29.04.2010
Скачать в других форматах:

Артур Пинк

Божественный суверенитет

Божественный суверенитет в спасении.

 

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья! как непостижимы судьбы Его и не исследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

«У Господа спасение!» (Ион. 2:10), но Господь не спасает всех. Почему? Он спасает некоторых, но если Он спасает одних, то почему не спасает других? Может потому, что они уж слишком греховны и порочны? Нет, так как апостол писал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15). Следовательно, если Бог спас самого «первого» грешника, никто не может быть исключен из числа спасенных по причине своей греховности. Почему же Бог не спасает всех? Может быть потому, что у некоторых из них каменные сердца, и они не могут быть покорены? Нет, потому что о людях с каменными сердцами написано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное» (Иез. 11:19). Тогда может потому, что некоторые из них настолько упрямы, неподатливы и непокорны, что Бог не в состоянии привлечь их к Себе? Перед тем, как ответить на этот вопрос, давайте обратимся к опыту некоторых людей Божьих.

Дорогие друзья, помните ли вы время, когда вы слушали советы безбожников, ходили путями грешников и сидели в совете развратителей, говоря вместе с ними: «Не хотим, чтоб Он царствовал над нами» (Лук. 19:14)? Помните ли вы время, когда не хотели придти к Нему, «чтобы иметь жизнь» (Иоан. 5:40)? Помните ли время, когда вы говорили вместе с теми, кто говорил Богу: «Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» (Иов. 21:14,15)? К своему стыду, вы должны признать, что помните. Но почему все изменилось? Что заставило вас отказаться от надменной самонадеянности и превратиться в смиренного просителя, из человека, настроенного враждебно против Бога, превратиться в человека, живущего с Ним в мире, перейти от беззакония к повиновению, от ненависти к любви? Теперь вы, как «рожденный от Духа», с готовностью отвечаете: «Но благодатью Божьею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). В таком случае, разве вы не видите, что другие непокорные грешники не получают спасения не потому, что у Бога недостаточно власти, или Он отказывается заставить человека принять спасение? Если Бог был способен подчинить вашу волю и завоевать ваше сердце, не нарушая вашей моральной ответственности, то почему Он не может этого сделать и в отношении других людей? Конечно может! В таком случае, как непоследовательно, нерационально и глупо, объяснять настоящее положение грешников и их конечную судьбу тем, что Бог не в состоянии их спасти или, что они не позволяют Ему сделать этого. Вы скажете: «Пришло время и я восхотел, восхотел принять Христа, как своего Спасителя»? Все это так, но это Господь заставил вас восхотеть (Пс. 109:3; Фил. 2:13). Почему же, в таком случае, Он не заставляет всех грешников восхотеть Христа? Да потому, что Он суверенен и поступает так, как Ему угодно! Давайте вернемся к нашему первоначальному вопросу.

Почему же спасение получают не все, особенно те, кто слышит Евангелие? Вы по-прежнему утверждаете, что это происходит потому, что большинство отказывается уверовать в Него? Да, это верно, но это только одна сторона правды. Это сторона правды человеческая. Но существует также и Божественная сторона, и этот аспект следует особо подчеркнуть, в противном случае, у Бога будет похищена Его слава. Неспасенные потеряны потому, что они отказываются уверовать, другие спасены потому, что уверовали. Но почему те, другие, уверовали? Что заставляет их довериться Христу? Может быть причина в том, что они образованнее, чем их ближние и быстрее понимают необходимость своего спасения? Забудьте это: «Ибо кто отличает тебя, что ты имеешь чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). Сам Бог полагает различие между избранными и неизбранными, так как о Его народе написало: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет) разум Да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Свыше Его Иисусе Христе: сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 5:20).

Вера - это Божий дар, «ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:2), поэтому мы видим, что Бог не дает этот дар всем. Кому же Он дает Его спасительную благодать? Ответ: избранным Своим. «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни? (Деян-13:48). Поэтому мы читаем о «вере избранных Божий» (Тит. 1:1). Суверенен ли Бог в распределении Своих благ? Неужели у Него нет на это права? Есть ли еще те, которые ропчут «на доброго Хозяина дома»? В таком случае Его Славы будет достаточно: «Разве Я не властен в Своем делать что хочу?» (Матф. 20:15). Бог суверенен в распределении Своих даров, как в материальной, так и в духовной сфере. Я думаю, что достаточно общих фраз, перейдем к более подробному рассмотрению вопроса.

 

1. Суверенитет Бога Отца в спасении.

 

Возможно, одним из отрывков Писания, который наиболее ярко говорит об абсолютном суверенитете Бога в определении судьба Своих творений, является восьмая глава Послания к Римлянам. Мы не будем пытаться рассмотреть здесь всю главу, но остановимся на стихах 21-23: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели Дабы вместе явить богатство славы Своей над милосердия, которые Он приготовил к славе?» Эти стихи представляют падшее человечество, как бездейственный, бессильный кусок безжизненной глины. Из этого Писания следует, что нет различия, как такового, между избранными и неизбранными: они-это глина из одного и того же куска, что согласуется со стихом Ефес. 2:3, где сказано, что все люди по своей природе «чада гнева». Следовательно, конечная судьба каждого человека определяется волей Божьей, и слава Господу, что это действительно так. Если бы мы были предоставлены своей воле, конечной судьбой всех нас стало бы озеро огненное. Сам Бог полагает различие между судьбами Своих творений, ибо один сосуд сотворен для «почетного», а другой для «низкого» употребления, одни являются «сосудами гнева», другие же, «сосуды милосердия, которые Он приготовил к славе».

Мы с готовностью признаем, что нелегко горделивому сердцу творения рассматривать все человечество в руках Божьих, как глину в руках горшечника, тем не менее, именно так, Истинное Писание представляет это. В наши дни, дни человеческого хвастовства, интеллектуальной гордости и обожествления человека, необходимо настаивать на том факте, что Горшечник изготавливает сосуды для Себя. Пускай человек борется со своим Творцом, как ему угодно, но факт остается фактом: он не более, чем глина в руках Небесного Горшечника. И несмотря на то, что мы знаем, что Бог поступит справедливо с творением Своих рук, что Судья всей земли поступит праведно, тем не менее Он изготавливает Свои сосуды для Своей цели и по Своей доброй воле. Бог заявляет Свое неоспоримое право поступать так, как Он хочет со Своим.

