25.01.2010
Скачать в других форматах:

Пол Барнетт

Второе Послание к Коринфянам

4:1-6    6. Лицо Иисуса

Теперь ожесточенный спор между Павлом и его оппонентами в Коринфе становится более понятным. Ранее он говорил о них, как о «многих», которые «повреждают слово Божие», и «некоторых», которые принесли коринфянам «рекомендательные письма» (2:17; 3:1). Сейчас становится ясной природа обвинений, которые они выдвигали против Павла.

Хотя Павла глубоко задевали эти обвинения, он не бросает свое служение и не порывает своих связей с коринфянами, как сделал бы менее выдающийся человек. Многие люди пасуют перед трудностями. Однако Павла создавшаяся ситуация, кажется, побуждает к большим усилиям; последние говорят сами за себя.

Защищая себя, Павел утверждает, что исполняет свое служение с предельной осторожностью. Он никоим образом не искажает проповедь христианства (ради того, чтобы говорить самому) и не манипулирует своими слушателями (ради того, чтобы повелевать ими). Он, верный служитель Божий, осторожно передает слово Божье, уважая самостоятельность слушателей.

1. Служение: метод (4:1—4)

Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем: 2 но, отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

 

1) Такое служение

То, что Павел имеет от Бога, как однозначно сообщает он коринфянам, является его служением (ст. 1). Вновь прибывшие критики, можно предположить, имеют «иное» служение — продолжение служения Моисея, которое завершается осуждением и смертью (3:7,9), то есть служение завета, который сейчас «обесславлен» бесконечно большей славой Нового Завета, пришедшего ему на смену (3:9—11).

Служение Павла в отличие от этого является служением оправдания (3:9), примирения (5:18) и Духа (3:8). Посредством служения Нового Завета люди имеют дерзновение пред Богом (3:12) и обретенную благодаря Духу свободу обращаться к Господу, а также преображаться в Его нравственный и духовный образ (3:17,18). Преимущества «такого служения» являются причиной и основанием его безупречной жизни как служителя, что он сейчас вкратце изложит.

То, что написано здесь Павлом, является ответом на пять обвинений, выдвинутых против него оппонентами в Коринфе.

а) Его фраза мы не унываем (ст. 1) наводит на предположение, что оппоненты обвиняли его в том, что как служитель он упал духом и апатичен. Разве он не бежал сначала из Коринфа, а за тем из Эфеса? Разве не было разговоров о его подавленном со стоянии? В конце концов, те, кто недавно прибыл в Коринф, имели там большой успех, а Павла вообще там не было видно.

б) Утверждение, что он отвергнул скрытные постыдные дела (ст. 2), указывает на то, что незнакомцы обвиняли его и в этом тоже. Иными словами, они говорили, что он бесчестный и неис кренний человек.

в) Его слова не прибегая к хитрости (ст. 2) указывают на кон кретное обвинение в том, что он отклонил денежную помощь коринфян с тем, чтобы ловко выторговать власть над ними. Он снова коснется этой темы, когда будет писать: «Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас» (12:16).

г) Схожим образом, его фраза не искажая слова Божия (ст. 2) подразумевает обвинение в привнесении лишнего в проповедь Христа или в ее извращении. Возможно, это отсылает нас к учению Павла об «оправдании» и «духе» (3:8—9), которое его

иудействующие оппоненты, могли рассматривать как привнесение ереси в их проповедь. Павел выдвинул контробвинение: они «повреждают Слово Божие» (2:17) и провозглашают другого Иисуса и другое Евангелие (11:14). Очевидно, что это была борьба за истинное учение.

д) Наконец выясняется, что они обвиняли его в том, что он затемнял смысл благовествования, особенно для придававших значение закону евреев. Последние не могли разобраться в проповеди Павла, которая строилась вокруг Мессии, а Моисеев закон представлялся в ней устаревшим. Когда он пишет если же и закрыто благовествование наше (ст. 3), он в некоторой степени соглашается с их критикой. На своем печальном опыте Павел знает, как мало евреев приняли его проповедь. Закрытое сердце, мешающее постижению славы, на которую указывал Ветхий Завет (3:14,15; ср.: 1:9), также мешает принять учение апостола об исполнении Ветхого Завета в Сыне Божьем.

