Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Притчи
Введение к книге
Теперь нашему вниманию предлагается:
I. Новый автор или, скорее, летописец, или (если вам нравится) перо, которое использует Святой Дух, чтобы раскрыть нам мысли Бога, пишущее под воздействием перста Божьего (как называют Дух Бога), - и это Соломон. Его рукой была написана эта книга и две следующие – Книга Екклесиаста и Песни Песней Соломона – проповедь и песнь. Некоторые полагают, что он написал Песни Песней, когда был очень молод, Притчи – в расцвете сил, а Книгу Екклесиаста – когда был очень стар. В заглавии к своей песне он написал только свое имя – Соломон, так как, возможно, в то время еще не взошел на престол, исполнившись Святым Духом в молодом возрасте. В заглавии к своим притчам он представляет себя как сына Давидова, царя Израильского, так как в то время он царствовал в Израиле. В заглавии к Книге Екклесиаста он представляет себя как сына Давидова, царя в Иерусалиме, так как, возможно, в то время его влияние на отдаленные колена уменьшилось и владычество ограничивалось в основном Иерусалимом. Относительно автора мы можем обратить внимание,
(1) что он был царем и сыном царя. До сих пор над Писанием трудились мужи, занимавшие выдающееся положение в мире, – такие как Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид; и теперь к ним присоединился Соломон. Но после него богодухновенными писателями в основном были бедные пророки, люди, занимавшие низкое положение в мире, так как приближалась та диспенсация, когда Бог решил избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильное, и бедные должны были заняться евангелизацией. Соломон был очень богатым царем, а его владения – очень обширными. Он был владыкой первой величины, но в то же время посвятил себя изучению божественных истин, был пророком и сыном пророка. Поэтому наставление окружающих в религии и ее законах не унизит достоинство величайших владык и монархов.
(2) Он был одним из тех, кого Бог в величайшей степени одарил мудростью и знанием, ответив на его молитвы при вступлении на царство. Его молитва достойна подражания: «Даруй мне сердце мудрое и разумное…»; и ответ на нее был очень обнадеживающим: он получил то, чего желал, и все остальное приложилось ему. Здесь мы видим, как правильно Соломон воспользовался мудростью, полученной от Бога. С ее помощью он не только управлял собой и царством, но и излагал правила мудрости для других, чтобы они передавались потомству. Таким же образом должны и мы промышлять вверенными нам талантами соответственно их предназначению.
(3) Он был одним из тех, кто ошибался и в конце своей жизни сошел с доброго Божьего пути, о котором наставлял других в своей книге. Историю об этом можно прочитать в Третьей книге Царств, гл.11. Это печальный рассказ о том, что сочинитель подобной книги может стать отступником, как это произошло с Соломоном. Не рассказывайте в Гефе. Но пусть тот, кто особым образом используется Богом и является выдающимся человеком, на этом примере остерегается, чтобы не стать гордым и самонадеянным; и давайте все научимся не думать плохо о хороших наставлениях, даже если получаем их от тех, кто сам не живет соответственно им.
II. Новая манера изложения, в которой божественная мудрость передается притчами или короткими фразами, которые в себе содержат всю композицию и не связаны друг с другом. Мы уже читали божественные законы, истории и песни, а теперь нам предложены божественные притчи – такие разнообразные методы использует Безграничная Мудрость для нашего назидания, чтобы ни один камень не остался неперевернутым для нашего блага и у нас не было оправдания, если мы погибнем из-за собственной глупости. Наставление притчами было
(1) старым методом назидания. Раньше всего он распространился среди греков. Каждый из семи мудрецов Греции имел высказывания, которые он сам высоко ценил и которые сделали его известным. Эти выражения были написаны на столбах и высоко почитались как слова, пришедшие с небес. A coelo descendit, Gnothi seauton. – Познать себя – это заповедь, сошедшая с небес.
(2) Простым и доступным методом назидания, который не требовал особых усилий ни от учителя, ни от ученика и не напрягал ни их разум, ни память. Большие промежутки времени и притянутые за уши доводы доставляют трудности тем, кто сочиняет учение, и тем, кто хочет уразуметь его, в то время как притча в ограниченном объеме заключает в себе и смысл, и довод и поэтому быстро постигается, легко внушается и хранится в памяти. И молитвы Давида, и назидания Соломона кратки, что мы можем порекомендовать тем, кто занят святым служением – молитвой и проповедью.
