Уолтер Мартин
Царство культов
В предыдущих главах этого исследования мы рассмотрели и оценили в свете Слова Божия основные нехристианские культы и секты, постоянно бросающие вызов проповедникам Церкви Иисуса Христа.
Все перечисленные организации враждебны историческому христианству. Теперь, по логике вещей, у нас должен возникнуть вопрос: «Какие же меры следует принять церкви в ответ на вызов, брошенный ей современными культистами?» Цель этой главы — наметить план, систему методов, с помощью которых мы смогли бы не только держать под контролем культистов, но, что более важно, предпринять шаги по обращению их в христианство, ибо это сейчас важнейшая задача Церкви Христовой.
Шаг за шагом двигаясь по этому, образно выражаясь, пути к исцелению, Церковь еще увидит день, когда ясной и полной любви проповедью правды ей удастся вернуть позиции, отвоеванные у нее нехристианскими сектами в течение последнего столетия. Нельзя забывать, что выполнение самых щедрых обещаний культистов, завлекающих людей в свою организацию, не сравнимы с тем, что может дать любящей Его душе Иисус. И Церкви нечего бояться культов до тех пор, пока она будет верна своей задаче, провозглашая и защищая то, что было открыто нам через пророков (Иуд. 3).
Автор убежден, что если его советы будут немедленно воплощены в жизнь, проблема культов вскоре перестанет существовать как в Америке, так и в других странах.
Проект первый: исследования
Чтобы пасторы, учителя, проповедники, студенты или юристы в случае необходимости могли располагать всей нужной информацией, жизненно важно провести тщательное исследование вопросов истории и теории крупнейших культовых систем. Значительное количество сведений, которыми мы располагаем уже сейчас, должно быть внимательно рассмотрено, оценено, рассортировано и систематизировано, чтобы этими данными могли пользоваться церковные организации и независимые христианские группы. Рядовой культист охотно верит фактам, идущим вразрез с тем, чему его учили, если только после проверки эти факты оказываются точными и достоверными. Христианам неоднократно удавалось обратить в свою веру мормонов или свидетелей Иеговы именно благодаря фактам.
Далее, следует иметь статистику роста или снижения количества сторонников главных культовых систем в стране и в мире, а также, выделив районы, где прогресс культистов особенно велик, проанализировать его причины, сопоставляя обстановку в этих районах с обстановкой в других, где влияние культов меньше.
В-третьих, необходимо опросить служителей основных христианских течений, какие меры они принимают, чтобы предотвратить рост сект в своих районах. Так, опросом местных пасторов, можно получить много ценных сведений о методах работы культистов.
Не лишне иметь систему оповещения о действиях культистов, особенно в крупных городах, становящихся обычно основными мишенями известных культов: всегда полезно знать заранее о приезде и отъезде миссионеров культа, о планируемых ими собраниях (международных съездах, проповеднических конференциях, лекциях и т. д.).
Конечно, создание подобного исследовательского центра — идея не новая. В 1960 году с этой целью был основан Институт христианских исследований, инициатором и директором которого я являюсь. Наша задача — собрать и систематизировать сведения для всех христианских организаций, помогая им бороться с идеологией культов.
Благодаря нашему информационному бюро по вопросам других религий, христианские лидеры, проповедники и работники всего мира могут получить необходимую им информацию, когда только захотят. Наши бюллетени снабжают свежайшими данными очень многих. Но план слишком сложен, чтобы его выполнить чьими-то индивидуальными силами. Все христианские организации должны сотрудничать и обмениваться информацией, оказывать центру финансовую помощь — и только тогда проект такого масштаба и такой значимости достигнет своей цели.
Проект второй: компьютерная поисковая система
Одно из самых современных средств борьбы с культами — использование компьютеров. Институт христианских исследований выдвинул предложение, которое, если оно будет принято, произведет революцию в области религиозных дискуссий. А предложение таково: создать компьютерную систему поиска информации, доступную практически из любых библиотек, университетов и колледжей. Система могла бы называться «Библиотека результатов христианских исследований».
Например, многие из антихристианских аргументов свидетелей Иеговы основаны на искаженном переводе греческого текста Нового Завета, специально подогнанном под их теорию. Что может возразить в ответ на их доводы рядовой христианин, не читающий Нового Завета по-гречески? В библиотеках будут стоять компьютеры, связанные с банком данных, и, отпечатав на клавиатуре вопрос, каждый сможет получить на него точный ответ.
