05.12.2009
Скачать в других форматах:

Уолтер Мартин

Царство культов

Глава 14 Миссионерская деятельность культов

 

 

 

В нашем обзоре мы рассмотрели различные культы, наиболее популярные среди людей, обратившихся ко Христу сравнительно недавно. Действительно, служителям культов легче распространять свои взгляды среди «молодых» христиан, среди тех, кто христианин лишь формально и тех, кто недостаточно глубоко знаком с Писанием. В Соединенных Штатах открыто действует много нехристианских культов, дерзко рекламирующих свою деятельность и прикрывающихся своей якобы христианской внешностью, чтобы привлечь ищущих. Часто эти культы посылают миссионеров в другие страны, и вот тут автор этой книги должен рассказать немного о самом себе.

 Летом 1958 года мне посчастливилось участвовать в конференции пасторов, проводившейся организацией «Мировое видение» (World Vision Inc.), возглавляемой в то время доктором Бобом Пирсом. Эти конференции обычно проводятся для священников, проповедников, миссионеров христианства, работающих в Азии или Африке. Преодолев 25 тысяч миль, чтобы попасть к месту проведения конференции, я получил возможность познакомиться и поговорить с пятью тысячами преданных христиан - служителей и прихожан, многие из которых сталкивались с проблемой нехристианских культов в своей миссионерской работе. Начав изучение культов в Японии разговором об истории японской церкви (принимало участие 1.560 человек), мы продолжили его, исколесив Тайвань, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Бирму, Индию и Гану (Африка). По окончании работы конференции в Африке я смог попутешествовать по Европе, встречаясь с христианами-проповедниками и беседуя с ними, так что в результате я всесторонне познакомился с различными культами и их специфическими чертами. В Европу я вернулся в 1961 году и начал читать лекции по культам, но и после продолжал беседовать с проповедниками, работавшими по всей Европе, в Скандинавии, Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии, Голландии и Франции. Я сам бывал почти во всех этих странах, осмысливал собственные впечатления и, образно говоря, держал руку на культовом пульсе Европы.

 Благодаря непревзойденному путешествию с доктором Пирсом и моим последующим европейским поездкам почти ничто не ускользнуло от моего внимания. Я говорю «непревзойденному», потому что никогда доселе в христианской истории миссионеров ни один исследователь, занимающийся культами, не мог за такой короткий срок (2,5 месяца) посетить столько стран, выступая с докладами и собирая информацию о малоизвестном предмете. За эту поездку я много узнал о методах работы культов и убедился, что, несмотря на все наши предыдущие старания в связи с их деятельностью в США, культам прекрасно удается существовать анонимно до тех пор, пока они не обеспечат себе защиту. Это важно для районов, где они уже начали свою работу или вели много лет. Один миссионер объяснил мне, что молодежь поддается больше всего влиянию свидетелей Иеговы и мормонов, двух самых живучих сект, дуэта, который можно найти практически в любом месте на всех континентах мира.

 Мало того, что культы прикрываются Евангелием, их представители еще и стараются говорить с людьми на их родном языке, и именно тут особо отличаются свидетели Иеговы, мормоны и «христианская школа единства». Приехав в Японию, мы видим в газетных киосках номера журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» на местном языке, привезенные из штаб-квартиры секты в Бруклине, Нью-Йорк. Поэтому бороться с этой ересью довольно сложно, и литературу, разоблачающую культы, надо писать на местном языке, что пока почти недостижимо. На японской конференции многие часы были посвящены общению проповедников, приезжих и местных, как в форме лекций, так и в форме живой беседы, когда обсуждалась ситуация в наиболее подверженных влиянию сект регионах и вопросы тактики борьбы с ними за границей.

 Мы узнали, что свидетели Иеговы используют свой перевод Библии («перевод нового мира»), заявляя, что это якобы «последний перевод на английский язык и лучшее и новейшее изложение Библии на других языках», к которому следует обращаться в затруднительных случаях.

 Человек информированный, конечно, знает, что перевод «Сторожевой башни» хорош только для «Сторожевой башни» и тех, кто не сверил его внимательно с имеющимися переводами. Но живя в 15.000 милях от дома, работая с людьми, говорящими на другом языке, и постоянно сталкиваясь с враждебным отношением других религий (буддизма, ислама, синтоизма, даосизма, конфуцианства, индуизма и т.д.), вряд ли станешь обращать внимание на такие вещи. А «Сторожевая башня» охотно снабжает своей «библией» всех заинтересованных лиц, и верующих, и нет, без разбора, в то время как христианская церковь еще не сумела справиться с этой задачей, хоть на дворе и конец XX века.

