Уолтер Мартин
Царство культов
Глава 16 «Благовестие для культов: миссионерская нива прямо за порогом»
В последнее столетие американской истории мы стали свидетелями такого благовестия среди широчайших слоев населения Америки, которое было трудно представить любому проповеднику в истории христианства.
Начиная с Чарльза Финни, обратившего пристальное внимание на благовестие, дело которого продолжили своим массовым по охвату служением Д. Моуди, Дж. Смит, Билли Санди и продолжает сейчас Билли Грейм, христианство в Америке отвоевало у мира огромную духовную свободу, небывалую со времен Реформации и Нокса, пробуждений Уэсли и Уайтфилда, столь дорогих сердцу историков церкви.
Однако среди нынешних служителей церкви и в рядах прихожан есть много таких, кто серьезно переосмысливает значение благовестия, его важность если не для Церкви, то для них самих. Христиане все больше начинают задумываться о разнице между личным и массовым благовестием, прежде всего потому что всякое благовестие с самых первых дней христианства, точнее, всякое достигавшее успеха благовестие, плоды которого не портились, было личным по характеру. Да, великие проповедники собирают множество людей и благовествуют толпам, но и они ощущают необходимость личных контактов, что подтверждается неоднократными попытками Билли Грейма пробиться со своей программой «Господь истинно благословляет» из серии «Час решения» к сердцам слушателей, которые, несмотря на их многочисленность, все-таки желают общаться с проповедником лично.
Чтобы работа с покаявшимися во время евангелизационных кампаний „шла успешной, она должна иметь личный характер. Присланный по почте конверт с памяткой не заменит человека, который верно, терпеливо и настойчиво обучает и растит новообращенного, сохраняя благодатную почву с момента покаяния.
Все это заставляет нас задумываться над вопросами, что такое благовестие, просто ли это массовое мероприятие, где люди «полностью» отдают себя Христу. С другой стороны, является ли делом поместной церкви обязательно неделю-две в году посвящать миссионерским усилиям? Можно ли назвать благовестием массовые атаки с изложением Благой вести об искуплении посредством радио и телевидения? И не подучается ли так, что благовестие действительно связано со всеми этими методами, но по сути не сводится ни к одному из них? Возможно ли, что благовестие первоначально мыслилось как личное и индивидуальное до такой степени, что обязанностью христианина считалось благовествовать соседу, в чем и заключался корень всех дел и откуда дерево церковного и массового благовестия — в евангелизационных походах и средствах массовой информации — будет черпать жизненные силы, чтобы ответить на перечисленные вопросы и поставить благовестие на должное место в случаях, кота мы встречаемся с нехристианскими культами, давайте внимательно рассмотрим образец, данный нам в Новом Завете.
Возвещая Слово Жизни
Если человек, прочитав Новый Завет, хоть что-то понял, то этим «что-то» будут знания о том служении, которое несла ранняя христианская церковь, являя собой соделанное Богом чудо. Христиане были членами поместных церквей — в Ефесе, Коринфе, Филиппах или на Крите, но каким-то мистическим образом они объединялись в одно тело во Христе (Еф. 4:4). Признанием небесного Искупителя Бог разбивал барьеры национальностей, цвета кожи и общественного положения. И появлялся не «варвар, скиф, раб, свободный, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Каждого из новозаветных христиан Дух Святой увещевал стать апостолом и представителем Спасителя (2 Кор. 5:20). Апостол Павел дал новозаветной церкви превосходный образец, провозгласив, что высшая обязанность христианина — возвещать Евангелие (1 Кор. 1). Точно с таких позиций и мы должны, если имеем желание, подходить к благовестию Нового Завета.
Греческое слово «евангелие» буквально значит «добрая, хорошая весть», и это известно большинству христиан. Но немногие знают, что слово «проповедовать» происходит от греческого evangelizomai, что значат «разносить» добрую весть или объявлять о ней всему миру.
Первохристиане считали себя благовестниками именно в таком смысле (1 Кор. 1:17), и эту великую неизменную истину излучают послания Павла, Петра, Иоанна и других апостолов. Христианство не было занятием только духовенства, пасторов, учителей или профессиональных благовестников. Христианство представляло собой личное послание, доверенное людям, которые испытали в своей жизни его преобразующую силу и которые в буквальном смысле переходили из дома в дом, становясь «всесветными возмутителями» потому, что не стеснялись благовествовать. Первохристиане ходили по двое. Они ходили в силе воскресшего Христа. Они ходили с вестью, с вестью об изменениях, случившихся с ними, которые дали им силу и утешили их. Они не были людьми, которыми правили дела мира сего с политическими интригами того времени и правлением Цезарей, со зрелищами Ефеса и Колизеем Рима. Этими людьми правил Дух, совершенно чуждый духу времени, в которое они жили, — Дух, Который повелевал им обличать мир о грехе, потому благодаря Искупителю они победили грех, хоть и были его жертвами.
