29.04.2010
Скачать в других форматах:

Артур Пинк

Божественный суверенитет

Божественный суверенитет в управлении.

 

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Ею всем обладает» (Пс. 102:19).

Вначале скажем о необходимости в управления материальным миром со стороны Бога. На минуту представим противоположное. Для примера предположим, что Бог сотворил мир, придумал и установил определенные законы (которые человек называет «законы природы»), и что затем Он отстранился, предоставив мир своей судьбе и этим законам. В таком случае, мы должны иметь мир, над которым нет никакого разума, нет главенствующего Управителя, мир, контролируемый ни чем иным, как безличными законами - концепция достойная закоренелого материализма и атеизма. Предположите это на минуту и, затем в свете этого предположения, хорошо обдумайте следующий вопрос: Какую гарантию мы имеем, что скоро этот мир не будет уничтожен? Ветер дует, где хочет, что означает, что человек неспособен ни обуздать, ни помешать этому. Иногда ветер дует с огромной силой и, вполне может быть, что неожиданно он соберет всю свою мощь и быстроту и превратится в ураган, и распространится по всей земле. Если нет ничего большего, чем законы природы, управляющие ветром, то, возможно, завтра придет мощный торнадо и сметет все с лица земли. Какую защиту мы имеем от такого бедствия? С самого раннего детства мы слышали о тучах, которые приносили ливень. Вода затапливала целые районы, жестоко опустошала и разоряла собственность, унося жизнь людей. Человек бессилен перед этим явлением, наука не способна найти средство, которое бы остановило эти тучи проливать дождь. Поэтому, откуда мы знаем, что эти тучи, в один момент, не увеличатся в размерах, и вся земля не будет затоплена водой, почему потоп дней Ноя не может повториться? А землетрясения? Каждые несколько лет какой-нибудь остров или большой город исчезают с лица земли, и что может поделать человек? Где гарантия того, что широкомасштабное землетрясение вскоре не уничтожит весь мир? Наверняка, каждый читатель уже понял, о чем мы хотим здесь сказать: отрицать, что Бог управляет материей, отрицать, что Он держит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3), означает потерять всякую надежду на безопасность.

Давайте применим те же аргументы и по отношению к человеческой расе. Управляет ли Бог нашим миром? Формирует ли Он судьбы наций, контролирует путь развития империй, определяет рамки династий? Предписал ли Он границы, творящим зло, сказав: «Вы зайдете настолько далеко и ни шагу больше»? Давайте на минуту представим обратное. Предположим, что Бог вложил бразды управления в руки Своих творений, и посмотрим куда приведет нас это предположение. Ради дискуссии предположим, что каждый человек приходит в этот мир, наделенный волей, которая абсолютно свободна, и что невозможно контролировать человека, предварительно не уничтожив его волю. Если бы это было так, то мы бы не были застрахованы от всеобщего морального суицида. Если убрать всякие Божественные ограничения, то человек будет абсолютно свободен делать то, что пожелает, вскоре исчезнут всякие этические различия, дух варварства победит во вселенском масштабе, и дьяволы будут царствовать. Почему нет? Если одна нация отменяет правила и отказывается от конституции, то что может помешать другим нациям сделать то же самое? Чуть меньше века назад, по улицам Парижа текли реки крови восставших, какую уверенность мы имеем в том, что до окончания нашего века, каждый город мира не станет свидетелем подобных событий? Что может помешать повсеместному беззаконию и вселенской анархии? Таким образом, мы показали, что необходимо, чрезвычайно необходимо, чтобы Бог находился на Своем престоле, Сам управлял миром, контролировал поступки и судьбы Своих творений.

Указав на чрезвычайную необходимость Божьего управления, давайте далее рассмотрим факт, что Бог действительно управляет нашим миром, и что Его власть распространяется на всех и вся. 

 

1. Бог управляет неодушевленной материей.

