Томас Уотсон
Десять заповедей
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Исход 20:8-11
Господь Бог начертал слова эти на каменных скрижалях, нам же следует для нашего же блага, начертать их на скрижалях своих сердец.
День субботний выделен из всех дней, выделен он для поклонения Господу Богу. Это Его день, и человек не может использовать его для своих нужд. Слова: "Помни день субботний..." - говорят нам о том, что наше естество будет стремиться забыть Святую субботу, а Господу это неугодно. Поэтому Он и дает нам сию заповедь.
I. Помни день субботний, чтобы святить его
[1] Предмет освящения. Освящение субботы предполагает отдых от трудов и исполнение своих духовных обязанностей.
[2] Объект заповеди. Любой человек, независимо от своего положения является объектом заповеди: "... ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих".
Аргументы в пользу освящения.
[1] Рациональность. "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои..." Господь не деспот, для забот о доме и о семье Он дал целых шесть дней, а для Себя оставил лишь один. И справедливости ради Богу необходимо отдать хотя бы малую толику всего того, что Ему принадлежит по праву.
[2] Справедливость - второй аргумент в пользу освящения субботы. Этот день принадлежит Ему. Тот, кто обкрадывает Бога, используя этот день для своих нужд, покушается на святыню и, безусловно, виновен.
[3] Третий аргумент в пользу освящения Субботы - отношение к ней Самого Господа. "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2:2). Кто, как не Бог, может быть лучшим примером для нас.
[4] Еще один аргумент в пользу освящения дня субботнего - Божественное благословение, которое излилось на этот день. Оно становится нашим благословением, ибо "благословил Господь день субботний и освятил его". Бог не только выделил день убботний из всех остальных (освятил), но и благословил его. В этот день мы не только поклоняемся Господу (т.е. отдаем), но и получаем от Него благодать. В этот день "благословенья потоки с Неба польются дождем". Непочитание этого дня влечет за собой проклятие Божие: "А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, - и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет" (Иер. 17:27). В Книге пророка Малахии, 2:2, Бог предупреждает непослушных: "...Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю..."
Заповедь освящения субботы не имеет ничего общего с церемониальным законом, это Закон Божий, моральный, непреходящий и вечный, не буква, но дух.
Как так получилось, что освящение дня седьмого, субботы, было перенесено на другой день?
Прежнее почитание субботы, которая была субботой иудейской, перенесено было на первый день недели, который является субботой христианской. Перенос дня почитания не противоречит моральному закону. Моральный дух четвертой заповеди состоит в том, что мы должны почитать Господа в один из семи дней.
Но как случилось то, что первый день недели занял место седьмого?
Церковь не вправе принимать решения о переносе дня поклонения.
Лишь Господь вправе сделать это. Иисус Христос "есть господин и субботы" (Мрк. 2:28). Он утвердил его. "Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс. 117:24) Большинство богословов считают, что слова псалмопевца Давида относятся к христианской субботе, которая названа "днем Господа" в Откровении 1:1023 . Мы называем хлебопреломление - Вечерей Господней, потому что она установлена Самим Господом, и суть ее заключается в том, что Иисус Христос освятил (т.е. отделил) хлеб и вино для особого пользования, они стали символами страданий Господа, точно так же назван и "день Господа", потому что это тоже установление Самого Господа. Как хлеб и вино выделены (освящены) для особого пользования, так и этот день выделен (освящен) из всех для богослужения. Иисус Христос воскрес из мертвых в первый день недели и в первый день недели дважды являлся ученикам (Ин. 20:19,26)24 .
Соблюдение первого дня недели практиковалось апостолами: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжил слово до полуночи" (Деян. 20:7). В воскресенье проповедуется Слово Божие и совершается таинство хлебопреломления. Августин, Иннокентий и Исидор единодушно говорили, что установления апостолов есть установления Божии, так как Господь говорил Церкви через них.
День Господа, тот, который мы празднуем сегодня, праздновали не только апостолы, но и ранняя Церковь. Игнатий - самый древний из отцов, современник апостола Иоанна, писал: "Пусть каждый, кто любит Христа, святит первый день недели, Господа день". Вот уже шестнадцать столетий Церковь соблюдает этот день. Так суббота седьмого дня стала субботой первого дня недели.
