Уолтер Мартин
Царство культов
Глава 1 Земное царство культов
Кто-то сказал, что Соединенные Штаты представляют собой «огромный плавильный тигель» для людей всего мира. И неотъемлемой частью содержимого этого тигля являются верования тех, кто живет сегодня в Америке. Автор данной книги последние тридцать лет своей жизни исследовал религии Америки, и его труд, как бы он ни был ограничен сложностью поставленных в нем проблем, дает оценку той бурлящей смеси, которую многие называют просто «царством культов». Занимающийся современными культами Америки и религиозными движениями меньшинств доктор Чарльз Брэйден, почетный профессор Нортвестернского университета (1954), в книге «И они тоже верят» (These Also Believe) и Джон Чейффер, лектор (1955) и профессор Скриппс-колледжа (1954-1956), выдвинули ряд соображений, с которыми автор согласен. Например, относительно термина «культ» доктор Брэйден пишет: «Под термином культ я не подразумеваю ничего оскорбительного для любой названной так группы. Культ в моем понимании — это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов» (Предисловие, с. xii).
К этому я добавлю, что культ можно определить и как группу людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии. Так, например, большая часть свидетелей Иеговы придерживается толкований Чарльза Рассела и Дж. Ф. Рутерфорда. Представители «христианской науки» являются учениками Мэри Бейкер Эдди и следуют ее толкованию Библии. Мормоны, по их собственному признанию, придерживаются истолкований, которые мы находим в работах Иосифа Смита и Брайема Янга. Можно привести и много других примеров. «Христианская школа единства» усвоила богословие Чарльза и Миртл Филморов. С богословской точки зрения культы значительно отходят от общего потока христианства, но вот парадокс — их представители настаивают на своем праве называться христианами.
На мой взгляд, читателю прежде всего надо познакомиться с богословской позицией автора этой книги, чтобы в отношении к моим оценкам у него не было никаких заблуждений. Я служитель баптистской церкви, евангельский христианин, проповедующий непогрешимость Писания и преподающий библейское богословие, сравнительное религиоведение, апологетику. К тому же в настоящее время я руковожу программой обучения в юридической школе Симон Гринлиф (Ориндж, Калифорния). Я не могу, подобно доктору Брэйдену, назвать себя «непокаявшимся либералом» (с. xi) или написать, что я «не испытал на себе влияния какого-либо культа и не сопротивляюсь им яростно» (с. xi). Хотя я согласен с тем, что, «в общем, культы представляют собой искреннюю попытку миллионов людей, большинство из которых, видимо, испытывает недовольство уже имеющимися церквями, воплотить затаенные и законные чаяния человеческого духа» (с. xi), мне кажется, здесь нельзя просто так поставить точку. Кто-то хорошо заметил: «Человек, который не будет стоять на своем, пойдет на поводу у чего угодно». Я лично избрал для себя позицию библейского христианства, которому учили апостолы, которое защищали отцы Церкви, вновь открыли протестанты и воплотили в то, что иногда называют протестантским богословием.
Таким образом, целью этой книги является оценка так называемых культов и всяческих «измов», которыми сегодня пестрит Америка, а в ряде случаев и другие страны мира. Мой подход к этой теме имеет три стороны: (1) исторический анализ очевидных фактов, связанных с возникновением культа, (2) богословская оценка учения этого культа и (3) выявление апологетических противоречий с точки зрения библейского богословия с акцентом на истолковании Библии и учения.
Я ни в коем случае не хочу высмеивать приверженцев культовых систем, большинство из которых люди искренние, хотя я не прочь и подшутить там, где нужно подчеркнуть сказанное. Изучение культов — дело серьезное. Культы составляют все возрастающее религиозное направление в Америке, направление, которое отходит от исторических христианских церквей и исторического учения Библии в сторону спасения собственными силами, отдельно от библейского откровения.
Очень важно заметить, что все писавшие о культах лишь недавно начали считать авторитет Священного Писания критерием оценки истинности или ложности культов. Когда эта книга вышла в свет (в 1965 году), она первая поставила этот вопрос в таком масштабе. С тех пор моему примеру последовали многие, и христиане сейчас сами легко могут сказать, какой приговор выносит Священное Писание тому или иному культу. Доктор Маркус Бах, много писавший б культах с либеральной точки зрения, обобщил позицию своей терпимости к небиблейским течениям так:
Мне хотелось уподобиться среднему прихожанину Америки, который душой был бы со мной в моих поисках. Если у свидетелей Иеговы есть откровение, что конец света наступит в 1973 году,1 они постоянно говорят об этом своим друзьям Если Небесный Отец действительно Бог, мы хотим, чтобы об этом знали все! Если на Миссури «школа единства» строит город, то все мы, американцы, хотим стать его жителями Если человек из Москвы, штат Айдахо, говорил с Богом в буквальном смысле слова, мы желаем знать, каким образом это происходило! Конечно, современные движения полагают, что некая жизненно важная, чуть ли не основная движущая Сила придает их верованиям блеск и рвение, однако я решил, что буду изучать не столько различия между культами, сколько их жизнь. Я решил заниматься вопросами «как», а не «откуда», предоставив другим разглядывать культы в микроскопы церковкичества или пытаться взвесить их на духочувствительных весах истины Я довольствуюсь древним вердиктом Гамалиила: «Если это дало от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его».
