03.12.2009
Скачать в других форматах:

Джон Стотт

Я верю в силу благовестия. Искусство духовного красноречия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Проповедовать другим проповедникам о проповеди - дело опрометчивое и безрассудное для каждого проповедника, и посему я не претендую на какие-либо особые познания в этой области. Напротив, должен признаться, что нередко, находясь на кафедре, я переживаю «коммуникативный крах»: чувствуя, как благовестие пылает во мне, я, тем не менее, не могу передать другим свои мысли, не говоря уже о чувствах. Почти всегда я покидаю кафедру с ощущением частичного провала и покаяния; я молю Бога о прощении и о том, чтобы в будущем Он помог мне лучше совершить мое служение.

В то же время должен сознаться, что по причинам, которые выявятся в последующих главах, я глубоко убежден в крайней необходимости проповеднического служения, совершаемого как в миссионерских целях, так и в целях здорового духовного возрастания Церкви. Современная ситуация в большей степени препятствует такому служению, однако от этого оно не становится менее необходимым.

О проповеди написано бесчисленное множество книг; я сам прочел около сотни изданий, посвященных гомилетике, искусству общения и другим родственным темам. Оправдано ли в таком случае появление еще одной книги? Мне кажется, что ее отличительная черта состоит в том, что в процессе написания я пытался собрать воедино несколько дополнительных аспектов по данной теме, на которые нередко не обращают внимания. Надеюсь, что ознакомившись со вступительным историческим обзором проповеднического служения, читатель проникнется его духовной красотой, которая поможет ему смело и честно рассмотреть сегодняшние проблемы проповедования, изложенные во второй главе. В пятой и шестой главах я даю практические советы, касающиеся изучения Библии и современного мира, а также непосредственной подготовки к проповеди, однако в них я почти ничего не говорю о подаче материала, красноречии и жестикуляции.

Отчасти это объясняется тем, что с моей точки зрения такие вещи лучше всего постигать на практике, находясь в «ученичестве» у опытного проповедника, а также методом проб и ошибок и посредством дружеской критики. Однако в большей степени это обусловлено желанием сохранить первозначность определенных моментов проповеднического служения, а также верой в то, что наиболее важные тайны проповедования в значительной степени сокрыты не во внешней технической стороне, а в личности проповедника и уровне его богословия. Поэтому третья глава посвящена богословским основаниям проповеди, а седьмая и восьмая - искренности, серьезности, мужеству и смирению, тоесть тем чертам характера, которые необходимы проповеднику. Кроме того, исходя из собственного немалого опыта и убеждений, я говорю о проповеди, как о наведении моста между Библией и современностью (четвертая глава). Истинная проповедь преодолевает пропасть между миром Библии и современным миром и посему она в равной мере должна корениться в них обоих.

Каждому проповеднику знакомо мучительное чувство несоответствия между исповедуемым идеалом и реальностью. Кому-то броситься в глаза не только обилие цитат, но и тот факт, что большинство из них принадлежит авторам прошлого века, весьма далекого от нашей сегодняшней ситуации. Что касается цитат в целом, то здесь я просто хотел поделиться с коллегами результатами всего, прочитанного мною по этой теме. Несмотря на то, что я писал искренне и свободно, основываясь на своем собственном опыте, ограничиваться собой в данном случае было бы слишком самонадеянно. Проповедническое служение имеет цельную церковную традицию, охватывающую около двенадцати столетий. Мы можем очень многому научиться у великих проповедников прошлого, чье служение несет на себе несомненную печать божественного благословения. Мне кажется, что отличие нашей жизни от их времени не является основанием для того, чтобы не разделять их идеалов.

Кто-то, вероятно, решит, что я, так или иначе, но придерживаюсь слишком возвышенного слога, почти не учитывая тех проблем, с которыми большинству духовенства сегодняприходится сталкиваться в его работе. Работы хватает, а заработок невелик. К тому же сказывается интеллектуальное, социальное, нравственное и духовное давление, о котором наши предки и не подозревали. Моральное состояние духовенства на невысоком уровне. Многие страдают от одиночества и уныния. У одних на попечении по несколько деревенских общин (я вспоминаю одного пресвитера из Южной Индии, у которого их целых тридцать и лишь один велосипед, не котором он совершает объезды), другие совершают свое нелегкое служение в запущенных и заброшенных городских кварталах, где в общине почти никого, а среди тех немногих нет лидера. Быть может, говоря об изучении культурного наследия и подготовке к проповеди, я задал слишком высокие нормы, которые, скорее, подходят к давно существующей городской или пригородной церкви и вовсе не годятся там, где церковь только зарождается? Не спорю, мой опыт в значительной мере ограничен служением в лондонской церкви Всех святых и в других таких же церквах; работая над этой книгой, я прежде всего имел в виду их. Однако это вовсе не значит, что я не учитывал других ситуаций.

