Алек Мотиер
Послание Иакова
2:1-7 7. Отрицание веры
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 И вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих», 4 То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями ? 5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Изучая послание Иакова, мы уже убедились, что он мастер сюрпризов. Слово «благочестие», к которому нас подготовили заключительные стихи первой главы, отсутствует в начале второй (Иаков вообще больше не употребляет его). Действительно, автор вполне мог бы начать главу следующей фразой: «Итак, первым проявлением истинного благочестия назовем...», ибо, как мы видели, именно это понятие связывает главы 1 и 2. Однако вторая глава начинается иным высказыванием: имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа (2:1). Иаков подготавливает почву для главной темы своего Послания. Быть христианином — совсем не значит приспособить свою жизнь к нормам благочестия, поскольку (мы говорили об этом ранее) слово «благочестие» служит исчерпывающим определением конкретного образа жизни и отношения человека к Богу. Иаков считает, что выразить свое отношение к Богу можно просто верой в Господа Иисуса Христа1. Иаков пишет не о «благочестии», а о «вере», потому что хочет повести нас от внешнего выражения этой веры к рассказу о нашей внутренней жизни.
Таким образом Иаков предупреждает нас о важности и серьезности вопроса, который берется рассмотреть: он начинает разговор о лицеприятии (NIV), или о «пристрастии», т. е. «различном отношении к людям в зависимости от их внешнего вида» (GNB) или положения в обществе. Поступая так, мы не просто перестаем соответствовать желаемому образцу «благочестивого» поведения. Мы отрицаем этим нашу веру в Господа Иисуса Христа.
Пожалуй, мы точно определили основную тему всей второй главы. В стихах 1--7 Иаков представляет на рассмотрение вопрос о лицеприятии, вопрос об «уважении к человеку». Стих 8 служит переходом от стиха 7. Связующая фраза на самом же деле, по-видимому, представлена только в RSV (а также в NIV). Во всем Новом Завете эта фраза неизменно означает «однако», поправляя или уточняя то, что ей предшествовало1. Таким образом, стих 8 связан с предыдущими стихами 1-7. Употребление в 9 стихе ключевого слова лицеприятие показывает, что Иаков продолжает обсуждение основной темы. Точно так же в стихах 14-26 ведущей идеей является «вера». Только в стихах 15, 21 и 25 тема меняется. У каждой части, однако, есть четко определенная цель. Стихи 1—7 утверждают, что, впадая в
лястся вместе с существительным «вера» в значении «иметь и использовать веру» (напр.: Мф. 17:20; 1 Тим. 1:19 и т. д.). Существительное «вера» также часто используется с последующим дополнением в родительном падеже в значении «вера в» (напр.: Мк. 11:23; Рим, 3:22, 26; Еф. 3:12 и т. д.). Питер Дейвидс неправ, утверждая, что «показатель родительного падежа в слове pistin (вера) — довольно необычное явление». Р. Дж. Ноу-линг совершенно правильно понимает это выражение как «веру, которую имеет наш Господь по отношению к объекту». Еф. 3:12 и многие другие места показывают, что определенный артикль перед словом «вера» нельзя автоматически воспринимать как нечто, означающее «веру-убеждение», т. с. «веру, которая есть у нас по отношению к Господу Иисусу Христу». Слово «вера» следует рассматривать в контексте; в данном случае Иаков имеет в виду личное доверие ко Христу.
1 Греч. mentoi\ ср.: RV «тем не менее». Питер Дейвидс считает, что «...в других случаях употребления этого слова в Новом Завете подойдет только значение слова „однако"...» (см.: Ин. 4:27, «однакож»; 7:13; 12:42, «впрочем»; 20:5; 21:4, «но»; 2 Тим. 2:19, «но»),
грех лицеприятия, мы отрицаем свою веру в Господа Иисуса. В стихах 8—13 основной темой выступает закон Божий, о котором говорится в каждом стихе. Основная цель этой части — показать, что лицеприятие означает уклонение с пути послушания. Наконец, стихи 14-26 поднимают очень конкретный вопрос: что доказывает истинность нашей веры? Поэтому нам следует изучить 2-ю главу Послания Иакова по следующим направлениям: «отрицание веры», «вера повиновения» и «доказательства веры».
Два вида славы (2:1—4)
В стихах 1-7 тема «отрицания веры» делится на три части. В стихах 1—4 Иаков говорит нам о двух видах славы и предлагает решить, какую из них выбрать, ибо они несовместимы. В стихах 5-7 он рассуждает, исходя из духовного понимания (5,6а) этой проблемы, а затем на основании земных реалий (66,7) выдвигает аргументы против греха пристрастия, впадая в который человек оказывает предпочтение богатому и пренебрегает бедным.