Я решил двигаться самостоятельно, независимо, без университетских спонсоров, без помощи от какой бы то ни было церкви, без обязательств перед какой бы то ни было группой, без всяких предубеждений, предвзятости или иллюзий.
Хороши все дороги, ведущие к Богу. Приступив к столь непривычной работе, я убедился, что это наивное и юношеское убеждение полностью овладело мной (They Have Found a Faith, pp. 19-21).
Доктор Бах, пожалуй, утверждает в своем заявлении больше, чем намеревался. И хотя его цель «уподобиться среднему прихожанину Америки» заслуживает похвалы, слово «если» в связи с заявлениями основателей культов указывает, что конечная истина, основанная на библейском учении и спасении человечества Иисусом Христом, не полностью овладела христианской церковью и люди обращаются к другим источникам, чтобы открыть «истинную правду» христианства. Действительно, «современные движения полагают, что некая жизненно важная, чуть ли не основная движущая сила придает их верованиям блеск и рвение», но с самого начала своего возникновения большинство, если не все культовые системы яростно противостояли христианской церкви, особенно в области христологии и сотериологии. Возможно, мы не уйдем от истины, предположив, что та же самая «некая сила» противостояла и нашему Господу, и апостолам, и усилиям христианской церкви, сила, которую наш Господь назвал «князем мира сего».
Да, либеральные ученые посвятили себя более вопросам «как», нежели «почему», и их кредо — это слова Гамалиила. Они напомнят вам, что сам Гамалиил советовал евреям не выступать против христиан, «ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5:38-39).
Давайте не будем забывать, что совет Гамалиила не относится к богословию Библии, и если неотступно следовать требуемой практичности этого совета, то тогда мы должны принять и ислам как «от Бош», учитывая его быстрый рост и упрочение во всем мире. По тому же принципу мы должны признать и мормонизм (6 человек в 1830 году и более 5 млн. в 1982 году). Но это сделают уже не все либералы, хотя некоторые не колеблясь именно так и скажут. Мы не собираемся смотреть на культы через «микроскоп церковничества». Скорее, их следует рассматривать в свете данного нам святого Откровения, Божия Слова, которое само взвесит их «на весах истины», как учил наш Господь: «Если не уверуете, что это Я, умрете во грехах ваших». И единственным критерием сегодня, как и всегда, должен оставаться вопрос: «Что ты думаешь о Христе, чей Он сын?»
Я не согласен, что «хороши все дороги, ведущие к Богу», так как я верю словам нашего Господа: «Я семь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). Заметьте, Иисус не сказал: «Я один из многих хороших путей» или «Я лучше многих, Я часть правды и часть жизни». Наоборот, Он требовал абсолютной верности Ему как Спасителю мира, которая должна несравненно превосходить все притязания людей и других религий.
Хотелось бы сказать, что, критикуя некоторые воззрения либеральных ученых по части культов, я не отрицаю их ценного вклада в эту область. Ни одно исследование, когда и как бы тщательно оно ни велось, не может учесть все данные и оценить все факты, чтобы полностью понять причины происхождения и развития культов. Я подхожу прежде всего с богословских позиций, используя сопоставление и предполагая переоценку. Доктор Ван Баален прав, когда говорит, что «культы являются неоплаченными счетами церкви» (Chaos of Cults, p. 14). Даже более того, будучи вызовом церкви, культы еще раз подтверждают великие принципы Христова Евангелия, его значительность и для современного поколения. Не приходится сомневаться, что основное направление в религии сегодня — это синкретизм или гомогенизирование, взаимоуподобление, о чем не раз говорил великий историк Арнольд Тойнби.