(3) Очень эффективным методом назидания, который поразительным образом соответствовал цели. Используемое здесь в качестве притчи слово Mashal произошло от слова, которое означает «господствовать» или «властвовать» благодаря повелевающей силе и влиянию, которые оказывают на сынов человеческих мудрые и весомые высказывания; и тот, кто учит с их помощью, dominatur in concionibus – господствует над своей аудиторией. Легко наблюдать, как притчи управляют миром. Как говорит древняя притча (1Цар.24:13), или как говорит притча древних (англ.пер.), она очень глубоко воздействует, формируя их взгляды и утверждая намерения. Значительная часть мудрости древних была передана потомству притчами, и некоторые считают, что о характере и наклонностях нации можно судить по содержанию ее народных притчей. Притчи в виде разговора подобны аксиомам философии, принципам закона и постулатам математики, которые никто не подвергает сомнению, но каждый стремится истолковать таким образом, чтобы иметь их на своей стороне. В то же время есть много порочных притчей, которые направлены на то, чтобы развратить человеческий разум и ожесточить во грехе. Дьявол имеет свои притчи, а мир и плоть – свои, которые порочат Бога и религию (как в Иез.12:22; 18:2). В Своих притчах – которые все мудры и благи и предназначены для того, чтобы сделать нас такими же – Бог желает защитить нас от порочных влияний. Притчи Соломона не являются просто собранием мудрых высказываний, дошедших до нашего времени, как представляют некоторые, а все они были продиктованы Соломону Духом Божьим. Первая притча (Прит.1:7) подтверждает то, что Бог сказал человеку вначале: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость» (Иов.28:28), и поэтому, хотя Соломон был великим человеком и его имя, как и имя любого другого человека, может рекомендовать нам его труды, в то же время вот, здесь больше Соломона. В этих писаниях через Соломона к нам обращается Бог. Я говорю «к нам», так как эти притчи были написаны нам в наставление; и когда Соломон обращается к своему сыну, то это увещевание предлагается нам, как сынам (Евр.12:5). И как для наших молитв нет книги более полезной, чем псалмы Давида, так и для правильного образа жизни нет книги более полезной, чем притчи Соломона, которые (как Давид говорит о заповедях) безмерно обширны и в ограниченном объеме содержат полный перечень божественных этических, политических и экономических истин, разоблачая всякий порок, хваля каждую добродетель и предлагая принципы управления собой для всевозможных взаимоотношений, условий и каждого поворота жизни. На основании Притчей Соломона и Книги Екклесиаста образованный епископ Холл (Hall) построил систему нравственной философии. Первые девять глав этой книги считаются введением из-за увещеваний изучать принципы мудрости и соответственно им поступать, а также из-за предостережений против того, что может этому препятствовать. Затем нам представлен первый том притчей Соломона (гл.10-24), далее – второй том (гл.25-29), далее – пророчества Агура (гл.30) и Лемуила (гл.31). Они имеют одну цель – направить нас правильно строить свой образ жизни, чтобы по ее окончании мы смогли увидеть спасение Господа. Наилучший комментарий к этим правилам – руководствоваться ими.
Двадцать глав Книги Притчей (начиная с главы 10-ой и заканчивая 29-ой) состоят в основном из отдельных фраз, заключающихся в одном стихе, поэтому их сложно должным образом озаглавить и объединить по содержанию. Поэтому я объединил по смыслу содержание этих глав, что, возможно, будет полезно для тех, кто хочет сразу увидеть, что сказано по тому или иному вопросу в этих главах. Возможно, некоторые из стихов другие толкователи поставили бы в другие разделы, но большинство (я надеюсь) согласится со мной.
1. Об утешении и скорби, которые приносят родителям их дети в зависимости от того, мудры они или безрассудны, благочестивы или нечестивы (гл.10:1; 15:20; 17:21,25; 19:13,26; 23:15,16,24,25; 27:11; 29:3).
2. О неспособности этого мира и способности религии сделать нас счастливыми (гл.10:2,3; 11:4), поэтому нужно стараться возрастать в добродетели, а не в прибылях этого мира (гл.15:16,17; 16:8,16; 17:1; 19:1; 28:6,11).
