Пол Барнетт
Второе Послание к Коринфянам
8:1-9:15 13. Новости Tитa из Коринфа: сбор денег
Переход от гл. 7 к гл. 8 знаменуется переменой тона. В предыдущей главе Павел вернулся к переживаниям по поводу радостной встречи в Македонии с Титом, принесшим хорошие новости о реакции коринфян на «печальное послание», посвященное вразумлению оскорбителя. Сейчас, в гл. 8, он пишет в более трезвом тоне, но все еще с большой долей воодушевления и оптимизма по поводу другой новости, принесенной Титом из Коринфа, - - новости о сборе денег.
В гл. 8,9 идет речь о том, что Павел в других местах называет «сбором для святых» (1 Кор. 16:1) или «подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим. 15:26). Это «подаяние», сбор которого завершился в 57 г. н. э., имеет своим началом события, происшедшие за десять лет этого в Иерусалиме, когда Павел и Варнава заключили миссионерское соглашение со «столпами» иерусалимской церкви — Иаковом, Петром и Иоанном. Было решено, что Иаков, Петр и Иоанн будут заниматься обращением евреев, в то время как Павел и Варнава отправятся к язычникам. Это миссионерское соглашение было заключено с одним условием: Павел и Варнава должны были «помнить нищих», то есть собирать пожертвования среди язычников для иерусалимских христиан (Гал. 2:9,10).
Павел объяснял римлянам, что «духовные блага»1 благовес-тия, полученные язычниками, пришли к ним из христианской общины в Иерусалиме. Язычники были в духовном долгу перед ними и должны были возместить это «материальными благами» (Рим. 15:27)'. В сборе пожертвований просматривается желание Павла создать чувство единства и братства у двух ветвей христианства — евреев и язычников, — между которыми существовало некоторое напряжение. Павел, возможно, пытался продемонстрировать, что, со своей стороны, добросовестно исполняет иерусалимский договор относительно «нищих». Поэтому перед завершением своего служения в регионе Эгейского моря он и собирался провести сбор этих пожертвований (1 Кор. 16:5,6; Деян. 19:21; 24:17). Собрав дар иерусалимской церкви от церквей Асии, Македонии и Ахаии, Павел исполнил обязательство, данное Иакову, Петру и Иоанну десять (?) лет назад. Это было достойное завершение одной из глав в миссионерской карьере Павла.
Мы можем предположить, что впечатляющий размах организации сбора пожертвований свидетельствует о попытке Павла решить проблему иудействующих. Ведь фракция иудейству-ющих была весьма активна во время встречи Павла, Варнавы и «столпов» и также во время следующей встречи в Иерусалиме -между делегатами из Антиохии и от церкви-матери (Гал. 2:4,5; Деян. 15:1,5). На этих двух собраниях программа иудеизации язычников была отвергнута (на первом собрании — подспудно, на втором — открыто). Движение иудействующих, тем не менее, не исчезло и вновь заявило о себе после прибытия в Коринф миссионеров-евреев. Эта миссия расцвела из-за атмосферы, сложившейся в иерусалимской церкви благодаря руководству Иакова, хотя он и не санкционировал это движение. Не организовал ли Павел столь масштабный сбор пожертвований, чтобы укрепить влияние Иакова над движением, которое зародилось в Иерусалиме и сеяло такой раздор среди состоявших из язычников церквей? Ведь Павел сейчас мог бы сказать: «Мы согласились помнить о нищих и мы о них помним. Вы согласились с тем, что язычников не должны беспокоить сторонники обрезания, но их продолжают беспокоить. Мы исполнили нашу часть договора, вы должны исполнить вашу. Уговорите иудействующих или прикажите оставить языческие церкви». И хотя это только предположение, оно представляется вполне корректным и весьма вероятным.
1 В синодальном переводе Библии · · «духовное». — Примеч. пер.
В синодальном переводе Библии — «телесное». — Примеч. пер.
Павел изложил порядок сбора пожертвований в Первом послании к Коринфянам: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1 Кор. 16:2-4).
За год до написания Второго послания к Коринфянам христиане из Коринфа начали откладывать деньги, хотя сейчас их энтузиазм, похоже, ослаб (8:10,11). Чтобы к своему прибытию в Коринф окончательно решить этот вопрос, Павел отправляет Тита вместе с двумя неназванными товарищами, один из которых был хорошо известен, другой — менее известен (8:16—18).
