25.01.2010
Скачать в других форматах:

Пол Барнетт

Второе Послание к Коринфянам

5:11-21    9. Служение примирения

Следующий отрывок является наиболее всеобъемлющим суждением апостола Павла о смерти Иисуса. Это объясняется двумя тесно связанными друг с другом причинами, касающимися проблемы незваных служителей. Во-первых, апостол уже показал, почему Новый Завет Христа и Дух являются мощной поддержкой, которую Бог дает человеку в момент наиболее тяжкой немощи. Посвятив значительный фрагмент послания умиранию и смерти, сейчас он в свете Нового Завета собирается говорить о третьем элементе зловещей триады — об отчуждении от Бога в результате греха (5:16-21). Сами по себе эти строки являют собой кульминацию всей той части послания, которая посвящена апостольскому служению (2:14 - 7:1), а слова «служение примирения» (ст. 18; ср.: 6:3) четко указывают на тесную связь с упоминавшимися ранее словами «служители Нового Завета» (3:6).

Во-вторых, поскольку новые служители умаляли служение Павла, он прилагает все усилия, чтобы напомнить коринфянам о своем учении и образе жизни (6:1-13). Поэтому данный отрывок является глубоко личным, со многими автобиографическими аллюзиями, и все они имеют свое начало в «событии на дамасской дороге», когда он стал «во Христе» (ст. 17). «Отныне» (ст. 16) он живет ради Того, Кто любит его (ст. 14), умер и воскрес ради него (ст. 15). Ненависть к Христу в качестве основополагающего побуждения теперь вытеснило ошеломительное чувство любви Христа к нему. Он смотрит на Христа уже не поверхностно (ст. 16), как на распятого и, следовательно, проклятого, а как на Того, в Ком пребывает Бог, чтобы примирить мир с Собой. Более того, в тот решающий момент, близ Дамаска, Бог дал уже просветленному Павлу служение (ст. 18) и слово примирения (ст. 19), вследствие чего он желает вразумлять людей (ст. 11) примириться с Богом (ст. 20). Коринфянам следует понять, что учение этого человека — не просто одно из мнений, а итог его эпохальной встречи с воскресшим Христом по дороге в Дамаск.

1. Служение Павла: основание для гордости (5:11-13)

Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. 12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. 13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.

Своим упоминанием тех, которые хвалятся (ст. 12), Павел еще раз обращает наше внимание на пришельцев1. Чем они хвалятся? Лицом (prosopon, ст. 12), своим положением, тем, что Павел называет «выходом из себя» (ст. 13, ср.: Мк. 3:21), намекая на их экстатические проявления. Похоже, новые служители искали своего признания на основании способности впадать в причудливый религиозный транс и бессвязно говорить, которая вряд ли была признаком наития свыше.

Признание Павлом того факта, что он выходит из себя (ст. 13), предупреждает возможное возражение со стороны коринфян, что он тоже впадал в это состояние. Не говорил ли он «более всех... языками» (1 Кор. 14:18)? Не пытался ли Павел посредством говорения языками, то есть через внешние проявления, узаконить свое служение, то есть делать именно то, в чем он обвиняет вновь прибывших. Павел, однако, отвечает, что его глоссолалия —дело частное; это исключительно для Бога. Возможно, это выражение личной преданности, но это никак не укрепляет его притязаний на апостольство.

«Для вас, — говорит Павел коринфянам, — [мы] скромны» (или «сдержаны», ст. 13). Кэсеманн говорит по этому поводу: «Сфера частной религиозной жизни и сфера апостольского служения в общине разграничены. Характерная черта апостольского служения — здравомыслие»2.

1 Стоит вспомнить: «...Мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2:17) и «Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма...» (3:1).

2 Quoted in Barrett.

Однако коринфянам все же нужно сказать что-то в защиту Павла. Было бы хорошо, если бы у него было какое-нибудь качество или достижение, в котором они могли быть уверены. Поводом (ст. 12) для них гордиться Павлом, как сам он им сообщает, является то, что он вразумляет людей (ст. 11)1, то есть благове-ствует (ст. 20). Следовательно, именно «служение» и добросовестность его исполнения должны быть основанием для уверенности коринфян в Павле. Источник гордости Павлом не является чем-то эзотерическим или причудливым; его служение, будучи публичным, открыто совести коринфян, так же как сам Павел открыт Богу(с1. 11). Мистический опыт и экстатическое поведение служителей, поэтому, никак не должны влиять на их признание общиной, хотя такие свойства могут быть ценными в их личных отношениях с Богом. Имеет значение лишь активность, с какой будущие служители «вразумляют» других стать христианами, и проявление «скромности» при исполнении этого служения.

