22.06.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Величие Бога в проповеди

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Люди жаждут познать величие Бога. Большинство из них будет отрицать, что корень их проблем — это неудов­летворенное желание познать Его величие — действен­ное лекарство, не пользующееся спросом. Рынок бук-вшіьно завшіен дешевыми и популярными препаратами. Но эффект от них только временный. Также и проповедь, лишенная аромата величия и славы Бога, — только раз­влечение, радующее сегодня и забывающееся завтра, раз­влечение, не способное достичь глубин сердца, крича­щего Богу: «Яви мне Свою славу!»

Несколько лет тому назад (как раз во время проведе­ния январской недели молитвы) я решил прочитать про­поведь на тему «Святость Бога». За основу я взял шестую главу Книги Пророка Исайи. Моей целью было нарисо­вать перед прихожанами нашей церкви картину Божьей святости. Об этом и повествуют нам первые четыре сти­ха этой главы:

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидя­щего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли се­рафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя за­крывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гла­са восклицающих, и дом наполнился курениями.

Итак, проповедь была о святости Бога. Моим глубо­чайшим желанием было показать все величие и славу Великого и Святого. Однако я сознательно решил воз­держаться от такой немаловажной и обязательной части проповеди, как применение, где раскрывается вопрос о применении истины в жизни. В тот день я решил испы­тать, сможет ли нарисованная яркими красками карти­на величия Бога сама по себе удовлетворить духовную жажду людей?

Ответ пришел достаточно неожиданно. Незадолго до этой воскресной службы одна молодая пара обнаружи­ла, что один из родственников совершил половое наси­лие над их ребенком. Невыносимая боль для семьи! В воскресенье, когда я читал эту проповедь, они пришли в церковь. Меня иногда просто удивляют те многочислен­ные советчики, которые говорят: «Пастор Пайпер, разве вы не видите, сколько боли в жизни ваших прихожан? Спуститесь, наконец, с небес на землю и оглянитесь! Неужто не видно, кто перед вами сидит каждое воскре­сенье?» Но спустя несколько недель я усвоил еще один урок. Глава той семьи после службы отвел меня в сторо­ну и сказал: «Джон, мы переживаем тяжелейшие меся­цы нашей жизни... Знаете, что нам помогло? Величие святости Бога, о которой вы проповедовали».

В нашей церкви мы проводили анкетирование, где среди прочих вопросов задавали и такой: «Какие, по ва­шему мнению, темы должны быть освещены в будущих проповедях?» В предложенном нам списке не было темы святости Бога и величия Его благодати. И тем не менее мы все равно должны читать проповеди такого рода, по­тому что люди нуждаются в этом. Они жаждут этого.

Я хотел бы привести другой пример проявления по­добной нужды. Посмотрите, сколько раз за всю историю церкви зарождалось подвижничество. Как мы можем побудить прихожан нашей церкви к действию? Сегодня молодых людей практически невозможно зажечь идеей приверженности учению какой-либо ветви христиан­ства. Но вот что действительно зажигает их сердца, так это мысль о величии Вездесущего и о целях Всесильно­го. Самый первый миссионер, апостол Павел, писал: «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим 1:5). Следователь­но, любое благовествование и служение Господу проис­ходит ради имени Его. Само наше желание усиливается стремлением увидеть Его славу, стремлением воздать Ему должное, ибо это и есть ответ на нашу молитву: «Да бу­дет прославлено имя Твое».

Я глубоко убежден, что видеть Его величие — значит иметь прочное основание для всего, что мы делаем в церк­ви: в повседневной заботе пастора о нуждах прихожан или же в благовестии. Божий народ должен ощущать Бога в наших проповедях. Ему нужно хотя бы раз в неделю встречаться с пастором, способным своим словом воз­величить Бога и нарисовать величественную картину Его красоты. Роберт Мюррей писал: «Бог благословляет не столько талантливых, сколько праведных. Праведный служитель — это оружие в руках Бога, внушающее бла­гоговение»1. Итак, в чем более всего нуждаются прихо­жане наших церквей? В святости. В ней нуждается и каж­дый христианин в отдельности. И святость человека есть не что иное, как его жизнь, погруженная в Бога, когда все: и взгляды, и принципы — обновлены в Нем.

