Алек Мотиер
Послание к Филиппийцам
2:12-18 13. Свершение
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение.
1. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
1. Все делайте без ропота и сомнения,
2. чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, ча дами Божиими непорочными среди строптивого и раз вращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
1. содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
2. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам;
3. о сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
Божьему «посему» (ст. 9) соответствует христианское итак (ст. 12)*, и это, в двух словах, и есть содержание данного отрывка. Точно так же, как Бог оценил, а затем отозвался на благость жизни в послуша-
* В греческом тексте — разные слова (ст. 9: dio — «посему, из-за чего»; ст. 12: hoste— «итак»), но впечатление то же самое.
нии Своего Сына (ст. 9—11), так и христианин должен обдумать пример Христа и решиться на достойный отклик (ст. 12-18).
За христианским «итак» мы замечаем, во-первых, что в стихе 4 Павел подчеркивает решающее значение правильных взаимоотношений между людьми внутри церковного сообщества, потому что иначе церковь никогда не смогла бы выстоять перед угрожающим миром. В стихе 5 он представил Христа не только как нашу новую духовную жизнь, но и как пример новой жизни в практическом отношении. Все это Павел воскрешает в памяти словом итак (ст. 12). Он, в сущности, говорит: «Позвольте мне сказать вам, как действовать, чтобы достичь великой цели здоровых взаимоотношений в уподоблении Христу». Таким образом, Библия не только учит нас тому, что есть истина, но и как отвечать на истину; не только, что такое пример Христа, но и какой линии поведения следует держаться, чтобы воплотить его в жизни. Давайте поэтому со всей серьезностью подумаем о том, что предлагается нам в 2:12—18, потому что величайшая задача христианина — уподобиться Христу, а здесь речь идет о действиях, ведущих к ее решению.
Возвращаясь теперь к обзору стихов 12—18, мы видим четкое различие между стихами 12-16а (...слово жизни), которые полны директив, и стихами 166—18, которые сосредоточены на побуждениях. Однако в стихах 12— 16амы находим не только список повелений, но также и список заверений. Создано равновесие между тем, чем мы должны быть и к чему должны стремиться, и тем, что в нас уже есть. Директивы утверждаются или подразумеваются словами «послушны», «совершайте» (ст. 12), «делайте» (ст. 14), «быть неукоризненными» и т. д., «сияете» (ст. 15) и «содержа» (ст. 16). Заверениями являются: «Бог производит» (ст. 13), «вы — чада Божий», «вы — светила» (ст. 15). Равновесие и свидетельство этих стихов говорит о том, что христианская жизнь, возрастаюШая в подобии
Христу, — это сочетание покоя и деятельности, не чередование того и другого, а соединение, когда в один и тот же момент христианин и отдыхает с уверенностью (например, полагаясь на то, что Бог делает в нем), и активно преследует цель (например, обязанность быть неукоризненным). Давайте попытаемся рассмотреть это несколько более детально.
1. Работа христианина и никогда не оставляющий нас Бог
В каждом из этих стихов присутствует тот, кто работает: христианин «совершает» («working out») (ст. 12), а Бог «производит» («working in») (ст. 13)*. Это указывает на сочетание, как мы отметили выше, нашей деятельности и доверия к тому, что делает Бог.
Работа христианина отличается послушанием, ответственностью и проникновенностью. В первую очередь подчеркивается послушание. Стих г2 Павел начинает со взгляда в прошлое — в их жизни всегда было послушание; слова как... в присутствии моем подразумевают, что будь он сейчас с ними, он стал бы как бывало искать признаки послушания; фраза гораздо более... во время отсутствия моего говорит об обязанности, которая относится не просто к будущему времени, но становится все важнее, по мере того как проходят годы. Совершенно ясно, что так и должно быть, поскольку задача христианина состоит в том, чтобы во всем уподобиться Сыну Божьему, Который принял на Себя послушание «даже до смерти, и смерти крестной» (ст. 8).
