29.04.2010
Скачать в других форматах:

Артур Пинк

Божественный суверенитет

Божественный суверенитет и молитва.

 

«Ковда просим чего по воле Ею, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14).

На протяжении всей этой книги, мы преследовали главную цель - возвеличить Творца и умалить творение. Сегодня наметилась всеобщая тенденция: превознести человека и унизить, обесчестить Бога. Можно заметить, что, когда речь заходит о духовных вопросах, происходит подчеркивание и выпячивание человеческого элемента и человеческого фактора, в то время как Божественная сторона, если игнорируется не полностью, то значительно отодвигается на задний план. Именно это характерно для многих современных учений о молитве. В подавляющем большинстве книг и проповедей, посвященных этой теме, почти все внимание сосредоточено на человеке: говорится о том, какие условия .мы должны соблюдать, на какие обетования мы должны претендовать, что мы должны делать, чтобы получить желаемое, Божий требования, Божий права и Божья слава зачастую не принимаются во внимание.

В качестве достойного образца того, что издается сегодня, приведем небольшую статью (озаглавленную «Молитва или судьба»), недавно появившуюся в одном из ведущих религиозных еженедельников.

«Бог Своей суверенной волей установил, что человеческие судьбы могут изменяться и формироваться в зависимости от волеизъявления человека. Суть данной истины состоит в том, что молитва изменяет ход событий, Бог изменяет их, когда люди молятся. Кто-то очень точно выразил это следующим образом: «Существуют определенные вещи, которые произойдут в жизни человека не зависимо от того, молится он или нет. Но есть и такие, которые совершатся, если он будет молиться и не совершатся, если не будет». Находясь под впечатлением от этих слов, один христианский работник, войдя в свой офис, помолился Богу, чтобы Он дал ему возможность поговорить с кем-нибудь о Христе, считая, что это может случиться, так как он молится. Затем он переключился на другие дела, и молитва была забыта. У него появилась возможность поговорить о Христе с бизнесменом, к которому он заходил, но он не использовал ее, и только на пути домой, вдруг вспомнил о своей молитве и об ответе Бога на нее. Тогда он быстро вернулся и побеседовал с бизнесменом. Хотя он и был членом церкви, его никогда не спрашивали, спасен он или нет. Предадимся же молитве и дадим Богу дорогу изменять все. Не будем забывать о Богом данной воле, чтобы не превратиться в законченных фаталистов».

Вышеприведенный пример наглядно показывает, чему учат в наши дни о молитве, и прискорбно то, что почти ни один голос не подается в знак протеста. Утверждать, что «человеческие судьбы могут изменяться и формироваться волей человека- полное безбожие - более подходящего слова просто не существует. Если кто-либо усомнится в этом определении, пусть он найдет хотя бы одного неверующего, который не согласился бы с этим. Мы уверены, что таких людей не найдется. Говорить, что «Бог дал человеку способность изменять и определять свою судьбу» - совершенно неправдоподобно. Не желание человека, а воля Божья предрешает «человеческую судьбу». Для судьбы определяющее значение имеет вопрос, был человек рожден свыше или нет, ибо записано: «Если, кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божья». Что же касается того, по чьей воле, человеческой или Божьей, происходит это новое рождение, то на это дает недвусмысленный ответ Евангелие от Иоанна 1:13: «Которое не от Крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, родились, но от БОГА». Сказать, что «человеческая судьба» может быть изменена по воле человека - значит сделать волю творения верховным фактором и этим, фактически, свернуть Бога с Его престола. Но что говорит на этот счет Библия? Предоставим Книге ответить самой: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посажая с вельможами, и престол славы дает им в наследие» (1 Царст. 2:6-8).

