15.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание к Филиппийцам

3:13-16  18. На пути к зрелости

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

1.                      стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Бо- жия во Христе Иисусе.

2.   Итак,  кто из нас совершен,  так должен мыс лить; если же вы о нем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

3.                      Впрочем,  до  чего мы  достигли,  так  и должны мыслить и по тому правилу жить.

Стихи 13-21 объединены двумя повторяющимися идеями. Согласно стихам 15 и 17, христиане должны подражать примеру Павла, а следуя стихам 14 и 20, надо жить в соответствии с этим апостольским образцом, не отрывая нашего взгляда от будущего. Призывы Павла, высказанные в стихах 15 и 17, существенно не отличаются один от другого, но будущее, на которое нам надо устремить свой взор, рассматривается по-разному. В стихе 14 говорится о цели, которую надо достичь, а согласно стиху 20, у нас есть Спаситель, которого надо ждать. Таким образом, в жизни по апостольскому примеру есть два аспекта. С одной стороны, это жизнь личного посвящения,

усилий и решимости (ст. 13—14); с другой — это жизнь, стоящая на «основании каменном», — на истине креста (ст. 18—19) и пришествия (ст. 20—21) Господа Иисуса. Следовательно, это жизнь посвящения и уверенности.

Обратившись теперь к стихам 13-16, можно заметить, что они распадаются на две части. В стихах 13—14 мы находим пример Павла, так как он продолжает личное свидетельство, начавшееся в стихе 4. Здесь он делится с нами своими решениями относительно жизни, оставшейся ему на земле. Стихи 15—16 содержат увещевания, потому что Павел говорил о себе не для того, чтобы показать себя, а чтобы дать церкви руководство и нормы христианской жизни. Очень поучительно видеть в опыте Павла гармонию, которой часто не достает нашему опыту: уверенность лидера и чувство товарищества. Павел не колеблется «встать впереди». Дать руководство церкви — это часть его апостольского призвания, и он уверен в том, что жизнь, которую ему дано прожить, это не просто пример, но образец. И в то же время он говорит с филиппийцами как брат с братьями (ст. 13), и его «я» стихов 13—14 становится «мы» в стихе 15. Это прекрасная иллюстрация товарищеского руководства, которое мы обсуждали в главе 2 (относительно ст. 1:1).

Павел — человек исключительно привлекательный, но если все-таки его открытость и искренность в этих стихах не привлекли ваше внимание, то это должен сделать обсуждаемый им предмет. Потому что его тема — это энергичный рост христианина, небесная цель и нынешняя зрелость.

1. Пример Павла

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Бо-жия во Христе Иисусе».

Наставление Павла о христианском росте, основанное на его собственном примере, содержит в себе четыре элемента.

а. Правильная самооценка

Братия, — говорит он, — я не почитаю себя достигшим (ст. 13).

На пути к совершенству Павел — брат среди бра-тьев. Христианское руководство — сложное и трудное дело, стоит времени и сил, предъявляет суровые требования к душе и телу — все для того, чтобы обеспечить настоящее и будущее благосостояние Божьей церкви и заботу о других. Все это часто поглощает человека целиком. Поэтому лидеру легко забыть, что он христианин, перестав обращать внимание на личные цели духовного роста; поощрять других к молитве и чтению Библии и не заметить, что его собственное отношение к этим средствам благодати стало поверхностным, — всегда оправдывая это очередной обязанностью, предстоящим собранием, неотложной встречей.

Павел не сказал: «Я с радостью стремился бы к личному росту в святости, но, к сожалению, должен заниматься другим». Не позволит он и кому бы то ни было говорить: «Такая цель святости — только для апостолов, а не для обычных людей, как я». Нет, она — для братьев, для всех верующих*.

