10.04.2017
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Десять заповедей

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ

Не убивай.

Исход 20:13

Шестая заповедь объявляет убийство грехом, запрещает его и обязывает нас заботиться как о своей жизни, так и о жизни окружающих нас людей.

Убийство - грех, и неважно, направлен ли он против другого человека или против себя лично.

I. Действия, направленные против другого

1. Мы ни в коем случае не должны причинять вреда доброму имени другого человека. Клевета и оговор - жесточайшие преступления против человека. Давид восклицает: "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34:11). Первые христиане обвинялись в убийствах своих детей и кровосмешении. Ни один врач не сможет вылечить ран, нанесенных языком.

2. Мы ни в коем случае не должны причинять вреда физическому состоянию человека. Жизнь драгоценна в глазах Господа, и Бог сотворил заповедь, чтобы оградить жизнь одних от посягательств на нее других. "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:6). Согласно Закону, убивший нечаянно мог найти защиту в святилище, но злоумышленника не могло спасти никакое святилище. "А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть" (Исх. 21:14). Шестая заповедь запрещает не только убийство, но и все пути, ведущие к нему.

1. Гнев. От гнева кровь закипает в жилах, что часто ведет к убийству, "...они во гневе своем убили мужа..." (Быт. 49:6).

2. Зависть. Сатана позавидовал нашим прародителям и лишил их рая и вечной жизни. Братья Иосифа позавидовали ему потому, что отец подарил Иосифу цветную одежду (Быт 37:20), и решили убить его. Зависть сродни убийству. Недовольство Богом приводит к преступлению против человека. Завистливый Каин, выступив против Господа, кончил убийством брата. Гнев быстр, он воспламеняется, как солома, зависть нетороплива, но удовлетворения ищет в крови. "Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?" (Прит. 27:4).

3. Ненависть. Фарисеи ненавидели Христа потому, что Он был талантливее их и популярнее в народе. Они не могли успокоиться до тех пор, пока не пригвоздили Его ко кресту и не отняли у Него жизнь. Ненависть - хищница, она живет кровью. Аман ненавидел Мардохея, потому что последний не поклонился ему, и он решил уничтожить за это весь израильский народ. Ненависть жестока.

Чем и как совершается убийство?

- Рукой

Так Иоав убил Амессая "Тот поразил его им (мечом. - Редактор)в живот, так что выпали внутренности его на землю" (2 Цар. 20:10).

- Мыслью

Злоба - убийство в уме. "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца..." (1 Ин. 3:15). Замышлять недоброе в сердце своем против человека - значит убить его.

- Языком

Клевета убивает. Иудеи оболгали Иисуса Христа перед Пилатом, что привело к распятию Господа.

- Пером

Так Давид убил Урию, написав Иоаву: "...поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер" (2 Цар. 11:15). Несмотря на то, что меч аммонитянина поразил Урию, фактически убийство было совершено пером, и Господь сказал Давиду устами пророка Нафана: "Урию Хеттеянина ты поразил мечом..." (2 Цар.12:9).

- Замыслом

Так, Иезавель, несмотря на то, что она не коснулась Навуфея, тем не менее тщательно спланировала убийство, поэтому она - убийца (3 Цар. 21:9,1044 ).

- Ядом

Сколько примеров знает история! Но можно убить и лекарством. Используемое не по назначению или принимаемое в чрезмерном количестве лекарство - яд.

- Ведьмовством и колдовством,

которые запрещены Законом. "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых" (Втор. 18: 10, 11).

- Стремлением убить кого-либо.

Так Ирод под предлогом поклонения Христу чуть было не убил Его (Мтф. 2:845 , 1346 ). У Саула было стремление убить Давида, когда он послал его воевать против филистимлян. "...Пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем" (1 Цар. 18:17). Стремление убить и само убийство равнозначны в глазах Господа.

- Одобряя убийство, мы тем самым принимаем участие в нем. Савл принял участие в убийстве Стефана. "...И, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его" (Деян. 22:20).

