Чарльз Сперджен
12 проповедей об освящении
8. Тройное освящение
...освящены Богом Отцем...
Послание Иуды 1:1
...освященным во Христе Иисусе...
Первое послание к Коринфянам 1:2
...при освящении от Духа...
Первое послание Петра 1:2
Заметим, возлюбленные, что Троица во всяком благом деянии едина. Мы веруем в единого Бога и радуемся, различая Его три ипостаси, хотя то обстоятельство, что Троица едина в Своих проявлениях, остается для нас непреложным фактом. Как предупреждение звучат слова, обращенные к нам: “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть”. Неблагоразумно поступают молодые верующие, отдавая предпочтение той или иной ипостаси единого Бога или полагая, будто бы воплощением всего прекрасного и благого является только Христос, а Отец таковыми хоть и почитается праведным, однако лишенным блага. И совсем безумно поступают те из них, которые возносят установления Отца и искупительную жертву Сына, умаляя деятельность Святого Духа. В деяниях благодати ни одно Лицо Святой Троицы не действует в отрыве от других. Троица столь же едина в Своих действиях, сколь едина по сути. Она едина в Своей любви к избранным от вечности, поэтому и в Своих деяниях, проистекающих из любви, сего великого, главного источника, она также неразделима. Мне особенно хотелось бы подчеркнуть данное обстоятельство в связи с вопросом об освящении верующих. Несомненно, мы не совершим ни малейшей ошибки, если будем говорить об освящении как о деятельности Святого Духа, но при этом подчеркнем, что не следует думать, будто бы Отец и Сын к этому не причастны. Правильнее было бы говорить об освящении как о деле Отца, Духа и Сына, ибо Господь говорит: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...”, и мы суть “Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять”.
Братья мои, прошу вас обратить внимание на то, как Бог возвышает подлинную святость, представляя все Лица Троицы творцами Церкви, не имеющей “пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф. 5:27). Те, кто отвергает освящение, противостоит Богу, ведь Бог созидает Свой храм по архитектурному плану святости. Писание говорит о “благолепии святыни”, поэтому благолепным перед очами Божьими является только святое, одно лишь святое. Вся слава денницы, этого сына зари, не смогла уберечь его от гнева Божьего, когда тот, осквернив себя грехом, потерял святость. Песнь серафимов, с рефреном: “Свят, Свят, Свят”, — является самой величавой песнью из тех, которую может исполнить тварь, и самой хвалебной из тех, что может принять Божество. Итак, Бог почитает святость Своим сокровищем. Он положил святость, как печать на сердце и перстень на десницу. Лишиться святости для Бога — значит лишиться бытия, но это просто немыслимо; и Он скорее отвергнет силу, престол и великую власть мира сего, чем в присутствии Своем допустит то, что противно Его чистоте, праведности и святости. Я прошу тех из вас, кто называет себя последователями Христа, дорожить благочестием. Высоко цените кровь Христа как основание своего упования и вместе с тем никогда не умаляйте работу Духа, призывающего нас к участию в наследии святых во свете; более того, воздавайте хвалу и славу этому делу, больше хвалите и славьте Его от всей души. Хвалите и славьте работу Духа, оставаясь и в обыденной жизни “родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”.
Сегодня утром я намеревался изложить учение об освящении в целом. Я планировал говорить об освящении в том смысле, в каком говорят о нем богословы. Замечу, что понятие “освящение” понимается ими более узко, чем оно раскрывается в Писании. И вот, углубившись в исследование этой темы, я стал растекаться мыслью по древу, так что вынужден был поставить перед собой задачу меньшего масштаба, надеясь подготовить более конкретную проповедь. Однако я надеюсь, что в будущем мы подробно поговорим о работе Святого Духа. Теперь же я решил рассказать вам, как трактуется освящение в Писании. Думаю, что делу просвещения последователей Христа мы послужим лучше, если обратимся не к богословскому пониманию процесса освящения, а к тому, как он рассматривается в Писании. Попробуем доказать, что в Библии это слово имеет более широкий смысл, нежели в устах ученых-богословов. Хорошо подметил кто-то, что Книга Божья не учебник по систематическому богословию, как, впрочем, не систематичны и деяния Божьи. Сколь отлична естественная свободная природа от организованного ранжира экспонатов кунсткамеры! В Британском музее есть муляжи животных, расставленные согласно зоологической классификации. Но в жизни собака и овца, лошадь и корова, лев и коршун, слон и страус существуют за рамками всякой систематики, словно зоология никогда и не брала на себя смелость распределять их по классам. Минералы не лежат в том порядке, в каком геолог рассказывает о них в своих книгах, и звезды также не располагаются на небосклоне согласно своим звездным величинам. Природа систематична в своем разнообразии. Наука, изучая природу, систематизирует и классифицирует свои изыскания. Вот так же и ученые-богословы, трактуя Слово Божье, сталкиваются с тем, что священные истины расположены в нем в соответствующей повседневной жизни форме, а не сгруппированы по классам. Мы не отрицаем значения ученых-богословов. Они нужны не менее, чем специалисты по аналитической химии или анатомии. Но при этом Библия никак не может быть учебником по систематическому богословию. Библия есть наставление по небесам, она — путеводитель к вечности, предназначенный как для пахаря, так и для кабинетного ученого. Библия есть азбука для младенцев и классика для мудрецов. Библия есть Книга для смиренного невежды, и хотя в ней имеются глубины, в которых может утонуть и слон, есть в ней и отмели, которые и агнец способен перейти вброд. Благословен Бог, даровавший нам не систематическое богословие, которое может увлечь технической стороной дела, опустив суть, а собственное Слово, изложив его в практической форме, всего лучше приспособленной к повседневному усвоению и наставлению.