 

Проповедническая деятельность свидетелей Иеговы

 

 Неожиданный рост числа свидетелей Иеговы, астрономические тиражи книг, издаваемых и распространяемых «Сторожевой башней» каждый год может оценить по-настоящему лишь тот, кто воочию видит, как его церковь буквально наводняют трактаты, памфлеты, Библии, книги и журналы с пометкой «Бруклин, Нью-Йорк, США»! Сегодняшний мир жадно тянется к книгам, и жители неразвитых стран Азии и Африки проглотят все, что угодно, в том числе и пропаганду «Сторожевой башни», льющуюся потоком, не идущим ни в какое сравнение с ручейком христианской литературы.

 В разговорах с проповедниками я увидел их обеспокоенность тем, что у «Сторожевой башни» достаточно литературы, чтобы парализовать деятельность христиан, а у миссионеров очень мало или вообще нет книг, способных противостоять культистам и тем более сделать их евангельскими христианами.

 Прогресс свидетелей Иеговы за последние четыре года отражает двигающуюся опасность усиления крупнейших культов.

 Нижеследующая информация была почерпнута в одном из номеров «Сторожевой башни». Она поражает как неуклонным ростом числа сторонников культа, так и многочисленностью тех, кто посвящает массу времени добровольному «миссионерству» и кого называют «возвещателями Царства».

 

1978

1979

1980

1981

Число «возвещателей»:

513,673

521,370

543,457

563,453

% к предыдущему году:

-3,15

+1,5

+4,24

+3,68

Число крещений:

20,469

26,958

27,811

28,496

% к предыдущему году:

-26,9

+31,7

+3,16

+2,46

 Судя по приведенной таблице, христианские миссионеры просто не вправе спать спокойно, а богословские колледжи, академии и семинарии должны принять меры против столь быстрого роста, хотя сейчас в этом направлении делается очень мало (а чаще вообще ничего), и миссии попросту не готовы к столкновению с культами дома или за границей.

 Опасность, перед лицом которой находится христианская церковь, проявляется еще нагляднее, когда мы вспоминаем, что примерно свидетелей Иеговы живут в Соединенных Штатах и около 67% границей.

 В 1975 году свидетели Иеговы, по статистическим источникам, насчитывали 4.550.459 членов — на три миллиона больше, чем в году (1.553.909)!

 Неудивительно, что эти данные поражают проповедников, и все больше священников в Штатах разочаровываются в своих возможностях. Культ очевидно нехристианский, каким являются свидетели Иеговы, все шире распространяет свою идеологию по миру, особенно в сфере издательской, в то время как священники и проповедники, возвещающие историей проверенное Евангелие Иисуса Христа, не вызывают почти никакого интереса в данной жизненно важной сфере.

 Не знающий меры «евангелизм» «Сторожевой башни» превратился в чуму для Британских островов, а также для стран Европы, Азии и Африки. Вот результаты ее пропагандистской деятельности за 1975 год:

 

·                     по домам разнесено 28.410.783 книги и Библии, 12.163.807 буклетов, 293.705.005 журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!»,

·                      

·                     сделан заинтересовавшимся семьям 155.336.481 звонок,

·                      

·                     организовано 1.411.256 библейских кружков на дому,

·                      

·                     прочитано 382.296.208 часов проповедей в Америке.

·                      

 Особенно миссионеры «Сторожевой башни» досаждают христианским благовестникам в «горячих точках планеты» и отсталых регионах, таких как Восточная Германия, Африка, Индонезия, Вьетнам и Куба, поскольку культ подчеркивает свой радикализм и оппозиционность по отношению к властям, опирающуюся на учение, будто бы все правительства находятся под прямым руководством сатаны и противны теократии Иеговы. Нет необходимости добавлять, что, называя себя христианами, используя христианский словарь и текст Библии, но будучи по натуре враждебными христианству, не упускающими ни одной возможности подорвать его авторитет и помешать его служителям, свидетели Иеговы пользуются значительной популярностью благодаря призывам к неповиновению властям, воинствующему пацифизму и мечте о теократии.

