29.04.2010
Скачать в других форматах:

Артур Пинк

Божественный суверенитет

Божественный суверенитет в действии.

 

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36).

Предопределил ли Бог все, чему суждено сбыться? Постановил ли Он то, что происходит сейчас? В конечном итоге, спросить это - то же самое, что задать вопрос: «Управляет ли Бог сегодня миром, всем и вся в нем. Если же Бог управляет миром, то Он это делает согласно определенной цели, или же бесцельно и хаотично? Если Он управляет миром согласно какой-то цели, то когда эта цель была поставлена? Бог изменяет эту цель каждый день, или же она была поставлена в самом начале? Зависят ли Божий действия, как наши, от изменяющихся обстоятельств, или же они являются результатом Его вечной цели? Если Бог поставил перед собой определенную цель задолго до сотворения человека, то будет ли она осуществляться согласно Его первоначальному плану, и не трудится ли Бог для реализации этой цели сегодня? Что говорит Писание? Оно говорит о Боге, как о Совершающем «все по изволению воли Своей» (Ефес. 1:11).

Немногие из читателей этой книги подвергают сомнению высказывание о том, что Бог знает и предузнает все события, но немногие решатся пойти дальше. Тем не менее не очевиден ли факт, что если Бог предузнает все, то Он также и предопределяет все? Неужели не очевидно, что Бог предузнает все события, так как Он Сам и предопределяет их! Божие предузнание не является причиной событий, скорее события являются следствием Его предвечной цели. Если Бог предопределил определенное событие, то Он точно знает, что оно произойдет. По своему порядку вещей, невозможно знать, что какое-то событие произойдет, если не быть уверенным в том, что оно действительно произойдет, в свою очередь невозможно быть уверенным, что событие действительно произойдет, если Бог его не предопределил. Возьмите для примера распятие. По этому поводу Писание говорит ясно. Христос, Агнец Божий, кровь Которого должна была пролиться был предназначен «еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:20). В таком случае, «предназначив» заклание Агнца, Бог знал, что Он будет «приведен на заклание» и, поэтому, объявил об этом событии через пророка Исайю. Бог Своим предузнанием не избавил Господа Иисуса от смерти, но предал Его на смерть по Своему определенному совету и предвидению (Деян. 2:23). Предузнание будущего основано на Божьих замыслах, поэтому, если Бог предузнает события, то только потому, что Сам определил от вечности все, чему надлежит произойти. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18). Это свидетельствует о том, что у Бога есть замысел, что Бог не начал Свою работу наугад, без знания о том, каким образом он будет воплощаться в жизнь.

Бог сотворил все. Признающие свидетельство Святого Писания не станут это подвергать сомнению, также никто из них не станет спорить, что работа творения имела случайный характер. Сначала у Бога зародилась цель сотворения, затем Он совершил акт сотворения для исполнения этой цели. Все истинные христиане с готовностью примут слова псалмиста и скажут: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро». Будет ли тот, кто принимает эти слова, отрицать, что Бог определил управлять миром, который Он Сам сотворил? Замыслы Божий по отношению к миру не заканчивались лишь его сотворением. Он не просто определил сотворить мир и поместить туда человека, оставив после этого все на волю судьбы. Совершенно очевидно, что у Бога должна быть некая великая цель или цели, достойные Его бесконечного совершенства, и что в настоящее время, Он управляет миром для того, чтобы осуществить эти цели. «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его-в род и род» (Пс. 32:11).

«Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Иса. 46:9,10). Также можно привести и многие другие отрывки, чтобы показать, что у Бога есть «советы» относительно этого мира и человека, и что они обязательно осуществятся. Именно при таком отношении мы способны здраво оценить пророчества Писания. В пророчествах всемогущий Бог снисходит к нам и берет нас в тайные палаты Своих предвечных замыслов, открывает нам то, что запланировал осуществить в будущем. Сотни пророчеств Ветхого и Нового Заветов не являются предсказаниями будущих событий, а скорее являются откровениями ЗАПЛАНИРОВАННЫХ событий будущего. Знаем ли мы из пророчества, что настоящий век, также как и предшествующий, завершится показанием полного поражения человека? Знаем ли мы, что будет вселенское отпадение от истины, всеобщее отступничество? Знаем ли, что явится антихрист, который преуспеет в соблазнении всего мира? Знаем ли мы, что существование антихриста будет непродолжительным, и, что ничтожные попытки человека править миром, будут прекращены с возвращением Сына Божьего? Мы знаем, что эти и сотни других событий включены в Божий вечный замысел и явлены нам в верном Слове Пророчества. По этой причине все, запланированное Богом, совершенно определенно должно свершиться.

В таком случае, какова была цель сотворения этого мира и человеческой расы? Ответ Писания состоит в следующем: «Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Пр. 16:4). И еще: «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). Конечной великой целью творения было показание славы Божьей. Небеса вещают славу Божью, о делах рук Его вещает твердь, но в первую очередь через человека, первоначально сотворенного по образу и подобию Божьему, Бог определил явить Свою славу. Но как человек может прославить великого Творца? Еще до сотворения мира Бог предвидел падение Адама и последующее падение его расы, поэтому Бог не мог определить, что человек будет прославлять Его, находясь в состоянии невинности. Соответственно, нам сказано, что Христос был «предопределен до создания мира» стать Спасителем падших людей. Искупление грешников Христом не было просто запоздалым решением Бога, не целесообразно думать, что грехопадение человека явилось для Него полной неожиданностью. Нет, Бог был готов к этому, и когда человек пал, он нашел милость и праведность.

Из вечности Бог определил, что наш мир будет тем местом, где Он явит Свою многоразличную благодать и премудрость в искуплении потерянных грешников. «Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Ефес. 3:10,11). Для исполнения этого замысла, Бог управлял миром с самого начала и будет управлять им до самого конца. Очень хорошо говорят об этом следующие слова: «Мы никогда не поймем провидение Божие над этим миром, если не будем относиться к нему, как к сложнейшему механизму, состоящему из десятков тысяч частей, которые служат для одной славной цели: показанию многоразличной мудрости Божьей в спасении Церкви», то есть «призванных». Все остальное подчинено этой основной цели. Понимая эту истину, апостол, водимый Святым Духом, написал: «Посему я все терплю ради избранны, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Сейчас мы рассмотрим вопрос о действии Божественного суверенитета в управлении этим миром.

Нет необходимости быть многословным по поводу Божьего управления материальным миром. В предыдущих главах мы показали, что неодушевленная материя и все неразумные творения всецело находятся под властью своего Творца. Признавая тот факт, что материальный мир управляется законами, которые стабильны и более или менее постоянны в своих проявлениях, Писание, история и наблюдения заставляют нас признать и то, что Бог останавливает действие этих законов и поступает вопреки им, когда Ему это угодно. В Своих благословениях или судах Он может заставить остановиться само солнце (Иис. Нав. 10:12,13), звезды могут сражаться за Его народ (Суд. 5:20). Он может посылать и сдерживать ранний и поздний дождь, по Своей бесконечной мудрости может поражать язвами и благословлять здоровьем, словом, будучи Богом и Самодержцем, Он не связан никакими законами природы, но управляет материальным миром так, как Ему кажется лучшим.

Что же можно сказать относительно Божьего управления человеческой семьей! Что говорит по этому поводу Писание? Каковы границы и каковы механизмы управления Богом сынами человеческими? Мы разделим наш ответ на этот вопрос на две части и рассмотрим сначала отношения Бога с праведниками, Его избранными, а затем с нечестивыми.

 

Отношения Бога с праведниками.

 

1. Бог животворит Своих избранных.

По своей природе избранные духовно мертвы, мертвы по преступлениям и грехам и, прежде всего, они нуждаются в духовной жизни. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья» (Иоан. 3:3). В рождении свыше Бог переводит нас от смерти в жизнь (Иоан. 5:24). Он передает нам Свое естество (2 Петр. 1:4). Он избавляет нас от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:13). Совершенно определенно, мы не могли сами сделать всего этого, так как мы «немощны» (Рим. 5:6), поэтому написано: «Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Ефес. 2:10).