В стихах 1-4 Иаков приводит один пример1. На церковное собрание пришли два незнакомых человека. Совершенно оче-
1 Не нужно быть особенно проницательным, чтобы понять смысл приведенного Иаковом примера. Совершенно ясно, что речь идет о неизвестных людях, пришедших в церковь. Ничто не говорит о том, верующие они или нет, и нет необходимости гадать об этом. 1 Кор. 14:23-25 все же дает возможность предположить последнее. В стихе 2 слово собрание у Иакова переведено со слова synagoge, «синагога». Джеймс Адамсон полагает, что употребление этого слова указывает на раннюю дату написания Послания, т. е. еще до того, как стало возможным и приемлемым употреблять по отношению к церкви иудейское слово. Но Питер Дейвидс перечисляет христианских писателей I и II вв. труды которых не вошли β Библию. Они называли церкви синагогами, а потому употребление этого слова не может помочь в установлении даты написания Послания. Однако это также не дает оснований предполагать, как считает Дейвидс, что данное слово обозначает не людей, собравшихся для богослужения, но церковный суд, как в 1 Кор. 6:1-11. Он задается вопросом, могли ли присутствующие на богослужении и сидеть, и стоять, в зависимости от своего желания. Но ведь мы также не могли предполагать, что во время богослужения кто-то мог сесть на подоконник (не говоря о последовавшем за этим падении из окна, см.: Деян. 20:9 и дал.). Он выражает сомнение, что они — посторонние люди, потому что не знают, где сесть, и кому-то из членов церкви нужно помочь им. Один из пришедших — в богатой одежде, и ему немедленно находят место1, в то время как другой, бедный в скудной одежде2, вынужден стоять или в лучшем случае сесть на низенькую скамеечку у ног других людей. И если мы спросим, почему так произошло, то в ответ услышим объяснение о разнице внешнего вида этих людей: один выглядел прекрасно, а другой — неприглядно.
Если мы хотим быть верными учению Иакова и в то же самое время не отойти от Писания, нам следует подчеркнуть именно вопрос о внешних отличиях людей. Библия учит нас оказывать должное уважение людям, достойным этого уважения. Она не низводит всех людей на один уровень и не отказывается принять во внимание их мирские отличия. Определенно, она не одобряет грубого или равнодушного отношения к любому из людей. Например, если бы мы предложили единственное пустое место пожилому человеку, а молодого пригласили постоять или сесть на пол, мы не проявили бы лицеприятия. Старые люди требуют уважения и тактичного к себе отношения (Лев. 19:32). И еще, если бы президент страны или другие высокие гости посетили наше богослужение, мы бы сочли абсолютно правильным встать, когда они входят к нам, и приготовить для них самые лучшие места. В этом вопросе мы так же следовали бы Писаниям (напр.: Пр. 24:21 а; 1 Пет. 2:17).
Может ли прийти на богослужение богатый неверующий? Почему нет? Наконец, он задает вопрос: а могут ли допустить на собрание христиан человека, который прежде не исповедовал свою личную веру? Ответ очевиден из 1 Кор. 14:23 и дал. Давайте смотреть на вещи проще, как Иаков: церковь собралась и, слава Богу, в собрание пришли новые люди.
1 Ст. 3 RSV «садись сюда, пожалуйста» и NIV тебе хорошо сесть здесь являет собой обычное понимание греческого текста Иакова. Дж. Роупс оспаривает перевод NIV, настаивая на необходимости добавления «веж ливого оборота» — слова «пожалуйста». Дж. Б. Филлипс примиряет оба лагеря: «Пожалуйста, садись здесь — это отличное место».
2 В ст. 2 бедный - - piochos. По мнению Лоуз, это слово «в классическом употреблении означает нищего». Это значение «в Новом Завете не выдер живается строго», но «в данном контексте Иаков, несомненно, подразу мевает полное значение слова ptochos».
Но одно дело — уважать неотъемлемые права и достоинства человека по возрасту или по положению, и совсем другое — подчиняться влиянию второстепенных мирских отличий.
Пример Иакова актуален во все времена. Сегодня его слова так же важны для нас. Не всегда легко решить, как усадить забредшего на богослужение бродягу. Зато всегда легко допустить, что в церковных делах богатым принадлежит решающий голос. Грек лицеприятия1 — это грех суждения по несущественным, внешним признакам. Как заметил Иаков, жертвой такого греховного отношения всегда оказываются люди бедные и неимущие.