 «Сторожевая башня», похоже, полностью игнорирует 13-ю главу Послания к римлянам, требующую: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». Но для каждого свидетеля Иеговы все правительства и все формы христианства, кроме той, которой «придерживается» он, — враги, которых нужно сокрушить, очернить и осудить как орудие сатаны. Это, конечно, не приводит к миру в обществе в условиях откровенного шовинизма, особенно в так называемых развивающихся странах, где власти имеют достаточно смутное представление о том, что представляет из себя «Сторожевая башня». Из-за свидетелей Иеговы часто страдают и подвергаются преследованиям апостолы истинной веры — их по ошибке отождествляют с вышеупомянутыми.

 

Проповедническая деятельность мормонов

 

 Еще шире, чем свидетели Иеговы, развернули миссионерскую деятельность приверженцы так называемой Церкви Иисуса Христа святых последних дней, или мормоны.

 Они могут похвастаться тем, что в рядах их миссионеров 23 тыс. профессиональных проповедников. В прошлом году годовой оборот их церкви составил 1 млрд. долларов. Мормоны очень быстро распространяют свое влияние, в основном в Южной Америке и Африке.

 В этом разделе мы постараемся проследить, как росло влияние мормонов-миссионеров в течение нескольких последних лет — хотя бы для того, чтобы показать, что свидетели Иеговы — не единственный культ, соперничающий с христианством почти во всех сферах миссионерства.

 

Рост численности мормонов

1900 - 268,331

1950 - 1,111,314

1910 - 393,437

1960 - 1,693,180

1920 - 526,032

1962 - 1,965,786

1930 - 672,488

1975 - 3,700,000

1949 - 862,664

1982 - 5,000,000

 Миссионерство мормонов имеет куда более широкий размах, чем у свидетелей Иеговы, и вместе эти два культа представляют собой реальную и постоянную угрозу распространению истинного Евангелия.

 Методы мормоновских проповедников во многом схожи с методами свидетелей Иеговы. Они тоже убеждают людей без устали, всех подряд, круглый день, не теряя установленных ранее ими (или их предшественниками) контактов.

 В отличие от свидетелей Иеговы, проповедники-мормоны прибывают на поле деятельности, до зубов вооруженные превосходно составленными пособиями, множеством экземпляров Книги Мормона, «Учения и заветов», «Драгоценной жемчужины» — книг, которые они считают священными и единственно верными истолкованиями Библии. Если свидетели Иеговы подчеркивают абсолютный авторитет Библии как высшего критерия истины, мормоны настаивают на обязательном изучении этих книг, так как Слово Божие должно быть «правильно истолковано». Они настаивают на этом очень интеллигентно, но твердо, утверждая, что Книга Мормона и две другие священные книги «проливают свет на текст Библии и поясняют Библию в свете возрожденного христианства и учения его пророка Иосифа Смита». Английские мормоны, число которых увеличилось вдвое, особенно гордятся тем, что Брайем Янг был родом из Англии и работал там миссионером, пока в 1844 году не был убит Иосиф Смит. Янг вернулся в Америку, чтобы возглавить церковь мормонов. Некоторые из его жен были англичанками, завербованными Янгом во время миссионерской деятельности. Второе поколение мормонов нередко возвращается проповедовать в ту же страну, где работали их родители, чтобы продолжить семейную традицию.

 Другой аспект деятельности мормонов — их внимание к антропологической предыстории Книги Мормона. Они возводят ее происхождение к индейским племенам Северной, а также Центральной и Южной Америки. Они без колебаний устанавливают между инками, ацтеками и прочими индейскими группами родство, доказанное будто бы Книгой Мормона. Несмотря на то, что эта неожиданная гипотеза ни разу не была подтверждена ни одним археологом (многие отреклись от нее), это ничуть не смущает ревностных мормонов.

 Тем не менее, подобная археологически-антропологическая мишура производит впечатление на необразованных и малоинформированных людей вне Соединенных Штатов, где трудно, а то и невозможно отыскать подтверждение или опровергнуть то, что говорят мормоны. Так происходит в Латинской Америке, где проповедники мормонов, взывая к национальной гордости как индейцев, так и «латинов», называют их наследниками великих цивилизаций, связанных, как гласит Книга Мормона, с истоками христианства и его «возрождением» в XIX веке (читай: с возникновением церкви мормонов).

 Используя Книгу Мормона в качестве пророческой, «проливающей свет» на содержание Библии, мормонам удалось достичь невообразимого успеха в Мексике и во всей Латинской Америке, где у них сформировалась целая сеть миссионерских организаций и поставлена «под ружье» армия проповедников. Но, как упоминалось раньше, мормоны стараются не упоминать о своем былом отношении к дискриминации чернокожих, так как просто не к лицу «возрожденной церкви Иисуса Христа», с одной стороны, заниматься проповедью археологического мифа о Книге Мормона и народах Америки, а с другой — игнорировать негров только из-за цвета их кожи и воображаемого проклятия! Когда только возможно, христианам-миссионерам следует подчеркивать это поразительное несоответствие, хорошо известное в Африке, где до самого последнего времени мормоны были вовсе не популярны.