Целью «вразумления людей» было «примирение с Богом» (ст. 20), а мотивом этой деятельности был страх Господень (ст. 11), страх, как говорится в предыдущем стихе, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово». Стоять перед Господом Иисусом, сидящим на судейском троне, действительно страшно, но для кого — Павла или тех, кого он пытается вразумлять? Вполне вероятно, что он думал о суде и над грешниками, и над служителями Господа. Павел знал, что апостольское служение будет подвергнуто суду, в результате которого он должен либо получить одобрение, либо нет (1 Кор. 4:1 -5; ср.: 3:15). Он также знал, что грешники, «чада гнева» (Еф. 2:3), заслуженно сталкиваются с Божьим осуждением, если не принимают примирения с Богом через Христа. Поэтому, независимо от того, имел ли в виду Павел суд над грешниками или «служителями», именно страх Господень вдохновлял его на вразумление людей. И хотя страх не является наивысшим мотивом поведения, он, тем не менее, весьма важен. Огонь и жар являются реалиями, которые могут ранить или убить; мы относимся к ним с большим почтением. То, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово», также является объективной реальностью. Именно она побуждает исполнять наше служение так, что, с одной стороны, нас хвалят, а, с другой, те, к кому мы обращаемся, не получают осуждения.

Павел уверен, что в своем апостольском служении он добросовестен. Ферниш комментирует, что «апостольство Павла получает законную силу именно через опыт основания их общины и духовного воспитания посредством его проповеди и пастырской заботы». Следовательно, этими словами Павел ненавязчиво напоминает коринфянам о своем труде, как благовестника и пастыря, чтобы те могли им на самом деле гордиться и могли ответить его очернителям.

2. Масштаб служения: весь народ (5:14,15)

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один у мер за всех, то все у мерли. 15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

1) Любовь Христова

Павел уже упомянул две основополагающие черты своего служения: «вразумление» и «скромность». Сейчас он добавляет третью: на все, что онделает, его понуждает любовь Христова* (ст. 14). Глагол «понуждать» также используется в описании эпизода, когда люди «окружили» Иисуса (Лк. 8:45). В Деяниях тот же глагол употребляется, когда говорится, что Павел «понуждаем был духом свидетельствовать» после прибытия Силы и Тимофея в Коринф (Деян. 18:5)2. В данном отрывке Павел говорит нам, что он так понуждаем любовью Христовой, что для него не остается никакого другого пути, как только заниматься своим служением. Следует отметить, что до события на дамасской дороге понуждающей силой его жизни был кровожадный фанатизм (Деян. 9:1; ср.: Гал. 1:13). Сейчас в его сердце любовь пришла на смену ненависти.

 

 

1 Подтверждением единства сведений Деяний о служении Павла служат многочисленные случаи «вразумления» им других: Деян. 17:4; 18:4; 19:8,26; 26:28; 28:23,24.

1  Рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. - · При меч. пер.

2  Использование этого глагола показывает, как в Деяниях отражается ди намика развития служения Павла.

Но можно ли быть побуждаемым одновременно страхом Господним и любовью Христовой? Разве страх и любовь могут примириться друг с другом? Все зависит от правильного понимания страха и любви, которые, надо заметить, не являются противоположностями. Противоположность любви — это ненависть. В Библии «страх» — это не раболепный страх, а святое почтение, «любовь» же — это не романтические чувства, а жертвенная забота. Два этих понятия совместимы и примиримы между собой. Страх Господень и принятие любви Христовой составляют идеальную пару, которая и дает подлинную мотивацию для христианского служения.

