25.01.2010
Скачать в других форматах:

Пол Барнетт

Второе Послание к Коринфянам

5:20-6:10    10. Божьи служители

Примирение — свершившийся факт («Бог... примирил нас с Собою», 5:18) и также бесконечный процесс («Бог... дал нам слово примирения», 5:19). Поскольку две эти темы пересекаются, необходимо вернуться к 5:20, к началу отрывка, посвященному непрерывному служению примирения.

1. Посланники Христовы (5:20 — 6:1)

20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

6:1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

В этой части послания содержится два призыва: примириться с Богом (ст. 20) и не принимать тщетно Божьей благодати (ст. 1). Кому предназначены эти слова? Не напоминает ли здесь Павел читателям о своей проповеднической миссии, как он это делал в других местах (напр., в 1:19; 4:5)? Или же это пастырское увещевание, предназначенное непосредственно коринфянам? У обеих точек зрения есть свои приверженцы, и, вероятно, в данном случае первый призыв является повторением общей апостольской идеи, а второй — непосредственным обращением к коринфянам. Первый призыв содержится во фрагменте, где обстоятельно излагается апостольское учение Павла. Второй призыв, как мы полагаем, обращен к тем, кто уже получил благодать Божью, но она могла оказаться «тщетной». Далее в этом послании он будет предостерегать коринфян от «уклонения от простоты во Христе» (11:3). Если они будут продолжать слушать «разбавленное» слово (2:17; ср. 4:2), благодать Божья во Христе, выраженная в истинном Евангелии, будет «тщетна». То, что данное увещевание адресовано коринфянам, кажется более вероятным, принимая во внимание, что этот отрывок завершается недвусмысленной фразой «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне» (ст. 11). Слова Павла, следовательно, представляют собой призыв к коринфской церкви — в целом и ее отдельным членам — вернуться к первоначальным евангельским принципам.

Обращаясь к теме служения, о котором говорится в данном отрывке (ст. 3), следует задаться вопросом: что должны думать коринфяне, да и вообще все верующие, о служителях примирения? Передавая содержание такого служения, апостол использует два поразительных образа: посла и сотрудника.

J) Посол

Кто такие мы — посланники от имени Христова, просящие своих слушателей примириться с Богом (ст. 20)? Поскольку весь отрывок, как мы видели, начиная с 5:11, является очень автобиографичным, логично предположить, чтолш относится главным образом к Павлу и кругу апостолов (1:19). Однако не подлежит сомнению, что все верующие тоже участвуют в служении примирения. Если мы, кого Бог примирил с Собой, это наверняка не только апостолы, то, соответственно, мы, кому Бог дал служение примирения (ст. 18), это не только узкий круг апостолов. Поэтому будет справедливо предположить, что все верующие должны быть вовлечены в служение примирения. Могут возразить, что раз мы не дипломированные специалисты по богословию, нам не стоит заниматься этим служением. Действительно, посвятившим себя постоянному пастырскому служению необходимо соответствующее образование, но и верующие в целом, понимая, что Христос умер за них, должны уметь побуждать других «примириться с Богом».

Хотя в нашем переводе употребляется существительное посланники, в оригинальном тексте, на самом деле, стоит глагол, который можно перевести как «выступать в качестве посланника или посла» (ст. 20). Поскольку Христос физически в этом мире уже не присутствует, Павел, да и все христиане, представляют Его и говорят за Него. В своей смерти Он представлял (hyper) нас; во время Его физического отсутствия мы представляем (hyper) Его. Это означает, что те, для кого мы представляем Его, составляют свое мнение о Нем по тому, что видят в нас. Как о нации судят по поведению представляющих ее послов, так и нехристиане часто формируют свое мнение о Христе на основании поведения Его народа. Стоит задуматься над фактом, что Бог выбрал весьма обычный и человеческий способ дать дар примирения с Собой. Поскольку Бог увещевает через нас (ст. 20), нет иного пути, как своим поведением повышать доверие к нашему Господу.

Служение примирения не осуществляется в бесстрастном и равнодушном состоянии души. Используемый Павлом язык глубоко эмоционален и страстен. «Через нас, — возвещает он, — Бог увещевает мужчин и женщин, Христос просит их примириться». К этому служению нельзя относиться холодно или с настроением «не хотите — не надо».