Итак, правильная самооценка Павла, во-первых, ставит его в ряд со всеми христианами, в равной сте-

* Мы не должны приписывать Павлу оттенок, который наше ухо, благодаря множеству разговоров о «дискриминирующей женщин» терминологии, обнаруживает в мужской форме обращения. Апостол, веря, что во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), использовал мужской род по отношению ко всем верующим.

пени налагая на всех, включая и его самого, обязанность стремиться к совершенству. Во-вторых, благодаря строгой самооценке он сознает, что еще не достиг всего предназначенного ему Богом. Слово достигшим (ст. 13) происходит от похожего слова в стихе 12. Там Павел определяет свое решительное намерение: «не достигну ли и я», а именно — цели «усовершиться». Это слово суммирует тему стихов 9—10. «Усовершиться» — значит становиться все более и более подобным нашему Господу Иисусу Христу в Его праведности, которая должна быть не только внутренним, духовным даром, но и выражаться внешне в образе жизни. Мы следуем Его примеру, когда мы страдаем даже до смерти, крепко надеясь на воскресение, подобное Его воскресению. Всего этого Павел пока не «достиг», он еще в пути. Действительно, познание Христа привело Павла к самооценке, противоположной той, что была внушена его фарисейским воспитанием (ст. 6), — кроме всего прочего, более реалистичной и трезвой. Он не «думал о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12:3), и эта трезвость была трамплином к дальнейшему росту.

б. Целеустремленное рвение

Христианский рост немыслим без самоотверженной работы. Это подчеркивается в письме Павла в Филиппы: вспомните его призывы «стоять», «совершать», «подвизаться» и «трудиться» (Флп. 1:27; 2:12,16), рабское служение в 2:22 и «близок к смерти» в 2:30. В христианской жизни нет места праздности. И здесь, когда Павел подробно останавливается на своем собственном христианском росте, своем «освящении», он раскрывается как человек, берущий на себя ответственность и занимающийся делом. Освящение не допускает духовного расслабления.

Так же выразителен акцент на сосредоточении. В греческом тексте (ст. 13) — буквально следующее: «Одно! Забывая то, что лежит позади...». Конечно, мы не должны представлять себе Павла забывающим прошлые милости Божьи — он подробно говорит о них и особо подчеркивает (ст. 7 и далее). Не забывает он и ценных уроков прошлого — ст. 2—6. Что же тогда значит забывать прошлое, на чем он так сильно настаивает? Это такое отношение к прошлому, которое препятствует нашим нынешним усилиям и будущему росту. Иногда тяжелая утрата заставляет христианина жить прошлым; или мы не хотим расстаться с постоянной горечью по поводу прошлых несправедливостей (реальных или мнимых). Немало есть вещей, которые замыкают нас на прошлом. Существует отчаяние из-за прошлых грехов. В самой острой форме оно заставляет верующих сомневаться в возможности прощения; в менее трагичной — ведет к пораженчеству и оглядкам назад. Однако нельзя уподобляться человеку, который хотел обмерить руины Иерусалима, чтобы прошлым великолепием и минувшими неудачами определить размеры будущего (Зах. 2:1—4). Напротив, растущий христианин должен сосредоточенно смотреть вперед, по направлению к цели.

Это требует решительности: простираясь... стремлюсь. Картина напоминает бегуна в состязании, «рвущегося вперед» каждой жилкой своего существа, — «глаз опережает и тянет вперед руку, а рука — ногу»* — все напряжено, чтобы коснуться грудью ленточки. Метафора меняется: стремлюсь, буквально — «гонюсь, преследую». Никакая ненависть никогда не преследовала по пятам своего врага с большим упорством, чем Апостол свою цель христианского совершенства. Все это далеко от учения об освящении, ко-

* Дж. А.  Бенджсл,  Гномон Нового Завета (указ. соч.). — J.A. Bengel, Gnomon of the New Testament.

торое призывает верующих «выбросить все из головы и отдать Богу». Это не относится к Павлу, он скорее пример той истины, что возрожденный верующий должен усваивать освящающую благодать Божью своим деятельным послушанием Ему.