Возвратимся к вышеприведенной статье и прочтем далее: «Суть данной истины в том, что молитва влияет на ход событий, то есть Бог изменяет обстоятельства, когда люди молятся». Сегодня почти нет такого места, где бы мы не натолкнулись на лозунг, гласящий: «Молитва изменяет жизнь». Современная литература о молитве раскрывает смысл данных слов: мы должны убедить Бога изменить Свой первоначальный замысел. Но об этом позже. Далее статья говорит: «Кто-то удивительно точно заметил: «Есть то, что обязательно произойдет в жизни человека, независимо от того, молится он или нет. И есть другое, что произойдет только, если он молится и не произойдет, если он не молится». В том, что события могут происходить независимо от того, молится человек или нет, мы ежедневно убеждаемся, глядя на жизнь не возрожденных, которые вообще никогда не молятся. Что же касается получаемого по молитве, тут необходимо дать точное пояснение. Конечно, верующий получит просимое, если будет молиться с верой о том, что согласуется с волей Божьей. Это также истинно и в отношении того личного духовного обогащения, который верующий обязательно получает, если молится: Бог становится ближе, Его обетования драгоценнее. Во всем, что касается его собственной жизни, утверждение, что «есть то, что не происходит, если он не молится», полностью соответствует действительности. Жизнь без молитвы - это жизнь, в которой никогда не возникает общения с Богом, а значит, в ней никогда не проявляется благо, даруемое через это общение. Но уверять, что без нашей молитвы Бог не осуществит, не может осуществить Своего предопределения - значит впадать в полнейшее заблуждение, ибо тот же самый Бог, Который предопределил цель, по предопределил также и средства достижения этой цели; и одним из них, является молитва. Бог, Который решил даровать благословение, дарует и молитвенный дух, который прежде начинает искать этого благословения. Пример с христианином и бизнесменом, приведенный в вышеуказанной статье, очень удручает. По нему выходит, что молитва христианина вообще не получила от Бога ответа, так как мы видим, что ему не была открыта возможность побеседовать с бизнесменом о его душе. Но, выходя из офиса и вспомнив о своей молитве, христианский служитель решил сам (возможно в порыве плоти) ответить на свою молитву и вместо того, чтобы предоставить Богу «открыть для него путь», взял дело в собственные руки.

Следующая цитата взята из одной недавно изданной книги о молитве. В ней автор говорит: «Возможность и необходимость молитвы, ее сила и действенность проявляются в том, что она сдерживает и изменяет намерения Бога, а также смягчает Его карающую силу ». Такие утверждения являются ужасной дискридитацией характера Всевышнего Бога, который «По воле Своей... действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что ты сделал»? (Дан. 4:32). Богу нет никакой необходимости перестраивать Свои планы и изменять Свой замысел по той исчерпывающей причине, что началом их были совершенная праведность и непогрешимая мудрость. Людям случается менять свои планы, так как зачастую они, по своей недальновидности не в состоянии предусмотреть всего, что может произойти ,после того, как планы уже составлены. У Бога не так, ибо с самого начала Ему уже известен конец. Утверждать, что Бог изменяет Свой замысел - значит или оспаривать Его праведность, или опровергать Его предвечную мудрость.

В этой же книге нам говорят: «Молитвы святых - это основное орудие на небесах, которым Христос продолжает Свой великий труд на земле. Все великие страдания, мощные катаклизмы на земле - результат этих молитв. Земля изменяется, преобразуется, все сильнее и стремительнее становится полет ангелов, и по мере того, как умножаются и

усиливаются молитвы, формируется линия поведения Бога». Худшего невозможно представить себе, и мы с абсолютной уверенностью заявляем, что написанное полностью противоречит учению Писания. Во-первых, оно начисто отрицает Еф. 3:11, где сказано, что Бог имеет «предвечное определение». Если Божие определение предвечно, то значит Его «линия поведения» не формируется сегодня. Во-вторых, это противоречит Еф. 1:11, где ясно провозглашено, что Бог «совершает все по изволению Своей собственной воли», отсюда следует, что «линия поведения» Бога не формируется человеческими молитвами. В-третьих, подобное утверждение наделяет творение верховной волей потому, что коль наши молитвы определяют поведение Бога, то значит, Всевышний подчинен земному червю. Святой Дух с полным правом может спросить через апостола: «Ибо кто познал ум Господень или кто был советником Ему? (Римл. 11:34)