Гл. 8,9, следовательно, образуют самостоятельный фрагмент, где он пытается побудить читателей послания завершить мероприятие по сбору пожертвований. Добился л и Павел своего? В своем Послании к Римлянам, написанном спустя несколько месяцев, он замечает, что «...Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними» (Рим. 15:26,27). Из этого мы заключаем, что коринфяне действительно завершили начатое ранее дело.
В этих главах мы можем вычленить некоторые неизменные принципы, которыми христианину следует руководствоваться при распоряжении своими дарами и возможностями. Далее Павел будет предостерегать нас оттого, что он называет «местничеством», то есть от излишней озабоченности делами своего «прихода». Верующие должны смотреть дальше проблем своей собственной общины и проявлять заботу о Божьем народе и в других местах.
•
1. Щедрые македоняне (8:1—5)
Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; 2 ибо они среди великого испытания скорбями пре-изобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; 3 ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией.
Павел выражает глубокую признательность христианам Македонии. Фессалоникийцы подверглись гонениям, однако от них благовестие разнеслось по всей материковой Греции и за ее пределы (1 Фес. 1:6-8; 2:14; 2 Фес. 1:5). Павел далее также выразит благодарность Богу за то, что филиппийцы участвовали «в бла-говествовании от первого дня... доныне», имея в виду, что уже более десяти лет они «оказывали ему участие подаянием и принятием» (Флп. 1:5; 4:15).
В своем послании, адресованном одной церкви, коринфянам, Павел довольно подчеркнуто упоминает дела других христиан, македонян. Они были столь нищи (ст. 2), что Павел не ожидал от них участия в сборе пожертвований. В ответ на благовествова-ние они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам (ст. 5). Не Павел, а они сами проявили активность. Они умоляли его принять дар и участие их в служении святым (ст. 4). Некоторые из своих замечательных озарений Павел высказывает мимоходом, как здесь, где он говорит об одном из фундаментальных принципов христианства: «Они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам». Действительно, в ответ на благовествование мы должны «отдавать» себя Господу Иисусу, Его служителям и другим верующим. Отдавать себя Господу и другим — суть христианства.
Основной смысл обращенного к коринфянам слова до боли прост. Коринфяне, которые были (относительно) богаты, согласились пожертвовать, но перестали этим заниматься. Македоняне, которые были исключительно бедны, сами предложили свою помощь и начали этим заниматься. Павел пытается пристыдить коринфян и заставить их сделать то, что полагалось сделать.
Слово charts используется дважды в этом отрывке: благодать (ст. 1) и дар (ст. 4)1. Подобно Богу, проявившему милость по отношению к грешным и недостойным людям, которые такого отношения не заслуживали, македоняне проявляют милость,
1 Из дальнейших рассуждений автора понятно, что в английском переводе Библии это слово звучит скорее как «милость». - Примеч. пер.
или абсолютную любовь, к христианам из далекой Иудеи. Таким образом, дар является подтверждением, что благодать была получена не напрасно (см.: 6:1). Но charts означает также незаслуженно полученную нами милость, которая преображает нас изнутри. Поэтому Павел и пишет о благодати Божией, данной церквам Македонским (ст. 1). Коринфяне должны подражать македонянам и проявлять милость по отношению к другим, и тогда можно будет сказать, что благодать Божья действует и в них тоже.
Благодаря charts— благодати Божьей, проявляемой по отношению к ним и действующей в них, — они обретают charismata — дары, включая дар помощи, или дар отдавать (Рим. 12:8). Происходящее в последние годы повторное открытие даров в церквах Божьих — явление весьма отрадное. Церковь, где обретенная прихожанами благодать отражена в великодушном проявлении даров по отношению к другим, можно назвать поистине «харизматической».
Конечно, для многих будет сюрпризом открыть, что великодушная помощь другим является «даром». Слышали ли мы когда-нибудь, чтобы кто-то из верующих молился о получении такого «дара»? (!) Тем не менее это, несомненно, «дар», как и другие перечисленные в Новом Завете (см.: Рим. 12:3—8; 1 Кор. 12:6-11,27-31; 13:1-3; Еф.4:11-13;! Пет.4:7-11),«дар»,кото-рый нужно с любовью использовать на благо другим.