- Не предотвратив убийства, хотя для этого были все возможности, мы тем самым принимаем участие в нем. Пилат знал, что Иисус Христос невиновен. Но он не остановил убийства, а напротив, умыв руки водой, он убил Иисуса и не смог смыть с них крови Христа.

- Немилосердием

Отнимая то, без чего человек умрет, мы убиваем его. "Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова; ибо таковой берет в залог душу" (Втор. 24:6). Более того, не дав необходимого для жизни человеку, мы тоже убиваем его. Голодающий может умереть без нашей поддержки, и мы будем виновны в смерти.

- Бездействием

Не приведший в исполнение высшую меру наказания виновен в смерти. Судья может быть виновным, скажем, в двух из шести убийств преступника, так как он не остановил его, раскрыв четыре, позволив после смягченного приговора совершиться еще двум.

Правосудие

Несмотря на то, что заповедь запрещает пролитие крови, кроме тех случаев, когда человек защищает свою жизнь, преступники должны наказываться. Казнь преступника не убийство, а правосудие. Если простой человек поднимает меч, то он согрешает, палач же согрешает, если меч опускает. Правительство не должно помещать меч правосудия в оружейный музей, но оно также не должно и размахивать им направо и налево без серьезного повода.

Войны

Заповедь не запрещает и справедливые войны. Когда грехи человека переходят все мыслимые и немыслимые пределы, Господь говорит: "Меч, пройди по земле!" (Иез. 14:17) Господь поддержал войну Израиля против Вениамина. Когда грехи аммонитян переполняли чашу терпения Божия, то Он посылал Израиля воевать против них (Суд. 11:21).

Душа человека

Ни в коем случае нельзя приносить вред душе человека. Это величайшее преступление, потому что душа человека сотворена более по образу Божию, нежели его тело. И хотя душа бессмертна, но обречение ее на муки вечные равносильно ее смерти. Кто же может быть убийцей душ человеческих?

1. Люди, разлагающие других своим примером.

Мир движим примером, особенно примером сильных мира сего. Они овладевают умами людей и могут как растлевать, так и врачевать души людей. Когда кумиры идут куда-то, то толпа следует за ними, даже если эта дорога ведет их прямо в ад.

2. С облазнители всех мастей.

Блудница завивает локоны, подводит глаза, открывает грудь и ноги, соблазняя и убивая одновременно. "...И увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми нероазумного юношу... <...> И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем... <...> Она схватила его, целовала его..." (Прит. 7:7, 10, 13) Лучше предательство друга, чем поцелуй блудницы.

3. Служители, которые не питают стадо, отравляют и заражают души, - убийцы.

А. "...Пасите Божие стадо, какое у вас..." (1 Пет. 5:2) Душа жаждет пажити, стадо должно быть накормлено. Но есть такие пастыри, которые заботятся только о себе. Они либо не хотят проповедовать, либо не умеют и усилий к подготовке проповеди не прилагают. К сожалению, встречаются пастыри, которых "нужно учить первым началам слова Божия" (Евр. 5:12).

Б. Отравление душ. Встречаются и неортодоксальные служители, которые учат еретическим учениям, чем отравляют души людей. Кто-то пытается лишить Христа Божественности, кто-то отрицает благодать и приписывает дело спасения воле человека, кто-то учит, что моральный Закон устарел. "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... " (2 Пет. 2:1).

4. Те, которые уничтожают других, вводя их в плохие компании и делая их прозелитами сатаны. Как невозможно, лежа на солнцепеке, не загореть, так невозможно не стать соучастником зла в сообществе развратителей. Откуда берутся пьяницы? Ответ прост: один заражает другого. И эта история длится столетиями, вербуя новые и новые души для сатаны.

II. Заповедь запрещает действия, направленные против самого себя

"Не убивай" - не причиняй зла себе!

1. Косвенно или случайно

А. Нельзя подвергать свою жизнь риску. Во время стрельбы стрелок, оказавшийся на простреливаемом пространстве, может быть убит. Кто будет виноват в его смерти? Он сам. Он даст ответ Господу за нарушение заповеди!