3. О лени и усердии (гл.10:4,26; 12:11,24, 27; 13:4,23; 15:19; 16:26; 18:9; 19:15,24; 20:4,13; 21:5,25,26; 22:13,29; 24:30-34; 26:13-16; 27:18, 23,27; 28:19). Особенно об использовании возможностей или пренебрежении ими (гл.6:6; 10:5).
4. Блаженство праведных и бедственное положение нечестивых (гл.10:6,9,16,24,25,27-30; 11:3,5-8,18-21,31; 12:2,3,7,13,14,21,26,28; 13:6,9,14,15,21,22,25; 14:11,14,19,32; 15:6,8,9,24, 26,29; 20:7; 21:12,15,16,18,21; 22:12; 28:10,18; 29:6).
5. О почестях и бесчестье (гл.10:7; 12:8,9; 18:3; 26:1; 27:21). О тщеславии (гл.25:14,27; 27:2).
6. О мудрости послушных и безрассудстве непокорных (гл.10:8,17; 12:1,15; 13:1,13, 18; 15:5,10,12, 31,32; 19:16; 28:4,7,9).
7. О том, что причиняет зло и что приносит пользу (гл.10:10,23; 11:9-11,23,27; 12:5,6,12,18,20; 13:2; 14:22; 16:29,30; 17:11; 21:10; 24:8; 26:23,27).
8. Похвала мудрому, благочестивому разговору и позор причиняющему ущерб неуправляемому языку (гл.10:11,13,14,20,21, 31,32; 11:30; 14:3; 15:2,4,7,23,28; 16:20,23,24; 17:7; 18:4,7,20,21; 20:15; 21:23; 23:9; 24:26; 25:11).
9. О любви и ненависти, стремлении к миру и враждебности (гл.10:12; 15:17; 17:1,9, 14,19; 18:6,17-19; 20:3; 25:8; 26:17,21; 29:9).
10. О богатых и бедных (гл.10:5,22; 11:28; 13:7,8; 14:20,24; 18:11,23; 19:1,4,7,22; 22:2,7; 28:6,11; 29:13).
11. О лжи, мошенничестве и обмане, а также об истине и искренности (гл.10:18; 12:17,19,22; 13:5; 17:4; 20:14,17; 26:18,19,24-26,28).
12. О клевете (гл.10:18; 16:27; 25:23).
13. О болтливости и молчании (гл.10:19; 11:12; 12:23; 13:3; 17:27,28; 29:11,20).
14. О справедливости и несправедливости (гл.11:1; 13:16; 16:8,11; 17:15,26; 18:5; 20:10,23; 22:28; 23:10,11; 29:24).
15. О гордости и смирении (гл.11:2; 13:10; 15:25,33; 16:5,18,19; 18:12; 21:4; 25:6,7; 28:25; 29:23)
16. Об уважении и презрении к другим (гл.11:12; 14:21).
17. О сплетниках (11:13; 16:28; 18:8; 20:19; 26:20,22).
18. О поспешности и рассудительности (гл.11:14; 15:22; 18:13; 19:2; 20:5,18; 21:29; 22:3; 25:8-10).
19. О поручительстве (гл.11:15; 17:18; 20:16; 22:26,27; 27:13).
20. О хороших и плохих женщинах или женах (гл.11:16,22; 12:4; 14:1; 18:22; 19:13,14; 21:9,19; 25:24; 27:15,16).
21. О милосердии и жестокости (гл.11:17; 12:10; 14:21; 19:17; 21:13).
22. О благотворительности бедным и немилосердии (гл.11:24-26; 14:31; 17:5; 22:9,16, 22,23; 28:27; 29:7).
23. Об алчности и удовлетворенности (гл.11:29; 15:16,17,27; 23:4,5).
24. О гневе и кротости (гл.12:16; 14:17,29; 15:1,18; 16:32; 17:12,26; 19:11,19; 22:24,25; 25:15,28; 26:21; 29:22).
25. О грусти и веселье (гл.12:25; 14:10,13; 15:13,15; 17:22; 18:14; 25:20,25).
26. О надежде и ожиданиях (гл.13:12,19).
27. О благоразумии и безрассудстве (гл.13:16; 14:8,18,33; 15:14,21; 16:21,22; 17:24; 18:2,15; 24:3-7; 7:27; 26:6-11; 28:5).