 

в. Всепоглощающее желание

Что именно притягивает взгляд Павла, когда он отворачивается от прошлого и полностью внимает будущему? Это — цель, почесть (см. ст. 14).

Иногда большее впечатление производит то, что остается без объяснения. Павел ничего не говорит нам ни о том, что это за цель, ни о том, что это будет за почесть. Но внезапно картина земной жизни со всеми ее усилиями, страданиями и жертвами наполняется небесной славой. Библейские образы один за другим наполняют и возвышают душу: «Хорошо, добрый раб!» — слышим мы от самого Господа (Лк. 19:17); «венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4:8); «когда явится Пас-тыреначальник... неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4); привилегия (выше всех), что «рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Отк. 22:3—4); омытые кровью одежды (Отк. 7:14) и бесконечное пребывание с Богом (1 Фес. 4:17). Все это, и вдобавок: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9) —таковы цель и почесть!

 

г. Надежное основание

Деятельность — это не подбадривание себя; не паника человека, который пытается всеми средствами получить уверенность в том, в чем он, по существу, не уверен. В этой энергичной доктрине об освящении,

которую Павел проповедует своим примером, он не отказывается от оправдания верой; он не отрицает, что спасение дается без предварительных условий. Именно потому, что наше спасение и наше освящение полностью совершены Христом (как в Флп. 2:12—13; ср. Евр. 10:10-14), мы спасаемся, отвечая верой, и освящаемся, отвечая верным послушанием.

Павел заканчивает описание своего примера на этой ноте безопасности и уверенности. Цель, к которой он стремится в сосредоточенной деятельности, — это почесть вышнего звания [или «высокого призвания, призыва»] Божия во Христе Иисусе. Исследование идеи «призвания» в Посланиях Павла дает возмож-.ность увидеть, что оно означает не «приглашение» к привилегиям'благовествования, а власть Бога над волей Его людей. Это не предложение от Бога спастись; это Божье решение спасти. Почесть — это часть Божьего спасительного плана, действующего в Павле и во всех его призванных детях (ср. Рим. 8:29-39). Именно по этой причине в другой фразе, где Апостол говорит о «венце нетленном», он изображает себя бьющимся не для того, «чтобы только бить воздух» (1 Кор. 9:26). Свое окончательное спасение со всем великолепием его наград Павел видит в Божьем призвании его во Христе.

2. Призывы Павла

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о нем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

Как всегда, в Библии мы узнаем не только о том, что является истинным, но и как отвечать на истину. В данном отрывке Павел разъясняет, какое отноше-

ние имеет к христианскому образу жизни его пример. Он подчеркивает два момента: нормативность апостольского примера для христиан (ст. 15) и соответствие роста христиан почитанию и отклику на истину, которую они осознают теперь (ст. 16).

Павел был уверен в том, что занимает ключевую позицию среди других христиан. В других своих письмах он утверждал свой авторитет Апостола в вопросах учения (напр. 1 Кор. 2:10-13; 14:37; 1 Фес. 2:13), требуя, чтобы церкви воспринимали его наставления, как полученные «от Духа Святого». Здесь указание касается его образа жизни: он определяет образец, которому каждый христианин должен следовать.

Уверенность Павла раскрывается двумя путями. Во-первых, он верит, что каждый зрелый христианин примет апостольский образ жизни (так должен мыслить, ст. 15). Прилагательное совершен в стихе 15 соответствует глаголу «усовершился» в стихе 12 *. Есть предположение, что оба они заимствованы из словаря атлетики: «усовершился» означает «увенчанный как победитель», «выигравший награду». «Совершен» — «годный», «натренированный», «готовый к состязанию». Такой христианин, полагает Павел, полностью одобрит и примет апостольские принципы и образ жизни.