Всеми признано, что Ветхий Завет часто и в разных ситуациях помогает понять Новый Завет. Так же и Новый Завет, в свою очередь, помогает понять Ветхий Завет. Значит, Слово Божье вернее всего толковать при помощи самого Слова. Ювелиры говорят: “Алмаз ограняется алмазом”. Так и Слово Божье можно правильно понять и усвоить, если исследовать его в собственном свете!
Слово “освящать” довольно часто встречается в Ветхом Завете и употребляется в трех разных значениях.
I. Обратимся к первому. В ветхозаветных книгах слово “освящать” часто означает отделять. Отделять — значит взять нечто из того, что было ранее в общем употреблении, и употребить для Бога. После такого отделения это нечто становилось освященным или святым. Возьмем, например, известные слова: “...освяти Мне каждого первенца...” (Исх. 13:2). Ввиду поражения всякого первенца в Египте Господь объявил Своими первородных мужеского пола из людей и скота. Бог отделил колено Левино от Израиля, чтобы левиты стали представителями первенцев из всякого колена. Левитам предстояло служить Господу всякий день и всякую ночь в скинии, а позднее в храме. С тех пор левиты были отделены на служение и почитались освященными. Слово “освящать” впервые используется уже во второй главе первой книги Писания: “И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт. 2:3). Прежде это был обыкновенный отрезок времени, но Бог отделил его для Себя, чтобы человек в седьмой день не занимался никакой работой ради себя, а покоился и служил только своему Создателю. И следующие слова из книги Левит: “Если кто посвящает дом свой в святыню Господу...” (Лев. 27:14), — были руководством к действию для благочестивых иудеев, отделявших дом или поле для Бога. Речь идет о том, что урожай с отданного в святыню (отделенного) поля или право на владение отделенным домом следовало целиком предоставлять священникам Божьим, или левитам, или каким-то иным образом отделять для святых целей. С домом ничего не делали, никаких церемониальных освящений не устраивали, просто отдавали для Господа. В Писании ничего не сказано о том, что отделенный дом надлежало чистить, омывать или кропить кровью, сам факт того, что дом был отделен на служение Богу, рассматривался как освящение. Так, в самом известном из примеров подобного освящения записаны следующие слова Божьи: “И освящу скинию собрания и жертвенник...” (Исх. 29:44). Этот стих недвусмысленно указывает на то, что Бог желает сделать скинию собрания Своим домом, хочет отделить ее в качестве специального места Своего обитания, где Он мог бы воссиять между крылами херувима во свидетельство того, что Он обитает в среде Своего народа. В том же смысле следует понимать и следующие примеры: освящение жертвенника и всех его принадлежностей и сосудов (Чис. 7:1), посвящение Елеазара, сына Аминадава, на хранение ковчега Божьего во время его остановки в Кириаф-Иариме (1 Цар. 7:1) и отделение городов-убежищ (И. Нав. 20:7). Причем одно и тоже еврейское слово переведено в разных местах словами “освятить” или “отделить”. Таким образом, очевидно, что иногда еврейское слово “освящать” в Ветхом Завете употребляется только в том смысле, что нечто отделяется к святому употреблению. С учетом сказанного надо понимать и следующий текст: “Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?” (Ин. 10:36). Иисус Христос здесь называет Себя “освященным” Своим Отцом. Не об очищении Христа от грехов идет речь, поскольку Он был безгрешен. Непорочно зачатый, сохраненный Богом безо всякого порока и пятна, Он не нуждался в освящении от Духа, не нуждался в том, чтобы Дух очистил Его или избавил от порока. Здесь речь идет лишь об отделении Христа на служение. Точно так же и в другом замечательном и широко известном стихе (Ин. 17:19) записано: “...и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною”. Здесь Иисус подчеркивает, что Он специально посвятил Себя служению Богу, чтобы исполнить дело Своего Отца. Воистину, Иисус имел право возгласить: “Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его”. Братья, теперь, надеюсь, вам понятны слова из Послания Иуды: “...освящены Богом Отцем...” Несомненно, здесь говорится о том, что Бог Отец специально отделил, т.е. освятил, Свой народ. Не потому Бог Отец благоуспешно исполняет Свою волю в душе верующего (хотя Павел и говорит, что именно Бог производит в нас и хотение, и действие, надо понимать, посредством и силою Святого Духа), но потому, что Он определил избрать и отделить Себе людей, которые должны быть освящены от вечности и до вечности. Даровав отделенным Своего Сына, Бог искупил таковых из народа, чтобы им стать святыми, и, непрерывно посылая Духа, исполняет Свой дивный замысел, чтобы они были людьми освященными, отделенными от всего остального рода людского. В этом смысле всякий христианин освящен совершенным образом. О верующих можно говорить как о людях, освященных Богом Отцом, в том смысле, что все подлинно верующие отделены для Бога. Таковые были отделены для Бога еще до того, как были сотворены Им. Искуплением Христа они отделены по закону, они отделены явно действенным призванием Духа благодати. И в этом смысле они (вы только послушайте!) были, есть и будут освященными всегда; и, говоря о деле освящения в связи с Богом Отцом, скажем, что они были освящены для Господа совершенно и на веки вечные.