То, что Бог управляет неодушевленной материей, что она исполняет Его повеления и планы, ясно запечатлено на самом фронтоне Божественного откровения. Бог сказал: «Да будет свет. И стал свет». Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». И снова «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его по роду его. И стало так». Псалмист говорит: «Он сказал, - и сделалось; Он повелел,-и явилось» (Пс. 32:9).

То, о чем говорится в первой главе книги Бытие, в последствии подтверждено всей Библией. Когда беззакония древних людей достигли предела, Бог сказал: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни». Далее мы читаем: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 6:17; 7:11,12).

Убедитесь в абсолютном (и суверенном) Божьем управлении неодушевленной материи в связи с бедствиями, посланными на Египет. По Его воле свет был превращен во тьму и вода в реке в кровь. Падал град, и смерть снисходила на безбожную землю Нила, и даже сам высокомерный монарх был вынужден возопить об освобождении. Обратите особое внимание на то, как вдохновенное Писание подчеркивает абсолютную власть Бога над материей: «И простер Моисей жезл Свой к небу; и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле, и послал Господь град на землю Египетскую. И был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал. Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх. 9:23-26). Так же в восьмом чуде: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх. 10:21-23).

Вышеприведенные примеры ни в коем случае нельзя назвать единичными. По повелению Божьему огонь и сера сходили с небес и целые города уничтожались, плодородные земли превращались в ужасающее море смерти. По Его повелению воды Красного моря расступились, чтобы Израиль смог пройти по сухой земле, по Его же слову эти же воды снова сомкнулись и уничтожили Египтян, преследовавших Израиль. По одному Его слову и земля отверзлась и поглотила Корея и его взбунтовавшихся товарищей. Навуходоносор разогрел печь в «семь раз сильнее, нежели как обыкновенно», куда были брошены трое детей Божьих, но огонь не столько опалил их одежды, сколько погубил людей, бросивших их в эту печь.

Какая власть Творца была явлена, когда Он стал плотью и жил среди людей! Помните, как Он спал в лодке. Поднялась буря. Завывал ветер, и волны летели с великой силой. Ученики бывшие с Ним, испугавшись, что их лодка может затонуть, стали будить Учителя, говоря: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Затем мы читаем: «И, встав, Он и запретил ветру и сказал морю: Умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Марк. 4:39) заметьте, что море по велению своего Творца, прекращает волноваться. По слову Его увяло фиговое дерево, от Его прикосновения болезни моментально исчезали.

Небесные тела также управляются Творцом и исполняют Его суверенную волю. Приведем два примера По повелению Бога солнце возвратилось на десять ступеней назад, чтобы помочь слабой вере Иезекии. В Новозаветные времена, Бог повелел звезде известить о перевоплощении Его Сына, звезде, которая явилась мудрецам Востока. Эта звезда, как нам сказано: «шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец» (Матф. 2:9).

Какое славное заявление: «Посылает Слово Свое на землю; быстро течет Слово Его. Дает снег, как волну; сыплет иней как пепел. Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет Слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» (Пс. 147:4-7). Изменения, происходящие в природе, также находятся под суверенным контролем Бога. 

Бог сдерживает дождь, и его же и посылает, где угодно, как угодно и на кого угодно. Синоптики пытаются предсказывать погоду, но как часто Бог смеется над их прогнозами! Солнце определяет движение планет, появление и исчезновение комет (которым иногда приписываются аномальные погодные явления), атмосферная нестабильность является лишь второпричиной, так как за всем этим стоит Сам Бог. Вот, что снова говорит Его Слово: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два, три города в один город, чтобы напиться воды и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечем юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши,-и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь (Амос 4:7-10).

Истинно Бог управляет неодушевленной материей. Земля и воздух, огонь и вода, град и снег, штормовые ветры и грозные моря-все слушают Слово Его силы и исполняют суверенную волю. Поэтому, когда мы ропчем на погоду, мы, в действительности, ропчем на Бога.

