Артур Пинк
Божественный суверенитет
Наше отношение к Божественному суверенитету.
«Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!» (Матф. 11:26).
В данной главе мы в кратце рассмотрим, какое практическое значение имеет для нас великая истина, над различными проявлениями которой мы размышляли в предыдущих главах. В последующей главе мы поговорим о значении этого учения подробнее, здесь же, ограничимся лишь определением того, каким должно быть наше отношение к Божественному суверенитету.
Всякая истина, открытая нам в Слове Божьем, не только обогащает познаниями, но и одухотворяет нас. Библия нам дана не для удовлетворения праздного любопытства, но для назидания души. Божественный суверенитет - это нечто большее, чем абстрактный принцип, который дает логическое обоснование Божественному управлению. Это учение должно стать основанием для благочестивого страха, для достижения праведной жизни, для усмирения наших непокорных сердец. Ничто так не смиряет и не может смирить, как истинное признание Божественного суверенитета. Ничто так не смиряет сердце перед Богом, как отказ от собственной воли и радостное принятие воли Божьей.
Когда мы говорим о Божественном суверенитете, мы имеем в виду намного больше, чем просто осуществление Божьей власти, хотя конечно, последнее также входит в данное понятие. Как было отмечено в одной из предыдущих глав, Божественный суверенитет - это Божество Бога. Название этой книги, в своем наиболее глубоком и полном смысле, выражает Характер и Сущность Того, Чье благоволение совершается и Чья воля исполняется. Истинно признавать Божественный суверенитет - это означает смотреть на Самого Вседержителя. Это означает припасть перед лицом августейшего Владыки на Небесах. Это означает видеть трижды святого Бога в Его непревзойденной Славе. О результатах такого видения, мы узнаем из тех мест Писания, где говорится об опыте различных людей, узревших Господа Бога.
Вспомним опыт Иова. Он - единственный человек, о ком Сам Господь сказал: «ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). В конце книги, названной его именем, Иов показан нам в присутствии Бога. Как он ведет себя, находясь перед лицом Иеговы? Послушайте, что он говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5,6). Итак, видение Бога в Его повергающем в страх величии, заставило Иова отречься от себя, и не только это, но и раскаяться перед Всемогущим.
Обратимся к Исайе. В 6-ой главе его пророчества перед нами развертывается сцена, подобную которой редко встретишь даже в Библии. Пророк видит Господа на престоле, престоле «высоком и превознесенном». Над этим престолом стоят серафимы с закрытыми лицами, взывая: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Как воздействовало увиденное на пророка? Мы читаем: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо человек я с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами - и глаза мои видели царя, Господа Саваофа ». Видение божественного Царя глубоко смирило Исайю и он осознал всю свою ничтожность.
Давайте также посмотрим на пророка Даниила. До конца его дней, Бог являлся ему в видениях. Он явился своему слуге в небесном облике человека «облаченный в льняные одежды» и чресла Его опоясаны золотом, что символизирует святость, Божественную славу. Мы также читаем: «Тело Его, как топаз, лице Его - как вид молнии, очи Его - как горящие светильники, руки его и ноги по виду - как блестящая медь, и глас речей Его - как голос множества людей». Затем Даниил рассказывает о том, какое впечатление произвело это видение на него и на тех, кто находился рядом: «И только один я, Даниил, видел это видение, но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я голос слов Его; и как только услышал глас слов Его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом к земле (Дан. 10:6-9). Таким образом, нам еще раз показано, что видение Суверенного Бога лишает творения сил, и в итоге, человек падает на лице свое перед Творцом. Каким должно быть наше отношение к Верховному Вседержителю?
Мы говорим, что должны испытывать
1. Страх Господень.