Но почему это грех? Этот вопрос приводит нас к очень любопытному месту в греческом тексте Послания Иакова — к началу второй главы. Английские версии разными способами пытаются перевести это выражение, но дословно оно звучит так: «Братия мои, вы должны без всякого лицеприятия2 иметь
1 Слово лицеприятие, prosopolempsia, можно найти в Рим. 2:11; Еф. 6:9; Кол. 3:25. Везде говорится, что подобное пристрастие или «уважение к личностям» не свойственно характеру Бога. Глагол prosopolempteo встреча ется только у Иак. 2:9 (в русской Библии «поступаете с лицеприятием». - Примеч. пер.). У этого слова долгая история употребления в Ветхом Заве те, где еврейская фраза nas'a panim (дословно «поднимать лицо») иногда выражала то, что Иаков осуждает - - благоволение к людям, возникающее отнюдь не из соображений справедливости, законности или достоинств человека (напр.: Лев. 19:15; Втор. 1:17; 10:17; 16:19; Иов. 34:19). Отсут ствие такого предосудительного лицеприятия в характере Господа не только называется причиной, по которой этого должен остерегаться и Его народ. Его отсутствие само по себе также является важной теологи ческой истиной: Бог вывел Свой народ из Египта не по причине особого к нему расположения, но в соответствии со Своей природой и Своей аб солютной справедливостью. То, что Бог лишен пристрастия, подчеркива ет Его праведность и справедливость, которые распространяются на Бо жье спасение и которые Исайя (45:21) и Павел (Рим. 3:26) воспринимали как Его неотъемлемые качества. Греческое prosopolempsia - - сложное сло во, означаюшее «принятие или одобрение лица». По своему значению оно не намного отличается от нашего понимания слова «лицеприятие», т. е. одобрения кого-то на основании, не связанном с истинными досто инствами человека.
2 В стихе 1 слово лицеприятие употреблено во множественном числе, что указывает на всевозможные формы и случаи этого прегрешения (в русской Библии слова «лицеприятие» нет совсем, а смысл этого предосте режения передан выражением «не взирая на лица». - - Примеч. пер.).
веру в Иисуса Христа, нашего Госиода славы». Сколько существует вариантов толкования Послания Иакова, столько же существует и вариантов толкования этого высказывания1. Два из них, как наиболее вероятные, заслуживают более тщательного рассмотрения. В RSV, например, слово «славы» понимается как сокращение, означающее Господь славы. Некоторые исследователи предпочли развить эту мысль и вместе с NEB понимают ее как «Тот, Кто правит в славе». Другие вместе с Дж. Роупс воспринимают ее значение как «наш славный Господь». Однако совершенно непонятно, почему Иаков, мастер слова, должен был так усложнять фразу, в которой он хотел лишь превознести нашего Господа Иисуса как «Господа славы». Как мы уже отметили в предисловии, греческий язык Иакова был безукоризненным и изысканным. Но если Иаков действительно был прекрасным лингвистом, значит он намеренно допустил эту кажущуюся недосказанность — и причин сомневаться в достоверности текста нет. Если серьезно относиться к этой версии, она поможет нам понять «славу» как
1 Один из известных толкователей Библии, Адамсон, прибегает к изменению греческого текста путем перемещения местоимения «наш» в конец предложения, где оно становится определением к слову «слава». Тогда перевод звучит так: «...иметь веру в Господа Иисуса Христа, нашу Славу». В этой интерпретации данное выражение неразличимо с предложенным выше, ибо Адамсон поясняет, что «тс, кто ошушает Господа Иисуса Христа как свою Славу, чувствуют равные между собой отношения братства». Забавно, что он не видит доказательств этого равенства в выражении «наш Господь Иисус Христос, Слава». Как замечает Дейвидс, «Адамсон вносит эти изменения... без учета свидетельств рукописи или данного порядка слов. Он просто перекраивает текст для собственного удобства». Элфорд понимает данное высказывание Иакова несколько иначе: «...(Господь) славы», признавая в то же время, что (с точки зрения греческого языка Иакова) это звучит «шероховато и необычно». Роупс и Дейвидс сходятся во мнении, что «слава» относится ко всей предыдущем фразе «наш Иисус Христос Господь славы», что означает «наш славный Господь Иисус», хотя они не могут помочь нам понять, почему Иакову понадобилось такую простую мысль выражать так уклончиво. Ноулинг, похоже, предпочитает подход, который он перенял у Бенгеля и который нашел поддержку у Мейера и Хорта. Сторонником его теперь стала Лоуз: «Слава» это определение к «нашему Господу Иисусу Христу». Нет ничего невероятного в том, что Господь Иисус называется «Славой» в Еф. 1:17 («Отец славы»);
1 Пет. 4:14 («Дух славы, Дух Божий»); ср.: Лк. 2:32; Рим. 9:4.
определение качества Господа Иисуса. Тогда это предложение можно равным образом выразить так: «...вера в Иисуса Христа нашего Господа, Который есть слава». И тогда это соответствует Писанию, бьет в самую точку и более чем любое другое толкование согласовывается с контекстом стихов 1-4.
В каком-то смысле, конечно, точный перевод этой строки не имеет большого значения. Важнее то, что Иаков намеренно вводит мысль о славе Иисуса и призывает нас подумать, зачем он это сделал. Он достигает своей цели, поскольку наш взгляд останавливается на фразе Господь славы (перевод ПВН). Цель также будет достигнута, если мы примем интерпретацию NIV («наш славный Господь») и даже отчаянную попытку Джеймса Адамсона изменить греческий текст, чтобы получить «Господь Иисус Христос, наша Слава». Мы неминуемо придем к правильному пониманию текста, утверждающего, что Иисус есть «Слава». Но почему так важно понятие славы?