2. Скупые коринфяне (8:6-11)
Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. 7А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью. 8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. 9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. 10Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. 11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
Павел увещевает коринфян дружеским, ободряющим тоном. Поскольку они изобилуют во многом — в вере и слове, познании, всяком усердии, — пусть они изобилуют также и в щедрости (ст. 7). Здесь, однако, нет и намека на принуждение или повеление. У них есть пример македонян. Пусть теперь коринфяне проявят свою любовь.
Павел дает коринфянам еще один пример действия благодати. В первом примере македоняне были бедными, во втором — Иисус Христос, как коринфяне, богат. Вы знаете благодать (charts) Господа нашего Иисуса Христа (ст. 9), пишет Павел, указывая тем самым, что они это уже знают. Учение не было новым, хотя приложение его могло быть и новым.
Этот текст, несомненно один из самых значительных у Павла, учит, что личное существование Иисуса началось не с рождения в Вифлееме в последние годы правления Ирода Великого. Слова Он, будучи богат указывают на неограниченное предсу-ществование, тогда как слово обнищал говорит о Его вступлении в поток истории в определенное время и в определенном месте. Послание к Филиппийцам содержит хорошее объяснение фразы о богатстве Христа. Там Павел утверждает, что Иисус (всвоем предсуществовании) «был образом Бога» и «был равен Богу» (Флп. 2:6). Иными словами, Иисус был по своей природе Богом. В этом смысле Иисус «богат», причем вечно. Слово обнищал, которое относится к его земной жизни, служит, чтобы заострить наше внимание — насколько велико богатство его прежнего существования по сравнению с жизнью после воплощения.
Вторая глава Послания к Филиппийцам помогает объяснить слова обнищал и нищета. В этом отрывке говорится, что Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8). Нищета Иисуса, следовательно, была смирением в воплощении и жизни, и послушанием в смерти. Иисус Сам сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Он изначально знал, что в Иерусалиме Его ожидает «чаша» страдания и «крещение» смерти (Мк. 10:39). Слово обнищал описывает смиренную жизнь Иисуса и послушную смерть, которые, как говорит Brunner, представляли «неразрывное целое»1.
Тем не менее, как отмечает Денни, «Новый Завет не знает ничего такого о воплощении, что определялось бы вне связи с искуплением». Он продолжает: «Не Вифлеем, а Голгофа — центр откровения»2. Пакер по этому поводу замечает: «Значение яслей в Вифлееме заключается в месте, которое они занимают в последовательности этапов, ведущих Сына Божьего к голгофскому кресту»3.
Еще один фрагмент, хорошо поясняющий слова обнищал и нищета, находится в первой части данного послания, где Павел говорит о смерти Христа: «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (5:21). Именно благодаря нищете жертвенной, примиряющей смерти, мы, грешные нищие, становимся богатыми Божьей праведностью.
В нашем великом рождественском тексте — 2 Кор. 8:9 — можно выделить два смысла. Во-первых, нужно с радостью принимать Господа Иисуса Христа в свое сердце и быть благодарными Ему за совершаемые в отношении нас спасительные дела. Во-вторых, во всех вопросах, связанных с помощью и дарами, нам подобает подражать его щедрости. Ясно, что жертвенная смерть Иисуса является основным стимулом нашей щедрости.
3. Щедрость, любовь и крест
У общин, как и у людей, есть индивидуальные особенности. Если попытаться разглядеть написанное между строк, можно прийти к выводу, что македонские общины весьма отличались от общин коринфских. Македонские церкви проявили огромную щедрость, несмотря на крайнюю нищету. Напротив, коринфяне, которые, вероятно, были зажиточными, наделе оказались скупыми.
Внимательно рассматривая послания к македонянам4 и коринфянам, можно выявить и другие удивительные особенности.
1 Е. Brunner, The Mediator (Lutterworth, 1963), p. 399.
