Томас Уотсон
Десять заповедей
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
Не кради.
Исход 20:15
Любое проявление несдержанности к собственности другого человека или группы людей ненавистно Богу. Собственность человека в Божьих глазах свята, и Он защищает ее от посягательства заповедью "Не кради". Восьмая заповедь защищает права человека на собственность.
I. Причины воровства
Причины бывают внутреннего и внешнего характера.
Внутренние причины
К внутренним причинам относятся неверие и алчность. Человек не верит в Божью заботу и в доброту Всевышнего. "...Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?" (Пс. 77:19) Неверующий спрашивает: "Разве Бог позаботится обо мне?" "Нет", - отвечает он сам себе и берет заботы по обустройству дома и семьи на себя, но делает это за счет других. Алчность проявляется в недовольстве тем, что есть, непомерное желание иметь больше и больше ведет к воровству. Душу Ахава погубил слиток золота и красивая одежда (Иис. Н. 7:2167 ).
Внешние причины
Внешняя причина одна - подстрекательство сатаны. Иуда был вор, потому что он изначально был сыном погибели. Сатана говорит, что воровская жизнь полна романтики, а воры - смелые люди, их кошельки не пустеют. Сатана говорит, а Ева слушает. Как воронье слетается на падаль, так и воры слетаются на хлеб неправедный.
II. Виды воровства
Кража у Бога
Есть люди, которые крадут у Бога. "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8). Не о части дня, а о целом дне говорит Господь. Проведение остатка воскресного дня после богослужения в лености и праздности - духовный грабеж. "Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" lесятиною и приношениями" (Мал. 3:8). Неуплата десятины - воровство.
Кража у людей
Сюда можно включить кражу душ (лжеучения и ереси), денег и собственности. "Не обижай ближнего твоего? и не грабительствуй" (Лев. 19:13).
Чиновник, берущий взятки - вор.
Наделенный дарами от Бога, но не использующий эти дары для проповеди Евангелия и служения Богу обворовывает церковь, "...Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?" (Иез. 34:2)
Нечестный продавец крадет у покупателя: "... открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами" (Ам. 8:5). Облегчая гири, продавец наживает деньги и теряет душу. Корыстолюбие по отношению к брату - воровство. "...Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим... корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это..." (1 Фес. 4:6)
Администратор или работодатель, не платящий вовремя зарплату, - вор. " Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Лев. 19:13).
Ростовщик, дающий деньги в рост, при кажущейся помощи вяжет жертву. Связанная сатаной женщина (Лк. 13:18) не в худшем состоянии, чем связанный долговыми расписками человек. Закхей по обращении своем сказал: "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19:8). Он понял, что все нажитое им - краденое.
Занимающий деньги и не знающий, как их потом вернуть, попросту ворует. "Нечестивый берет взаймы и не отдает..." (Пс. 36:21). Пророк Илия говорит вдове: "Пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими" (4 Цар. 4:7).
Пользующийся услугами вора (покупающий краденое) тоже ворует. Дерево без воды высохнет, а вор без сбыта краденого не будет воровать.
Что делает воровство еще более низким и отвратительным?
- Кража без нужды, когда все есть, но душа жаждет: надо еще и еще.
- Восполнять краденым, обещанное Богу. "Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать" (Прит. 20:25).
- Кража у вдовы или сироты. "...Когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их" (Исх. 22:23).
- Кража у бедного. Как разгневался Давид на богача, укравшего единственную овечку у бедняка! "Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это" (2 Цар. 12:5).
Кража у самого себя
Возможно ли это?
Посмотрите на скупого, он крадет у себя, лишая себя даже самого необходимого. "...Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим..." (Екк. 6:2). Скупой напоминает осла, груженного золотом, но оно не приносит ему облегчения. Скупец дрожит от холода и голода, сидя на мешке с деньгами.
Посмотрите на ветреного человека. Он растрачивает свое имение неразумно, пуская деньги по ветру. Блудный сын, неразумно растратив имение, остался ни с чем. Он обокрал сам себя.
Ленивец крадет у себя. Проводя время в лености и неге, он крадет время, данное ему Богом для созидания. Ленивый не обрел спасения, потому что он вор, а воры Царствия Божия не наследуют.
Поручитель обкрадывает себя. "Не будь из тех, которые... поручаются за долги" (Прит. 22:26), - учит Слово Божие. Придет день, и кредитор придет не к должнику, а к поручителю, и последний потеряет многое. При отказе в поручительстве нельзя назвать человека жестоким, потому что Библия запрещает поручительство. Дай взаймы столько сколько можешь, даже отдай свое, но не поручайся за долги другого.
Для чего существует эта заповедь?
Во-первых, для защиты права собственности. Идея общественной собственности, или совместного владения, не отвечает учению Библии. "Когда придешь на жатву ближнего твоего... серпа не заноси на жатву ближнего твоего" (Втор. 23:25). Собственность священна. Господь воздвиг восьмую заповедь, как охранную изгородь, и преодолеть ее, не совершив греха, невозможно.
Во-вторых, для обличения и наставления ворующего. Апостол настаивает на том, чтобы люди, "работая в безмолвии, ели свой хлеб" (2 Фес. 3:12). Вор же не ест своего хлеба, но норовит употребить чужой. Лишь покаяние и возвращение к честному труду спасут грешника. "...Если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19:8), - говорит возрожденная душа. Лучше трудиться на восстановлением неправедно взятого у тебя, чем отяготить свою совесть смертным грехом, ибо ложе вора - зев ада.
В-третьих, для предупреждения о последствиях греха.
Некоторые пытаются оправдать грех воровства жизненной необходимостью: "Я сделал все возможное, чтобы честно заработать, но не смог, поэтому украл, но лишь для того, чтобы выжить". Здесь мы видим пример величайшего неверия, как будто Господь Бог не силен дать тебе необходимого без твоего участия во грехе. Обращаться за помощью к дьяволу, а не к Богу чрезвычайно опасно. Посмотрите на Авраама: "Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: "я обогатил Аврама"" (Быт. 14:22-23). Стерегись, чтобы кто-нибудь не возымел возможности сказать, что дьявол обогатил тебя. Не предпринимай ничего, на что ты не можешь пойти, не испросив Божьего водительства и Его благословения.
И, наконец, в-четвертых, заповедь нужна, чтобы отговорить согрешающего: подумай, воры - пауки земли, враги любого общества; Бог ненавидит воровство и воров, вор живет в постоянном страхе оттого, что за ним вот-вот придут. Вина взращивает страх. "В страхе есть мучение", - говорит апостол Иоанн; последствия кражи ужасны. Ахан был побит камнями, он так и не успел воспользоваться краденым, потому что закопал украденное в землю из-за боязни. "И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток... Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя..." (Зах. 5:2-4) Самое страшное в воровстве то, что, крадя у других имущество, вор крадет у себя спасение.
Как избежать греха?
Живи по Слову: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4:28). Сатана прибирает к своим рукам ленивого. Ленивец искушает дьявола искусить его.
"Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть" (Евр. 13:5). Просите у Господа, чтобы Он освободил от вас сребролюбия, никто не сможет взять с собой накопленное на земле.
Этот материал еще не обсуждался.