Если это учение вам недостаточно понятно, отставим его на миг, и рассмотрим вопрос освящения на конкретных примерах. И то сказать, братья и сестры, разве когда-нибудь мы понимали эту истину до конца и как следует? Если какой-нибудь сосуд, чаша или жертвенник с его принадлежностями отделялись для богослужения, то их уже нельзя было пускать в низкое употребление. Никто, кроме священника, не мог пить из золотой чаши. Жертвенник уже нельзя было не принимать всерьез, медный умывальник Божий никак не годился для простого омовения; и даже щипцы к жертвеннику и лотки к лампадам нельзя было осквернять употреблением для какой-либо низкой цели. На какие серьезные размышления наводит данное обстоятельство! Если вы и я освящены Богом Отцом, то нам не дано преследовать каких-либо иных целей, кроме Божьих. “Как же так, — скажете вы, — ужели нам нельзя задуматься даже о личном?” Да, братья мои, мы не можем преследовать даже личных целей. Вы не свои, говорит Господь, ибо вы куплены дорогою ценою. И еще вы можете сказать: “Разве мы не должны трудиться, чтобы есть?”
Отнюдь, нам следует трудиться, чтобы есть, но пища не должна быть самоцелью. Нам надлежит “в усердии не ослабевать; духом пламенеть; Господу служить”. Запомните, если вы служите, то служите не как человекоугодники, т.е. только сохраняя видимость услужливости, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души. Если кто из вас скажет: “Мое занятие не имеет никакого отношения к служению Господу”, — то оставьте его, вы не имеете права заниматься им. Однако мне думается, что нет такого человеческого призвания (я имею в виду, конечно, законное призвание), о котором нельзя было бы сказать: “Ем ли я или пью, или делаю нечто иное, я все делаю для славы Божьей”. Христианин — не обычный человек, как и жертвенник был не обычным местом. Великий грех против Бога совершили бы мы, верующие, если бы стали жить для себя или мира, оскверняя Святое Святых, употребляя священное пламя для своей стряпни, золотую кадильницу в обыденном курении, а светильник из чистого золота в своей горнице. Эти вещи принадлежали Богу, и никто и подумать не посмел бы употребить их для себя, так же и мы принадлежим Богу, и только Он может употребить нас в Своих целях. О христиане, желаю, чтобы вы постигли это! Осознайте же, наконец, что вы — народ Христов, люди Божьи, вы суть служители Божьи при Посреднике Христе Иисусе. Вам не следует заниматься личным, вам запрещено жить для себя. Вот что вы должны говорить всегда: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа”. В самом деле, сделайте своим девизом следующие слова: “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение”. Но, простите, я боюсь, что девять из десяти, называющих себя христианами, так никогда и не постигли этой истины. Им думается, наверное, что, посвятив Богу лишь часть себя или немного своего времени, можно Ему угодить. Но, мужи и братия, Иисус Христос не искупил вас частично! Он купил вас полностью: ваше тело, душу и дух, и вы должны принадлежать Ему целиком, полностью. Если бы вы были спасены частично Христом, а частично сами собою, то и жили бы сами собою. Но коль уж Бог полностью отделил вас и сделал сосудами милосердия, сосудами в чести, освященными и благопотребными Себе, годными на всякое доброе дело, то не обкрадывайте Господа, не употребляйте вместо обычных бокалов серебряные сосуды жертвенника.