Как же происходит, что сегодня огромное количество людей живет, совершенно не заботясь о духовном и вечном, предпочитая любовь к удовольствиям любви к Богу? Чем объяснить то, что даже на полях сражений многие люди абсолютно безразличны к состоянию своей души? Почему же все более откровенно, оголтело и дерзко люди бросают вызов небесам? Ответ следующий: «Нет страха Божья пред глазами их» (Римл. 3:18). Почему так занижен, в последнее время, авторитет Писания? Почему даже среди тех, кто открыто признает свою принадлежность к Господу, так мало покорности Его Слову, почему так легковесно судят о Его заповедях и так охотно ими пренебрегают? Увы! Сегодня необходимо снова и снова повторять, что Бог - это Бог, Которого следует бояться.
«Начало мудрости - страх Господень» (Пр. 1:7). Блаженна та душа, которая благоговеет перед величием Божьем, которая видит Его несказанную святость, совершенную праведность, несокрушимую силу и суверенную благодать. Кто-то говорит: «Но ведь это только не спасенным, людям, не принявшим Христа, нужно бояться Бога?» На это есть исчерпывающий ответ: ведь именно к спасенным, к тем, кто во Христе, обращено наставление: «в трепете и страхе совершайте свое спасение». Было время, когда верующего все называли «богобоязненным человеком», и то, что такое обозначение почти вышло из употребления, говорит о том, куда мы зашли. Как бы то ни было, неизменными остаются слова: «Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13)!
Когда мы говорим о страхе Господнем, мы, конечно же, не имеем в виду рабский страх, не тот страх, который преобладает в отношениях язычников с их богами. Нет, мы имеем в виду тот дух, который Иегова обещал благословить, тот дух, на который указывал пророк, говоря: «А вот на кого Я призрю; на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед Словом Моим» (Иса. 66:2). Именно это имел в виду апостол, когда писал: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Пет. 2:17). И ничто более не способно производить этот благоговейный страх, чем признание суверенного Величия Бога.
Каким должно быть наше отношение к Божественному суверенитету? Мы говорим, что должны проявлять
2. Полное послушание.
Видение Бога приводит нас к пониманию того, насколько мы малы и ничтожны, это порождает в нас чувство зависимости и доверия Богу. Иначе говоря, видение Божественного Величия вызывает в нас дух страха Господнего, а это, в свою очередь, производит послушную жизнь. В этом состоит Божественное противоядие от природной греховности наших сердец. Человек, естественно, исполнен чувства собственного достоинства, превосходства и самодовольства - одним словом, гордыней и противлением. Но как мы заметили, великая исправительная сила исходит от сильного Бога, когда мы взираем на Него, ибо только это способно по-настоящему смирить нас. Человек может гордиться либо собой, либо Богом. Он может жить только для себя, или стремиться служить и быть угодным Господу. Никто не может служить двум господам.
Неуважение порождает непослушание. И сказал высокомерный египетский монарх: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Для фараона Бог Евреев был лишь одним из многих богов, бессильным существом, которого не следовало бояться и которому не нужно было служить. Он вскоре узнал, как страшно он заблуждался, и какая горькая расплата его ожидала за эту ошибку. Мы же хотим здесь обратить особое внимание на то, что дух противления фараона был плодом его не почитания, что в свою очередь вытекало из незнания фараона о величии и власти Божьего Сущего.
Итак, если не почитание приводит к непослушанию, то истинное почитание обязательно произведет и утвердит послушание. Понять, что Святое Писание - это откровение от Всевышнего, через которое нам дано познать Его разум и Его волю, значит сделать первый шаг к практическому благочестию. Признать, что Библия-это Божие Слово и, что ее заповеди-это заповеди Всемогущего-значит понять, как ужасно их игнорировать и попирать. Когда же мы относимся к Библии, как к книге, которую Сам Творец предназначил для нашей души, мы не можем не воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим. Утверди стопы мои в слове Твоем» (Пс. 118:36,133). Как только мы узнаем о суверенной власти Автора Слова, нам уже никогда не будет необходимости прибегать к принципу избирательности, решая вопрос, какую заповедь и устав этого Слова исполнять, а какой нет. Мы увидим с неукоснительной ясностью, что от души требуется только безоговорочное и всецелое послушание. Каким должно быть наше отношение к Божественному суверенитету? Мы отвечаем еще раз: мы должны проявлять
3. Полное смирение.
