21.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание Иакова

5:13-20   15. Последнее слово: молитва и забота о нас

Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы. 14 Болен ли кто из вас?пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. 17 Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; 18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. 19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20 Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Слишком лаконичный у Иакова стиль, чтобы утомлять нас размышлениями о том, что нам следует проявлять терпение и стойкость, пока не придет Иисус. Он также не дает нам никакой другой программы, кроме той, которую мы уже рассмотрели. Когда в 1:2-4 он говорит, что жизненные испытания нельзя назвать естественными преградами на пути к Богу, что они, напротив, предназначены для продвижения вперед к духовной зрелости, он тут же призывает нас молиться. В ответ на молитву веры, когда в нас нет никаких сомнений, мы получим от Бога ту мудрость, которая станет нашей путеводной нитью, ведущей к венцу жизни (1:5 и дал., 12). Так была установлена последовательность «терпение... молитва» (1:3,4... 5). В конце своего Послания Иаков вновь возвращается к этой теме. Семь ссылок на терпение, ожидание и стойкость в стихах 7-12 соответствуют семи ссылкам на молитву в стихах 13-18. Самый надежный помощник в продвижении вперед — это молитва.

Отрывок, который мы исследуем (13—20), связан словами кто из вас. Они начинают и заканчивают данный отрывок (13, 19). Эта часть текста разделена на две неравные доли. В первой части (13-18) о молитве говорится в каждом стихе. Иаков рассказывает нам о молитве самого верующего (13), молитвах старейшин (14,15), молитвах друзей (16а) и молитвах пророка (166-18).

Молитва верующего: основные принципы (5:13)

Переход от предыдущей части к данному отрывку очень интересен. Призывая к терпению и стойкости, Иаков приводил в пример злострадания пророков (10). Существительному стиха 10 злострадание соответствует в стихе 13 глагол зло-страждет. Этим Иаков напоминает: «Мы говорили о страдании. Да, на вашем пути встретятся и страдания. Знайте, что с этим делать». Значение этого слова (kakopatheia, kakopatheo) много шире, чем страдания во время болезней1. Иеремия страдал от противостояния своих соотечественников, Иезеки-иль — от горя утраты близкого человека, а Осия — от распада семьи. Любое из этих несчастий может свалиться на голову любого из нас. Это то, что мы сами или наши друзья характеризуем одной короткой фразой: «Да, плохо дело». С другой стороны, в жизни есть и иные переживания. Иаков спрашивает: Весел ли кто? Здесь речь идет о «веселом расположении духа» в самом широком смысле. Не обязательно быть свободным от всех видов житейских забот и проблем, достаточно пребывать в радостном настроении, несмотря на обстоятельства испытывать радость2. Так, в двух словах выражены все

 

1 Это существительное встречается только здесь. Глагол можно встре тить в 2 Тим. 2:9; 4:5, а сложную форму глагола, synkakopatheo, в 2 Тим. 1:8; 2:3. В этих случаях данные слова передают самое общее значение, то есть просто «неприятные переживания».

2 Это глагол euthymeo, который также можно найти в Деян. 27:22, 25. Прилагательное, euthymos, встречается в Деян. 27:36 и означает «ободрен ные». Все эти случаи показывают, что упор делается не на внешних обсто ятельствах (которые вряд ли могли быть хуже), но на состоянии сердца.

 

жизненные переживания. Каждое из них, в свою очередь, может нарушать наше духовное равновесие. Бедствия могут привести к восстанию против Бога мятежного духа и к отказу от духовной жизни. Точно так же времена материального изобилия могут вызвать в нас самодовольство, лень и убеждение, что мы вполне способны справиться со всеми жизненными невзгодами. Тогда Бога мы забываем. Иаков прекрасно осознает все это. Тема испытаний постоянно звучит в его Послании наряду с темой опасности погони за земными богатствами. Иаков всегда реально смотрит на жизнь и желает защитить нас от всех возможных нападок.

Автор Послания настойчиво призывает нас не увлекаться ни тем, ни другим. Ни страдания, ни легкая жизнь не лишат нас твердости, упования на Христа, песен и молитв. Можно сказать, что Иаков в стихе 13 утверждает принципы, которые эффективны во всех обстоятельствах. Наша вера должна одержать победу в любых обстоятельствах, находя выражение в молитве или восхвалении. Как удачно заметил Кальвин в своем комментарии, Иаков полагает, что «нет такого момента, когда бы Бог не приглашал нас стать ближе Ему». Не столько наша вера помогает нам во всех обстоятельствах, сколько во все времена и во всех обстоятельствах Бог всегда с нами. И в горе и в радости молитва и восхваление равным образом убеждают нас, что Он восполняет все наши нужды на данный момент. Молиться Ему — значит признавать Его суверенную власть и способность отвечать на наши нужды. Восхвалять Его — значит признавать Его суверенную власть над нашей жизнью.

Однако Иаков не довольствуется простым заявлением о вседостаточности Бога. Он хочет удостовериться, что мы тоже находим нашего Бога способным восполнить все наши нужды, источником истины. Поэтому он велит нам молиться и петь. Жизнь христианина должна быть такой, чтобы наша вера «освящала каждую радость, освящала каждую боль». Можно сказать, что корабль всей нашей жизни должен держать курс по направлению к Богу таким образом, чтобы любые обстоятельства жизни, будь то печаль или радость, приближали нас к Нему. Когда мы счастливы, мы восхваляем Его: «Твоя воля благая, совершенная, это Ты сделал для меня, и я радуюсь». А во времена бедствий пусть молитва звучит как та, что была обращена к Богу в Гефсиманском саду. Иисус говорил тогда: «Не Моя воля, но Твоя». Р. В. Дж. Таскер отмечает, что когда Иисус находился в агонии, «борясь с силами зла в момент их наисильнейшей атаки, Он „прилежнее молился" (Лк. 22:44). Молитва не может уничтожить само несчастье, но определенно может преобразовать его».

Так молится истинно верующий. В своих молитвах он признает самодостаточность Бога и Его суверенную власть, испытывая благодать принятия и отвергая бесчестье упрямства и своеволия. В его голосе сливаются мольба и восхваление, утверждающее, что воля Бога есть благо.

Молитва старейшин: ответ на молитву (5:14,15)

Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Это одно из самых очаровательных мест во всем Послании Иакова, которое вызвало к жизни множество самых противоречивых толков. Иаков идет от рассказа об общих переживаниях (13), происходящих в жизни человека, к рассказу об одном конкретном виде бедствий, которому все христиане подвержены, как и все люди, — болезням. Он представляет нам больного человека, который попросил прийти к нему старейшин своей церкви. Они читают молитву и совершают помазание елеем во имя Господа (14). Перед нами предстают два обетования, связанные воедино. Во-первых, молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и, во-вторых, если он соделал грехи, простятся ему (15).

Сопутствующие обстоятельства

Яснее представить картину происходящего нам помогут три замечания.

Во-первых, обратите внимание, что Иаков связывает служение исцеления, совершаемое с помощью молитвы и помазания, с представителями местной церкви. С ранних апостольских времен было принято назначать в каждой церкви старейшин1. Другое название старейшин, епископы2, более функционально: оно означает «заботящийся», «заботящийся о благоденствии». В Деяниях 20:17-35 сказано не только о представителях этой группы людей, но и об их делах, которые выражались в охранении и обеспечении пропитанием Божьего стада (28), вслед за апостольским примером учительства (31). Акцент повсюду делается на их учительстве (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9), на том, как они «трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). В Новом Завете лишь намеком говорится, что церковь всегда будет нуждаться в лидерах и не должна желать или допускать никакого другого поместного руководства, кроме руководства группы старейшин. Иаков же рассказывает об их служении молитвы, помазания и исцеления.

А. Варне рассматривает этот отрывок в связи с проблемой пасторского руководства, отмечая, что «служитель Евангелия всегда должен быть готов навестить больного». Это верней- замечание, но следует обратить внимание, что Варне объяснят! учение Иакова в свете более поздней практики церкви. Он говорит о «служителе Евангелия», тогда как Иаков не подо {ре-вал о существовании подобного «служения одного человека». По его понятиям, на призыв больного должны отвечай, «старейшины». Но главное требование все же выдержано. Такое служение больному осуществляется не одним определенным человеком с особым даром, который мог бы утверж i,m,, что имеет «дар исцеления», упомянутый в 1 Послании к Коринфянам 12:30. Это служение также не является прерогативой особой и теперь уже не существующей группы людей, называемых апостолами.

Верно, что апостолы творили чудеса, которые были Богом данными знамениями, призванными засвидетельствовать уникальность их служения (напр.: 2 Кор. 12:12; Евр. 2:3,4). Рассказы о чудесах и знамениях, будь то исцеления или другие сверхъестественные проявления, встречаются в Библии с разной частотой. В Писании чудеса происходят в поворотные

 

1 О видах служения в новозаветной церкви см.: Мотиер Дж. А. Посла ние к Филиппийцам. СПб.: Мирт, 1997. Ср.: Деян. 14:23 и т. д.