Основной причиной переноса иудейской субботы на христианскую является воспоминание о Том, Кому мы обязаны своим искуплением. Причина установления Богом иудейской субботы - воспоминание о творении мира. Но теперь Господь установил новую субботу для воспоминания более великого события, чем сотворение мира, - искупление Кровью Агнца. "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего..." (Аггей 2:9) Слава искупления больше славы творения. Велика мудрость Божия, ибо как дивно Он все устроил, но мудрость, даровавшая спасение, выше. Велика сила, создавшая нас из праха, но сила, возродившая нас из того, что много хуже праха, не меньше, а много больше. Искупить виновного гораздо благодатнее, чем создать невинного. Мир сотворен повелением слова (Пс.148:5)25 , искупление получено благодаря пролитию Крови Христа (Ев. 9:12)26 . В творении Бог дал нам самих себя, в искуплении Он даровал нам Христа. В творении мы имеем жизнь в Адаме, в искуплении - во Христе (Кол.3:3)27 . Мы имели право на земной рай благодаря творению, по искуплении имеем право на Царство Небесное. Иисус Христос как Господин субботы имел все основания и право перенести ее с седьмого дня недели на первый в напоминание нам об искуплении и Искупителе.
Для нас этот факт имеет практическое значение. Почитание христианской субботы (первого дня недели) должно вызывать благоговение в сердцах верующих. День Господа стал отрадою для наших сердец. Он лучший из дней недели. Как жар-птица разнится от всех птиц, а сияние Солнца затмевает свет звезд, так и все дни недели меркнут во славе дня Господа. "Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" (Пс. 117:24).
Бог сотворил все дни, но субботу Он выделил из всех. В этот день солнце праведности освящает наши души, он - праздник для наших сердец. Иисус Христос воскрес из мертвых в первый день недели, и Дух Святой сошел на Церковь в этот день. Сердца грешников сокрушаются чаще всего в первый день недели, потому что в этот день Господь являл Себя апостолам до вознесения и после (например, апостолу Иоанну, Откр. 1:10). В этот день молитвы верующих устремляются к небесам, к Господу, и он, этот день, есть прообраз нашего бытия с Богом в Новом Иерусалиме, где будет непреходящая суббота, где Бог будет храмом, а Агнец светильником в Нем.
II. Шесть дней работай
Это не позволение работать, а заповедь. Писание не дает оснований для лености. Обязанность верующего заключается не только в освящении одного дня недели, но и в труде в остальные дни. "Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб" (2 Фес. 3:11-12). Христианин должен помнить не только о Небесном Отечестве, но и о земном долге. Штурман корабля смотрит на звезды, а руки его лежат на штурвале. "Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного, и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: "не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь; и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный"" (Пр. 24:30-34).
Адам в своей невинности, будучи царем природы, должен был трудиться. "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15).
Жизнь в святости и работа неразрывно связаны. Стоячая вода портится. Жизнь - в движении. Соломон учит нас, как надо относиться к труду, на примере муравья (Прит. 6:628 ; 30:2529 ). Пчела - пример трудолюбия. Ничегонеделание - грех не меньший, чем делание запретного. Хлеб праздности и вино хищения - пища не для христиан. Помните, как кончается притча о лукавом и ленивом рабе? "...А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мтф. 25:30).
Человек может пойти в ад с таким же успехом, не исполняя заповеди "шесть дней работай", с каким туда попадают люди, не исполняющие заповеди "а день седьмой - суббота Господу".
Каким образом освящается суббота?
Мы не должны работать в этот день. Это заповедь. День принадлежит Господу, и мы оставляем все свои дела ради Него, как некогда Авраам, идя на жертвоприношение, оставил слуг своих и осла у подножия холма (Быт. 22:530 ).
