Артур Пинк
Божественный суверенитет
Определение Божественного суверенитета
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (Пар. 29:11).
Выражение «Божественный суверенитет» когда-то всем было понятно. Оно зачастую использовалось в религиозной литературе. На эту тему часто проповедовали с кафедры. Эта истина принесла покой многим сердцам и воспитала мужество и постоянство в характере христиан. Но сегодня» само упоминание о Божественном суверенитете во многих местах означает разговор на иных языках. Если мы объявим со средней кафедры, что темой нашего рассуждения будет Божественный суверенитет, то реакция на это будет очень похожа на то, если мы произнесем фразу на одном из мертвых языков. Увы! это действительно так. Увы! учение, которое является ключевым в истории, которое дает объяснение Провидению, является краеугольным камнем Писания и основанием христианского богословия, не признаете и так мало понято.
Божественный суверенитет! Что это такое? Это превосходство Бога, царство Бога и главенство Бога. Сказать, что Бог суверенен - это значит объявить Бога Богом. Сказать что Бог суверенен - это объявить, что Он Наивысший, «П воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать: «Что ты сделал?» (Дан. 4:32). Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он Всемогущ, Обладатель всей власти на небе, так и на земле, чтобы никто не смог превозмочь Его пути, извратить Его цели или противостоять Его воле (Пс. 113:11). Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он - «Владыка над народами» (Пс. 21:29), устрояющий царства, низвергающий империи и устанавливающий пути развития династий по воле Своей. Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он «единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15). Таков Бог Библии.
Как отличается Бог Библии от Бога современного христианства! Учение о Божестве, которое так широко освещается сегодня, представляет собой ничтожную карикатуру, жалостную пародию на Истину. Бог двадцатого столетия представляет собой беспомощное, слабое существо, которое не заслуживает уважения здравомыслящего человека. Бог для большинства - это создание плаксивой сентиментальности. Бог большинства сегодняшних кафедр является скорее объектом жалости, Он не Бог, вселяющий благоговейное уважение.
Говорить, что Бог Отец запланировал спасение всего человечества, что Бог Сын умер с целью спасти всю человеческую расу, и что теперь Святой Дух пытается завоевать весь мир для Христа, в то время как вполне очевидно то, что большое количество наших ближних умирают во грехе и переходят в безнадежную вечность, значит утверждать, что Бог Отец разочарован, что Бог Сын не удовлетворен, что Бог Святой Дух побежден. Мы сделали плохое заключение, но оно неизбежно. Спорить, что Бог «изо всех сил» пытается спасти все человечество, но большинство людей не позволяет Ему сделать этого, означает предположить то, что воля Творца бессильна, а воля творения всесильна.
Несколько лет назад один знаменитый «евангельский» проповедник приехал в наш город и на протяжении всей своей проповеди не уставал повторять: «Бедный Бог! Бедный Бог!» Конечно же, тот проповедник, а не Бог заслуживает жалости.
Обвинения во всем дьявола, как многие это делают, не решает проблемы, так как если дьявол слушает планы Божий, тогда он всемогущ, а Бог больше не является Верховным Существом.
Заявлять о том, что первоначальный план Творца был погублен грехом, значит свергать Бога с Его престола. Предполагать, что события в Едеме для Бога были полной неожиданностью, и что теперь Он пытается исправить непредвиденные обстоятельства, значит сводить Наивысшего до уровня ограниченного, погрешимого смертного. Спорить о том, что человек сам определяет свою судьбу и, поэтому обладает способностью нарушать планы Творца, значит лишать Бога звания Всемогущий. Сказать, что творение вышло за рамки, очерченные его Творцом, и что теперь Бог является беспомощным наблюдателем греха и страданий, вызванных падением Адама, значит отрекаться от очевидного заявления Святого Писания, а именно: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (Пс.75:11). Словом, отвергать Божественный суверенитет, значит ступить на путь, ведущий к слепому атеизму.