Приведенные здесь суждения о молитве появились вследствие заниженного, неадекватного представления о самом Боге. Совершенно очевидно, что очень мало утешения мы нашли бы, если бы вообще нашли, молясь богу, который, как хамелеон, ежедневно меняет свой окрас. Какое ободрение мы можем получить, если будем возносить наше сердце к тому, у кого сегодня одно на уме, а завтра другое? Стали бы мы ходатайствовать перед земным монархом, если бы знали, что он настолько непостоянен, что сначала дарует милость, а потом отменяет ее? Разве не в самом постоянстве и неизменности Бога черпаем мы вдохновение для молитвы ? Не потому ли мы так уверены, что если чего не попросим по воле Его, обязательно будем услышаны, что нет в Нем перемены и намека на изменчивость. Прекрасны слова Лютера: «Молитва - это не борьба с нежеланием Бога, а признание Его желания». Исходя из всего сказанного, необходимо остановиться на предназначении молитвы. Почему Бог дал нам повеление молиться? На этот вопрос подавляющее большинство ответило бы так: «Чтобы получить от Богато, что нам необходимо». Хотя это и является одной из целей молитвы, но ни в коем случае, не главной. Более того, этот ответ рассматривает молитву только с точки зрения человека, а ее нужно обязательно рассматривать с точки зрения Бога. Давайте же рассмотрим некоторые из причин, почему Бог повелел нам молиться.

Прежде всего, молитва была установлена для того, чтобы прославился Сам Господь Бог. Бог требует, чтобы мы признали, что Он действительно «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий» (Иса. 57:15). Бог требует, чтобы мы признали Его вселенскую власть. Моля Бога о дожде, Илия не признавал власть Бога только над отдельными элементами творения; моля Бога о том, чтобы Он спас грешника от грядущего гнева, мы признаем, что «Спасение от Господа» (Ион. 2:9). Когда мы просим, чтобы Господь благословил распространение Евангелия в самых отдаленных уголках земли, то этим мы провозглашаем Его власть над всем миром. Бог требует, чтобы мы поклонялись Ему, а молитва, истинная молитва - это всегда акт поклонения. Молитва является актом поклонения, так как в ней проявляется поверженность души перед Богом, так как в ней призывается Его великое и Святое Имя. В ней признание Его праведности, Его власти, Его неизменности, Его милости, а также в ней признание Его суверенитета, выраженного в полной покорности Его воле. В связи с этим очень важно отметить, что Христос называл храм не домом жертвоприношений, а Домом Молитвы.

Кроме того, молитва способствует Славе Божьей, потому что в молитве мы признаем нашу зависимость от Него. Когда мы смиренно молимся Божественному Существу, мы вверяем себя Его власти и Его милости. Когда мы просим у Бога благословения, мы признаем, что Он Автор и Источник всякого благого и совершенного дара. Прославление Бога через молитву проявляется также и в том, что молитва делает веру действенной. Ничто так не радует и не прославляет Его как доверие наших сердец.

Во-вторых, молитва предназначена Богом для нашего духовного благословения, как средство возрастания в благодати. Мы должны иметь это в виду прежде всего, когда стремимся постичь предназначение молитвы, и только потом смотреть на молитву, как на средство восполнения наших нужд. Молитва сотворена Богом для нашего смирения. Молитва, настоящая молитва - это .всегда вхождение в присутствие Божие, и ощущение Его величия, что вызывает в нас осознание собственной ничтожности и презренности. Молитва задумана Богом для нашего упражнения в вере. Вера рождается от Слова (Римл. 10:17), но проявляет себя в молитве, потому мы читаем о «молитве веры». В молитве также проявляется любовь. Только о лицемере спрашивают: «Будет ли он утешаться Вседержителем? Будет ли он призывать Бога во всякое время?» (Иов. 27:10). Но любящие Господа, не могут находиться долго в разлуке с Ним, потому что они находят радость в уповании на Него. Молитва не только призывает любовь к действию, но, благодаря ответам, которыми удостаивает нас Бог, наша любовь к Нему возрастает. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое» (Пс. 114:1). Молитва также предназначена Богом для того, чтобы научить нас дорожить благословениями, которых мы просили у Него, она заставляет нас еще больше радоваться, когда Он дарует нам то, о чем мы Его попросили.

