21.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание Иакова

2:14-26  9. Доказательства веры

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 А кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства ? 23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Бо-жиим». 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только ? 25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Пожалуй, следует отдать должное чувству юмора Иакова. Определенно, ему нравится заставать нас врасплох или оживлять наше внимание резким уходом в сторону от обсуждаемого вопроса (ну кто бы мог предвидеть неожиданное продолжение стиха 1:18 призывом в 1:19?). Иаков умеет создавать совершенно удивительные словосочетания (например, «закон свободы», 1:25; 2:12) или же делать выводы, которые могут быть подвергнуты сомнению его слушателями. Этот последний случай можно видеть в 2:14.

Легко себе представить, как его слушатели сидели в напряженном ожидании (если Послание действительно впервые увидело свет в виде устной проповеди). Можно (и даже должно) ощутить ту волну недоумения, которая прокатилась по рядам прихожан, буквально не поверившим своим ушам: может ли эта вера спасти его! О чем он говорит?

Конечно Иаков осознавал, что его слова звучат резко и даже вызывающе. Он этого и добивался. Ибо за скандальным на первый взгляд вопросом об истине спасения через веру кроется его собственное учение о том, что вера является первостепенным, отличительным признаком христианина, незаменимым приоритетом. Настоящая глава началась с обращения Иакова: братия мои. Он обращался к тем, кто «имеет веру в Иисуса Христа». Вера необходима всем христианам, именно она объединяет их. Из стиха 5 мы узнаем, что вера представляет собой первый дар Божий для тех, кого Он избрал. В стихе 17 вера определяется как нечто, находящее свое подтверждение в делах, а в стихе 20 говорится, что о вере свидетельствуют дела. Стих 22 утверждает, что вера — самый главный партнер во всех делах. Вернемся к началу Послания. В стихах 1:2,3 Иаков представляет жизнь ареной непрестанного испытания веры. Теперь взглянем на конец Послания. Стих 5:15 учит, что силу молитве дает вера. Если вырвать какие-то фразы из данного контекста в рассматриваемом нами отрывке, то можно утверждать, что Иаков противоречит Павлу. Однако это неверное утверждение полностью будет на нашей совести, потому что контекст Послания его отвергает. Но если мы задумаемся, какое место отводит Иаков вере, то увидим, что и Иаков, и Павел придерживаются единой точки зрения. Вера есть основной Божий дар (Иак. 2:5; Еф. 2:8). Вера есть характерный признак каждого христианина (Иак. 2:1; Гал. 3:26). Вера есть то, что действительно существует, пронизывая все аспекты жизни христианина (Иак. 2:22; 1 Тим. 6:12). Вера есть корень, из которого (Иак. 2:22; Тит. 3:8) произрастают плоды добрых дел.

Но если Иаков в вопросе о вере занимает строго библейскую позицию, почему он спрашивает нас о явно противоположном: может ли эта вера спасти его!

Обратимся к двум группам стихов: 1-13 и 14-26. Между ними существует определенное сходство. Оно выражается четырьмя видами связи. Во-первых, это связь по принципу «домино»: милость есть существенная отличительная черта характера христианина (13) и существенный производный результат веры (14,15). Во-вторых, вербальная связь: в стихе 1 вера объявлена общей характеристикой всех христиан, а стих 14 поднимает вопрос о том, что такое вера. В-третьих, докт-ринальная связь: группа стихов 8—13 представила тему и акцентировала наше внимание на месте закона в жизни христианина. Но разве «закон» и вера не взаимоисключают друг друга (напр.: Флп. 3:9; Рим. 3:20-22)? Как может учение Иакова о законе соответствовать христианскому пониманию спасения через веру? В-четвертых, очевидна тематическая связь: наряду с темой закона (8—13) возникает тема грядущего суда (12, 13). Как христианину определить, что его не осудят в день страшного суда? Дело в том, что мы предстанем перед троном Судьи как уже спасенные. Когда книги будут раскрыты, раскроется и иная книга, книга жизни. И тех, чьи имена будут записаны в той книге, не предадут страшному суду (Отк. 20:12-15). Это великое и вечное спасение дается по вере в Господа Иисуса Христа (напр.: Ин. 3:16; Еф. 2:8). Насколько же важно знать, что такое истинная и спасающая вера! От этого понимания зависит очень многое.