Во-вторых, это ответственная работа. Мы призваны самостоятельно и ответственно следить за тем,
* Четкий контраст между «out» и «in» скорее характерен для английского языка, он не диктуется греческим текстом. Тем не менее это не вредит переводу и как нельзя более точно уравновешивает данное в стихах учение.
чтобы работа была сделана: совершайте свое спасение (ст. 12). Забота о своей душе — дело каждого отдельного человека; ответственность за личный духовный рост возложена на личность — это не работа Бога и не задача сообщества, а вопрос индивидуальной ответственности. Необходимо лично стремиться к благодати и радоваться благам общения. Моя ответственность за меня*.
В-третьих, наша работа должна быть проникновенной: со страхом и трепетом. Тонкое ли это осознание великой ценности дарованного нам спасения, которое выражается в трепетной заботе о том, чтобы продолжать жить достойно наших привилегий и радоваться богатству Божественных благ? Сопереживание ли это с другими членам христианского братства, для кого и ради чьего благоденствия мы должны совершать достойные дела самоотверженного служения, которыми были отмечены жизнь и служение Иисуса? Или это трепетность по отношению к Богу? Поскольку несмотря на то, что
Страх закона и страх Божий
Не могут иметь ко мне никакого отношения**,
Свое спасение надо понимать не как цель, которую еще надо достичь, и, конечно, не как благо, которое надо заслужить, а как владение, которое надо использовать и которым надо обладать все более полно. Подходящим примером может быть указание учителя классу «решить задачу» — т. е. решение задачи (напр, математической) уже имеется, но ждет своего исполнения; или совет молодоженам «строить свой брак», потому что однажды заключенный брак • это брак в полной мере, но он требует внимания, терпения, развития и раскрытия в течение всей жизни. Следует воздерживаться от переводов, подобных тому, что в Иерусалимской Библии: «Работайте ради своего спасения», не потому что глагол (katenazomat) не может иметь такого смысла, а потому, что этого не допускает существительное («спасение», здесь — soferia). Обращение к алфавитному словарю («Спаситель» — soter, «спасение» — soteria, sotcrion\ «спасительный» — soterios; «спасать» — sozo) показывает, что позиция Нового Завета точно обобщена в утверждениях Еф. 2:4—8 и в негативных гарантиях Тит. 3:4—5.
А. М. Топлэди, Должник милости единой. — A.M. Toplady, A debtor to mercy alone.
есть страх Божий, о котором мы слишком мало знаем и который, к сожалению, утрачиваем, а именно: благочестивый страх, вырастающий из понимания нашей слабости и силы искушения; сыновняя (дочерняя) боязнь оскорбить Бога. Это не ужас погибшего грешника перед лицом Святости, а трепет истинного ребенка перед самым любящим из всех отцов; не страх перед тем, что Он мог бы сделать нам, а опасение нанести обиду Ему. Эта последняя область проникновенности — самая глубокая, и она может гарантировать ценность двух других, потому что не бывает провала в жизни тех, кому Господь даровал Свое совершенное спасение.
Теперь обратимся к другой стороне вопроса. Наша работа как послушных, ответственных, трепетных верующих возникает из внутренней работы Бога: совершайте, говорит Павел, потому что Бог производит в вас. Основа — в Его действии, наша активность — это ответ на то, что делает Он. Ему принадлежит внутренняя работа по преобразованию и возрождению; наше послушание Ему — это то, как мы принимаем Его присутствие в нас.
В сжатом наставлении стиха 13 пребывание Бога отмечено эффективной деятельностью, полнотой и свободным божественным выбором. Рассматривая все по порядку, мы прежде всего отмечаем, что Бог производит: Он действует. Без сомнения, все мы слышали проповеди о возможности (говоря это с почтением) «нейтрализации» присутствия Бога. Христос находился в лодке, тем не менее Петр взялся за руль, а Иисус спал! Мы никогда не должны забывать об этой стороне истины, о моральных и духовных условиях, на которых мы обладаем постоянным присутствием Бога. Однако превыше всего этого — великая вдохновляющая истина, что Бог никогда не оставит Свой народ; Он всегда работает; Он никогда не спит; Он неустанно действует. Мы забыва-
ем, Он — нет; мы отступаем, но мы не можем остановить, отсрочить или увести в сторону Его работу. Он всегда пребывает активно.