Чем же отвечает Павел на эти обвинения?

а) Против обвинения в том, что он упал духом и опустил руки, апостол пишет, что имеет такое служение (ст. 1), указывая тем самым, что это текущее поручение. Незапланированный визит в Коринф, за которым последовало сначала одно послание, затем другое, плюс планы нанести еще один визит, — все это свиде тельство того, что Павел никоим образом не бросал служение или коринфян. И проявлял он настойчивость не столько в силу врож денной твердости характера, сколько в силу того, что «такое слу жение» передает прощение, Дух и славу Божью. Результаты это го служения являются достаточной причиной, чтобы продолжать своедело.

Необходимую настойчивость в служении должны проявлять не только штатные церковные служители. Новый Завет ясно говорит, что каждый верующий наделен дарами, чтобы использовать их в служении (1 Кор. 12:7; Еф. 4:7; 1 Пет. 4:10). У всех, кто занимается служением, бывают периоды уныния, которые сопровождаются соблазном опустить руки. Но каково бы ни было наше служение, мы сделаем правильно, если вместе с Павлом скажем: «Посему, имея... такое служение, мы не унываем».

б) и в) Что касается общих обвинений в скрытности и неис кренности, а если говорить точнее, в корысти, когда апостол отклонил денежную помощь, то Павел на это отвечает, что открывает истину (ст. 2)1. Оппоненты поставили его в трудное положение. Он теперь не может оставить их обвинения без ответа, однако, когда этот ответ становится достоянием гласности, они начинают обвинять его в том, что тот хвалит себя. И хотя очевидно, что они тоже сами себя хвалят (10:18), похвала Павла совсем иного рода. «Разница между похвалой Павла и его соперников, — отмечает Барретт, — в том, что он творит свои дела пред Богом и представляет себя совести других».

Что имеет в виду Павел, когда говорит «открывая истину»? Буквально эту фразу с греческого можно перевести как «через проявление истины», то есть истины слова Божьего (ст. 2). Он не заявляет о наличии у него врожденной благости или совершенства. В самом деле, он уже упоминал, что был «отягчен... чрезмерно и сверх силы, так что не надеялся остаться в живых» (1:8). Ответ тем, кто его критикует, состоял втом, что слово Божье является основой его жизни, и все, что он делает, является выражением этого слова. Несмотря наличные проблемы, которые он и не скрывает, он, будучи христианином, живет искренне и представляет себя совести других. Более того, он делает это пред Богом (ст. 2; ср.: 2:17; 12:19). Павел глубоко убежден, что Бог является свидетелем всех его побуждений и дел (1:23), и все, что он делает, станет явным в судный день (5:10; ср.: 1 Кор. 4:5). Два этих факта - - что слово Божье является основой жизни и что Бог является свидетелем и судьей всех наших дел и мыслей — оказывают огромное воздействие на поведение Павла и всех других христиан.

г) Павел непреклонен - - он не искажал слова Божьего (ст. 2). И хотя он противопоставляет устное слово письменному, очевидно, что и Павел, и «иудействующие» считали, что Евангелие обладает определенным содержанием. Проблема заключается в том, что у них были диаметрально противоположные взгляды на это содержание, поэтому обе стороны обвиняли друг друга в привнесении лишнего и, как следствие, в извращении истинной проповеди (2:17; 4:2; 11:4). Какие же элементы проповеди Павла, по мнению его критиков, были лишние? Не имея полной

 

1 NIV переводит это так: «провозглашая истину открыто». — Примеч. пер.

 

уверенности, мы можем предположить, что вероучительные положения, которые наиболее явны в этом послании и которые он защищает, и есть предмет его спора с коринфскими критиками. По сути, смысл «слова Божьего» заключается в том, что Иисус Христос, Сын Божий, есть Господь. Это «слово» несет в себе все, поэтому добавлять что-либо к нему — значит, на самом деле, убавлять от Христа, источника его силы.