В США живет около 60 миллионов культистов и еще 60 миллионов людей с неустойчивым исповеданием, которых можно будет без особой борьбы обратить в христианство с помощью подобной системы. Сеть компьютеров можно успешно использовать и в других странах. Вся информация, накопленная нами за последние 30 лет, станет доступна каждому.
Конечно, для осуществления столь грандиозной идеи нужно многое. Нужно сотрудничество всех организаций подобного рода в США и за рубежом. Нужен обмен информацией, слишком разбросанной в данный момент.
Подобная программа требует больших денежных затрат, и хотя участники проекта многие расходы сумеют покрыть сами, все же потребуются сборы добровольных пожертвований.
Молитвами и поддержкой прихожан и служителей христианства компьютерная программа поиска придала бы новые силы проповедникам, несущим Слово Господа в культы.
Проект третий: специальная литература
Третий проект является логическим продолжением первого. Если первый проект связан со сбором, сортировкой и обобщением нужных фактов и сведений, то третий займется публикацией и распространением, а также переводом подобной информации в международном масштабе.
Ценность таких научных трудов, памфлетов и книг, выпускаемых и поступающих в продажу как в США, так и в других районах земного шара, где ведется благовестие в среде быстрорастущих культов, неизмерима, что могут подтвердить все проповедники заграничных миссий.
С помощью таких организаций, как Институт христианских исследований, «Изучение духовных подделок», (Spiritual Counterfeits Project), информационно-исследовательская служба «Христианская апологетика», «Сэйнтс Элайв» (Saints Alive), Институт современного христианства, Американское библейское общество, Библейское общество Нью-Йорка, Международный миссионерский совет, Евангелическая ассоциация иностранных миссий, и многих других удастся снабдить информационными пособиями всех миссионеров, которые, в свою очередь, будут распространять их среди местных служителей, христианских лидеров на ответственных участках работы, так что больше ни мормоны, ни свидетели Иеговы не смогут воспользоваться отсутствием литературы, отгораживающей веру от их нападок и отвечающей на их обвинения.
Только в Южной Америке, где мормоны и свидетели Иеговы, не говоря уже об анимистических и спиритистских группах коренного населения, пользуются большим влиянием и растут численно, предварительный опрос показывает, что 90% опрошенных не просто хотели бы прочесть, но настойчиво просят, прислать литературу, которая помогла бы противостоять культистам и обратить их в истинную веру.
В Соединенных Штатах и Канаде, где также процветает немало культов, университеты, колледжи, семинарии, поместные церкви постоянно присылают заявки на литературу подобного рода и получают ее по мере возможности, но возможности эти весьма невелики, и те немногие организации, которые чем-либо тут могут помочь, включая наш Институт христианских исследований, и которые работают не покладая рук, все-таки не в состоянии удовлетворить всех желающих. Необходимо увеличить и число специальных комиссий, наподобие уже финансируемой Всемирным советом церквей, которые защищали бы рынок церковной литературы от культовой продукции и помогали отличать ее от истинно христианской. Консерваторы и либералы могут иметь разногласия в вопросах теологии, но и те и другие в равной мере страдают от нашествия сект, и ряды культистов по сей день пополняются за счет бывших методистов, членов епископальной церкви, лютеран, баптистов, конгрегационалистов и т.д., входивших как в либеральный, так и в консервативный лагерь.
Нужда в литературе просто отчаянная, причем в литературе, специально ориентированной на убеждения культистов. Но для ее создания опять же требуются объединенные усилия заинтересованных служителей, издателей, ученых, иначе затея просто неосуществима. Культы пользуются бездействием христианской церкви, не предпринявшей еще мало-мальски серьезных усилий, чтобы приостановить контрабандное распространение культовой литературы, направленной против христианства. Этим бездействием мы, без сомнения, внесли существенный вклад в их успех. Наши исследования дали и дадут еще огромное количество полезной информации, но чтобы отпечатать ее и сделать общедоступной, одних наших усилий мало.
Проект четвертый: пересмотр системы образования
Великий педагог Сэмюэль Джонсон писал: «Основа государства — в обучении его молодежи», — а мы, перефразировав его слова, скажем: «Основа Церкви — в обучении ее лидеров».
Так как автор книги — профессор колледжа, его всегда очень интересовало преподавание сравнительного религиоведения в религиозных заведениях, колледжах и семинариях, а также в обыкновенных школах, особенно по части изучения нехристианских культов и сект. Здесь существует настоящая проблема, и будет досадно, если мы не коснемся ее в нашем разговоре.