Невероятное рвение, с которым они провозглашали весть о живом Христе, Евангелие Воскресения, уверенность в прощении грехов, в восстановлении мира с Богом, повергало в трепет и покоряло умы тех, с кем они общались, почти без исключений. Стражник в Филиппах жестоко отнесся к Павлу и Силе, но потом и он ощутил присутствие их Господа, а впоследствии со всем домом своим уверовал в невероятное. Сергий Павел хоть и полагался на волхва, желавшего извратить Благую весть и отвернуть его от Христа, но был поражен властью человека, исполненного Духом Святым, — Савла, также прозывавшегося Павлом, — и удивление его перешло в веру и жизнь вечную. Даже противостоявшие величию новозаветной Благой вести были поражены его ясностью и силой, хотя возмущались, как Фест: «Безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян. 26:24). Царя Агриппу не убедили возгласы Феста, но и он уклонился от Духа Святого, жалко признавшись Павлу: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28).
У всех благовестников было три общих качества. Они ощущали присутствие Личности воскресшего Христа и перешли от смерти в жизнь. Второе, ими владел Дух Святой, чуждый этому миру, ибо мир не познал Его и не мог принять Его, так как был порочен, а Он — Бог. И последнее, они следовали предписаниям апостолов и, как посланники Христа, бесстрашно возвещали Благую весть о том, что свет пришел в мир и что Бог действительно определил день, когда будет судить мир в праведности Мужа, Которого Он назначил и через Которого дал свидетельство всем людям, воскресив Его из мертвых. Нетрудно понять, почему христиане I века могли распространить веру по всей земле без радио, телевидения, миссионерских кораблей, плана евангелизационной работы, ежегодных кампаний и призывных мероприятий. Для них миссионерским мероприятием был каждый день, призывным — каждое собрание, каждое путешествие на корабле вело к тем, кто нуждался во Христе, и во всяком доме, по их пониманию, жили те, за кого Он умер. Эти люди были благовестниками именно в том смысле, в котором заповедал Бог. Они приняли вызов с совершенным дерзновением и уверенностью, зародившейся от пережитого и от веры, которые, несмотря на ограниченность и недостатки человека, дают ему право называться «святым». Они смогли сделать все, ибо «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса... из Назарета» (Ин. 1:45) и поверили сказавшему: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Помышляя о благовестии в истинно библейском смысле этого слова, мы должны обратиться к содержанию Благой вести и методам служения новозаветной церкви. Надо стараться использовать все возможные современные методы, но они не должны заслонять или устранять личную ответственность, которая возложена на каждого христианина. Ибо для вас справедлива та же истина, что и для апостола Павла: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Кор. 1:17).
Апостол Павел увещевал христиан в Филиппах «сиять, как светила в мире, содержа слово жизни» (2:15-16). А сиять так они могли, лишь пожелав отделиться от окружавшей их тьмы и встать под защиту Евангелия, возвещаемого ими Слова Жизни.
Нам в самых простых словах указано, что Евангелие есть сила Божия ко спасению, но что такое Евангелие?
Апостол Павел в афористичной, можно сказать, форме отвечает на этот вопрос в Послании к коринфянам:
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес, в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:3-4).
Самим фактом использования слова «Христос» в богословии Павла отождествляются Помазанный и вторая ипостась Троицы, Он, «сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5).
Павел однако, идет дальше. Он указывает, что Христос умер за наши грехи, то есть вместо нас, ясно раскрывая суть заместительного примирения на Кресте, и завершает: «Воскрес в третий день», — что в контексте всей пятнадцатой главы означает ничто иное, как телесное воскресение (Лк. 24:39 и сл.).