День Господа - день святого покоя. Никакая мирская работа не должна проводиться в субботу, так как она оскверняет ее. "В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день <...> зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?" (Неем. 13:15,17)
Красть у Бога - святотатство, преступление, совершенное против Бога. В субботу Господь запретил собирать манну (Исх. 16:26)31 . Однако человек не хочет повиноваться. "Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?" (Исх.16:27,28) Бальзамирование тела Иисуса Христа в субботу противоречило закону, и женщины, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, приготовив ароматы, не пошли ко гробу до пришествия следующего дня. "...Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лк. 23:56). Последний язычник не будет делать никакой работы во время, отведенное для поклонения своему истукану. Клемент Александрийский свидетельствовал, что один из римских императоров прекращал любой из военных советов, когда наступало время поклонения идолам. Работа в день Господа свидетельствует о невозрожденном сердце и больно ранит Господа.
Сам сатана впрягается в плуг работающего, чтобы расширить межу между грешником и Богом. Человек, собиравший дрова в субботу, был наказан Господом (Чис. 15:3532 ). Несколько палочек для костра не идут ни в какое сравнение с тем огромным количеством дров, которые сатана собрал на вечный огонь для бедного грешника.
Храм Господень, не для Бога ли он? Но и строительство храма было запрещено в субботу!
Однако необходимая работа, та, которую нельзя отложить, позволительна. Потребность человека в пище естественна, так как она необходима для тела так же, как масло для лампы.
Не противоречит закону и помощь ближнему, когда его здоровью или собственности грозит опасность. Иудейские учителя ревностно оберегали букву Закона, не придавая значения сути (духу) его, поэтому Иисус обличал их: "Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?" (Ин. 7:23)
Но что же получается? Если мы не выходим на работу, то и осел наш, и вол, и конь тоже отдыхают. Святят ли и они субботу? Конечно же, нет. Мы посвящаем день Господу, иначе чем бы мы отличались от домашних животных? В благословенную субботу Бог хочет иметь общение с тобой, Он как бы говорит тебе, как некогда говорил Иисус: "...Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лук. 19:5). Услышав эти слова, как бы ты приготовился ко встрече? Пришел субботний вечер, завтра - Божественная суббота, есть время собраться с мыслями, подумать о предстоящей встрече.
"...Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался" (Ин. 8:56).
Пусть душа твоя воспоет в святой день Господа, ликует и славит Бога, как Он этого хочет. "Если ты... во святый день Мой...
будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним <...> то будешь иметь радость в Господе..." (Ис. 58:13).
Одев тела в соответствующие праздничному дню убранство, необходимо убрать и души для слышания Слова. Как народ израильский очищался перед встречей с Богом (Исх. 19:10), так и христиане должны очистить свои души чтением Слова. Чтение Слова Божьего очищает и освящает душу. "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Ин. 17:17) Чтение же не должно быть поверхностным, ведь Библия - книга жизни, кладезь мудрости и путь ко спасению. Слово Божие дороже золота и слаще меда (Пс. 18:11), оно сокрушает сердца, растапливает лед души созерцанием следующего.
А. Всего того, что сотворил Бог. Часто мы не обращаем внимания на все то великолепие, которое окружает нас. Но творения Божии - увеличительное стекло, сквозь которое мы видим Его премудрость, ведь Он создал мир по слову Своему из ничего. "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32:6).
Ученики Иисуса Христа удивились, когда Он словом Своим успокоил море, но насколько более удивительно то, что это море было создано тем же Словом (Мтф. 8:2633 ). Воззрите на небо. Как прекрасны светила на нем! Посмотрите на землю. Как прекрасны зелень и многоцветье трав! Скрип снега под ногами в морозное утро! "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро..." (Пс. 103:24) Могущий сотворить может и дать. "Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю" (Пс. 123:8).
Б. Созерцанием Божественной святости. "Свято и страшно имя Его!" (Пс. 110:9) "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния..." (Ав. 1:13). Бог по Своей сущности и Своим делам свят. Вся святость, которая есть в людях и ангелах, есть не что иное, как незначительное отражение огромной, необъемлемой святости Божией. Господь любит святость, потому что она - Его сущность. Созерцание святости Божией и размышления о ней настраивают нас на правильное понимание сути субботы. Восхищение святостью Всевышнего - первый шаг к уподоблению Богу.