2) Один у мер за всех

Откуда Павел узнал, что является объектом Христовой любви? «Ибо... один умер за всех» (ст. 14), — говорит далее он. Раньше, когда он был фарисеем и зилотом, распятый Христос и его последователи были объектом ненависти Павла (Деян. 9:1; Гал. 1:13). Перестав ненавидеть Христа из-за того, что Тот умер смертью проклятого, Павел пришел к выводу, что он, Павел, является объектом Христовой любви. Ведь Христос умер за него. Его распятие, как понял теперь Павел, означало, что Он умер за всех, включая Павла. Почему Павел изменил свою точку зрения? Несомненно, благодаря событию на дамасской дороге, когда Тот, Кто был распят и презираем, раскрылся теперь в Своей славе и говорил с лежащим ниц Павлом. Поскольку слава исходит только от Бога, на прославленном Иисусе несомненно лежала печать божественного одобрения. Распятый на дереве был действительно проклят, но произошло это, как теперь познал Павел, потому что Он вместо всего человечества понес проклятие наказания за грех. Нет большей силы и большего побуждения, чем знание того, что нас кто-то любит. Понимание Павлом, что Иисус в своей смерти возлюбил его, было теперь понуждающей силой его апостольской жизни.

Связь Христовой любви и Его смерти стала занимать центральное место в изложении Павлом Евангелия. Он писал, что Сын Божий... возлюбил его и предал Себя (умер) за него (Гал. 2:20) и что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим, 5:8). Рассматривая ст. 14, 15, Джеймс Денни замечает: «Значение этого отрывка в том, что он связывает два мотива, обычно упоминаемые Павлом, когда он характеризует смерть Христа, то есть мотив любви как причину смерти и мотив греха, с которым смерть связана»1

Павел может говорить о любви Христовой, проявленной в Его смерти, либо в общем контексте — «один умер за всех», либо на личном уровне — «Сын Божий... возлюбил меня и предал Себя за меня». Любовь Христову можно увидеть либо в многочисленности тех, кто Им любим, либо в глубине Его любви к каждому человеку. Все, ради кого Он умер, являют совокупность отдельных личностей, как например Павел, которого Он любил. По размаху и глубине служения Павла, изображенного в данном послании (2 Кор. 4:8-12; 6:1-13; 11:21- 12:10), можно судить о любви Христовой, которая была явлена Павлу.

Универсальный масштаб любви и смерти Христа виден не только из слов «один умер за всех», но также из вывода «все умерли» (ст. 14). Мы понимаем, что значит «один умер за всех», но что означают слова «все умерли»? Слово «все» явно подчеркивает универсальный, всеохватный характер смерти Христа; никто не исключен из сферы божественного замысла спасения во Христе. Павел служит всем, потому что Христос любит всех и умер за всех. Однако смерть Христа за всех имела определенную цель — чтобы те, к кому обращался Павел и кто был еще жив, уже не для себя жили, но для Христа. Смерть Христа, иными словами, имела целью вызвать их «смерть». Они должны были умереть для эгоцентричной жизни. Слова «все умерли» указывают общий масштаб Его спасительной смерти, а также выражают ее великую цель: смерть Иисуса должна вызватьсмерть нашего «я». Такое понимание противостоит тому, что Бонхеффер называет «дешевой любезностью», то есть исключительно пассивной, безучастной реакции на то, что Иисус принял смерть ради грешников2. Следует обратить внимание, что фраза «чтобы живущие уже не для себя жили» уравновешивается фразой «но для умершего за них и воскресшего» (ст. 15). Тот, кто получает примирение с Богом через смерть Христа, сейчас говорит «нет» себе и «да» Христу. Здесь нет места для дешевой любезности.

1  J. Denncy, The Death of Christ (Tyndale Press, 1960), p. 83.

2  D. Bonhoeffer, The Cost of Discipleship (SCM, 1964).

Такое толкование ст. 14 и 15 понравится не всем христианам. Например, универсалисты считают, что Христос умер за всех том смысле, что будут автоматически спасены все и никто не будет осужден. Павел, однако, учит, что именно «во Христе» мы становимся «праведными пред Богом» (ст. 21). Поэтому он убеждает людей «примириться с Богом» (ст. 20) и побуждает их «принимать благодать не тщетно» (6:1). Примирение доступно всем, но каждый должен получить его лично.

