Джон Пайпер
Величие Бога в проповеди
ГЛАВА 7. Превозносите Бога. Проповедь Эдвардса
Какое влияние оказало богословие Эдвардса на его проповеди? Какой должна быть проповедь, чтобы она могла зажечь сердца людей, как это было во времена Великого пробуждения в Новой Англии? Истинно, духовное пробуждение — это результат действия суверенной воли Божьей. Для этих целей Бог может использовать разные методы, но особенно проповедь. «Восхотев, родил Он нас словом истины...» (Иак. 1:18). «...Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).
По сути, из проповедей Эдвардса можно выделить десять принципов. Сегодня они могут оказать неоценимую помощь. Эти принципы, бросающие нам вызов, не просто десять фактов из жизни Эдвардса. Они были собраны буквально по крупицам, после тщательного анализа его проповедей и редких комментариев.
Пробуждайте святые чувства
Хорошая проповедь способствует пробуждению «святых чувств»: ненависти к греху, восхищения Господом, упования на Его обетования, благодарности за Его милость, стремления к святости и тихого смирения. Отсутствие святых чувств у христиан отвратительно. «Вера сама по себе настолько велика, что проявления сердца, по своей природе и важности, не будут соответствовать ей, если они не будут живыми и сильными. Ни в чем так не важно наше рвение в поступках, как в религии; и ни в чем другом равнодушие не выглядит так отвратительно»1. Далее Эдварде замечает, что «если истинная вера наполнена святыми чувствами, то мы можем сделать вывод, что нам необходимо проповедовать Слово таким образом, чтобы глубоко проникнуть в сердца наших прихожан»2.
Конечно же, полное чувства собственного достоинства духовенство Бостона посчитало стремление пробуждать в верующих чувства крайне опасным экспериментом. Например, Чарлз Чанси писал: «Очевиден и неоспорим тот факт, что сегодня мы в основном видим, как проповедники обращаются к пылким чувствам верующих, как будто главной целью религии является нарушить их спокойствие»3. Ответ Эд-вардса был весьма дипломатичен и взвешен:
Я не думаю, что проповедников можно обвинять в том, что они пробуждают в своих слушателях очень сильные эмоции, если эти чувства достойны, а их высота соответствует важности обсуждаемого вопроса... Почитаю своей обязанностью создавать накал эмоций у моих слушателей до такой степени, насколько это возможно, при том только условии, что в их сердцах в этот момент горит истина, если только они чувствуют то, что соответствует природе обсуждаемой темы. Я знаю, что на протяжении долгого времени искренняя и трогательная манера проповедовать оставалась в презрении; хорошим проповедником назывался только тот, кто обладал наибольшими знаниями, силой логики, правильными методами и хорошей риторикой. Но я, со всяким смирением в сердце, стал задумываться: а не в силу ли недостатка нашего понимания и игнорирования самой природы человеческой души мы считаем лучшим образцом именно такую манеру проповедовать, думая, что именно она отвечает чаяниям и нуждам слушателей? Обилие же фактов из настоящего и прошлого подтверждает эту точку зрения4.
Пожалуй, сегодня кто-либо, может, и спросил бы Эдвардса: «А почему ваша цель — чувства, а не дела любви, милосердия и справедливости?» На это можно ответить, что мишенью проповедей Эдвардса было не поведение верующих, а именно чувства их сердца, которые отражаются на их поведении. На это есть две причины. Во-первых, доброе дерево не может приносить худые плоды. Самая большая глава в «Трактате о религиозных чувствах» посвящена доказательству тезиса о том, что «благодатные и святые чувства найдут свой выход в практической жизни христианина»5. Эдварде был нацелен на чувства потому, что считал их источником праведных поступков. Посадите доброе дерево, и оно принесет вам добрые плоды.
Во-вторых, Эдварде понимал, что пробуждать святые чувства необходимо, поскольку «нет такого плода, который был бы благ и не происходил бы из благих чувств»6. Другими словами, добрые и милостивые поступки проистекают только из нового, данного Богом сердца, радующегося, что может теперь положиться на Бога, искать Его славы; в противном случае наши благие дела — просто законничество и не приносят чести Господу. Если и отдадим свое тело на сожжение, а любви не имеем — нет в том никакой пользы (1 Кор. 13:3).
Таким образом, хорошая проповедь должна пробуждать святые чувства в тех, кто слушает. Мишень проповеди — сердце.
Просвещайте разум
Да, Эдварде говорил, что «нашим прихожанам нужно не столько заполнить головы, сколько смягчить сердце. Им нужна именно такая проповедь, которая предназначена прежде всего для их сердец»8. Тем не менее существует разница между тем, как Эдварде действовал на сердца своих слушателей, и тем, как проповедуют современные, ориентированные на психологию, вооруженные психоанализом проповедники.