2 Греческое слово episkopoi, напр.: Флп. 1:1, см. примечание RSV. Гла гол episkoped означает «испытывать любовь», «заботиться».

 

моменты истории: период служения Моисея и исход из Египта, времена Илии и Елисея и начало деятельности «больших» пророков, жизнь Господа Иисуса и период основания Церкви апостолами. Не только о времени деятельности апостолов, но и обо всех этих периодах мы можем сказать словами из Деяний 14:3: «Господь, Который, во свидетельство слову благодати своей, творил руками их знамения и чудеса». Мы не можем обойти этот отрывок в Послании Иакова, сказав, что времена апостолов прошли и по воле Божьей в церкви больше нет ни вселенских, ни поместных апостолов1. Также нельзя ограничивать осуществление и доступность подобного служения больным, поставив его в зависимость от существования человека с даром исцеления. Это служение проводят те, кто всегда стоит во главе церкви, старейшины. Таким образом, эти стихи относятся к жизни каждой поместной церкви.

Второе общее замечание может причинить боль каждому христианину, ибо в нем заложен элемент противоречия. К III в. н. э. стало привычным мнение, что масло (миро), которое использовалось для помазания, должно быть «освящено» епископом той области, в которой находится церковь. К X в. стали считать, что помазание должен осуществлять «священник». К XII в. слова «помазание» и «таинство смерти» стали относиться к помазанию только тех, чья скорая смерть становилась очевидной. В XIII в. церемония помазания была объявлена одним из «семи таинств», установленных Самим Христом. По решению Тридентского собора (1545 г.) анафеме предается тот, кто отрицает, что особое помазание есть «истинное таинство, установленное Христом... провозглашенное благословенным апостолом Иаковом»; или же кто отрицает, что с помощью «святого помазания» человек получает благодать и освобождается от грехов; или же кто думает, что эта церемония «противоречит мнению благословенного апостола Иакова» или что старейшины, к которым обращался Иаков, «не являются священниками, рукоположенными епископом»1. Иерусалимская Библия, должно быть, прибегает к дипломатическим предосторожностям, когда говорит (поданному отрывку) не более чем о «традициях, которые возникли на основании этих молитв и помазания в церкви, «„елеосвящения" (или Святого помазания), нашедших поддержку на Тридентском соборе». Второй Ватиканский собор, однако, продолжает считать «особое помазание» одним из «других помазаний» и, утверждая, что оно не рассчитано «только на тех, кто лежит при смерти», говорит, что «как только кому-то из верных начинает угрожать смерть от старости или болезни, для него наступает соответствующее время приобщиться этого таинства»2.

Мы любим своих братьев, но что мы можем сказать кроме того, что все это не имеет никакого отношения к Посланию Иакова 5:14,15? Во-первых, нет никаких предположений о том, что масло, использовавшееся тогда для помазания, ранее было «освящено» самими старейшинами или кем-то другим. Действительно, трудно понять, что могла бы означай, подобная церемония или какие изменения могли бы прошойти в связи с этим действом. Здесь нет ничего, кроме бессмысленного церковного суеверия3. Во-вторых, смысловое ударение порой ставится на помазании как на эффективном духовном средстве передачи благодати и прощения грехов, что не только уводит в сторону от библейского понимания греха и его прощения, но превратно истолковывает слова Иакона. Ибо он главное внимание направляет на исцеление боле <нм, а ко греху обращается лишь как к сопутствующему обстоятельству. Но даже в этом случае нет никаких оснований считать помазание средством получения прощения грехов. В-третьих, что наиболее очевидно, «особое помазание» (даже с одобрения II Ватиканского собора) есть подготовка верующих к близящейся

 

1 Ф. Мейрик, рассуждая о том, мешает ли нам что-нибудь возродить практику помазания больных елеем по Писанию, отвечает: «„Ничто не мешает" — кроме того, что мы не апостолы и не обладаем теми чудотворными дарами, которыми обладали они». (Meyrick F 'Extreme Unction' in The Protestant Dictionary (1933 г.). Мы не согласны с этой точкой зрения. Иаков говорит о служении молитвы и помазания как о постоянном служении старейшин церкви, а не как о прошлом служении живших тогда апостолов.

1  The Canons and Decrees of the Council of Trent, translated by J. Waterworth (1848). P. 11 Of.

2  The Documents of Vatican //, (1965). P. 161.

3  Практика «освящения» масла епископом широко распространена в Англии, где очень часто священники приносят любое масло по своему желанию и приберегают его для помазания больных в своей кафедраль ной церкви в великий четверг на страстной неделе. Это ложная практика лишь усугубляет существующие суеверия.

 

смерти, а служение старейшин в молитве и помазании направлено на исцеление и возвращение к земной жизни.

Очень печально, хотя и неизбежно, вступать в подобного рода дискуссии, но в результате ключевые вопросы выходят на первый план, и их мы рассмотрим несколько позже. Мы поговорим о том, что исцеление и восстановление здоровья наступают в результате молитвы веры и помазания во имя Господа. Но прежде чем перейти к этому вопросу, сделаем третье общее замечание. Нельзя подходить к теме деятельности Бога, преуменьшая или недомысливая Его общие или предопределенные благословения. К делам Бога мы отнесем не только уникальные деяния и чудеса, но то, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше (1:17). Исайя говорит, что мы должны благодарить Бога за науку о тайнах земледелия (Ис. 28:23-29, особенно ст. 26, 29). Мы знаем из Книги Исход 31:1-11, что Дух Божий был движущей силой в развитии творческих способностей людей (ср.: 3 Цар. 7:14).

Найдутся, возможно, люди, которые скажут, что Иаков говорил и писал стихи 14 и 15 главы 5 о своем времени, а в наши дни Господь дал нам развитую медицину и хирургию, потому в случае болезни нам следует вызвать участкового врача, а не старейшин церкви. Они абсолютно правы, что и развитие медицинских знаний, и высококачественные лекарственные препараты, и совершенство хирургической науки и техники — все несомненно свидетельствует о том, что Бог уготовил это для нашей пользы. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не переоценить и не преувеличить значение чуда в нашей жизни за счет земного и предопределенного Богом. Что же до медицины, то в Новом Завете достаточно мест, которые помогут нам оценить и принять медицинскую помощь и благодарить Бога за то, что Он обеспечил работу службы здравоохранения. Самарянин применил для лечения раненого масло и вино (Лк. 10:34), использовав медицинские познания своего времени, — масло для облегчения боли, а вино для дезинфекции — и за это, как и просто за заботу о своем ближнем, он получил благодарность от Господа Иисуса. Павел называл Луку «врачом возлюбленным» (Кол. 4:14). Мы можем расценивать эту ссылку на профессию Луки как то, что и сам Павел, и сотрудники его пользовались знаниями специалиста. Павел советовал Тимофею «ради желудка» и для профилактики «частых недугов» его (1 Тим. 5:23) употреблять небольшое количество вина. Трофим, несмотря на целительские дары Павла, был оставлен в Милите (2 Тим. 4:20), потому что заболел и, как полагают, до тех пор, пока медицина того времени или восстановительные силы организма не поставят его на ноги. В наши дни разнообразие, доступность и эффективность медицинской помощи чудесно иллюстрируют благость Бога. Будь то обыкновенный бактерицидный лейкопластырь или самое современное хирургическое лечение, мы никогда не должны переставать благодарить Бога, Который дает нам все это ради нашего блага. Иаков настойчиво утверждал, что мы должны приписывать все переживания в нашей жизни Богу, от Которого к нам приходят испытания и радость, ибо восхваление в период счастья и молитва в трудные времена в равной степени показывают, что над всем этим довлеет рука Божья. Даже когда мы идем к врачу, наши взоры должны быть устремлены к Господу. Только Он может исцелить нас. Нет такого понятия, как «недуховное» исцеление. Если аспирин помогает, значит, Господь заставил его эффективно работать. Когда хирург вправляет вывихнутый сустав или делает другую операцию, это значит, что Господь сделал такое возможным. Всякое даяние доброе нисходит свыше! Именно об этом говорит Иаков, когда велит больному обратиться к старейшинам. Он не упоминает о медицинской помощи, но не стоит делать из этого вывод, что он не одобряет ее. Просто в любом исцелении всегда присутствует духовное измерение, и в этом проявляется слава нашего Бога, Христианин не должен обращаться к врачу, если в то же самое время он не обращается к Богу. Есть в жизни человека даже такие моменты, когда особое обращение к Богу будет более приемлемо, и именно об этом случае сообщает нам Иаков.

Подробная картина

Выделим три детали предложенной нам картины: больной и его обращение за помощью, старейшины и их служение, молитва веры и ее результаты.