В Исх. 33:18 мы видим Моисея, подавленного опытом своего прошлого и находящегося в большой тревоге о будущем, обеспокоенного вопросом, поведет ли и дальше Господь Свой народ. Стремясь получить поддержку и ободрение, он просит: «покажи мне славу Твою». В ответ на это Господь, всегда готовый выполнить желания тех, кого Он любит, обещает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою...» В Исх. 34:5-8 Он так и делает. Имя Господа дает нам не только знание о том, Кто Он есть на самом деле, но, что важнее, о том, Каков Он есть: каковы Его характер и Его личные качества. Моисей изъявил желание увидеть славу Господа, и Господь явил ему Свою славу и открыл Свою природу. Таким образом, слава представляет собой квинтэссенцию личного присутствия Господа во всей Его праведности и во всей полноте Его характера в откровении. Господь Иисус Христос есть Слава Бога: Сам Бог пришел к нам во всей Своей праведности и в полном откровении Своей Личности.
Значение славы
Но мы не ответили на вопрос, почему Иакову было так важно ввести идею о славе именно в этом месте своего Послания. Ответ мы находим в стихе 4. Пояснение начинается с союза если в стихе 2. А в стихе 4 подводится итог, начинающийся со слова «то», которое приводит нас к выводу: это именно то, что последует, если отдать предпочтение богатым и если пренебрежительно относиться к бедным только на основании внешних, мирских признаков. Иаков для большей выразительности облекает свои выводы в форму вопроса: не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями!
Перевод RSV придает тексту один штрих, возможно, не самый подходящий. Фраза в себе заставляет предположить, что двое пришедших в церковь были христианами. Почтительное отношение к богатому, продиктованное только его богатством, и пренебрежительное отношение к бедному, вызванное его невзрачным видом, представляют ложные основания для суждений о людях. Те, кто участвовал в таком разделении, были судьями и, увы, построили свое суждение на неправильной основе (худые мысли). Но чтобы прийти к такому пониманию, нам пришлось интерпретировать выражение не пересуживаете ли вы так, словно в устах Иакова оно имеет значение «судить на ложном основании». Если бы Иаков не дал нам понять, что вновь пришедшие являются верующими, мы не имели бы права прийти к такому выводу. Тогда нет никаких сомнений, что глагол «пересуживать» может означать «делать различия». Чаще же всего этот глагол означает «колебаться/ быть непоследовательным»1. Подобным же образом слова, которые RSV переводит как в себе, означают «в своем сердце»2. Объединив два значения, получаем: «Неужели вы непоследовательны и сомневаетесь в самих себе?» Такой вариант соответствует всего одному стиху, где Иаков использует этот глагол
1 Греческое слово diakrinomai. В значении «рассудить» см.: 1 Кор. 6:5, в значении «усомниться», «сомневаться», «колебаться» см.: Мк. 11:23; Деян. 10:20; Рим. 4:20. Значение «сомневаться», «колебаться» наиболее привлекательно для комментаторов и правильно. Напр., Таскер: «...раз двоенная верность, лицемерное желание служить и Богу, и мамоне...»; Элфорд: «Вы непоследовательны в своей вере».
2 Греческое en heautois. Дейвидс настаивает, что пришедшие в церковь люди были верующими, и переводит эту фразу как в себе. Это словосоче тание было переведено, напр., в Деян. 28:29 и 1 Фес. 5:13 как «между со бою»; однако выражение «в себе», «в самих себе» имеет более общеприня тое значение, напр., в Мк. 4:17; Ин. 6:53; Рим. 1:27 и особенно Мф. 9:3, где фраза из стиха 4 переведена как «сами в себе».
Там речь идет о том, проявляем ли мы верность Господу в жизненных испытаниях, выпавших нам, или подчас нас одолевают сомнения. А здесь вопрос ставится так: считаем ли мы славу Господа наиважнейшей в нашем списке приоритетов или же время от времени позволяем этому миру диктовать нам свои условия и соотносить наши ценности с его стандартами? Джеймс Адамсон точно передает смысл этого отрывка, замечая, что этот глагол «указывает на двойственность натуры некоторых людей, когда формально они декларируют свою принадлежность Христу, а на деле преданы мирскому снобизму». Иаков вскоре покажет более подробно, каким образом слава Божья, открытая в Иисусе, соотносится с представленной им ситуацией. Но мы можем и не ждать его пояснений. Мы знаем славу Божью в лице Иисуса Христа уже потому, что Он был богат, но обнищал ради нашего обогащения (2 Кор. 8:9), а когда мы были несчастны, жалки, нищи, слепы и наги, Он посоветовал нам купить у Него золото, чтобы нам обогатиться, и приобрести белую одежду, чтобы не видна была срамота наготы нашей, и глазную мазь, чтобы наши глаза смогли видеть (Отк. 3:17,18). Он снизошел к нам и воспринял нашу плоть и кровь (Евр. 2:14), принял на Себя наши грехи (1 Пет. 2:24), взял на Себя наше проклятие (Гал. 3:13) и осветил наш ослепленный ум светом благовествования о славе Христа (2 Кор. 4:4). Другими словами, Бог Отец озарил наши сердца, послав нам Христа, чтобы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4:6).