Сам Бог, Его величие, истинность, святость, правед­ность, мудрость, суверенность воли, благодать — все это должно стать обязательной частью любой проповеди. Я, конечно, не утверждаю, что не надо говорить о реалиях нашей жизни, о наших повседневных проблемах, о ро­дителях и детях, о семьях и разводах, о СПИДе, чрево­угодии, телевидении и сексе. Напротив, я хочу сказать, что все вышеперечисленные проблемы должны быть брошены к трону Святого Бога. Пусть Его праведность осветит их, выявит их истинную природу.

Призвание христианского проповедника заключа­ется не в проведении еженедельных взбадривающих ду­ховных бесед о том, как выжить в современном мире. Пусть этим занимается кто-нибудь другой. Большин­ство верующих не имеет возможности каждую неделю слышать проповеди о величественной красоте Госпо­да. Трагично, что многие из сегодняшних христиан про­сто не могут утолить свою жажду по Нему так, как они смогли бы это сделать, слушая великого проповедника Джонатана Эдвардса.

Марк Нолл, специалист по истории Церкви, назвал трагической ситуацию, сложившуюся за период в 250лет, которые прошли после жизни Эдвардса. Он, в частности, пишет: «В силу изменившейся системы ценностей в Аме­рике христиане просто не думают по-христиански. Бла­гочестие Эдвардса имеет продолжение в традициях Воз­рождения, а его богословие — в традициях кальвинизма. Но сегодня практически нет преемников его мировоз­зрения, насквозь проникнутого Божьим присутствием, и его философии, до основания пропитанной богосло­вием. Исчезновение из американских церквей традиций проповедования, заложенных Эдвардсом, — настоящая трагедия»2.

Чарлз Колсон, как бы вторя этой мысли, пишет: «Церкви Запада, дрейфующие во льдах своей вековой культуры, скорее можно назвать американскими, чем христианскими. Они заражены дешевым учением о благодати — нам нужно вернуться к традициям, заложен­ным Эдвардсом. <...> Я верю, что молитвы и дела тех, кто любит Христа и послушен Ему, смогут победить, если про­поведь, начатая Эдвардсом, будет слышна в церквах»3.

Возрождение в умах служителей и посланников Гос­пода «мировозрения Эдвардса, насквозь проникнутого Божьим присутствием», принесет великую радость, про­будит искреннее желание возблагодарить Бога, творяще­го все новое.

Материал, приведенный в первой части этой книги, первоначально лег в основу лекций, прочитанных в Гор-дон-Конуэльской семинарии в феврале 1988 года. Вто­рая часть книги составлена из материалов лекций, про­читанных в октябре 1984 года в Уитонском колледже. На мой взгляд, если кто и приобрел от этих семинаров что-нибудь, так в первую очередь я — больше всех. Я благо­дарен администрации этих двух школ за оказанное мне доверие, а также за то, что мое призвание проповедника смогло облечься в новую форму служения.

Я не перестаю благодарить Господа за то, что на вос­кресных богослужениях Он никогда не оставлял меня без слова проповеди, без рвения возвешать Его славу — а ведь чего только не случалось за это время! Сколько боли и слез выпало на долю моей семьи четверых сы­новей и верной жены. О, этот бесценный дар всесиль­ной благодати! Каждую неделю, оставив позади пусты­ни и степи этой жизни, Бог вновь открывал передо мной Свое Слово и давал сердце, чувствующее Его Слово. Я никогда не терял любви к проповеди.

По милосердию Божьему, у моей любви проповедо­вать всегда существовала своя причина. Чарлз Сперджен знал о ней, знали о ней и другие безмерно счастливые проповедники. Однажды у Сперджена спросили: «В чем секрет вашего служения?» Немного подумав, он ответил: «Прихожане моей церкви молятся за меня»4. Именно благодаря этому я могу каждое воскресенье продолжать свое служение. Именно поэтому выдержите в руках кни­гу «Величие Бога в проповеди». Прихожане моей церкви молятся за меня. Им я и посвящаю эту книгу, им моя любовь и признательность.

Я же молюсь, чтобы слова этой книги исполнили сердца Божьих глашатаев желанием следовать увещева­ниям апостола Петра:

Говорит ли кто, говори как слова Божий; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1 Пет. 4:11).

Джон Пайпер


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.