а. Больной и его обращение за помощью. В данном отрывке указано, что человек тяжело болен. Не следует делать слишком смелых предположений, вполне достаточно того свидетельства, что случай легкого заболевания не был бы серьезным основанием для вызова старейшин на дом. Во-первых, старейшин просили прийти домой к больному, потому что сам он, по-видимому, был не в состоянии прийти в церковь. Во-вторых, именно старейшины молились, несмотря на то что в стихе 13 автор призывает верующих самим молиться о себе. В-третьих, то, что здесь речь идет о серьезно больном человеке подтверждается словом «изнемогший» (15; RSV болящий)1. Это слово указывает либо на продолжительность болезни, либо на тяжелое ее течение, что и послужило причиной сильной слабости. В-четвертых, о слабом здоровье свидетельствует то, что больного не призывают проявить свою веру для получения исцеления. Упоминаются только молящиеся старейшины (15). И, в-пятых, о пресвитерах сказано, и это единственный случай употребления подобного выражения, что они должны помолиться «над» ним2. Это не предполагает ничего необычного, а только то, что они стоят, в то время как больной сидит или стоит на коленях, но это выражение может также означать, что болезнь приковала больного к постели. В отрыве от контекста это выражение не значит ничего особенного, но в сочетании с другими показателями степени болезни на него следует обратить внимание.

Несмотря на тяжесть заболевания, больной все же способен вызвать к себе старейшин церкви. Следует, кстати, отметить, что в этом отрывке Иаков не думает об общественном «служении исцеления». В таких случаях старейшины вызывали к себе больных, а здесь речь идет о больном, который пригласил руководителей церкви к себе домой. Иаков также не упоминает о ритуале, который следовало бы соблюсти по от-

 

1 Глагол kamno\ ср. с употреблением этого глагола в Евр. 12:3 («изне мочь»).

2 После глагола «молиться» (proseucho) здесь употреблен предлог epi с последующим существительным в творительном падеже, т. е. «над» кем- то. Он также обозначает «по направлению, по отношению к», т. е. молит вы относились к больному и его нуждам или же произносились «над» в смысле обладания властью «над» больным. Epi больше нигде не употреб ляется в сочетании с глаголом proseucho или с существительным proseuche. Обычные предлоги, употребляемые с этими словами - - это реп и hyper.

 

ношению к больному, если бы он находился в бессознательном или полусознательном состоянии. Больной должен был быть в сознании, хотя бы периодически, чтобы вызвать старейшин. И еще одно доказательство указывает на это. Здесь говорится (15), что если он соделал грехи, простятся ему. Это предполагает три возможности.

Во-первых, во время болезни он понял, что недуг пришел к нему как возможное следствие его личного греха. Библия не учит, что каждая болезнь возникает в результате совершенного греха, но она утверждает, что некоторые болезни ниспосылаются как наказание или предупреждение. Господь Иисус предупредил человека, которого Он исцелил: «...не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Поскольку Он не встретил никаких возражений со стороны исцелившегося, можно предположить, что тот человек знал, о чем думает Господь. Когда фараон взял Сару, жену Аврама, к себе в гарем, Господь защитил Сару, наслав на фараона и его дом различные бедствия (Быт. 12:17; ср.: Быт. 20:17, 18). Мы точно не знаем, в чем заключались эти бедствия и как была обнаружена их связь с Сарой, но случаи возникновения заболеваний в доме фараона показали, что что-то не в порядке. То же может произойти с любым из нас. Болезнь может возникнуть по явной и очевидной причине морального порядка, или же Господь захочет напомнить нам нечто, какой-то грех из прошлого, о котором мы забыли.

Вторая возможность ни в коем случае не исключает первую — время болезни должно быть использовано для спокойного самоанализа. Так мы вспомним старые, забытые грехи. Они могут быть не связаны с болезнью, но болезнь может стать поводом вспомнить их и покаяться.

Третья возможность более общего порядка, чем две предыдущие, но она очень важна. Когда человек болеет, он должен осознавать, что процесс исцеления требует полного участия человеческой личности. Быть «цельным» означает быть в совершенном мире с Богом. Мы можем не осознавать какой-то конкретный грех, который спровоцировал возникновение болезни, или не помнить о каких-то неисповеданных грехах. Но у нас возникает сильнейшее желание найти полное примирение с Богом, всю свою жизнь открыть Его пытливому взгляду, чтобы все, что Бог знает о человеке, было пересмотрено и приведено в порядок. Поэтому человек может послать за старейшинами в свою поместную церковь, чтобы они прочли над ним молитву и совершили помазание во имя Господа.

б. Старейшины и их служение. В чем же состояло служение старейшин? Упоминаются только две детали: молитва над больным и помазание елеем во имя Господа (14). Поскольку мы поговорим о молитве подробнее, когда подойдем к стиху 15, сейчас начнем с помазания. В новозаветные времена елей, или масло, использовали и в медицинских целях. Добрый са-марянин возлил масло на раны больного человека (Лк. 10:34) как успокаивающее средство, и в Книге Пророка Исайи 1:6 рассказывается о таком же его применении. Практика помазания маслом больных упоминается в Евангелии от Марка 6:13. Нам не говорят прямо, что Господь Иисус, послав двенадцать апостолов благовествовать, повелел им применять помазание елеем на практике. Но мы можем по меньшей мере предположить, что апостолы не стали бы делать этого против Его воли. Иаков также полагается на апостольский пример и подразумеваемое одобрение Господа. И старейшины, и их больной брат думали об обоих аспектах применения масла, как медицинском, так и духовном. Что же до медицинского аспекта в употреблении масла, то Господь иногда использовал собственную слюну для сотворения чудес исцеления. Комментаторы утверждают, что по бытовавшему в те времена представлению слюна важных и высоких персон считалась целительной. Вряд ли Господь Иисус был движим теми же суевериями, кроме того, следует отметить, что Он использовал Свою слюну только при исцелении глухого (Мк. 7:31-37) и слепого (Мк. 8:22-26; Ин. 9:6-7). Это были случаи, когда обычное общение не годилось, и тогда Он осязаемо давал понять этим людям, что собирается исцелить их. Таким же образом старейшины использовали масло. Оно облегчало боль и обладало лечебными свойствами, а провозглашение в это время имени Господа становилось видимым выражением действия исцеляющей силы и власти Его имени. Вспомним, как Петр сказал хромому, которого исцелил у ворот храма, что он получил исцеление во имя Иисуса (Деян. 3:6, 16). Старейшины произнесли имя Господа над больным, веруя, что в имени Иисуса пребывает сила, способная исцелить болящего.

Что еще сделали старейшины, кроме молитвы и помазания елеем? Этого мы не знаем. Нет доказательств, что они «возложили руки» на больного, и современные руководители церкви, желающие служить больным так, как сказано в Послании Иакова 5:14,15, также не обязаны включать в свое служение возложение рук. Далее, совсем не обязательно, чтобы больной публично исповедовал свои грехи в присутствии старейшин. О грехе упоминается лишь попутно, и прощение греха рассматривается почти как вознаграждение для больного. Вполне разумно поступят старейшины, желающие служить больному, если спросят его, нужно ли ему исповедаться в грехах. Они должны удостовериться, что больной действительно исповедал свой грех или грехи лично Господу, но им совершенно необязательно знать, в чем заключается совершенный грех. Нельзя настаивать на признании больного в том, какой именно грех он совершил. Исключение составляют лишь случаи, когда признание, посвящение в тайну больного облегчает ему совесть или когда он ищет их помощи, чтобы получить уверенность в прощении. Ни в коем случае нельзя переходить границы тому, кто хочет служить другим людям подобным образом, ибо здесь задействованы основные духовные принципы. В конце XVI в. Ричард Хукер говорил о различии в целях церкви Англии и Римской католической церкви, различии, которое остается жизненно важным и сегодня между библейской и «католической» теологией и в деле пастырской заботы. Хукер сказал: «Мы стараемся объяснить людям, что каждая душа, раненная грехом, может научиться исцеляться сама; они, похоже, стараются сделать все раны неизлечимыми до тех пор, пока священник не возложит на них руки»1.

в. Молитва веры и ее результаты. Третья тема представляет собой чудесный предмет для разговора. На первый взгляд нет ничего яснее слов Иакова: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. Нас учили, что результат служения исцеления заключается в молитве (а не в помазании). Господь

 

1 Richard Hooker. Lam of Ecclesiastical Polity (1888). Book 6, vi. 2.

 

обещает Свое исцеление в ответ на молитву веры. Но, конечно, все не так просто. Как нам объяснять те многочисленные случаи, когда старейшины исполнили служение с большой верой, но исцеления не произошло? Объявить, что веры было недостаточно? Если так, то, значит, речь идет о недостатке веры у старейшин, потому что в этих стихах о вере самого больного не упоминается. Пресвитеры помолятся (14), и их молитва веры должна привести к положительному результату (15). Такое объяснение несколько уклончиво. Оно слишком упрощенно и неестественно. Мы должны подойти к этому вопросу глубже, приняв во внимание ключевое выражение молитва веры, другие важные слова в этом стихе — исцелит и восставит. Рассматривать все это нужно в широком контексте учения о молитве.