В книгах, статьях, решениях соборов и экуменических конклавов мы постоянно читаем о том, что надо не «играть с огнем разделения, а сосредотачиваться на том, что объединяет нас». Все это хорошо и здорово до тех пор, пока мы говорим о здравом учении, моральной и этической истине и о настоящем единстве Тела Христова. Но некоторые предполагают, что этот принцип распространяется и на отношения с людьми, не согласными с основами библейского христианства. Тут мы должны решительно воспротивиться. Интересно заметить, что Национальный совет церквей и Всемирный совет церквей, которые возглавляют экуменическое движение во всем мире, постоянно отказывали в членстве различным культам, о которых говорится в этой книге, на том основании, что те не поклоняются Иисусу Христу как Богу и Спасителю. В 1957 году журнал The Christian Century («Христианский век») опубликовал серию статей доктора Маркуса Баха по четырем самым известным культам. Автор так сочувственно отнесся к ним, что редакция была вынуждена написать предисловие, где указывались различия между культами и христианством. Редактор Гарольд Фей и управляющий редактор Теодор Джилл написали, что все обещания культистов несостоятельны и не могут сравниться по части удовлетворения духовных потребностей с христианством. Мы можем только приветствовать такое отношение Фея и Джилла, ведь статьи, представляющие культовые системы в выгодном свете и претендующие на объективность, христианству мало что, если вообще что-то дают, а вот слабых христиан подталкивают к этим опасным увлечениям.Библейские перспективы
Век, который дал нам Иисуса Христа, был щедр на религии — начиная от грубого анимизма и эротических культов большей части мира до римского пантеона богов и мистических культов Греции. Чтобы осознать, каким множеством богов и богинь, не считая философских и этических систем, были заполнены горизонты той эпохи, достаточно прочитать книгу Джиббона «Закат и падение Римской империи» (Decline and Fall of the Roman Empire). Иудаизм сам отказался возвещать людям единого Бога, задавленный железной рукой непристойности римских язычников. Слово Божие толковали и перетолковывали в исследованиях и комментариях раввинов так, что наш Господь вынужден был сказать религиозным лидерам: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:3,6).
В этот водоворот никчемной человеческой философии и извращенного Откровения вошел Сын Божий, Который Своим учением и примером показал, что есть и небесная гуманность, а Своей удивительной властью, мученической смертью и телесным воскресением разрушил лабиринт земных страхов и сомнений, вознесшись на небеса, чтобы взять людей к Себе. Кто-то мудро заметил, что люди могут отвергать Иисуса Христа и Библию как Слово Божие, противостоять, бросать вызов, но они не могут изменить основной смысл Святого Писания, где сказано, как Бог заботится о заблудших душах Своих детей, как Он любит нас, что ради нашего спасения отдал Своего единственного Сына, чтобы мы ожили в Нем.
Наш Господь не только провозглашает это Евангелие Божией благодати, но предрекает испытания и страдания, которые будут поджидать Его последователей как в Церкви, так и вне ее. И одним из жесточайших испытаний, учил наш Господь, будут лжепророки и лжехриста, которые придут, прикрываясь Его именем, и многих обманут (Мф. 24:5). Христос был так обеспокоен этим, что однажды провозгласил:
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые, не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:15-23).
Христос указал, что придут лжепророки. Сын Божий не сомневался, что так будет, и история ересей первых пяти веков христианской церкви доказывает правоту Его предсказания. Далее Христос учит, что плоды лжепророков будут налицо и Церковь легко сможет обнаружить их. Давайте не будем забывать, что плодами худого дерева может быть не только плохое поведение, но и учение. Человек может вполне соответствовать принятым стандартам, но если он отворачивается от Иисуса Христа как Господа и Спасителя, если отвергает Его, плоды его испорчены, а сам он лжец. Апостол Иоанн понимал это, когда писал: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19).
Библия, кроме того, говорит о лжепророках, лжехристах, лжеапостолах. «Лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:13-15).
Значит, не можем мы принять какое-либо ошибочное учение, противное Господу и апостолам. Мы должны, как говорит апостол Павел, «отвращаться от зла, прилепляться к добру» (Рим. 12:9). В свете учения Павла автору этой книги чрезвычайно тяжело понять, как возможно прилепляться к добру, не отвергая зла.
Значит, библейское учение в отношении ко лжеучителям и лжеучениям таково, что мы должны сочувствовать и любить всех, кого увлекли лжепророки, но яростно противостоять их учениям, и наша первоочередная задача — завоевать душу, а не выиграть спор. Нельзя забывать, что культисты являются теми душами, за которые умер Иисус Христос, ибо «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2).
Сегодня земное царство культов овладевает миром, а количество людей, принадлежащих ему, измеряется миллионами. Только в Соединенных Штатах более 20 млн. человек состоят в культовых сектах. Христианская церковь почти не пыталась ни проповедовать среди культистов, ни опровергать их, хотя для оптимизма еще есть достаточно оснований.