В рождении свыше мы становимся участниками Божественного естества: мы получаем принцип поведения, «семя», жизнь. Рожденное от духа, есть дух, Рожденное от Святого Духа, есть святость. Несмотря на переданное нам Божественное и святое естество, совершенно невозможно для любого человека самому возродить в себе духовный импульс, сформировать духовное понятие, иметь духовные мысли, понимать духовное и, тем более, творить духовные дела. Без святости никто не увидит Господа, но у плотского человека нет желания обрести святость, и он не желает того, что приготовил для него Бог. Будет ли в таком случае он молиться, искать, страстно желать того, что ему не нравиться? Конечно же нет. Значит, если человек желает того, что по своей природе он искренне не любит, если он любит Того, Кого когда-то ненавидел, то только потому, что в нем произошла таинственная перемена. Какая-то внешняя сила оказала на него влияние, ему была дана новая природа, совершенно отличающаяся от его старой природы. Поэтому написано: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Такой человек перешел от смерти в жизнь, обратился от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18). По-другому эту великую перемену в человеке объяснить невозможно.

Рождение свыше несравненно больше нескольких слез, пролитых в минуты временного сожаления о грехе, больше перемены нашей жизни, в результате замены плохих привычек на хорошие, больше благородной идеи и ее воплощения в жизнь. Рождение свыше - это не когда люди выходят и берут знаменитого евангелиста за руку, ставят свою подпись под раскаянием в грехах или приходят в церковь. Получить рождение свыше - это не просто перевернуть страницу в книге жизни, но обрести и получить новую жизнь. Это не просто реформация, но полная трансформация. Словом, рождение свыше - это чудо, результат сверхъестественной деятельности Бога. Эта перемена радикальна, революционна и долговечна.

Описанное выше - это первое действие по времени, совершаемое Богом в Своих избранных. Духовно мертвых, Он оживляет к обновленной жизни, зачатого в грехе, сформированного в беззаконии, делает подобным образу Своего Сына. Он освобождает человекаиз плена дьявола и делает его членом семьи веры. Он берет нищего и делает из него сонаследника Христу. Он приходит к человеку, питающему к Нему вражду, и дает ему новое сердце, переполненное любовью к Богу. Он снисходит к тому, кто по природе своей является бунтарем и трудится в нем по Своей доброй воле. Своей непревзойденной силой, Он преобразует грешника в святого, врага в друга, раба дьявола в дитя Божие.

2. Бог дает Своим избранным силу.

Апостол молился Богу за Ефесских святых, чтобы их глаза были освящены пониманием, дабы они знали «какое богатство славного наследия Его для святых» (Ефес.1:18), чтобы «крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке» (Ефес. 3:16). Таким образом, детей Божьих призывают вести битву веры, постоянно сражаясь с вражеским войском. Сами в себе они не имеют силы, они лишь только «овцы». Овца - одно из самых беззащитных животных, но обетование верно: «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Иса. 40:29).

Бог посылает на праведника и возбуждает в праведнике силу, которая заставляет его исключительно служить Ему. Древний пророк говорит: «А я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8). Наш Господь говорил Своим апостолам: «Но вы примите силу, которая сойдет на вас» (Деян. 1:8). Далее читаем: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа: и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:33). Апостол Павел также говорил: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Эта сила не ограничивается только лишь рамками служения, так как мы читаем во 2 Послании Петра 1:3: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостью». Отсюда происходят благодати христианского характера, такие как: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», которые прямо относятся к Самому Богу и называются «плодом Духа» (Гал. 5:22). Смотрите также 2 Кор. 8:16.

3. Бог руководит Своими избранными.