Здесь имеется и другой практический смысл. Когда Валтасар, потеряв рассудок от вина, кричал, чтобы принесли золотые и серебряные сосуды, вынесенные из Иерусалимского храма, он совершил преступление, наказанием за которое явилось разрушение Вавилона. Пылала золотая лампада, помещенная высоко посреди мраморного зала. Деспот, окруженный женами и наложницами, наполнял кубок пьянящим напитком доверху, и чаши Господни просил пустить по кругу язычников-идолослужителей и пить в постыжение Бога неба и земли. В тот самый миг, когда священный сосуд коснулся кощунственных уст, явилась загадочная рука, начертавшая на стене известие о погибели Валтасара: “Ты взвешен на весах и найден очень легким”. Таким было преступление, переполнившее ефу его грехов. Вот как исполнилась мера беззаконий царя! Он употребил для похотливых и хмельных целей сосуды, принадлежавшие Господу, Богу всей земли. Смотрите, смотрите, исповедующие освящение Кровью завета! Почитаете ли вы эту Кровь за святыню? Смотрите, не предали ли вы свои тела, отделенные согласно вашему исповеданию на служение Богу, в рабы греху, или члены ваши — в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные? Смотрите, чтобы вам, исповедующим, не услышать гласа ангельского: “Ты взвешен на весах и найден очень легким”. Очистите себя вы, носящие сосуды Господни, и вы, возлюбленные, уповающие на то, что вы Христовы, смотрите и вы, имеющие слабую веру в Него, поступайте осторожно, чтобы ни в коем случае не осквернить служением греху того, что в вечности по завету благодати было отделено одному лишь Богу.
Итак, если грех станет искушать меня, противостану ему. Пусть другие отдаются искушению, я не могу. Я человек Божий, я отделен для Господа. Могу ли я совершить это великое зло и согрешить перед Богом? Пусть посвящение приумножает освящение. Представьте, на какую высоту вознес вас Бог, чтобы вам сделаться сосудами, отделенными для употребления Господом! Дальше далекого держитесь от всего, что может сделать вас нечистыми. Когда Антиох IV Епифан1 вменил иудеям в обязанность приносить в Иерусалим на жертвенник Божий свиное мясо и скотов нечистых, то его ужасную смерть можно было предсказать без труда. О, сколько имеется тех, что исповедуют высокое исповедание, возлагая на жертвенник Божий нечистое! Сколько сделавших из религии ширму для собственного обогащения, сколько отстаивающих дело веры ради славы народной и человекоугодничества! Но что в отношении сего говорит Господь? “...У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Евр. 10:30). Их конец — погибель, их бог — чрево, их слава — срам, они мыслят о земном, и умирают таковые справедливо осужденными. Они оскверняют наши празднества, они — звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Итак, возлюбленные, будучи предупреждены об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников, и храните себя не оскверненными от мира.
II. Далее, ветхозаветное слово “освящать” используется иногда в другом значении. Британская энциклопедия, по-моему, и вскользь не упоминает об этом значении; однако мы не можем не сказать о нем, если желаем раскрыть нашу тему до конца. Слово “освящать” употребляется не только в том смысле, что нечто отделяется для высокого употребления, но также и в том, что это нечто следует чтить, ценить и славить свято. Разъясним данное положение на библейском примере. Есть одно место в Библии, которое непосредственно касается сути разбираемого вопроса: “Господа Саваофа — Его чтите свято...”2 (Ис. 8:13). Всем понятно, что Господь не нуждается в отделении для священного употребления; и еще, Господь Саваоф не нуждается в очищении, ибо Он по природе и есть Сама святость. Это значит, что Ему следует поклоняться и свято чтить и, приближаясь к Его престолу в страхе и трепете, ценить Его как Святаго Израилева.
Еще один пример. Когда Надав и Авиуд, как записано в десятой главе книги Левит, принесли на жертвенник Божий чуждый огонь, то вышел огонь от Господа и поглотил обоих. Объяснение этому кроется в следующих словах Божьих: “... в приближающихся ко Мне освящусь”. Господь не имеет в виду того, что Он нуждается в отделении (и, тем более, в очищении), чтобы сделаться Святым. Он говорит лишь о том, что ценить Его следует как Святого святых и в обращении с Ним не следует допускать никакой фамильярности.
Следующий пример. Все вы знаете, что Моисей согрешил, когда, разгневавшись, со словами: “Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?” — дважды ударил в скалу жезлом. И тогда Господь возвестил, что ему и Аарону дано будет увидеть землю обетованную, но не дано будет войти в нее “за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых” (Чис. 20:12). Господь имеет в виду, что они, поступив так, не воздали в народе хвалы и славы имени Божьему.
Но более всего известен пример молитвы “Отче наш”, где есть слова: “...да святится имя Твое”. Слово “святиться” является вариантом исконно греческого “освящаться”. Так как нам известно, что имя Божье не нуждается в очищении, или отделении, то смысл этих слов следует понимать так:: “Да будет почитаемо и прославляемо имя Твое повсюду на всей земле, и да благоговеют все люди пред именем Твоим как святыней и Святым святых”.