В. Созерцанием любви Христа, проявившейся в подвиге искупления. "...И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь" (Откр. 1:5-6).Творение и искупление. Первое свидетельствует о необычайной силе и неограниченной власти, второе - о любви. Христос, Который есть Бог, должен был умереть за твои грехи. Не за грехи падших ангелов, но за грехи людей! "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21).
Тот, Который суть Бог, "к злодеям причтен был" (Ис. 53:12). Не имеющий греха стал подобен нам, потому что Ему вменены были наши грехи. Человек находится в таком состоянии, что он не может и не хочет никакого искупления. По природе своей он враг Богу. "... Будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его..." (Рим. 5:10) Когда Иисус проливал Свою кровь, мы источали злобу и смертоносный яд. По смерти же Его в нас не было и намека на любовь к Нему до тех пор, пока Он не сотворил эту любовь в наших сердцах. Что мы можем дать взамен? "Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:35-36). Есть ли в тебе хотя бы маленькая частица хорошего, которая принадлежала бы тебе? Нет. Господь говорит: "...от Меня будут тебе плоды" (Ос. 14:9).
Но, несмотря на наше греховное состояние, Иисус возлюбил нас такою же любовью, какою Бог Отец возлюбил Сына. "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас..." (Ин. 15:9) И любовь эта вечная, непреходящая.
Г. Созерцанием славы небес. Небеса - абсолютное блаженство. Они названы Царством за их необыкновенное богатство. Небеса украшены драгоценными камнями и жемчугом (Откр. 21:1934 ,2135 ). Там все говорит о славе: негаснущий свет, совершенная любовь, честь без карьеризма, радость, а венчает все это бесконечность рая. Любое земное царство, независимо от его богатства, преходяще, но не таковы небеса.
Утренней молитвой мы облачаем наши души во святость. Молитва освящает субботу.
- О чем нам следует молиться в святой день? О том, чтобы Господь благословил Слово, которое будет проповедано в собрании, чтобы оно было жизненно необходимым для нас. Будем молиться о Господнем присутствии, о том, чтобы наши сердца воспылали любовью, чтобы в кротости воспринять евангельские истины. И не только за себя молимся мы, но и за других, за тех, может быть, кого еще не коснулась Божия благодать, за другие собрания святых по всей земле.
- Как мы молимся? Молящемуся недостаточно произнести несколько общих фраз. Молиться следует горячо, с верой и надеждой, молиться так, как молился Иисус: "И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. 22:44).
Облачив свою душу в утреннюю молитву, настрой себя на слушание проповеди для дальнейшего освящения субботы. Когда ты сидишь в собрании, возведи свои очи к небесам, чтобы Сам Бог благословил проповедуемое слово, ибо ты знаешь, что Святой Дух участвует в служении словом.
Начавшуюся же проповедь слушай внимательно: "И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел" (Деян. 16:14). Иисус Христос учил в храме, и "весь народ неотступно слушал Его" (Лк. 19:48). Слушанием проповеди мы святим субботу, но надо остерегаться развлечения и дремоты.
Развлечение
"Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения" (1 Кор. 7:35). Говорят, что Бернар Клервосский при входе в собрание говорил: "Останьтесь здесь, мои земные мысли". Может быть, и нам следует при входе в дом Божий подумать об этом? Поиск развлечения в собрании святых не святит Субботы. "...Даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь" (Иер. 23:11).
Но откуда берутся нечестивые помыслы и мысли о развлечении?
- Частично от сатаны. Он присутствует в собрании, и если ему не удалось помешать нам прийти в дом Божий, то он приложит все усилия для того, чтобы помешать слушать. "И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана" (Иов 1:6). "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему" (Зах. 3:1).
- Но нельзя всю вину возлагать на дьявола. Нередко виновниками блуждающих мыслей являемся мы сами.
Глаза. Блуждающие глаза - источник блуждающих мыслей. Вор проникает в дом через окно, образы, рождающие мысли, - через глаза. Мы призваны следить за собой, когда идем в храм Божий, но и глаза должны контролироваться: "Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице" (Иов 31:1).