Итак, мы видим, что Благая весть предполагает как минимум Божественность Христа, искупительную жертву на Кресте и телесное Воскресение из гробницы. Именно эта весть, бесстрашно и во всеуслышание распространяемая верующими, обладает способностью обличать людей в грехах и вести к истинному покаянию перед Богом и к вере в Господа Иисуса Христа. Джеймс Пэкер в своей любопытной книге «Благовестие и Господство Бога» пишет так:
«Что это за Благая весть, которую проповедовал Павел? Это весть об Иисусе из Назарета. Это весть о воплотившемся Боге, об искуплении, царстве, о Младенце в яслях, о кресте и венце Сына Божия. Это весть 0 том, как Бог прославил Своего Слугу, Иисуса, сделав Его Христом, долгожданным Князем и Спасителем мира. Это весть о том, как Бог сделал Своего Сына человеком, о том, как Бог сделал Его, человека, Священником, Пророком и Царем, как, Бог сделал Его, Священника, также и жертвою за грехи, Его, Пророка, — глашатаем закона Своему народу, Его, Царя, — Судьей всего мира и дал Ему достоинства, по Ветхому Завету принадлежавшие исключительно Иегове — право господства, пока не преклонится пред Ним всякое колено, и право спасения всех, кто призовет Его имя. Если коротко, то Благая весть вот о чём: Бог осуществил Свой изначальный замысел прославить Сына, вознеся Его как великого Спасителя великих грешников. Таково было Евангелие, весть, принятая не всеми: ее надо было узнать, прежде чем человек мог жить в соответствии с ней, понять, прежде чем использовать, в ней надо было нуждаться, чтобы учиться ей. Вот почему Павлу, возвещавшему ее, пришлось стать учителем. Он считал это частью своего призвания: он говорил о «благовестии, для которого [он] поставлен проповедником... и учителем»« (2 Тим. 1:10-11).1
Итак, благовестию присущи содержание, рвение, дерзновение и дух постоянной молитвы, посредством которых оно и ведется.
Методы благовестил в культах
Писания сами свидетельствуют, что Бог возвысил языческие народы и сделал доступным для них Евангелие Царства и Его Мессию-Царя, Которого Израиль отверг по своему неверию. Писания утверждают, что в данном случае Бог преследовал цель «возбудить в них ревность» (Рим. 11:11), дабы они узрели, чего лишились, и покаялись, так чтобы родную ветвь маслины можно было привить на прежнее место к стволу, от которого благословениями завета с Мессией и грядущего Царства питаются лишь дикие ветви (язычники).
Однако мы наблюдаем нечто схожее в нынешнем царстве культов, причем привитие чуждых побегов идет, несмотря на явную вредоносность, с ужасающей быстротой. Разнообразные культовые системы, особенно свидетели Иеговы, мормоны, «единство», используя методы христианства и новозаветного благовестия, отпугивают обращенных от христианских конфессий — протестантизма и католичества! Новоявленные прозелиты вызывают оцепенение во многих протестантских и католических приходах Америки и других стран, и процесс этот ширится, не имея тенденции к стабилизации. Мы испытываем странное, но справедливое наказание Божие по отношению к христианской церкви за ее сонливость: Бог попускает силам тьмы преуспевать в использовании путей света, но отрицать сам источник света и жизни — Евангелие Иисуса Христа. Чтобы хоть как-то остановить экспансию культизма, христианам следует первым делом признать тот скорбный факт, что мы виновны в пренебрежении своей обязанностью лично свидетельствовать. Второе, многие христиане без рассуждений принимают великие истины Библии, заучивая их в момент покаяния, но «не изучая, чтобы снискать Божие расположение, явить себя служителями не сомневающимися, верно разбирающими слово истины». В третьих, обычно христианин знает, во что он верит, но не ищет подтверждения в Писании, считая такое занятие неблагодарной, а подчас и ненужной работой. Виновны в этом большей частью служители церкви, потому что, восходя на кафедру, они заботятся не столько о научении церкви, сколько призывают ее к благовестию, не вдаваясь в глубины догматики.
Мы провели опрос на факультете библейских исследований в Кингз-Колледже. Из примерно трехсот опрошенных не набралось и десятка людей, которые в последние четыре года слышали в своих церквях проповеди по догматике Троицы, Божественности и человечности Иисуса Христа или по соотношению благодати и веры с делами. Мы провели сходный опрос в колледжах, семинариях и библейских институтах основных городов страны, и результат был почти тем же. Положение, когда указанные важнейшие области вероучения пренебрегаются или преподносятся походя, в корне неверно.
В таких условиях культовые системы, будь то мормонизм или свидетели Иеговы, могут лишь процветать. Взволнованные христиане, оказавшись один на один с «возвещателем» свидетелей Иеговы или старейшиной мормонов у себя в гостиной, бросаются к телефону, чтобы получить разъяснения у своего и без того занятого пастора, тогда как даже самое минимальное, но последовательное изучение Писаний придало бы им твердое чувство уверенности и значимости, позволив проповедовать культистам Христа в духе личного благовестия.
Современные христианские миссионеры распространяют неисследимые богатства Евангелия по всему свету. Но огромные фонды, которые тратила Америка за последние 100 лет на всемирные миссии, затмили у впавших в летаргию и апатию американцев необходимость лично свидетельствовать о Благой вести Христа. Служители церкви все чаще замечают, что их конгрегации вырождаются в молитвенные группы, а вечерние воскресные собрания отступают на второй план после телевидения и других нецерковных мероприятий. Здесь — часть проблемы.