Перед нами стоит одна и та же проблема, которая со временем становится все острее: царство культов растет, и если вспомнить, что количественный рост мормонов в Соединенных Штатах превосходит рост всех протестантских общин и Римской католической церкви, вместе взятых, то проблема вырисовывается более чем наглядно.
Одна из целей этой книги — пробудить интерес к очень важной области христианской благовестнической деятельности в среде культов, рассказать об особенностях различных культов и предоставить информацию, которая поможет христианам ответить на вопросы культистов и доступно объяснить им требования Христова Евангелия, сосредоточившись на спасении их душ. Также цель этой книги — познакомить читателей с дающей силу истиной Христова Евангелия, чтобы они усвоили наследие христианской веры и утвердились в благовествовании о Спасителе, Который отдал Свою жизнь за нас.
Давайте рассмотрим аналогию из другой области — банковского дела. У Американской банковской ассоциации есть учебная программа, по которой она каждый год направляет в Вашингтон сотни банковских кассиров, чтобы научить их отличать фальшивые купюры, наносящие немалый урон финансовому ведомству. Самым интересным в этой двухнедельной учебной программе является то, что кассиры даже не притрагиваются к фальшивым деньгам. Через их руки проходят только настоящие деньги. Американская банковская ассоциация убеждена, что если человек очень хорошо знаком с оригиналом, то он тут же обнаружит фальшивый банкнот, как бы искусно тот ни был подделан. Подобно и автор книги полагает, что если средний христианин еще раз ознакомится с великим основанием своей веры, он будет способен выявлять фальшивые элементы культовых систем и отграничивать их от библейского христианства.
В своей наводящей на мысли работе «Новые книги откровения» (The New Books of Revelation) Чарльз Фергюсон называет распространение культовых систем «современным Вавилоном» и даже доходит до такого утверждения:
Для любого человека, который не замкнулся в себе, должно быть очевидным, что земля изобилует «мессиями' Я говорю не о тех политиканах, которые обещают за один президентский срок избавить землю от зла, а о тех вдохновленных свыше факирах, которые пророчествуют и обещают правильно расположить в космосе вашу душу с помощью культовой религии Каждый такой «мессия» заявляет о себе как о новом богоявлении, окружает себя группой ревностных апостолов, снимает помещение для своей святыни и затем сломя голову бросается на спасение истины от эшафота, чтобы возвести ее на трон (с. 1).
Фергюсон сослужил великую службу христианской церкви в конце 20-х годов, обратив ее внимание на подъем культов. Его замечания были содержательными, били в цель, и хотя они не всегда совпадали с библейской точкой зрения, не подлежит сомнению, что он указал на культы как на мощную силу в американском протестантизме, с которой столкнется Церковь Христа. Именно с этой силой мы имеем дело теперь, и я уверен, что у христианской церкви есть достойный ответ, опирающийся на Библию, и в Христовом Евангелии Спаситель может дать культистам то, чего до сих пор не могла дать ни одна культовая система — мир с Богом и общение с Богом-Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Культы с максимальной выгодой воспользовались промедлением христианской церкви, опоздавшей с осознанием вреда их учения и с разработкой действенных методов отпора их приверженцам. В богословии культов присутствует значительная доля истины, однако она так запутана человеческими ошибками, что в данный момент намного хуже полной лжи (и вся она, можно добавить при этом, уходит корнями в библейские источники). Культы вспомнили и о вещах, о которых церковь давно забыла, например, об исцелениях («христианская наука», «школа единства», «новая мысль»), о пророчествах (свидетели Иеговы, мормоны) и многих других явлениях, о которых мы поговорим в дальнейшем. Но нельзя забывать, что там, где провозглашалась сила Христова Евангелия, и когда это делалось, как сказал доктор Фрэнк Габелейн, с «убедительной своевременностью», культисты достигли очень малого, если вообще чего-то достигли, именно потому доктор Ли Белфорд, профессор сравнительного религиоведения Нью-Йоркского университета, заявил:
Когда дело касается культов, появляются в основном богословские проблемы Здесь ответ церкви должен быть богословским и законоучительным Здесь неуместна оценка С позиций социологии или культуры Конечно, она может оказаться полезной, но не даст отпор свидетелям Иеговы или мормонам, которые ищут в Библии поддержки или опровержения своих верований
Итак, проблема сложная. Панацеи от этой болезни нет. Но она бросает христианству настоящий вызов, который нельзя более ни игнорировать, ни терпеть. Настало время принять его.
1 Совсем недавно было решено, что конец света наступит в сентябре 1975 года, и это стоило свидетелям Иеговы тысяч прихожан.
Этот материал еще не обсуждался.