22.06.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Величие Бога в проповеди

ГЛАВА 6. Смиритесь пред Его сладостной суверенной волей. Богословие Эдвардса

 

 

Ответы на вопросы что Джонатан Эдварде проповедовал и как он это делал кроются в его по­нимании Бога. Поэтому, перед тем как мы пустимся в обсуждения его проповедей, нам нужно постарать­ся хотя бы кратко вникнуть в его видение Господа. В 1735 году Эдварде проповедует на тему: «Останови­тесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11). Развивая свою мысль, он приходит к выводу: «Богтребуетотнасне без­рассудного подчинения Ему, а подчинения как видя­щих и понимающих. Следовательно, простое пони­мание истины, что Бог есть Бог, вполне достаточно для того, чтобы отмести все возражения и противо­стояния Его святым и суверенным делам»1.

Когда Джонатан Эдварде «остановился и познал» великую истину, что Бог есть Бог, то перед ним от­крылся необъятный мир, где живет Величественное Существо, Чье существование более не оставляло со­мнений, он узрел Того, Кто обладал бесконечной властью, бесконечным знанием и бесконечной свя­тостью. Он писал:

Деяния Бога свидетельствуют об одном: Его ра­зум и власть неисследимы... Таким образом, Он, обла­дая бесконечным разумом и властью, должен так же быть и идеально святым, поскольку грех всегда оз­начает некий недостаток, некую слепоту. Там, где нет темноты и заблуждения, не должно быть и греха... Бог, обладая бесконечным разумом и властью, дол­жен быть самодостаточным и вседостаточным. По­этому Его нельзя заставить совершить ошибку, ибо нет такой причины, которая могла бы побудить Его к этому... Следовательно, Бог абсолютно свят и для Него ошибаться невозможно2.

В понимании Эдвардса бесконечная власть, или, другими словами, абсолютная власть, есть основание Божьей вседостаточности. Вседостаточность Бога — это пульсирующий фонтан Его идеальной святости. В своем «Трактате о религиозных чувствах» Эдварде писал, что Божья святость охватывает все аспекты Его морального превосходства. Итак, для Эдвардса суве­ренность Бога стала краеугольным камнем в понима­нии всего остального о Боге3.

В двадцать пять лет он вспоминал, как девятью годами раньше буквально «влюбился» в доктрину о суверенности Бога, о чем и написал: «В моей голове произошел переворот с того момента, как я принял учение о суверенности Бога. С того дня и до конца... безраздельная суверенность Бога... есть то, в чем я убежден в такой же степени, как я убежден в реально­сти мира, который вижу своими глазами. <...> Не раз это учение представлялось мне невероятно приятным, светлым и сладостным. Я люблю говорить о Боге как об абсолютно суверенном в Своей воле... Его суверен­ность является мне как величайшая составная Его славы. Приближение к Богу и преклонение пред Ним, всевластным Хозяином, доставляет истинную ра­дость»4.

Взирая на Бога, ошеломленный величием Его су­веренной воли, Эдварде не рассматривал ее в отрыве от всего остального. Божья суверенность — это часть Божьей славы. Эдварде наслаждался этим потому, что это было великой и важнейшей частью Того бесконеч­но славного Существа, которого Эдварде невероятно искренне любил.

Из такого видения Бога проистекает два вывода. Первый заключается в том, что во всем, что бы ни де­лал Бог, Он преследует цель явить сияние Своей сла­вы. Все деяния Господа берут начало в полноте Его естества, а не в недостатке. Большинство поступков человека имеют своей целью восполнить недостаток или отсутствие чего-либо в нем. Бог же никогда не нуж­дается в восполнении своих недостатков. Он никогда не пытается залечить Свои изъяны, потому что Он Сам есть источник силы, изменяющей все по своей воле, отражающей всю полноту Его бытия. Любое действие Бога направленно на то, чтобы явить и рас­крыть Свою славу, а не дополнить ее (эта мысль была мастерски раскрыта в «Dissertation Concerning the End for Which God Created the World»5).

Второй вывод заключается в том, что долг челове­ка — восторгаться славой Бога. Я намеренно фоку­сирую ваше внимание на слове «восторг», потому что во времена Эдвардса, равно как и в наши дни, многие верующие убеждены, что цель человека — прославлять

Бога и всегда наслаждаться Им. Таким образом, они считают, что наслаждаться Его присутствием необя­зательно, не понимая того, что главная цель челове­ка — это прославить Бога через наслаждение Им.