Бог не только обладает правом поступать как Он хочет с творением Своих рук, но Он активно использует это право, и нигде это не проявляется наиболее ярко, как в Его предопределяющей благодати. Еще до создания мира, Бог сделал выбор, отбор, избрание. Перед Его всевидящим оком стояла вся раса Адама, и из нее Он выделил народ и предопределил его к «усыновлению», «быть подобным образу Его Сына», «предуставил» их к вечной жизни. Многие отрывки

Писания говорят об этой благословенной истине, но сейчас мы остановимся на семи из них.

«И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). Любая хитрость человеческой неискренности была использована, чтобы притупить остроту этого Писания и дать другое объяснение очевидному знанию этих слов, так как этот и другие похожие стихи никогда не будут понятны плотскому человеку. «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Из этих стихов мы заключаем: первое, что вера является следствием, а не причиной Божественного постановления. Второе, что только ограниченное число людей «предуставлено к вечной жизни», ибо если все люди, без исключения, были бы спасены, то слова «все, предуставленные к вечной жизни», не имели бы смысла. Третье, это «предуставление» Божие относится не просто к каким-то внешним привилегиям, но к «вечной жизни не к служению, а к самому спасению. Четвертое, что все «предуставленные» Богом к вечной жизни, ни более ни меньше, обязательно уверуют.

Комментарии, любимого всеми Ч.Х. Сперджена, на вышеизложенный отрывок заслуживают нашего витания. Он говорил: «Были сделаны попытки доказать, что эти стихи не учат предопределению, но эти люди так очевидно творят насилие над языком, что я не буду терять время останавливаясь на этом... Я читаю: «И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни», я не буду переворачивать текст, а вместо этого прославлю благодать Божью припишу ей заслугу всякой человеческой веры... Разве не Бог дает желание уверовать? Если человек обладает желанием получить вечную жизнь, разве не Бог дает ему это желание? Разве неправильно для Бога давать благодать? Неужели Он может давать благодать и не может предопределять давать ее? Неужели Он дает ее случайно? Если для Него хорошо давать благодать сегодня, то также хорошо, если Он запланировал это заблаговременно. Будем помнить, что Бог неизменен в вечности».

«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Деян. 11:5,6). Слова «так и» в начале этого отрывка отсылают нас к предыдущему стиху, где говорится: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом». Обратите особое внимание на слово «соблюл». В дни Илии было семь тысяч человек, небольшое количество людей, которые были Божественно соблюдены от идолопоклонства и приведены к знанию истинного Бога. Причина этого соблюдения и откровения не заключалась в них самих, но была исключительно в Божественной защите и покровительстве. Какая высокая милость была явлена людям в том, что они были, таким образом, «соблюдены» Богом! Апостол говорит, как в дни Илии был «остаток», «соблюденный» Богом, также и в настоящей диспенсации есть остаток.

Остаток «по избранию благодати». Причина избрания приводит нас к ее источнику. Основанием, на котором Бог избрал этот «остаток», не была предвиденная в нем вера, так как это был бы выбор, основанный на предвидении добрых дел, и поэтому не по «благодати», но апостол говорит: «Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью», что означает, что благодать и дела являются полной противоположностью, не имеют между собой ничего общего и не могут смешаться, как масло и вода. Таким образом, идея о добрых делах, предвиденных в избранных, сразу же исключается. Остаток «по избранию благодати», означает безусловный выбор, исходящий от суверенной милости Божьей, одним словом, это абсолютно незаслуженное избрание.

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26-29). Трижды в этом отрывке упоминается о Божьем избрании, а избрание обязательно предполагает выбор, избрание одного и оставление другого. В этом случае избирает Сам Бог. Число избранных определено: «не много... мудрых.., не много сильных, не много благородных». Довольно рассуждать о факте Божественного избрания, обратим внимание на объект Его избрания.

Те, о ком говорится выше, как об избранных Божьих, они - «немудрое мира, немощное мира, незнатное мира». Но почему? Чтобы показать и возвеличить Его благодать. Пути Божий, также как и Его мысли, совершенно отличаются от мыслей человеческих. Плотской разум мог бы предположить, что выбор должен быть сделан из числа состоятельных и влиятельных, привлекательных и образованных, с тем, чтобы христианство могло завоевать одобрение и восхищение мира своей пышной и плотской славой. Но, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). Бог избирает «неблагородных». Он делал это и в древние времена. Нация, избранная стать хранителем Его святых истин и каналом, через который придет обетованное Семя, не была древним Египтом, величественным Вавилоном, или высоко цивилизованной и образованной Грецией. Нет, люди, на которых Иегова излил Свою любовь и считал Своими, были всеми презираемые Евреи. Было так и во времена, когда наш Господь жил среди людей. Те, которых Он допускал в доверительное общение с Собой и посылал по миру, как Своих посланников, были в большинстве своем «необразованными» рыбаками. С тех пор все так и происходит. Цель Божьего выбора, его причина заключается в словах: «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». В объектах Его выбора никогда не было ничего достойного, чтобы заставило Бога проявить к ним особое благорасположение, вся слава должна быть всецело отдана превосходящему богатству Его многогранной благодати.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Ефес. 1:3-5,11). В этих стихах снова говорится о времени, если его можно назвать временем, когда Бог избрал тех, которые станут Его чадами через Иисуса Христа. Бог избрал нас во Христе не после того, как Адам пал и вверг свою расу в грех и несчастье, но задолго до того, как Адам увидел свет, даже до того, как был сотворен сам мир. Мы также узнаем из этих стихов о цели Божьей для Своих избранных. Они должны были стать «святыми и непорочными пред Ним в любви», Он «усыновит» их и сделает «наследниками». Также мы находим мотив, который побудил Бога сделать этот выбор: «...в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа». Это утверждение опровергает частое и оскорбительное обвинение Бога в том, что тиранично и несправедливо решать вечную судьбу Своих творений до их рождения. И последнее, нам сказано, что в этом выборе Он не советовался ни с кем, но совершил его «по изволению воли Своей».

«Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение духа и веру истине, избрал нас ко спасению» (2 Фес. 2:13). В этом стихе содержится три истины, которые заслуживают особого внимания. Во-первых, нам ясно сказано, что Бог «избрал нас ко спасению». Эти слова более, чем выразительны. Как хорошо эти слова подтверждают изощренность и двусмысленность всех тех, кто сводит избрание не более чем к внешней привилегии или званию, получаемому за службу! Бог избрал нас «ко спасению»! Во-вторых, мы предупреждены, что избрание ко спасению не обходится без определенных средств: спасение достигается «через освящение духа и веру истине». Не является правдой то, что поскольку Бог избрал кого-то ко спасению, он будет спасен в любом случае, несмотря на то, верует он или нет. Нигде Писание не говорит об этом. Бог, Который предопределил конец, также определил и средства. Бог, Который «избрал нас ко спасению», определил, что Его цель будет реализована через работу Духа и веру в истину. В третьих, то, что Бог избрал нас ко спасению, является веской причиной для пылкого поклонения. Обратите внимание как пламенно апостол это выражает: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом, братия, что Бог от начала, чрез освящение духа и веру истине, избрал нас ко спасению» и т. д. Вместо того, чтобы сжиматься от страха от учения о предопределении, верующий, видя эту благословенную истину, как она явлена в Слове, находит основание для благодарения и поклонения. Ничто иное, за исключением неописуемого Божественного дара Самого Спасителя, не способно дать ему такого основания.

«Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). Как прост и ясен язык Святого Писания! Человек же искажает его значение. Невозможно сказать яснее, или сильнее, чем уже сказано здесь. Мы спасаемся не благодаря нашим «делам», то есть не благодаря тому, что находится в нас, каким-то нашим заслугам, а наоборот, это результат Божьего «изволения и благодати», и эта благодать была нам дана в Иисусе Христе до создания мира. Мы спасены благодатью и по замыслу Божьему. Эта благодать была нам дана не просто до того момента, когда мы увидели свет, не просто до падения Адама, но даже до начала далеких событий, описанных в книге Бытие 1:1. В этом заключен неприступный источник покоя для людей Божьих. Если Божий выбор был сделан из вечности, то он также и продлится в вечность!

«Избранным, по предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1:2,3). Здесь также избрание Отца предшествует работе Святого Духа и послушанию веры спасенных, таким образом, причина избрания абсолютно не зависит от творения и всецело основана на суверенной воле Всемогущего. «Предведение Бога Отца» не означает здесь предвидение событий будущего но означает то, что все святые в глазах Божьих были уже из вечности во Христе. Бог не предвидел что определенные люди, услышав Евангелие, уверуют но Сам определил их к вечной жизни. Бог Своим предвидением видел в людях лишь любовь ко греху и ненависть к Нему Самому. Предвидение Божие основано на Его Собственных советах как это ясно вытекает из книги Деяния Апостолов 2:23 «Сего, по определенному совету и предвидению Божью преданного, вы взяли, и пригвоздивши руками беззаконных, убили» Обратите внимание на порядок изложения. Во-первых, «по определенному совету» (совет Божий) и, во-вторых, по «предвидения Бога». Тоже самое мы находим в послании к Римлянам 8:28. «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. Первое слово здесь «ибо» обращает наше внимание на предшествующий стих, в котором есть слова: «призванных по Его изволению» - те, которых Господь «предузнал и предопределил». В заключении также необходимо подчеркнуть, что, когда мы читаем в Писании Божьем о людях, которых Господь «знал», то это слово употреблено в значении: одобрять, любить: «Но кто любит Бога тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:3). Лицемерам Христос скажет «я никогда не знал вас», то есть «Я никогда Не любил вас» «Избранные по предвидению Бога Отца» означает в таком случае, избранные, как особые объекты Его 

Рассматривая эти семь отрывков, мы прихода к выводу что по плану Божьему некоторые люди были «предуставлены к вечной жизни», и что они через определенное время «уверуют», что это «предуставление» ко спасению Его избранных происходит не благодаря им самим или чему-нибудь доброму в них или благодаря чему-нибудь выдающемуся, совершенному ими, но исключительно благодаря Его «благодати», что Бог преднамеренно избрал самых недостойных, чтобы на них излить Свою особую благодать «чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом», что Бог избрал Свой народ задолго до создания мира, не потому, что они были святы, но для того, чтобы они были «святы и непорочны пред Ним в любви», что, избрав некоторых ко спасению, Он также определил и средства, которыми Его вечные планы должны воплотиться в жизнь, что всякая «благодать», которой мы спасаемся, была запланирована и дана нам в Иисусе Христе «прежде создания мира», что задолго до момента их сотворения, Бог уже помышлял о Своих избранных и по Его «предузнанию» они уже были объектами Его вечной любви.

Перед тем, как перейти к следующему разделу этой главы, необходимо еще раз сказать об объекте Божьей предопределяющей благодати. Мы снова останавливаемся на этом вопросе, так как именно этот момент учения о Божественном суверенитете, говорящий о предопределении некоторых ко спасению, наиболее часто подвергается нападкам. Извратители данной истины всячески пытаются отыскать некую причину вне Божьей Собственной воли, которая заставляет Его даровать спасение грешникам. Та или иная добродетель приписывается творению, что дает ему право получать благодать из рук Творца. Поэтому мы возвращаемся к вопросу: «Почему же Бог избрал людей, которых Он избрал?»

Что же было в этих избранных, что привлекло Божие внимание к ним? Может быть они обладали определенными достоинствами, были щедрыми сердцем, были людьми благовидного поведения, правдолюбы, словом, потому что они были «благими», Бог и избрал их. Нет, потому, что Господь сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Матф.19:17). Может быть Бог их избрал из-за их добрых дел? Нет, так как написано: «Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»(Рим. 3:12). Может потому, что они проявили особую искренность и желание чтобы обрести Бога? Нет, так как снова написано: «Нет разумеющего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11). Может потому, что Бог предвидел, что они уверуют? Нет, ибо, как «мертвые по преступлениям и грехам» способны уверовать во Христа? Как Бог мог предвидеть веру в некоторых, когда сама вера для них была невозможна? Писание заявляет, что мы «уверовали благодати» (Деян. 18:27). Вера-это дар Божий, и без этого дара вера невозможна. Причина выбора, в таком случае, заключается Самом Боге и, ни в коем случае, не в объекте Его выбора. Он избрал тех, кого избрал просто потому, что Он их избрал.