2 J. Denney, The Death of Christ (Tyndale Press, 1960), p. 179.
1 J. I. Packer, Knowing God (Hodder and Stoughton, 1973), p.51. 4 К фессалоникийцам и филиппийцам.
Коринфяне легко группировались по фракциям, предъявляли друг другу судебные иски и выставляли напоказ свои дары (1 Кор. 1:12; 6:1; 13:1 -3). Они не спешили обращать внимание на своих бедных и немощных братьев (1 Кор. 11:21). Они терпели у себя вопиющие проявления безнравственности со стороны своих собратьев и даже хвалились ими (1 Кор. 5:2). Когда прибыли новые служители из Иудеи, они быстро потеряли интерес к Павлу и обратили свой взор на более привлекательных незнакомцев (11:4). Об их эгоизме и непостоянстве говорит каждая страница посланий Павла. Македоняне же, хотя и имели проблемы, показали себя более заботливыми и внимательными. Филип-пийцы два раза отправляли Павлу деньги за его служение и один раз прислали своего собрата, чтобы тот присутствовал с Павлом (Флп. 4:16; 2:25-30). Павел только один раз смог похвалить коринфян за проявление любви, и даже тогда он отнесся к ним с некоторой долей снисходительности (8:7). Любви у них было так мало, что Павлу неоднократно приходилось увещевать их проявлять любовь (1 Кор. 13:1-3; 14:1; 16:14; 2 Кор. 8:8, 24). Напротив, македонян Павел хвалит за любовь и добрые дела (1 Фес. 1:3; 3:6; 2 Фес. 1:3; Флп. 1:9; 2:1). Македоняне были исполнены любви и, несмотря на нищету, проявляли большую щедрость. Коринфянам же не хватало как любви, так и щедрости. Вероятно, стоит обратить внимание также и на тот факт, что, несмотря на свойственное коринфянам почитание «мудрости» (1 Кор. 1:20), Павлу пришлось столь пространно объяснять коринфским церквам значение Божьей благодати и смерти Христа. Они явно не понимали, что значит быть любимыми и проявлять любовь.
4. Равенство (8:12-15)
Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, него не имеет. 13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. 14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность, 15 как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; и кто — мало, не имел недостатка».
Когда мы распоряжаемся нашими дарами, в данном случае возможностью делиться деньгами, важно именно усердие, с каким мы делимся тем, что имеем. Бедная вдова, которую Господь похвалил за пожертвование двух медных монет (Мк. 12:42—44), имела скудные средства, но была богата усердием, делясь тем, что имела. Именно такое поведение хвалит здесь апостол (ст. 12).
1) Равномерность усердия
Павел вовсе не ожидает, что коринфяне будут выступать исключительно в роли жертвователей (ст. 13). Важно соблюдать равномерность (ст. 14). Речь идет не об обязательной материальной равномерности, то есть вынужденном жертвовании по принципу «ты мне, я тебе», где все сводится в экономическую плоскость; речь идет о духовной равномерности. Естественно, то, что «вынужденно», исключает то, что «по благодати». В соответствии со средствами следует иметь равное усердие делиться так, чтобы один брат не получил слишком больших возможностей за счет слишком большой жертвы другого брата. Усердие должно быть равномерным.
Павел иллюстрирует свой принцип равномерности, или духовной справедливости, цитатой из Исх. 16:18, где говорится о даровании Господом в пустыне манны небесной. Благодаря сотворенному Богом чуду и те, кто собрал ее мало, и те, кто собрал много, получили в итоге достаточное ее количество. Мысль Павла заключается в том, что всякий раз, когда народ Божий, богато или бедно одаренный, готов охотно использовать свои дары и деньги, мы будем наблюдать равномерность; несправедливости не будет. Некоторые могут иметь больше, некоторые меньше, но у всех будет достаточно.
Вывод отсюда вытекает следующий. Мы, в соответствии с нашими средствами, должны выполнять принцип «справедливости», или же равномерности, проявляя усердие в желании делиться. Говоря конкретнее, мы должны спросить нашу совесть, не приходится ли нашим собратьям-христианам делать или платить больше из-за того, что мы, в силу эгоизма, делаем и платим меньше, чем могли бы. Вполне вероятно, что представляющие нас миссионеры или пасторы перегружены или недополучают (либо то и другое) из-за нашего нежелания лепиться равномерно и с усердием.