За основу проповеди в день своего назначения на должность пастора в 1744 году Эдварде взял отрывок из Евангелия от Иоанна об Иоанне Крестителе: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35). Через всю проповедь красной нитью проходил основной тезис: «Проповедник должен гореть и светить». В сердце должен быть огонь, а в голове — свет, но тепла должно быть не больше и не меньше, чем света.
Если служитель церкви светит без тепла, развлекает слушателей заученными речами, пустыми из-за отсутствия святости, в которых нет и намека на огонь духа, рвения о Господе и благосостоянии душ, то он просто доставляет удовольствие ушам прихожан, заполняя их головы пустой болтовней, которая не может ни сердце согреть, ни душу спасти. Если же слова проповедника полны неистового и неуемного рвения, обжигающего огня, но сам он не дает света, то в сердцах слушателей может появиться подобие святого огня, искаженные страсти и чувства; эти чувства никогда не сделают прихожан лучше, не помогут им сделать еще один шаг к Небесному Царству, а, наоборот, быстро собьют их с дороги8.
Тепло и свет. Пламя и сияние. Крайне важно просветить разум. Чувства не могут быть святыми, если они не проистекают из разума, просвещенного истиной. Например, Эдварде пишет: «Если в вере нет духовного света, то это не вера детей света и дня, а само-надеянностьдетей тьмы. Следовательно, проповедник, настойчиво призывающий к вере, но не светящий, сильно способствует обману князя тьмы»9.
Эдварде прибегает даже к еще более сильным словам: «Предположим, что святые чувства действительно возникли на почве крепкого убеждения в истинности христианской веры. Однако такие чувства не лучше, если эта убежденность неразумна. Под разумной убежденностью я подразумеваю убеждение, возникшее на основании реальных, действительных доказательств, или хороших доводов, или достойных причин»10. Поэтому хороший проповедник, стремясь пробудить святые чувства, должен объяснить «что, где и почему». Эдвардса нельзя обвинить в том, что он пытался манипулировать чувствами людей. Для него его слушатели были разумными созданиями, и чувства в сердцах он пробуждал только светом истины.
Именно поэтому Эдварде учил, что «для служителей церкви будет весьма полезно научиться ясно и разборчиво объяснять учения Библии, раскрывать смысл трудных доктрин, убеждать силой доводов и аргументов, придерживаться простых и понятных методов и порядка в рассуждениях, чтобы легко усвоить и запомнить Слово»". Таким образом, проповедь должна просвещать разум слушателей святой истиной. Почти 250 лет тому назад Бог пробудил Новую Англию удивительным сочетанием: теплом и светом, пламенем и сиянием, разумом и сердцем, учением и чувствами. А разве сегодня Бог не может использовать это сочетание для просвещения разума и зажигания сердец?
Насыщайте проповедь Писанием
Я всегда говорю, что хорошая проповедь насыщена Писанием, а не основана на Писании, потому что Писание — это более (и не менее) чем просто основание проповеди. Проповедь, провозглашающая величественность Бога, не может начинаться с прочтения отрывка из Библии, а заканчиваться чем-то другим. Такой подход принижает ценность Писания.
Общаясь с молодыми проповедниками, я неизменно даю им один и тот же совет: «Цитируйте Писание! Цитируйте Писание! Снова и снова говорите прихожанам слова из Библии! Показывайте им, откуда вы черпаете свои мысли». Большинство людей с трудом видят связи между предложениями и словами, которые так очевидны нам, проповедникам. Им необходимо постоянно, снова и снова цитировать Писание. Эдварде затрачивал огромные усилия на то, чтобы только выписать отрывки, которые подтверждали основные мысли проповеди. Он читал стих за стихом, дабы пролить свет на обсуждаемую тему В понимании Эдвардса, текст Библии подобен «лучу света, исходящего от солнца праведности. Слова праведности — свет, просвещающий разум служителя, и свет, которым он освещает слушателей. Слова Писания — огонь, зажигающий сердца»12.