2. Бог управляет неразумными существами.

Какой яркий пример Божьего контроля над миром животных приведен в книге Бытие 2:19! «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». Если вы возразите и скажете, что это все происходило в Едеме, до падения Адама, и что последующее проклятие легло на всякое живое существо, то наша следующая ссылка будет возражением этому: Божья власть над животными была ясно продемонстрирована во время великого Потопа. Обратите внимание, как Бог побудил животных взойти в ковчег. Бог сказал человеку: «Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они оставались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и на скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых» (Быт. 6:19,20). Все животные состояли под суверенной властью Бога. Лев джунглей, слон лесов, медведь северного полюса, свирепая пантера, неукротимый волк, лютый тигр, высоко парящий орел и ползающий крокодил - все они неукротимы на воле и, тем не менее, покорные воле своего Творца, парами заходят в ковчег!

Мы говорили о бедствиях, посланных на Египет, как о примере Божьего контроля неодушевленной материи. Давайте снова обратимся к нему и посмотрим, каким же образом это демонстрирует Божью совершенную власть над неразумными существами. По Его слову из вод вышли жабы и пошли во дворец фараона и в дома его слуг, против своих естественных инстинктов они заползали в дома, во дворы и на поля (Исх. 8:13). Тучи мошек налетели на землю Египетскую, но на земле Геселм их не было (Исх. 8:22). Был поражен скот: «То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах; да будет моровая язва весьма тяжкая. И разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего» (Иск. 9:3-6). Таким же образом Бог посылает множество саранчи, определяет время, ход и рамки этой напасти.

Не только ангелы исполняют повеления Божий. Дикие звери также исполняют Его волю. Святой ковчег, ковчег завета находился в стране Филистимлян. Как же его переправить в свое место? Обратите внимание на выбор слуг Божьих, и на то, что они полностью состояли под Его властью: «И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место. Те сказали... Итак, возьмите сделайте одну колесницу новую, и возьмите двух первородивших коров, на которых не было ярма, и впрягите коров в колесницу, а телят их отведите от них домой. И возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу; а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет. И смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зле сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно». И что же случилось? Какой поразительный результат! «И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево» (1 Цар. 6). Также интересен пример с Илией: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда, и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» (3 Цар.17:2-4). Естественный инстинкт этих птиц был подчинен, и вместо того, чтобы самим поглощать пищу, они приносили ее слуге Божьему в его убежище.

Если же еще требуются доказательства, то вот они. Бог использует бессловесного осла, чтобы осудить безумие пророка. Он посылает двух медведиц поглотить сорока двух мучителей Илии. В исполнение Своего слова Он побуждает собак есть плоть жестокой Иезавели. Он заграждает пасть Вавилонских львов, когда Даниила бросают в ров, хотя позже Он повелевает им поглотить обвинителей пророка. Он посылает огромную рыбу, чтобы та поглотила непослушного Иону и, затем, когда пробил назначенный час, изрыгнула его на сушу. По Божьему повелению рыба приносит монету Петру, дабы исполнилось Его Слово. Таким образом, мы видим, что Бог управляет неразумными существами: полевые звери, небесные птицы, морские рыбы - все исполняют Его волю.

3. Бог управляет сынами человеческими.

Мы полностью признаем то, что это самая сложная часть нашей темы и, поэтому, давайте поподробнее остановимся на ней. Перед тем, как перейти к отдельным элементам данной проблемы, для начала рассмотрим сам факт Божественного контроля над людьми в общем.