2) Павел как духовный лидер
Очевидно, что Павел столкнулся с деликатной проблемой, с которой в последствии имели дело многие христианские лидеры. Коринфяне не преуспевали в жертвовании. То, что проблема лежала в материальной плоскости, в конечном счете не имеет значения. Нехватка вполне могла проявляться в сфере молитвы или благовествования. Вопрос заключается в следующем: как те, кто занимается духовным наставничеством, должны поощрять большую самоотдачу своих верующих собратьев? Подход Павла к решению проблемы неторопливости коринфян, поэтому, будет поучительным.
Во-первых, он воздает им должное за то, что они начали дело. Хотя дипломатично, но ясно, напоминает им, что этого недостаточно. Титу, обладавшему, по всей видимости, смекалкой в финансовых вопросах1 предстояло завершить это дело (ст. 6).
Во-вторых, он одобрительно отмечает другие их дары, в которых они изобилуют. И твердо, но осторожно, указывает, что щедрость их не адекватна дарам, которыми они и привлекли к себе внимание (ст. 7).
В третьих, он не поддается на искушение манипулировать их чувством вины или навязывать им законнические требования. Дарованная им Божья благодать должна быть побудительным мотивом; их ответом должна быть любовь (милость) (ст. 8). Поскольку Павел не упоминает ветхозаветную практику собирать десятину, мы можем заключить, что Павел не считал эту практику обязательной для христиан.
В-четвертых, он предлагает им рассмотреть два образца праведности и сопоставить их с собой. Первый образец — это македоняне, которые во многом были значительно беднее коринфян (ст. 2). Второй образец — Господь Иисус, был до Своего воплощения несоизмеримо богат Своим Сыновством у Отца (ст. 9). Коринфяне не были богаты, как Господь, и не были бедны, как македоняне. Однако когда реально потребовалось чем-нибудь пожертвовать, им, коринфянам, не хватило щедрости. Выводы из этого очевидны.
1 См.: Гал. 2:1 (ср.: Деян. 11:29,30), где говорится о том, что Тит и Варнава доставили материальную помощь из Антиохии в Иерусалим.
В-пятых, он занимает позицию советника, то есть ненавязчиво подводит их к мысли, что с их недостатком должен бороться не он, а они сами. Он может лишь советовать; они, и только они, могут решить проблему (ст. 10). В вопросе «помощи» (или наставления) существенно важно, чтобы человек, которому эта помощь оказывается, был готов лицом к лицу встретить проблему и не имел возможности манипулировать своим помощником так, чтобы последнему самому приходилось решать эту проблему.
5. Почетное дело (8:16—24)
Благодарение Богу, вложившему в сердце Титова такое усердие к вам; 17 ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. 18 С ним послали мы также брата во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; 21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. 22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом, и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас. 23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова. 24 Итак пред лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Никто лучше Павла не знал, что инициатива по сбору денег может сделать его мишенью для обвинений, что деньги предназначались для его кармана. В самом деле, и сегодня ничто так не подрывает доверие к служению, как домыслы о его алчности и мошенничестве.
Павел распоряжался обилием приношений (ст. 20), то есть большой суммой. Чтобы сохранить доверие, он принимал все меры предосторожности, чтобы освободить себя от непосредственного контакта с деньгами. «Когда же приду, — говорит он коринфянам, - - то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами... в Иерусалим» (1 Кор. 16:3). Когда пожертвования были в конце концов доставлены в Иерусалим, семь посланцев прибыли с этими деньгами (Деян. 20:4). Смысл сбора пожертвований был важнее личности Павла. Между тем, чтобы ускорить это мероприятие он посылает в Коринф не одного, не двух, а трех ответственных лиц.
Тит едва ли нуждается в представлении. Он коллега и сотрудник Павла, и, тем не менее, он является служителем со своими полномочиями, так как отправляется к коринфянам добровольно* (ст. 17).
Второй человек назван братом, во всех церквах позволяемым за благовествование (ст. 18). Македонские церкви избрали его (ст. 19; греческий глагол позволяет предположить — «поднятием рук»).
