Томас Уотсон
Десять заповедей
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Исход 20:7
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Язык наш неуправляем. Все органы нашего тела поражены грехом подобно тому, как любая веточка полыни наполнена горечью, язык же наш "исполнен смертоносного яда" (Иаков. 3:8). Ни один из членов нашего тела не бесславит Господа Бога так, как это делает язык. Заповедь дана нам для того, чтобы мы его обуздали. Запрет имеет все основания, так как "Господь не оставит без наказания" виновного, ибо в глазах Бога такой человек является преступником Закона. Заповедь требует, чтобы мы относились к имени Господа со святым трепетом и священным страхом.
Когда же мы произносим имя Бога напрасно?
[1] Тогда, когда говорим о Господе пренебрежительно и непочтительно. "Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего" (Втор. 28:58). Посмотрите, с каким почтением говорит о Боге Давид: "И да познают, что Ты, Которого одно имя - Господь, Всевышний над всею землею" (Пс.82:19). А ученики Иисуса: "...с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом..." (Лк. 24:19). Когда мы упоминаем имя коронованной особы, то добавляем "Его величество". Говоря же о Боге, мы должны оказывать Ему внутреннее и внешнее почтение, тогда имя Господне не будет произноситься напрасно.
[2] Когда исповедуем имя Господне, но не живем согласно исповеданию. "Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются..." (Тит. 1:16) Когда язык и поступки человека противоречат друг другу, когда под маской благочестия скрывается личина лжи и нечестия, тогда поносится святое имя Господне, тогда оно произносится напрасно. "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим.2:24). Действительно, нечестие Израиля с именем Господа на устах заставляло язычников хулить святое имя.
[3] Восклицания типа "О, Боже!", "Слава Богу, все обошлось!", "Господи!" и другие есть не что иное, как напрасное упоминание имени Господа. Человек так восклицающий, имея Бога на устах, носит дьявола в своем сердце. Воистину, велико долготерпение Господа.
[4] Когда мы поклоняемся Господу устами нашими, но не сердцем, мы произносим имя Бога напрасно. "Сын мой, отдай твое сердце мне..." (Прит. 23:26). Главное в вере - сердце. Оно, как вечный двигатель, приводит в движение наши чувства и мысли, побуждает к святым действиям, является жертвенником наших всесожжений для Господа. Когда мы приходим поклониться Богу, а сердце оставляем дома, то мы произносим имя Господа напрасно. "... Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня..." (Ис. 29:13).
1. Лицемеры произносят имя Бога напрасно. Их вера лжива. Они как будто славят Господа, но сердца их не исполнены любви, и они ходят вслед своим похотям. "...К беззаконию... стремится душа их" (Осия 4:8).
2. Суеверные произносят имя Господа напрасно. Они придумали множество обрядов и подобрядиков, не заповеданных Иисусом, поклоняются имени Христа, но исказили Его образ до неузнаваемости.
[5] Когда мы молимся без веры. Вера воздает хвалу Господу. Авраам "пребыл тверд в вере, воздав славу Богу" (Рим.4:20). Если же мы молимся без веры, мы произносим имя Его напрасно. "Конечно же, я могу помолиться, - думает христианин, - но станет ли мне от этого лучше?" Я спрошу вас, услышит ли Бог такую молитву? Она бесчестит и порочит Его святое имя. Подобная молитва превращает Бога либо в идола, который имеет уши, но не слышит, либо в лжеца, много обещающего, но ничего не делающего. "...Не верующий Богу представляет Его лживым..." (1 Ин.5:10). "Но как призывать Того, в Кого не уверовали?" (Рим. 10:14), - спрашивает апостол Павел, подчеркивая вопросом неправильность данного действия. Как часто люди взывают к Богу, не имея при этом даже намека на веру! Это есть великое преступление пред Богом, но "Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя" (Пс. 85:5) с верой.
[6] Когда мы оскверняем Слово Божие или злоупотребляем им. Слово Божие оскверняется в том случае, когда человек пытается применить Его к своему образу мышления или оправдать им свои действия. Как тяжело было слышать Христу из уст сатаны слова "ибо написано". Слушать оскверненного человека в его рассуждениях о Боге есть преступление против заповеди. Слово Божие в устах у пьяного, как жемчуг в ногах у свиньи. Нетрезвый произносит имя Бога напрасно, "всуе".
Также Слово Господне оскверняется и в следующих случаях.
А. Когда о нем говорят кощунственно. "...Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет. 3:4). И сегодня говорят о том, что пришествие и Страшный суд проповедуются столетиями, "а воз и ныне там". Насмешливое обращение со Словом есть не что иное, как напрасное упоминание имени Господа. Несмотря на то, что возмездие не совершается немедленно, но уже "готовы для кощунствующих суды" (Прит. 19:29).
Б. Когда о нем говорят шутливо. Шутка и игра со Священным Писанием есть игра с огнем. Многим не нравится дух печали, которым пронизано Писание, они жаждут развлечений. Это не ново. Евсевий вольно обращался с Библией, и Бог лишил его разума. Многие предпочитают потерять душу, нежели шутливость. Они виновны в напрасном произношении имени Господня. Подсмеивайся над Писанием, за это Господь подсмеется над тобой (Прит.1:26)22 .
В. Когда Слово, написанное для обличение греха, используется для его оправдания. Например, вы говорите жадному человеку, что жадность его привела к идолопоклонству. Он же отвечает: "Не сказал ли Бог: "Шесть дней работай" и "кто о своих не заботится, тот хуже неверного"?" Таким образом он пытается оправдать Писанием свою жадность. "Я не могу давать нищим, потому что семье надо то и то", - заявляют нередко многие. Господь говорит: "Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе..." (Мтф. 6:19,20) Пытаться Священным Писанием оправдать свой грех кощунственно.