Выражение молитва веры больше нигде в Писаниях не встречается. Иаков не употребляет слово, обычно используемое для обозначения «молитвы», а отдает предпочтение другому, редко используемому в этом значении1. Автор, прекрасно знающий греческий язык, отлично чувствует все оттенки слов и своим выбором дает читателю понять, что речь идет о чем-то особенном. Эти слова полностью соответствуют учению Иакова о молитве в 1:5, но здесь Иаков выделяет иной аспект. В 1:5-8 он подчеркивал, что вера, которая находит выражение в действенной молитве, есть результат сознательного и абсолютного посвящения себя Господу и полной верности Ему. Мы видели, что он противопоставляет веру сомнениям, называет человека, который колеблется, человеком с «двоящимися мыслями». Такой человек одной ногой стоит в мире, допуская и проявляя неверность, отрицая абсолютную честность во взаимоотношениях с Богом. Этот аспект в 4:26-4 также выступает фактором, нарушающим правильные взаимоотношения с Богом. Такой человек в молитве просит только для себя, жела-

 

1 Греческое слово euche употреблено также в Деян. 18:18; 21:23 в своем обычном значении «клятва», «обет»; в Новом Завете это слово только здесь означает «молитву». В LXX оно обычно означает «клятву», но в Пр. 15:8, 29 встречается в значении «молитва». Глагол euchomai также имеет значение «молиться» в ст. 16, что можно сравнить с 2 Кор. 13:7, 9; 3 Ин. 2; Деян. 26:29; но его основное значение «желать», Деян. 27:29.

 

ет удовлетворения только собственных потребностей; он не может бескомпромиссно подчиняться Богу, ибо вся наша жизнь должна быть подчинена только Его воле. Теперь, в свете стиха 5:13, эта истина прослеживается в 14,15. Весь этот отрывок (13-18) посвящен молитве. Главная мысль — нужно осознанно и смиренно принимать волю Бога. Через минуту мы вернемся к этой теме. Заметим лишь, что когда Иаков пишет о молитве веры, он намеренно переключает наше внимание с того, что происходит в сердцах молящихся старейшин, на результат, к которому приводит молитва: она исцелит болящего, и восставит его Господь. Другими словами, он говорит о вере не как о подчинении воле Божьей, но как об убеждении, что по воле Божьей может совершиться это исцеление.

Господь Иисус включил рассказ о такого рода молитве в Свое общее учение о молитве. Вспомним Евангелие от Марка 11:22 и далее. Бог может сделать абсолютно все, что пожелает, а мы должны доверять Ему абсолютно во всем, даже если проблема неразрешима, если она неподъемна, как гора (23). Но есть особенная вера, она проявляется тогда, когда человек попросит чего-то и «поверит, что сбудется по словам его». Результат такой молитвы совершенно определенный: «...будет ему». Это действительно очень важный вопрос, но он сопряжен с определенными трудностями и большой опасностью. Мы должны быть очень осторожны. Не стоит думать, что в этих словах Иисуса заключена вся истина о молитве и что всякая молитва в этом смысле должна быть молитвой веры. Большая часть наших молитв относится к разряду молитв отдохновения — и это совершенно справедливо. Очень часто мы не знаем, о чем просить. Это происходит из-за недостатка мудрости (не знаем, что правильно) и знаний (не знаем, в чем наша настоящая нужда), и тогда мы прибегаем к великой мольбе: «Господи, благослови...». Слово «благословение» — это осознанное сокращение следующего признания: «Господи, я не знаю, о чем просить, но Ты знаешь, что мне нужно». Иисус не говорил, что мы можем молиться, только если обладаем особой верой в то, о чем просим. В главе 9 Евангелия от Марка сказано, что Он ответил на просьбу человека, который, по Его же словам, не отличался большой верой. Он также не говорил, что будет отвечать на наши молитвы только в соответствии с той мерой веры, которая есть у нас, ибо Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим» (Еф. 3:20). И уж, конечно, Он не призывал нас притворяться, что у нас есть вера, когда на самом деле ее нет. Однако Он всегда учил, что мы должны осознавать в молитве, что Он способен дать нам дар веры больше того, что мы просим.

Если, дойдя до этого места в Послании (5:15), Иаков хотя бы отчасти думал об этом аспекте учения Иисуса, то он помнил и об ответственности, с которой старейшины должны были подойти к приглашению прийти и помолиться над больным, помазав его елеем во имя Господа. Дарует ли им Господь то состояние духа, чтобы в молитве об исцелении они могли верить, что получат просимое? Похоже, что элемент правильной оценки и понимания происходящего со стороны молящихся старейшин имеет намного большее значение, чем самооценка больного человека. Более того, если старейшины достаточно зрелые в духовном отношении, как того требует их положение, они должны осознавать ненадежность своих сердец и ощущать возможность ошибки. Дух беспечной самоуверенности совсем некстати в комнате больного. Нельзя предсказывать то, что происходит лишь по воле Божьей. Он принимает близко к сердцу все бедствия Своего святого народа (Пс. 55:9), а не только смерть этих людей (Пс. 115:6), но Он хранит Свои секреты при Себе. Мы слишком часто заблуждаемся, пытаясь понять, в чем заключается воля Божья, и нежный дух больного человека должен быть защищен от резких и самоуверенных прогнозов.

Рассмотрим весь стих, а не только одну эту фразу. Молитва есть подчинение воле Божьей, и всякая истинная молитва есть следствие самой искренней веры, а молящийся терпеливо ожидает проявления того, что решил Господь. Безоговорочное утверждение молитва веры исцелит болящего стоит рядом со многими подобными высказываниями о молитве. Библия действительно обещает именно такой ответ на молитву. Вспомним Евангелие от Матфея 18:19: «...если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного», вспомним Евангелие от Иоанна 14:13: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю...» Эти обетования придают молитве уверенность, они говорят нам о Боге, Который все может, Который так милостив, что готов отдать нам все самое хорошее, Чей слух обращен к каждому нашему слову. Но эти обещания не позволяют нам единственного: молиться с упрямым желанием получить просимое, чтобы исполнилась наша воля. На самом деле, если бы эти обещания означали, что мы всегда получим то, что просим и сколько просим, мы бы очень скоро перестали молиться и за себя, и за наших друзей. Каким невыносимым грузом стала бы наша молитва для хрупкой нашей мудрости! И какое бремя бесполезных и даже вредных ответов на наши молитвы пало бы на наши головы и на головы тех, которые по несчастью оказались в наших молитвенных списках! Стих 13 учит, что средоточием молитвы должно стать утверждение «не моя воля, но Твоя да будет» (ср.: Лк. 22:42). Иисус выделил этой просьбе наипервейшее место в Господней молитве (ср.: Мф. 6:10). Когда Его молитвы достигли гефсиманской зрелости, Он практически не просил больше ничего. Произнося молитву веры, мы не тешим себя надеждой, что наши «обетования» будут в точности выполнены. Наша вера доверчиво покоится на воле суверенного, верного и любящего Бога. Больной и старейшины молились, настаивая не на своей воле, но на том, чтобы отдать больного под полную и вечную защиту неизменно милостивой воли Божьей.

Для стиха 15 Иаков выбирает слова, основное значение которых связано с земным благополучием и исцелением и затрагивает тему нашего вечного спасения: исцелит... восставит. В стихе 16, думая о восстановлении нашего духовного здоровья, он также использует слово, основное значение которого относится к телесному здоровью: чтоб исцелиться. Совершенная воля Божья может быть выражена в меньшей полезности возвращения физического здоровья или в высшей полезности полноты жизни с Иисусом. По этой причине всегда нужно говорить — во всех наших молитвах, а не только в молитвах об исцелении — «да будет воля Твоя». Тогда из нашей молитвы уйдет ограниченность, основанная на уверенности, что мы знаем свои нужды, мы перестанем строить предположения о том, как восполнить наши потребности, и не будем утверждать, что знаем, что для нас лучше. Тогда мы полностью и безоговорочно доверимся той бесконечной мудрости, любви и силе, которыми обладает наш Небесный Отец. Сказать в молитве «да будет воля Твоя» — вовсе не значит ограничить свою просьбу. Скорее наоборот — такая покорность воле Отца снимет земные ограничения. Это тем более важно, когда речь идет о молитве за больного человека. Судьбу и благополучие чада Божьего можно доверить только Отцу. Не может быть более подходящего, более полезного и чудесного решения, чем то, что согласуется с Его волей.

Молитвы друзей: дух примирения (5:16а)

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться...