Однажды Эдварде, вспоминая свои ранние годы работы пастором, написал о радости, которую он испытывал при изучении Писания: «Когда я читал его, часто случалось, что каждое слово касалось моего сердца. Они были так созвучны моему сердцу, эти сладостные и сильные слова! Казалось, что из каждого предложения вырывался свет и влага, освежающая душу, да так, что я буквально не мог отвести глаз от этого стиха. Подолгу задерживаясь на каждом предложении, я видел неожиданные богатства, сокрытые в нем, почти каждый абзац изобиловал чудесами»13. Можно только удивляться его глубоким познаниям Слова, не считая того, что он к тому же очень близко знаком с лучшими достижениями богословия, этики и философии своего времени. Будучи студентом, он написал: «Решено, буду изучать Писание постоянно, неизменно, часто, чтобы самому возрасти в его постижении»14. «Постоянно», «неизменно» и «часто» — вот источник богатства знаний Библии, так ясно видимых в проповедях Эдвардса.
Размышляя над стихом, он обычно записывал сотни мыслей, хватался за любую нить и следовал за ней, пока мог. «В своих исследованиях Слова еще с самого начала служения я придерживался следующего метода: записывать и применять в своей жизни и таким образом углубляться в познание любой детали. Я хватался за любую мысль, которая могла прийти мне в голову при чтении, размышлении, разговоре. Я хватался за любую мысль, которая обещала пролить свет на важный вопрос»15. Его перо стало глазом, проникающим в смысл Писания. Подобно Джону Кальвину, Эдварде учился, когда писал, и писал, когда учился. (Кальвин высказал эту мысль во введении к своей книге «Наставление в христианской вере».) Сравнивая наши методы работы над Словом Божьим с методами, которыми пользовался Эдварде, можно обнаружить, что мы крайне поверхностны.
Читать Эдвардса означает читать Библию глазами того, кто глубоко понимал ее и чувствовал всем своим сердцем. Его проповеди были насыщены Писанием. Таковыми должны быть и наши. Давайте последуем совету Эдвардса: «Хорошо знайте богословие, внимательно ознакомьтесь с письменным Словом Бога, будьте сильными в познании Писания»16.
Используйте сравнения и образы
Опыт и Писание подсказывают, что сердце людей хорошо понимает язык живых образов, восхищающих воображение, а не язык абстрактных мыслей. Эдварде, конечно, был метафизиком и философом высшего ранга. Он верил в важность теории, однако хорошо понимал, что цель его проповеди — пробудить новые чувства. Поэтому Эдварде прилагал немалые усилия, чтобы нарисовать перед глазами слушателей картину славы Небес — их красоту, и муки ада — его невыносимый ужас. В его проповеди абстрактное богословие и учение облекались в форму обычных жизненных событий и житейского опыта.
Серино Дуайт писал, что «тем, кто был обращен к Христу через труды Эдвардса, не нужно объяснять, что все его работы, хотя и в высшей степени метафизические, были богаты иллюстрациями; его проповеди изобилуют различного рода образцами, оставляющими долгое, неизгладимое впечатление»17.
В своей самой знаменитой проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» Эдварде обращается к следующему стиху из Писания: «Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Отк. 19:15). Эдварде говорил: «От этих слов у меня мурашки по коже. Если бы там было только сказано просто „гнев Бога", то уже в душе — парализующий страх. Но там сказано „ярость и гнев Бога". Ярость! Ярость Иеговы! Как это ужасно! Можно ли передать словами или осознать, что стоит за этим?»18
Эдварде бросает нам, проповедникам Слова Божьего, вызов. Кто из нас может найти такие образы и сравнения, чтобы произвести в душах людей глубокие переживания, когда мы говорим им о действительности существования ада и Небес? Мы не посмеем отвергать образы ада, воссозданные Эдвардсом, равно как не посмеем отвергать Библию, ибо, по его собственному мнению, с которым я вполне согласен, он только нащупал такие сравнения и примеры, которые хотя бы отдаленно смогли передать ужас и страх слов «точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя».
Сегодня же мы делаем все наоборот. Мы крайне многословны, рассказывая об ужасе ада, но при этом удаляем людей от библейского откровения настолько далеко, насколько это возможно. Отчасти именно поэтому так жалки наши попытки показать притягательность Небес и восхитительный блеск Его славы. Будет лучше, если мы, разделив поприще с Эдвардсом, обратимся к поискам образов, примеров и сравнений, оставляющих глубокий след в душах наших прихожан. Эдварде прибегал к сравнениям, не только когда говорил об аде и Небесах. Он использовал аналогию со скальпелем хирурга, чтобы объяснить некоторые виды проповедей. Он использовал сравнение с человеческим эмбрионом и эмбрионом животного, чтобы показать принципиальную разницу между невозрожденным грешником и рожденным от Духа верующим, обладающим теперь новыми, святыми чувствами. Он сравнил чистое сердце и оставшиеся в нем нечистоты с мехами молодого вина, в котором тоже есть осадок. Он представлял святость сердца в виде сада Бога, в котором растут различные прекрасные цветы. Его проповеди изобиловали подобными сравнениями. И все это служило одной цели — высветить истину, сделать ее доступной пониманию и вызвать в сердцах святые чувства.