В древности Он вел Свой народ через пустыню, направляя их стези облачным столпом днем и огненным столпом ночью. Бог руководит Своими святыми и сегодня, но делает Он это скорее внутренне, чем внешне. «Ибо сей Бог есть Бог наш. на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс. 47:15), Бог руководит нами, трудясь в нас, побуждая нашу волю исполнять волю Его. То, что Он руководит нами, ясно следует из слов апостола в Ефес. 2:10: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Таким образом, нет никаких оснований для хвастовства, и Бог получает всю славу. Мы говорим с пророком: «Господи, Ты даруешь нам мир: ибо и все дела наши Ты устрояешъ для нас» (Иса. 26:12). Как истинно, в таком случае, утверждение: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Пр. 169)! Смотрите также Пс. 64: 5, Иез. 36:27.

4. Бог сохраняет Своих избранных.

Многочисленные стихи Писания подтверждают эту благословенную истину. «Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их» (Пс. 96:10). «Ибо Господь любит правду, и не оставит святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс. 144:20). Нет необходимости приводить многие другие стихи или поднимать на этом этапе вопрос об ответственности и преданности верующего. Мы не можем пребывать в вере, если Бог не хранит нас также, как не можем дышать, если Бог не дает нам дыхание. О верующих сказано: «Силою Божьею чрез веру сохраняемых ко спасению» (1 Петр.1:5). Смотрите также 1 Парал. 18:6. Теперь нам осталось рассмотреть:

 

Отношения Бога с нечестивыми.

 

Рассматривая вопрос Божьих отношений с неизбранными, мы находим, что Он влияет на них четырьмя способами.

Возьмем за основу четкое деление, предложенное доктором Райсом.

1. Бог сдерживает нечестивых, не давая им делать то, что они склонны делать по своей природе.

Ярким примером этого может служить Авимелех, царь Герары. Авраам пришел в Герару и боясь, что его могут казнить из-за его жены, сказал, чтобы она представилась его сестрой. Считая ее незамужней женщиной, Авимелех послал за Сарой и взял ее себе. Затем мы узнаем как поступил Бог, чтобы сохранить ее честь. «И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал это в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною; потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (Быт. 20:6). Если бы Бог не вмешался, Авимелех причинил бы Саре зло, но Господь сдержал его и не допустил исполнения намерений его сердца.

Похожий пример с Иосифом и его братьями. Из-за любви Иакова к Иосифу, братья возненавидели его и «стали умышлять против него, чтобы убить его» (Быт. 37:18). Но Бог не позволил братьям исполнить их злые планы. Сначала Он побудил Рувима «избавить его от рук их», затем побудил Иуду предложить продать Иосифа проходящим мимо Измаиль-тянам, которые и привезли его в Египет. То, что именно Бог сдержал братьев, ясно свидетельствует из слов Иосифа, когда несколькими годами позже он сказал им: «Итак не вы послали меня сюда, но Бог...» (Быт. 45:8)!

Сдерживающая сила Божья по отношению к нечестивым очень наглядно показана в лице Валаама, пророка, нанятого Валаком для проклятия Израиля. Читая вдохновенное повествование, нельзя не заметить, что предоставленный самому себе, Валаам с готовностью и решимостью принял предложение Валака. То, что Бог сдержал намерения его сердца, очевидно явствует из его личного признания: «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла... Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Числ. 23:8,20).

Бог сдерживает не только отдельных людей, но и целые народы. Замечательный пример этому находится в книге Исход 34:24: «Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». Три раза в году весь мужской пол Израиля, по повелению Божьему, должен был оставить свой дом, наследство и идти в Иерусалим исполнять праздники Господни. Из вышеприведенного стиха, мы узнаем, что Бог обещал, что пока они находятся в Иерусалиме, Он будет охранять, оставленные без присмотра, дома, сдерживая захватнические планы и желания их языческих соседей.

2. Бог иногда смягчает нечестивых и, вопреки их естественным наклонностям, заставляет их исполнять Его волю.

Выше, мы обратились к примеру Иосифа, подтверждающему, что Бог сдерживает нечестивых, теперь же давайте посмотрим на жизнь Иосифа в Египте и убедимся в том, что Бог также смягчает нечестивых. Нам сказано, что, когда Иосиф был в доме Потифара «Господь был с Иосифом». Его господин увидел, что Господь с ним, и, в последствии, «снискал Иосиф благоволение в очах его, и служил ему. И он поставил его над домом своим» (Быт. 39:3,4). Позже, когда Иосиф несправедливо был брошен в темницу, нам сказано: «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39:21). В последствии, начальник темницы относился к нему с добротой и уважением. Наконец, после освобождения, мы узнаем из книги Деяния апостолов 7:10, что Господь «даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим».