Элементы проповеди Павла, которые могли вызывать большие трудности для евреев, включая евреев-христиан, — это те, где упор делается на исполнение и завершение завета Бога с Израилем (3:13; ср.: Рим. 10:4). В частности, провозглашение Иисуса Христа «Сыном Божьим», то есть «да» всем «божьим обетова-ниям» (1:19), могло создавать серьезные проблемы для представителей этого народа. Также и его настойчивые заявления о том, что Новый Завет сменил «обесславленный» завет, который приводил лишь к «осуждению» и «смерти» (3:7—9), не могли не привести к жесткой реакции тех, кто оставался верен Моисею и закону.

В центре этого учения, которое так серьезно задевало евреев, был, конечно, Иисус Христос. Можно предположить, что противостоявших Павлу евреев-христиан, скорее всего, привлекал Иисус-человек, как верный сын еврейского народа, который учил и толковал Моисеев закон. Вполне вероятно, что еще не ставшего христианином Савла из Тарса такое безобидное учение не задело бы. Однако, став христианином, Павел делает упор на небесном Господе, который был распят — Иисусе как Сыне Божьем, а также на образе Божьем, «славе Божией в лице Иисуса Христа» и на Том, Кто «умер за всех», Кто сделался «жертвою за грех» (2 Кор. 1:19; 3:16; 4:4-6; 5:14, 21).

Это был не просто случай, когда один ряд богословских мнений (Павла) противоречил другому ряду мнений («иудействую-щих»). Двадцатью годами ранее Павел разделял бы исходные предпосылки тех, кто ему сейчас противостоит. И только знаменитое событие, происшедшее по дороге в Дамаск, обстоятельства которого так обильно вкраплены в данный отрывок1, коренным образом изменило отношение Павла к Иисусу. В тот судь-

 

См.: S. Kim, The Origin of Paul's Gospel (Eerdmans 1981), pp. 3-31.

 

боносный день, в момент, когда некто, явившийся в небесной славе, назвал себя Иисусом, система взглядов Павла начала меняться. Павел, отбросив свои прежние представления об Иисусе как о «проклятом пред Богом», ибо Тот был «повешен на дереве» (Втор. 21:23), теперь понимает, что Тот был действительно послан Богом нести проклятие за грех и быть искуплением для человечества (5:14—16).

Очень многие характерные слова и выражения, указывающие на Иисуса в этом послании и предрекающие конец Ветхого Завета, восходят непосредственно к событию на дамасской дороге - - «Сын Божий», «Господь», «свет», «слава» и «Дух» (Гал. 1:14; Деян. 9:3,5, 17; 22:6,8; 26:13,15). Поэтому различие в содержании благовес-тия Павла и проповеди незнакомцев — это не только вопрос мнения, а вопрос истории — то есть явления Богом своего Сына Савлу из Тарса близ Дамаска предположительно в 34 г. н. э. Богословие Павла, как оно представлено в этом послании, выросло из события на дамасской дороге.

д) Соглашаясь, что для многих евреев его благовествование закрыто покрывалом, Павел абсолютно не согласен, что происходит это из-за искажения или размывания его содержания. Больше того, в поведении Павла нет ничего такого, что затемняло бы слово Божье. Причина «закрытости» благовествования, по его мнению, — в боге века сего, сатане, который ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (ст. 4). Неспособность человека услышать слово Божье происходит не от какой-либо человеческой деятельности, а отдел сатаны.

2) Бог века сего

Зловещая фигура дьявола изображается здесь как бог века сего (ст. 4). В RSV вместо слова «век» используется слово «мир», содержащее идею места, как если бы дьявол был богом нашей планеты или вселенной. Однако греческое слово aion на самом деле означает эру, эпоху. На переводе «век» в NIV следует остановиться подробнее. Мы замечаем, что в схожих с этим отрывках Иисус говорит о «заботах века сего», а Павел пишет о «настоящем лукавом веке» (Мк. 4:19 и Гал. 1:4). Таким образом, в Библии о физическом мире не говорится плохо; напротив, Бог считает, что творение

Его «хорошо» и «весьма хорошо» (Быт. 1:4,10,31). С точки зрения Библии зол не сотворенный мир, а лишь век, начавшийся с бунта Адама. Творение — это просто сцена, на которой разыгрывается трагедия человеческого греха. Писание, однако, учит, что бунт против Бога начался не с человека, а с сатаны (1 Ин. 3:8). Человечество фактически было захвачено космическим и сверхъестественным восстанием сатаны против истинного и живого Бога. Поэтому о людях говорится, что они «дети диавола» или «лукавого» (1 Ин. 3:10,12). Иоанн пишет, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), что можно представить в виде образа беспомощного человечества, стягиваемого кольцами огромного змея. О лукавом также говорится как о том, кто «в мире» (1 Ин. 4:4), то есть кто обитает в умах людей и управляет ими, где бы они не находились. Хьюз комментирует по этому поводу, что «не обновленные духовно служат сатане, как будто бы он был их Богом».