Сторонники учения об «искуплении избранных», напротив, считают, что Христос умер только ради избранных и что спасительное искупление достанется лишь им. Чтобы придерживаться такой точки зрения, необходимо видеть в словах «все» и «мир» гораздо меньше, чем они означают на самом деле. Мало того, для этого нужно проигнорировать тот факт, что Павел говорите значении смерти Христа двояко. Так, в Рим. 5:18 он пишет, что «правдою одного всем человекам оправдание к жизни», а ранее, в ст. 8 той же главы, он пишет в ином ключе: «Христос умер за нас». Ту же ситуацию обнаруживаем и в рассматриваемой сейчас главе. Так, с одной стороны, он говорит, что «один умер за всех» (ст. 14), а с другой, «Бог..Христом примирил нас с Собою» (ст. 18). Таким образом, против учения об «искуплении избранных» мы можем сказать, что хотя смерть Христа и является достаточной жертвой для всех людей, действенной она является только для тех, кто верит в Него. В «Книге общих молитв» (1662) по этому поводу верно сказано, что на кресте Иисус Христос принес «достаточную жертву и искупление за грехи всего мира». Ограничивать или видоизменять такое утверждение — значит умалять личность и деяние Сына Божьего.

3. Результаты служения: новое творение (5:16,17)

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. 17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Дважды в ст. 15, 16 апостол использует слова «уже не». Это означает, что для того, кто уже во Христе, кое-что из свойственного в прошлом больше не соответствуют действительности благодаря служению примирения. Такой человек больше не живет для себя (ст. 15), больше не знает Христа по плоти (ст. 16). Тому, что больше не соответствует действительности и принадлежит древнему, которое прошло, на смену пришла новая тварь (ст. 17).

1) Радикальная переориентация

Николай Коперник, который одним из первых понял, что планета Земля не является центром вселенной, дал свое имя тому, что зовется «революцией Коперника». Благодаря событию на дамасской дороге апостол Павел известен не менее, ибо этот случай полностью изменил направление его жизни. И хотя до этого внешне он был религиозным человеком, все вращалось вокруг него самого. Раньше жизнь его была эгоцентричной: он был центром своей собственной вселенной. Но отныне (ст. 16) это уже не соответствует (ст. 15) действительности. Он уже не живет для себя; он сейчас живет, чтобы угодить Тому, Кто умер... и воскрес за него. Христос, а не он, является новым центром его вселенной; христоцентризм пришел на смену эгоцентризму.

То, что Павел пережил благодаря событию на дамасской дороге, другие переживают в результате служения примирения. Опыт простых верующих не менее значителен, поскольку человеческая воля глубоко укоренена в эгоцентризме—то, что было хорошо отмечено Клайвом С. Льюисом. «Важнее всего для меня, — пишет Льюис, — была глубокая ненависть к авторитету, чудовищный индивидуализм и непризнание закона. В моем лексиконе не было слова, более ненавистного, чем „вмешательство". А христианство ставило во главу угла то, что тогда мне казалось трансцендентальной агрессией»1. Льюис, как и Павел, известный своим обращением в христианство, верно разглядел, сколь глубокое изменение представляет собой переход от эгоцентризма к христоцентризму.

2) Радикальное озарение

Когда Павел пишет знали Христа по плоти (ст. 16), он имеет в виду одновременно вновь прибывших и себя. Христос, провозглашаемый незваными служителями, явно был ограничен Моисеевым заветом; это был Иисус-еврей, соблюдающий закон. Их высокое мнение о Моисее (3:12—15) неизбежно влекло за собой

 

1 Surprised by Joy (Geoffrey Bles, 1955), p. 163.

 

невысокое мнение об Иисусе. До события на дамасской дороге Павел знал Иисуса тоже «по плоти», не в смысле знания реально существовавшего Иисуса, а в смысле ложного и поверхностного представления о Нем. Для Павла Иисус был опасным лжемессией, чья смерть на кресте служила доказательством того, что он был действительно проклят Богом — ибо Библия действительно говорит: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23; Гал. 3:13).

Но отныне, пишет он, мы Христа по плоти... уже не знаем (ст. 16). Π осле события на дамасской дороге он убедился (ст. 14), что в действительности «Бог во Христе примирил с Собою мир» (ст. 19). В одно мгновение ему стало очевидно, что прославленный и распятый был Сыном Божьим, Который в смерти принял Божье проклятие. И был Он не лжемессией, а божественным посредником, через которого грешному человеку должно было передаться прощение и примирение. Какими поверхностными и ошибочными были прежние представления Павла об Иисусе по сравнению с новым и глубоким постижением этой уникальной личности, которой единственной было предназначено «умереть за всех»! Непоколебимое противостояние Павла новым служителям происходит из убеждения, что в истинном свете христианство воспринимается лишь при наличии верных представлений о личности и деяниях Иисуса. Ложные представления об Иисусе были широко распространены во все века, включая наши дни. Если мы хотим, чтобы истинное Евангелие не теряло своей спасительной силы, то таким представлениям следует противостоять стол ь же твердо, как это делал Павел.