Если мы сначала делаемся судьями, а затем позволяем себе руководствоваться «неверным основанием», то мы отходим от определения истинной славы Божьей. Фактически мы допускаем две ошибки. Мы неверно понимаем свое положение, словно нам позволено судить других людей. Затем мы доверяемся собственному суждению, словно мы в состоянии дать точную и правильную оценку. Иаков же совершенно недвусмысленно учит, что и в нашем положении, и в нашей оценке на первом месте должен воцариться Господь Иисус Христос, Который Сам есть Слава. В нашем отношении к другим людям мы должны руководствоваться Его отношением к ним (ср.: Рим. 14:1, 3; 15:7). В нашей оценке других людей мы должны руководствоваться Его оценкой. В нашем поведении с другими людьми мы так же должны брать пример с Него, (ср.: Мф. 11:29 с Мф. 5:5; 2 Кор. 10:1; Гал. 6:1; Еф. 4:2; 2 Тим. 2:25; см. также: 1 Фес. 2:7 и 2 Тим. 2:24; 2 Кор. 10:1 с Флп. 4:5). Всегда и везде мы должны руководствоваться определением истинной славы, проявленной в Личности, поведении и труде Господа Иисуса Христа.
Опыт духовный и земной (2:5-7)
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира из-брал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Вникая в смысл стихов 1-4, мы должны были бы остановиться и поразмышлять о поразительном и неожиданном определении Господа как «Славы». Но именно стихи 5-7 дают Иакову возможность развить свой пример и подвести нас к своим умозаключениям. Он опирается на опыт читателей, который можно соотнести с двумя четкими уровнями.
Во-первых, в стихах 5,6а (...не бедных ли мира) автор опирается на наш духовный опыт. У истоков новой жизни во Христе стоит сознательное начало, когда мы принимаем решение посвятить себя Господу или ощущаем Господа Иисуса Христа своим личным Спасителем. У каждого обращения — своя тайная история, которую раскрывает Библия и которая происходит по выбору Бога. Иаков рассматривает Божий разум так, как он открывается через осуществление Божьего выбора. И тогда становится ясным, не бедных ли мира избрал Бог (5). Слово мир жизненно важно для Иакова. Это слово относится не к той сфере, в которой действует избрание Бога (т. е. Он выбирает людей прямо здесь, в течение их земной жизни, в этом мире). Оно выражает ту природу бедности, которую испытывают те, на которых пал Божий выбор. Эта та бедность, которую мир понимает как бедность. Слово мир у Иакова не имеет той же окраски, что в Евангелии от Матфея 5:3, где Иисус объявляет блаженными «нищих духом», т. е. тех, кто «признает свою духовную нищету и немощь... духовное банкротство...
пред Богом»1. Здесь Иаков повторяет слова Иисуса, записанные в Евангелии от Луки 6:20, говоря о тех, кто действительно беден в том смысле, в каком мир понимает бедность. Этих бедных и избрал Бог. А если это так, то обижать и притеснять бедных (6), как сказано в стихах 2,3, — значит противоречить намерению Божьему или, говоря словами стиха 1, выбрать иную славу как превосходящую славу Иисуса.
Во-вторых, стихи 66,7 обращаются к нашему земному опыту. Иаков указывает, что именно богатые преследуют верующих (притесняют вас), используя для этого различные формы и виды законности (влекут вас в суды). Богатые порочат доброе имя, т. е. имя Иисуса Христа, которым они называются. Разумно ли в таком случае отдавать предпочтение богатым?
Богатые и бедные
Такое явное участие в деле бедных и безоговорочная критика действий богатых во многом отражают отношение Иакова к этому вопросу. Читая стихи 1:9—11, мы не сомневаемся в том, кому симпатизирует Иаков. Его примеры явно направлены на то, чтобы приободрить бедного брата словом утешения и сбить спесь с богатого брата. Тон его рассказа о богачах-дельцах (4:13-17) и о тех, кто злоупотребляет деньгами (5:1—6), резок до беспощадности. Несомненно, его собственное детство и отрочество в доме Марии и Иосифа обострили осознание существующего социального неравенства в мире, где чаша весов склоняется в пользу богатых. Мы же должны задаться вопросом: как нам понимать слова, сказанные им? Всегда ли Господь безусловно на стороне бедных? Быть может, богатых следует считать гонителями по природе своей и такое положение вещей неизменно? Быть может, Иаков призывает нас безоговорочно принимать сторону бедных и считать, что в любом вопросе правы они и только они?
Если лишь у бедных есть привилегия быть избранными, то богатый брат из 1:10 становится для нас настоящим камнем преткновения. Тогда непонятно, как нам относиться к Авра-
1 Stott J. R. W. The Keswick Week, 1972. P. 46. Далее см. более полное изучение этого вопроса в книге: Стотт Дж. Р. У. Нагорная проповедь. 2-е изд. СПб.: Мирт, 1999.