Каким образом лукавый управляет миром? У «неверующих» он «ослепил умы» (ст. 4). Поскольку чувства и воля несомненно вовлечены в общение с Богом, то он прежде всего обращается к нашим умам. Именно умом, говоря метафорически, мы видим свет благовествования (ст. 4) и свет познания славы Божией (ст. 6).

Ахиллесова пята человека — это его ум, ибо он весьма склонен к интеллектуальной гордости, особенно в том, что касается вопросов религии (Рим. 1:21-25;ср.: 1 Кор. 1:21; 8:1,2). Сатана безошибочно рассудил, где у человека самое слабое место, и ослепим не чувства, не волю, а ум человека.

2. Служение: содержание и результат (4:5,6)

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

1) Проповедь

Что Павел называет «таким служением»? Что для него характерно? «Служение» выражается в проповеди (ст. 15). Достойно сожаления, что с деятельностью, которую можно считать характерным признаком апостола, сегодня связаны такие негативные ассоциации. Само слово вызывает в сознании образы культовых зданий, странным образом одетых людей и длинные, скучные проповеди. «Проповедь» действительно звучит отталкивающе для современных людей. Но что Павел подразумевает под этим словом? В его время слово, которое мы переводим как «проповедовать» относилось главным образом к светской, а не религиозной сфере1. Глагол keryssein происходит от существительного keryx, которое означает «вестник», человек, который приносит важные сообщения от царя или императора народу, разбросанному по всему царству. Функцию, схожую с функцией древнего keryx'a, в наши дни выполняет сообщающий новости диктор радио или телевидения. Как и современный диктор службы новостей, вестник должен был обладать хорошим голосом и самодисциплиной, чтобы не приукрашать и не искажать сообщение. К сожалению, исходящая от Бога глубокая и добрая весть об Иисусе Христе представляется тривиальной и узкорелигиозной из-за ассоциаций со словом «проповедь».

2) Иисус как Господь

Каково содержание проповеди Павла? Может быть, стоит обратить внимание, что Павел в начале предложения утверждает, что не себя проповедует (ст. 5), а в конце говорит, что он —раб их. Это рассчитано на новых служителей, которые заявляют о своем превосходстве над Павлом (11:5) и чье служение «порабощает» коринфян (11:20). Их проповедь, в центре которой явно были они сами, рассчитана на то, чтобы сделать коринфян их рабами. Эти лица получили сомнительную славу быть первыми в ряду тех служителей, которые во имя Иисуса обращали внимание своих последователей на себя, дабы извлечь из этого психологическую и материальную выгоду. В отличие от них, Павел проповедует Иисуса как Господа (ст. 5). Слова Павла заставляют снова вспомнить событие на дамасской дороге. О проповедуемом им Господе в ст. 4 говорится как о «славном» образе Бога,

 

1 Следует, однако, отметить, что светское общество того времени также было очень религиозным и keryx часто возвещал информацию от царя, которая была по своему характеру религиозной. См.: 7ΌΛΤΙΙΙ, pp. 688-694, 698-700.

 

чье упоминаемое в следующем стихе лицо излучает славу Божью (ст. 6). Павел упоминает это в предыдущем послании, когда пишет: «А после всех [Христос] явился и мне» (1 Кор. 15:8). Хотя в этом отрывке Павел перечисляет себя среди тех, кому явился воскресший Господь, он, по-видимому, говорит о прославленном небесном Иисусе, Который есть сейчас и Который явится в конце времен, а не о Том, Который был. Таким образом, он говорит о себе как о «неожиданно рожденном»1, то есть еще незрелом, кому выпала честь увидеть Христа в славе последних времен. Павел был полон решимости представлять Христа другим людям так, чтобы не умалить Его славы своими личными амбициями. Парадоксальный факт: в проповеди Господа в славе преуспевают только те, кто мыслит и поступает как слуга. Кальвин по этому поводу говорит: «Тот, кто собирается в одиночку проповедовать Христа, должен непременно забыть себя».