Пред нами встает выбор, который мы должны сделать: Бог управляет или Он управляем. Либо Бог правит или правят Им, либо у Бога Свои пути, либо у человека свои. Неужели нам трудно сделать выбор? Говорим ли мы, что в человеке мы видим строптивое существо, которое не состоит под властью Бога или, что грех отделил грешника от триединого Святого настолько, что он находится вне Его власти? Может мы говорим, что так как человек наделен моральной ответственностью, Бог должен оставить его полностью без контроля, во всяком случае на время его испытания? Следует ли из этого обязательный вывод, что поскольку человек находится вне закона и является противником Божественного управления, то Бог не в состоянии исполнять Свои планы, используя человека? Мы имеем в виду не просто то, что Бог способен обратить действия нечестивых людей ко благу, и что Он приведет беззаконников к суду - многие христиане верят в это-мы говорим, что каждое действие, даже самого низкого из Его творений, полностью находится под Его контролем, что актер, хотя и не подозревая, исполняет тайные планы Всевышнего. Не произошло ли это с Иудой? Существует ли пример более чем наглядный? Если даже самый ярый противник Божий исполнял Его волю, то нельзя ли из этого сделать вывод, что это верно и по отношению ко всем остальным Его противникам?

Нашей настоящей задачей не является некий философский поиск или метафизическая казуистика, наша задача выяснить, что говорит Писание на эту глубокую тему. Только обращаясь к Закону, Свидетельству мы можем узнать нечто о Божественном управлении, о его характере, замысле, способе действия и границах. Что же было угодно Богу открыть нам в благословенном Слове о Его власти над творением Его рук и, в частности над тем, кто изначально был сотворен по Его образу и подобию?

«Ибо мы им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Какой размах у этого утверждения? Заметим, что эти слова были обращены ни к церкви Божьей, ни к святым, достигшим возвышенной духовности, а к язычникам, поклонявшимся неведомому Богу и надсмехавшимся над воскресением мертвых. Афинским философам, эпикурейцам, стоикам апостол Павел безо всяких колебаний говорил, что они живут, движутся и существуют в Боге, что означало, что они не только обязаны своей жизнью Тому, Кто сотворил мир и все в нем, но что также их собственные дела были направляемы и поэтому контролируемы Господом неба и земли, (смотрите также Дан. 5:23, заключительное высказывание!)

«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Пр. 16:1). Обратите внимание на то, что это заявление носит всеобщий характер, оно относится к «человеку» вообще, а не только к верующему. «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь управляет шествием его» (Пр.16:9). Если Господь управляет шествием человека, не является ли это доказательством того, что Бог контролирует человека? И снова: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Пр. 19:21). Не означает ли это, что чтобы человек не желал, чтобы не планировал, исполняется воля не его, а его Творца? Возьмите в пример «безрассудного богача». Рассуждения его сердца нам известны: «И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Таковыми были рассуждения этого человека, тем не менее свершилась воля Божья. Рассуждения богача свелись на нет, так как «Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук. 12:16-21).

«Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда хочет Он направляет его» (Пр. 21:1). Что может быть яснее? Из сердца «источники жизни» (Пр. 4:23), «потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр.23:7). Если, в таком случае, сердце человеческое в руке Господа и, если «куда хочет направляет его», не означает ли это, что люди (да, правители и управляемые), и, таким образом, все люди, полностью находятся под контролем Всевышнего!

На вышеприведенное утверждение не должно быть наложено никаких ограничений. Настаивать на том, что, по крайней мере, некоторые люди, могут не подчиняться воле Божьей и нарушать Его планы, означает отвергать многие другие места Писания. Подумайте над следующим: «Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его в род и род» (Пс.32:11). «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Пр. 21:30). «Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,-и кто отвратит ее ? »(Иса. 14:27). «Вспомните прежде бывшие, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Иса. 46:9,10). В этих стихах нет двусмысленности. Они совершенно ясно и точно подтверждают, что невозможно расстроить планы Иеговы.