Как мы уже показали в предыдущих главах, нехристианские культовые системы Америки в последние сто лет пустили глубокие корни. Изощренные в использовании переосмысленной терминологии, обладающие поверхностными знаниями Библии, подбадриваемые тем, что огромное большинство христиан не в состоянии дать отпор их извращениям (и это еще больше утверждает их на пути заблуждения), Культисты множатся в своем рвении и миссионерской активности. Единственно как можно сдержать их рост — вернуться к позитивному христианскому богословию на строго личной основе — от дома к дому, от соседа к соседу, используя малейшую возможность. Более того, настало время для Церкви Иисуса Христа осознать, что нивой миссионерской работы являются сами культы — нивой, простершейся прямо за порогом церкви, где бы ее здание ни стояло, в родной стране или за границей.
Задача, несомненно, разрешимая. Последние тридцать лет жизни автор работал в основном на этой ниве и убедился, что Культисты в состоянии принять Евангелие. Они составляют часть мира, который Бог возлюбил настолько, что ради искупления его послал Своего Единородного Сына.
По вопросу о том, как конкретно можно выполнять жизненно важную задачу благовестия среди культистов, в течение последних ста лет не было написано ничего существенного, потому мы и вынуждены принять вызов этой самораспространяющейся инфекции. Подобно апостолу Павлу, мы должны исполнять заповедь о возвещении Евангелия, взять верительные грамоты посланников Христовых и вручить их тем, кому захочется обратить нас к евангелию, отличающемуся от новозаветного.
Приведенные ниже методы и наблюдения, как кажется автору, пригодятся любому христианину, искренне пытающемуся благовествовать у культистов. Они не панацея от всех проблем, но испытанное средство обращения культистов к личной вере в Иисуса Христа. Такова цель всякого подлинного благовестия во все времена.
1. Человеческий фактор
Первое, с чем сталкивается христианин, пытаясь благовествовать культисту, — психологический барьер в сознании большинства людей, склоняющий к мысли, что Культисты представляют собой особую породу людей, неподвластных стандартным способам благовестия и в основе достаточно начитанными в Библии, чтобы запутать, если не переубедить, рядового верующего.
Хотя в обоих этих суждениях есть доля истины, они, как правило, выводятся на основе личного опыта общения с культистами, прямого или косвенного, или на основе встреч с ними, где христианин терпел поражение (однако далеко не редки случаи, когда культистов самих постигает неудача, разочарование или крах). И христианин более склонен молчать из страха провалиться повторно.
Другое объяснение данному явлению мы находим в ложной боязни допустить культиста к себе в дом (2 Ин. 10):
Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
По контексту это стих из послания избранной госпоже, в доме которой, очевидно, встречалась христианская церковь, не имевшая еще соборов или просто особых помещений, какие есть ныне. Случай довольно типичный (см. Флм. 2). Иоанн предупреждает не допускать на церковные собрания лжеучителей и проповедников, которые почитают Личность, Природу и Служение Христа лишь отчасти. Ясно, что Иоанн имеет в виду людей, поднимающих голос лжеучения в церкви, а не культиста в вашей гостиной! Несомненно, стих нельзя понимать буквально: если в конце двадцатого века при температуре минус двадцать у христианина от мороза лопнула труба и водой заливает погреб, то ему и в голову не придет спрашивать в два часа ночи у аварийной службы, «принесла ли она учение Христово». Водопроводчик может быть унитарием, мормоном или свидетелем Иеговы! Христианин не задумываясь впустит его в дом исправить трубу, электричество или газопровод, даже не поинтересовавшись взглядами на Христа. Тем не менее некоторые христиане обращают 2 Ин. 10 в повод не благовествовать культисту.
Многие пасторы призывают свою паству, опираясь на указанный стих и вырванные из контекста цитаты, захлопнуть дверь перед носом культиста — но никак не пригласить его внутрь, и в традиции христианского благовестия указать им на заповеди Христа. Слово Божие нигде не оправдывает отказ от обязанности быть посланником Христа и не выделяет культистов в какую-то особую категорию для благовестия.
Скорее всего, христиане правы, полагая, что рядовой культист может оказаться непробиваемым для Благой вести. Однако величайшее заблуждение считать, будто он является особой разновидностью неверующих, в присутствии которой христианину остается только хранить молчание, а Дух Святой лишается силы. Такого не примет ни один мыслящий христианин.