Чтобы войти в сообщество примиряющихся с Богом, слышащие слово должны тоже проявлять активность. Чтобы примириться с Богом, необходимо, чтобы человек попросил у Бога прощения, которое Тот дал в смерти Своего Сына. Это явствует из учения Христа, где «примириться» означает искать и получать прощение от потерпевшей стороны (Мф. 5:23,24). Бог обязательно простит; в этом нет сомнения. Но мы должны попросить, и это будет выражением того, что мы смиренно признаем необходимость Божьего прощения.

2) Сотрудник

Хотя в NIV используется существительное сотрудник*, смысл точнее передает глагольная фраза «работающие вместе с Богом» (ст. 1), используемая в RSV. Слово synergein (работать вместе) состоит из предлога syn (с) и глагола ergein (работать). Апостол Павел, как и все христиане, представляет Христа и «работает вместе» с Богом. Это говорит об очень высокой чести выступать в качестве сотрудника Бога и потенциале божественной силы,

В синодальном переводе Библии · · «споспешник». ·    Примеч. пер.

 

дающей нам возможность увещевать от Его имени других. Как Его представители мы не беспомощны и не одиноки. Бог сделал нас Своими партнерами, соработниками в великой спасительной миссии — примирить мир с Собой.

2. Служители Божьи (6:2-10)

Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. 3 Мы никому ни в нем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4 но во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, номы верны; 9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, номы не умираем; 10 нас огорчают, а мы всегда раду емся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

]) Настойчивое служение

Увещевание Павла «примиритесь с Богом» (5:20), вероятно, является примером «вразумления» людей в целом (5:11), а его «умоляем вас» (ст. 1) может относиться непосредственно к коринфянам. Обращенный, как представляется, только к некоторым из них, этот призыв был результатом сомнения в Христе и благовестии, которое заронили в них незнакомцы. Некоторые из коринфян сейчас проявляют интерес к «другому Иисусу», провозглашаемому незнакомцами в «ином благовестии» (11:4). Существует большая опасность, что изначальное апостольское бла-говестие окажется тщетным. Поэтому Павел и призывает их вернуться к подлинному Иисусу и истинному Евангелию.

Павел столь настойчив ради того, чтобы внушить заблуждающимся коринфянам безотлагательно изменить свое поведение. Цитируя пророка Исайю, Павел подчеркивает, что теперь наступило время благоприятное, чтобы их услышал Бог, и что теперь наступил день спасения, когда Бог поможет им (Ис. 49:8). Когда человек или община воспринимают благовестие это и есть время «теперь»; наступает день спасения. Поэтому можно предположить, что Павел был весьма настойчив и в момент первого обращения коринфян, и в своем пастырском увещевании к сбившимся с пути верующим. Автор Послания к Евреям также призывает: «...Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить „ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13). Ферниш пишет, что «с точки зрения Павла, день спасения, возвещаемый в благовестии, это также день принятия решения для тех, кому адресуется благовестие. Требование принять решение, а также дар благовестия, обновляются каждый день, пока верующий живет в этом мире».

Павел отнюдь не оказывает психологического давления на своих читателей, хотя некоторых проповедников Евангелия вполне можно было бы в этом обвинить. Бог Сам идет на сближение через Свое Слово, воплощенное в человеке, — Его представителе на земле. Именно Бог призывает людей присоединиться к сообществу примиряющихся с Ним и оставаться в нем. День спасения начался со смерти и воскресения Христа. Учитывая значение личности Того, Кто обращается к нам, и серьезности того, что Он говорит, уместно проявить настойчивость, чтобы слушающие приняли предложение прощения, пока оно остается в силе.

Более того, так как Сам Бог делает Свое слово очевидным для нас, не стоит полагать, что постигаемое нами сегодня можно будет постичь и завтра. Согласно божественному замыслу мы не всегда в одинаковой мере восприимчивы к истине. Поэтому читателю, будь он уже христианин или нет, вместе с Павлом скажем: «Примите примирение с Богом сейчас».