аму и Иову, о которых Иаков так одобрительно отзывался (2:21—23; 5:11), хотя они были очень богаты (Быт. 13:2; Иов. 1:3; 42:12). В Библии встречаются примеры богатых праведников. Богатый Иосиф из Аримафеи (Мф. 27:57), проконсул Сергий Павел (Деян. 13:7-12), Левий, сборщик податей (Лк. 5:27), и его коллега Закхей (Лк. 19:2) — примеров вполне достаточно, чтобы доказать, что Господь не испытывал враждебного отношения ко всем богатым вообще. В то же время таких людей нам приходится выискивать среди множества прочих персонажей на страницах Нового Завета. И Павел определенно прав, утверждая, что «не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» избрал Бог (1 Кор. 1:26). Из этого свидетельства в Послании Иакова и в широком плане — из всей Библии в целом мы можем заключить, что Иаков перенял методику учения у Самого Господа Иисуса. В некоторых ситуациях могут быть истинны оба положения, но достоинства одного из них настолько превосходят и перевешивают качества другого, что первое воспринимается нами как единственно верное. Именно это и произошло, когда Иисус сказал, что истинная любовь к Нему требует ненависти к собственным родителям (Лк. 14:26). Но хотел ли Он, чтобы мы действительно возненавидели своих родителей? Конечно, нет! И все же, говоря о том, что эти два вида любви взаимно исключают друг друга, Он не извращает практическую истину, согласно которой наша любовь к Нему, если это истинная любовь, совершенно неизбежно становится приоритетом в нашей жизни.
Когда мы применим все сказанное выше к тому, что говорит Иаков, мы поймем, что он выражает скорее общую, чем неизменную истину. Господь избирает не только бедных. Не только богатые преследуют верующих и поносят имя Иисуса. И все-таки именно эти истины преобладают в большинстве случаев. Мы видим, что Господь чаще заботился о тех, кто оказался на дне. Это доказывает фундаментальное историческое событие, описанное в Ветхом Завете, исход израильского народа из Египта. В Египте Господь избрал народ, находившийся в рабстве. Удивительно, что Его решение было продиктовано не их жалким состоянием, но любовью, проистекавшей из сердца Господа (Втор. 7:7,8). Другими словами, любовь к бедным, угнетенным и беззащитным составляет неотъемлемую часть природы Бога. И еще одно интересное замечание. Действуя во имя спасения Израиля, Господь «прославил Свое имя» (2 Цар. 7:23), т. е. открыл, Кто Он на самом деле. По этой причине у ветхозаветного слова «бедный»1 существует широкий диапазон значений, начиная от материальной нужды, социального бесправия и угнетения и заканчивая благочестием и умением преодолевать жизненные невзгоды. Это слово фактически представляет собой основной фон для идей и утверждений Иакова. Истинные Божьи люди в большинстве своем не были богатыми. С ними обращались далеко не всегда справедливо те, кто умел получать выгоду от существующей системы. И когда мы наконец обратимся к Самому Господу Иисусу Христу, то увидим, что только здесь и находится истинная и единственная слава Господа: Тот, Кто ради бедного обнищал Сам.
Очень легко не заметить прямоту и резкость слов Иакова, допустив, что он выражает всего лишь общие истины. Но та настойчивость, с которой Библия возвращается к этому вопросу, где перевес одного утверждения всегда налицо, заставляет нас понять, что нам не пройти мимо этой истины. Если мы решили следовать за Господом Иисусом, то, по Его примеру, нашей славой должна стать непрестанная и неизменная забота о бедном, неимущем, бесправном и угнетенном. Такое отношение будет действительно по сердцу Богу, а наша жизнь будет послушна Его воле. Фактически Писание сводит воедино три следующих аспекта: Кто есть Господь по Своей сути, как Его природа приводит Его к удовлетворению потребностей нуждающихся и беспомощных и как то, что Он сделал для нас (нуждающихся и беспомощных), стало образцом для подража-
1 Например, слово 'ebyon, переведенное как «бедный» (напр.: Исх. 23:6) или «нищий» (Пс. 9:19). Это слово происходит от глагола «желать, быть уступчивым». Оно обозначает, с одной стороны, тех, кто хочет идти Божьим путем, и, с другой стороны, тех, кто должен подчиняться воле другого человека, и которыми, таким образом, помыкают более богатые и влиятельные люди. Эти обездоленные люди становятся легкой добычей более сильных и лишаются всех своих прав (напр.: Пс. 9:19; 11:6), но Господь всегда на их стороне (Пс. 34:10).
ния Его последователей. Во Второзаконии 10:17-19 эта мысль выражена совершенно определенно: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный1, который не смотрит на лица2 и не берет даров3, Который дает суд4 сироте и вдове, и любит пришельца5, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской».