С тех пор как около 200 лет назад миссионерская деятельность по провозглашению Слова Божия стала проводиться организованно, она столкнулась со многими проблемами. Различия в языке, культуре, национальности, воинствующий национализм, соперничество между проповедниками разных религиозных направлений — все это вносило немало сумятицы в деятельность миссионеров.
В довершение всего, христианскому благовестию противостали крупнейшие нехристианские религии ислам, буддизм, индуизм, даосизм, синтоизм и т.д., так что процесс в отдельных районах шел либо очень медленно, либо вообще сходил на нет.
И вне всякого сомнения, значительным препятствием к распространению христианства стали нехристианские культы, многие из которых ныне вышли на международную арену. Многие из них очень умело и быстро вербуют сторонников среди новообращенных в христианство. Пользуясь раннехристианскими методами, культисты приспосабливаются к культурным нормам тех, с кем они работают, снабжают людей литературой на их родном языке, обязательно подчеркивая, что основной источник их теории — Библия. Очень часто они разворачивают яростные кампании по борьбе с курением, алкоголем и прочими мирскими и недуховными увлечениями. Вся эта деятельность подкрепляется откровениями образца XIX века, призывающими к непрестанной борьбе со всеми другими религиями, главным образом христианством. Важно, что в первую очередь они обращаются к христианам. Очень редко они отваживаются начать свою проповедь с людей, не знающих Евангелия.
Мы вовсе не хотим сказать, что деятельность этих организаций следует юридически запретить или сделать их мишенью для обвинений. Нельзя покушаться на свободу совести и право отстаивать свои убеждения, завоеванные евангелическим протестантизмом в ходе истории. Но если христианство хочет сохранить свое будущее, надо уметь разграничивать правду и ересь. Некоторые из культов, особенно свидетели Иеговы, своими противоправными действиями неоднократно вызывали неудовольствие местных властей, направленное и на христиан, чем подрывались результаты истинного благовестия, так как отношения между культистами и христианскими проповедниками становились весьма натянутыми. Для миссионеров христианства благовестие в среде столь фанатичных сект, как мормоны, свидетели Иеговы, и подобных им — задача очень сложная.
В связи с этим возникает вопрос: «Что мы делаем, чтобы подготовить проповедников внешних миссий (а также пасторов и проповедников внутри страны) к столкновению с этой все более сложной проблемой? Все ли христианские учебные заведения принимают ее во внимание при составлении программ? Существуют ли специальные занятия для будущих проповедников, обучающие навыкам обращения культистов в христианство?»
Культисты постоянно вспоминают Библию, но во всех без исключения случаях они отводят себе роль ее непогрешимых истолкователей, уступая в догматизме разве что иезуитам. Вместо того чтобы быть непогрешимым правилом веры и жизни, Священное Писание у них приобретает второстепенную роль, причем все делается искусно, и новообращенный даже не подозревает, что главный авторитет для культистов вовсе не Библия, а истолкование Библии, угодное данному культу.
Хотя данная проблема хорошо известна проповедникам, в семинариях, колледжах и библейских институтах ей не уделяют особого внимания. Печален факт, что менее 5% духовных заведений в США требуют от выпускника знания курса сравнительного религиоведения или нехристианских культов Америки. Факт ужасает тем более, чем яснее осознаешь, какой простор мы открываем деятельности культов этим упущением.
В одной из своих газетных статей профессор Джильберт Петерсон, возглавляющий факультет религиозного образования в Библейском колледже Филадельфии, так говорит об учебной программе американских библейских колледжей, институтов и семинарий:
«Подготовка» — это слово, которое в наше время часто встречается в газетных заголовках, речах государственных деятелей, военачальников и педагогов. Его приходится слышать и от руководителей церкви и зарубежных миссий. Мы придаем огромное значение угрозам со стороны других государств, наций и идеологий, и мир вокруг нас всегда находится в состоянии готовности. Пора бы и тем, кто ответственен за духовное образование, остановиться и посмотреть, какую подготовку получает молодежь в высших учебных заведениях...
В это трудное время остро необходимо, чтобы не только выпускники духовных колледжей, но и христианская молодежь, получившая любое другое образование, была в состоянии доносить до людей истину Священного Писания. Каждую весну новая группа молодежи получает дипломы миссионеров, начиная служить Богу в родной стране и за границей.
Недавно автором было проведено исследование, в котором обнаружилось, что из 15.000 выпускников более чем 23 колледжей США и Канады лишь 12,5%, то есть около 1.900 человек, работают сейчас в миссиях. Но главное даже не количество молодежи, работающей «по профилю» после духовных колледжей, а то, какую подготовку по теории культов получают они, прежде чем отправиться благовествовать.