Павел использует глагол (energeo), которым описывается работа, достигающая поставленной цели; результат гарантирован делом. Глагол определяется позднее в том же письме (3:21), когда, используя соответствующее существительное, Павел говорит об эффективной силе, благодаря которой Он может подчинить Себе все. Деятельность Бога всегда продуктивна: Он не может ни сбиться со Своего курса, ни потерпеть неудачу в достижении Своей цели. Помня наш ежедневный список неудач и нашу нередкую потерю веры в себя, какое непередаваемое утешение мы находим в этой истине!
Утешение возрастает, когда мы обращаем свое внимание на элемент полноты в стихе 13. В каждом действии есть два аспекта, которые необходимо учитывать: желание и поступок, и часто мы переживаем неудачу в том или другом. Либо мы не можем прийти к правильному выбору, либо, сделав этот выбор, мы терпим неудачу в его осуществлении. Грех испортил и способность избирать, и способность осуществлять. Но Бог эффективно и неустанно «производит в вас и хотение и действие», чтобы восстановить наши желания и наделить нас Своей собственной способностью к продуктивной работе. Достигающий Своей цели Деятель уподобит нас Себе*.
Важен вопрос: почему Он делает это. Если Он действует, только когда встречает обнадеживающий отклик, или только там, где есть свидетельство роста, или в том случае, если мы действительно ждем этого
* Таким образом, этот стих завершает трио стихов, раскрывающих, что наше спасение всецело зависит от Бога. В 1:29: вера, которую мы отдали Христу, — это милостивый Божий дар. В 1:6: Божья работа спасает и приводит к полноте во Христе, к которой мы стремимся. В 2:13: пребывающий в нас Бог непрестанно действует от начала, которое мы помним (1:29), до конца, которого мы ждем (1:6).
от Него, тогда никто из нас не может надеяться достичь великой цели. Но все совсем не так. Он этого хочет. Это свободный Божественный выбор: по Его благоволению. И тогда ничто не может остановить продолжающуюся Божественную работу.
Работу, начатую Его добротой,
Завершит Он сильной рукой;
Его обещание — Да и Аминь,
И никогда еще оно не было утрачено.
Ничто ни в будущем, ни сейчас,
И ничто внизу или свыше
Не может заставить Его отказаться от Своей цели
Или отделить мою душу от Его любви*.
Моисей сказал об этом так, что нельзя выразиться лучше: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас ГОСПОДЬ и избрал вас... но потому, что любит вас ГОСПОДЬ» (Втор. 7:7 и далее). Он любит вас, потому что любит! Это не объяснение, но это и самое замечательное из всех объяснений, значит, это имеет для Него значение, хотя и не ясно, по какой причине. Он никогда не оставит нас.
2. Христианский характер и сияющий свет
Первые слова стиха 14 — как порыв холода в жаркий день. Акцент, сделанный Павлом (ст. 13) на полноте работы Божьей, не подготовил нас к указанию, что мы должны делать все\ Однако такова логика Священного Писания, возведенная в принцип в стихах 12-13. Наше послушание — это путь, которым мы на опыте вступаем в полноту того, что Бог совершает в нас. Он делает все, и мы обязаны делать все: это наш полный ответ на Его вседостаточность.
В наши дни отнюдь не умолк голос, призывающий христиан к освящению, не требующему усилий, которое основывается на некоем внутреннем переживании Бога. Лозунг «дайте волю и пустите Бога» бывало пользовался популярностью и выразился, например, в словах Ф. Р. Хейвергала:
Святость — верой в Иисуса,
А не твоим собственным усилием*.
Это полностью противоречит библейской точке зрения. Новая природа — это дар нам от Бога, но эта новая природа активно проявляется и в новом характере, и в новом поведении только благодаря ответственному послушанию, благодаря трудной ежедневной борьбе.