Истинность нашей веры

Что же делает веру истинной? Именно на этот вопрос отвечают стихи 14-26. Уверены ли мы, что наша вера спасет нас? Значение этого слова может быть таким расплывчатым. Многие люди говорят: «О, я так глубоко верю!» Но вся их вера сводится к оптимистическому утверждению: все, что ни делается, все — к лучшему. И они уверены, что так и будет, если ты в это веришь! Но Иаков мыслит несколько иначе и слишком заботится о нас, чтобы позволить нам заблуждаться.

Подводя нас к правильному определению веры, Иаков предлагает четыре примера: плохо одетые и голодные брат или сестра во Христе (15-17), верующие, но трепещущие от страха бесы (18—20), Авраам, нареченный другом Божьим (21-24), и Раав-блудница, принявшая соглядатаев Иисуса Навина (25, 26). Прежде чем мы рассмотрим эти примеры более подробно, обратите внимание на три момента: во-первых, каждый пример Иаков заканчивает выводом. Он говорит о том, чему хотел нас научить (17,20,24,26). Во-вторых, первая пара примеров — отрицательные (что не может называться верой), а вторая пара — положительные (что такое вера). В-третьих, первый и последний примеры рассказывают о проявлении истинной веры людьми (голодные накормлены, а соглядатаи, находившиеся в опасности, укрыты), в то время как второй и третий примеры построены на Божественном свидетельстве истинности веры (мир с Богом, а не страх и ужас перед Ним и жизнь, полностью подчиненная Божьей воле).

Попробуем наглядно представить сказанное в следующей схеме:

А1 (стихи 15-17)

(а) Ложная вера не приносит плода: голодный брат остался голодным (15,16).

(б) Вывод (17): вера, не подкрепленная делами, мертва. 5418-20)

(а) Ложная вера не дает результатов во взаимоотношениях с Богом: она не приводит человека к миру с Богом, ибо у бесов такая же вера, но она оставляет их в страхе и ужасе перед Богом (18,19).

(б) Вывод (20): вера без дел, которые подтверждали бы ее, бесплодна.

Б2 (21-24)

(а) Истинная вера приносит добрые плоды во взаимоотношениях с Богом: подобно вере Авраама, она проявляется в делах послушания воле Божьей (21-23).

(б) Вывод (24): дела, доказывающие послушание, свидетельствуют о том, что вера является истинной, оправдывающей верой.

А2(25,26)

(а) Истинная вера проявляет себя в драгоценном сострадании к людям, находящимся в опасности (25),

(б) Вывод (26): именно дела человека служат доказательством того, что вера — живая и действенная сущность.

Стих 14 открывает тему многопланового определения спасающей веры. Представьте себе человека, который исповедует свою веру. Подчеркнем здесь, что он не просто говорит о своей вере, чтобы с самого начала не подвергать сомнению его свидетельство. Мы можем и должны предположить, что этот человек предлагает нам безупречный отчет о своей вере во Христа. Но сторонний наблюдатель может добавить к высказанному исповеданию веры то, что этот человек оставил недосказанным: «Дел, однако, он не имеет». Тогда мы получим случай заявления о вере, не подтвержденной никакими конкретными доказательствами в жизни убежденного в своей вере человека. Миттон настаивает на необходимости «...утверждения о том, что у человека есть вера, и критерия, по которому проверяется истинность этой веры». Таскер так выражает эту мысль: Иаков «не говорит „хотя человек имеет веру", но „хотя человек утверждает"...». Иаков предлагает определение такой веры, которую можно подтвердить или проверить. А иначе заявление о существовании у человека веры будет простой констатацией факта. Но доктринальная достоверность этого высказывания не подтвердится делами верующего. А потому на вопрос, поставленный Иаковом, следует ответить «нет». Эта вера спасти его не может»1.