В-третьих, Бог дал нам молитву, чтобы мы обращались к Нему со всеми нашими нуждами. Но здесь, у тех, кто внимательно читал предыдущие главы книги, может возникнуть вопрос. Если Бог предопределил прежде создания мира все, чему надлежит свершиться, какой смысл в молитве? Если истинно то, что «Лее из Него, Им, к Нему», (Римл. 11:36), то зачем молиться? Какой смысл приходить к Богу и рассказывать Ему все то, что Он и так уже знает? Зачем мне говорить Ему о моей нужде, если Он и так знает ее? «Какой смысл о чем-то молиться, если все предопределено Богом заранее? Молитва существует не для того, чтобы информировать Бога, будто Он ничего не знает (Спаситель ясно сказал, «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него» (Матф. 6:8)), а для того, чтобы признать тот факт, что Он действительно знает, в чем мы нуждаемся.

Молитва предназначена не для того, чтобы уведомить Бога о наших нуждах, в ней мы приносим Ему наше осознание этой нужды. В этом, как и во всем остальном, Божий мысли - не наши мысли. Бог требует, чтобы люди искали Его даров. Он заповедал нам прославлять Его нашими прошениями, а также благодарить за полученные от Него благословения.

Однако, по-прежнему остается вопрос: Если Бог предопределил все, чему надлежит произойти, и если Он управляет всеми событиями, не превращается ли молитва в бесполезное занятие? Нет, ибо Бог требует, чтобы мы молились, и это исчерпывающий ответ: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Также «должно всегда молиться» (Лук. 18:1). И далее Писание говорит: «молитва веры исцелит больного », и «много может усаленная молитва праведного» (Иаков. 5:15-16), Господь Иисус Христос, наш совершенный Образец во всем, был прежде всего Человеком молитвы. Итак, ясно, что молитва не бессмысленна и не бесполезна. Но это, однако, еще не устраняет «проблему» и не отвечает на вопрос, с которого мы начала. Каковы же отношения между Божественным суверенитетом и христианской молитвой?

Прежде всего подчеркнем, что молитва не предназначена для того, чтобы изменять Божий планы и не для того, чтобы заставить Его выработать новые. Бог предопределил события, которые должны произойти, но Он также предопределил, что они произойдут путем, который Он предназначил для их свершения. Бог избрал определенных людей для спасения, но Он также постановил, что они получат это спасение через проповедь Евангелия. Евангелие, таким образом, это одно средство осуществления предвечного замысла Господа, а молитва - другое. Бог установил средства и цели, и одним из этих средств является молитва. Даже молитвы Его народа включены в Его извечное постановление. Так что, молитвы, не только не напрасны, но они входят в число средств, посредством которых Бог осуществляет Свои замыслы. «Если бы все действительно происходило по слепой случайности или роковой Необходимости, то молитва утратила бы свою моральную силу и потеряла бы смысл, но поскольку все направляется Божественной мудростью, молитве отведено ее место в последовательности событий» (Халдейн).

Писание ясно указывает, что в исполнении Божьих замыслов, молитва не лишена смысла. Илия знал, что Бог собирается дать дождь, но это не помешало ему сразу же предаться молитве (Иак. 5:17,18). Даниил сообразил по книгам, написанным пророками, что плен продлится 70 лет, однако, когда эти 70 лет почти истекли, сказано, что он «обратил лице свое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище, и пепле» (Дан. 9:2,3). Бог сказал пророку Иеремии: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас,... намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». Но вместо того, чтобы добавить: «Поэтому вам не надо молить Меня об этом, Он сказал: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас» (Иерем. 29:11-12).