Исторгайте страхом
Эдварде ясно представлял себе ад. Но еще лучше он представлял себе Небеса. Когда я вспоминаю свои последние годы учебы в университете, то перед моими глазами живо возникает картина: я и моя жена Ноуэл, сидя на диване, вместе читаем одну из проповедей Эд-вардса, «Небеса — это мир любви». Величественная картина! Я уверен, что если бы мы, проповедники, сегодня смогли бы нарисовать в воображении прихожан подобные великие картины славы, страстно желая познать Бога, как это делал Эдварде, то обязательно наступило бы новое возрождение церквей.
Те, кто умещает в своих сердцах Небеса, более всех содрогаются от ужасов ада. «Это учение ужасно и странно, но оно от Бога»19. Поэтому для Эдвардса угрозы Иисуса были особым проявлением любви. «Кто скажет: „безумный", подлежит геене огненной» (Мф. 5:22). «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30). «Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Эдварде мог молчать там, где говорил Иисус. Геена ожидает каждого, кто не обратится к Богу. Любовь предупреждает их угрозами Господа.
Сегодня проповедник редко использует в проповеди угрозы и предупреждения. Обычно приводят две причины, почему проповедник избегает этого. Во-первых, потому что это вызывает деструктивные чувства вины и страха. Во-вторых, потому что, с точки зрения догматики, такой подход неоправдан, ведь святые «навечно пребудут в благодати» и поэтому не нуждаются в угрозах и предупреждениях. Эдварде отверг оба аргумента. Если страх и чувство вины отражают истинное положение вещей, то их использование в проповеди разумно и является проявлением любви. Святые пребывают в благодати, когда слушаются библейских предупреждений и пребывают в любви к Богу. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
Эдварде писал, что Бог установил все в церкви таким образом, что «когда в сердцах людей любовь гаснет, тогда должно уступать место страху. Им нужен страх, чтобы удержать от греха и пробудить в них стремление заботиться о своих душах. Но Бог все устроил так, что когда в сердцах живет любовь, то страх должен быть изгнан, должен исчезнуть»20.
С другой стороны, Эдварде говорит о том, что «Божий гнев и страх будущего наказания как побуждающие к послушанию относятся ко всякому роду людей, не только к грешнику, но и к любящему Бога»21. Эдварде также писал, что святая любовь и надежда — это наиболее действенные средства, способные смягчить сердце и наполнить его ужасом греха, т. е. раболепным страхом ада22. Проповедь об аде никогда не должна заканчиваться на этой ноте. Никого нельзя загнать страхом в рай. Небеса предназначены для тех, кто возлюбил чистоту, а не для тех, кто ненавидит боль. Тем не менее Эдварде писал: «Некоторые утверждают, что пытаться привести людей страхом на Небеса бессмысленно. А я полагаю, что вполне разумно исторгать человека из ада страхом, точно так же, как разумно будет спасти человека из горящего здания»23.
Поэтому хорошая проповедь передает библейское предостережение собранию святых. Апостол Павел писал галатам: «...Предваряю вас... что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21); или в Послании к Римлянам: «...Не гордись, но бойся» (Рим. 11:20). Апостол Петр писал: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего...» (1 Пет. 1:17). Подобные мрачные предостережения только помогают проповеднику явить словом и нарисовать щедрыми красками величественные обетования и пейзажи Божьего Царства, подобно тому как апостол Павел писал в Послании к Ефесянам, что в грядущих веках Бог явит «преизо-бильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:7).
Взывайте и умоляйте
Может ли такой убежденный кальвинист, как Эдварде, взывать к людям и умолять их избежать наказания ада и беззаветно возлюбить Небесное Царство? Разве учение Кальвина о полной развращенности человека, безусловном избрании и безграничной благодати не делает подобное взывание абсолютно бессмысленным?
Эдварде изучал кальвинизм по Библии, и поэтому ему удалось избежать многих ошибок, которые так часто совершаются современными проповедниками. Он никогда не утверждал, что безусловное избрание, безграничная благодать, сверхъестественное возрождение свыше или же неспособность неверующего человека обратиться к Богу делает призыв к покаянию бессмысленным. Он говорил: «Грешников... нужно искренно призывать прийти и принять Спасителя, отдать свое сердце Ему, используя при этом каждый аргумент, способный спасти и приободрить, любой аргумент, который только можно найти в Евангелии»24.