В последние 10 лет деятельность культов, сект и разных «измов», проникших на радио и в печать, достигла невероятных размеров. Скорость распространения ереси, несомненно, связана с жалким количеством информации о культах у христиан, с одной стороны, и неумением противопоставить измышлениям истинный текст Библии, с другой. В 50 библейских колледжей были посланы анкеты, на которые мы получили ответы из 23 колледжей, и в пункте, предлагающем назвать предмет, преподавание которого колледж более всего не устраивает, чаще всего назывались дисциплины, связанные с апологетикой, культами и нехристианскими верованиями. Из новых предметов, которые необходимы, выпускники особенно часто называли «культы и измы», причем с изучением истории развития культов, их основных идейных положений и критикой этих положений текстом Писания. Следом шла апологетика с изучением причин возникновения и доказательств истинности христианства. Предметом, который чаще всего предлагался, оказалось сравнительное религиоведение: 9 колледжей предлагали сделать его факультативным, 3 — обязательным на старших курсах у миссионеров и 4 — обязательным для всех выпускников. Это предмет, который рассматривает и сравнивает крупнейшие из ныне существующих мировых религий.
Чтобы быть готовыми к угрозе культизма, мы, давая образование нашей молодежи, должны четко представлять себе, чему учим ее в колледжах, институтах и семинариях — ведь ей предстоит служить Христу в самой «гуще» развивающихся ересей. А потому хотелось бы выдвинуть предложение относительно учебной программы. Конечно, это не претензия на истину в последней инстанции, а, скорее, совет, попытка исследования этой трудной проблемы. Ничто не сможет противостоять тщательному изучению Слова Божия и Божественной истины, содержащейся в нем. Основа всего — занятия по содержанию Библии и ее смысла. К этому добавим 3 часа апологетики в неделю, то есть изучение потребностей человека, возможностей христианского их разрешения и оснований уникальности и истинности христианского учения.
В отличие от рядового христианина или культиста, миссионер должен разбираться не только в своей собственной вере, поэтому к апологетике необходим 3-часовой курс по культам и «измам». Как уже говорилось, в нем должны рассматриваться история и доктрины таких нехристианских течений, как свидетели Иеговы, «христианская наука», мормоны, и прочих. В курсе должна присутствовать христианская оценка этих систем и их терминологии, а также должны разрабатываться методы обращения в христианство их членов.
Курс сравнительного религиоведения может быть факультативным, он расширит кругозор студента и даст ему дополнительные знания о нехристианских религиях. Когда выпускник начинает свою проповедническую деятельность, ему может помогать более опытный проповедник, который научит его на практике применять знания, почерпнутые в колледже. Очень пригодятся тут знания терминологии и истории появления различных религиозных доктрин из курса апологетики.
В настоящее время апологетику преподают в десяти из 23 опрошенных колледжей, в том числе в шести из них это обязательный предмет. Историю культов проходят в одиннадцати заведениях, в семи из них она — обязательный предмет, а сравнительное религиоведение проходят в шестнадцати, причем в трех из них оно обязательно для миссионеров, а в четырех — для всех студентов.
Это значит, что только чуть более четверти духовных колледжей удовлетворяет предлагаемым требованиям или приближается к ним и чуть менее половины вообще имеет в своей программе все три нужных предмета (апологетику, сравнительное религиоведение и историю культов)1.
Замечания мистера Петерсона очень своевременны, потому что, если только одиннадцать учебных заведений из 23 имеют в программе историю культов и только семь из них требуют сдавать ее для получения диплома, ситуацию можно оценить как критическую.
Тщательное изучение программ духовных семинарий и колледжей в США показывает, что большинство их не воспринимает проблему нехристианских культов всерьез.
Разумеется, подобная информация не радует, тем более что ересь особо распространяется в главных районах благовестия. Миссионерам приходится сталкиваться с противодействием и некоторых туземных культов с глубокими национальными корнями, в основном в Африке и Азии. Эти группировки смешивают элементы христианского учения с элементами язычества, главным образом анимизма и спиритизма, и выдвигают своих пророков и мессий. Такая ситуация сложилась на Филиппинах, в Японии и Африке, где христианство ассоциируется с «религией белых», считается западным нововведением, навязываемым силой вместо исторически сложившихся культурных образцов. Такая уловка культистов пользуется головокружительным успехом особенно в Южной Америке, в Бразилии, где спиритизм достиг небывалых масштабов. Журналу «Тайме» однажды пришлось даже посвятить свой религиозный раздел впечатлениям проповедников католической церкви, пытавшихся вернуть спиритов в ее лоно. К сожалению, то, что не удалось католикам, не удается и протестантам — проблема становится универсальной. К слову заметим, что Римо-католическая церковь начала недавно детальное изучение нехристианских культов и сект, настолько бессильны оказались их проповедники перед методами воздействия американских и туземных культов.