В книге пророка Иезекиля 36 снова читаем о ясных, точных и безоговорочных обетованиях Божьих, касающихся будущего восстановления Израиля, в стихе 37 той же главы сказано: «Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми, как стадо». Цель молитвы не в том, чтобы изменить цель Божью, но чтобы она осуществилась в установленное Им время и указанным Им путем. Именно потому, что Бог обещал, мы можем просить с полной уверенностью веры. Божие предопределение состоит в том, что Его воля исполнится установленными Им средствами, и что Он облагодетельствует Свой народ на Своих условиях, а именно, «посредством» и «через» прошения и моления. Разве Сын Божий не знал доподлинно, что после Своей смерти и воскресения, Он будет прославлен Отцом? Конечно, знал. Однако мы видим, что Он просит именно об этом: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5)! Разве Он не знал, что никто из Его народа не погибнет? И тем не менее, Он умоляет Отца «сохранить их» (Иоан. 17:11)!

И последнее: следует сказать, что воля Божья непреложна, и ее не могут изменить наши мольбы. Если Бог не благоволит к народу, то Его невозможно заставить иметь благоволение никакими самыми пылкими и настойчивыми молитвами. «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа моя не преклонится к народу сему, отгони их от лица Моего - пусть они отойдут» (Иерем. 15:1). Молитвы Моисея о вхождении в обетованную землю - аналогичный пример.

Нам необходимо пересмотреть наши взгляды на молитву и привести их в соответствие с тем, чему по данному вопросу учит Писание. Кажется, что укоренившимся является мнение, что я прихожу к Богу, прошу Его о том, что мне необходимо, и надеюсь, что Он даст мне то, о чем я попросил. Это в высшей степени оскорбительное и унижающее достоинство Бога мнение. Это общепринятое суждение низводит Бога до положения слуги, нашего слуги, исполняющего наши приказания, угождающего нам, удовлетворяющего наши желания. Нет, молитва - это когда я прихожу к Богу, рассказываю Ему о своих нуждах, предаю свой путь Господу и предоставляю Ему делать все, что Он считает нужным. Этим я подчиняю свою волю Его воле, вместо того, чтобы, как в первом случае, стремиться подчинить Его волю своей воле. Только молитва, которая движима духом: «Не моя воля, но Твоя да будет» - угодна Богу. Когда Бог посылает на молящихся благословения, то Он делает это не из-за их молитв, как бы поддавшись их воздействию, но ради Своего Собственного Имени, по Собственному суверенному волеизъявлению и благоволению. И на вопрос, в таком случае, «Для чего необходима молитва?» существует ответ: «Это установленный Богом путь и средство передачи Его благословений Его народу. И несмотря на то, что Он предусмотрел, предназначил и пообещал эти благословения, к Нему все же нужно воззвать, чтобы их получить. Прошение - это наш долг и привилегия». (Джон Гил).

Только что указанная особенность молитвы в высшей степени помогает нам обрести покой души. Наверное, ничто так не закаляет христиан как, оставленные без ответа, молитвы. Они молили Господа, они взывали искренне и неоднократно, но ответ не пришел. В результате, во многих случаях вера в силу молитвы ослабевает настолько, что надежда уступает место отчаянию, и к престолу благодати приходить более нет желания. Разве не так?

Читателю, возможно, покажется невероятным заявление о том, что каждая истинная молитва веры, когда-либо вознесенная к Богу, обязательно получала ответ? Тем не менее, мы решительно утверждаем это. Для доказательства необходимо вернуться к нашему определению молитвы. Давайте повторим его. Молитва - это, когда мы приходим к общению с Богом, излагаем Ему наши нужды (или нужды других), предаем наш путь Господу и затем предоставляем Ему поступать с нами так, как Он считает нужным. Это дает Богу право ответить на молитву так, как угодно Ему, и зачастую, Его ответ прямо противоположен тому, чего желала бы плоть, но, если мы действительно ПРЕДАЛИ наши нужды в Его руки, то любой ответ будет Его ответом. Рассмотрим два примера.