Б. Человек, могущий, но не приложивший усилий для спасения своей жизни, виновен в самоубийстве. Больной, отказывающийся принимать лекарства, виновен в нарушении заповеди. Если бы Езекия не приложил пласт смокв к нарыву, то он умер бы, и был бы виновен в своей смерти (Ис. 38:2147 ).

В. Чрезмерная печаль может убить человека. "...Печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). Сколько людей умерло от нервного расстройства! Королева Англии Мария так расстроилась из-за потери порта Кале, что у нее случился разрыв сердца.

Г. Чрезмерное употребление пищи и вина укорачивает жизнь. Plures periere crapula, quam gladio. - Больше погибло от чаши, чем от меча. Многие усердно роют себе могилы собственными зубами.

2. Но вред можно причинить себе не только косвенно.

А. Завистью. Зависть - tristitia de bonis alienis (тайное воздыхание о благополучии другого). Завистливый более озабочен хорошим состоянием дел у соседа, чем своими неудачами. Он смеется лишь тогда, когда кто-то плачет.

Зависть - самоубийца, кровоточащая язва. Киприан называл ее скрытой раной, и ранит она смертельно. Зависть подвергает эрозии сердце, иссушает кровь, "зависть - гниль для костей" (Прит. 14:30). Что моль для шерсти, то зависть для тела, она упивается собственным ядом. Ехидна, что ужалила Павла, рассчитывала навредить ему, но попала в огонь (Деян. 28:348 ). То же происходит и с завистливым: он хочет навредить кому-либо, но уничтожает себя.

Б. Но самым страшным, самым противоестественным, варварским убийством является убийство самого себя. Что может быть ужаснее, чем обагрить свои руки собственной кровью? Господь Бог поместил душу в тело, как узника в темницу, и никому не дано право выпускать ее наружу до тех пор, пока Бог не соизволит открыть дверь.

В чем причина разочарования в жизни

А. Гордость и амбиции

Когда человек начинает думать и верить, что он лучше и умнее других, но жизнь вдруг показывает ему обратное, то он не может вынести этого и накладывает на себя руки. Ахитофел был слишком высокого мнения о себе, но когда пренебрегли его советом, он не смог перенести этого. "И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер..." (2 Цар. 17:23).

Б. Бедность

Часто причиной самоубийства является бедность. "...Нищеты и богатства не давай мне..." (Прит. 30:8). Но надо помнить, что многие оказались в крайней нужде из-за своей греховной жизни.

В. Жадность

Жадность тоже может быть одной из причин самоубийства. Алчность - безалкогольный алкоголизм. Жадный подобен ненасытному бегемоту из книги Иова. "Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его" (40:18).

Г. Паникерство

Паникерство может привести к самоубийству. Сатана искусил человека, дал проглотить ему несколько пилюль греха, и вот теперь совесть угнетает бедного человека. Иуда, предав невинную кровь, испытывал такие угрызения совести, что повесился. Для таких людей нет спасения, потому что они умирают в момент греха, и у них нет времени покаяться.

Заповедь запрещает вредить своей душе, и многие, не причинив вреда никому другому, тем не менее отправляются в ад, нарушив шестую заповедь "не убивай" тем, что погубили свою душу.

Кто же они, убийцы своей души?

Это те, которые потеряв рассудок, дошли до бесчувствия (Еф. 4:1949 ). Для них слова о Божьем правосудии - пустой звук. "И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим..." (Зах. 7:12). У грешников каменные сердца. Когда пророк говорил каменному жертвеннику, то тот "распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним" (3 Цар. 13:5). Но не таковы сердца грешников, они сделаны из более прочного камня, они не слушают Бога, не верят в ад, тем самым убивают свою душу.

Идущие на поводу у собственной похоти губят свою душу. Их скорее найдешь в питейном заведении, чем в доме Божием. В их душе стойкое предубеждение против веры, им не нужны ни радость, ни мир в вере. Более того, они не только сами гибнут, но и другим не дают возможности наследовать жизнь вечную. Таковым Господь сказал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мтф. 23:13).