 В течение всей своей истории, полной противоречий, мормоны направляли миссионерские усилия только на те народы, которые упоминались в трудах Иосифа Смита и Брайема Янга, но вряд ли можно считать секту, допускающую расовую дискриминацию, возрожденной церковью Христа.

 Подход мормонов к проповедничеству отличается от подхода представителей других культов, особенно свидетелей Иеговы, так как первые подчеркивают необходимость образования, стремятся к развитию интеллекта, короче говоря, пользуются промахом свидетелей. Образованностью, стремлением к социальной справедливости, терпимым, спокойным отношением к евангельскому христианству (чего особенно недостает свидетелям Иеговы) мормоны производят приятное впечатление на бывших христиан, состоятельных граждан и т. п., обращая их в последователей Иосифа Смита и Брайема Янга.

 

 Типичная проповедь мормона включает в себя три момента:

 

1.                  Церковь мормонов сохраняет черты истинного христианства. Она называет себя Церковью Иисуса Христа, чтит апостолов и пророков, имеет свое священство (Мелхиседеково и Аароново), чтит Ветхий и Новый Заветы.

2.                   Мормоны предоставляют уникальную возможность «креститься для мертвых» (1 Кор. 15:29) и имеют священную литературу помимо Библии, трактующую Библию.

3.                   

4.                  Мормоны считают, что только они провозглашают христианство без ересей, а без них христианство подвержено ересям. Доказательство тому — рост ересей в римском католичестве в Средние века и многочисленные и разнообразные церковные расколы после Реформации.

5.                   

6.                  Необыкновенный успех Церкви мормонов, рост ее благосостояния и числа членов, начиная с 1830 года, несмотря на преследования и остракизм (должен заметить, что не последней причиной этих преследований был аморальный обычай многоженства, которого придерживаются мормоны) убедительно доказывают, по словам мормонов-проповедников, что церковь Иисуса Христа святых последних дней есть возрождение подлинной, библейской веры и должна приветствоваться как таковая.

7.                   

 Так как «средний» человек очень мало знает об истории самой церкви и еще меньше — о прошлом Иосифа Смита, Брайема Янга и прочих «святых основателей» мормонизма, эти заявления не оспариваются. Если же «новообращаемый» хоть в общих чертах знает о грандиозных противоречиях и историческом мифотворчестве эпохи, когда зарождалось учение о многоженстве, явно не христианское, тогда «святым» приходится попотеть, защищая то хитросплетение противоречий, каким являются их история и богословие. Обычно, столкнувшись с подобным препятствием, они уходят не солоно хлебавши и больше не возвращаются.

 Гордон Фрэзер, около 50 лет проработавший проповедником среди индейцев племени навахо в Аризоне и в Мексике, неоднократно сталкивался с мормонами-миссионерами и успел разобраться в них как следует. Он пишет:

 

 В течение многих лет мормоны бились за звание христиан. Лет десять даже самые либеральные христианские группы отвергали их притязания. Но позже, из-за снижения уровня образованности христиан и необыкновенного размаха пропаганды мормонов в средствах массовой информации, им удалось достичь своей цели и добиться признания масс. Но христиане ли мормоны? Если считать христианами всех, кто использует имя Христа в названии своей организации и своем учении, с мормонами можно согласиться, но тогда нужно отнести к христианам и свидетелей Иеговы, и «христианскую науку» вместе с прочими метафизическими культами, и униатов, и универсалистов, и культ бахай с массой прочих «свободных христиан», как они себя называют. Дело ведь не в использовании имени Иисуса Христа и цитат из Библии в поддержку своих положений... Разве это мы называем истинным христианством?

 Мормоны хорошо продумали свои методы и с легкостью подтверждают свои аргументы словами Христа. Мы нередко видим, как попадается на удочку мормонов образованный, вдумчивый человек, знающий Библию и догматы христианства. Миссионеры, звонящие в вашу дверь, — привлекательные молодые люди с тонкими манерами. Они представляются «просто христианами» или каким-нибудь другим самым невинным образом. Группа мормонов, работавших в Гондурасе, представлялась членами Американского центра проповедников. Другая, с которой мне пришлось встретиться недавно, спрашивала: «Можно нам войти и поговорить с вами по-христиански?»

