10.04.2017
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Десять заповедей

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Исход 20:3

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

1. Первое, на что мы обращаем внимание при прочтении данной заповеди, - это личное, персональное обращение Бога к человеку. Об этом свидетельствует употребление слов "у тебя". Да, дорогой друг, Господь обращается к тебе лично. Ты читаешь эти слова и как будто слышишь, как Бог называет твое имя. Ни один человек не может подумать, что Господь обращается с этими словами к неопределенному лицу. Нет, Бог говорит ТЕБЕ! Услышав слова Господа, обращенные к тебе, ты начинаешь задумываться над их смыслом. "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". Эта заповедь - путеводитель истинной веры. Она требует выделить из всего, что есть в нашем сердце, единственного Бога и отдать ему абсолютное предпочтение. Из этой заповеди можно извлечь две основные мысли: 1. Мы должны иметь Богом только Бога. 2. Мы не должны иметь в качестве Бога, иного, кроме Его Самого.

1а. Чтобы иметь Богом только Бога, нам необходимо познать Его как Бога, ибо все боги народов - идолы (Пс. 95:5)1 . А мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8:4)2 . Идол не может помочь, сколько бы мы ни просили его, потому что идолы "не могли защитить носивших, и сами пошли в плен" (Ис.46:2). Они не имеют никакой возможности что-либо сделать (Иер. 14:22)3 . Но у нас есть Бог, которого мы познали всем нашим сердцем как истинного Бога, а познав, пали на лице свое и сказали: "Господь есть Бог, Господь есть Бог!" (3 Цар. 18:39) Мы мы понимаем, что нет Бога, кроме Его. "И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога..." (3 Цар. 8:22,23) "Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?" (Пс.88:7) Никто не может сделать того, что сделал Бог. Он сотворил мир ни из чего, "повесил землю ни на чем" (Иов 26:7).

Для нас Богом является только Бог, от сознания этого умиляемся сердцем, исповедуем языком, признав, что никто не может сравниться с ним.

1б. Чтобы иметь Богом только Бога, необходимо выбрать Его. "...Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу" (И.Нав. 24:15). Одно дело знать о Боге, другое - избрать именно Его своим Богом.

Но прежде, чем избрать Бога своим Богом, Его необходимо познать. "...Знай Бога отца твоего..." (1 Пар.28:9) Мы должны познать Его Божественные черты: абсолютную святость, милость, верность слову. Познать Его через Сына, в котором нам явилась Его благодать.

1в. Иметь Богом только Бога - значит вступить с Ним в завет. После избрания Бога своим Богом мы как бы заключаем с Ним контракт, равно, как и Он заключает с нами. "...И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду" (Ис. 55:3). Итак, мы "вступили в завет, чтобы взыскать Господа..." (2 Пар. 15:12). "Один скажет "я Господень" другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: "я Господень" и прозовется именем Израиля" (Ис. 44:5). Этот завет с Богом мы обновляем каждый раз, когда приступаем к Вечере Господней, которая является гарантом нашей безопасности и не дает нам возможности отпасть от Господа.

1г. Иметь Богом только Бога - значит восхищаться Им. "И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых" (Пс.88:6). Серафимы, стоящие у трона Божьего, укрываются крыльями своими, человек падает на лице свое. Восхищение заключается в поклонении Господу. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28:2). "...И поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли" (Неем. 8:6). Вся слава принадлежит Богу живому. "...И не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис. 42:8). Мы можем уважать разных политических деятелей, наших друзей, служителей церкви, но слава и наше восхищение только для Бога!

1д. Иметь Богом только Бога - значит иметь страх Божий. "Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего: то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами..." (Втор. 28:58-59) Следовательно, никогда не надо выпускать Господа из поля зрения. "Очи мои всегда к Господу..." (Пс. 24:15) Имеющий страх Божий знает: что бы человек ни делал, Бог видит и, как праведный судья, взвешивает все его действия. Человеку надлежит стоять пред Господом в священном трепете, даже гневаясь, нельзя согрешать (Пс. 4:5)4 . Безумец грешит и не боится, а верующий боится и не грешит. "...Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Быт. 39:9) Боящийся Бога не грешит, даже если есть возможность спрятать свой грех от людей. "Не злословь глухого, и перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего" (Лев. 19:14). Страх Божий перекрывает страх перед людьми. Трое боящихся Бога юношей не испугались гнева царя Навуходоносора (Дан. 3:16). Как более громкий звук заглушает тихий (например, гром заглушает шум дождя), так и страх Божий, главенствующий в душе, покрывает любой другой. Бог становится нашим Богом, когда у нас появляется святой сыновний страх пред Ним.

1е. Иметь Богом только Бога - значит уповать на Него. "Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю..." (Пс. 140:8) "Бог мой - скала моя; на Него я уповаю..." (2 Цар. 22:3) Нам не на кого положиться, как только на Бога, ибо все погрязли во лжи и напоминают нам трость египетскую, которая слишком слаба, чтобы поддержать нас, но достаточно остра, чтобы ранить (4 Цар. 18:21). Единственное основание, на котором можно строить наше упование, - Господь. Довериться Ему - значит отдать самое дорогое, что у нас есть, - душу. "В Твою руку предаю дух мой..." (Пс. 30:6)

1ж. Иметь Богом только Бога - значит любить Его.

1з. Иметь Богом только Бога - значит повиноваться Ему. (Об этом подробно будем говорить при разборе второй заповеди.)

Почему мы должны прилепиться к Господу как к нашему Богу?