3) Новое творение

Хотя выражением Павла «новая тварь» (ст. 17), суммируются изменения, происходящие в жизни любого верующего, в его собственной жизни эти изменения были сконцентрированы драматическим образом. Любовь, а не ненависть, стала теперь его побуждающим мотивом (ст. 14). Служение Тому, Кто умер за него, пришло на смену эгоизму (ст. 15). Верное понимание Иисуса, Его личности и подвига вытеснило невежество и заблуждение (ст. 16).

Поразительно, как апостол использует лексику рассказов о творении из Книги Бытие. Подразумевается, что неверующие (каковым некогда был Павел) слепы (4:4) и живут во тьме, подобной изначальной тьме, о которой говорится в первых стихах Книги Бытие. Так же как некогда Бог сказал, что должен явиться свет (Быт. 1:3), сейчас Он говорит словом-благовестием и снова появляется свет, хотя и внутри, в нашем сердце (4:6). Так же как некогда посредством слова Божьего был создан мир (2 Пет. 3:5), сейчас словом Божьим, словом примирения воссоздается человек. Указывая на великие и глубокие изменения, проявляющиеся в жизни того, кто во Христе, Павел не только подтверждает существование «Нового Завета» (3:6), но и новой твари; древнее прошло, теперь все новое (ст. 17).

Следует, однако, остановиться на том, что здесь о новом творении не говорится. Новое творение не означает долгой или счастливой жизни. Оно ни в коем случае не дает иммунитета против проблем и боли. Для человечества в целом новое творение было явлено во время первой Пасхи, а для отдельной личности оно начинается с принятия послания — «Примиритесь с Богом». Мы не сможем почувствовать или увидеть полную силу «новой твари», будь то в масштабах человечества или на личном уровне, прежде завершения нашей истории, до пришествия Христа в славе. Между тем, поскольку грех и его последствия еще не упразднены, все в той или иной степени будут переживать трудности и невзгоды, включая тех, в ком новое творение уже началось.

Мы осознаем реальность нового творения через новое восприятие Иисуса и сопутствующего ему радикального христоцен-тричного образа жизни. На многих людей — например, Павла, св. Августина или Лютера — воздействие нового творения оказалось драматичным, будь то их собственная жизнь или жизнь окружавших их людей. Есть, однако, важный аспект нового творения, который лежит вне нашего осознанного восприятия и который мы постигаем верой и надеждой. Это «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (5:1), который Бог начал строить, когда мы начали быть «во Христе». Этот процесс «наставления», или «построения», по мере течения нашей жизни проходит тихо и незаметно до того момента, когда со смертью хижина, в которой мы находимся, будет разрушена и Бог дарует нам новый дом. Когда это случится, новое творение, постигавшееся

до этого момента духовно и психологически, станет физическим и видимым. Два аспекта смешаются в совершенное и нераздельное единое целое.

4. Источник служения: Бог был во Христе (5:18-21)

Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 20 Итак мы - - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

1) «Все же от Бога» (5:18)

Все, пишет Павел, указывая на свою жизнь, которая теперь находится во власти любви, свое служение распятому и воскресшему Христу и радикально изменившее его озарение относительно Его личности, все, что образует в сумме новое творение, все от Бога. Эти вещи, будучи результатами осознанного примирения с Богом, проистекают из сущности Бога и проникают в наше сердце и ум через слово примирения.

Однако тому, что Бог вершит в нас, логически и исторически предшествует то, что Бог совершил для нас через Христа и во Христе. Бог был... во Христе — Сыне Божьем, в Чьем пришествии исполнились древние обетования (1:20), в Том, Кто, будучи богат, стал бедным (8:9), Кто сделался грехом — Бог во Христе примирил с Собою мир. Все это от Бога.

Бог дал... служение примирения (ст. 18) и дал... слово примирения (ст. 19) апостолам и всем, кого он призвал для этой цели. Более того, в ответ на это служение именно «Бог утверждает нас... во Христе» (1:21), «Бог... озаряет наши сердца» (4:6).