Судя по состоянию дел, можно с полной уверенностью сказать, что в течение ближайшего десятилетия все останется по-прежнему, культы будут наращивать свои пропагандистские усилия, утраивая и учетверяя их. Успеет ли Христова церковь вовремя приготовиться к их натиску? Церковь обязана защитить от нападок Священное Писание, которое «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Христианская церковь должна быть готова напомнить националистам, что христианство — не какая-нибудь «инородная религия», а именно восточная, что Христос был рожден, распят и воскрес в Азии и вознесся с Елеонской горы. Чтобы эффективно бороться с засильем культов в Америке и других районах мира, проповедники, священники и особенно преподаватели, составляющие программы христианских колледжей, должны уделить огромное внимание воспитанию хороших специалистов. Христиане должны знать, не только во что они верят, но и почему они верят в это; они должны быть в состоянии, как говорит Библия, «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).
Учение важнейших сект надо систематизировать и предоставлять всем заинтересованным как комментарий в виде литературной серии или журнала, выходящего раз в полгода. Тогда будет легче узнавать методы работы культистов Америки и других стран, отмечать ключевые моменты их теории, способы использования и искажения ими христианской терминологии. Церковь Иисуса Христа, повторяем, должна бояться не рвения культистов, а своей собственной апатии и летаргии в жизненно важной сфере благовестия. Все заинтересованные лица и организации должны получать нужную литературу немедленно. Всем христианам просто придется прийти к согласию и заняться этой проблемой сообща.
На всех фронтах служения церковь сталкивается с нарастающим и все более энергичным давлением со стороны культов. Господь предупреждал нас: «Приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4), так что публикация нужной литературы даст нам возможность немного развеять сумерки и приблизить рассвет.
Однако никакие публикации нам не помогут, если учебная подготовка христианских проповедников не будет приведена в должное состояние и если программы духовных семинарий и колледжей не будут содержать все необходимые дисциплины. Образование — жизненно важный момент.
Проект пятый: конференции по культам
И последнее предложение — организация специальных конференций или лекций на уровне поместных церквей, конференций, посвященных изучению Библии, в школах и семинариях под руководством специалистов по крупнейшим культовым системам. Я сам в течение многих лет проводил такие лекции, и другие организации, занимающиеся культами, следовали этому удачному образцу. Такие конференции всегда возбуждают в слушателях огромный интерес, выявляя контрасты между учением культов и историческим христианством. Проводимые в научной, деловой и в то же время общедоступной манере, с ответами докладчиков на вопросы по каждой лекции, эти мероприятия послужат двойной цели. Они смогут показать теоретические ошибки культов и в то же время усилить веру христиан в свое великое учение. Автор принимал участие в такой деятельности в течение нескольких лет. Она дала свои плоды, но сделать еще нужно очень много. Писание напоминает нам : «Нивы... побелели и поспели к жатве. Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Ин. 4:35, Мф. 9:37-38). Докладчиками могут быть люди из Института христианских исследований, есть и другие организации в стране, которые в состоянии заняться этим. Но как бы то ни было, спрос превышает предложение, и ситуация должна быть исправлена как можно скорее.
Если бы все предыдущие предложения были приняты к сведению и воплощены в жизнь, то, автор убежден, крупнейшие культы почувствовали бы себя очень неуютно, а христиане, веру которых пробовали отвергнуть, оказались бы в преимуществе.
Используя ценный материал, тщательно отобранный и переведенный, если возможно, на язык страны, где особенно распространен конкретный культ, сопровождая его фильмами, которые может предоставить исследовательский центр, собирающий сведения обо всех крупнейших культах мира, христиане — служители, преподаватели, проповедники — отражали бы каждый шаг культистов.
В завершение нашего разговора замечу, что путь к исцелению нелегок, полон конфликтов и проблем, но если пойти по нему, желая не только донести до людей весть об искупительной благодати, но и защитить от нападок Евангелие ее Спасителя, мы достигнем цели, спасая тех, кого мы обратим из культов, отговорим от вступления в них, утвердим в вере христианской церкви. Давайте отправимся в долгий путь, чтобы наверстать упущенное. Час пробил.
1. Religious Research Digest, December 1961, pp. 8-11.
Этот материал еще не обсуждался.