 

2. Божественный суверенитет Бога Сына в спасении.

 

За кого умер Христос? Не требует никаких доказательств тот факт, что у Отца была веская причина, чтобы послать Своего Сына на смерть, или что Бог Сын, полагая Свою жизнь, преследовал определенную цель. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). Какая в таком случае у Отца была причина, и какую цель преследовал Сын? Мы говорим, что Христос умер за «избранных Божьих».

Нам известно, что ограниченный характер смерти Христа является предметом больших споров. Мы также не забываем и о том, что все, касающееся Личности и служения благословенного Господа, требует высокого почитания, что каждое выражение «Так говорит Господь» должно быть приведено в подтверждение любого нашего утверждения. Поэтому мы обратимся к Закону и Свидетельству.

За кого умер Христос? Кто были те люди, которых Он намеревался искупить пролитием Своей крови? Несомненно, у Господа были вполне определенные намерения перед тем, как пойти на крест. Если у Него таковые были, то отсюда неизбежно следует, что были очерчены определенные рамки. Намерения или цель Божья должны были быть обязательно достигнуты. Если бы Христос был намерен спасти все человечество, то все человечество совершенно определенно было бы спасено. Чтобы избежать такого невероятного заключения, многие заверяют, что у Христа не было определенного намерения, что смертью Христа были достигнуты условия, которыми может воспользоваться все человечество для своего спасения. Опровержение этого утверждения находится в обетованиях Отца. Сыну, перед тем, как Христос пошел на крест, да, до Его перевоплощения в человеческий образ. Ветхозаветное Писание представляет Отца, как обещающего Сыну определенную награду за Его страдания на месте грешников. На этом этапе, давайте обратимся к двум стихам, записанных в хорошо известной 53 главе книги пророка Исайи. Мы читаем: «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное». «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его, Он, праведник, Раб Мой, оправдает многих» (ст. 10 и 11). На этом мы прервемся на минуту и зададим вопрос: «Как можно быть уверенным в том, что Христос обязательно «узрит потомство» и «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством», если спасение некоторых членов человеческой расы не было Божественно определено и, поэтому, должно было обязательно состояться?» Как можно быть уверенным в том, что Христос «оправдает многих», если не было бы предпринято никаких действенных мер для того, чтобы эти «многие» приняли Его, как Спасителя? С другой стороны, настаивать на том, что Господь несомненно определил спасение всему человечеству, означает заявлять - что не позволительно здравомыслящему человеку - что Бог задумал нечто, чему, как Он знал благодаря Своему всеведению, никогда не суждено сбыться. Отсюда единственный вывод для нас относительно предопределенной цели Его смерти, следующий: Христос умер только за избранных. Делая вывод одним предложением, которое, как мы надеемся, будет понятным любому читателю, мы скажем, что Христос не умер для того, чтобы сделать спасение всего человечества возможным, Он умер для того, чтобы фактически спасти тех, кого Отец дал Сыну. Христос умер не просто для того, чтобы дать возможность получить прощение за грехи, но «для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26).

(1) Ограниченный характер искупления неизбежно вытекает из предвечного выбора Отца определенных людей ко спасению. Писание говорит нам, что до момента воплощения Господа в человеческий облик, Он сказал: «Вот, иду, как в начале книги написано обо Мне, исполнить волю Твою» (Евр10:7). После Своего воплощения Он заявляет: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан. 6:38). Бог, от начала, избрал определенных людей ко спасению, и у Христа не было задачи расширять круг избранных, так как воля Христа совершенно согласовалась с волей Отца. Только что сказанное нами, не является просто нашим умозаключением, но находится в точной гармонии с ясным учением Слова. Снова и снова наш Господь обращается к тем, кого Отец «дал» Ему, и ради которых Он осуществлял Свое служение. Он говорил: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон... Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан. 6:37,39). И снова: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира: они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое... Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, какую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан17:1,2,6,9,24). Прежде создания мира, Отец предопределил определенных людей стать подобными Его Сыну, и смерть и воскрешение Господа Иисуса Христа были совершены для того, чтобы исполнить эту Божественную цель.

(2) Сама природа искупления свидетельствует о том, что в отношении к грешникам, она имела ограниченный характер по замыслу Божьему. Искупление Христа может быть рассмотрено с двух главных точек зрения: Божественной и человеческой. С Божественной стороны, смерть Христа на кресте была умилостивлением и умиротворением Божественного гнева, удовлетворением Божественной праведности и святости. С человеческой стороны, она была замещением, Невиновный занимает место виновных, Праведный умирает за неправедных. Но замещение одного Человека других людей, Его добровольные страдания, несомненно требуют у Заместителя и Того, Кого Он умилостивляет, совершенной определенности: кто эти люди, от имени которых Он действует, чьи грехи несет, кого освобождает от обязанностей закона? Более того, если Законодатель удовлетворен жертвой Заместителя, то те люди, которых представлял Заместитель, чье место Он занял, обязательно должны быть прощены. Если я должник и не в состоянии уплатить долг, и когда другой человек платит моим кредиторам сполна и получает расписку в подтверждение уплаты, то в глазах закона мой кредитор не может более иметь ко мне каких-либо притязаний. На кресте Господь Иисус Христос предоставил Себя, как выкуп и о том факте, что он был принят Богом свидетельствовала пустая могила, тремя днями позже после распятия. Вопрос, который мы задаем, следующий: «За кого был предложен этот выкуп?» Если он был предложен за все человечество, то долг каждого человека прощен. Если Христос вознес в Своем теле на крест грехи всех людей без исключения, то никто не погибнет. Если Христос был «проклят» завею Адамову расу, то никто не будет, в конечном итоге, осужден. Но Христос заплатил за долги не всех людей без исключения, ибо есть те, которые в «темнице» (1 Петр. 3:19), которые никогда не выйдут оттуда, пока не уплатят свой долг, все до последнего, а этого никогда не произойдет. Христос не понес грехи всего мира, так как есть люди, которые «умирают в своих грехах» (Иоан. 8:21) и люди, на которых этот грех «остается» (Иоан.9:41). Христос не был «проклят» за всю расу Адама, так как есть те, кому Он скажет: «Идите от Меня, проклятые» (Матф. 25:41). Сказать, что Христос умер за всех без исключения, что Он стал Заместителем и Поручителем всей человеческой расы, что Он страдал от имени и на месте всего человечества, означает утверждать, что Он «был проклят за тех людей, которые состоят под проклятием, которые сейчас поднимают свои глаза в аду, томясь в неописуемых муках, за тех, которым еще предстоит заплатить вечными мучениями плату за грех, которая есть смерть» (Г. Бишоп). И, с другой стороны, сказать, что Христос пострадал за прегрешения только народа Божиего, означает, что Он отдал Свою жизнь за овец, сказать, что Он отдал свою жизнь, как выкуп за многих, означает, что Он совершил искупление, которое искупает в совершенстве, что Он уплатил цену, которая действительно искупает, что Он стал умилостивлением, которое действительно умилостивляет, что Он действительно Спаситель, Который спасает.