Вспоминаю, как несколько лет тому назад я присутствовал на одной проповеди, прочитанной в духе Реформации. Проповедь была по главе 16 Первого послания к Коринфянам. Проповедник закончил леденящими душу словами: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (ст. 22). Он просто бегло сослался на этот стих, но в его словах не было слышно
4 Зак. 349
горячего призыва к людям полюбить Христа и избежать ужасного проклятия. Неужели так может быть?! В традициях гиперкальвинизма — говорить, что цель Бога — спасти избранных, и это дает право проповеднику призывать к Христу только тех, кто каким-то образом показал, что он ожил духом к вечной жизни. Такой подход порождает проповеди, которые только дают знать грешникам о раскаянии, но не приводят их к Христу. Эдварде, а после него и Чарлз Сперджен, хорошо понимали, что такой «кальвинизм» не имеет права на существование, т. к. он противоречит Писанию и нарушает традиции Реформации.
Эдварде стал автором книги с интересным названием «Свобода воли», в которой он писал: «Нравственное правление Бога, Его отношение к человеку как существу нравственному, Его обращение к нему с заповедями, наказами, призывами, предупреждениями, увещеваниями, обетованиями, угрозами, наградами и наказанием не противоречит мысли о том, что Бог предопределил события всякого рода во всей вселенной»25. Другими словами, призыв к слушателям открыть свои сердца для проповеди не противоречит высокому учению о суверенной воле Бога.
Несомненно, когда мы проповедуем, то результаты проповеди, к которым мы стремимся, — от Бога, в Его руках. Но это не должно мешать нам искренне взывать к нашим прихожанам откликнуться в своих душах, потому что, как объясняет Эдварде:
Нас нельзя назвать существами пассивными, также нельзя утверждать, что Бог делает что-то одно, а мы — остальное. Напротив, Бог делает все, и мы делаем все. Бог все производит, мы все делаем. Ибо Он производит в нас то, что мы делаем. Бог — единственный автор всего и источник всего; мы же — делатели. Мы, если смотреть с различных точек зрения, полностью пассивны и полностью активны.
В Писании мы можем найти свидетельство того, как одни и те же действия исходят и от Бога, и от человека. Сказано, что Бог обращает к покаянию (2 Тим. 2:25); сказано также, что человек обращается к Богу (Деян. 2:38). Бог творит новое сердце (Иез. 36:26), и также нам заповедано сотворить новое сердце (Иез. 18:31). Бог обрезает сердце (Втор. 30:6), и также нам заповедано обрезывать свои сердца (Втор. 10:16)... И все эти стихи не противоречат высказыванию, что «Бог производит в вас и хотение и действие...» (Флп. 2:13)26.
Поэтому Эдварде пытался найти в сердцах своих слушателей отклик на Слово Божье, чтобы они спаслись. «Итак, если вы, зная о спасении, проявляете благоразумие и не собираетесь отправляться в ад, то пришло время! Вот сейчас — время благоприятное! Наступил день спасения... Не ожесточайте свои сердца сегодня!»27 Практически в каждой проповеди Эд-вардса был длинный раздел под названием «Применение», здесь он указывал на возможность применения доктринального учения в жизни и призывал слушателей дать ответ. Он взывал, увещевал и умолял их откликнуться на призыв Бога.
Вероятнее всего, Бог соблаговолил явить Свою пробуждающую силу через проповедь, в которой любовь явилась через строгие слова Господа, а несравненные обетования святым были обильны и призывы звучали неистово и милосердно — и ни один из слышавших Слова Бога не уходил с пустым сердцем. Как жаль слышать пасторов, повествующих об истинах и не использующих их для призыва людей. Хорошая проповедь умоляет и взывает к ответу на Слово Божье.
Проникайте в глубины сердца
Сильная проповедь подобна хирургу. Благословленная помазанием Святого Духа, она обнаруживает, режет и удаляет очаг инфекции, т. е. грех. Серино Дуайт, один из биографов Эдвардса, писал о нем так: «С его знанием человеческого сердца, знанием законов, по которым оно живет, едва ли может сравниться любой другой проповедник»28. Я могу подтвердить, что когда читаю проповеди Эдвардса, то чувствую себя пациентом на операционном столе.