Таким же ярким примером Божьей силы растоплять сердца врагов, является отношение дочери фараона к младенцу Моисею. Этот случай всем известен. Фараон издал указ, по которому каждый израильский младенец мужского пола должен был быть умерщвлен. У одного левита родился сын, мать прятала его в течение трех месяцев. Не имея более возможности скрывать младенца Моисея, она положила его в корзинку из тростника и поставила у берега реки. Корзинку нашла не кто иная, как дочь царя, пришедшая к реке для умывания. Вместо того, чтобы исполнить жестокий указ своего отца и выбросить ребенка в реку, написано, что она «сжалилась над ним» (Исх. 2:6)! Жизнь младенца была спасена, позже Моисей стал приемным сыном этой принцессы!

Богу доступны сердца всех людей, и Он может смягчать их для достижения Своей суверенной цели. Нечестивый Исав поклялся отомстить своему брату за обман отца, но, когда он встретил своего брата, вместо того, чтобы убить «обнял его, и пал на шею его» (Быт. 33:4). Ахав, слабый и злой супруг Иезавели, был враждебно настроен против Илии, по слову которого, небеса были затворены три с половиной года. Он был так зол на этого человека, которого считал своим врагом, что искал его среди народов всех наций и царств, а когда не находил, то «брал клятву» с того народа или царства, что пророка там нет (3 Цар. 18:10). Тем не менее, когда же они повстречались, вместо того, чтобы убить пророка, Ахав послушал повеления Илии и «послал... ко всем сынам Израилевым, и собрал всех пророков на гору Кармил» (3 Цар. 18:20). Иудейка Есфирь собирается войти к Медийскому и Персидскому царю, что было «против закона» (Есф.4:16). Она пошла к нему и думала, что погибнет, но нам сказано: «Она нашла милость в глазах его. И простер царь к Есфири золотой скипетр» (Есф. 5:1, 2). Возьмите для примера жизнь Даниила в плену. Царь «назначил» Даниилу и его друзьям ежедневную пищу. Но Даниил решил в сердце своем не оскверняться явствами с царского стола и сказал об этом своему хозяину, начальнику евнухов. Что же случилось? Его хозяин был язычником и боялся царя. Но потребовал ли он от Даниила точно исполнять его требования? Нет, «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов» (Дан 1:9)!

«Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Пр. 21:1). Замечательным примером

этому может служить Кир, языческий царь Персидский. Народ Божий все еще находился в плену, но этот период уже почти приближался к концу. Тем временем, храм в Иерусалиме лежал в руинах, а Иудеи находились в далекой стране. Какая была надежда, что дом Господень будет восстановлен? Обратите внимание на то, что сделал Бог: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь. Бог небесный; и Он повелел Мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Езд. 1:1,2). Необходимо помнить, что Кир был язычником, мирская история свидетельствует об этом, он был жестоким человеком, но Господь побудил его издать такой указ, дабы исполнилось Слово Божие, изреченное Иеремией семьдесят лет назад. Похожий пример содержится в книге Ездра 7:27, где Ездра воздает благодарение за то, что Бог вложил в сердце царя Артарксеркса украсить дом Господень, который Кир повелел построить. «Благословен Господь, Бог отцов наших, вложивший в сердце царя-украсить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд. 7:27).

3. Иногда Бог управляет нечестивыми для того, чтобы извлечь благо из их злых намерений.