Братья мои возлюбленные, разве не проливает все сказанное определенный свет на слова: “...освященным во Христе Иисусе...”? Если слово “освящаться” может означать “чтить и ценить свято”, разве трудно понять, что освященных во Христе Иисусе Бог почитает и ценит святыми? Заметим, мы не считаем единственно правильным такое толкование этого стиха. Данную мысль мы подчеркиваем потому, что встречаются братья, которые до сих пор, говоря об освящении во Христе, уничижают деятельность Святого Духа. Итак, если таковые говорят о нашем освящении во Христе только в том смысле, что Бог чтит нас святыми, ибо мы воистину оправданы подвигом Христа, то у нас нет никаких оснований вступать с ними в спор. Если же они отвергают деятельность Духа, то совершают смертный грех против основ христианского вероучения. Иногда можно услышать спекулятивные заявления о “вмененном освящении”, но это явная нелепость. Ведь нет и такого понятия, как “вмененное оправдание”. Есть понятие “вмененная праведность”, оно является правильным, поскольку покоится на славном учении праведности Христа, идущей в зачет искупленным Его кровью. Но как можно вменить освящение? Никто, пользующийся языком вдумчиво, не может сказать ничего подобного. Ибо понятие это, во-первых, неточное, а во-вторых, небиблейское. Мне известно, что оправдывают это понятие тем, что Христос Иисус “...сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1 Кор. 1:30). Но в данном стихе не говорится, что освящение вменяется нам. Здесь речь идет о том, что сделал для нас Христос. Действительно, верующие освящены частично в том смысле, что, будучи все еще подвержены греху, они воспринимаются Богом благодаря Христу как совершенные святые. Но это не то, о чем мы говорим. Согласно богословским определениям, здесь речь идет об оправдании, а не об освящении. Однако нельзя не признать, что слово “освящение” в Писании иногда употребляется в качестве синонима слову “оправдание”. Но и с этими оговорками надлежит четко понимать, что люди Божьи могут с дерзновением обращаться к Богу, поскольку через Христа почитаются как бы совершенно святыми. О братия, только задумайтесь об этом на миг. Нечестивые не могут приступать к святому Богу. Святой Бог (а разве Иисус Христос не святой Бог?) не может иметь общения с нечестивыми; мы же все — нечестивы. Отчего же тогда Христос принимает нас в Свое лоно? Отчего же тогда Отец Его ходит с нами и прислушивается к нам? Оттого, что Он видит нас не самих по себе, а в союзе с нашим великим Вождем, Вторым Адамом. Бог Отец видит в нас во Христе. Он видит в делах Христовых наши дела, Христово послушание и безгрешное житие Его Он рассматривает как наше, так что нам дано воспевать на языке души, что Бог Отец видит на нас,
Белоснежную одежду
И венец весь золотой...
Мы можем смело вступать за завесу в Святое Святых, куда ничто нечистое войти не может. И можем потому, что Бог видит нас святыми во Христе Иисусе. Таково это великое и драгоценное учение. Но, тем не менее, употребление понятия “освящение” в любом другом значении (отличном от значения, в котором оно обыкновенно используется в смысле действия Духа) путает богословские понятия и на практике, к великому сожалению, побуждает некоторых братьев презирать дело Духа Божьего. Мне думается, что в обычной беседе между христианами лучше говорить об освящении, как о духовном росте, не путая это понятие с оправданием при посредстве вмененной праведности нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. И все же, если мы слышим брата, говорящего нечто подобное, то не должны выказывать в отношении его излишнюю суровость, полагая будто бы он уклонился от веры, ибо в Писании понятия “освящение” и “оправдание” нередко используются параллельно, и праведность Христова участвует и в деле освящения, и в деле оправдания.
III. Теперь мы подошли к третьему значению, в котором используется понятие “освящение”, причем используется чаще, чем первые два. В этом значении “освятить” значит реально очистить, то есть сделать святым; не только отделить, не только чтить свято, но сделать по существу реально святым. Понимаемое именно в этом смысле, данное слово встречается во многих местах Ветхого Завета, например в книге Исход 19:10-12. В третий день собирался Господь сойти на гору Синай, чтобы возвестить Свой святой Закон, и повелел перед тем Моисею: “...пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра...” Это освящение состояло в некоторых видимых действиях, в результате которых тела и одежды людей становились чистыми, а души приобретали благоговейный страх и трепет. В третьей главе книги Иисуса Навина, когда сыны Израилевы собирались совершить переход через Иордан, народу было сказано: “...освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса”. Им следовало приготовиться, чтобы наблюдать величественную, внушающую благоговейный страх картину: как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, ступят в воду Иордана, вода иорданская иссякнет, текущая же сверху вода встанет стеной. В этом случае имело место реальное освящение. Людей в древности окропляли кровью, очищая таким образом от скверны, после чего таковые почитались в очах Божьих чистыми. Итак, именно в этом значении мы и рассматриваем слова из Писания: “...при освящении от Духа”, и данное значение, повторюсь, является самым общим. Именно его мы имеем в виду в обычных между нами, христианами, беседах, когда говорим об освящении.