Иаков призывает нас жить Божьей жизнью в заботе о бедных, не поддаваясь влиянию и великолепию богатства. Об этом следует помнить всегда. Еще совсем недавно богатые прихожане платили ежегодную ренту за право сидеть на самых удобных местах в поместных церквах. Те же, кто не мог платить, довольствовались местами в отдаленных углах, на которых висели таблички «свободно». Несмотря на то что примеры такого вопиющего неравенства уже отошли в прошлое, совершенно обычна для нас ситуация, когда решающим правом голоса обладает человек богатый, а не мудрый. Точно так же считается естественным, что состоятельные приходы рассчитывают на самых одаренных проповедников, а менее доходные или менее привлекательные приходы могут надеяться только на пасторов со средними способностями. Даже среди христиан деньги все еще дают человеку право на громкий и властный голос, но слава Господня покидает те места, где царит такое положение.
Страшный, т. е. внушающий благоговение, заслуживающий того, чтобы страшиться Его.
2 Это выражение на еврейском языке представляет собой эквивалент выражению не взирая на лица в Иак. 2:1.
Отказ от даров демонстрирует независимость от богатых и от тех преимуществ, которые дает богатство. В этом аспекте Второзаконие также совпадает с учением Иак. 2.
4 Дает суд, т. е. являет справедливость.
5 Пришелец, дословно «временно проживающий», «чужестранец». Это человек, который по разным причинам покинул свою родину и прожива ет среди Божьего народа. Такие люди, не имевшие состояния, часто были лишены всех прав так же, как народ Израиля в Египте. Сирота, вдова и «пришелец» часто упоминаются вместе как представители беспомощных и нуждающихся людей, которых можно было эксплуатировать, но кото рые, просто в силу своей беспомощности, должны были стать объектом заботы и защиты. Ср.: Исх. 22:21,22; Втор. 16:11, 14; Иов. 31:16,17,21; Пс. 9:35; 67:6; Ис. 1:17,23 и т. д.
Истинное богатство
Стихи 5-7 дают нам еще один повод задуматься. Часто случается так, что при изучении одной темы Библии в подтексте случайно или намеренно возникает другая, сопутствующая ей. Так и здесь: главной темой в повествовании Иакова стала тема того, что Бог избирает бедных, а мы, христиане (что показано в приведенном примере), подчас оказываем бедным намного меньше внимания, чем следовало бы. Если бы даже Иаков больше ничего не сказал, он бы все равно достиг своей цели. Но мы должны быть благодарны ему за то, что он развил свою мысль дальше: Божье избрание означает обладание огромными духовными богатствами, бедные люди становятся богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его (5). С другой стороны, Иаков показывает, что богатым оказывают честь лишь по причине их богатства. Он не только упоминает о враждебном отношении к верующим со стороны богатых людей, но и анализирует эту враждебность. Богатые настроены против верующих и преследуют их, влекут их в суды (6). Они также бесславят доброе имя, которым вы называетесь (7). Вспомним один из ярких примеров подобного отношения. Савл Тарсянин преследовал церковь, «влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» верующих во Христа (Деян. 8:3) и, по собственному его свидетельству, «по всем синагогам... многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса» (Деян. 26:11). Нет сомнений, что предъявление обвинений и заключение под стражу происходило при соблюдении закона, но за этой ненавистью к людям Господа скрывалась ненависть к Самому Господу (ср.: Ин. 15:18-24). Следует признать, что, когда Иаков писал Послание, такое положение дел было обычным, автор привел самый прозаичный пример. Но и опять Иаков не говорит, что богатые люди просто ненавидят верующих и Господа или же ненавидят верующих, потому что ненавидят Господа. Он просто подчеркивает, что они бесславят имя, а это имя есть доброе имя, которым вы называетесь.
На первый взгляд заурядный пример мирской бедности служит прекрасным фоном, на котором слава нашего богатства во Христе вырисовывается четче и рельефнее, а мирские богатства бледнеют в сравнении с тем, что мы приобретаем, когда соединяемся со Христом. Во-первых, в самом начале нашего христианского опыта мы приобретаем богатство веры и любви1. В этом учении Иаков отождествляет свои принципы с основными положениями Нового Завета. Он соглашается с Павлом2 в том, что вера есть Божий дар и та отправная точка, с которой начинается осознанный христианский опыт, когда мы приходим к нашему Господу Иисусу Христу с верой в Него (ср.: Ин. 1:12; Деян. 16:31; Гал. 2:16). Он соглашается с Иоанном и Павлом в том, что мы вступаем во владение Его обетованными благословениями в настоящем и будущем тогда, когда в нас возникает Его любовь и мы начинаем отвечать на Его любовь к нам (ср.: Ин. 14:21, 23; 16:27; 1 Ин. 4:19; Рим. 5:5 с Гал. 5:22; Рим. 8:28; 2 Тим. 4:8). Во-вторых, Иаков говорит о богатой сфере благословений, в которую мы были введены, потому что мы являемся наследниками Царствия*. Наиболее выразительно идея Царства Божьего прозвучала в учении Иисуса. Иаков — приверженец учения Господа, поскольку он использует понятие Царства для обозначения вечной сферы
Комментируя фразу «бедные мира, богатые верою», Джеймс Адам-сон утверждает, что она относится к «тем, кто уже теперь (по контрасту с теми, кто собирается быть) богат верой», и что «бедные вообще скорее стремятся уверовать в пришествие Царствия Небесного». Совсем неважно, прав ли он в своем понимании духовности бедного человека как такового. Писание не дает возможности подтвердить предположение, что люди избираются Богом по причине своей богатой веры. Еф. 2:8 определяет веру как дар Божий, ср.: Флп. 1:29. В Деян. 15:7 о спасительной вере говорится как о результате предызбрания Божьего. Поэтому RSV переводит Иакова правильно: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою...»