Вероятно, Тит должен был прочитать письмо в церквах и представить этого человека коринфянам. Кто же он? Первое предположение: этим известным в македонских церквах проповедником Евангелия был Лука. То, что Лука, автор Деяний, был в Филиппах (откуда, вероятно, написано послание) с 50 по 57 г. н. э., можно предположить на основании первого отрывка Деяний, где встречаются местоимения «мы/нас», события которого оканчиваются в Филиппах, и второго подобного отрывка, действие которого в Филиппах, напротив, начинается (Деян. 16:11-17; ср.: 20:6). Вполне вероятно, что Лука проживал в Филиппах все эти восемь лет и стал там известен. Тот, кто смог написать Евангелие, вполне мог стать известен своей проповедью Евангелия.
О третьем человеке говорится как о брате нашем, которого усердие много раз испытали во многом (ст. 22). Можно, опять-таки, предположить, что его коринфянам должен был представить Тит.
Последние двое названы братьями (ст. 23)2, что является в определенной степени специальным термином, употреблявшимся в отношении тех, кто работал непосредственно с Павлом и под его руководством. Павел упоминает их как посланников (буквально
1 NIV переводит это слово выражением «по своей инициативе». — Примеч. пер.
1 См.: Ε. Е. Ellis, 'Paul and his Co-workers', NTS 17 (1971), pp. 437-453.
«апостолов») церквей (ст. 23), то есть представителей, или посыльных, им назначенных и «курсирующих» между ним и церквами.
В NIV ст. 23 завершается тем, что посланники названы честью Христовой. Однако более аккуратным является перевод RSV — «славой Христовой» (doxa Christou). Сами церкви, а не их прихожане, являются «славой Христовой». Эта мысль похожа на то, как Иоанн видит Христа, когда изображает Его с «семью звездами» (напр.: Откр. 1:16) в правой руке, что, вероятно, обозначает семь церквей. Если такое толкование принимать за истинное, в местной церкви нам следует видеть (потенциальный) источник славы Христа. Почетной задачей для местной церкви есть прославление Христа своей жизнью и свидетельством.
Таким образом, данные стихи по сути являются небольшим рекомендательным письмом для трех христиан, направляющихся в Коринф. Они служат напоминанием всем христианам и церковным лидерам о том, с какой исключительной осторожностью следует относиться к вопросам, связанным с церковными деньгами.
6. Сохранить лицо (9:1-5)
Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами пред Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. 3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», - - похвалившись с такою уверенностью. 5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
Первоначалъное усердие коринфян по участию в пожертвованиях было фактором, вдохновившим македонян предложить свою помощь в сборе денег (ст. 2). Однако сейчас Павел смущен. То, к чему коринфяне отнеслись сначала с энтузиазмом, не было завершено, хотя их готовность участвовать в этом деле не подвергается сомнению. Чтобы самому не остаться в стыде, не говоря уже о коринфянах (ст. 3,4), Павел увещевает их, чтобы появление трех посланников, несущих этого послание, послужило стимулом для быстрого завершения сбора денег. Хотя Павел явно оказывает на коринфян некоторое моральное давление, он ни в коем случае не желает, чтобы это превратилось в побор; ибо тогда это проистекало бы не из благодати. Дар этот должен быть благословенным (ст. 5).
7. Сферы помощи
Учение Павла о «вспоможении святым» затрагивает вопрос о других сферах христианской помощи, которые упоминаются апостолом. Есть, по крайней мере, три такие сферы.
1) Поддержка христианского наставника
От галатов мы знаем, что те, кто наставляются в Слове, должны делиться «всяким добром» со своим наставником. В послании к коринфянам Павел говорит, что те, кто сеют «духовное», должны собирать «телесный» урожай. «Господь повелел проповедующим Евангелие жить отблаговествования». Апостол наставлял Тимофея: поучающий пресвитер — это «трудящийся», который «достоин награды своей» (Гал. 6:6; 1 Кор. 9:11-14; 1 Тим. 5:17,18).
Эти отрывки ясно говорят, что служитель обязан учить (и делать это основательно), а община должна поддерживать его материально (и делать это адекватным образом). Практика сбора взноса с не-церковных людей для поддержки христианского служения учением Павла, по всей видимости, исключается. Тот, кто поучаем, обязан делиться с учителем. Там, где люди имеют упомянутое выше «усердие», не будет неравномерного распределения средств.