III. Заповедь подразумевает, что мы должны совершать все возможное добро и себе и другим

1. Мы должны стараться сохранять жизнь и душу других людей: утешать их в печалях, отвечать на их нужды, и, подобно доброму самарянину, возливать вино и масло на их раны. "...Я спасал страдальца и сироту беспомощного... <...> ...Отцом был я для нищих" (Иов. 29:12, 16). Прекрасное средство сохранить жизнь человека - облегчить его положение, когда он на грани гибели. Когда смерть смотрит в лицо нашим ближним, мы должны позаботиться об их нуждах, быть их временными спасителями, вытягивать их из болота скорбей серебряным канатом благотворительности. Вот несколько доводов, чтобы убедить вас делать это.

- Нам не представляется возможности отвечать на нужды людей, но на нас возлагается обязанность помогать им. "Богатых в настоящем веке увещевай... <...> чтобы они благодетельствовали..." (1 Тим. 6:17, 18). Это не просто совет, а увещевание, призыв. Если бы Бог увещевал безгласных животных, они бы повиновались; если бы Он сказал скалам, из них бы потекла вода; если бы Он обратился к камням, они стали бы хлебами. Неужели наше сердце может быть тверже камня, когда Бог призывает нас благодетельствовать?

- Бог удовлетворяет наши нужды. Неужели мы не откликнемся на нужды ближнего? Все творение Бог создал полезным для нас: солнце дарит нам теплоту своих золотых лучей, земля дает урожай. Каждый день Бог поддерживает нас милостивым провидением. "Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению" (Пс. 144:16).

- Бог помнит все наши благотворительные дела, с нежностью принимая их из наших рук. "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его..." (Евр. 6:10). Главный виночерпий мог забыть доброту Иосифа, но Бог никогда не забудет ту доброту, которую вы проявили по отношению к другим людям. "...Алкал я, и вы дали Мне есть..." (Мтф. 25:35) Доброту, оказанную Своим святым, Христос принимает как милость, проявленную к Нему. У Бога есть сосуд для наших слез и книга наших заслуг. "...Пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа..." (Мал. 3:16) В день последнего суда эта книга будет открыта, и в присутствии ангелов будет засвидетельствовано о добрых делах святых.

- Жестокосердие по отношению к нуждающимся противоречит Евангелию. Когда человеческие сердца подобны камню, подобны мясистым частям тела левиафана, "которые сплочены между собой твердо" (Иов. 41:15), то из их сердец можно выдавить каплю благотворительности с тем же успехом, что и каплю масла из стекла. Немилосердие - грех язычников. Немилосердие уничтожает славу Евангелия. Разве Евангелие учит жестокосердию? Разве оно не учит нас "отдавать голодному душу свою" (Ис. 58:10)? Равнодушие к нужде - это противостояние, бунт против Евангелия; оно дает повод ругать Евангелие и смеяться над ним.

- Откликаясь на нужды других, мы ничего не теряем. Женщина-сунамитянка была добра к пророку Елисею, она пригласила его переночевать, а он воскресил ее сына (4 Цар. 4:3550 ). За "чашу холодной воды" благотворящий получит реки наслаждения. "Благотворительная душа будет насыщена..." (Прит. 11:25). Пять хлебов превратятся во множество.

- Зло постигает тех, кто не заботится о сохранении жизни людей. Бог часто тайно посылает моль в их имущество. "...А другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет" (Прит. 11:24). "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан" (Прит. 21:13). "...Суд без милости не оказавшему милости..." (Иак. 2:13). Богач пожалел Лазарю ломоть хлеба, а затем он сам был лишен даже капли воды. "...Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный..." (Мтф. 25:41)

Пусть все сказанное побудет вас удовлетворять нужды ближних, ибо шестая заповедь подразумевается благотворительность.

Эта заповедь также говорит о том, что мы должны стремиться сохранить души людей: давать советы, открывать их глазам пути жизни и смерти, проклятия и благословения, помогать достичь небес.