Мы закончили разговор о стихах 14,15, убедившись, что молитва — очень мощная сила. По всей видимости, это и хотел показать нам Иаков, ибо он продолжает развивать эту мысль и в следующем отрывке. Выделив ключевые слова, мы увидим главную его идею: ...молитва веры исцелит болящего... (15); ...молитесь... чтоб исцелиться (16)1. Молитву нельзя назвать прерогативой старейшин, и ее произносят не только в стенах комнаты больного. Это привилегия всех верующих, в ней они выражают свою радость от общения с Богом, с ее помощью люди освобождаются и исцеляются от слабости и немощи прошлого и обретают новое духовное здоровье. Если больной человек может вызвать старейшин, чтобы они помолились о нем, а Бог так милостиво обещал ответить на их молитвы, тем более мы должны уповать на молитву во всех обстоятельствах нашей жизни. В стихе 15 речь шла о физической болезни, а в стихе 16 — о болезни души, которая, по Писанию, тоже нуждается в исцелении (напр.: Пс. 102:3; 106:17—20; Ис. 1:4-6; 6:10; 53:4,5 (см. примечание RSV); 1 Пет. 2:24). Мы можем обратиться к Богу с молитвой и об этом тоже, желая ощутить целительное прикосновение Божье.

1 Читатели Авторизованной (короля Иакова) версии Библии должны отметить, что в ней необоснованно упущен союз «поэтому» в начале ст. 16, что нарушило связь между двумя рассматриваемыми отрывками.

Думает ли Иаков при этом о какой-то конкретной ситуации? Похоже, да. Он говорит: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга. Действительно, часто случается, что человек обременен каким-то грехом и хочет доверить его близкому другу, чтобы в совместной молитве просить избавления, очищения и исцеления1. Но Иаков здесь говорит не об этом, и слова, которые он употребляет, не допускают такой интерпретации. Когда глагол со значением «признаваться» употребляется не в смысле «исповедания грехов», он никогда не значит «признавать с сожалением», как в случае с признанием в своих прегрешениях друг перед другом. Этот глагол может иметь значение «подтверждать», но только в смысле «провозглашать», как, например, мы «подтверждаем» или «провозглашаем» свою верность Богу2. Но значение «подтверждать друг другу, что вы грешники» здесь невозможно в свете того смысла, в котором это слово употребляется в Новом Завете. Этот отрывок поэтому никак нельзя трактовать как повествование о собрании группы лиц или о встречах, где верующие рассказывают друг другу о своих грехах. Ибо здесь говорится не о том, что нужно исповедовать свои грехи Господу и присутствии кого-либо, а сказано: Признавайтесь друг пред другом в проступках.

Библейскую позицию по вопросу исповедания грехов можно выразить следующим образом. «Исповедать свой грех следует перед тем человеком, по отношению к которому этот грех был допущен и прощение от которого мы желаем получить... Есть „тайные исповедания" перед Богом, потому что существуют „тайные грехи" (Пс. 89:8), которые человек допустил

 

1 В предыдущем моем исследовании Послания Иакова «Испытание веры», опубликованном в 1970 году, был выражен именно такой взгляд на проблему. Теперь я считаю подобную интерпретацию неприемлемой, хотя тот взгляд остается верным в плане «доверительного признания» в грехе другу, когда единственной целью этого исповедания становится ре шение принести его в молитве к Богу, а признающийся в этом грехе пре следует единственную цель — избавиться и исцелиться от него.

2 Глагол exomologeo, ср. (в значении исповедания грехов): Мф. 3:6; Мк. 1:5; Деян. 19:18 (в смысле признания или провозглашения, может быть, даже восхваления); Мф. 11:25;Лк. 10:21; Рим. 15:9 («славить»); Рим. 14:11; Флп. 2:11 («исповедовать», в значении достижения соглашения); Лк, 22:6 («обещать»).

 

против Бога. Затем идет „личное исповедание", потому что некоторые наши грехи совершаются как против Бога, так и против людей. Грехи эти должны быть исповеданы перед теми людьми, против которых был совершен грех. В-третьих, существует „публичное исповедание", потому что некоторые грехи совершаются против группы людей... против общества или целого поместного прихода, а потому и покаяние нужно принести публично»1. Именно о таком исповедании говорит Иаков. Мы обидели брата или сестру и должны подойти к нему или к ней и наедине исповедать свой неправедный поступок, попросить прощения и сотворить совместную молитву ради исцеления, «потому что библейский принцип заключается в том, чтобы всегда „признаваться" в своих проступках перед теми, кого ты обидел»2. Верующие, о которых рассказывает нам Иаков, собрались не для взаимного исповедания своих тайных прегрешений, ибо подобное «исповедание» возможно только перед Богом. Скорее всего, один человек согрешил против другого и хочет поправить это положение; или же каждый из них обидел другого, и они готовы признаться в этом друг перед другом и прийти к миру.

Тема общения занимает очень важное место в Послании Иакова. Общение — это та почва, на которой вызревает плод праведности (3:18). Нарушение тех или иных правил общения так же серьезно, как распри, разногласия и убийство (4:1 и дал.). Вполне естественно, что, предупредив нас об опасностях и причинах нарушения общения, в конце Послания Иаков захочет сообщить нам способы исцеления от этих недугов. Он предлагает три варианта. Во-первых, покаяние. Как бы ни было тяжело, мы должны быть готовы прийти к тому, кого обидели, и признаться в своей ошибке. Если мы следуем учению нашего Господа Иисуса (Мф. 5:23), мы должны руководствоваться не только пониманием нашего греха перед братом или сестрой, но и осознанием того, что и они понимают, что мы согрешили. Некоторым людям трудно произнести слова: «Прости меня». Но мы должны обладать способностью это де-

 

1 Stott J. R. W. Confess your Sins (Hod for, 1964). P. 12.

2 Ibid. P. 28.

 

лать, потому что это библейская заповедь, и ради нашего братского общения мы должны уметь смирять нашу гордыню. Во-вторых, Иаков говорит о примирении. Если вдруг кто-то из нас окажется одним из тех, у кого просят прощения, ему следует немедленно и с готовностью ответить тому, кто ищет примирения. Если, с одной стороны, гордыня одного человека объявляет войну желанию исповедать грех, то в равной степени гордыня другого будет противиться тому, чтобы простить. Иногда не гордыня, но страх тормозит процесс примирения: страх довериться тому, кто однажды причинил жестокую боль или даже предал нас. Но Иаков не делает никаких исключений. Он убежден, что исповедующий свои грехи должен получить немедленное прощение со стороны пострадавшего. Случаи, когда дело совершенно ясное, а виноваты в конфликте обе стороны, достаточно редки. Тогда мы должны постнр;н ься первыми признать свои ошибки и первыми стремиться к примирению. В-третьих, Иаков говорит о молитве, которая приводит к исцелению. Двое, только что разделенные размолн кой, теперь тесно соединились в единстве и гармонии молитвенного порыва. Взаимное участие освящается присутствием Божьим, и все раны исцеляются. Если удары, нанесенные в пылу сражений, повлекли за собой упадок наших духовных сил, тогда в ответ на молитву Бог дарует восстановление духовного здоровья. Совместная молитва выражает не только желание найти примирение после разногласий, но и желание уничтожить следы разрушений как в самом человеке, так и и его общении с другими.

 

Молитва пророка: человеческий фактор и сверхъестественный результат (5:166—18)

...Много может усиленная молитва праведного. 17 Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; 18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

Иакову очень важно, чтобы мы по-настоящему поверили в это: ответ на возникшую проблему нужно искать в молитве (13). Даже в случае серьезной болезни (14,15) нам следует прибегать к ней. Молитва исцеляет больные души и восстанавливает нарушенное общение (16а). Подтверждая мощную силу молитвы, Иаков приводит в пример историю Илии (17,18).

Итак, много может усиленная молитва праведного (166). В первую очередь в этом предложении утверждается неотъемлемая сила молитвы: много может усиленная молитва. Слово, обозначающее силу (ischys), указывает на ту внутреннюю, свойственную только ей мощь, которой наделяется человек и которая делает поставленную задачу выполнимой. Это слово означает нерастраченный потенциал, могущество и силу, ждущие своего высвобождения1. Их можно сравнить с залежами полезных ископаемых и несметных сокровищ, которые таят в себе неприглядные на первый взгляд земли, и с огромными запасами природного газа, сокрытыми в недрах седого океана. Произнося это слово, думаешь не о внешней стороне, но о скрытых мощных силах. Говоря человеческим языком, «ситуация рождает характер». В определенных обстоятельствах в человеке открываются неизвестные доселе пласты мудрости, организаторских способностей, мощные силы характера и целеустремленность. Так и с молитвой. Она может не произвести никакого впечатления на окружающих, ее значимость очень легко принизить. Но в ней заложена огромная внутренняя сила, которая стремится к высвобождению.

Во-вторых, молитва помогает результативно решать любые проблемы. В молитве заложена сила, способная привести эту проблему к завершению. В оригинальном тексте употреблен глагол, который встречается, например, в Послании к Филип-пийцам 3:21, где говорится о силе Господа Иисуса, с помощью которой Он действует и покоряет Себе все. Однако комментаторы расходятся во мнении, в какой форме следует перевести это слово. Питер Дейвидс считает, что молитва обладает огромной силой, «когда она приводится (Богом) в действие», но

1 Например, в 1 Пет. 4:11 говорится, что, когда Бог дает «дар», Он также дает силу использовать этот дар. Глагол ischyo встречается в Мф. 5:13 (когда речь идет о соли, которая «потеряла силу*); Мф. 8:28 («никто не смел проходить тем путем»); Мф. 9:12 (в значении физического здоровья) и т. д.