Опять же, обличая раздражительного человека, мы можем услышать: "Не написано ли: "Гневаясь, не согрешайте"?" (Еф. 4:26) Праведный гнев, замешанный на истинности, не противоречит Слову. Гнев, направленный против греха, сам не является таковым, но суть греха во гневе. Разразившиеся бранью уста готовят их владельцу адский пламень.
Использование Священного Писания с целью оправдания греха есть его профанация, произнесение имени Бога напрасно.
Г. Блудодействуют со Словом, используя Его не по назначению. Таковы ереси, посредством коих вкладывается определенный смысл в Писание, противоположный тому, который вложил в него Дух Святой. Сюда можно отнести буквальное толкование тех мест Писания, которые должно понимать образно. Таковы фарисеи. Бог сказал в Законе: "И навяжи их (заповеди. - Пер.) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими..." (Втор. 6:8) И они буквально исполнили это, поместив два исписанных словами Закона свитка пергамента: один на левую руку, а другой на лоб, - и, таким образом, извратили смысл Писания и произнесли имя Бога напрасно. Паписты приняли слова Иисуса Христа: "Сие есть тело мое", - буквально, как будто у Иисуса в то время, когда Он говорил эти слова было два тела: одно в хлебе, другое вне его, в то время как хлеб является символом.
С другой стороны, Писание извращается, когда толкуется образно, и в нем отыскиваются аллегории, кои никогда не присутствовали в данном месте, и Дух Святой требует буквального понимания. Например, Иисус Христос говорит Симону: "...отплывите на глубину, и закиньте сети..." (Лк. 5:4). Паписты придали этим словам мистико-аллегорический смысл. "Это доказывает, - говорят они, - что папа, наместник Петра, должен забросить сети, чтобы распространить духовную и политическую власть по всему миру". Но мне кажется, что паписты забросили сеть слишком далеко от истинного смысла. Человек, напрягающий свои мозги лишь для того, чтобы извратить Писание, произносит имя Бога напрасно.
[7] Когда именем Бога пытаются оправдать злые дела. Упоминание имени Господа в неправедных действиях есть произнесение Его имени напрасно. Авессалом сказал: "Пойду я, и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне" (2 Цар. 15:7). Коварное предательство, прикрытое благими намерениями. "...Когда вы услышите звук трубы, то говорите: "Авессолом воцарился в Хевроне"" (15:10). Любое злое деяние, совершенное под религиозным прикрытием, есть произнесение имени Бога напрасно. Папа римский виновен в том, что, выполняя сатанинскую работу, рассылая буллы с проклятиями и отлучениями от церкви, которые начинались словами In nomine Dei (Во имя Божие), объединил имя Бога и дьявола.
[8] Принимая всевозможные беззаконные обеты. Обет хорош, когда им мы связываем в себе то, что нам запрещает Писание. Если мы, например, больны и просим у Бога здоровья и обещаем Ему при выздоровлении вести более святую жизнь, то такой обет угоден Господу. "Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей" (Пс. 65:13,14).
[9] Когда мы говорим недоброе о Боге. "И говорил народ против Бога..." (Чис. 21:5)
Что значит говорить против Бога?
Ворчание на судьбу, обвинение Господа в несправедливости к нам. Ворчание ставит под сомнение правосудие Божие. "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18:25) Ворчание - плод горького корня, гордость и неудовлетворенность порождают его, а оно порочит имя Бога. Этот грех Господь вынести не может. "...Доколе злому обществу сему роптать на Меня?" (Чис. 14:27)
[10] Когда даем ложные обещания и не выполняем их, при этом еще и упоминаем Бога. Здесь двойной грех: ложь и произнесение имени Господа напрасно.
Итак, остерегайся упоминать имя Божие при всех вышеперечисленных случаях. Помни об обещании Господа: "...ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно." Кратко, но вполне ясно. "...Не оставит без наказания..." - здесь Господь говорит как судья, ведущий судебное разбирательство. На этом разбирательстве Бог - судья, ответчики - сатана и совесть человека. Обвинение состоит в том, что имя Господа произносилось напрасно. Обвиняемые признаны виновными и осуждены. "...Господь не оставит без наказания..." Слова эти должны положить запор на твои уста и внушить тебе страх Божий, святой ужас и трепет, удержать от болтовни, порочащей Святое Имя.
1. Довольно часто Бог наказывает людей еще при этой жизни. Один солдат разразился страшной бранью во время грозы, и на него обрушилось огромное дерево. Немецкая легенда рассказывает о юноше, который постоянно клялся и божился. Господь послал на него страшную болезнь: поразил его язык раковой опухолью, которая пожрала сначала язык, затем и юношу. Поносящего имя Господне Бог приговаривает к побитию камнями: "Хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил..." За это наступила расплата: "...и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею" (Лев. 24:11,23). Олимпий, епископ Арианский, злословил Святую Троицу, и он был поражен тремя молниями при многочисленных свидетелях его злословия. Феликс, служитель Юлиана, осквернил сосуды, используемые для Вечери Господней, при этом он упоминал имя Иисуса, сына Марии. Неожиданно у него пошла кровь горлом, и он умер.
2. Если Господу неугодно произвести суд в этой жизни, это не означает, что суда не будет. Бог не оставит вину без наказания, но предаст человека вместе с дьяволом на вечные мучения.
Господь может оправдать согрешившего против Его имени.
Но если Господь осудит, то кто оправдает?
"Страшно впасть в руки Бога живого" (Евр. 10:31).
Этот материал еще не обсуждался.