. Ради жатвы славы Божьей должны производиться пахота служения и посев благовестия. Слава Богу в вышних, слава Его единородному Сыну во веки веков — вот чистое золото, ради которого мы добываем руду святого служения. Очень трудно решить, о Ком говорится в последнем обороте речи нашего текста, о Боге мира или о Господе нашем Иисусе, и потому я прихожу к наиболее безопасному решению — здесь говорится о Них вместе, поскольку они едины. “Ему” — значит Богу, “Ему” — значит Господу Иисусу Христу, “слава во веки веков! Аминь”. Пусть так и будет, так надо, так должно, так суждено. Да и аминь.
Задержитесь на минуту, пока мы не вознесли хвалы и славы триединому Богу. O вы, сердца, любящие Бога, прославьте Его прежде как Бога мира, Который помышляет о мире, и исполняет завет мира от вашего имени. Прославьте Того, Кто пребывает в мире со всеми верующими в Него и в наши дни. Он прекращает громы, Он полагает радугу в облаке знамением Своей любви, Он откладывает копье Свое и щит, Он любит, Он ублажает и глаголет в бесконечной нежности. Он есть Бог мира, приходите к Нему в святой отраде, восхищайтесь Им, славьте Его имя во веки веков.
Превознесите Его за то, что Он нашел для нас Пастыря. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Он послал Сына Своего, чтобы пасти нас, Он отнял от Своего лона единородного и вечного Сына, и послал собрать нас от лона природы и спасти от волков. Да прославишься Ты, Пастырь Израилев, и Отец Твой, пославший Тебя для этого дела. Прославьте Его завет. Какая милость в том, что Бог положил завет с человеком! Поклонитесь Ему за кровь завета вечного, за то, что Он предал единородного Сына на смерть, дабы исполнить завет, за то, что купленное, рожденное от Крови владение никогда не отнимет у тех, за кого Он положил Свою славную душу. Слава Отцу, Сыну и Духу Святому! Хвалите Его, хвалите Его, хвалите Его, вы, искупленные кровью сыны человеческие! Вознесите сердца ваши с благодарением и радостью, благословите Господа, воскресившего умершего Пастыря и воцарившего Его для вас.
И затем поклонитесь Ему, поскольку силу, которую Он явил Христу, Он теперь являет и вам. Вы еще не совершенны, но Он готовит вас во всяком добром деле. Бог готовит вас к служению во многих отношениях. Одних из вас Он готовит к делам, других к страданиям, производя благоугодное к исполнению воли Своей. Благословите Бога за всякую милость Его, за веру, какой бы малой та ни была, за любовь, даже при том, что она не пылает в нас так, как хотелось бы, благословите Его за всякую победу над грехом, благословите Его за всякую милость, благословите Его на веки вечные.
Благословляйте Его за то, что Он с вами при посредстве Иисуса Христа, Ходатая нашего, через Которого все доброе нисходит к нам, нисходит к нам сейчас и будет нисходить. Будем славить Ходатая и хвалить Отца и Духа Утешителя. Вместе с херувимами и серафимами будем поклоняться Тому, Кто достоин всяческого поклонения.
Утро 5 августа 1877 г.
1 Господь Воитель.
2 Частный закон (special act) — (юр.) акт законодательной власти, действующий только в отношении конкретных лиц или положений. — Прим. пер.
3 Катартизо (греч.) — вправить (вывихнутый член), исправить, привести в прежний порядок.
Этот материал еще не обсуждался.