Подлинное признание Божественного суверенитета исключает всякий ропот. Это не требует доказательств, но все же данная мысль заслуживает того, чтобы на ней остановиться. Вполне естественно, что скорби и утраты вызывают в душе ропот. Естественно, мы также жалуемся, когда не получаем того, к чему стремимся всем сердцем. Мы склонны считать все, принадлежащее нам, безоговорочно своим. Мы считаем, что уж если вложили ум и усердие в осуществление своих планов, то просто обязаны иметь успех, что, если упорным трудом мы достигли определенного «достатка», то заслуживаем того, чтобы полностью воспользоваться им, что, когда нас окружает счастливая семья, то никакая сила не имеет права вторгнуться в заколдованный круг и сразить одного из тех, кто нам дорог. Если же в каком-либо из этих случаев нас все же постигает неудача, разорение, смерть, первое, на что порочный инстинкт толкает человеческое сердце - это возроптать на Бога. Но от того, кому благодатью было даровано знание о Божественном суверенитете, такой ропот не слышен, вместо него есть преклонение перед Божественной волей и осознание, что мы заслуживаем от Него намного большей боли.
Истинное признание Божественного суверенитета заставит нас согласиться с тем, что у Бога есть совершенное право поступать с нами, как угодно Его воле. Тот, кто преклоняется перед благоволением Всесильного, признает за Ним абсолютное право поступать с нами, как Он считает нужным. Если Он решит послать бедность, болезнь, семейные утраты, то сердце, даже если каждая его клеточка будет истекать кровью, все же скажет: «Разве не прав Судья всей земли!» Приходится часто бороться с собой, так как плотской разум остается в верующем до конца его земного пути. Но даже если его душу раздирает смятение, все же тот, кто по-настоящему предан этой благословенной истине, скоро услышит Голос, который скажет, как когда-то сказал разбушевавшемуся морю: «Умолкни, перестань» и успокоится в жилах горячая кровь, и смиренная душа поднимет к небу свой заплаканный, но полный веры, взор и скажет: «Да будет воля Твоя».
Потрясающую картину души, склоняющейся перед волей Бога, рисует нам история Израильского священника Илии. Из 1 книги Царств 3 мы узнаем, что Бог открыл отроку Самуилу свое намерение убить обоих сыновей Илии за их порочные дела, и на утро Самуил передает эти слова Илии. Трудно придумать более страшной вести для сердца набожного родителя. Весть, что его ребенок неожиданно умрет является ужасным испытанием для любого отца в любой ситуации. Но узнать, что оба снаа в расцвете лет, к тому же абсолютно не подготовленные к смерти, должны понести Божью кару - наверно было невыносимым страданием. Как же воздействовала эта трагическая весть на Илию? Что он ответил, когда услышал эту горестную новость? Он сказал: «Он - Господь, что Ему угодно, то да сотворит» (1 Царст. 3:18). Илия не проронил более ни слова. Какая удивительная покорность! Какое высочайшее смирение! Замечательный пример, как божественная благодать способна сдержать самые неодолимые чувства и обуздать строптивую волю, приводя ее к безропотному молчаливому согласию с суверенным благоволением Иеговы.
Другим, равным по силе примером, является жизнь Иова. Как хорошо известно, Иов был из тех, кто боялся Бога, удалялся от зла, и если и был тот, к кому на полном основании могло благоволить Божие провидение - мы говорим о людях - так это был Иов. Однако, как оно обошлось с ним? Некоторое время судьба благоприятствовала Иову. Господь наполнил его дом, дав ему семерых сыновей и трех дочерей. Бог помогал ему в его мирских делах, пока владения его не стали огромными. Но совсем неожиданно солнце зашло за тучи. За один день Иов потерял не только отары и стада, но также своих сыновей и дочерей. Пришло известие, что его овец увели грабители, а дети погибли от урагана. Как же он воспринял это сообщение? Прислушайтесь к его возвышенным словам: «Господь дал, Господь и взял». Он подчинился суверенной воле Иеговы. Он указал на первопричину его несчастий. Он смотрел на Того, Кто стоял за Савеянами, угнавшими его скот, за ветрами, погубившими его детей, Он увидел руку Божью. Но Иов не только признал Божественный суверенитет, он также прославил его. К словам: «Господь дал, Господь взял» он добавил: «Да будет имя Господне благословенно*.» (Иов 1:21). Скажем еще раз: Святая покорность! Высочайшее смирение!