Джеймс Адамсон прав, указывая, что все девять случаев употребления этой формы1 диктуют необходимость интерпретировать это слово так: «молитва могущественна в том, что она может сделать, а не в том, что ей дают сделать». Далее Адамсон говорит (имея в виду ст. 17), что «молитва Илии обладает огромной силой». Этот пример как нельзя более кстати! Когда мы молимся о чем-либо, высвобождается заложенная в молитве энергия, та эффективная движущая сила, что осуществляет поставленную задачу.

В-третьих, молитва строится на духовном основании. Это молитва праведного. В этом слове есть нечто грозное и неприступное. На первый взгляд оно может показаться даже неприемлемым. Конечно же, если понимать под праведностью совершенство нашей нравственности и честности, подобная реакция на это слово будет вполне естественной. Но Иаков имеет в виду совсем не это, и потому-то он приводит в пример Илию, который, как он отмечает, был человек подобный нам (17)2. Он мог подняться на вершины веры и пре.чашккми (3 Цар. 18:36-38) и мог пасть в глубины отчаянии и уныния (3 Цар. 19:4). Он мог быть смелым и решительным (3 Цар. 18:17-19), а мог при малейшей опасности бежать, спасая спою жизнь (3 Цар. 19:3). Он мог проявить бескорыстие ради ближнего своего (3 Цар. 17:19-24), а затем исполниться жалостью к себе (3 Цар. 19:10). Другими словами, он был «обычным человеком», но у него были правильные взаимоотношения с Богом. Если говорить языком Иакова, его вера содейстжяиша делам его и это вменилось ему в праведность (Иак. 2:22,23). В

 

1  Глагол, который выражает идею «эффективной силы», <• эффектив ности»,       energeo. В греческом оригинале употреблена форма глагола energoumene. Если поставить это слово в страдательном залоге, то его зна чение будет близко к пониманию Питера Дейвидса. Это будет нечто, ко торое «делается эффективным». Но в других случаях его следует воспри нимать как нечто, возникшее «в результате собственной деятельности», «когда она (молитва) дает ощутить свою эффективность» (Рим. 7:5; 2 Кор. 1:6; 4:12; Гал. 5:6; Еф. 3:20; Кол. 1:29; 1 Фес. 2:13; 2 Фес. 2:7). Пламптр со гласен с мнением Дейвидса, а Элфорд — с мнением Адамсона.

2  Единственный другой случай употребления слова homoiopathes, «по добный», в Новом Завете можно найти в Деян. 14:15. Таскер: «...та же природа... подверженная тем же чувствам и эмоциям, тем же слабос тям...»

 

этом отчасти и состоит чудодейственная сила молитвы. Те, кто по благодати названы праведниками в глазах Божьих, допущены в ту сверхъественную область, где усиленная молитва творит чудеса и где им дана власть осуществлять молитвенное служение.

Илия: муж молитвы

Итак, Иаков подготовил почву для откровенного разговора о силе молитвы и о нашем Богом данном праве использовать эту силу. Пример Илии — веха на пути к величайшей истине о молитве: о ее сверхъественных результатах. Несмотря на то что Илия имел те же «человеческие немощи, что и мы» (17, NEB), когда он помолился, то получил такие результаты, какие только Бог силен произвести. Человек молился, а Бог действовал: ...и не было дождя... И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свои (17,18).

В Третьей книге Царств 17-19 Илия рисуется нам человеком молитвы. В 17 главе (см. ст. 3, «скройся») мы читаем о тайных годах ученичества Илии, когда Бог готовил его к будущему служению, проводя через все возрастающие испытания. Третьим, самым серьезным испытанием, была смерть сына вдовы (17-24). Именно здесь Илия утвердился в молитве. Он узнал, что мощная внутренняя сила, заложенная в молитве, способна противостоять смерти — восстановить физически мертвое тело (22) и дать жизнь духовно мертвому (24). Теперь он был уверен, что «услышал Господь голос Илии» (22), потому что в молитве любой простой человек может коснуться Бога. В главе 18 (см. ст. 1, «покажись») речь идет о начале открытого служения Илии. Он сразу же бросает вызов пророкам Ваала и практически самому Ваалу именно в сфере молитвы. Каждый из соперников призывает своего бога (а Илия — «имя Господа Бога моего», 24). Вывод же будет такой: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня». Главное чудо — это не появление огня. Огонь — понятие второстепенное в том соревновании, что предложил Илия, — огонь нужен был для приготовленной жертвы. Главным же было то, кто из соперников, Ваал или Господь, ответит на молитвенный призыв. Илия представляется нам в высшей степени мужем молитвы. Он готов поставить на карту всю реальность бытия Бога, когда все решается одним этим фактором, — ибо есть Бог, Который отвечает на молитву.

В главе 19 мы сталкиваемся с другой ситуацией. Илия, измученный событиями, описанными в главе 18, не выдерживает нервного напряжения и бежит прочь от угроз Иезавели. Физическая усталость в сочетании с перенапряжением душевных сил привели к тяжелой депрессии. Но Илия уже получил урок истинной молитвы и даже в состоянии нервного срыва он разговаривает с Богом. Любой, кто переживал состояние глубокого уныния и отчаяния или кто пытался помочь таким людям, выразит здесь свое восхищение. Молитва, по-видимому, пустила глубокие корни в душе пророка. Пранда, он молился, чтобы Бог немедленно забрал его душу, но это была молитва. Он разговаривал с Богом, а не с собой. Он не думал о самоубийстве, но просил Бога вмешаться. Бог ответил h;i его молитву так неожиданно и великолепно, что Его ответ превосходит самые смелые ожидания. Ибо человеку, молишпему о немедленной смерти, не пришлось испытать ее никогда (4 Цар. 2:11)! Вот великая истина: простые человеческие молитвы приводят к результатам, достичь которых способен только Бог.

Тщательно анализируя эти события, мы начинаем понимать, почему Иаков выбрал в пример именно этого пророка. Главное внимание Иаков уделил Илие и его молитвам но нре-мя засухи, которая наступила в стране в те дни. Иакон трижды обращается к авторитетной новозаветной интерпретации этих событий, чтобы довести до нас суть происходившего в древние времена. Как и Господь Иисус (Лк. 4:25), он поясняет, что засуха продолжалась три года и шесть месяцев (17), в то время как Третья книга Царств 18:1 сообщает, что она закончилась «в третий год». Другая деталь, описанная в Третьей книге Царств 17:1: Илия сказал, что дождя не будет, «разве только по моему слову», а непосредственно перед началом продолжительного ливня, которым закончился период засухи, он стоял на вершине горы Кармил, склонившись к земле (3 Цар. 18:42—45). Иаков объясняет нам, что этот отрывок из Третьей книги Царств надо трактовать как молитвенное обращение пророка к Господу. И засуха, и дождь начались потому, что Илия молился об этом.

Иаков подытоживает обращение Илии к Богу словами молитвою помолился. RSV, однако, не совсем верно переводит эти слова Иакова: «горячо помолился». Дословный перевод с греческого: «молитвою помолился», и упор в этом словосочетании делается не на пылкости молитвы и даже не на многократном повторении ее, а на том, что он просто помолился — и все, и ничего больше! Джеймс Адамсон совершенно верно отмечает: «Дело не в том, что Илия как-то особенно горячо молился, но в том, что он просто помолился Богу». На примере истории с Илией Иаков подводит нас к поразительной истине, выраженной в стихе 17: человек произнес молитву — и получил Божественный результат. Не дать дождя на землю может только Бог. Стих 18 ведет нас еще дальше. Молитвой можно склонить на свою сторону даже непреклонные законы природы. Молитвой можно задействовать небесные силы (18а). Молитва (186) — ключ к Божьим благословениям и плодоносной христианской жизни. Бог-Творец предопределяет жизнь мира в свете молитв Своего народа.

Мы прошли с Иаковом достаточно долгий путь, чтобы предположить, что на этом он остановится и пояснит смысл своего учения. В последних словах его ощутима надежда на то, что мы быстро поймем и хорошо усвоим этот урок. Очень интересно исследовать, что он думает о возможности применения в нашей жизни учения о молитве. Мы выберем один пункт из стихов 166-18, другой пункт из контекста всего отрывка (13-18) и последний пункт из более широкого контекста заключительной части Послания (5:7—20), к которой относится наш отрывок. Стихи 166-18 раскрывают силу, простоту и надежность молитвы. Ее внутренняя сила велика, во время молитвы высвобождается вся ее мощная энергия (166). Илия «молитвою помолился». Он просто упомянул о своей проблеме перед Господом. Можно для собственной пользы внимательно изучить его молитвы в 3 Цар. 18:36,37 и 19:4. Они представляют собой образцы простоты и краткости. И они достигают своей цели: они не суетливы и не многоречивы. В них звучат простые и серьезные слова, которые не смешиваются с эмоциональными порывами, и чувствуется твердая уверенность, что Господь рядом и слышит все. Это то, чему нам тоже следует научиться.