Мы читаем Писание напрасно, если не понимаем, что поступки злых так же как и добрых людей управляются Господом Богом. Нимрод и его товарищи собирались возвести Вавилонскую башню, но их работа не была завершена, так как Бог расстроил их планы. Иаков был тем, кому было обещано наследство, и, хотя он хотел изменить планы Иеговы и дать благословение Исаву, его попытка сделать это не увенчалась успехом. Исав поклялся отомстить Иакову, но встретившись, братья плакали от счастья вместо того, чтобы драться на смерть. Братья Иосифа хотели его смерти, но их злые планы были разрушены. Фараон не разрешил Израилю исполнять повеления Иеговы и погиб в Красном море за свое зло. Валак нанял Валаама, чтобы тот проклял Израиль, но Бог повелел ему благословить его. Аман возвел виселицу Мардохею, носам был повешен на ней. Иона воспротивился воле Божьей, и мы все знаем, что с ним произошло?

«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Рассторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»» (Пс. 2:1-3). Но смущен или потревожен великий Бог противлением Своих слабых творений? Конечно же нет: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (ст. 4). Господь превозносим выше всех. Самый великий союз людей земли и их самая тщательная и усердная подготовка нарушить Божий планы, по Его мнению, просто смехотворны. Он взирает на их жалкие попытки не просто безо всякой тревоги, но смеясь над их глупостью. Он надсмехается над их бессилием. Он знает, что, если пожелает, то может раздавить их, как моль, или в миг уничтожить одним Своим дыханием. Тщетно земным глиняным изделиям бороться со славным Величием Небес. Таков наш Бог, поклоняйтесь Ему!

4. Бог управляет ангелами: как злыми так и добрыми.

Ангелы - это Божий слуги, Его посланники, Его колесница. Они всегда слушают Его слово и исполняют Его повеления. «И послал Бог ангела в Иерусалим, чтоб истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою... И сказал Господь Ангелу: возврати меч твой в ножны его» (1 Пар. 21:15,27). Многие другие стихи могут быть приведены в доказательство того, что ангелы состоят под властью своего Творца и исполняют Его волю: «Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода» (Деян. 12:11). «И Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22:6). Когда же наш Господь вернется: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Матф. 13:41). И снова мы читаем: «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матф. 24:31). Это же верно и в отношении злых духов: они также исполняют суверенную волю Божию. Злой дух был послан Богом, чтобы возбудить восстание в стане Авимелеха (Суд. 9:23). Другого злого духа Он послал в уста пророков Ахава, где он превратился в лживого духа: «И вот, теперь Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (3 Цар. 22:23). Другой же злой дух был послан возмущать Саула: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (I Цар. 16:14). Так же в Новом завете легион демонов не выходит из своей жертвы до тех пор, пока Господь не дает им повеление войти в стадо свиней.

Из Писания, в таком случае, ясно, что ангелы, как добрые так и злые, полностью состоят под властью Бога и по воле или против воли исполняют Его планы. Да, сам сатана также состоит под властью Бога. Он слушал свой ужасный приговор в Едеме, но не сказал ни слова. Он не мог тронуть Иова до тех пор, пока не получил на это разрешение Бога. Также он должен был получить согласие Бога перед тем как искушать Петра. Когда Христос повелевает ему отойти от Него: «Отойди от Меня, сатана... тогда оставляет Его диавол» (Мат.4:11). В конце концов он будет ввержен в озеро огненное, которое уготовано для него и его ангелов.

Всесильный Господь Бог правит. Он контролирует неодушевленную материю, диких зверей, сынов человеческих, добрых и злых ангелов и самого сатану. Потрясения мира, сияние звезды, ураган, движение существа, поступок человека, поручение ангелов, дела диавола - все во всей великой вселенной происходит согласно предвечному плану Божьему. В этом состоит основание нашей веры. На этом должен покоится наш разум. В этом якорь для нашей души, крепкий и непоколебимый. Не слепая судьба, не необузданное зло, ни человек и ни диавол, но Всемогущий Бог правит миром, правит в соответствии со Своей доброй волей и для Своей вечной славы.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.