(3) Вышеизложенное подтверждает учение Писания о священстве нашего Господа. Христос, как великий Первосвященник, ходатайствует. Но за кого Он ходатайствует? За всю человеческую расу или только за Свой народ? Ответ, содержащийся в Новом завете, ясен, как день. Наш Господь вознесся на небеса, «чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24), то есть за тех, кто есть «участники в небесном звании» (Евр. 3:1). И снова написано: «Посему и может всегда спасать преходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Это полностью согласуется с Ветхим Заветом. После заклания жертвенного животного, Аарон входил в святую святых, как представитель народа Божьего: имена колен Израилевых были написаны на пластине, от их имени первосвященник представал пред Богом. Также подтверждают это и слова нашего Господа в Евангелии от Иоанна 17:9. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Другой стих, который заслуживает нашего внимания в этой связи, находится в послании к Римлянам 8. В стихе 33 звучит вопрос: «Кто будет обвинять избранных Божьих!» и затем следует вдохновенный ответ: «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Обратите особое внимание на то, что смерть и ходатайства Христа предложены за один и тот же объект! Если, в таком случае, Христос ходатайствует только за избранных, а не за весь мир, то Он и умер только за них.

(4) Число тех, которые разделяют заслуги смерти Христа определяются не только природой искупления и священством Христа, но также и Его властью. Признайте, что Умерший на кресте, был Богом, явленным во плоти, из чего неизбежно следует, что Он исполнит то, что задумал, что будет владеть тем что купил, получит то, что пожелает. Если Господь обладает всякой властью на небесах и на земле, то никто не может противостать воле Его. Тем не менее можно сказать что это лишь верно в общих чертах, что Христос отказывается от Своей власти и никогда никого не будет заставлять принять Его, как Спасителя. С одной стороны, это верно, но с другой, нет. Спасение любого грешника _ это проявление Божественной власти. По своей природе грешник настроен враждебно к Богу и ничто кроме Божественной силы, которая трудится в нем, не способно преодолеть этой враждебности поэтому написано: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:44). Только Божественная сила побеждает враждебность грешника, что и заставляет его желать придти к Христу, чтобы получить жизнь. Тем не менее эта «враждебность» не побеждена во всех людях, Потому ли, что враждебность слишком сильна, чтобы ее победить? Неужели некоторые сердца облечены в сталь и Христос не способен войти в них? Ответить на эти вопросы положительно, означает отрицать Его всемогущество. В конце концов, причина заключается не в желании или нежелании грешника, так как по природе все не имеют желания. Желание придти ко Христу является конечным результатом действия Божественной силы в человеческом сердце и воле по определению унаследованной человеком враждебности к Бог, как написано «В день силы Твоей народ твой готов во благолепии святыни» (Пс.109.3). Сказать, что Христос не может побудить нежелающих придти к Нему значит отрицать, что вся власть на небе и на земле принадлежит Ему. Утверждение о том, что Христос не может использовать Свою власть, не уничтожив при этом человеческую ответственность, не имеет смысла, так как Господь уже использовал Свою власть и заставил желать тех, кто пришел к Нему, и если Он сделал это, не уничтожив их ответственности, почему Он «не может» этого сделать и по отношению к другим людям? Если Он способен завоевать сердце одного грешника, то почему не может завоевать сердце другого? Сказать, как обычно говорят, что те другие не позволяют Ему сделать этого, означает поставить под сомнение Его всемогущество. Причина же заключается в Его воле. Если бы Господь Иисус Христос определил, захотел, предопределил спасение всего человечества, то все человечество было бы спасено, в противном случае получается, что у Него недостаточно сил воплощать Свои намерения в жизнь, но тогда никогда бы не было сказано: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством». Данная тема затрагивает вопрос Божества Спасителя, так как побежденный Спаситель не может быть Богом.

Обратив внимание на некоторые общие принципы, которые требуют от нас веры в то, что смерть Христа носила ограниченный характер, обратимся теперь к нескольким ярким утверждениям Писания, красноречиво подтверждающим это. В удивительной и неповторимой 53 главе книги пророка Исайи, Бог говорит нам о Своем Сыне: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (ст. 8). В совершенной гармонии с этим стихом находятся слова, сказанные ангелом Иосифу: «И наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» и не просто Израиль, а всех тех, кого Отец «дал» Ему. Наш Господь Сам заявил, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28). Почему же тогда все без исключения спасены, если сказано «многих»? Христос «сотворил избавление» для «народа Своего» (Лук.1:68). Добрый пастырь положил жизнь Свою «за овец», а не за «козлов» (Иоан.10:11). Он приобрел Себе кровью Своею «Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).

Более всего, мы хотели бы обратить ваше внимание на отрывок Иоан. 11:49-52. Здесь говорится: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божьих собрать воедино». Здесь сказано, что Каиафа «сказал не от себя», то есть также, как и в Ветхозаветные времена (2 Петр.1:21), его пророчество не исходило от его самого, но он произносил слова будучи движимым Духом Святым. Таким образом, показана безошибочность его слов и их Божественное происхождение. Здесь также совершенно определенно сказано о том, что Христос умер «за народ», то есть за Израиль, и также за одно Тело, Свою Церковь, так как в Церковь чада Божий, «рассеянные» среди других народов, теперь «собираются воедино». И как замечательно то, что члены Церкви зовутся здесь «чадами Божьими» даже до момента смерти Христа и, значит, до начала построения Богом Своей Церкви! Большинство из этих людей еще даже не родились, тем не менее они уже «чада Божий», чада Божий, так как они были избраны во Христе прежде создания мира и поэтому предопределены Богом к усыновлению «...чрез Иисуса Христа» (Ефес.1:4,5). Также Христос сказал: «Есть (а «не будут») у Меня и другие Овцы, которые не сего двора...»