Откуда же у Эдвардса было такое знание человеческой души? Он проводил мало времени с прихожанами нортгемптонской церкви. Дуайт утверждает, что он не знал другого человека, который бы так стремился к уединению, чтобы посвятить свое время чтению и размышлениям. Для пуритан была весьма характерна склонность к самоанализу, которую и унаследовал Эдварде. Тридцатого июля 1723 года, когда Эдвардсу исполнилось 19 лет, он сделал запись в своем дневнике: «Я решил приложить все усилия, чтобы научить себя выполнять свои обязанности путем самоанализа, чтобы знать все причины, почему я их не выполняю. Хочу найти в собственных мыслях все тайные отговорки»29. Неделей позже он написал: «Твердо убежден, что сердце человека лживо, что чрезмерный... аппетит ослепляет разум, полностью подчиняя его себе»30. Дуайт был совершенно прав, когда говорил, что «Эдварде изучал анатомию человеческой души путем близкого знакомства со своей собственной»31.
Эдварде также был убежден, что в горячих религиозных переживаниях времен Духовного возрождения необходимо было «отделять пшеницу от плевел». «Трактат о религиозных чувствах», который изначально существовал в виде отдельных проповедей, прочитанных Эдвардсом в 1742—1743 годах, является образцом безжалостного разбора такого порока, как самообман в вере. Эдварде, невзирая на лица, смотрел в корень проблемы, обращаясь к истокам нашей развращенности. Подобное внимательное и длительное изучение религиозных переживаний прихожан своей церкви позволило Эдвардсу прекрасно понять все чувства их душ.
Эдварде обладал весьма необычной способностью постигать суть Писания, которое он рассматривал как свидетельство Самого Бога о наших сердцах. Например, он заметил, настолько глубоки и искренни были религиозные чувства галатов, что они были готовы исторгнуть свои глаза и отдать Павлу (Гал. 4:15). Эдварде также обращает внимание на стих 11 той же главы, где Павел говорит: «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», и делает проницательный вывод, что интенсивность религиозных чувств (готовность исторгнуть свои глаза) не является надежным признаком их подлинности и истинности (поскольку труд Павла мог оказаться напрасным)32. Многие годы уходят на то, чтобы стать настоящим хирургом человеческих душ. Но это позволяет срывать покров с тайн нашего сердца. Не раз это помогало пробудить к жизни церковь.
Эдварде писал, что каждый служитель Слова «должен быть знаком с религией, наполненной чувствами, и не отвергать операций Духа Божьего и реальности сатанинских обманов»33. Снова и снова, перечитывая его проповеди, я ощущаю, что все тайны моего сердца обнажены. Все потаенные уголки моей души высвечены светом. Лживые мысли и чувства выставлены наружу. И вот пробуждающая красота новых истинных чувств влечет меня. Я читаю — и они пускают корни, укрепляются в моей душе.
И вновь Эдварде сравнивает проповедника с хирургом. «Обвинение служителя в том, что после возвещения истины он не дал утешения людям, пробуждающимся от духовного сна, подобно обвинению хирурга в том, что он, начав вскрывать скальпелем нарыв и причинив сильную боль больному, остановился, как только услышал крики, и в результате так и не вычистил нарыв. Такой „милосердный" врач, останавливающий свою руку при первом же вздрагивании больного... подобен тому, кто плохо лечити говорит: „Мир! мир!", а мира нет»34. Эта аналогия, приведенная Эд-вардсом, хорошо раскрывает суть проповедей самого Эдвардса. Никто из нас не захочет оказаться на операционном столе в роли больного, никто из нас не захочет, чтобы нас резали скальпелем, но какая же это великая радость — избавиться от раковой опухоли! Поэтому хорошая проповедь подобна хорошей операции, которая проникает в самые глубины нашего сердца.
Взывайте к Духу Святому в молитве
В 1735 году Эдварде прочитал проповедь под названием «Всевышний, молитву слышащий Бог», в которой сказал: «По своей великой благости Бог постановил, что молитва должна предшествовать Его милости; Бог соблаговолил являть милость после молитвы, как если бы с помощью молитвы мы смогли убедить Его»35. Результат проповеди целиком и полностью зависит от Его милости. Следовательно, для того чтобы подчинить проповедь святой силе, проповедник должен трудиться в молитве.
Именно таким образом Святой Дух помогает проповеднику. Эдварде никогда не верил, что помощь Духа Святого приходит в виде слов, которые появляются в голове сами собой. Если Святой Дух действует таким образом, то и сам дьявол может быть проповедником, так же хорошо справляясь с работой.
Святой Дух наполняет наше сердце святыми чувствами, а чувства, в свою очередь, наполняют уста проповедника. «Если человек в святости и искренности прибегает к Господу в тайной молитве, то Он удивительным образом откроет содержание и нужные слова... для предстоящей проповеди»36.
Обучая молодых служителей церкви, Эдварде говорил: «Чтобы гореть и светить, нужно быть рядом с Богом, держаться Христа, дабы воспламеняться от Него. Нужно всем сердцем искать Его лица, общаясь в молитве с Тем, Который есть источник, бьющий светом и любовью»37.