3) Слава

В отрывке 3:7 — 4:6, 16—18 из Второго послания к Коринфянам доминирует тема славы (doxa), по поводу которой J. Jervell2 правильно замечает: «Божественная doxa проявляется в том, как Бог существует и действует, то есть являет Самого Бога. Если говорится о doxa Христа, это означает, что Сам Бог пребывает во Христе». Поскольку Бог прославил Иисуса, Тот должен принадлежать Богу и быть вершиной великих спасительных дел, которые Бог творит в истории. Именно слава Божья в лице Иисуса Христа (ст. 6) в первую очередь изменила направление жизни Савла из Тарса. Павел сразу же понял, что Сам Бог в Своей славе встретился ему в лице прославленного Иисуса. Поэтому Иисус Христос, Чье лицо (или «личность»; греч. prosopon, ст. 6) увидел Павел, упоминается как образ Бога (ст. 4). Более того, «слава Христа» (ст. 4) - -то же самое, что и слава Божья (которая проявляется в лице Иисуса Христа, ст. 6). Такое отождествление Бога и Иисуса объясняется тем, что Павел особый акцент делает на том, что Иисус — Сын Божий (1:19)1. Барретт пишет, что «в Сыне Бо-

 

1  В синодальном переводе ·   «изверг». Рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.

2  J. Jervell, Imago Dei (1960), quoted in Barrett.

 

жьем мы встречаемся с Самим Богом, Который при этом остается Невидимым».

4) Евангельский свет

Событие на дамасской дороге, которое так сильно повлияло на формирование представлений Павла об Иисусе, имеет также значение как описание опыта обращения в христианство. О яркой славе, которую Павел своими глазами увидел близ Дамаска, сейчас говорится как об усваиваемой сердцами всех тех, кто слышит и верит в проповедь о прославленном Господе. Опять-таки, Павел утверждает тождество между Богом, Которого он некогда знал как еврей, и Господом Иисусом, Которого он знает сейчас. Это один и тот же Бог, в начале творения сказавший: «Да будет свет из тьмы», а сейчас озаряющий Своим светом сердца верующих, светом благовествования (ст. 4), которое есть познание... славы Божией (ст. 6).

В начале творения, когда была только тьма и хаос, «сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:1,3). Сейчас Бог обращает слово Своего благовествования к грешникам, жизнь которых, выражаясь метафорически, представляет тьму и хаос. Когда мы слышим и покоряемся Его слову, Бог озаряет наши сердца светом, разгоняя тьму невежества, вины и страха. Это новое творение, частью которого мы с помощью Божьего слова сейчас являемся (5:17).

Поэтому «бог века сего», который «ослепил умы» неверующих (ст. 4), ограничен в своей власти; он не всесилен. В руки Своего народа Бог вложил более сильное оружие — Евангелие, которое может победить эту слепоту и позволить Божьему свету пробиться в человеческие сердца. Именно в этот момент нам особенно наглядно демонстрируется верховная власть Бога-Творца. Сатане, мелкому тирану, по силам только лишить нас зрения; Бог же посредством Евангелия восстанавливает зрение, так что духовно слепой становится зрячим.

Пугает ли нас агрессивное противостояние нехристиан? Чувствуем ли мы свое бессилие перед лицом «бога века сего»? Нам следует поразмыслить о великом благовествовании, которое Бог

 

1 См.: М. Hengel, The Son of God (SCM Press, 1976).

 

вложил в наши уста. С помощью этого благовестил простые люди, как «споспешники» Бога (6:1), получают возможность донести Божий свет до людских сердец, в результате чего появляется новое творение. Занимаясь тем, что он называет «таким служением», для всех последующих поколений христиан апостол является примером смиренного и непрестанного провозглашения Иисуса Христа Господом.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.