Даже на миг нельзя забывать, что Господь пожертвовал Себя и за их души, что у них есть дом, семья, друзья, чувства, потребности, желания, они боятся и отчаиваются, как любой другой человек. Культист выделяется лишь в одном смысле — он уже «глубоко религиозный человек», и потому до него труднее всего в мире донести Евангелие Христа. Он отверг историческое христианство и в большинстве случаев питает враждебные, если не сказать антагонистические чувства к его Вести. Культист считает, следовательно, евангельских христиан своими главными потенциальными, если не действительными противниками. Христианам поэтому надо выражать терпимость и любовь, чтобы сгладить, где можно, эту напряженность и враждебность приверженцев культа. Требуется огромное смирение, чтобы создать атмосферу раскованности, так как культист считает, что он нашел «истину», и ставит свое собственное откровение выше христианского. Это обычно выражается в его чувстве превосходства и даже откровенного пренебрежения, когда ему рассказывают о Евангелии. Пренебрежение может облекаться в разные формы, но всегда предполагает недоумение, как это христианин осмеливается благовествовать ему, уже познавшему истину? Культисты полагают, что они далеко обогнали евангельское христианство на «религиозной автостраде» благодаря своим частным откровениям и «высшему» познанию Бога.
По мнению одного психолога, Культисты распространяют антагонистическое отношение к богословию исторического христианства и на его носителей, таким образом отождествляя веру с личностью и персонализируя противоречия. Если христианин, желающий благовествовать культистам, будет сознавать это еще начиная беседу с приверженцем культа, он сможет ясно дать понять, насколько различаются богословие христианства, истинный источник антагонизма, и личность самого христианина, позволив культисту увидеть христианина как искупленную личность, не зависящую от богословской структуры. Тем самым станет возможно объективно обсудить библейскую истину, с позиций категориального анализа, логической последовательности, контекстуальной обусловленности и экзегезиса.
Пусть это не поколеблет ни на йоту богословскую систему культа, но изменится или начнет меняться психологическая установка культиста, полагающего, будто любой несогласный с его пониманием христианства автоматически становится объектом антагонизма.
Сталкиваясь с проблемой благовестия в культах, необходимо помнить, что Культисты с соответствующей системой богословия почти всегда изначально зависимы от каких-либо обрядов, церемоний, ритуалов, добрых дел, праведной жизни или самопожертвования как средства угодить Богу и получить оправдание. В основе своей культизм есть форма самоспасения с упором на избавление от греха через человеческие усилия или «благодать» сотрудничества с божеством в их понимании.
В свете изложенного христианин должен указать места из Писания (которое большинство культов считают авторитетом или, иногда, одним из авторитетов), где говорится о тщетности попыток самооправдания, праведности или человеческих стараний как способа получить искупление. Нельзя забывать, что понятия покаяния, примирения с Богом, возрождения, воскресения и возмездия в библейском смысле редко включаются в словарь культистов и никогда не познаются ими на опыте. Христианин должен дать определение, применить и защитить исторический смысл этих терминов, без чего невозможно возвещать Евангелие. Словом, надо начать с самого начала, повторить, расставить акценты и еще раз повторить. Так сеется семя, которое однажды, и лишь по благодати Бога, принесет плод в жизнь вечную.
Приверженцы культов имеют, если так можно выразиться, психологическую конституцию, которая делает их жертвами некоей массовой иллюзии собственного величия вкупе с неизменным чувством гордости. Писания говорят, что сатана лишился изначального положения по своей непомерной гордости (Ис. 14:12-14), вот и сегодня он использует ту же слабость человеческого характера как инструмент манипулирования культистами в своих целях. У большинства культистов гордость очевидна, и она создает иллюзию, будто они одни обладают истинной верой, которая спасает, будто они одни защитники и хранители святого, преподносящие божественное откровение человеческим массам, погрязшим в христианстве, которое, по мнению всех культистов, извращено богословами и философами и в котором требуется возродить истинное Евангелие с помощью конкретного культа. По наблюдениям автора, почти все Культисты страдают от представления, будто их группа в конце концов окажется победителем над противниками, унаследует царство вечное и возрадуется, видя, как мучаются или уничтожаются все враги. Такие Культисты цепляются за миф о своем неминуемом грядущем величии и блеске, который в сочетании с их изначальной концепцией человеческих способностей и заслуг перед Богом порождает массовую иллюзию и духовную слепоту самого ужасного свойства, что только можно представить.
Задача христианина-благовестника — осторожно рассеять туман, окутывающий истинную природу человека, отраженную в Писаниях, и в духе глубокой заботы и искренней молитвы преподать культисту взгляд Бога на падшего человека и поведать о неминуемой судьбе направившихся по исполненным гордости следам Люцифера, «бога века сего» (2 Кор. 4:4).