2) Поддержка миссионера
Павел благодарит Бога за участие филиппинцев в «благовест-вовании от первого дня даже доныне» (Флп. 1:5). Промежуток времени, о котором говорится в данном стихе, охватывает более десяти лет. В самом начале этого периода филиппийцы послали ему деньги в Фессалонику, а затем и в Коринф. А в недавнее время, когда он спустя приблизительно десять лет после этого находился в темнице в Риме, они отправили ему деньги и своего собрата (Флп. 4:14-18; 2 Кор. 11:9).
Печально, но многие общины с годами или после смены служителя теряют связь со своими прежними миссионерами. Во многих церквах следовало бы образовать небольшие, но активные комитеты для обеспечения двусторонней связи и помощи между миссионером и общиной. Сотрудничество же фил иппий-цев «от первого дня даже доныне» остается для нас полезным примером.
3) Забота о нуждающихся
Павел поучал своих читателей в Эфесе, что вор не должен больше воровать, а должен заниматься полезным трудом, чтобы и он мог уделить что-нибудь нуждающимся (Еф. 4:28). Благодаря нашим усилиям многие из нас имеют больше, чем нужно. Однако как мы помогаем нуждающимся? Скорее, те, у кого есть один дом, купят еще и дачу; те, кто уже поменял черно-белый телевизор на цветной, приобретут вдобавок и видеомагнитофон; те, у кого есть обыкновенная плита, захотят иметь микроволновую печь. Нищие среди иерусалимских святых оказались в нужде в результате голода, который начался там приблизительно в 46 г. н. э. Можно представить, каковы же были последствия этого события, ибо сбор денег совпал с периодом серьезной нужды. Откликом на тяжелую болезнь или голод окружающих нас собратьев, людей, должна быть доброта и щедрость, как учил Иисус в притче о добром самарянине (Лк. 10:25—37).
Следующий отрывок, ст. 6—15, относятся непосредственно к «вспоможению святым». Однако они в равной мере относятся и к сферам помощи, о которых мы сейчас говорили.
•
8. Каково усилие, таков и результат (9:6-15)
При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением инее принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». 10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез нас производит благодарение Богу. 12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыто-чествующую в вас благодать Божию. 15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
1) Как нужно отдавать: щедро и с охотой
Проявленное по отношению к нам Божье милосердие порождает в нас желание быть милосердными тоже. Божье милосердие не имеет границ, и мы, получая его, должны демонстрировать безмерную щедрость. Над нами нет принуждения. Мы должны откликаться с охотой. Бог любит доброхотно дающего (ст. 7), ибо Он Сам помогаете охотой (ср.: 15). Тем не менее Павел не призывает своих читателей помогать по легкомыслию или спонтанно: каждый уделяй по расположению сердца (ст. 7). Созревшее внутри намерение должно реализоваться в решительной и охотной помощи.
У традиции вкладывать в конверт пожертвование на церковные нужды много достоинств. Она заставляет жертвователя думать, какую сумму дать, и помогает ему делать это систематично, даже когда он отсутствует, что неизбежно. Кроме того, сохраняется конфиденциальность — то, к чему призывал Господь (Мф. 6:2-4).
Какими мотивами мы руководствуемся, жертвуя на церковные нужды? Может быть, мы желаем уменьшить чувство вины? Не «плата» ли это за то, что мы избегаем те виды христианского служения, в которых не желаем принимать участия? Должны ли те, кто видит величину моего взноса, рассматривать это как проявление особой духовности? Мы можем вдохновляться на щедрую помощь разными неверными мотивами, но лишь реальное осознание милосердия, которое Бог проявляет по отношению к нам, может вызывать у нас «охоту» жертвовать.
2) Помогать — значит сеять
Павел, конечно, знал о скупости коринфян. Он явно имел в виду их, когда писал: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (ст. 6). С помощью этой крестьянской поговорки он проводит мысль, которую будет развивать в ст. 6— 10. Поговорка подразумевает великую щедрость Божью, которую мы наблюдаем во время сева и жатвы. Если погода и другие условия благоприятны, крестьянин может ожидать от каждого посеянного пшеничного зерна тридцать, шестьдесят или даже сотню новых зерен (Мк. 4:20). Поэтому, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет (ст. 6).