Эдварде называл восторг чувствами. «Трактат о религиозных чувствах» был подчинен одной мысли: «Истинная вера, по большей своей части, состоит из святых чувств». В его понимании чувства были «весь­ма значительными, наиболее заметными проявлени­ями всех стремлений души и ее воли»6.

Нам необходимо понять, что «восторгаться Госпо­дом» не такая уж и простая задача. Одни желания на­шего сердца всегда связаны с другими. Например, «восхищение Богом» включает в себя ненависть к гре­ху, страх разгневать Бога, надежду на обетования Бога, удовлетворение от общения с Богом, желание последнего откровения Бога, ликование по поводу ис­купления грехов, горестное сокрушение о грехах, бла­годарность за незаслуженные дары, рвение исполнить Божьи цели, голод по праведности. Наш долг перед Богом заключается в том, чтобы все наши чувства были естественным следствием Его присутствия, от­ражающего Его славу.

Эдварде был искренне убежден, что без святых чувств нет и истинной веры. «Тот, у кого нет религи­озных чувств, является в духовном смысле мертвецом, лишенным сильных оживляющих влияний Духа Бо­жьего»7.

Более того, нет истинной веры (или истинного ве­рующего), если нет постоянства святых чувств. По­стоянство есть отличительный признак избранных, оно крайне необходимо для достижения окончатель­ного спасения. «Те, кто не ведет праведной жизни, откроют для себя, что они не избраны, те же, кто ве­дет праведный образ жизни, откроют для себя, что они избранные»8.

Эдварде верил в оправдание по вере и много думал о том, как это соотносится с постоянством святых в вере. Тогда, равно как и сегодня, люди задавались во­просом: «Что есть вера?» Эдварде дал на этот вопрос два важных ответа. Во-первых, спасающая вера вклю­чает в себя «веру в истину и способность души отве­чать на истину»9. Поскольку вера есть способность души отвечать на различные стимулы, то вера подра­зумевает под собой и чувства. Вера есть «полное при­нятие душой откровения, что Иисус Христос — наш Спаситель». Мы принимаем эту истину через любовь: «Вера есть следствие принципа святой любви» (ср., например: 1 Кор. 13:7; Ин. 3:19,5:42). «Любовь к Богу— это основное условие спасающей веры». Другими сло­вами, вера появляется, «когда мы вкушаем духовную истину, наслаждаясь ее красотой и святостью»10. Итак, истоки веры надо искать в «восхищении Богом», а проявление нашего восторга и есть наша вера. В про­тивоположность современному учению, Эдварде утверждал, что спасающая вера — это решение воли, идущее рука об руку с чувствами.

Во-вторых, спасающая вера — это постоянная вера. «Бог считает постоянство святых важнейшей составной частью первого шага в спасающей вере;

именно так грешник и спасается»11. Другими слова­ми, поначалу спасающая вера похожа на желудь, в котором живет росток, однажды вырастающий в дуб постоянства веры; а это постоянство, согласно Биб­лии, необходимо для окончательного, или заключи­тельного, спасения. Итак, мы однажды и навсегда оправдываемся верой в момент нашего покаяния, но мы должны (и наверняка будем) пребывать в святых чувствах, привитых нам во время покаяния.

Именно поэтому Эдварде сказал, что «нужны не толь­ко люди, заботливо и внимательно относящиеся к своему покаянию и обращению, но и люди, которые заботятся о пребывании в вере»12. Эдварде верил в это, и это оказало огромное влияние на его отношение к проповеди. Для него проповедь была способом сохра­нения святых в благодати, а само постоянство в вере было необходимо для достижения окончательного спасения. Поэтому для него каждая проповедь была «спасающей проповедью». И не просто потому, что она призвана обращать грешников к Христу, но так­же и потому, что она сохраняет в верующих святые чувства, что помогает им доказать себе и окружаю­щим истинность своего призвания и избрания и в конце концов — спастись.

Таким образом, когда Джонатан Эдварде «остано­вился и познал», что Бог есть Бог, то он узрел безбреж­ную суверенную власть Бога самодостаточного, все-достаточного, бесконечно святого и потому истинно обладающего всей славой. Бог никогда и ничего не де­лал и не будет делать для восполнения Своих недо­статков (поскольку у него нет таковых); все его уси­лия направлены на явление Своих богатств (которые бесконечны). Ради Своей славы Он делает то, что Он делает. Следовательно, нашей обязанностью и при­вилегией должно стать стремление приобщиться к Его замыслу и, восхищаясь Им, отражать миру сияние Его славы. Наше призвание и радость — явить Божью сла­ву, доверив Ему свое сердце до конца нашей жизни.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.