Истинное признание Божественного суверенитета заставляет нас подчинять каждое наше намерение Божьей воле. Автор хорошо помнит случай, произошедший в Англии в начале текущего столетия. Королева Виктория умерла и дата коронации ее старшего сына Эдварда была назначена на апрель 1902 года. Во всех разосланных сообщениях были пропущены две маленькие буквы. D.V. Deo Volento - если угодно Богу. Были разработаны планы и завершены все мероприятия по проведению подобающего, для такого великого события, пышного торжества. Короли и императоры во всех уголках земли получили приглашение на королевскую церемонию. Были напечатаны и обнародованы официальные обращения принца, но, насколько известно автору, ни на одном из них не было букв D.V. Была подготовлена впечатляющая программа, и в назначенный день и час, старший сын почившей королевы должен был принять корону в Вестминстерском Аббатстве и стать Эдвардом 7. Но вмешался Бог, и все человеческие намерения были разрушены. Послышался тихий спокойный голос: «Вы забыли обо мне». С принцем Эдвардом неожиданно приключился приступ аппендицита, и его коронация была отложена на долгие месяцы.
Как уже сказано, истинное признание Божественного суверенитета побуждает во всем искать Божьей воли. Оно заставляет нас признать, что Божественный горшечник обладает абсолютной властью над глиной и творит из нее то, что угодно Его царскому изволению, которым увы! все так дружно пренебрегают. Вы говорите «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать, и получать прибыль. Вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:13-14). Да, нам нужно склонить голову перед волей Господа. Ему решать, где мне жить: в этом месте или в другом (Деян. 17:26). Ему определять как мне жить - в богатстве или в бедности, в здравии или в болезни. От Его слова зависит продолжительность моей жизни: паду ли я подобно полевому цветку, скошенным в юные годы, или же доживу до преклонного возраста. Воистину, усвоить этот урок, значит, по милости Господней подняться на высокую ступеньку в школе познания Бога. Тем не менее, когда мы считаем, что усвоили этот урок, снова и снова убеждаемся, что ему необходимо учиться заново.
4. Мы должны испытывать глубокое чувство благодарности и радости.
Осознание сердцем самой благословенной истины Божественного суверенитета производит в нас чувство, которое не имеет ничего общего с угрюмой безропотностью обреченных. Философия этого гибнущего мира способна лишь на то, чтобы делать хорошую «мину при плохой игре». У христианина все должно быть по-другому. Признание Божественного суверенитета должно не только наполнить нас Божьим страхом, совершенным послушанием и глубоким смирением, но оно также должно побудить нас сказать вместе с Давидом: «Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя - святи имя Его». Разве не говорит апостол: «Благодаря всегда за все Бога, Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20). Это как раз тот пробный камень, который так часто проверяет состояние наших душ. Увы, сколько в каждом из нас своеволия. Когда все идет, как нам хочется, мы все кажемся благодарными Богу, а как с теми случаями, когда события развиваются вопреки нашим планам и желаниям?