Освящение начинается с момента возрождения. Дух Божий вселяет в человека новое и наивысшее естество, называемое духом, так что верующий становится телом, душой и духом; и в этом отношении он отличается от иных из рода Адама. Дело освящения, которое начинается с момента возрождения, продолжается двояко: во-первых, это воскресение, а во-вторых, умерщвление. В воскресении в человеке оживотворяется то, что есть в нем доброго, а в умерщвлении умерщвляются плотские страсти. Таким образом, жизнь, которую Бог вложил в нас, делается источником живой воды, текущей в жизнь вечную. Это происходит всякий раз в процессе того, что мы называем верностью святых до конца. Живая вода хранит верующих и удерживает в славном, благодатном состоянии, чтобы они богатели добрыми делами в похвалу славы Божьей. Верность святых достигает высшей точки или переходит в совершенство “славы”, когда душа, полностью очищенная, восхищается к Богу, чтобы оказаться на высоте со святыми одесную престола величия. Итак, это дело, пусть мы обычно и говорим о нем как о деятельности Духа Святого, является таким же делом Господа Иисуса Христа. Занимаясь поиском стихов на эту тему, я был поражен вот чем: стоило мне найти один стих, который подтверждал, что это освящение является делом Духа Святого, как тут же находил и другой, в котором это дело описывается как дело Иисуса Христа. Я прекрасно представляю себе, что слова “...освященным во Христе Иисусе...”, исполнены такого же богатства смысла, как и слова “...при освящении от Духа...” А теперь прошу вас обратить внимание на следующее. Говорю так потому, что, к сожалению, не всем из вас, кроме тех, что имеют долю в этом драгоценном деле, будет интересно, иным этот предмет покажется излишне сухим. О, лишь бы таковые могли все же познать, сколь драгоценным представляется подлинно верующему очищающее дело освящения!
Освящение есть дело, которое свершается в нас, а не для нас. Две движущие силы производят это действие. Одна сила, благоуспешно производящая в нас освящение, — это Святой Дух; другая сила, дающая действенное средство, с помощью которого Дух производит освящение, — это Иисус Христос и Его драгоценнейшая Кровь. Предположим, выражаясь коротко, насколько это возможно, следующее: надо выстирать имеющуюся одежду. Есть и лицо, способное исполнить это дело, есть и средство, которым ее выстирают. Эта Личность — Дух Святый, а средство — драгоценнейшая Кровь Христа. Строго говоря, лицо, занимающееся очищением, и является освятителем. Но с полным основанием освятителями можно назвать как То, чем омывают, так и Того, Кто омывает. Итак, нас освящает Дух Божий; Он благоуспешен в Своем деле, но Он освящает нас посредством Крови Христа, при помощи воды и крови, которая тотчас истекла, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребра.
Вернемся к нашему примеру. Перед нами одежда, которую надо выстирать, для стирки употребляют щелок и мыло. Щелок и мыло являются чистящими средствами, т.е. очистителем. Святой Дух и Христос, совершивший искупительную жертву, суть прачка и очиститель, в данном случае — освятители. Это, думается, понять нетрудно.
Но давайте подробнее остановимся на освящении как учении. Великий работник, Дух Божий, очищает нас. Сегодня я не стану приводить много цитат. У большинства из присутствующих имеются “Баптистское исповедание веры” стоимостью в 4 пенни, а также “Катехизис”, где вы легко можете найти множество цитат по рассматриваемой теме. В большинстве из них речь идет о Святом Духе. Именно Он творит в нас чистое сердце и дух правый внутри нас. И обновляет нас тоже Он. “И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам”. “Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять”. Дух Божий обновляет и изменяет особенности нашего характера, погрешности нашей воли, побуждая нас искать доброе и угодное перед очами Господа. Потому все доброе, что есть у нас, можно назвать “плодами Духа”, и все наши добродетели и все наши привлекательные свойства благоуспешно творит в нас Дух Бога живого. Никогда, прошу вас, братия мои, никогда, никогда не забывайте об этом. Уверен, что для любой общины настанет гибельный день, если члены ее примутся думать свысока о деятельности Святого Духа внутри нас! Хотя величать дело Христово, совершенное для нас, есть великое благо, не следует уничижать дела благословенного Духа в нас. Это погибельное зло появилось в нашей церкви еще во дни моего предшественника, преподобного д-ра Джилла, который даже в глазах гиперкальвинистов выглядел чрезмерно благоразумным. Были некоторые братья, исповедавшие так называемое “вмененное освящение”, отвергая