Однако нас ждет еще один сюрприз. Повелев нам все делать, Павел не указывает, что же именно мы должны делать! Он не очерчивает направление деятельности, а призывает к ее качеству: без ропота и сомнения', он определяет не правила жизни, а свойства человека: неукоризненными... чистыми... непорочными; он концентрирует внимание не на социальных трудностях, а на социальном контрасте: строптивого и раз-вращенного рода, в котором вы сияете, как светила.
Итак, во-первых, мы отмечаем внешнее проявление внутренней сущности (ст. 14-15а, ...непорочными). Такое поведение христианина — без ропота и сомнений — имеет цель: чтобы вам быть (лучше сказать: «чтобы вы могли показать/доказать, что вы»)... чадами Божиими. Величайшая слава христианской этики — в том, что она призывает нас быть самими собой. Слова чада Божий говорят не о иллюзорном желании, не о безрассудной надежде, не о высшей цели наших стараний, а о настоящей реальности, которая ожидает свое-
* А. М. Топлэди, Должник милости единой. — A.M. Toplady, A debtor to mercy alone.
Ф. Р. Хейвергал, Церковь Божья, возлюбленная и избранная. — F.R. Havergal, Church of God, beloved and chosen.
го выражения в нашем сознательном, ответственном поведении. Отец породил нас по Своей собственной воле (Ин. 1:12; Иак. 1:18); мы дети, которых Он привел к славе с помощью Своего Сына (Евр. 2:10); мы «причастники» Божеского естества (2 Пет. Г.4) по праву наследников. Итак, что же нам делать?
Если слава христианской этики в том, что она призывает нас быть самими собой, то величие Священного Писания еще и в том, что оно одновременно и говорит нам кто мы есть (чада Божий), и показывает присущий нам образ жизни. Таким образом, все делайте — это не выражение прихоти Павла, а авторитетное описание должного роста жизни Божьей в чаде Божьем. Как для наших детей естественно сначала ползать, а затем встать вертикально и пойти, точно так же есть «естественное» проявление жизни Божьей, которое мы должны растить в себе путем осознанно принятого нами поведения.
В нем есть три стороны. Во-первых, для чада Божьего характерно поведение без ропота и сомнения. Ропот может быть оправданным, однако пример в Деян. 6:1 нас предупреждает, что, когда начинается ропот, мы ступаем на тонкий лед. Эгоистичное сердце быстрее всего приобретает власть над нами с помощью механизма критики и подсказки своекорыстия. Слово «ропот» обычно используется в Новом Завете в этически негативном значении: эгоистичные жалобы, несоразмерная критика мелких вопросов, нетерпимость по отношению к тому, что непонятно, нежелание быть полезным (Мф. 20:11; Лк. 5:30; Ин. 6:41; 1 Пет. 4:9) — все это выражается во внешнем поведении*. Напротив, сомнения** целиком принадлежат области внут-
* Существительное gongysmos, ср. Ин. 7:12; глагол gongyzein ср.: Ин. 6:61; 1 Кор. 10:10; другое существительное— gongystes — встречается в Иуд. 16: «ропотники».
** Существительное dialogismos, напр. Мк. 7:21 («злые помыслы»); Л к. 5:22; 6:8; 9:46-47; Рим. 1:21 и т. д.; глагол dialogizomai, напр. Мк. 2:6; Лк. 3:15. Значение положительное или отрицательное, согласно контексту.
реннего, это позиция ума и сердца, они соответствуют внешнему проявлению ропота. Таким образом, эти два слова, вместе взятые, охватывают все наши действия по отношению к другим людям и наши мысли о них. Использование Павлом множественного числа в каждом случае делает запрет всеобъемлющим: «без придирок, эгоистичной критики любого рода, выраженной словами или молчаливой».