Культист обязательно будет защищаться, так как ему хорошо известны явные случаи отсутствия единства и братской любви во многих респектабельных евангельских течениях. Он знает, что евангельские христиане едины, лишь когда требуется отразить атаки культистов. Он тут же укажет на разногласия даже в ортодоксальных кругах, не говоря уже об отсутствии четкости в изложении кардинальных доктрин христианской веры. Он без устали будет повторять, что Культисты «по меньшей мере едины, а вы разделены даже в собственных группах». Именно этим он обычно сражает христиан наповал, но ответ здесь таков, что различия во второстепенных вопросах действительно существуют, тогда как мы солидарны в основах Евангелия, которое все культы отрицают в той или иной форме.
Христианин не должен забывать, что хорошо обученный культист является серьезным оппонентом, специалистом по искажению текстов, перекручиванию терминов и ошарашивающим истолкованиям «подлинников». Приходится непрестанно думать, как не обмолвиться словами, которые позже будут использованы во вред, против Евангелия и вашего личного свидетельства.
2. Почва взаимопонимания
Перед тем как начать благовестие культисту, христианин должен, когда это только возможно, найти почву взаимопонимания (лучше, если ею станет богодухновенность или авторитет Писаний или Личность Бога) и принять ее за отправной пункт благовестия. Служители Христа должны стать поистине всем для всех, чтобы спасти хоть некоторых (2 Кор. 9:22). Христианину непозволительно иметь манию величия или давить мыслью, что он спасен, а культист нет. Искупление души — бесценный дар Бога, и к нему надо относиться со всяческим смирением, а не хвалиться им, подарком незаслуженным и щедрым, следствием Благодати Всевышнего.
Ни один сколько-нибудь разумный подход к проблеме благовестия в культах не может переоценить важность создания почвы для взаимопонимания. Если не будет точки согласия, точки отсчета, признанной обеими сторонами, разговор не выйдет за рамки спора, обвинений, контробвинений, обид, и в конце концов вы упустите возможность свидетельствовать, а душа культиста останется в заблуждениях! Благорасположение, открытое и свободное проявление христианской любви и желания обговорить пункты разногласий откроет вам долгий путь к устранению подозрительности рядового культиста и поведет дальше — к плодотворному и действенному благовестию.
Все это должно сопровождаться возрастающим усердием в молитве, обращением к Богу, когда только возможно, в присутствии культиста и вместе с ним, так чтобы через возносимые молитвы культист смог ощутить взаимоотношения христианина с Богом, Который есть Отец духов и наш Отец по вере в Иисуса Христа.
3. Благовестие в подсознании
Рекламная индустрия Америки стала первопроходцем в исследовании механизма мотиваций и показала, что идеи могут проникать в наше сознание помимо нашей воли или уровня осознанности, что они не исчезают бесследно и немало влияют на наше мышление и поступки. Куплеты, которые доносят до нашего слуха радио или телевидение, довольно часто мотивируют людей приобрести именно то, что рекламируется в песне.
Христиане, желающие благовествовать культистам, могут только выгадать от исследований мотивационной роли подсознания, причем с поразительным результатом.
Автор убежден, что Слово Бога и обращенная к Нему молитва через Духа Святого — самая могущественная мотивирующая сила во вселенной, и ее можно подсознательно использовать в благовестии культистам, сея зерна размышлений об Евангелии Христа, равно как и самого Евангелия.
Лучший пример, который я могу здесь привести — мой собственный опыт.
В современной Америке наиболее активными и ревностными из всех миссионеров культовых систем являются, вероятно, свидетели Иеговы. Вот как я поступал в течение многих лет, открывая дверь своего дома на звонок свидетелей Иеговы.
Я приглашал его или их в гостиную, но перед началом беседы об их литературе я говорил, что никогда не касаюсь религии или Библии, предварительно не помолившись. И все присутствующие со мной соглашались. Тогда я тут же склонял голову и обращался к Господу как к Богу Иегове. Общаясь со свидетелями Иеговы, надо быть особо осторожными и всегда обращаться к Богу по имени Иегова, иначе они не будут молиться и не склонят голову, а вместо этого начнут разглядывать комнату, листать свои Библии, рыться в сумках — заниматься своими делами, пока не окончится молитва. Если вам интересно, как я это узнал, то признаюсь: я подглядывал!
Как только упоминается имя Иегова, рядовой свидетель Иеговы тут же склонит голову. И как только вы закончили молитву и прежде, чем ее успели начать они, откройте беседу вопросом: «Итак, о чем вы хотите поговорить?».
Не забывайте, что свидетели Иеговы приходят вооруженные портативным арсеналом в виде дипломата, в котором лежат основные справочные руководства «Сторожевой башни». С самого начала надо настоять, чтобы в разговоре использовались только Писания, причем в общепринятом переводе (короля Якова, Пересмотренный стандартный, Новый международный, Новый американский стандартный и т.п.). Далее, надо настоять на рассмотрении кардинальных доктрин, особенно касающихся Личности, Природы и Служения Иисуса Христа. Лишенный таким образом материалов «Сторожевой башни», ее переводов и ограниченный в теме беседы Личностью Иисуса Христа, даже хорошо обученный свидетель Иеговы попадет в явно затруднительное положение. И наоборот, христианин, в котором пребывает Дух Святой, занимает выгодную позицию.