 Пока к ним не отнесутся с уважением, они не назовутся мормонами или «святыми последних дней».

 Их молодые проповедники проходят тщательную подготовку, готовясь взывать не только к людям простым, но и вести диалог с приверженцами разных религий. Часть этой подготовки — ознакомление с обрядами разных культов, их учением и фразеологией. Вам будет трудно понять, кто ваши гости...

 

 Мистер Фрэзер хорошо знаком с особенностями мормонов, и мы вынуждены прислушаться к его словам:

 

 Многие христиане, не знающие подлинной сущности мормонов и их учения, могут защищать мормонов-соседей, говоря об их доброте, опрятности, честности и набожности. Они расскажут вам о случаях чудесных исцелений в церкви мормонов, горячо одобрят экономность и практичность мормонов в целом: «Мы считаем все это полезным для общества. Как можно это критиковать?» Но эти добродетели еще не делают человека христианином. Мы не замечаем сатаны, когда его последователи так мило выглядят. Все эти хорошие качества не имеют ничего общего с преданностью человека Господу, если этот человек, даже будучи столь добродетелен, не чтит Иисуса Христа, Сына Божия. И есть христиане, не имеющие вышеназванных качеств, но это все равно христиане Шит. по Gordon Fraser, Is Mormonism Christian?, Chicago, 1977, pp. 7-8,117).

 

 Мы должны не поверхностно судить о мормонизме и его проповедниках; мы обязаны видеть, какой плод приносит это дерево, рассуждать не о его выгодности для общества и моральных нравах, а об учении, являющемся плодом этой религии, и ее практике.

 Мормоны отрицают христианское учение о Троице, Божественность нашего Господа и спасение только по благодати и вере в Иисуса Христа (Еф. 2:8-10). Свидетели Иеговы и мормоны противостоят историческому христианству. Хотя они используют имя Христа и обряды христианства, почитают апостолов и Евангелие, формально соблюдают все христианские нормы, но сама суть христианства, воплощенная в имени Иисуса, ускользает от них. Это проповедь «другого Иисуса, другого духа», духа, являющегося произведением другого высшего творения неба, который пытается выдать себя и своих бесов за носителей света. О нем Иисус Христос сказал, что это лжец и убийца с самого начала — это сатана, князь мира сего.

 Вряд ли на всей земле найдется уголок, куда проникло христианство и не проникли бы эти два основных культа, и крайне неразумно было бы с нашей стороны обсуждать проблемы миссионерской деятельности культов и не рассмотреть методы их работы и фантастическую способность пускать корни за сравнительно короткий промежуток времени. К сожалению, о ней написано немного, но все, что я хотел бы в связи с этим сказать, не поместится в короткой главе. Надо заметить, что по части методологии все культы имеют общие черты, и стоит упомянуть наиболее заметные из них:

 

1.                  Обычно служители культов не называют себя своими распространенными именами (свидетели Иеговы, мормоны и т.д.) — они предпочитают названия типа «святые последних дней», «ученики Библии», «церковь Нового Иерусалима» и открываются только тогда, когда обращаемый уже близок к ним.

2.                   

3.                  Литература, распространяемая миссионерами, не имеет никаких опознавательных знаков, и ее трудно отличить из-за сходства терминологии, которая в ней используется, от истинно христианской.

4.                   

5.                  Большинство культистов — мастера евангельских штампов, предупреждает Г. Фрэзер.

6.                   

7.                  На мероприятиях, организуемых ими, редко слышатся официальные имена спонсоров. Особенно усердствуют в таких «безымянных» мероприятиях адвентисты седьмого дня. Хотя они не относятся к нехристианским культам, но все равно не желают называть себя и действуют во всем мире анонимно несмотря на все старания адвентистского руководства.

8.                   

9.                  Все крупнейшие культы используют Библию, свободно ее цитируют, чаще всего вне контекста. Свидетели Иеговы предложат свой вариант перевода Библии, а мормоны — толкование, чтобы «помочь вам глубже разобраться в ней».

10.               

11.              Миссионеры культов отрицают исторические учения о Троице, о боговоплощении Христа и о спасении через благодать.

12.               

13.              Проповедники культов устраивают крупные миссионерские кампании, подобные служению Билли Грейма. Особенно преуспели в этом мормоны и свидетели Иеговы.

14.               

 Вот кое-какие наброски и наблюдения по крупнейшим мировым культам. Нет сомнений, что церковь должна готовиться принять их вызов, ибо время настало.

 

 

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.