Во-вторых, Павел обращается к чему-то позитивному и личному: чадо Божье должно быть неукоризненным и чистым. Первое слово имеет в виду критические замечания других людей в наш адрес и означает «безупречное»; а второе — упреки, которые можно сделать самому себе, зная сокровенную глубину своего сердца: «без какой-либо примеси (зла)». Христианин не должен принимать во внимание критику с придирками со стороны других, но и самим образом своей жизни мы обязаны удалить все основания для справедливой критики. Имеет ли значение, что думают о нас другие? Конечно, имеет! Павел предлагает нам следить за тем, чтобы ни у одного человека не было настоящей причины судить нас. И это в такой же мере относится к нашим сердцам, когда мы подвергаем их нашему собственному критическому анализу. Слово неукоризненные говорит о незамутненной добродетельности, о совершенно чистой совести (Деян. 24:16; 1 Тим. 1:19) истинного чада Божьего.
Остается еще одно измерение жизни чада Божьего — самое глубокое из всех. Для удобства мы называем его духовным, потому что оно показывает, какими мы предстаем перед Богом. Мы должны быть непорочными. Именно непорочность имел в виду Бог, когда в вечности избрал нас во Христе (Еф. 1:4); именно это в итоге Он совершит (Еф. 5:27); без порока было совершенство Пасхального агнца (Исх. 12:5) и непорочна — личность Христа (Евр. 9:14; 1 Пет. 1:19), личность и жизнь, для критики которых нет причины даже у святого Бога. Непорочность — это часть Божьего милое-
тивого спасения для нас: «освящены мы единократ-ным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10); мы к ней предназначены, так как на опыте становимся тем, чем являемся по благодати, непрестанно живя жизнью в послушании, к которой призваны спасенные.
Так Павел обрисовывает внешнее проявление внутренней природы. А теперь (ст. 156—1ба) он обращается ко второй теме, затронутой им в этих стихах: выполнение обязанности. Он говорит об окружении, в котором живет христианин (среди... в котором), о контрасте между христианином и этим окружением (сияете, как светила) и о том, чем достигается контраст (слово жизни).
«Светило» — прекрасно иллюстрирует нечто, что делает то, что должно делать, будучи тем, чем оно должно быть. Поэтому это слово употреблено очень удачно в доводах Павла. Ответственность перед окружающим миром, распространение идей, воздействие на общество, слово другим об Иисусе — ко всему этому он обращается только после того, как утверждена основа христианской личной святости. Как светила мы должны «быть», если нам надо «делать»*.
Павел не говорит ничего конкретного о темноте мира, в котором должно сиять светило. Определение его как строптивого и развращенного (Втор. 32:5) — это общее определение людей, которые отвращаются от Господа и ищут других богов. Есть искушение отнести слово строптивый к деятельности, а развращенный, «беспорядочный», — к ценностям. Но было бы неосмотрительным слишком определенно разграничивать
* Светила (ст. 15): phoster имеет два значения: а) излучение света, сияние (Отк. 21:11); б) светоносное тело (LXX Быт. 1:14,16); классический вариант: «светильник». Здесь, в Послании к Филип-пийцам, можно объединить оба значения. Христианин — это «сияние», излучение света; но также и «светильник», содержащий и светящийся светом, полученным из какого-то источника.
эти понятия: мир отбился от истинного Бога, ведя беспорядочную жизнь неверующих. Напротив, христианин и живет содержа слово жизни, подобно светильнику, хранящему в себе какой-то излучающий элемент, и дает слово жизни, так же, как яркий свет светильника рассеивает окружающую темноту*.
Слово жизни имеет, таким образом, два отдельных аспекта. Это откровение, которое говорит нам о жизни и наделяет жизнью, о которой оно говорит. В широком смысле оно означает содержание Писания (ср. Ин. 5:39; 2 Тим. 3:15), а в особенности — «слово истины, благовествование вашего спасения» (Еф. 1:13, ср. 2 Фес. 2:13—14). Без этого животворного слова христианская личность не может существовать. И в то же время светило христианской личности — это неразгаданная притча, если мы не будем говорить о Христе. В равной мере, разговор о Христе тщетен, если наша жизнь не подкрепляет наши слова.