Для нас кажется вполне естественным, когда истинный христианин, совершив путешествие на поезде, искренне благодарит Бога за свое благополучное прибытие на место. Это, конечно же, обусловлено тем, что Господь контролирует все - иначе пришлось бы благодарить машиниста, кочегара, сигнальщика и др. Также и в деловой сфере, Деятелю всех благ и всех совершенных даров возносится благодарность в конце удачной недели - этим признается, что все клиенты, приходящие в ваш магазин, направляются Его рукой. Пока все хорошо. Такие примеры не представляют затруднений. Но вообразите противоположное. Предположим мой поезд опоздал на несколько часов, предположим, он столкнулся с другим поездом, и я пострадал! Или, предположим, у меня была неудачная рабочая неделя или молния ударила в мой магазин и подожгла его, или грабители ворвались и обчистили его - тогда что? Усматриваю ли я во всем этом руку Божью?
Еще раз обратимся к истории Иова. Что он делал, когда на него сваливалась одна утрата за другой? Оплакивал свою горькую долю? Проклинал грабителей? Роптал на Бога? Нет, он благоговейно склонился перед Ним. О, дорогие читатели, ваши бедные сердца не будут знать покоя до тех пор, пока вы не научитесь во всем видеть руку Божью. Но для этого, вы должны постоянно упражняться в вере. А что такое вера? Слепая доверчивость? Фатальное молчаливое согласие? Нет, совсем не это, вера - это упование на твердое Слово живого Бога, которое говорит нам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и поэтому вера благодарит всегда и за все. Действенная вера «радуется всегда в Господе» (Фил. 4:4).
Сейчас обратим наше внимание на то, как Иисус Христос на Собственном, возвышенном и совершенном примере учит нас признанию Божественного суверенитета, который выражается в страхе Господнем, неукоснительном послушании, полном смирении и глубокой благодарности и радости. Во всем мы находим, оставленные для нас Господом Христом, примеры для подражания. Но неужели это относится и к данному случаю? Неужели слова «страх Господень» могут вообще ассоциироваться с Его несравненным именем? Зная, что «Божий страх» означает не рабский ужас, а скорее сыновнюю покорность и уважение, а также помня, что «страх Господень - начало мудрости», будет уместным упомнить о «страхе Господнем», говоря о Том, Кто Сам был воплощенной во плоть мудростью. Какие замечательные и проникновенные слова записаны в Послании к Евреям 5:7. «Он во дни плоти Своей и сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение». Разве не «Страх Господень» побуждал Господа Иисуса повиноваться Марии и Иосифу в детстве? Разве не «Страх Господень» - всецелое послушание и уважение к Богу
- показан в словах стиха 16 Евангелия от Луки 4. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать»? Разве не «страх Господень» побудил воплощенного Сына Божья сказать сатане во время искушения: «Написано:«Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи». Разве не «страх Господень» побудил Его сказать исцеленному прокаженному: «...пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей (Матф. 8:4)? Стоит ли еще приводить примеры?
Какое совершенное послушание Господь Иисус Христос проявил по отношению к Богу Отцу! Вспоминая об этом, давайте помнить об удивительной благодати, которая побудила Того, Кто, будучи Богом, так уничижился, что принял облик Слуги, поставив Себя этим в положение, для которого послушание является непременным условием. И как слуга совершенный, полностью подчинился Своему Отцу. О том, каким абсолютным и безграничным было это послушание, могут свидетельствовать слова: «Смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). И как явствует из сказанного Им самим, это было осознанное и осмысленное послушание. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 10:17,18).