Во-вторых, мы видим уверенность Павла в его заявлении, что Бог наложит на него печать Своего одобрения. Если кто-то будет не согласен с апостольским взглядом на жизнь, то Бог «откроет это» — то есть принципы Павла и их воплощение на практике — это-

Прилагательное releios колеблется между двумя значениями: «(полностью) совершенный» (напр. Мф. 5:48; Рим. 12:2; 1 Кор. 13:10; Еф. 4:13) и «взрослый», «зрелый» (напр. 1 Кор. 2:6; 14:20, где оно противопоставляется всему детскому, или младенческому; Евр. 5:14, где оно контрастирует со всем неопытным и инфантильным).

му человеку. Мысли Бога и мысли Апостола находятся в согласии*.

Это утверждение грандиозно само по себе и, кроме того, имеет огромное практическое значение. Новый Завет учит, что группа апостолов была единственной в своем роде. Со времен Павла и апостолов никто не мог сказать: «Не апостол ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» Ни один человек не имел права сказать: «Евангелие, которое я благове-ствовал... я принял... чрез откровение Иисуса Христа». Никто не мог сказать: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 9:1; Гал. 1:11-12; 1 Кор. 11:1). Апостольское сообщество занимает исключительное, неповторимое положение основателей церкви (Отк. 21:14). Они были органами откровения, непогрешимыми учителями. Но кроме того, они были — как в случае с Павлом — данными свыше примерами воплощения образа жизни Христа в мире. Современная церковь является апостольской не благодаря какому-то

* Очень общим выражениям стиха 156 нелегко дать точное определение, но вышеуказанное толкование кажется наиболее удовлетворительным. Два наблюдения очень важны: во-первых, слово иначе (heteros) имеет слишком общий смысл, чтобы можно было отнести его к какому-то определенному моменту учения Павла, и, следовательно, выражение о чем (ti) лучше всего понимать как увеличивающее неопределенность, чем как точно определяющее различие «по какому-то обособленному вопросу» (Кент). Во-вторых, глагол мыслить (phroneiri) означает не мысли по тому или иному пункту верования или практики, а «общий характер мышления... образ мыслей, лежащий в основе духовной жизни» (Винсент). Именно этот глагол использовался для выражения «чувствований» Христа в 2:5 и далее — его взгляда на жизнь, принципов, вдохновивших его образ жизни. Следовательно, Павел подразумевает такую позицию, как его трезвая самооценка (в противоположность, например, всякой идее «безгрешного совершенства»), его решительное и жертвенное стремление к святости (в противоположность всякой идее мгновенной святости или святости, которая дается божественным деянием пассивному объекту), его уверенность в небесной награде (в противоположность сомнению в том, что касается небес, которое говорит о недостаточном понимании жертвы Христа и которое лишает современную жизнь твердой уверенности).

человеку или группе лиц, заявляющих об апостольстве, а в силу своей верности их учению и подражанию апостольской жизни, как написано и как учит Писание. Учение и практика идут рука об руку. Есть знание истины, гармонирующее с благочестием, и есть образ жизни, украшающий доктрину (Тит. 1:1; 2:10). Поскольку сейчас мы живем во время беспрецедентного сомнения в апостольстве, то и в том и в другом отношении мы должны быть очень внимательны. Павел предает анафеме тех, кто порочит благовествование Христово (Гал. 1:6—10); его слова: «предал их Бог» относятся к тем, кто, заменив Божью истину ложью, принялись бесчестить свое тело, предались ниспровержению всех норм морали (Рим. 1:24 и далее).