Побеседовав какое-то время и вволю наслушавшись богословия «пастора» Рассела, сколько могу выдержать за один вечер, я напоминаю свидетелям, что час уже поздний, предлагаю закончить молитвой и тут же, склонив голову, снова молюсь.
То, о чем я рассказал, само по себе представляет лишь модель поведения в присутствии свидетелей Иеговы, но с одним важным ограничением. В начальную и завершающую молитву я включаю полное Евангелие, заостряя внимание на Божественности Христа, Его смерти за наши грехи, на уверенности в том, что мы уже сейчас получили жизнь вечную, по вере в Него, и на том, что спасение дается по одной благодати, независимо от человеческих дел. Я широко цитирую Писания и фактически читаю трехминутную проповедь, вкладывая истинное Евангелие Иисуса Христа подсознательно и, можно сказать, как победитель, ибо меня не перебивают. Никто, даже самый ревностный ученик «пастора» Рассела, Иосифа Смита или Брайема Янга, не станет прерывать молитву. Я убедился, что данная практика благовестия оказывает огромное влияние на свидетелей Иеговы и других культистов, потому что по меньшей мере шесть минут за вечер христианин получает возможность возвещать подлинное Евангелие Христа без возражений.
Надо верить, что Слово Божие «не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).
4. Лексикон Искупления
Культисты всех мастей страдают одной психологической и духовной особенностью. Все они склонны считать, что на данный момент они не имеют жизни или мира с Богом. Фактически именно к тому дерзновенно стремятся богословие и обряды соответствующих систем. А потому ничто не может заменить личного свидетельства христианина о том, что сделал Христос. Здесь надо, однако, сделать одно предупреждение. Мы знаем, что у культистов вырабатывается собственный лексикон, поэтому христианину придется осторожно отбирать слова, когда он говорит об обращении, его формах и влиянии на его дух, разум и жизнь. Единственный аргумент, на который ничем нельзя ответить — это преобразившаяся жизнь, по-должному основанная на авторитете Писаний и руководствующаяся любовью к Богу и к ближнему. Приведу ключевые понятия, которые надо осторожно определить: второе рождение или рождение свыше, оправдание, искупление, Божественность и воскресение Христа, воскресение людей, прощение, благодать и вера. Вы неизбежно коснетесь вечного возмездия, ибо именно от него спас нас Своей смертью Христос.
Писания увещевают нас быть «Его свидетелями», и ради этого мы должны с желанием переносить все, руководствоваться смирением, рассудительностью, благодатью и любовью. И тогда, как бы ни пренебрегалась, искажалась и перестраивалась истина Божия, как бы ни извращались мотивы и характер нашего поведения, оно всегда будет свидетельством почитания Христа.
Лексикон искупления предполагает личное участие — ваше собственное свидетельство власти Христа искупить душу и преобразить человека, мораль, этику, жизнь. А самое главное, Его власти принести человеку мир Божий, который, по словам Христа, дается лишь тем, кто имеет мир с Богом.
5. Секрет настойчивости
Одним из наиболее важных требований к благовестию среди культистов является настойчивость. Всякий, кто сколько-нибудь серьезно занимался культами, признает, что христианину здесь особо нужны благодать и разумение. Культисты неоднократно будут пытаться «уколоть» христианина (на первом месте здесь идут мормоны и свидетели Иеговы), чтобы он потерял терпение и чтобы тем самым оправдать свое учение. Человек, желающий избежать «проколов» и вытерпеть разнообразные оскорбления и нападки, когда он рассекает богословие культистов Мечом Духа, должен знать секрет, который, если его использовать с молитвой, позволит ради Христа перенести все.
Если на вас нападает, оскорбляя и обвиняя, испуганный чем-то слепой, вы не только простите его, но и будете достаточно сдержаны, чтобы любить его, несмотря на его поступки. Даже логика и разум говорят нам в подобной ситуации: он слеп, следовательно, не отвечает за свои действия.
Мы навсегда останемся в долгу перед апостолом Павлом, подсказавшим нам во Втором послании к коринфянам, что люди, не признающие Христа, поистине ослеплены духовно тем, кто правит нашим веком. Сатана так затуманивает сознание людей обманом и разочарованием, что Слово Христово, свет этого мира, не может проникнуть к ним. Мы должны быть настойчивы, мы должны знать и понимать: что бы ни делал и ни говорил культист, он делает это в духовной слепоте. И мы, христиане, должны вести борьбу не против самого культиста, его плоти и крови, а против духов тьмы, царящих в мире (против сатаны и его ангелов). Поэтому надо любить культиста, терпеливо сносить его обвинения, его недопонимание, его предрассудки и в то же время непрестанно нести ему учение Христа. Важностью подобной терпимости по отношению к культистам не следует пренебрегать. Став частью практики благовестия, она будет большим подспорьем для христианина.