Все идет от Бога, когда человек находится в нужде. Конечно же, Бог действует через чувства человека и обстоятельства его жизни. Бог использует человека как посредника. Тем не менее инициатива, побуждение, замысел — все это исходит от Бога. Все, что мы можем сделать в ответ на это, в сжатом виде хорошо сказано в славословии:

 

Хвалите Бога, от Которого исходят все благословения, Хвалите Его, все земные существа.

2) «Бог... Иисусом Христом примирил нас с Собою» (5:18)

То, что Бог примирил нас с Собой предполагает, что мы были от Него отчуждены. Но что такое отчуждение? Его можно определить как отсутствие доверия и уважения между личностями. Это слово часто употребляется в отношении неудавшихся браков, конфликтов на производстве и противостояния между народами. Отчуждение предполагает враждебность, разделение и утрату общения.

Своими словами «Бог... примирил с Собою» Павел учит, что именно Бог является потерпевшей стороной, а причиной отчуждения является человек. Благодаря ссылкам в этом контексте на преступления (ст. 19) и грех (ст. 21), становится очевидно, что они являются причиной отдаления человека от Бога. Однако Бог не подсчитывает бездушным образом, как юрист, человеческие грехи. Когда Исайя говорит народу, что «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2), ясно, что реакция Бога на их грехи очень личная, даже эмоциональная. Так же, еще в более древнее время, «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле... и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:5,6). Можно сказать, что Бог очень чувствителен к человеческому греху.

Более того, именно Бог берет на Себя инициативу примирить человека с Собой. В мире человеческого отчуждения тех, кто отчуждены, обычно пытается примирить третья сторона: семейный адвокат — когда муж и жена отдаляются друг от друга; беспристрастный мировой посредник - - в случае производственного конфликта; Генеральный Секретарь ООН — в случае межнационального конфликта. Но в данном случае именно потерпевшая сторона, Бог, делает первый ход. Бог... примирил нас с Собою.

Некоторые христиане, пытаясь объяснить искупление, используют обезличенные аналогии, например весы, на одной чаше которых находятся наши грехи, а на другой — перевешивающая их жертва Христа. Другие предлагают видеть в смерти

Иисуса жертвоприношение, призванное умиротворить гнев Отца по поводу человеческого греха. В этих и других примерах есть доля истины, но в них не подчеркивается глубоко личный характер и отчуждения и примирения, как учил об этом Павел. В данном отрывке, выражаясь языком грамматики, есть подлежащее, прямое дополнение, косвенное дополнение, «орудие» и глагол. Следует отметить, что все элементы здесь имеют личностную природу. Подлежащее и косвенное дополнение (с Собою) — это Бог. Прямое дополнение (нас) — это люди, а глагол «примирять» тоже носит личностный характер. «Орудие» (Иисусом Христом) имеет такой же характер — ведь, ни в Ком ином, как во Христе, своем Сыне, Бог примирил мир с Собою.

3) «Незнавшего греха Он сделал... жертвою за грех» (5:21)

Часто видя зло, например в телевизионных новостях или развлекательных программах, мы легко привыкаем к его отвратительной природе. Но Бог не таков — наш грех оскорбляет, печалит, отчуждает Его. Примирение не означает, что Бог должен закрыть глаза на бунт человека или просто уменьшить Свое недовольство. Необходимо действие; Божье осуждение должно быть отменено. Как Бог сделает это?

«Бог во Христе примирил с Собою мир, — пишетапостол, — не вменяя людям преступлений их» (ст. 19). Хотя примирение Бога с человеком выражается в прощении, о котором говорится в этом стихе, на самом деле кое-что здесь следует добавить. Бог по Своей природе милосерден и всепрощающ, но в то же время Он свят и поэтому, видя зло, не может просто сказать: «Ничего страшного; давайте прощать и забывать». Поскольку мы, люди, испорчены нашими грехами, мы можем так утверждать. Но Бог, потому что Он Бог, так утверждать не может. Поэтому просто заявления, что Бог не вменяет нам грехи, недостаточно. Искупление, которым устраняется грех в глазах Бога, является предварительным условием прощения. Вот почему прощение блудного сына ожидающим его отцом в известной притче (Лк. 15:11—32) — только часть благовестия. К этому следует добавить то, о чем сейчас говорит Павел — примирение Богом мира с Собой становится возможным через жертву Его Сына.