Божественный суверенитет Писания абсолютен, непреодолим, бесконечен. Когда мы говорим, что Бог суверенен, мы подтверждаем Его право управлять вселенной, которую Он сотворил для Своей славы по Своей воле. Мы подтверждаем, что Его право - это право Горшечника над глиной, то есть, что Он вправе вылепить из этой глины все, что Ему угодно, изготавливая из одного и того же куска один сосуд для почетного, а другой для низкого употребления. Мы подтверждаем, что Бог не подвластен никакому закону за пределами Своей Собственной воли и сущности, что Бог является законом в Себе и что Он не обязан давать отчет о Своих делах кому-либо.
Суверенитет характерен всей Божественной Сущности. Он суверенен во всех Своих качествах. Он суверенен в Своей власти. Он демонстрирует ее как Он желает, когда желает и где желает. Это находит подтверждение на каждой странице Писания. Долгое время эта власть кажется бездейственной, но затем, проявляется с непреодолимой силой. Фараон осмелился препятствовать Израилю, поклоняться Иегове в пустыне. Что произошло? Бог использовал Свою власть, Его народ освобожден, а жестокие хозяева убиты. Немного позже, Амалекитяне осмелились напасть на тех же самых Израильтян в пустыне и что же случилось? Использовал ли Бог Свою силу в этом случае, как Он это сделал на Красном море? Были ли эти враги Его народа мгновенно повергнуты и уничтожены? Нет, напротив, Господь поклялся: «брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх.17:16). Когда Израиль вошел в землю Ханаанскую, снова была явлена славная сила Божья. Ерихон встал у них на пути. Что же случилось? Израиль ни сделал ни единого выстрела. Господь протянул руку Свою и стены города пали. Это чудо никогда более не повторялось! Никакой другой город не пал таким образом. Другие города должны были быть завоеваны мечом!
Можно привести и множество других примеров, чтобы показать суверенную силу Божью. Бог использует Свою силу, и Давид избавляется от великана Голиафа, Бог заграждает пасти львов, и снова Давид выходит неповрежденным, трое еврейских юношей брошены в печь огненную, но выходят из нее целыми и невредимыми. Тем не менее Божья сила не всегда способствовала избавлению Его народа, так как мы читаем: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:36,37). Почему? Почему эти мужи веры не были избавлены от страданий, как и другие? Почему других не убивали, как этих? Почему сила Божья спасает одних и не спасает других? Почему Бог позволил, чтобы Стефана побили камнями до смерти, но избавил Петра от темницы?
Бог суверенен и в передаче Своей силы другим людям. Почему Бог наделил Мафусала жизненной силой, что позволило ему пережить своих современников? Почему Бог наделил Самсона такой физической силой, какой никогда не обладал другой человек? И снова написано: «Но чтобы помнили Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18). Бог не дает эту «силу» всем одинаково. Почему? Почему Он дал такую «силу» Карнеги и Рокфеллеру? Ответ на такие вопросы следующий: потому что Бог суверенен и, будучи таковым, поступает так, как пожелает.
Бог суверенен в проявлении Своей милости. И это так, потому что милость исполняется по воле Того, Кто проявляет эту милость. Милость - это не право, на которое претендует человек. Милость - это удивительное качество Бога, когда Он жалеет и освобождает негодных людей. Под праведным судом Божьим нет ни одного праведника. Объектом милости, в таком случае, являются несчастные, несчастие же, является результатом греха, следовательно, несчастные заслуживают наказания, а не милости. Говорить о заслуженной милости, означает допускать противоречие в терминах.
Суверенная Божья милость - жалость к негодным людям - была явлена, когда Иегова стал плотью и жил среди людей. Приведем один пример. Во время одного из праздников Иудейских, Господь Иисус пришел в Иерусалим. У купальни Вифезда «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Среди этого «великого множества» был человек, «находившийся в болезни тридцать восемь лет». Что произошло далее? «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел» (Иоан. 5:1-9).
Почему этот человек был выделен из среды других людей? Нам не говорится, что он кричал: «Господи, смилуйся надо мной». В повествовании нет ни единого слова о том, что этот человек обладал какими-то качествами, благодаря которым, он получил эту особую милость. Это было примером суверенного проявления Божественной милости. Христос с легкостью мог исцелить все то «великое множество» народа, так же как Он исцелил этого одного «определенного человека». Но Он не сделал этого. Он послал Свою силу и избавил от страданий одного определенного страдальца, и по причинам известным только Ему Самому, Он не сделал этого для других.