Я верю, что духовные нормы, о которых я писал, повсюду обладают непререкаемой истиной, однако, несомненно и то, что их надо сообразовывать с каждой конкретной ситуацией. Обращается ли проповедник к многочисленному собранию современной городской церкви, всходит ли он на старую кафедру какой-нибудь заброшенной церкви где-то в Европе, ютится ли он с горстью единоверцев в заброшенном, полуразвалившемся здании, давно ни на что не годном, говорит ли толпе крестьян, собравшихся в лачуге где-то в Латинской Америке или в лесу Африки, или же просто сидит в доме, окруженный небольшой группой слушателей, - несмотря на все разнообразие перечисленных ситуаций очень многое остается неизменным. Неизменно Слово Божие, неизменны по своей природе люди, неизменен проповедник, который может ошибаться, но который призван все тем же живым Богом к изучению Слова и мира, дабы честно, убедительно, мужественно и кротко связать одно с другим.

Сегодня самым разным людям все больше открывается возможность проповедования. Работая над этой книгой, я прежде всего имел в виду штатных, т. е. профессиональных пасторов, однако я нисколько не сомневаюсь в правомочности и полезности совместного служения нескольких пасторов, их помощников и непрофессиональных проповедников, которые могут входить в одну группу. Кроме того, обращаясь к проповедникам, я не забыл о тех, кто им внимает. Почти в каждой церкви можно только приветствовать более тесные и сердечные отношения между пасторами и собранием, проповедниками и слушателями.

Необходимо глубокое сотрудничество в подготовке проповедей и большая степень искренности в их оценке. Ожидая более современных, библейских проповедей, освобождая своих пасторов от управления общинными делами ( дабы они имели больше времени для самообразования и подготовки), выражая им одобрение и поддержку, обычная христианская община может в гораздо большей степени влиять на уровень проповедования, нежели принято думать.

И в завершение я хочу поблагодарить тех, кто помог мне в работе над этой книгой. Прежде всего это относиться к преподобному Э. Нэшу, который указал мне путь ко Христу в пору моего семнадцатилетия, духовно вскормил меня, всегда обо мне молился, развил во мне тягу к Слову Божию и пробудил первую радость от толкования этого Слова.

Я благодарю также многотерпеливую общину церкви Всех святых: она служила как бы наковальней, на которой я выковал свое проповедническое мастерство; я благодарю общинное братство, окружившее меня любовью, поддержкой и молитвами. Вместе с ними я благодарю Майкла Бафина, который в 1970 году стал викарием нашей церкви, в 1975 сменил меня на моем посту, но дал мне возможность оставаться в пасторской группе и продолжать проповедническое служение.

Я выражаю особую благодарность Френсис Уайтхед; в этом месяце исполнилось двадцать пять лет, как она работает моим секретарем; ее трудолюбие и знание дела общеизвестны: она старательно расшифровывала те каракули, в которые превращалсямой почерк, когда на меня нисходило небесное вдохновение. К настоящему времени она одна ( или с кем-либо еще) отпечатала около двадцати книг.

Я благодарю Тэда Шредера, родившегося в Новой Зеландии и ныне совершающего свое служение в Соединенных Штатах. Своим четырехлетним служением в нашей церкви он призывал меня нести Евангелие современному миру. Я благодарю пасторов всех шести континентов, с которыми мне довелось встречаться на конференциях, семинарах и кружках. посвященных анализу проповеднического служения; я благодарю студентов Евангелической богословской школы, семинара Гордона-Конуэлла, богословской семинарии Фуллера и Богословского студенческого общества, - всех тех, кто слушал мои лекции по этой теме и вдохновлял меня к работе своими вопросами.

Я благодарен Рою Макклафри, Тому Куперу и Марку Лэббертону, которые помогали мне в свободное от основных занятий время; особенно я благодарен Марку, который помимо всего прочего трижды прочел рукопись этой книги и сделал полезные замечания не только с точки зрения студента-богослова. Я благодарю моих друзей Дика и Розмари Берд, которые в течение многих лет вместе со мной ездили на мою летнюю дачу и там самоотверженно создавали все условия для того, чтобы я мог спокойно и сосредоточенно работать. Я благодарен всем тем, кто в процессе моей работы над книгой ответил на мои вопросы: прежде всего это касается епископа Лесли Ньюбигина, профессора Джеймса Стюарта, Малькольма Маггериджа, Иэна Мюррея, Ли Сэмьюэля, Оливера Беркли, а также епископов Джона Рэйда и Тимоти Дадли-Смита.

Кроме того , хочу особо поблагодарить Оза Гиннеса. Эндрю Кирка, Майкла Бафина и Роба Уорнера за то, что она нашли время прочесть книгу в рукописи и сделать свои замечания. Несмотря на приступ бронхита, ее прочел и Майкл Грин, издатель серии «Я верю»; ему, помимо всего прочего, я благодарен за его великодушное предисловие, написанное к этой книге.

Джон Стотт                Пасха, 1981 год


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.