2. Заповедь "Не убивай" требует от нас сохранения своей жизни и души. Мы не только не можем совершить самоубийство, но и должны делать все возможное для сохранения своей естественной жизни. Мы должны правильно питаться, использовать упражнения и позволительный отдых, которые подобны маслу, не дающему светильнику погаснуть. Некоторые поддались дьявольскому искушению и стали считать себя грешниками, которые недостойны съесть кусочек хлеба, и тем самым доводили себя до голодной смерти.

Забота о душе

Эта заповедь также требует, чтобы мы сохраняли свою душу. Omnia siperdas animam servare memento. Хотя ты можешь потерять все, но душу свою сохрани. Если жизнь тела должна быть сохранена, то насколько больше надо заботиться о сохранении жизни души! Если человек, не заботящийся о домашних, хуже неверного (1Тим. 5:851 ), то как назвать человека, который не заботится о своей душе?

Душа - это жемчужина в глиняном кольце. Христос кладет душу на весы в противовес всему миру, и она перетягивает (Мтф. 26:2652 ). Тело сделано из праха, но душа имеет Божественное происхождение: Бог вдохнул ее в человека (Быт. 2:753 ).

1. Душа прекрасна по своей сути. Это духовное существо. Разум блистает знанием, воля увенчана свободой, а чувства как яркие звезды на ее небесной сфере. Душа духовна, а потому быстра в действии. Как быстро движется луч света! Как подвижны крылья херувима! Так же быстра и подвижна душа! Что быстрее мысли?! Сколько миль может преодолеть душа за одно мгновение?! Душа, будучи духовной, поднимается вверх, созерцает Бога и Его славу. "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле" (Пс. 72:25). Душа направляется вверх, но грех тащит ее вниз. Душа, будучи духовной, обладает внутренним самодвижением; когда тело мертво, она может существовать и двигаться, подобно моряку, чей корабль потерпел крушение. Душа, будучи духовной, бессмертна.

2. Душа прекрасна не только по своей сути, но и в своих способностях. Она способна передать благодать, она может общаться с ангелами. Она способна общаться с Богом и быть супругой Христа. Она способна принять вечный венец славы. Нося такую драгоценную душу, созданную дыханием Бога и искупленную кровью Бога, какое старание мы должны прилагать, чтобы сохранить ее! Дьявол - рыкающий лев. Так не отдадим же ему нашу душу. Душа так прекрасна! Подумайте о том, как ужасно потерять свою душу. Эта потеря несравнима ни с чем, ибо, теряя душу, вы теряете многое другое. Когда купец теряет свой корабль, вместе с ним он лишается денег, драгоценностей, восточных пряностей и проч. Тот, кто теряет душу, лишается Христа и общения с ангелами на небесах. Потеря души - это невосполнимая утрата. "Два глаза и одна душа!" - воскликнул Иоанн Златоуст. О, как мы должны заботиться о бессмертной душе! Я бы попросил вас заботиться о спасении души так, как вы заботитесь о получении наследства. Нет! Заботьтесь о своей душе с таким усердием, с каким дьявол заботится о ее уничтожении. Как изобретателен сатана в том, чтобы губить души! Каким змеем он обращается, когда пытается уловить души! С какой яростью он бросает огненные стрелы! Он очень занятый епископ в своем приходе. Он ходит, "ища кого поглотить" (1Пет. 5:8). Разве не разумна моя просьба заботиться о своей душе так, как заботится об ее уничтожении сатана?

Как мы можем спасти свою душу?

Мы можем спасти свою душу, освятив ее. Только "чистые сердцем узрят Бога". И недостаточно прекратить делать зло, надо освятиться внутренне. Не только нечистые духи должны выйти вон, но мы должны быть исполнены Святого Духа (Еф. 5:1854 ). В вас должен поселиться Бог, поэтому душа должна быть посвящена Ему. Мы не вливаем нового вина в ветхие мехи, и Бог не вольет новое вино славы в грешное сердце. О, если вы любите свою душу и хотели бы обрести для нее вечное спасение, стремитесь к святости!

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.