28. О предательстве и верности (гл.13:17; 25:13,19).
29. О хороших и плохих компаниях (гл.13: 20; 14:7; 28:7; 29:3).
30. О воспитании детей (гл.13:24; 19:18; 20:11; 22:6,15; 23:12; 14:14; 29:15,17).
31. О страхе перед Господом (гл.14:2,26, 27; 15:16,33; 16:6; 19:23; 22:4; 23:17,18).
32. Об истине и лжесвидетельстве (гл.14:5, 25; 19:5,9,28; 21:28; 24:28; 25:18).
33. О насмешниках (гл.14:6,9; 21:24; 22:10; 24:9; 29:9).
34. О доверчивости и осторожности (гл.14:15,16; 27:12).
35. О царях и их подданных (гл.14:28,34,35; 16:10,12-15; 19:6,12; 20:2,8,26,28; 22:11; 24:23-25; 30:2-5; 28:2,3,15,16; 29:5,12,14,26).
36. О зависти, особенно зависти к грешникам (гл.14:30; 23:17,18; 24:1,2,19,20; 27:4).
37. О всеведении Бога и Его всеобщем провидении (гл.15:3,11; 16:1,4,9,33; 17:3; 19:21; 20:12,24; 21:1,30,31; 29:26).
38. О добром и плохом имени (гл.15:30; 22:1).
39. О хорошем мнении о самом себе (гл.14:12; 16:2,25; 20:6; 21:2; 26:12; 28:26).
40. О преданности Богу и уповании на Него (гл.16:3; 18:10; 23:26; 27:1; 28:25; 29:25).
41. О блаженстве обладания Божьим благоволением (гл.16:7; 29:26).
42. О стремлениях приобрести мудрость (гл.16:16; 18:1; 19:8,20; 22:17-21; 23:15,16,22-25; 24:13,14; 27:11).
43. Предостережения против искушений (гл.16:17; 29:27).
44. О старости и молодости (гл.16:31; 17:6; 20:29).
45. О слугах (гл.17:2; 19:10; 29:19,21).
46. О взяточничестве (гл.17:8,23; 18:16; 21:14; 28:21).
47. О порицании и наказании (гл.17:10; 19:25,29; 20:30; 21:11; 25:12; 26:3; 27:5,6,22; 28:23; 29:1).
48. О неблагодарности (гл.17:13).
49. О дружбе (гл.17:17; 18:24; 27:9,10,14,17).
50. О чувственных удовольствиях (гл.21: 17; 23:1-3,6-8,19-21;27:7).
51. О пьянстве (гл.20:1; 23:23,29-35).
52. О всеобщей природной порочности (гл.20:9).
53. О лести (гл.20:19; 26:28; 28:23; 29:5).
54. О непослушных детях (гл.20:20; 28:24).
55. О кратковременности того, что добыто нечестным способом (гл.20:21; 21:6,7; 22:8; 28:8).
56. О мести (гл.20:22; 24:17,18,29).
57. О святотатстве (гл.20:25).
58. О совести (гл.20:27; 27:19).
59. О преимуществе нравственных обязанностей перед церемониальными (гл.15:8; 21:3,27).
60. О расточительстве и мотовстве (гл.21: 20).
61. Триумф мудрости и благочестия (гл.21:22; 24:15,16).
62. О коварстве и податливости (гл.22:5).
63. О нечистоте (гл.22:14; 23:27,28).
64. О слабости в страданиях (гл.24:10).
65. О помощи огорченным (гл.14:11,12).
66. О верности правительству (гл. 24:21, 22).
67. О прощении врагов (25:21,22).
68. О незаслуженном проклятии (гл.26:2).
69. Об ответе глупцам (гл.26:4,5).
70. О непостоянстве и ненасытимости (гл.27:8,20).
71. О трусости и смелости (гл.28:1).
72. Благополучие народа зависит от характера его правителя (гл.28:12,28; 29:2,16; 11:10,11).
73. Преимущества покаяния и святого страха (гл.28:13,14).
74. Наказание убийцы (гл.28:17).
75. О стремлении поскорее стать богатым (гл.28:20,22).
76. Враждебность нечестивых к благочестивым (гл.29:10,27).
77. Необходимость в средствах благодати (гл.29:18).
Этот материал еще не обсуждался.