Когда Эдварде только начинал свое служение, он сказал: «Год за годом я проводил большую часть своего времени в размышлениях о святости. Часто, прогуливаясь в лесу по уединенным местам, я пребывал в размышлениях, монологах, молитве, разговоре с Богом; по своему обыкновению я распевал свои мысли. Почти всегда, куда бы ни пошел, я радостно молился. Казалось, что молитва — часть меня, она была подобна дыханию, вырывающемуся из моего горящего сердца»38.
Помимо уединенной молитвы, Эдварде использовал и совместную молитву: он стал горячим участником большого молитвенного движения, начавшегося в то время в Шотландии. Он написал книгу с очень длинным названием описательного характера: «Смиренная попытка способствовать полному согласию и явному единению с Божьими людьми через необычайную молитву о возрождении религии и продвижении
Царства Божьего на земле»39. Тайная молитва проповедника и совместная молитва верующих имели своей целью явить миру, по милости Божьей, силу Духа.
Хорошая проповедь рождается из хорошей молитвы. И такая проповедь, благословленная Святым Духом через молитву, может явить такую же силу, которая привела к Великому пробуждению во времена Эдвардса.
Будьте смиренными
Хорошая проповедь невозможна, если проповедник не пребывает в духе смирения, если не прислушивается к чужой боли. Да, Иисус обладал всей властью и силой. Но люди стремились к Нему потому, что Он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11:28,29). Поэтому рядом с Ним люди находили покой:
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (Мф. 9:36).
Каждому проповеднику, исполненному Духом, нужно уметь смягчать нежными словами любое Божье обетование, а слезами — каждое слово обличения:
Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестив Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны (1 Фес. 2:7,8).
Один из секретов силы Эдвардса как проповедника заключался в его смирении и кротости, которые сквозили в его проповедях, посвященных разбору неприятных и трудных проблем. Вот послушайте: «Все достойные чувства — это смиренные чувства. Истинной христианской любовью является смиренная и кроткая любовь. Желания святых хотя и пылки, но скромны, ибо их надежда — это кроткая надежда; их радость, даже очень сильная, — это кроткая радость, оставляющая христианина нищим духом, беззащитным ребенком, открытым для всепроницающего смирения»40.
Истинная духовная сила, льющаяся с кафедры, не имеет ничего общего с шутливостью. Практически невозможно разбудить черствые сердца и пронзительными криками. Писание убедило Эдвардса, что «смиренные чувства не делают человека бравым, рвущимся в бой; пожалуй, напротив, они заставляют говорить его с трепетом»41. Святые благословения изливаются на тех, в ком есть кротость и трепет: «А вот, на кого Я призрю [говорит Господь]: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
Поэтому, считает Эдварде, служитель церкви должен взращивать тихий дух, подобный тому, какой имел Агнец, Дух Христа. «Такой же дух прощения, милосердия, пылкой любви и обильной снисходительности; такое же стремление пожалеть униженных, плакать с плачущими, подать руку помощи тем, чьи души и тела в беде, услышать просьбы нуждающихся и ответить им, успокоить огорченных; такой же дух снисхождения к нищему и дух кротости и смирения к слабому; великую и всепоглощающую любовь к врагам»42.
Если мы хотим увидеть подобный дух смирения в прихожанах наших церквей, то нам необходимо взращивать его прежде всего в нас самих. А этого не случится, по мнению Эдвардса, до тех пор, пока мы не осознаем нашу пустоту, беспомощность и ужасную развращенность. Вся жизнь Эдвардса была похожа на колебания маятника между смирением пред Богом за грехи и восхищением победой в Спасителе: «Как часто с момента моего появления в этом городе мне открывались отвратительные виды моих грехов и подлостей. Я видел их так отчетливо, что зачастую, не в силах остановиться, подолгу плакал о них. Иногда из-за этого мне приходилось прятаться от людей»43. Нетрудно представить себе всю глубину искренности чувств Эдвардса и то, какое влияние они оказали на его проповеди.
Конечно, если думать только о грехе, то можно быстро оказаться на краю бездонной пропасти отчаяния. Но это не было целью проповедей Эдвардса. Его внутренний ответ на чувство вины выливался в словах благовестия и свободы: «Я люблю думать о том дне, когда придет Христос, когда мы примем Его спасение, мы, нищие духом, опустошенные, смиренно превозносящие Его Одного, отрезав себя от корня своего „я", чтобы укорениться в Нем, питаться от Него, чтобы Бог во Христе был для меня всем во всем»44.