Важно понять, почему Павел подводит свое учение к этому моменту, говоря о светиле, чье сияние светит во тьме. Самый яркий и самый прекрасный свет был светом Иисуса, Который, несмотря на то что был образом Божьим и равным Богу, принес Свой свет в этот жалкий мир ради ничего не стоящих грешников. Животворное слово наделяет нас самой жизнью Христа. Эта жизнь должна идти своим путем, сияя среди строптивого и развращенного рода, разоблачая и вынося приговор, просвещая и преобразуя. Свидетельствование — это часть уподобления Христу.
* Новый Завет не помогает решить, что правильно — «держать крепко» или «предлагать». Глагол — epchein (ср.: Лк. 14:7; Деян. 3:5; 19:22; 1 Тим. 4:16). Классически слово используется в смысле «предлагать кому-то пищу или воду». Отсюда Моул (указ, соч.): «протягивая» ...как те, что предлагают благодеяние...»; Колланж (перефразируя): «показывая свет миру тьмы». Ср.: Кент (предпочитая оба значения): «Предполагается, что те, кто предлагает свет другим, должны были сначала получить его сами».
3. Христианский стимул: день Христов
Итак, христианская жизнь — это жизнь дела, а именно: свидетельства и укрепления личности (характера) во Христе. Когда Господь Иисус жил Своей особой жизнью, Он имел поддержку в предстоящей Ему радости (Евр. 12:2), и когда мы стараемся подражать нашему Спасителю, Павел не оставляет нас без поддержки, напоминая о том, что ждет нас впереди.
Во-первых, он показывает нам внутренние ценности той жизни, которую он обрисовал. Он ссылается на жертву и служение веры вашей (ст. 17). Слово жертва указывает на наш статус как священников. Мы не приносим в качестве жертвы животных, но у нас есть жертва, назначенная Богом и угодная Ему (Рим. 12:1; Еф. 5:1). Жертва жизни — в послушании, становлении личности, святости и свидетельстве — жизни, к которой побуждает нас наша вера. Это наше священническое служение Богу.
Во-вторых, Павел поддерживает нас в следовании за Христом своим собственным апостольским одобрением такого образа жизни. Он убедительно выразил это в стихе 17. Мы должны помнить, что угроза смерти для него в это время была близкой и реальной (Флп. 1:19 и далее). Он говорит здесь о ней так: соде-лываюсь жертвою. Слово имеет отношение к «жертве возлияния» в Ветхом Завете. Правила в этой системе жертвоприношений не абсолютно ясны, но мы можем по крайней мере сказать, что жертва возлияния сопутствовала большей жертве; это была небольшая часть, но необходимая, дополнявшая главную жертву, доводя до окончательной завершенности (напр. Чис. 15:8 и далее). Павел говорит, что счел бы радостью то, что он трудился до усталости (так как именно это означают слова в ст. 16), если тем самым он смог «окончательно довершить» назначенную для них жертву работы, становления характера и свидетельства. Едва ли он
мог бы более высоко оценить жизнь, к которой их призывает.
Тем не менее Павел говорит о еще более высокой ценности христианской жизни. Поскольку, в-третьих, поощряя нас на нашем пути, он показывает, что жизнь в подражании Христу будет одобрена перед лицом Самого Христа в день Его прихода. Павел предвкушает радость, когда вернется Христос (ст. 16), если, конечно, его филиппийцы будут держаться направления, которое он для них обозначил. Мог бы он радоваться, если бы Христу пришлось упрекать их при Своем возвращении, если бы не было сказано: «Хорошо» (Мф. 25:21; Лк. 19:17)? Но как велика будет его радость, когда он увидит благосклонность Христа к ним и Его одобрение! И путь, ведущий к этому дню и к радостной встрече с Христом при Его явлении, — это путь смиренной работы, настойчивого стремления к святости личности и яркого свидетельства невежественному миру.
Этот материал еще не обсуждался.