Очень важно выяснить, что Иаков предполагал найти в своих слушателях. Если они привыкли утверждать, что «спасение дается по вере», то Иакову не было смысла убеждать их в этом. Но он бросил своим вопросом вызов не потому, что предполагал иной путь спасения, но потому, что хотел разъяснить им смысл фразы «спасение только по вере». Он понимает спасение так же, как и остальные авторы Библии: спасающая вера приводит в результате к изменению жизни верующего.

 

1 Дословно: «вера спасти его не может». Это обычный случай употребления определенного артикля в греческом языке: здесь он указывает на Упомянутое ранее в вопросе определение существительного «вера». Поэтому перевод этого предложения в AV никак не приближает нас к правильному пониманию контекста: «Может ли вера спасти его?», в RSV вопрос поставлен корректно: его вера, т. е. «та самая вера», вера того самого человека, о котором шла речь ранее. Так же, по существу, представлен этот вопрос в RV, NEB: «Может ли эта вера...», т. е. вера этого конкретного человека.

В Послании к Евреям (6:9) говорится о «делах спасения» (в русском Синодальном переводе слово «дела» отсутствует. — Примеч. пер.), что подразумевает образ жизни, подтверждающий исповедание веры. Иаков также говорит о делах. Под этим словом подразумевается все то, что характеризует человека уверовавшего и спасенного. Взгляните еще раз на схему данного отрывка, представленную выше. Две секции под буквой Б находятся в середине, они представляют собой как бы сердцевину этого вопроса, указывая на наши взаимоотношения с Богом. Две секции под буквой А расположены по краям, в той пограничной области, где наша жизнь в Боге соприкасается и взаимодействует с наблюдающим за нами миром. Так Иаков находит оптимальное соотношение веры и дел и одновременно сохраняет соответствующее равновесие между этими двумя различными реалиями. Как сказал Питер Дейвидс, «Иаков не ратует за веру вместо дел, или за дела вместо веры, или даже за преобладание дела над верой, но за веру и дела». Но в таком случае не ясно, какое место занимает вера в учении Иакова. В конце концов, именно вера должна быть подкреплена делами (17), именно вера называется главным союзником добрых отношений с делами (22). Видимо, нужно говорить не «вера и дела», но «вера, подкрепленная делами».

За гранью круга (2:15—17, 25, 26)

Две секции под буквой А наглядно показывают нам, как Иаков противопоставляет пустые слова филантропа в уютном кресле из стиха 16 действенному состраданию Раав, которая могла пострадать сама. В каждом из этих случаев Иаков начинает с самого главного. Бедняки из стихов 15,16 — это христиане, наши братья и сестры. В стихе 25 ситуация несколько иная: Раав, хотя и была хананеянкой, но уже отождествила себя с Божьим народом, приняв его веру (ср.: Нав. 2:8-11). Она не только потребовала безопасности для себя на вполне законном   основании,   которое   предоставляла   ей   ее   вера (Нав. 2:12,13), но и признала свои обязательства удовлетворить нужды Божьих людей, о которых она узнала (Нав. 2:12а). Данным примером Иаков, скорее всего, выражает мысль о практическом применении нашей веры, а не пытается найти основания для каких-то ограничений. Он показывает важность ситуации, с которой мы очень часто сталкиваемся, — мы должны откликаться на нужды тех, кто входит в наше братство верующих. Но он не утверждает, что это — то единственное, что мы можем сделать с помощью нашей веры.

Каждый из примеров заключает предложение, в котором встречается похожее на приговор слово мертвый (17, 26). Сталкиваясь с нуждой страждущего человека, можно ограничиться пожеланием надеяться на лучшее и советом: «Иди, и не надо так сильно огорчаться. Оденься потеплее и поешь вволю» (16). Такой подход к нуждам ближнего, по словам Иакова, говорит не просто о неполной вере, не о каком-то несовершенном виде веры или ограниченной вере — Иаков утверждает, что такая вера мертва. Вера Раав, напротив, действует. Такая вера поставила на карту жизнь этой женщины: дом, имущество и даже личную безопасность. Это и есть живая вера, ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (26). Очевидно, мы запутаемся, пытаясь понять, что этим сравнением хочет сказать Иаков, если начнем разбираться во взаимосвязях души и тела; если скажем, к примеру, что дух оживотворяет тело, а затем попытаемся представить, как именно дела могут дать вере жизнь. Наверное, начать нужно с того, что для жизни требуется единство души и тела, а для живой веры — подобное единство веры и дел. Они должны слиться воедино в жизни верующего христианина. Эту мысль очень точно выразил А. Варне: «Совершенно необходимо, чтобы вера и дела слились в одно для создания истинной религии так же, как тело и душа должны слиться воедино для создания живого человека».