И как еще можно объяснить эту абсолютную покорность Сына перед волей Отца, как не тем полным единством и согласием, которое существовало между Ними. Он сказал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан. 6:38), и каждый, кто внимательно на протяжении всего Писания следил за Его путем, знает, как полно Он подтвердил сказанное. Вот Он в Гефсимании! Перед Его взором горькая «чаша», которую Отец протягивает Ему Собственной рукой. Посмотрите, как Он принимает ее. Учитесь у Того, Кто кроток и смирен сердцем. Помните, что там, в саду, мы видим Слово, ставшее плотью - совершенного Человека. Дрожь пронизывала все Его тело, каждую Его клеточку, стоит Ему мысленно коснуться тех физических мучений, которые Ему предстоит претерпеть. Его Святая и чуткая душа сжимается перед грозящей Ему лавиной гнусных оскорблений. Его сердце разрывается от предстоящего злобного поношения, Его Дух скорбит, предвидя жестокую схватку с властью тьмы. Но больше всего ужасает Его душу мысль, что Он будет отлучен от Самого Бога. Именно поэтому изливает Он Свою душу Отцу и вместе со стенаниями и слезами роняет кровавые капли пота. А сейчас смотрите и слушайте. Замрите сердцем и внимайте словам, которые произносят Его благословенные уста. «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42). Вот оно, воплощение покорности. Вот высший пример смирения перед благоволением Суверенного Бога. Он наглядно показал нам, что мы должны следовать Его путем. Тот, кто был Богом, стал человеком, и так же, как и мы, был подвержен всяческим искушениям, за исключением греха, чтобы показать, как следует нам преодолевать нашу греховную природу!
Выше мы задали вопрос: Что можно сказать об абсолютной покорности Христа воле Отца? Здесь, как и везде, Он был уникален, и не имел Себе равных. Он во всем исключителен. В Господе Иисусе не было той строптивой воли, которая нуждалась бы в обуздании. В Его сердце не было ничего, что нужно было сокрушать. Не потому ли Он сказал языком пророчества: «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7), червь не способен сопротивляться*. Именно потому, что в Нем не было противления, Он говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меняй совершить дело Его» (Иоан. 4:34). Да, Его полное согласие с Отцом во всем давало Ему право сказать: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). Обратите внимание на последнюю часть предложения, она говорит о Его несравненном превосходстве. Бог намерен вложить Свои законы нам в мысли и записать их на нашем сердце (см. Евр. 8:10), но Его закон уже был в сердце Христа!
Какой прекрасный, поразительный пример благодарности и радости Христа приводит Евангелие от Матфея 11. Здесь мы видим, во-первых, слабость веры Его предтечи (ст. 2,3), во-вторых, недовольство народа: их не удовлетворяет ни радостная весть Христа, ни строгие призывы Иоанна (ст. 16-20). В-третьих, нежелающие покаяться города, в которых, наиболее славно были явлены великие дела Христа (ст. 21-24). И затем мы читаем: «Славлю Тебя, Отче, Господь неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (ст. 25)! Обратите внимание, что параллельный отрывок в Евангелии от Луки 11 начинается словами: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи...» И здесь была проявлена покорность в ее чистейшем виде. Тот, Кто устроил миры, в дни Своего уничижения, перед тем, как быть отвергнутым, благодарно и радостно склоняется перед волей «Господа неба и земли».
Каким же должно быть наше отношение к Божественному суверенитету?
Наконец, мы должны испытывать чувство
5. Благоговейного поклонения.
Было замечательно сказано, что «истинное поклонение основывается на признании величия, а величие находит свое высшее выражение в Суверенитете, и ни на каком другом основании люди не будут истинно поклоняться. (Д. Муди) В присутствии Божественного Царя даже серафимы закрывали свои лица.
Божественный суверенитет - это не суверенитет тиранического деспота, а явленное благоволение Того, Кто бесконечно мудр и праведен! Так как Бог бесконечно мудр, Он не может ошибаться, а так как бесконечно праведен, Он не сделает зла. В этом заключена вся ценность данной истины. Сам факт, что воля Бога непреодолима и необратима, наполняет меня страхом, но как только я осознаю, что Бог желает мне только блага, мое сердце наполняется радостью.
И, наконец, последний ответ на вопрос данной главы: Каким должно быть наше отношение к Божественному суверенитету? Страх Господень, полное послушание и безоговорочная покорность, и смирение - вот что надлежит нашему сердцу испытывать пред Богом. И не только это: признание верховной власти Бога и осознание того, что Сам Вседержитель - мой Отец, должен сокрушить мое сердце и заставить меня склониться перед Ним в благоговейной молитве. И во всякий час моими словами должны быть: «Ей, Отче, ибо таково Твое благоволение».
Этот материал еще не обсуждался.