Без сомнения, говоря о благовестии в культах, надо коснуться еще многого. Например, того, что в случае гностических культов («христианской науки», «школы единства» и т. д.) особое внимание мы должны уделить проблеме первородного греха, который все они отрицают, а также неотвратимости возмездия за грехи в соответствии с учением Господа Иисуса Христа. Особо необходимо отметить, что, имея дело с течениями, зародившимися вне Соединенных Штатов (бахаизм, теософия, дзен и т. д.), христианин должен четко представить себе, что именно в доктрине этих религий не совпадает с откровением Писания. Глупо было бы спорить о христианских догматах с теми, кто не признает Писания, как делают вышеупомянутые культы.
Наконец, миссионеры должны непрестанно подчеркивать, что все учение Христа и апостолов непреходяще, в том числе моральные и этические нормы христианства.
Из своего опыта работы с приверженцами самых разнообразных культов автор этой книги вынес твердое убеждение, что ни один культист на свете не сможет смутить, сбить с толку или победить в споре христианина, досконально знающего Писание и богословские доктрины. Культы процветают там, где господствует незнание Писания, но они бессильны поколебать в вере и прельстить своим авторитетом христиан, хорошо подкованных в области основных учений Библии, Слова Божия. Верующие не должны пренебрегать этим нерушимым богословским фундаментом христианства, а пасторы — думать, будто среднему верующему достаточно лишь понаслышке ознакомиться с ним. Рост культового движения демонстрирует острую необходимость в распространении теоретических знаний, и если церковь не учитывает этот момент, она вредит сама себе, рискуя душами многих прихожан.
Противоядием от отравы культизма может служить лишь твердая теоретическая база, поэтому нужно позаботиться о том, как выработать у христиан иммунитет против учений культов. Путь к разрешению проблемы указывает нам Слово Господне: изучение христианами (2 Тим. 2:15), наставление пасторами и учителями (1 Тим. 4:1), причем необходимо начать постижение основ веры с самого начала, как учил засомневавшихся апостолов воскресший Христос, — заново открывать для себя, почему христиане верят именно в то, во что они верят. Особо внимательно следует проштудировать все, что касается богодухновенности Библии, Троицы, Божественности Христа, личности и служения Святого Духа, искупления, оправдания по вере, дел, телесного воскресения Христа и воскресения всего человечества.
Неустанно должны мы напоминать христианам о доктринах Троицы и Божественности Христа, чтобы служители Христа не забывали, что Иисус Христос был главным звеном плана Божия на историю человечества. Особо надо подчеркивать, что Его мученическая смерть и телесное воскресение ярко подтверждают Его Божественность через покорность возложенной на Него Отцом миссии, которую Он в точности исполнил на Кресте.
Как известно, противоядие бессильно, когда его принимают не вовремя или в недостаточной дозе, что случается, если не прислушиваются к предписаниям опытного врача. Христианское учение нельзя сухо «зазубрить», его надо преподавать понемногу, по плану, в течение определенного времени, и потому прием противоядия надо начать безотлагательно, повсеместно, от воскресных школ до колледжей и семинарий, где в нем особая нужда.
Христиане должны осознать, что изучение церковных доктрин — не предписание бездушных ортодоксов. Полное понимание теории, близкое с ней знакомство — грандиозные столпы истины, на которых зиждется вера. Именно близкое знакомство с учением отличает великих служителей и выдающихся миссионеров, провозглашающих Благую весть.
Благовестие среди культистов — важная задача христианской церкви, к которой причастен каждый верующий как часть Тела Христова. Пока христиане не поймут этого и, наставляемые и ободряемые своими пасторами и учителями, не научатся использовать в своих целях Голливуд, великого бога телевидение, не начнут сообщать и провозглашать каждому человеку в этом потерянном мире весть о Любви Господней, миссионерство культистов останется одним из величайших бедствий христианской церкви наших дней. Чудесно, что мы организуем иностранные миссии и распространяем свет Слова Господня по земному шару, но сколько у нас еще не сделано рядом, среди ближних, где положение столь же угрожающее, сколько и благословенное. Культы бросают вызов и засевают миссионерскую ниву прямо за нашим порогом.
1 James Packer, Evangelism and the Sovereignty of God, Downers Grove, 1975, p. 47
Этот материал еще не обсуждался.