Смысл стихов 166-18 тесно связан с контекстом всего отрывка 13—18. Одним словом, Иаков ведет нас к тому, чтобы мы постоянно обращались к Богу (13), восхваляя Его в радости и молясь Ему о своих печалях. Предложенные нашему вниманию случаи физических болезней (14,15) и духовных недугов (16а), вне всякого сомнения, охватывают всевозможные варианты несчастий, которые могут встретиться на нашем пути. Не встречается ситуаций, в которых молитва была бы неправильной реакцией христианина на возникшие обстоятельства. Пример Илии, который «молитвою помолился», очень близок нам. Иаков не заканчивает стих 18 призывом к нам стать мужами молитвы, но этот призыв ясно и отчетливо слышится в подтексте его учения.

Терпение и молитва

В более широком контексте этой главы идеи терпения (7—12) и молитвы (13-18) также тесно связаны между собой и представляют для нас руководство к действию. Побуждая нас к молитвенной жизни, Иаков не отменяет призыва к терпению. На самом деле он поставил терпение на первое место. Оба понятия неотделимы друг от друга. Молитва поможет нам там, где нужно будет терпение, терпение поддержит нас в наших молитвах. Чтение Библии, рассказов об удивительных и поразительных событиях способствует формированию в нас твердого основания веры. Мы читаем о чудесах, сотворенных Господом Иисусом, и знаем, что это укрепляет наше к Нему доверие, но, пожалуй, в похожих обстоятельствах нам все же не стоит ждать подобного чуда. Действительно, мы не предполагаем, что Он воскресит наших умерших близких, как воскресил Лазаря (Ин. 11), но, читая историю Лазаря, мы исполняемся верой и легко можем доверить Ему наших ушедших родных и друзей, потому что Он — Господь, господствующий над самой смертью. Когда Он творил чудеса, мы словно слышали Его голос: «Я это делаю, чтобы вы увидели, что Я могу все. Просто доверьтесь Мне». С этой же целью нам рассказана история Илии. Мы читаем о нем и видим, какой силой и могуществом обладает молитва: она воскрешает мертвых (3 Цар. 17), вызывает огонь с неба и прекращает засуху (3 Цар. 18), призывает ангела Божьего к сокрушенному духом пророку (3 Цар. 19). По замыслу Божьему нам дано увидеть чудо Божьего ответа на простую молитву обычного человека. Иначе мы не могли бы осознать этой великой силы, заложенной в молитве. Но если принять в расчет библейское учение о молитве в целом, все примеры мужей молитвы, приведенные в Писаниях, и все свидетельства действенности молитвы в нашей жизни, мы увидим, что и здесь применимо то же правило, что и в чудесах Господа: «Я это делаю, чтобы вы увидели, что Я могу все. Просто доверьтесь Мне». Молитва подразумевает терпение, с которым верующий ждет ответа от Бога. Простота молитвы отчасти заключается в простоте веры — веры в то, что момент, определенный Господом, наступит и мы получим «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Общение в любви: пастырский надзор (5:19, 20)

Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20 Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Иаков везде в своем Послании обращается к читателям как к братиям(1:2, 16, 19; 2:1, 5, 14; 3:1, 10, 12; 4:11), особенно это заметно в заключительной части (5:7, 9, 10, 12). Это повторяющееся обращение в двух заключительных стихах Послания призвано показать истинное отношение Иакова в своим читателям, несмотря на кажущуюся резкость стихов 19,20. Между этими стихами и предыдущими существует много общего. Стихи 13, 14 и 19 начинаются одинаково: кто извас{. Постараемся отметить, в чем заключается единство всего отрывка, на которое указывает сходство данных выражений.

В первую очередь отметим то изменение, которое произошло между стихами 13 и 14 и далее. В стихе 13 говорится о том, что христианам следует обращать внимание на собствен-

 

1 В отличие от перевода RSV, в греческом оригинале это выражение одинаково в ст. 14 и в ст. 13 и 19.

 

ное поведение. Восхваление и молитва — это ключи к плодотворной и победоносной жизни в самых различных обстоятельствах. А стихом 14 Иаков начинает тему взаимной и заботливой любви в братском общении христиан друг с другом:

а)   14,15. Пример 1. Болезнь с возможным неисповедан ным грехом как сопутствующим обстоятельством.

б)   16а. Пример 2. Болезнь духа: что делать с осознанием греха и как восстановить нарушенное общение. Примечание: Молитва представлена как ключевой фак тор в деле восстановления физического и духовного здоровья (13) и в деле шаимной заботы и попечи тельства (14-166). Молитва обладает действительной и достаточной силой и эффективностью (166-18).

в)  19,20. Пример 3. Кто-то из братьев впал в грех, и ему грозит духовная смерть. Что делать?

Исследуя эти три примера, выделим слова, относящиеся к физическому и духовному состоянию: 15, исцелит... восставит; 16а, исцелиться; 20, спасет... от смерти. Все три примера взяты из завершающего Послание отрыика о шаимной заботе. Однако третий пример отличается от двух предыдущих. Мы заботимся друг о друге не только в случае <|>и шческого заболевания (14, 15) или духовного уныния (16), когда нас призывают на помощь. Мы устремляемся к бра и.ям по пере и тогда, когда призыв еще не прозвучал, но наши гла *а и сердца свидетельствуют, что кто-то из круга наших братьев стал на скользкий путь греха и смерти.

То, что сообщает нам Иаков в этом отрывке, можно обозначить четырьмя заголовками: свидетельство, проблемы, объект и забота.

а. Свидетельство

Мы видим, что некто из общины поместной церкви (кто из вас, 19) уклонился от истины (19) и стал на ложный путь (20). В Послании к Титу 1:1 Павел говорит о «познании истины, относящейся к благочестию». Истина и благочестие нерасторжимы. Истина — живое понятие, и когда она овладевает нашим умом, она меняет нашу жизнь. Если мы утверждаем, что знаем истину, мы должны доказать это не только провозглашением и пониманием этих убеждений, но и свидетельством нашей жизни, соответствующей истине. Господь Иисус говорил, что истина сделает нас свободными (Ин. 8:31,32). От Павла мы узнаем о двух верующих, Именее и Филите, которые «отступили от истины» (2 Тим. 2:17,18). Их ошибка была в основном интеллектуального характера. Иуда почувствовал желание написать послание братьям по вере, потому что видел, что истине грозит опасность со стороны «обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуд. 4). Это прегрешение было уже нравственного порядка. Но в любом случае истинная вера отвергалась и распространялись ошибочные принципы. «Слово» Именея и Филита разъедало души людей, внедряясь в умы, извращая и разрушая их жизнь. Иуда также видит разрушительное действие заблуждений в умах своих врагов, которые «злословят то, чего не знают» (Иуд. 10).

Эту взаимную связь истины и жизни можно показать на многих текстах Писаний. Доказательства их единства также отчетливо прослеживаются и в жизни общества. В недалеком прошлом, представляющем собой часть жизни наших современников, пожилых людей, христианские церкви все дальше отходили от признания Библии единственным своим авторитетом. Все больше становится теперь руководителей церкви, которые отрицают христианскую истину, отходят от христианской морали, оставаясь в то же время на своих должностях. Наше общество тоже отошло от Христа как от центра жизни, сохранив лишь формальные, популистско-христианские отношения с церковью. Количество слушателей воскресных школ резко упало по сравнению с тем, что мы видели в 1940-х и в начале 1950-х годов. Падение посещаемости воскресных школ совпало по времени с резким увеличением подростковой преступности так же, как и отход христианской Церкви от библейских истин совпал с резко возросшей распущенностью нравов людей и развратом. Истина и жизнь связаны неразрывно. Нет другой возможности приобщиться к истине, кроме жизни во Христе. Одна из самых бессмысленных идей сегодняшнего дня — идея о том, что можно жить по правилам христианской жизни, не придерживаясь христианских убеждений.

Но даже подобная глупость отходит на второй план по сравнению с безрассудством некоторых церковных лидеров. Они считают, что могут отрицать библейские истины или отступать от них и в то же самое время сохранять перед церковью и обществом христианские добродетели.

Иаков приводит нас в поместную церковь и просит внимательно посмотреть по сторонам, чтобы вовремя увидеть тех, кто искажает истину, кто вступает наложный путь, на путь греха. Конечно, нельзя сидеть сложа руки, когда мы встречаем подобное в жизни нашего общества или нашей общины. Другое дело, что подчас мы просто не знаем, как поступить. Определенно, в жизни поместной церкви мы должны рассматривать истину и жизнь как понятия, между которыми не может быть никакого компромисса. Наша задача — заботиться друг о друге и вовремя приходить на помощь.