Сердце. Через глаза блуждающие образы входят в сердце, а потом "... извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы..." (Мрк. 7:21)
Привычка. Блуждающие мысли и мысли о развлечении посещают нас по привычке. Мы привыкли думать о развлечениях вне собрания, поэтому мы не можем избежать их и в субботу. Привычка - вторая натура. "Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?" (Иер. 13:23). Можем ли мы избавиться от дурной привычки? Сами - нет, но во Христе - да.
Дремота
Остерегайся сна во время проповеди. Разве ты не молил о помиловании? Какой преступник, прося о помиловании, спит? Разве не раздается хлеб жизни во время проповеди, и будет ли голодный спать, когда дают пищу? Что хуже: не пойти на собрание или спать в нем? Иисус Христос спрашивает учеников: "...не могли вы один час бодрствовать со Мною?" (Мтф. 26:40). Я не исключаю того, что дитя Божие по немощи своей может уснуть на собрании, но добровольное и постоянное использование времени проповеди для сна - немыслимо. Избежать дремоты довольно просто. Эффективным средством является утренний пост.
Чтобы слушать Слово правильно, следует сделать следующее.
1. Удалить все, что делает восприятие проповеди неэффективным.
А. Любопытство. Некоторые приходят послушать проповедь не для получения благодати, а для ублажения своего слуха (2Тим. 4:336 ). Августин признался, что до своего обращения он приходил послушать Амвросия из любопытства к его ораторскому искусству. "И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их" (Иез. 33:32). Многие, к сожалению, приходят в собрание ублажать свой слух. "Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (Деян. 17:21). Это не может святить Субботу;
Б. Предвзятость и предубеждение. Оставь предвзятость за воротами молитвенного дома, она противится проповеди. Саддукеи предвзято относились к учению о воскресении (Лк. 20:2737 ). Зачастую мы предвзято относимся к проповедникам "...Есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое; это Михей, сын Иемвлая" (3Цар. 22:8). Если больной не доверяет врачу, то какие бы хорошие лекарства ни прописал ему врач, больной не будет принимать их. Предубеждение - яд для проповедуемого Слова.
В. Корысть. Оставь за порогом молитвенного дома корысть в любом виде. Семя, посеянное в тернии, не даст плода (Мтф. 13:2238 ). Сердце корыстолюбивого человека не находится в собрании святых. "И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но... сердце их увлекается за корыстью их" (Иез. 33:31).
Г. Избирательность. Избирательность в слушании Слова означает, что, слушая все, мы не все принимаем, а лишь то, что нам подходит. Нам нравится благая весть о небесах и о царствовании со Христом, но мы не любим слушать о самоотречении и о страданиях с Ним. Многим нравится слушать о любви Христа, а о любви к врагам - нет.
Д. Непослушание. Оставь непослушание за воротами молитвенного дома. "... Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному" (Рим. 10:21). Это сказано было иудеям, к которым Господь простирал руки Свои, проповедуя Слово, но они отвергли Его.
2. Если ты слушаешь Слово правильно, то возжаждешь освящения, постоянного возрастания в святости. "...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение..." (1Пет. 2:2).
3. Слушайте слово с радостью. "...И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф" (Иер. 15:16).
4. Слушая Слово, слушайте с верою. Верьте ему, потому что им вас будут судить. Многие слышали, но "не верили слову Его" (Пс. 105:4).
5. Слушайте со смиренным сердцем. "...В кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души" (Иак. 1:21).
6. Слушая, запоминайте. "А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце..." (Лк. 8:15)
7. Услышав, претворите в жизнь. "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откр. 22:14).
Итак, святи день субботний и помни о тех благословениях, которые Бог обещал, делающим это. "...Будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это" (Ис. 58:14). "Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла" (Ис.56:2). То блаженство, которое христианин получает в субботу, пребывает с ним в течение недели. Дорогой друг, чем больше ты святишь субботу, тем больше благословений пребудет на тебе в течение недели.
Этот материал еще не обсуждался.