Пожиная свой урожай, как учит Павел, всегда и во всем мы имеем всякое довольство и будем, кроме того, богаты на всякое доброе дело (ст. 8). Как «Бог жатвы» дает сеятелю урожай достаточный, чтобы было зерно на следующий год, хлеб на сегодняшний год и некоторый излишек сверх того, так и «Бог щедрый даятель» благословит обильно дающего всем необходимым и умножит плоды правды, то есть возможность делать добрые дел а (ст. 10). Богобес-печит дающего всем необходимым и даже сверх того — чтобы тот делился с другими.
Такой человек является живым примером изображенного в Пс. 111:9 благочестивого человека, который раздал нищим (ср.: ст. 9). Такой человек благословляется многочисленными и честными потомками, благосостоянием, знанием своего пути и мужеством. Апостол здесь имеет в виду весь псалом, а не только цитируемый стих. Если бы коринфяне в свое время, а мы сегодня, построили свою жизнь на основании Псалма 111, весть этот отрывок послания был бы не нужен.
3) Результаты помощи
В ст. 10— 15 речь идет о последствиях помощи. Щедрый жертвователь будет и далее благословлен плодом правды (ст. 10). Бог продолжит благословлять такого человека, предоставляя ему средства и возможности творить добро. Он станет богатым... на всякую щедрость (ст. 11). Как говорит Харрис, «чем больше помощь, тем больше наше богатство. Чем больше богатство, тем больше наши возможности помогать».
Не так давно возникла так называемая «теология обогащения», которая учит, что Бог благословляет здоровьем и богатством тех, кто щедро жертвует на христианское служение. В Ветхом Завете умножение материальных средств рассматривалось как Божье благословение. В последней главе Книги Иова говорится, что Бог дал пострадавшему, но сохранившему верность человеку богатство вдвое большее, чем до начала бедствий (Иов. 42:10—17). Однако в Новом Завете это богатство толкуется как духовные плоды (Еф. 1:7,8; Кол. 2:2) и благотворительность в семье христиан (Гал. 6:10). Молитва в 3 Ин. 2, где читателю желается здравие и успех, имеет много параллелей в нехристианской литературе и должна рассматриваться лишь как сформулированное в традиционной форме благочестивое пожелание. Павел обещает щедрому жертвователю не «заслуженный» достаток, а всякое довольство для всякого доброго дела (ст. 8).
Во-вторых, щедрость, передавшаяся от них к Павлу, произведет благодарение Богу(съ 11). Когда нищенствующие святые получат еду, они, обратив к небу сердца и голоса, обильно отблагодарят Бога (ст. 12). Через жертвователей и устроителя Павла многие прославят Бога (ст. 13). Уклоняясь от жертвования, мы уклоняемся от привилегии встречи с человеческими нуждами и также отказываем себе в чести нести славу Божью.
Важно отметить, что Павел никогда не уклоняется от истины: что Бог спасает нас даром, Своей благодатью, а не за наши добрые дела. Таким образом, жертвование — это доказательство (ст. 13), или «признание», Евангелия Христа. Такая добродетель является подтверждением нашего спасения, но не его основанием.
В-третьих, такое практическое проявление доброты объединит дающего и принимающего узами любви и молитвы. Разделенные пространством и культурой, они образуют братство, чьим видимым выражением являются жертвуемые и получаемые деньги (ст. 14). Принимающий понимает, что в милосердии дающего можно разглядеть результат действующей в нем благодати (ст. 14). И дающий, и принимающий будут знать, что Божья благодать, воплощенная в Христе, является началом цепной реакции проявления щедрости, благодарения и братства. Поэтому Павел благодарит Бога за неизреченный дар (ст. 15) — Бога-Сына, Который и был началом всего этого.
Хотя апостол говорит о щедрости на примере денежных пожертвований, мы можем равным образом применить этот принцип и ко всем Божьим дарам. Прося в молитвах наших друзей помочь нам обнаружить наши дары от Бога, мы затем будем охотно и щедро раздавать эти дары как знак проявленной к нам Его спасительной благодати. И мы несомненно убедимся, что хранящий верность «Господь жатвы» обогатит нас сверх ожидания.
Этот материал еще не обсуждался.