при этом дело благословенного Духа. Вчера вечером я прочел в нашей церковной книге, взятой из архива, запись, которую сделал собственноручно преподобный д-р Джилл. Речь идет о постановлении нашей церкви: “Постановили, что отрицать внутреннее освящение, производимое Духом как действие благодати и святости, пишущей на сердцах верующих, или как внедряющую в душу святость, несмотря на то, что это лишь начало действия, а по сему незавершенное, но тем не менее продолжающееся, невзирая на всю нашу греховность, на все искушения и сети, расставляемые врагом, — значит покрывать стыдом и бесчестием благословенного Духа Божия и Его благодатную деятельность в душе человека. А это значит губить подлинное вероисповедание и действенное благочестие и представлять людей непригодными к общению святых. Посему и постановили, что таковых, кто явно упорствует в подобном заблуждении, не допускать к причастию в нашей церкви. Тех же, кто дерзнет есть хлеб и пить чашу Господню, находясь в заблуждении, без промедления отлучать”. Два члена церкви, являвшиеся сторонниками заблуждения о непричастности Святого Духа в деле освящения, а также третье лицо, в собрание не явившееся, но державшееся (что хорошо было известно всем) этого ужасного заблуждения, соответственно были тотчас отлучены от церкви. И более того, некто из иной общины, державшийся тех же убеждений, столь осуждаемых, был отстранен от причастия, а пастору его в Кеттеринге было отписано на сей предмет с предупреждением не дозволять оставаться в братстве сему человеку, склонному к подобным страшным заблуждениям. Итак, преподобный д-р Джилл счел это заблуждение столь гибельным, что тотчас пустил в ход свой секатор. Он не стал дожидаться, пока грех даст молодые побеги, но удалил его ростки. Вот одно из преимуществ распорядка и правил, установленных в Церкви Христом и дозволенных к исполнению под крепкой рукой Божьей, когда мы можем пресекать всякое заблуждение в самом зародыше, так что всякий, кто еще не заражен им, предохраняем бывает этим благословенным провидением Божьим при помощи Церкви. Мы всегда учили и доныне учим, что деятельность Духа в нас, посредством которой мы становимся подобными образу Сына Божьего, является столь же абсолютно необходимой для нашего спасения, как и дело Христа Иисуса, благодаря которому Он очищает нас от наших грехов.
Я предлагаю вам подумать о следующем. В Писании говорится, что начальником освящения является Бог, тем не менее нельзя упускать из виду и другой очевидный фактор освящения. “Освяти их, — говорит Христос, — истиною Твоею; слово Твое есть истина”. Молодые люди, учащиеся в библейских классах, сделайте ссылки на Писание во свидетельство тому, что орудием нашего освящения является Слово Божье. Вам предстоит убедиться в том, что таковых мест в Писании много. Именно Слово Божье и освящает душу. Дух Божий доносит до наших умов и заповеди, и наставления, и истинные учения и прилагает их в силе живо и действенно. Слово Божье, сказанное на ухо и положенное на сердце, производит в нас и хотение, и действие по Божьему благоволению. И как важно тогда проповедовать эту истину! И как необходимо, чтобы вы никогда не попускали служению, в коем исключаются великие евангельские учения и наставления. Эта истина и есть наш освятитель, и если мы в жизни не слышим этой истины и не полагаемся на нее, возрастать в деле освящения не будем. Мы способны возрастать в здравии, только возрастая в здравом рассуждении. “Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей”. Не говорите о том или ином заблуждении: “О, это спорный вопрос!” Этот вопрос, спорный сегодня, встанет ребром завтра в живом деле. Всякий, кто неверно судит в уме, рано или поздно ошибется на деле. Алмазная грань шлифуется алмазной пылью, хвалите и славьте здравое суждение. Братья, стойко держитесь истины, которую вы получили и которой научены. “Держитесь образца здравого учения”; и в наши дни, когда церковные догматы подвергают насмешкам, когда презирают основные положения вероисповедания, стойко держитесь истины, которую вы получили, чтобы остаться верными среди найденных неверными. Держась образца здравого учения, освящаемы будете Духом Божьим. Таким образом, действующей силой освящения является Дух Божий, зримо проявляющийся в евангельской истине.
Однако позвольте мне вернуть вас к прежнему образу. Мы освящаемся при посредстве Христа Иисуса, поскольку именно в Его крови и воде, которая истекла, когда Ему пронзили ребра, Дух омывает наше сердце от скверны и склонности ко греху. Вот что записано о нашем Господе: “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна”.