В главе 11 Евангелия от Иоанна мы читаем о болезни Лазаря. Господь любил его, но в то время Иисуса не было в Вифании. Сестры послали известить Господа о состоянии их брата. И обратите внимание, как изложена их просьба: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». И все. Он и не просили излечить Лазаря. Они не уговаривали Христа поспешить в Вифанию. Они просто изложили Ему свою нужду и предоставили Ему поступать так, как Он считает нужным! И каким был ответ нашего Господа? Он ответил на их мольбу и внял их немой просьбе? Несомненно, Он ответил, хотя может и не совсем так, как они предполагали. Он ответил тем, что «пробыл два дня на том месте, где находился» (Иоан. 11:6)и дал Лазарю умереть! Но в данном случае ответ не исчерпывается этим. Господь отправился в Вифанию и воскресил Лазаря. Мы обратились к этому примеру с целью показать, каким должно быть правильное положение верующего перед Богом в час нужды. В следующем примере больше отражен метод, каким Бог отвечает Своему страждущему чадо.

Обратимся ко 2 Посланию к Коринфянам 12. Апостолу Павлу была дарована неслыханная привилегия. Он был перенесен в рай. Его уши слышали, и глаза видели то, чего не слышал и не видел ни один из смертных людей, находящихся по эту сторону смерти. Чудесное откровение было больше, чем могла вынести душа апостола. Для него существовала опасность «возгордиться» этим исключительным опытом. Поэтому ему было дано жало в плоть, этот ангел сатаны, удручать его, чтобы не превозносился. И апостол раскрывает Господу свою нужду. Трижды просит он Его удалить жало из плоти. Ответил ли Бог на его молитву? Конечно, ответил, хотя и не так, как хотелось Павлу. «Жало» не было удалено, но была дарована благодать терпения. Ноша не была снята, но была дана сила, чтобы ее нести.

Кто-то возразит и скажет, что нам позволено больше, чем просто изложить нашу нужду перед Богом? Нас уверяют, что Бог дал нам чистый чек и предложил нам его заполнить самим? Нам говорят, что обетования Божий всеобъемлющи, и мы можем просить Бога обо всем, что нам нужно! Коль так, нам следует обратить внимание на то, что если мы хотим знать все, что говорит Бог по любому вопросу, нам всегда необходимо сопоставить Писание с Писанием. Проделав это, мы узнаем, как Бог обусловил обетования, данные молящимся душам, сказав: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас»(1 Иоан. 5:14). Истинная молитва- это общение с Богом, при котором между Его и нашим разумом устанавливается общность мыслей. Мы нуждаемся в том, чтобы Он наполнил наши сердца Своими мыслями, и тогда Его желания становятся нашими желаниями, устремляющимися снова к Нему. Вот где место соприкосновения Божественного суверенитета и христианской молитвы: «Если мы просим угодного Его воле, Он слышит нас, если же мы просим не по Его воле, Он не слышит нас. Как говорит апостол Иаков: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).

Но разве Иисус не сказал своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца, во имя Мое, даст вам»(Иоан. 16:23). Да, сказал, но это обетование не дает молящимся душам полную свободу действий. Эти слова нашего