Бог суверенен в проявлении Своей благодати: это действительно так, так как благодать - это милость, явленная недостойным, заслуживающим ада, людям. Благодать - это полная противоположность праведности. Праведность требует беспристрастного соблюдения закона, чтобы каждый получил по заслугам, ни больше, ни меньше. Праведность не лицеприятна. Праведность, как таковая, не проявляет жалости и не знает милости. Божественная благодать не действует в ущерб праведности, но «воцарилась через праведность» (Рим. 5:21), и, если благодать «воцарилась», то она суверенна.
Благодать - это незаслуженная милость Божья, и поэтому, никто не в праве заявлять на нее свое неотъемлемое право.
Если благодать невозможно заработать и заслужить, то никто не в праве претендовать на нее. Если она - дар, то никто не в праве требовать ее. В таком случае, если спасение по благодати (бесплатный дар Божий), то Он одаривает им Кого Сам пожелает. То, что спасение мы получаем по благодати, означает, что даже самый закоренелый грешник не лишен возможности получить Божественную милость. Так как спасение мы получаем по благодати, то всякое хвастовство исключено, и Бог получает всю славу.
Один друг, который любезно согласился прочитать рукопись данной книги, и которому мы благодарны за ряд блестящих замечаний, указал нам на то, что благодать - это даже нечто большее, чем просто «незаслуженная милость». «Незаслуженная милость» - накормить бродягу, который вопрошает ко мне. Едва ли это благодать. Если же я накормлю этого голодного бродягу после того, как он обокрал меня - это будет явная «благодать». В таком случае, благодать - это милость, оказанная тому, кто явно не заслуживает ее.
Суверенное проявление благодати отражено почти на каждой странице Писания. Язычники оставлены ходить своими путями, в то время как Израиль становится народом Завета Иеговы. Измаил, первенец, изгнан без благословения, в то время как Иисак, рожденный в старости своих родителей, сделан дитем обетования. Есаву, щедрой душе, отказано в благословении, в то время как червь Иаков, получает наследие и становится подобным сосуду славы. Так же и в Новом завете. Божественная истина сокрыта от умных и мудрых и открыта младенцам. Фарисеи и садуккеи оставлены ходить своими путями, в то время как мытари и блудницы привлекаются к Богу нитями любви.
Удивительным образом Божественная благодать проявилась во время рождения Спасителя. Перевоплощение Сына Божьего было самым великим событием за всю историю вселенной, тем не менее оно не было объявлено всему человечеству, вместо этого о нем было поведано Вифлеемским пастухам и мудрецам с Востока. И это имело вполне пророческое и показательное значение для всей той диспенсации, ибо даже в наши дни Христос явлен не всем. Бог мог послать отряд ангелов в каждую нацию и провозгласить рождение Его Сына. Но Он не сделал этого. Бог мог с легкостью привлечь внимание людей ко «звезде», но Он не сделал этого. Почему? Потому, что Бог суверенен и распределяет Свою благодать как Ему угодно. Особо обратите внимание на то, что о рождении Спасителя было объявлено двум наиболее маловероятным классам людей, пастухам и язычникам из далекой страны. Никакой ангел не предстал перед синедрионом и не объявил о рождении Израильского Мессии! Нет, «звезда» явилась книжникам и законникам, когда они из-за своей гордости и само праведности исследовали Писания! Они искали прилежно, чтобы узнать, где должен родиться Спаситель, но тем не менее факт рождения не был им явлен. Какое в этом проявление Божественного суверенитета: смиренные пастухи отделены для особой чести, а умные и выдающиеся оставлены без внимания! Почему рождение Спасителя было явлено этим чужестранцам, а не тем людям, среди которых Он был рожден? Усмотрите за этим удивительное предвосхищение Божиих отношений с человечеством на протяжении всей диспенсации христианства. Он суверенен в проявлении Своей благодати и посылает Свои милости на того, на кого пожелает, зачастую на самых маловероятных и недостойных.
Этот материал еще не обсуждался.