(Иоан.10:16).

Нигде настоящее предназначение креста не раскрывается так ярко в речи и сердце нашего благословенного Спасителя, как во время последней недели Его земного служения. Что же, в таком случае, говорит Писание об этом времени Его служения в связи с настоящим вопросом? Оно говорит: «Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан.13:1). Писание запечатлело Его слова: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан.17:19), что означает, что ради Своих, ради «данных» Ему Отцом, Он предал Себя смерти на кресте. Невольно задаешься вопросом: «Зачем необходимо такое различие в терминах, если Христос умер за всех людей без разбора?»

Перед тем, как завершить этот раздел главы, рассмотрим вкратце несколько отрывков, которые, как кажется, наиболее выразительно учат о том, что смерть Христа имела неограниченный замысел. Во 2 Послании к Коринфянам 5:14 мы читаем: «Один умер за всех». Если внимательно изучить весь стих и весь отрывок, из которого взят этот стих, то можно обнаружить, что вместо неограниченного замысла искупления, он очень сильно заявляет об ограниченном характере смерти Христа. Данный стих целиком звучит так: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». Необходимо заметить, что в греческом варианте перед последним словом «все» стоит определенный артикль, и что глагол стоит во времени аорист.

Апостол имеет ввиду, что те, за кого умер Христос, также считаются юридически умершими. Следующий стих продолжает: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Христос не только умер, но и воскрес, также воскресли и те, за кого Он умер, так как здесь сказано «чтобы... не для себя жили». Действия заместителя по закону считаются действиями тех, от имени которых этот заместитель действует. В глазах закона заместитель и те, кого он представляет, считаются одним целым. Также и в глазах Бога. Христос был отождествлен со Своим народом, и Его народ был отождествлен с Ним, поэтому когда Он умер, они тоже умерли (юридически), и когда Он воскрес, они также воскресли. Далее, в этом отрывке сказано (ст. 17), что тот, кто во Христе, тот новая тварь, он обрел новую жизнь и в глазах закона. Таким образом, «все», за кого умер Христос, должны жить не для себя, а «для умершего за них и воскресшего». Другими словами, эти «все», за кого умер Христос, призваны в повседневной жизни практически подтверждать свой юридический статус: они должны жить для Христа, «умершего за них». Отсюда для нас становится ясным смысл выражения «один умер за всех». «Все», за кого умер Христос - это те «живущие», которые призваны жить для «умершего за них». Этот отрывок учит трем очень важным истинам, и для того, чтобы лучше показать их важность, представим их в обратной последовательности. Определенные люди призваны здесь жить более не для себя, но для Христа. К этому призваны «живущие», то есть живущие духовно, то есть дети Божий, так как только они имеют духовную жизнь, все остальные мертвы по преступлениям и грехам. Так живут те «все», за кого умер Христос и снова воскрес. Таким образом, этот отрывок учит о том, что Христос умер за весь Свой народ, за избранных, за всех, данных Ему Отцом. В результате Его смерти и Его воскресения «за них», эти люди «живут». Избранные являются единственными людьми, которые «живут» таким образом, и, поэтому, жизнь, которую они получили благодаря Христу, должна быть отдана «умершему и воскресшему за них». Любовь Христова теперь должна «объять» их.

«Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками (не «человеком», так как это слово носило бы обобщающий характер и означало бы все человечество. Какая восхитительная точность терминов Святого Писания!) Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:5,6). Давайте обратимся к словам «предавший Себя для искупления всех». В Писании слово «все» (относящееся к человечеству употреблено в двух значениях: абсолютном и относительном. В некоторых отрывках оно означает «все без исключения», в других - «все без различия». Каждое из значений того или иного отрывка, должно определяться контекстом и сравнением параллельных мест Писания. То, что слово «все» употреблено в относительном и ограниченном смысле и обозначает «все без различия», а не «все без исключения», ясно вытекает из многих отрывков Писания, из которых мы выберем несколько для примера. «И выходили к Нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от Него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Марк. 1:5). Означает ли это то, что каждый мужчина, женщина и ребенок из всей земли Иудейской и Иерусалимской крестились у Иоанна в реке Иордане? Конечно же, нет. Евангелие от Луки 7:30 четко говорит: «А фарисеи и законники отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него». В таком случае, что означает «крестились от него все»? Мы говорим, что слово «все» в этом случае не означает «все без исключения», но «все без различия», то есть люди из всех положений и классов. Это же относится к отрывку из Евангелия от Луки 3:21. Снова читаем: «А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их» (Иоан. 8:2). Как мы должны понимать это выражение абсолютно или относительно? Означает ли выражение «весь народ» «все без исключения», или «все без различия», то есть люди всех классов и положений? Очевидно последнее, так как Храм не был способен вместить всех живущих в то время в Иерусалиме и пришедших на праздник Кущей. В книге Деяния Апостолов 22:15 читаем: «Потому, что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал». Конечно же, выражение «всеми людьми» не означает здесь каждого члена человеческой расы. Из всего этого следует, что слова «предавший Себя для искупления всех» в 1 Тим. 2:6 означает «всех без различия», а не «всех без исключения». Он предал Себя для искупления людей из всех наций, всех поколений, всех классов, словом, за всех избранных, как мы читаем об этом в книге Откровение 5:9. «Ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». То, что это не случайное определение слова «все», подтверждает отрывок, находящийся в Евангелии от Матфея 20:28. «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Это ограничение было бы совершенно бессмысленным, если бы Он предал Себя для искупления всей человеческой рассы. Со временем, это утверждение будет доказано, так как множество людей непременно будут

потеряны. Если же наш текст говорит о том, что Христос отдал Свою жизнь за избранных Божьих, за всех без различия, не зависимо от их национальности, социального положения, характера, возраста и пола, то смысл употребления этих слов становится вполне понятным и объяснимым, так как, в свое, время, это будет подтверждено фактическим и совершенным спасением каждого из них.

«Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божьей, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Этот отрывок не задержит надолго нашего внимания. Слова, непосредственно следующие за стихом, все объясняют. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу Вождя, спасения вех совершил чрез страдания». Апостол пишет здесь о «сынах», то есть после выражения «вкусил смерть за всех», можно дописать курсивом слово «сынов». Таким образом, вместо того, чтобы учить о неограниченном замысле смерти Христу послание к Евреям 2:9,10 совершенно ясно, согласуясь с другими отрывками Писания, приведенными здесь, учит об ограниченном характере Искупления. За «сынов», а не за человеческую расу, наш Господь «вкусил смерть».

В завершении этого раздела главы, скажем, что сам характер ограничения в Искуплении, о котором мы говорим, вытекает исключительно из суверенитета Божьего. Ценность или заслуги не имеют к этому ограничению никакого отношения, все дело в замысле и применении спасения. Давайте перейдем сейчас к суверенитету Бога Святого Духа в спасении.

 

3Суверенитет Бога Святого Духа в спасении.

 

Поскольку Святой Дух является одной из трех Личностей благословенной Троицы, то отсюда непременно следует, что Он полностью поддерживает волю и замысел Других Личностей Божества. Вечная цель Отца в избрании, ограниченный характер смерти Христа и ограниченный характер действия Святого Духа находятся в полной гармонии. Если Отец избрал определенных людей до создания мира и дал их Сыну, за них Христос стал искуплением, то тогда Святой Дух не трудится теперь над тем, чтобы привести ко Христу весь мир. Миссия Святого Духа в мире на сегодняшний день состоит в том, чтобы применить заслуги искупительной жертвы Христа. Сейчас перед нами не стоит вопрос о пределах власти Святого Духа, несомненно, она безгранична. Мы постараемся увидеть, что власть и дела Святого Духа управляются Божественной мудростью и суверенитетом.

Мы только что сказали, что власть и дела Святого Духа управляются Божественной мудростью и неоспоримым суверенитетом. В доказательство этого утверждения, обратимся сначала к словам нашего Господа, обращенным к Никодиму в Евангелии от Иоанна 3:8. «Дух* (Ветер) - дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Здесь уместно сравнение Духа с ветром. Оно имеет двоякий характер. Во-первых, и ветер и Дух суверенны в своих действиях и, во-вторых, таинственны в своих проявлениях. Первое сходство находится в словах «где хочет» или «желает», второе, «не знаешь». Остановимся на втором сходстве. «Дух (Ветер) дышит, где хочет «так бывает со всяким, рожденным от Духа». Человек не может обуздать или препятствовать ветру. Ветер не держит совет с человеком. Также и Дух. Ветер дует, когда захочет, где захочет и как захочет. Также и Дух. Ветер контролируется Божественной мудростью, но с человеческой точки зрения, он абсолютно суверенен в своих проявлениях. Также и Дух.

 

Употребленное в данном стихе слово «pneuma» с оригинального греческого языка возможно перевести двояко: как дух и как ветер, и поэтому, в этом случае они синонимичны. Ветер - наиболее распространенный перевод в английских версиях перевода Библии, например NIV. В русском Синодальном издании Библии использовано слово «дух» (примечание переводчика).

 

Иногда ветер дует настолько слабо, что не поколеблет и листа, но иногда дует настолько сильно, что его завывания слышны на многие мили. Также происходит и при рождении свыше. С некоторыми, Святой Дух поступает настолько мягко, что Его работа не заметна человеку, с другими, Его работа настолько сильна, радикальна, революционна, что это замечают все вокруг. Иногда ветер охватывает какую-то небольшую территорию, иногда дует повсюду. Также и Дух. Сегодня он влияет на одну - две души, завтра может излиться в сердца большого множества людей, как в день Пятидесятницы. В этом вопросе Он действует как пожелает, Он ни с кем не держит совет. Новое рождение человек получает благодаря суверенной воле Духа.

Каждая из трех Личностей благословенной Троицы заботится о нашем спасении: Отец предопределяет, Сын умилостивляет, Дух дает новое рождение. Отец избрал нас, Сын умер за нас, Дух оживляет нас. Отец думал о нас, Сын пролил кровь за нас, Дух проводит работу в нас. Рассмотрим теперь работу Духа в рождении свыше и обратим особое внимание на Его суверенитет. Отец определил наше новое рождение, Сын сделал его (Своими страданиями) возможным, но именно Дух производит новое рождение. «Рожденное от Духа» (Иоан.3:6).

Рождение свыше - это всецело работа Бога Духа, и человек не принимает в ней никакого участия. Это заключение следует из самой природы вещей. Рождение исключает любые усилия или труд со стороны рожденного. Мы не имеем никакого отношения к своему духовному рождению, точно так же как и к физическому. Рождение свыше - это духовное воскресение, переход «от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24) очевидно, что воскресение находится за рамками возможностей человека. Никакой труп не способен оживить себя. Поэтому написано: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Иоан. 6:63). Тем не менее Дух не животворит каждого, почему? Обычный ответ на этот вопрос следующий: потому что не все доверяют Христу. Считается, что Святой Дух оживотворяет только тех, кто верит. Но это означает поставить телегу впереди лошади. Вера - это не причина нового рождения, но ее следствие. Нет необходимости спорить об этом. Вера (в Бога) это нечто экзотическое, то, что не является естественным для человеческого сердца. Если бы вера была естественна для человеческого сердца, была бы естественно присуща человеческой природе, то никогда бы не были написаны слова: «ибо не во всех вера» (2 Фес. 3:2). Вера-это духовная благодать, плод духовной природы. Не возрожденные люди духовно мертвы «по преступлениям и грехам», следовательно, вера с их стороны невозможна, так как мертвый человек не способен ни во что верить. «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). Плоть могла бы угодить Богу, если бы имела веру. Сравните с только что приведенным стихом стих Евр. 11:6: «А без веры угодить Богу невозможно». Можно ли «угодить» или удовлетворить Бога чем-нибудь, что не имеет своего начала в Нем Самом?