2 В связи с Иак. 2:14—26 следует отметить, что некоторые комментаторы утверждают, будто Иаков придерживается иного мнения, чем Павел, если не противоречит ему, по определению значимости того места, которое занимает вера в христианской доктрине спасения. Даже не дойдя до стихов 14-16, мы можем видеть из настоящего отрывка, что такое суждение не соответствует действительности. Основным богатством христианина является Божий дар (спасительной) веры.
1 Обратите внимание, в Рим. 14:15 и далее Павел параллельно представляет те привилегии, которые мы получили, когда Христос умер за нас (15). Они выражены в радости жизни в Царстве Божьем и в присутствии Святого Духа (17), в превознесении того, что Бог сделал для нас во Христе (20), и в жизни по вере (23).
По мере развития Господом Иисусом идеи Царства, оно утратило все свои территориальные признаки. Войти в Царство — значит вступить в жизнь, которую дает нам Иисус (Мк. 9:45, 47), пребывать в Царстве означает быть спасенным (Лк. 18:25,26). Это Царство не от мира сего (Ин. 18:36). Оно построено не по принципам земного государства, у него нет земных источников существования, оно никогда не будет искать своего выражения в расширении своих земных, территориальных границ. Это Царство Иисуса. Он правит в сердцах верующих и гражданам этого Царства с помощью Святого Духа дарует праведность, радость и мир (Рим. 14:17). Это Царство также является Небесным Царством, величайшей и твердой надеждой каждого верующего. Возможно, это основная мысль Иакова в данном отрывке.
В-третьих, каждому верующему предоставлена высокая честь и благословение называться добрым именем (7). Продемонстрируем это на примере брачной традиции, когда молодая жена берет фамилию мужа. Смена фамилии говорит о надежде на длительные и постоянные взаимоотношения. Вспомним примеры из Библии. Когда Иаков дал двум сыновьям Иосифа право считаться его собственными сыновьями, он сказал: «...да будет на них наречено имя мое...» (Быт. 48:16, в отличие от RSV). Здесь новое имя означает переход к новым взаимоотношениям, а в данном случае обеспечивает право получения наследства. Когда Амос предсказывал будущее собрание языческих народов в царстве Давидовом (Ам. 9:12; ср.: Деян. 15:13-18), он упоминал о народах, «между которыми возвестится имя Мое» (ср.: Втор. 28:10; 2 Пар. 7:14; Ис. 4:1; Иер. 14:9). Многие комментаторы видят в словах Иакова ссылку на таинство крещения. Связь эту доказать невозможно, но содержание отрывка очевидным образом соответствует практике крещения «во имя Его» (ср.: Мф. 28:19; Деян. 8:16; 19:5) и значению крещения как символа нашего союза со Христом в Его смерти и воскресении (ср.: Рим. 6:3,4). Иаков никак не упоминает о крещении, но нам стоит помнить, что мы принадлежим Иисусу. По милости Своей Он поделился с нами Своей природой и именем.
Держаться правильного курса
Чем больше мы думаем о примере, приведенном в стихах 2,3, тем яснее видим, что он актуален для решения проблем, возникающих в практической жизни каждого христианина. Представьте, что вы стоите у дверей церкви и встречаете приходящих на богослужение людей. И вдруг появляются два человека: один из них — хорошо одетый незнакомец, а другой — неухоженный и даже, может быть, неприятно пахнущий бродяга! Часто именно на практике испытывается наша верность христианским принципам поведения. Иаков предлагает нам три показателя правильной реакции: во-первых, он советует подумать об Иисусе как об истинной славе: Он снизошел к самым бедным, отождествив Себя с наименьшими и наихудшими. Если наша вера покоится на Том, Кто есть слава (1), как нам следует поступить в данном случае? Во-вторых, Иаков побуждает нас подумать о воле Божьей (5): какой выбор Он сделал и, в соответствии с этим, какой выбор сделал бы Он сейчас? И, в-третьих, Иаков напоминает нам о нашем собственном новом положении — мы (наименьшие и наихудшие) стали богатыми верой и надеждой, мы получили дар верить и любить Бога, мы — Его наследники и называемся Его именем. Каким же образом фамильное сходство с таким Отцом должно проявиться в нас? И каким образом оцениваем земные богатства и положение в этой жизни мы, которым дано видеть и разделить между собой истинные и вечные сокровища?
Этот материал еще не обсуждался.