Вот когда возвеличивание Бога в жизни проповедника приводит к Его возвеличиванию в проповеди.
Эдварде мог держать своих слушателей в напряжении. Но достигал он этого не грубостью, не громкостью или воинственностью. Сила Эдвардса заключалась не в ораторском искусстве или громких криках, от которых закладывало уши.
Томас Принс описывал Эдвардса как «проповедника с тихим голосом и непринужденной манерой говорить, без лишних движений руками и телом; он не обладал ничем таким, что могло бы привлечь внимание, за исключением, пожалуй, одного: привычной и величественной торжественностью его вида и речи, как будто он стоял в присутствии Самого Бога»45. Для нас Эдварде является редким свидетельством того, как проповедь может возвеличить Бога, если она исходит из кроткого и смиренного сердца.
Говорите с вдохновением
Проповедь, прочитанная с вдохновением, оставляет впечатление, что на карту поставлено что-то очень важное. Эдварде глубоко осознавал как реальность существования Небес и ада, так и необходимость пребывания святых чувств и благочестия в сердце верующего, поэтому каждое воскресенье на карту была поставлена вечность. Эта особенность выделяет Эдвардса из рада современных проповедников. Наше поверхностное восприятие ада, легкомысленное отношение к покаянию, ложная убежденность в «вечной безопасности» наших душ создает атмосферу, в которой пылкую проповедь услышать почти невозможно. Эдварде был настолько убежден в реальности того, о чем он говорил, так сильно стремился пробудить свой народ, что когда Джордж Уайтфилд вдохновенно проповедовал с кафедры Эдвардса, из глаз Эдвардса буквально всю проповедь лились слезы. Он просто не мог представить себе, как можно проповедовать холодным, небрежным, безразличным или легкомысленным тоном о великих тайнах Бога, равно как не мог себе представить любящего отца, безразлично разговаривающего со своим сыном, находящимся в доме, который охвачен огнем и вот-вот рухнет на его голову (см. с. 46, 47).
Проповедь, сказанная без вдохновения, может научить только одному: проповедник не верит в то, о чем говорит, его никогда не охватывал восторг от реальности того, о чем он говорит, и сам предмет разговора не имеет для него ни малейшего значения. Но у Эдвардса все было по-другому. Он стоял на кафедре в благоговении и страхе, осознавая всю важность истины, которую он возвещал.
Один из современников Эдвардса говорил, что его красноречие заключалось в том, «с какой силой он раскрывал важнейшие истины своим слушателям, а также в силе аргументов, произносимых с таким пылом и накалом чувств, что, казалось, вся душа проповедника была во власти проповеди, ее сути и формы, так что все слушающие были поглощены его словами от начата до конца и в их памяти оставалось неизгладимое впечатление от всего услышанного»46.
Гораций Бонар описал общие отличительные черты проповедников, которых Бог избирай на протяжении веков, чтобы пробудить Свою Церковь.
Они, как служители тайн Божьих и пастыри, помазанные Пастырем заботиться о душах, ощущали на своих плечах безграничную ответственность. Они жили, служили и проповедовали, осознавая, что на их устах — судьбы многих людей. Что бы они ни говорили, что бы ни делали, — все несло на себе печать их искренности. Они возвещали всякому, что посланы говорить об истинах бесконечной важности... Они проповедовали мужественно и бесстрашно, обрушиваясь на слушателей со словами невероятной силы. Но в словах их не было и тени неистовства, ярости или суеты — нет, они были слишком торжественны; их проповедь была мощной, острой, глубоко проникающей, острее, чем обоюдоострый
Да, так было 250 лет тому назад. Но заповеди, оставленные нам, и сам пример жизни Эдвардса призывают нас «проповедовать великие истины религии с невероятной любовью» и бежать от «безразличного, невыразительного тона проповедника»48. Мы просто должны донести до наших прихожан, без игры и притворства, что от сути того, о чем мы проповедуем, при ближайшем рассмотрении просто дух захватывает.
Конечно, это означает, что мы должны знать Бога Джонатана Эдвардса. Если мы не передаем через проповедь величие Бога, как это делал Эдварде, то мы не сможем ни на йоту приблизиться к величию проповедей и самого Эдвардса, С другой стороны, если Бог по Своей милости и благодати соблаговолит открыть нам глаза, чтобы мы смогли увидеть то, что видел Эдварде, если Всесильный Бог позволит нам вкусить Его сладостное владычество, как это довелось Эдварсу, тогда возрождение истинного служения сегодня станет не только возможным, но и неизбежным.
Этот материал еще не обсуждался.