А что бы сказал Иаков о положении дел в современном мире? Новости распространяются по всему свету с поразительной быстротой, и средства массовой информации сообщают нам не об одном брате или сестре, которые наги и не имеют дневного пропитания, но о нуждах тысяч и тысяч наших братьев и сестер (если мы относим себя к членам семьи Господа) и о нуждах миллионов обездоленных (если подумать о человечестве в целом). Наше отношение к этим нуждам и есть критерий того, жива наша вера или мертва. Иаков лишь вторит Иисусу Христу: мы не можем быть уверены в живых и значимых в вечности взаимоотношениях с Ним, если относимся с равнодушием к нуждам «одного из сих меньших» (Мф. 25:45). Если наша вера жива, мы должны попытаться оказать влияние на те организации, которые властны удовлетворить нужды всего мира фактически одним росчерком пера.

Нам следует быть неутомимыми, стараясь заставить наши правительства действовать, оказывая давление на руководителей церкви. Те, в свою очередь, должны воспользоваться возможностью обратиться к главам государств и правительств мировых держав с серьезным предложением забыть об экономических и военных притязаниях перед лицом первостепенной задачи удовлетворить насущные потребности людей. Залежи мяса, масла и сухого молока представляют собой оскорбительное зрелище для Бога и человека, если в мире есть хоть один голодный, которого нужно накормить. Если мировые ресурсы расходуются на производство оружия массового уничтожения, это становится открытым выступлением против Живого Бога, когда люди, которым Он дал жизнь, умирают от голода и отсутствия медицинской помощи. Даже та помощь, которую получают от добровольных организаций и фондов миллионы бедных и безработных, — капля в море по сравнению с тем, что могли бы сделать для них их правительства. Слышите, что говорит Иаков: пока ваша вера не работает в полную силу, что пользы (16)? Вера должна проходить испытания, равносильные тем, что прошла вера Раав (25). И если вера у человека действительно активная и живая, он обязательно проявит благотворительность или примет личное участие в удовлетворении нужд обездоленных. Сперджен однажды сказал: «Если хотите дать голодному христианскую брошюру, заверните в нее бутерброд». С великим уважением относясь к нему, попробуем все же перефразировать это высказывание: «Если вы хотите дать голодному бутерброд, заверните его в христианскую брошюру». Глаза веры устремлены в вечность, и верующие осознают, что примирение с Богом намного превосходит земные нужды и потребность в пропитании. Бесспорно, наша благотворительность в первую очередь должна включать в себя благовестие в самом конкретном и узком значении этого слова. Но мы редко задумываемся о том, что именно следует дать человеку: мы ограничены нашей неспособностью любить других и заботиться о них.

Нужда часто сопровождает людей повсюду в мире. Естественно, что и у нашей церкви есть сокрытые, затаенные потребности. Беда наших престарелых братьев и сестер часто заключается даже не в том, что им нечего одеть или нечем утолить голод, но в том, что они одиноки и тоскуют по общению. Любая область человеческих взаимоотношений дает возможность убедиться в великой христианской истине, что изобилие в одном месте предназначено восполнить недостаток в другом (2 Кор. 8:12—15). Много абсурдного было сказано о якобы существовавшей примитивной форме социализма в ранней церкви, описанной в Деяниях 2 — 4. Ничего подобного! Те, кто рассуждает на эту тему, видят в описываемых событиях неудавшийся эксперимент, от которого именно поэтому следует держаться подальше. Но в Деяниях 2:44,45 и 4:32-35 мы находим лишь рассказ о том, как верующие относились к возникающей среди членов церкви нужде. Никто не отрицал права на частную собственность и даже не критиковал ее (напр.: Деян. 5:4). Люди просто считали невозможным держаться за свое богатство тогда, когда их имущество могло послужить удовлетворению нужд их братьев и сестер. Именно такое отношение к ближним Иаков и называет истинной и живой верой.