- Из чувства справедливости. К кому нам еще прилепиться, как не к Сотворившему нас, к Тому, Кто вдохнул в нас жизнь, "потому что Он сотворил нас, и мы - Его..." (Пс. 99:3)

- Это выгодно. Если мы прилепились к Господу, то Он благословляет нас. "...Да благословит нас Бог, Бог наш" (Пс. 66:7) Благословение Божие касается всего того, с чем мы имеем дело, "Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои" (Втор. 28:4-5). "...Господь благословит народ Свой миром" (Пс. 28:11). Господь обратит зло нам во благо (Рим. 8:28)5 . Заключение Иосифа привело к его возвышению (Быт. 50:20). Смерть наша сменяется наградой из рук Господа. "Блажен народ, у которого Господь есть Бог" (Пс. 143:15).

- Из желания не быть проклятыми. Если Бог не будет нашим Богом, то Он проклянет благословения. "...Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю..." (Мал. 2:2) Если Бог не будет нашим Богом, то никто не поможет нам в несчастье. Будет ли Он помогать своим врагам? Будет ли Он сотрудничать со Своими гонителями? Нет, Он будет Всевышним Судьей, а если осудит, то апеллировать уже будет не к кому.

2. Мы не должны иметь никаких других богов, кроме истинного Бога. "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Что значит "пред лицем Моим"? Ничто не может укрыться от взора Божьего. "Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!" (Втор. 27:15)

"Да не будет у тебя других богов..." Их просто нет. Мы не должны их иметь.

Их просто нет. Политеисты поклоняются целому сонму богов, персы поклонялись Солнцу, египтяне - животным, греки чтили Юпитера, но нет никаких богов, кроме истинного Бога. "Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его (Втор. 4 :39). "...Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6).

Мы не должны их иметь. "Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим". Заповедь запрещает служение лжебогам, говоря, например, дереву: "Ты мой отец", и камню: "Ты родил меня" (Иер. 2:27). Она запрещает соединение лжебогов с истинным Богом. "Господа они чтили, и богам своим они служили... (4 Цар. 17:33). А это строжайше запрещено! "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог ревнитель" (Исх. 34:14). "Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому" (Пс. 15:4) Более того, "и имени других богов не упоминайте: да не слышится оно из уст твоих" (Исх. 23:13). Наказание за непослушание - смерть. "Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой... говоря: "пойдем и будем служить богам иным..." <...> то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его; но убей его..." (Втор. 13:6,8-9).

Что же значит иметь других богов? Боюсь, что среди нас больше идолопоклонников, чем мы предполагаем.

Итак, первое, что мы отметим: уповать на какую-либо силу, кроме Божией, - значит сделать из нее Бога. Если мы верим в деньги, то делаем из них бога, а они заглушают слово о Царствии, и глупо их ставить превыше Господа (Мтф. 13:22)6 . Они не дают того, что сулят. "Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему" (Еккл. 5:12). Господь сотворил человека из праха земного, человек же, в свою очередь, творит из праха себе бога. Деньги становятся для него творцом (они творят нужного им человека), искупителем (человек верит во всесилие денег) и утешителем (деньги могут принести душевный покой).

Если человек уповает на плоть для своей опоры, то бог уже готов. "...Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою..." (Иер. 17:5) Сирияне уповали на свою армию, которая наполнила всю землю, но эта опора не устояла пред Богом (3 Цар. 20:27,29).

Упование на нашу мудрость делает ее богом. "...Да не хвалится мудрый мудростью своею..." (Иер. 9:23). Самохвальство есть вершина самонадеянности. Но Бог "уловляет мудрецов их же лукавством" (Иов 5:13). Ахитофел имел большой ум и был советником у царей, и те принимали его как пророка, но ум привел его к самоубийству (2 Цар. 17:23)7 .

Второе, возлюбить что-либо больше Бога - значит сотворить бога из предмета обожания. Свой любовью к нашей собственности мы обожествляет ее. Вспомните богатого юношу, который не смог расстаться со своим имением (Мтф. 19:16-22)8 . Любостяжатель есть не кто иной, как идолослужитель (Еф. 5:5)9 . Он поклоняется своим вещам, они для него дороги, и все мысли его вокруг них. Они в его сердце, а если в сердце, то они уже стали его богом.

Чрезмерная любовь к детям ставит их на пьедестал богов.

Итак, желание иметь других богов греховно, так как ведет к отречению от истинного Бога. Это желание выражается в возведением идолов: "...Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда" (Иер. 2:28).

Желание иметь других богов нередко сопровождается чародейством и вызыванием духов. "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых" (Втор. 18:10,11). Часто случается, что, потеряв нечто, мы обращаемся к гадателям и чародеям, чтобы обрести потерянное вновь. Что из того, если мы возводим сатану в ранг нашего бога? Неужели, потеряв это самое "нечто", ты хочешь потерять душу? (4 Цар. 1:6).

Но совсем иное дело, если человек знает истинного Бога.

1. Служить истинному Богу почетно. Servire Deo est regnare. (Служить Богу значит править.)

2. Служить истинному Богу радостно. "Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы..." (Ис. 56:7)

3. Служить истинному Богу - значит иметь благодать. Истинно верующие приобретают сокрытую манну, внутренний мир и покой, их ждет в грядущем будущем награда. Служащие Богу наследуют Царство и будут носить венец славы из райских цветов (Лук. 12:32; 1 Пет. 5:4)10 .

4. Ты заключил завет с истинным Богом, отвергнув всех прочих. Заключил завет через водное крещение и обновляешь его всякий раз, принимая участие в Вечере Господней. У тебя нет другого пути, как только за истинным Богом. "Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя" (Евр. 10:38). Ненавидящим Меня воздам. "Упою стрелы Мои кровию..." (Втор. 32:42) Сейчас еще не поздно покаяться в том, что ты поклоняешься миру, а не Богу живому. Тогда и только тогда Он будет твоим Утешителем и твоим Венцом на печальном одре смерти.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.