Слова «не знавшего греха», которые в греческом тексте стоят в начале стиха, таят в себе загадку. Ведь, они относятся к Сыну Божьему (1:19), образу Божьему (4:4), Господу (4:5), Который был без греха (Ин. 8:46; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22; 1 Ин. 3:5). И все-таки Бог сделал Его грехом. Что это значит? Павел имеет в виду то страшное событие, распятие Христа. Потемневшее небо, упоминаемое в евангельском рассказе, является внешним знаком того, что произошла космическая и вечная по своей природе «сделка». Обращенные к галатам слова Павла, где он учит, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), помогают прояснить смысл того, что он сейчас говорит. Божье проклятие, которое должно было лечь на преступника, ложится вместо этого на проклятого, того, кто был распят, чтобы преступник мог получить свободу. Леон Моррис замечает по этому поводу, что Бог «обошелся с Иисусом как с грешником... заставил Его нести наказание за грех»1. Харрис комментирует: «отождествление безгрешного Христа с грехом грешника, включая чувство тяжкой вины и ужасные последствия отдаления от Бога, было таким абсолютным, что Павел, глубоко прочувствовав это, мог сказать: „незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех"».

Ученые проявляют значительный интерес к значению слова Ау/г(переводимому чаще как «за»), которое в ст. 14-21 встречается шесть раз:

«Один умер за всех» (ст. 14);

«...Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (ст. 15);

«Мы — посланники от имени Христова... от имени Христова просим» (ст. 20);

«...Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (ст. 21).

Понятно, что здесь hyper помогает объяснить значение смерти Иисуса.

В богословии Павла можно выделить две идеи, связанные со смертью Христа за (hyper) всех, — представление и замещение, хотя их и трудно разделить. В ст. 20 фраза «посланники от имени Христова» подразумевает представление, тогда как во фразе «от имени Христова просим» сильнее выражена идея замещения. Когда он утверждает, что «Один умер за всех» (ст. 14) и «Христос

 

1 L. Morris, The Cross in the New Testament (Paternoster, 1967), p. 221.

 

за всех умер... умер за них» (ст. 15), Павел рассматривает Христа как нашего представителя, Который в Своей смерти и воскресении достиг примирения с Богом, ибо никто из нас не может заместить собой многих. Проводя аналогию, мы можем вспомнить Давида, воина, представлявшего многих и одержавшего для своего народа великую победу над Голиафом (1 Цар. 17). С идеей представления тесно связана идея включения. Когда Христос умер и воскрес, опять-таки как наш представитель, мы, Ему принадлежащие, умерли и воскресли в Нем.

В ст. 21, похоже, подразумевается другая типологическая мысль — замещение: «...Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех». Слова «незнавшего греха Он сделал...» позволяют предположить, что Бог безгрешным заместил грешных. Хьюз указывает, что hyper иногда употреблялось при написании писем, когда писец писал вместо того, кто был не в состоянии это сделать. Если представление подразумевает включение, тогда замещение подразумевает обмен. Таким образом, поскольку безгрешный стал для нас жертвою за грех, мы в Нем сделались праведными пред Богом. Безгрешный берет наш грех в Себя; грешный в обмен на это становится «праведным пред Богом».

Встреча Павла с Христом близ Дамаска, благодаря которой он постиг, что прославленный и был тем, некогда распятым, привела его к единственно возможному выводу, что происшедшее на Голгофе было великим Божьим деянием, примирением человечества с Собой через Христа. Распятый был действительно проклят Богом, но, как сейчас знает Павел, в качестве искупителя, несущего грех тех, кто были прокляты Богом как грешники и преступники. Каким бы ужасным и зловещим не было распятие, оно все-таки является великим выражением Божьей любви к человеку, сосредоточенной на Христе. Именно по этой причине в другом месте он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Этим словам вторит великий и волнительный церковный гимн. «Любовь такая удивительная, такая божественная, — написал Исаак Уотте — в моей душе требует всей жизни, меня всего»1.

Идея о том, что Христос был распят за нас, следовательно, вытекает из нашей зависимости от Него. Не проявлять нашу веру и любовь к Нему было бы извращением и неблагодарностью. Более того, так как за прощение наших грехов потребовалось столь высокая цена, мы делаем вывод, что они глубоко оскорбили Бога. У нас не остается никакой достойной альтернативы, как «умереть» для греха и жить для Того, Кто умер и воскрес, будучи нашим представителем и заменой.

 

Гимн «Когда смотрю я на дивный крест».

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.