б. Проблемы

Помощь — слово, подходящее для данной ситуации, потому что речь идет о жизни и смерти. Иаков говорит, что обратить грешника от ложного пути означает спасти душу его от смерти и покрыть множество грехов. Понятие Ветхого Завета «покрытие грехов» занимало очень важное место н жи ши Божьего народа. Когда Ной построил ковчег, ему было приказано осмолить его, т. е. покрыть смолой (Быт. 6:14). Каждый, кто когда-нибудь видел этот процесс, вспомнит, как дерево постепенно исчезает под слоем смолы; работа продолжается до тех пор, пока покрытие не займет всю поверхнос i к, и, как говорят рабочие, дерево нигде «не будет просвечивать». Этот же глагол (но в другой форме) используется в Ветхом Завете там, где описано, как Бог покрывает наши грехи. Бог полностью покрывает наш грех и скрывает его от Своего и от нашего взора так, чтобы этот грех нигде «не просвечивал». В понятие покрытия грехов заложен более глубокий смысл, чем, например, в понятие уборки мусора с глаз долой, когда его просто заметают под ковер. Это настоящее искупление, это сокрытие нашего греха от взоров, когда за него принесена достаточная, полная жертва. Чтобы понять точнее эту идею, нам следует отойти от примера со смолой и представить, как «покрывают» долги во время финансовых расчетов. Положим, мы запланировали какие-то покупки и отложили деньги, сказав при этом: «Эта сумма покроет все расходы». Затем мы полностью расплачиваемся по счетам, и вся операция забыта. В этом смысле слово «покрывать» означает достаточное количество средств для оплаты, то есть кровь жертвы, которую Бог принимает, разрешая все проблемы с нашим грехом. Если мы не воспользуемся кровью жертвы, искупительной смертью агнца, мы потеряем собственную жизнь, ибо расплата за грех — смерть1.

Иаков утверждает в этих стихах, что каждое христианское братство должно стать местом провозглашения истины и святости. Истина должна проявляться в жизни каждого христианина. Нам стоит постоянно обращать внимание на жизнь братьев и сестер, заботиться об их благополучии. Каждый знает, как легко поскользнуться и свернуть с пути полного повиновения нашему Господу. Мы также знаем (слава Богу за это), какое благословение иметь брата или сестру, которые помогают нам, направляют нас на правильный путь и возвращают к Богу. Это библейский путь взаимоотношений. Руководители нашей церкви должны постоянно заботиться о наших душах (Евр. 13:17), мы же должны стремиться проявлять любовь и совершать добрые дела (Евр. 10:24). И все же не об этом пишет Иаков, ибо то, о чем он говорит, никак не может угрожать оступившемуся христианину. Тем, кто принадлежит Христу, нечего страшиться пришествия Господа. Смерть не может угрожать им (1 Кор. 15:20-23). Они — Его овцы, им дарована вечная жизнь, и никто не может похитить их из Его руки (Ин. 10:27-30). Они оглядываются назад, вспоминая то время, когда обратились к вере, и знают, что «призваны к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:12-14). Вслед за Августом Топлади они могут сказать, что «им не страшен ужасный закон Божий, послушание их Спасителя и Его кровь по-

 

1 Повествование о пасхе в Исх. 12 прекрасно иллюстрирует сказанное. Те, кто использовал возможность искупления с помощью крови агнца и вошли в дома, помеченные его кровью, освобождены от Божьего суда. А те, кто пренебрег этой возможностью, предстанут перед Божьим судом без всякой защиты. Теологию этих соотношений можно найти в Лев. 17:11. См.: Wenham G. J. The Book of Leviticus (New International Commentary on the Old Testament, 1979). P. 28,29, 59-63, 245.

 

крывают все их прегрешения»1. Скорее Иаков здесь считает важным показать, что в каждой общине есть люди, чье исповедание веры ненастоящее и чье обращение ко Христу не стало спасительной верой. В действительности они все еще находятся во власти греха и смерти, и это однажды становится понятно любящим и заботливым братьям. Отклонение от правильного пути, от жизни, соответствующей истине, свидетельствует об их истинном лице. Каждый настоящий христианин, зная это, почувствует острое желание прийти им на помощь.

Но в связи с этим возникает вопрос. Сможем ли мы, обладая ограниченной мудростью и слабым пониманием, увидеть разницу между оступившимся верующим, который, несмотря на свои слабости, не теряет спасения во Христе и благополучно возвращается к истине, и, с другой стороны, тем, кто никогда истинно не принадлежал Христу. Дело в том, что единственным ощутимым свидетельством нашей веры является то, что мы исповедуем устами, и то, каково наше поведение. Нам недоступны тайны чужого сердца, и мы не можем присутствовать на секретных совещаниях Божьих. Но мы не смеем закрывать глаза на любые отступления от истины, которые становятся очевидными в процессе общения с братьями по вере.

в. Объект

В стихе 19 Иаков дважды употребляет неопределенное местоимение, тем самым давая понять, что думает не о конкретном лице. Если кто уклонится от истины, и если кто обратит грешника. В церкви есть старейшины (14,15), но Иаков не упоминает здесь о них, это просто «кто-нибудь», кто осознает ситуацию. Другими словами, поместная церковь собирает братьев по вере в заботе и любви. Они пекутся о взаимном благополучии своих отношений с Богом, постоянно готовые служить и прийти на помощь брату или сестре. Это также подчеркивает необходимость проявлять деликатность и такт в разрешении подобной проблемы. Мы понимаем фразу о покрытии множества грехов как возвращение заблудшей овцы в

 

1 Приношу извинения А. М. Топлади за адаптацию некоторых строк из его чудесного гимна «Должник благодати».

 

благодать совершенной жертвы Христа. Может быть, грехов действительно было множество и они выразились в уклонении от истины и во вступлении на ложный путь. Но когда человек познает Христа как Спасителя, ему прощается не один грех и даже не все его грехи, о которых он знает сам, но все множество грехов, о которых знает только Бог и которые записаны у Него. Господь Иисус принес одну достаточную и полную жертву за наши грехи раз и навсегда (Евр. 10:12). Несомненно, в этом и состоит основной смысл этой фразы о покрытии множества грехов. Помимо этого значения, здесь имеется в виду и нечто иное. Идея о покрытии грехов упомянута в Первом послании Петра 4:8 (ср.: Пр. 10:12), где речь идет о любви, которую мы проявляем друг к другу, сохраняя в тайне прегрешения друг друга. Когда нам выпадает честь послужить друг другу с любовью, прийти на помощь и вернуть заблудшего на истинный путь, мы делаем это потому, что видим заблуждения или ошибки, которые привели к отступлению от истины. Но это осознание и понимание чужих ошибок должно остаться при нас: никакой огласки, никаких фанфар ни до, ни во время, ни после спасения утопающего. Мы просто должны проявить свою любовь, которая покрывает множество грехов.

г. Забота

Поразительным кажется в этом стихе то, что Иаков употребляет такие слова, как «обративший грешника», «спасет душу» и «покроет множество грехов». Но ведь все это под силу только Богу! Только Бог может простить грехи, спасти нас и дать нам дар покаяния, который возвращает нас к истине из нашего самодовольного состояния (напр.: Деян. 11:18; 2 Тим. 2:25). А разве мы можем это делать? Нет, мы не можем, но мы должны действовать так, словно нам это вполне по плечу. Эти слова выражают ту меру заботливой любви и усилий, с которыми мы обращаемся к тем, кто нуждается в этом. Мы не можем обратить их к вере, но мы должны попытаться сделать хоть что-то. Мы не можем спасти их от смерти, но мы должны стремиться к их духовному благополучию, словно их судьба в вечности зависит только от нас. Мы не можем покрыть их грехи, но мы должны следовать примеру Сына Божьего, Который это может. Ничто не должно сдерживать нас, никакая жертва ради спасения ближнего не должна показаться нам слишком большой. Ибо поместная церковь, о которой говорит Иаков, — это братство любви1.

Использование условного языка(как если бы) Иаковом полностью согласуется с формулировками Нового Завета. Рим.11.13-14,1Кор.7.16,9.22. Более всего обратите внимание на слова Господа Иисуса в Ин.20.23.. Этот стиъх много пострадал от того,что его применяли как образец отношения служителей церкви к ее членам и на его основе вывели кон цепцию .отпущения грехов» священниками. На самом же деле этотстих – наказ церкви вести миссионерскую работу. Церковь должна быть послана в мир точно так же, как Отец послал в мир Сына Вопрос заклю чается лишь в том, каким образом мы можем прощать или откахзыватьчя прощать грехи необращенному миру. Ответ: давая или не давая этому миру Евангелие Божьего прощения. Мы должны пропонедовать Божью Благую весть с любовью и настойчивостью, так, словно задача спасения мира и ответственность за прощение грехов полностью лежит на нас.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.