Суть проблемы (2:18—24)

Давайте вернемся к двум секциям Б в схеме, представленной на с. 133, и сравним ложную и истинную веру. С одной стороны, и бесы веруют, и трепещут (19), а с другой стороны, веровал Авраам Богу... и он наречен другом Божиим (23). Есть вера, вызывающая страх, и есть вера, из которой вырастает дружба.

Лучше всего мы поймем стих 18, если используем пунктуацию RSV1. Здесь на сцену выходит вымышленный собеседник.

 

1 Следует напомнить, что в греческом языке нет кавычек и Иаков не указывает (а мы можем лишь догадываться), заканчиваются ли слова вымышленного собеседника (как в RSV) фразой «...а я имею дела» или же цитата идет до конца стиха 1 8.

 

Он не противоречит учению Иакова, он просто хочет получить разъяснение1. Обращаясь к какому-то человеку (не к Иакову), он говорит: ты имеешь веру, а я имею дела (18). Этим он хочет показать, что Бог дает разным людям разные дары. Одному человеку в дар дается несокрушимая вера (ср.: 1 Кор. 12:9), другому — склонность к делам милосердия (ср.: Рим. 12:6а вместе с 86). В таком случае, быть может, каждый должен использовать свой собственный дар, не подвергая критике тех, у кого дары иные? Никто не спорит с этим утверждением, не спорит и Иаков! Вся проблема в том, что наш собеседник поднял совершенно другой вопрос. Иаков покажет на примере с бесами, что он говорит вовсе не об особой вере, которую имеет некто, но об общем даре веры, которая всем помогает стать христианами. Стих 14 поясняет, что речь в данном случае идет о «спасающей вере».

Это становится очевидным при сравнении с бесами, ибо бесы веруют всем сердцем в определенные ортодоксальные истины. Иаков на сей раз говорит о том, что Бог един. Да, бесы веруют в это, но все же остаются бесами, они не обретают спасения, не находят примирения с Богом, они не любят Единого Бога, веру в Которого исповедуют. Их страх, говорит Дж. Роупс, «представляет собой полную противоположность миру, который обретается в спасении». Софи Лоуз замечает, что утверждение «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4) прямо продолжается следующим высказыванием (Втор. 6:5): «И люби Господа, Бога твоего». А. Варне устрашающе откровенен: «Если бесы могут иметь такую веру и оставаться в аду, то люди могут держаться такой веры и идти в ад...»

1 Слова Но скажет кто-нибудь можно понимать как некое противоречие предыдущим (напр.: Рим. 9:19), но они могут указывать и просто на желание получить разъяснение (напр.: 1 Кор. 15:35).

Как же нам проверить, истинна ли наша вера, живем ли мы в мире с Богом? Должен быть какой-то критерий, позволяющий это определить, ибо эту мысль как раз и утверждает сам Иаков: я покажу тебе веру мою из дел моих (18). Смысл этих слов автор Послания раскрывает на примере истории жизни Авраама (21—24).

Эти стихи помогут нам понять, что именно хотел сказать Иаков. Рассмотрим подробнее их содержание:

(а) Стих 21. Предложение констатирует следующее: Авраам оправдался делами (21 а).

В частности, об одном из его дел говорится в 216.

(б) Стихи 22,23. Пояснение: Видишь ли (22).

1.   Вера содействует делам (22а): добрые дела не совер шаются сами по себе. Вера и дела — как старший и младший брат1.

2.   Веру необходимо подкреплять делами (226): если мы будем принимать активное участие в делах, наша вера достигнет совершенства2.

3.   Вера предшествует делам (23). Веру можно назвать первостепенной и основополагающей сущностью во взаимоотношениях Авраама с Богом.