То, что работа Святого Духа предшествует нашей вере, бесспорно следует из 2 Фес. 2:13: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». Обратите внимание, что «освящение Духа» предшествует, и тем самым делает возможным «веру истине». Что же в таком случае «освящение Духа»? Мы говорим рождение свыше. В Писании «освящение» всегда означает «отделение», отделение от чего-то и для чего-то или кого-то. Давайте сейчас рассмотрим более подробно утверждение о том, что «освящение Духа» соответствует рождению свыше и определим его порядок в вопросе спасения.

Представим себе слугу Божьего, который проповедует Евангелие собранию, которое состоит из сотни не спасенных людей. Он рассказывает им учение Писания об их несчастном и потерянном положении, он говорит о Боге, Его характере и праведных требованиях, он говорит о Христе, Который удовлетворил требования Бога, что Праведник умер за неправедных, что через этого Человека получают прощение грехов. В заключении проповедник призывает потерянных уверовать в то, что Бог сказал в Своем Слове и принять Его Сына, как своего Спасителя. Собрание заканчивается, все расходятся, девяносто девять из не спасенных отказались придти ко Христу, чтобы иметь жизнь и ушли во тьму без надежды и без Бога в этом мире. Но сотый слышит Слово жизни, посеянное Семя падает в почву, которая была подготовлена Богом, он верит в Благую Весть и идет домой, радуясь, что его имя написано на небесах. Он был «рожден свыше». Также, как и новорожденный ребенок в физическом мире начинает инстинктивно льнуть в своей беспомощности к своей матери, также и новорожденная душа льнет ко Христу. Так мы читаем: «Господь отверз сердце» Лидии «внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). В этом примере Святой Дух оживотворил человека до того, как он уверовал в Евангелие.*

Здесь имеет место «освящение Духа», эта единственная душа, рожденная свыше, была отделена от остальных девяносто девяти. Рожденные свыше отделяются Духом от мертвых по преступлениям и грехам.

Вернемся ко 2-му посланию к Фессалоникийцам 2:13. «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Богом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».

* Обязательная очередность, упомянутая выше, относится скорее к самой природе нежели ко времени, также как причина всегда предшествует следствию. Человек сначала должен открыть глаза перед тем, как начать видеть, и, тем не менее, между этими двумя событиями нет какого-то временного интервала. Как только он открывает глаза - он видит. Также человек должен быть рожден свыше перед тем, как «увидеть Царствие Божие» (Иоан. 3:3). Видеть Сына обязательно означает уверовать в Него. Неверие относится к духовной слепоте. Неверующие не уверовали посланию Евангелия, не увидели красоты Христа, поэтому не желают Его. Работа духа по оживотворению мертвого во грехах человека, предшествует вере в Христа, также как любая причина всегда предшествует следствию. Грешник принимает Спасителя не раньше, чем Дух обращает его сердце ко Христу.

 

Порядок мыслей здесь очень важен и поучителен. Во-первых, предвечный выбор Бога, во-вторых, освящение Духом, в-третьих, вера в истину. Точно такой же порядок изложен в 1 Послании Петра 1:2: «По предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа». «Послушание» здесь означает «послушание веры», которое становится возможным благодаря пролитой крови Христа. Таким образом, перед «послушанием» веры (см. Евр. 5:9) Святой Духа отделяет нас, а этой работе, в свою очередь, предшествует избрание Бога Отца. «Освященные Духом» - это те, которых «Бог от начала... избрал ... ко спасению», это «избранные по предвидению Бога Отца» (1 Петр. 1:1,2).

Святой Дух суверенен в Своих действиях, и Его спасительная миссия осуществляется по отношению к Божьим избранным. Это те, которых Он утешает, запечатлевает, открывает всякую истину и являет будущее.*

Работа Духа необходима для полного завершения вечных целей Отца. Говоря предположительно, но уважительно, если бы Бог только послал Христа на смерть и ничего более не предпринял, то ни единый грешник никогда не был бы спасен. Для того, чтобы любой грешник увидел свою нужду в Спасителе и желал обрести Его, над ним и в нем категорически необходим труд Святого Духа.

Если бы Бог только послал Христа умереть за грешников, а затем послал Своих слуг провозглашать спасение через Христа, предоставляя грешников самим себе и, давая им выбор принять или отвергнуть Благую Весть, то все грешники отвергли бы ее, так как в сердце своем каждый человек ненавидит Бога и находится с Ним во враждебных отношениях (Рим. 8:7). Поэтому работа Святого Духа необходима, чтобы приводить грешников ко Христу, преодолевать их внутреннюю оппозицию и побуждать их принимать все уготованное для них Богом. По своей природе Божий избранные являются чадами гнева, как и все остальные (Ефес. 2:3), и их сердца находятся во враждебных отношениях с Богом. Но эта их «вражда» преодолевается Духом, и именно в следствие этой регенерирующей работы, они обретают веру во Христа. Не понятно ли, в таком случае, что причина, по которой остальные люди оставлены вне Царствия Божиего, заключается не просто в том, что они сами не желают этого, но также потому, что Святой Дух не провел в них определенную работу? Не является ли это показателем того, что Святой Дух суверенен в проявлении Своей власти, что «Дух дышит, где хочет»!

Подведем итог. Мы хотели показать совершенство последовательности путей Божьих, что каждая Личность Божества действует в гармонии с другими Личностями. Бог Отец избрал определенных людей ко спасению, Бог Сын умер за этих избранных, Бог Дух оживотворяет их.

* Это не означает, что мы отвергаем то, что работа Духа, в некотором смысле, направлена на тех, кто остается в своем неверии и, в конечном итоге, погибает. Нераскаявшиеся могут «пренебрегать» Духом (Быт. 6:3), люди могут противиться Его действиям (Деян. 7:51,52). Общая работа Духа происходит над теми, кто слышит истину и кто, в некоторых случаях, похож на спасенного (Матф. 13: 5,6,20,21) и, тем не менее, из-за остающейся в человеке враждебности против Бога, эта работа не приносит результата. Поскольку все люди настроены враждебно по отношению к Богу, работа Духа была бы неэффективной, если бы Он не трудился особым регенирирующим образом в избранных, побуждая их верить спасительной истине, которую «душевный человек не принимает» (1Кор. 2:14).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.