Несмотря на то что Павел знал о своем авторитете в церкви, дух его письма к филиппийцам очень далек от авторитарности. Епископ Моул написал однажды на полях Нового Завета: «Apostolus, non papa!» — «Апостол не папа!» Павел имел авторитет и не претендовал на диктаторство. Он обращается к тем, кого считает своими братьями не на словах, а в действительности (ст. 13, 17). Он модулирует я стиха 14 в нас стиха 15. Да, он Апостол, но все же он и верующий среди верующих, нуждающийся в их общении (Флп. 1:19), занимающий общую с ними позицию в стремлении к святости. Поэтому когда не все тотчас же соглашаются с его учением (ст. 15), он не отвечает на это с нетерпимостью: «Поосторожней! я — окончательный арбитр в таких вопросах». Он вверяет все откровению от Бога (ст. 156) и формулирует жизненное правило для каждого человека: Впрочем [то есть, поскольку мы достигли некоторого положения во Христе и некоторого понимания Его истины], до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Это путь вперед. Проявление личного мнения необходимо, если человек хочет расти во Христе.

Призывая человека принимать ответственные решения, Павел не поощряет ни деспотичность, ни при-

хоти: он призывает к достойному образу жизни в свете истины Христовой. Он обращается к тем, кто «достигли» и велит им держаться истины. Нам нужно быть внимательными к каждому слову Апостола. Он не говорит о том, что в религиозных вопросах каждое индивидуальное мнение справедливо и правомочно. То, что достигнуто, может быть лишь некоторым осознанием объективной истины, открытой во Христе и Христом. Следовательно, Павел рассматривает не ситуацию, когда люди упрямо цепляются за свои капризы, или интуицию, или мнения в противовес любому контраргументу, а положение, когда каждый христианин привержен тому, что он знает о Христе.

Во-вторых, глагол stoicheo в предложении должны мыслить и по тому правилу жить подразумевает продуманный и постоянно поддерживаемый образ жизни, основанный на истине Христовой и выражающий ее в той мере, насколько отдельный человек знает ее *. Иными словами, применительно к нашей личной ситуации — отдельный верующий свободен вырабатывать образ мыслей и поведения в свете Слова Божьего. Это путь к христианскому росту, мы постоянно будем развиваться и в нашей вере, и в поведении, поскольку Бог позволяет свету проливаться все больше и больше из его Слова.

В заключение необходимо сделать три кратких замечания. Во-первых, Павел предлагает здесь правильную методику воспитания и образования. Рост, путь к зрелости, влечет за собой риск, потому что оставляет место методу проб и ошибок. Ребенок, оберегаемый слишком любящими родителями от всякого жизненного удара и неприятного результата от его собственного поведения, никогда не выйдет из детства. Таким образом, Бог «берет на себя риск», давая нам свое Слово. Тоталитарный метод все предусматривающего церков-

*  Глагол  stoicheo — «ходить согласно правилу»,  «практиковать правило жизни»; напр. Деян. 21:24; Рим. 4:12; Гал. 6:16.

ного авторитета, который имеет ответы на все вопросы, берет на себя всю ответственность и предохраняет от всяких невзгод, выглядит более безопасным. Но такая безопасность приобретается только за счет постоянного пребывания в духовном младенчестве. Нам нужны «пробы и ошибки» в жизни по Писанию, для того чтобы расти: открывать, чему учит Библия, подвергать это испытанию, находить, в чем мы ошиблись, возвращаться назад и делать новую попытку. Это поистине «научный» подход.

Во-вторых, поскольку каждая отдельная библейская истина должна рассматриваться в контексте всей библейской истины, этот призыв иметь «личное мнение» вовсе не поощряет «индивидуализм». Мы живем в сообществе церкви, мы наследники всего, что уже накоплено при изучении Священного Писания, мы обогащаемся знаниями, которыми делимся друг с другом в церковной жизни. Как сказал Иаков: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).

И наконец, риск не так уж велик! Потому что Павел совсем не предполагает, что мы достигнем всего самостоятельно. Есть Бог, который выше всего, Чья неоспоримая цель — уподобить нас Его Сыну. Если мы послушны истине, которую Он уже дал нам, то Он Сам будет присматривать за ростом и там, где мы будем ошибаться, будем несовершенными или слабыми, то и это Бог... откроет нам.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.