(в) Стих 24. Вновь повторяется предложение: Видите ли. Смысл выполнения — достижение определенного ре зультата. Вера, не приносящая результатов, скорее всего демонической природы. Результаты же (дела) доказыва-

 

1  Иаков говорит, что вера содействовала дыам его (22), дословно: «ра ботала вместе с делами». Здесь использован глагол synergeo, «содейство вать», как в Рим. 8:28;  1 Кор. 16:16; и «споспешить» в 2 Кор. 6:1; ср.: synergos, «сотрудник», «соработник» в Рим. 16:3, 9, 21; 1 Кор. 3:9 и т. д. Это «совместное действие» никогда не предполагает равенства между партне рами в совместной работе. Современный начальник часто обращается к своим подчиненным как к коллегам: они вместе работают, но не равны между собой.

2  Вера достигла совершенства. Ср. интерпретацию Пламптра: «...сама форма предложения позволяет предположить, что вера существовала прежде дел, но с их помощью достигла совершенства». Использованный здесь глагол (teleioo) означает «окончить», «совершить» (период времени, Лк. 2:43; или дело, Ин. 4:34) или же «достичь или усовершиться», напр.: Флп. 3:12; «совершить», Евр. 2:10; «сделать совершенным», Евр. 10:1 и т. д.

 

ют живую реальность веры и дают уверенность, что верующий обладает всеми обетованными благами веры (праведность, дружба).

Иаков вспоминает события, о которых шла речь в Книге Бытия 15:6 и 22:12. В главе 15 говорится об ответе Божьем на веру Авраама, а в 22-й — высказывается мнение Божье о вере Авраама. Комментарии Иакова на события 6-го стиха 15-й главы Бытия полностью совпадают с оценкой Павла. Бог обещал Аврааму бесчисленное потомство. Авраам же совершенно отчетливо понимал, что с человеческой точки зрения это практически неосуществимо. Тем не менее он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим. 4:20—22). Вера Авраама была испытана ожиданием, растянувшимся на двадцать пять лет (Быт. 12:4; 17:1; 18:10, 14), пока не родился обещанный ребенок. Под гнетом этого затянувшегося ожидания Авраам потерял терпение и впал в грех, попытавшись обрести сына и наследника с помощью только своих человеческих усилий (Быт. 16), воспользовавшись законами своего времени. Но через некоторое время после рождения Исаака (Быт. 22) Бог подверг Авраама самому суровому испытанию, но и на этот раз у Авраама не было и тени сомнения. Исаак был единственным обетованным наследником Божьих благословений о потомстве. То есть обещание Бога, что у Авраама будет бесчисленное потомство и в нем благословятся все народы, зависело только от этого единственного мальчика — и теперь Бог повелевает Аврааму принести его в жертву всесожжения! В Книге Бытия 22:5 показана вера Авраама в действии. Придя на место предстоящего страшного жертвоприношения, Авраам предлагает сопровождавшим его слугам остаться внизу и берет с собой одного Исаака. Он обращается к слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Авраам употребляет три глагола в форме первого лица множественного числа: «пойдем... поклонимся... возвратимся...», но между вторым и третьим действием, обозначенным этими глаголами, Исааку предстояло не только погибнуть под жертвенным ножом, но и тело его должно было сгореть в пламени жертвенного алтаря. В Послании к Евреям (11:19) приводится невысказанное упование Авраама: «...он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить...»1

Иаков, единственный из всех авторов Нового Завета, упомянул очень любопытную деталь повествования о вере Авраама, представленной в Книге Бытие. В стихе 15:6 Книги Бытия сказано, что Господь уже убедился, что Авраам «поверил» Ему, и потому «Он вменил ему это в праведность». Бог назвал Авраама праведным на том основании, что он верил в обетования Божьи. Но когда Авраам стоял с занесенным над сыном ножом (Быт. 22:12), Господь остановил его такими словами: «...ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога...» Но разве Бог, Который знает все, не знал этого с самого начала? Здесь, как и во многих других местах, Библия описывает нам мысли Бога так, словно Он тоже человек. Завеса Божьих тайн приоткрывается до уровня нашего приземленного понимания, и мы можем по-настоящему оценить значимость всего происходящего. Когда мы отчетливо осознаем, что думает Бог, мы обретаем определенность и уверенность. Итак, если бы Бог был человеком, Он бы отметил сильную веру Авраама (Быт. 15:6) и сказал бы примерно так: «Ну и хорошо. Все в порядке». Затем Он подождал бы дальнейшего развития событий. Появятся ли какие-нибудь плоды этой веры, или же, следуя терминологии Иакова, дела? С человеческой точки зрения, эпизод с Агарью и Измаилом (Быт. 16) удивляет: теперь, по-видимому, Авраам уже не так доверяет Богу и Его обетованиям. И по этой причине он, как видно, отступил от своей веры и решил предпринять собственные попытки обрести сына. Но что же происходит дальше? Вот жертвенник, занесенный нож, огонь и драго-