Еще раз обратимся к истории Иосифа. Продавая Иосифа Измаильтянам, его братья руководствовались жестокими и бессердечными мотивами. Их целью было избавиться от своего брата, и, проходящие мимо торговцы, облегчили им эту задачу. Для них этот поступок был просто продажей знатного юноши в рабство ради выгоды. Но посмотрите теперь как Бог тайно обращает их жестокие действия. Провидение сделало так, что Измаильтяне проходили как раз в то время, когда Иосифа хотели убить, братья уже приняли решение сделать это. Далее, Измаильтяне шли в Египет, страну, в которую Бог предназначил послать Иосифа. Бог предопределил, что они купят Иосифа в то время, когда они это сделали. То, что в этом происшествии была рука Божья, что случившееся было более, чем просто счастливым совпадением, следует из слов Иосифа, обращенных к его братьям, некоторое время спустя. «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» (Быт. 45:7).

Другой, такой же удивительный пример управления Богом нечестивыми находится в книге пророка Исайи 10:5-7. «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его-Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов». Ассирийский царь намеревался стать завоевателем мира, «разорить и истребить немало народов». Бог же направил и обуздал его военную похоть и амбицию и побудил в то время обратить свое внимание на завоевание незначительной нации Израиль. Такой задачи гордый царь не имел в сердце своем, «он не так подумает», но Бог вложил в него эту задачу, и ему ничего не оставалось делать, как выполнить ее. Смотрите также Суд. 7:22.

Самым значительным примером Божьего управления нечестивыми является Крест Христов, со всеми обстоятельствами происшедшего. Если где и было явлено высшее проявление Божьего проведения, так это именно там. Из вечности Бог предопределил каждую деталь этого события. Ничто не было оставлено на волю случая или человеческий каприз. Бог определил когда, где и как умрет Его благословенный Сын. Многое из того, что Бог предопределил относительно распятия было явлено через ветхозаветных пророков. Мы имеем ясное подтверждение точности и буквальности исполнения этих пророчеств. Все, что Бог определил, произошло так, как Он это определил. Если было определено (и сказано в Писании), что Спасителя предаст один из Его учеников, Его близких друзей, смотри Пс. 40:10 и Матф. 26:50, то Иуда и продал Его. Если было определено, что предатель получит тридцать Серебренников за свой ужасный поступок, то первосвященник предложил ему именно такую сумму. Если было определено, что деньги за предательство будут использованы для определенной цели, а именно для покупки земли горшечника, то рука Божия побудила Иуду возвратить деньги священникам, которые и были использованы для этой цели (Матф. 27:7). Если было определено, что против Господа найдутся «свидетели неправедные» (Пс. 34:11), то такие и нашлись. Если было определено, что слава нашего Господа будет поругана и оплевана (Иса. 50:6), то так оно и случилось. Если было определено, что наш Господь будет причтен к разбойникам, то сам того не подозревая, Пилат, руководимый Богом, отдал приказ распять Христа вместе с двумя разбойниками. Если было определено, что Христу будут давать пить уксус и желчь, когда Он будет висеть на кресте, то и это пророчество Бог исполнил до последней буквы. Если было определено, что бессердечные солдаты будут играть на Его одежду, то они сделали именно так. Если было определено, что «кость Его не будет сокрушена» (Исх. 12:46, Чис. 9:12), то управляющая рука Божия, которая направила римского солдата перебить ноги разбойников, не дала сделать этого с нашим Господом. Да, во всех Римских легионах не нашлось солдата, во всей иерархии сатаны не нашлось демона, который бы сокрушил кость в теле Христа. Почему? Потому, что Всемогущий Вседержитель постановил, что ни одна кость не должна быть сокрушена. Есть ли необходимость далее продолжать этот параграф? Разве точное и буквальное исполнение всего, что Писание предсказало относительно распятия, не показывает вне всяких сомнений, что Всемогущая сила руководила и направляла все, что было совершено в тот самый главный День из всех дней?

4. Бог также ожесточает сердца нечестивых людей и затмевает их сознание.

Бог ожесточает человеческие сердца! Бог затмевает человеческий разум! Да, Писание свидетельствует об этом. Развивая тему Божественного суверенитета в действии, мы признаем то, что достигли самого серьезного аспекта из всех и здесь нам необходимо, как можно ближе, придерживаться Слов Святого Писания. Боже упаси, чтобы мы зашли хоть немного дальше, чем Слово Божие, но пусть Господь даст нам благодать сказать о том, о чем говорит Его Слово. Истинно то, что тайное принадлежит Господу, но также верно и то, что все, открытое нам в Писании, принадлежит нам и нашим детям.

«Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрения против рабов Его» (Пс. 104:25). Здесь речь идет о временном пребывании потомков Иакова в земле Египетской, когда после смерти фараона, который покровительствовал патриарху и его семье, «воссел в Египте новый царь, который не знал Иосифа». В то время дети Израилевы очень «размножились» и по численности превосходили Египтян, и именно тогда, Бог «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его».

Последствия «ненависти» Египтян хорошо известны: они поставили над Израилем начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами, их жизнь стала невыносимой. Беспомощные и несчастные они воззвали к Иегове, и, как ответ на это, Он назначил Моисея стать их лидером. Бог открыл Себя Своему избранному слуге, наделил его чудотворными знамениями, которые он должен был продемонстрировать Египетскому двору, и затем приказал идти к фараону с требованием, чтобы тот позволил Израилю совершить праздник Господу в пустыне. Но перед тем, как Моисею пойти к фараону, Бог предупредил его: «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исх. 4:21). Если задать вопрос: почему Бог ожесточил сердце фараона, ответ, который дает Писание, состоит в следующем: чтобы показать над фараоном Свою силу (Рим. 9:17), другими словами, чтобы Господь мог явить Свою славу в низвержении надменного и властного монарха. Если пойти далее и спросить: почему Бог избрал именно такой метод показания Своей власти, то ответ будет следующим: будучи суверенным, Бог оставляет за Собой право поступать так, как пожелает.

Но не только Бог ожесточил сердце фараона, чтобы тот не отпустил Израиль. После того, как Бог сильно поразил землю, и фараон с нежеланием дал разрешение Израилю оставить землю рабства, после того как каждый первенец египтян погиб, Бог сказал Моисею: «Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске Его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его» (Исх. 14:17,18).

Похожее произошло впоследствии и с Сигоном, царем Есевонским, через землю которого, должен был пройти Израиль в своем путешествии в обетованную Землю. Оглядываясь на историю, Моисей сказал своему народу: «Но Сигон, царь Есевонский не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его, и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне» (Втор. 2:30).

Так же было и после того, как Израиль вошел в Ханаан. Мы читаем: «Не было города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною. Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свою и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею» (Ис. Нав. 11:19,20). Из других отрывков Писания мы узнаем, почему Бог определил полностью уничтожить Хананеев, а именно за их чрезвычайную жестокость и беззакония.

Откровение этой важной истины присуще не только Ветхому завету.

Во 2 Послании к Фессалоникийцам 2:11,12 читаем: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». Пророчество этого Писания исполнится в будущем. То, что Бог сделал с Иудеями древности, Он сделает и с христианским миром. Так же, как и Иудеи дней Христа презирали Его свидетельство и в последствии были «ослеплены», также и на виновное христианство, отвергшее Истину, Бог пошлет «действие заблуждения», чтобы они поверили лжи.

Действительно ли Бог управляет этим миром? Управляет ли он человечеством? В чем заключается Его руководство? До какой степени и какими средствами Он управляет сынами человеческими? Каким образом Бог влияет на нечестивых, видя их, переполненные враждой к Нему, сердца? Это некоторые вопросы, на которые мы хотели ответить из Писания в предыдущем разделе этой главы. Своих избранных Бог животворит, дает силу, руководит и сохраняет их. Нечестивых Бог сдерживает, смягчает, ожесточает, управляет по Своей бесконечной мудрости и праведности, согласно Своей предвечной цели. Божий планы исполняются. Все определенное Им исполняется. Человеческая жестокость связана. Границы зла определены Богом, и не могут быть нарушены. И, хотя многие не признают того, что все люди находятся под властью Бога и являются объектом абсолютной власти Верховного Самодержца, мы восклицаем: «Аллилуя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6) и управляет всем в этом мире!

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.