Напомню вам следующие истины: “Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат”. “Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями”. Повторюсь снова, что мест в Библии, подобных этим, сотни. “И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их”. “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”. Ответ на вопрос, который бьющийся со грехом Павел задает в известном библейском тексте: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” — не относится к Духу Святому. Уже в следующем стихе апостол заявляет: “Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим”. Мне не позволяет время продолжать цитировать, но, поверьте, в Библии много отрывков того же значения: наше освящение есть дело Христа Иисуса; Иисус есть наш освятитель, ибо Он наполнил священную купель возрождения кровью и водой, которая истекала, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребра. Этой кровью с водой Святой Дух и омывает нас. Нельзя быть освященным по закону. Чтобы освятить нас, Дух не использует заповедей закона, поскольку очищения посредством нравственных требований быть не может — Дух Божий не использует таковых. Когда странствующие не смогли пить горькую воду Мерры, Моисей велел им взять дерево и бросить в воду, и вода сделалась сладкой. Так и Дух Божий, находя в нашем сердце злобу, ожесточение и горечь, употребляет дерево Голгофы: Он бросает его в поток, и все делается чистым. Он находит нас прокаженными и, чтобы очистить нас, взяв иссоп веры и обмочив его в драгоценнейшей Крови, окропляет нас, и мы чисты. Кровь Христова не только искупает от греха, но и умерщвляет грех, делает все это непостижимо благоуспешно. Кровь Христова является пред лице Бога, и жертва Сына благоугодна Ему. Когда Кровь эта изливается на нас, похоти наши увядают, и древний порок получает смертельную рану. Дагон лежит ниц перед ковчегом Господним; голова и руки отсечены, остались только туловище и грех. Однако Христос уничтожает первородный грех, и посредством Его мы взойдем до небес, будучи совершенны, как совершен Отец наш Небесный. Подобно тому, как Дух освящает только истиной, так и кровь Христа очищает только верой. Молодые люди, усваивающие основы христианской веры в библейских классах, еще раз предлагаю вам обратиться к Библии в час досуга и найти места, где говорится о том, что вера освящает душу и очищает сердце. Наша вера держится на драгоценнейшей искупительной жертве Христа. Видя Иисуса, страдающего на древе, вера говорит: “Даю обет отмстить грехам, которыми Его прибили к древу”. Таким образом, Его драгоценнейшая Кровь действует в нас, отвращая от всякого греха, и Дух Божий при посредстве истины, действуя верой, употребляет драгоценнейшую Кровь кропления, и мы делаемся чистыми, и Бог Отец в похвалу славы благодати Своей благодатствует нас в Возлюбленном. К сожалению, я могу замутить и омрачить Провидение своими словами, но, может быть, мне удастся натолкнуть вас на некоторые рассуждения, которые помогут вам постичь библейское учение об освящении не в виде кратких определений с узким смыслом, записанных в вероисповеданиях, но шире, больше и всеохватнее. Бог Отец, освящая нас, освящает во Христе Иисусе, но через Святого Духа. Мои дорогие слушатели, подвизаясь против греха, будьте святы. Вы, любящие Христа, не давайте повода кому-либо говорить о вас: “Да, есть христиане, есть, но это худшие из всех людей”. Наше красноречие, наша ученость, наша слава, наше богатство не способны представить Христа миру; это доступно лишь нашему святому христианскому житию. На днях я беседовал с братом-служителем об известном вам движении за празднование двухсотлетнего юбилея, которое, несомненно, причинит Церкви Христа огромный ущерб. Боюсь, что это может посеять раздоры между братьями. Ошибки можно исправить, но нельзя оскорблять людей в лучших чувствах. Брат-служитель заметил (и, по-моему, верно заметил), это весьма правдоподобно, что инакомыслие расцвело в прошлом единственно благодаря надменной святости тогдашних служителей. Пока священнослужитель церкви отправлялся на охоту, служитель-диссидент шел к страждущим со словами: “Вот так мы и лишаемся силы, когда наши служители увлекаются политическими и мирскими делами”. Я никогда не боялся обличать, почитая это нужным, но совсем не люблю вызывать раздоры. Допустимо единственное соревнование — соревнование в трудах, чтобы выявить способного быть самым святым, самым ревностным, самым старательным, могущим делать для неимущих и невежественных с каждым днем все более и более и поднять крест Христа всех выше. Всякие муждуусобные склоки, порождающие одни лишь распри, вражду и ссору, не от Духа Божьего. Жить ради Бога и быть посвященным Ему — вот в чем сила Церкви, вот источник нашей победы. С нами Господь Бог, чтобы помогать нам. И да будет слава имени Его.
Что касается здесь присутствующих из числа не обращенных и нераскаявшихся, то я не могу говорить с вами об освящении. Этим воскресным утром я отворил перед вами дверь, но вы не смогли переступить ее порога. Запомните лишь одно: то, что помешало вам переступить этот порог, помешает и вступить в небеса.
Где будешь вечность проводить?
Звучит вопрос ко мне, к тебе.
Какой ответ найдешь в себе?
Где вечность будешь проводить?
Может быть, эти стихи обращены к вам, тогда смиритесь, исповедайтесь во грехе, просите и найдите прощение. И после этого, только после этого, у вас появится надежда, что Дух, быть может, освятит ваш разум. Господь да благословит вас Христа ради.
Утро 9 февраля 1862 г.
1 Антиох IV Епифан, царь Сирии (175—164 до н.э.). В войне с Египтом нанес поражение его царям Птолемею VI и Птолемею VIII. Взяв Иерусалим, вменил иудеям в обязанность исполнение языческих обычаев. Верность Закону расценивалась при нем как сопротивление государственному порядку и становилась политическим актом, вызывавшим гонения. Евреи восстали (168—160 до н.э.) и изгнали Антиоха из Иерусалима. Умер Антиох от “неисцельного и невидимого удара” Божьего, когда из тела нечестивца, еще живого, во множестве выползали черви. — Прим. пер.
2 В английской Библии — “Его святите”.
Этот материал еще не обсуждался.