 

1 Павел (Рим. 4:18 и дал.; Гал. 3:6) приводит в пример веру Авраама, чтобы показать, что вера означает безграничное доверие к Божьим обетованиям. Он концентрирует внимание на изначальных взаимоотношениях Бога и человека, основанных на истинном и искреннем доверии к Отцу. В Послании к Евреям (11:17 и дал.) описание опыта Авраама открывает тему твердой и стойкой веры перед лицом великих испытаний. Иаков еще дальше развивает эту мысль: изначальное доверие Авраама к Богу подтверждается Господом как истинное и действенное доверие (23), и его стойкая вера, прошедшая все испытания, доказывает свою реальность и истинность (216).

 

ценная жертва — Исаак. Но, как следует из сказанного Авраамом своим слугам, он все же уповает на то, что Бог восстановит сожженное тело и вернет мальчика к жизни. Вот она, истинная вера!

Очевидно, Господу совершенно не требовалось видеть все, что произошло, чтобы убедиться в твердости веры Авраама. Он все знал с самого начала. Но Он все представил так, словно нуждался в подтверждении. Нам кажется, что Бог пришел к окончательному решению о крепости веры Авраама, наблюдая за его делами. И Он снисходительно и милостиво позволяет нам представлять Себя в таком свете, чтобы мы разделили Его точку зрения. Истинная вера приводит к истинным результатам, и в частности к тому, что мы обретаем драгоценное и полное доверие и послушание слову Божьему. Только Иакову, единственному из всех авторов Нового Завета, удалось дать полную характеристику веры Авраама.

Главные дела

Какие же примеры Иакова свидетельствуют о реальной и живой вере? Мы уже видели, как в настоящем отрывке он освобождает сцену действия, убирает с нее филантропа в мягком кресле (14-17) и бесов (18-20) как образцы бесплодной веры. Остаются Авраам и Раав. Контраст между этими персонажами очень резкий: Авраам — одно из главных действующих лиц Библии, Раав появляется в эпизоде. Авраам — отец верующих, Раав — чужеземка. Авраам — уважаемый патриарх, Раав — женщина с сомнительной репутацией. Авраам — мужчина, Раав — женщина. Как это часто бывает, наиболее резкий контраст быстрее доводит до нашего сознания всеобъемлющий и всесторонний характер этого утверждения, охватывающий все возможные типы людей, начиная от Авраама и заканчивая Раав. Главные дела веры, таким образом, похожи надела Авраама и Раав, значит, это положение применимо ко всем людям без исключения.

Что делал Авраам? Он ничего не пытался утаить от Бога. Бог сказал: «Я хочу твоего сына», и, повинуясь ему беспрекословно, «Авраам встал рано утром», чтобы исполнить все по слову Божьему (Быт. 22:3). Что делала Раав? Она откликнулась на призыв о помощи и позаботилась о тех, кто нуждался в ее защите, не думая о том, как это могло закончиться.

Итак, жизнь веры — это жизнь, демонстрирующая уважение и послушание Иисусу, Господу славы (Иак. 2:1), ибо в Своем послушании Богу и в Своей заботе о нуждающихся грешниках Он «уничижил Себя Самого... смирил Себя... даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7,8). Мы слушаемся царского закона (8), слушаемся слова Божьего. Жить по вере — много больше, чем просто посвятить сердце Богу. Мы должны проявлять такое послушание, в котором нет попыток утаить что-либо от Бога, и такую заботу, в которой нет попыток утаить что-то от нуждающегося.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.