Господа чудесно согласуются со словами апостола Иоанна: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». Что же значит просить «во имя Христа»? Конечно же, это нечто намного большее, чем просто соблюдение формы, простое завершение молитвы словами: «во имя Христа». Обращаться к Богу «во имя Христа» можно лишь с тем, что полностью соответствует духовной сути Христа! Просить «во имя Христа» - это так, как если бы просил сам Христос. Мы можем просить Бога только о том, чего попросил бы Христос. Поэтому, просить «во имя Христа», значит, отказаться от собственных желаний и принять волю Божью! Давайте дополним наше определение молитвы. Что такое молитва? Молитва - не столько действие, сколько состояние, состояние полной зависимости, зависимости от Бога! Молитва - это признание слабости творения, более того, беспомощности. Молитва-это осознание нашей нужды и рассказ о ней Богу. Мы не говорим, что этим исчерпывается молитва, это не так. Но это является главным элементом молитвы. Мы откровенно признаем, что не в состоянии одним кратким предложением или даже множеством слов дать полное определение молитвы. Молитва - это и действие и отношение, человеческое действие, в котором, однако, присутствует также и Божественный элемент, и именно последнее, делает исчерпывающий анализ молитвы невозможным, и стремление к этому - неблагочестивым. Но, тем не менее, мы все же еще раз подчеркиваем, что основой молитвы является зависимость от Бога. Поэтому молитва - прямо противоположна диктату Богу. Так как молитва - это положение зависимости, тот, кто истинно молится, подчинен Божьей воле, и это подчинение означает, что мы согласны на то, чтобы Господь удовлетворил нашу нужду по велению Его суверенной воли. Мы исходим именно из этого, когда говорим, что каждая молитва, которая вознесена к Богу в таком духе, обязательно получит ответ или отклик от Него.

Это и есть ответ на наш начальный вопрос и Библейское разрешение кажущейся проблемы, Молитва - не просьба к Богу изменить Его планы или создать новые. Молитва - это выражение зависимости от Бога, это наша нужда, сложенная у Его ног, мольба о том, что соответствует Его воле, и, следовательно, между Божественным суверенитетом и христианской молитвой нет никакого противоречия.

В заключение данной главы, хочется обратиться к читателю с просьбой не делать неверных выводов из того, что было до сих пор нами сказано. Мы не стремились здесь обобщить все учение Библии о молитве, мы также не пытались обсуждать проблему молитвы в общем, вместо этого мы постарались ограничиться рассмотрением взаимоотношений между Божественным суверенитетом и христианской молитвой. Основная цель всего написанного здесь в том, чтобы во многом опровергнуть современное учение, которое так сильно акцентирует в молитве человеческий элемент, что он почти полностью затмевает ее Божественную суть.

В книге пророка Иеремии 10:23 говорится: «Не в воле человека путь его» (см. также Прит. 16:9), однако, во многих своих молитвах человек безбожно осмеливается направлять Господа в Его путях и указывать Ему, что делать, давая этим понять, что если бы только человек управлял делами мира и церкви, он вскоре изменил бы современное положение вещей. Приходится признать, что положение с молитвой обстоит именно так, ибо всякий обладающий маломальской духовной проницательностью, не может не уловить, что именно такой дух царит на многих наших современных молитвенных собраниях, на которых торжествует плоть. Как же медленно мы усваиваем урок, что горделивое творение нуждается в том, чтобы быть повергнутым на колени в смиренном прахе. Именно в такое положение призвана приводить нас молитва. Но человек (по своему обычному своеволию) превращает скамеечку для ног в престол, с которого готов указывать Всесильному, что Ему следует делать! Наблюдателю может показаться, что если бы Бог имел столько сострадания, сколько имеют «молящиеся», все мгновенно пришло бы в порядок! Такова самонадеянность старой природы даже в Божьем чаде.

Нашим главным стремлением в этой главе было обратить особое внимание на то, что в молитве нашу волю необходимо подчинить воле Божьей. Необходимо также сказать, что молитва это намного больше, чем религиозный обряд, и совсем не доведенное до автоматизма, действие. Молитва, поистине является Богоданным средством, при помощи которого, мы можем получить от Бога просимое, если только просим то, что не противоречит Его воле. Напрасными будут написанные здесь слова, если они не заставят и пишущего и читающего, как никогда, горячо воззвать: «Господи, научи нас молиться» (Лук. 11:1).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.