2) Почетное служение

Ранее Павел с гордостью говорил о «таком служении» (4:1), то есть о служении Нового Завета (3:6), посредством которого получающие его объявляются «оправданными», или «праведными» (3:9; 5:21), и преобразующая их сила Святого Духа (3:8,18) проникает в их жизнь. Подчеркивая, что весь процесс примирения инициирован Богом, он утверждает, что и служение для тех, кто его получил, является Божьим даром (5:18).

Следовательно, Павел заботится о добром имени служения (ст. 3). Поскольку «слово» и «служение» так тесно связаны друге другом (5:18,19), Павел определил для себя, что в его жизни ничто не послужит камнем преткновения кому-либо, чтобы не было порицаемо служение (ст. 3). Иными словами, жил он так, чтобы никто не мог обвинить его в недостойном поведении. Можно также сказать, что он и его товарищи во всем являют себя служителями Божьими (ст. 4). Павел прилагал серьезные усилия, чтобы избежать оскорбительного для кого-либо поведения, и вел такой образ жизни, в котором другие видели бы Божьего служителя. Комментируя этот отрывок, Хьюз пишет: «Ничто не вызывает такого богохульства и насмешек со стороны неверующих, как служитель, чье поведение входит в явное противоречие с преобразующей божественной силой во Христе, которую он защищает своей проповедью».

В ст. 7 и 8 Павел отвечает на обвинения, которые выдвинули против него оппоненты в Коринфе. Они обвиняли его в том, что слова его не содержат истины, что сила его человеческая, а оружие его служит неправде. В ответ он заявляет, что использует слово истины, силу Божью и оружие правды (ст. 7). Они говорят, что он виновен в бесчестии, что в его адрес раздаются порицания, что он неизвестен. Он отвечает, что служение его в чести и хвалимо, что он искренен и, на самом деле, хорошо известен (ст. 8, 9).

Иными словами, Павел утверждает, что его достойное уважения и безупречное поведение само по себе является свидетельством того, что он истинный служитель подлинного Божьего слова.

3) Жертвенное служение

Похоже, незнакомцы в Коринфе являли собой триумфалист-ский (2:14) или показной образ служения, который можно встретить и сейчас. Они стремились к похвале и признанию в качестве служителей на основании экстаза, видений, откровений, чудес и других проявлений силы. В противоположность этому, Павел указывает на немощь, которая сопутствует его служению (5:13; 12:7-10). Провозглашаемый им Иисус — это прославленный небесный Господь (4:5,6), Который «живет Божьей силой», и, тем не менее, Иисус, Который подтверждает истинность его служения, это Тот, Кто «распят в немощи» (13:4). Поэтому не сила, а немощь, немощь Того, Кто «умер за всех», воспроизводимая в образе жизни служителя, свидетельствует об истинности христианского служения.

Перечисленные в данном отрывке страдания отчасти упоминаются и до и после, в других подобных перечнях (2 Кор. 4:8,9; 11:23—33; 12:10). (Наличие общих слов в каждом из перечислений является аргументом в пользу целостности послания. Одно слово является общим для первого и второго перечисления; пять одинаковых слов можно найти во втором и третьем перечне). В этом отрывке он упоминает великое терпение, бедствия (ср.: 4:8), нужды (ср.: 12:10), удары (ср.: 11:23), темницы (ср.: 11:23), изгнания, труды(ср.: 11:23), бдения (из-за того, что возводил палатки? ср.: 11:23) и посты (ср.: 11:27).

Опыт страданий апостола Павла во время его служения представляет собой исключительный случай. И тем не менее, всякое истинное служение примирения предполагает, по крайней мере, некоторое страдание. Очевидно, что жертва Христа (5:18-21) должна вселять жертвенный дух в тех, кто посвятил себя служению Евангелия.

3. Служение: выводы

Павел ясно показал, что Божьи служители никогда не гордятся собой и не думают о себе. Жертвенность — это суть Евангелия и это также суть служения, будь то обращение неверующих или пастырская забота о Христовой пастве. Служение Богу, если оно истинно, никогда не бывает легким и часто приносит страдания. Будем помнить, что ранее написал Павел: «Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (4:12). «Жизнь», где сейчас есть общение с Богом во Христе, получена коринфянами за счет «умирания» Павла. Благодаря его служению они сейчас примирились с Богом.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.