Томас Уотсон
Десять заповедей
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исход 20:12
Декалог, или десять заповедей, можно условно разделить на две части. Первые четыре указывают нам на наши обязанности перед Богом, точнее на наше отношение к Нему, последние шесть регулируют отношения между людьми. Вспомните лестницу из сна Иакова (Быт. 28:12 и далее), заповеди как эта лестница, верх ее достигает небес: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим", - но основание ее утверждено на земле. "Почитай отца твоего и мать твою..." - это сама заповедь, т. е. приказ, а ее продолжение есть не что иное, как причина, почему мы должны поступать так, а не иначе: "...чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Итак, "почитай отца твоего..."
Понятие "отец" довольно широко. В Слове Божием оно имеет несколько значений. На страницах Библии мы встречаем разные категории людей, называемых этим словом: это и духовные отцы, и старцы, и политические лидеры, заботящиеся о своем народе, кроме того у нас есть Отец Небесный. Было бы неправильно рассматривать пятую заповедь лишь в контексте отца по крови.
Политические деятели
Политический деятель, заботящийся о своем народе, является отцом нации. Таким отцом был Иов: "...отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно" (Иов 29:16). Библия часто называет царей отцами. "И будут цари питателями твоими..." (Ис. 49:23) Они, согласно Библии, должны быть воспитаны на законах человеколюбия, и жалость не должна быть чужда им. Такими заботливыми отцами были Давид, Езекия и Иосия. Народ, имеющий таких царей, будет счастлив.
Одновременно и должность руководителя государства требует почтительного отношения людей, потому что все начальники от Бога, и поставлены они для того, чтобы в государстве царил порядок. Вспомним, что когда "... не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 17:6).
Господь воздвигает правителей для того, чтобы они устанавливали справедливость. В руке у них меч и скипетр - символы власти и справедливости. Говорят, что император Марк Аврелий час в день уделял выслушиванию жалоб гонимых людей. Царь окружает свой трон судьями для распространения справедливости, и он должен быть почитаем. "...Царя чтите" (1 Пет. 2:17), - пишет Апостол Петр. Почитание власти выражается в гражданском повиновении и исполнении государственных законов, но лишь до тех пор, пока они не противоречат законам Божиим. Молитва за руководителей есть часть нашего почитания. "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих..." (1 Тим. 2:1).
Мы призваны молиться за правителей, чтобы Господь Бог прославил их Своим благословением, чтобы мы могли жить тихой и мирной жизнью, чтобы евангелие мира и мир Евангелия правили страной.
Старцы
"Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь" (Лев. 19:32). Головы их побелели, и морщины избороздили лица, но глаза их отражают дивную любовь Христа. Благословен всякий, несущий на седых власах корону праведности, но более благословен тот, кто почитает старца.
Служители церкви
Есть и духовные отцы, к ним относятся служители Церкви. "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4:15). Почитание работников на ниве Божией строится не на почитании людей, но того места, которое они занимают. "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Мал. 2:7). Служители представляют Самого Господа. "Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас..." - пишет апостол Павел (2 Кор. 5:20). Служитель подобен голубю, который, несмотря на то, что сам ничего не сделал для спасения Ноя, но, тем не менее, принес ему свежий масличный лист, благую весть о спасении.
Апостол Павел пишет в Фессалоники: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их..." (1 Фес. 5:12, 13).
Кровные отцы
Почитайте ваших родных отцов. Один из известнейших раввинов поместил пятую заповедь впереди всех, уча, что мы не сможем почитать Бога Отца до тех пор, пока у нас нет почтения к родителям.
Дети должны оказывать почтение родителям, относясь к ним со страхом и трепетом, но страх этот основан на любви: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего..." (Лев. 19:3). Здесь мать, в отличие от текста пятой заповеди, стоит впереди отца, как бы уравнивая ее в правах почитания детьми. Дети оказывают почтение родителям словом и делом.
Словом. Не важно, говорит ли дитя родителям или говорит о них, в словах должно быть уважение. "...Проси, мать моя; я не откажу тебе", - говорит Соломон матери (3 Цар. 2:20). Если родители достойны того, чтобы дети о них говорили с почтением, то детям так и следует поступать, но если родители согрешили, как согрешил Ной, напившись вина, то боящиеся Бога дети должны покрыть наготу его.
Делом. Покорность родителям и почитание их в делах и поступках присущи богобоязненым детям. Иосиф, несмотря на все свое богатство и славу, поклонился обнищавшему отцу (Быт. 46:2939 ). Царь Соломон поднялся с трона, когда вошла мать его: "И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей..." (3 Цар. 2:19) Но сколько детей восстают против родителей! Слово Божие не оставляет сомнений по поводу такого поведения детей: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою!" (Втор. 27:16) Сколько детей ходят под проклятием Божиим? Как будут относиться к ним их дети?
Послушанием. "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу" (Кол. 3:20). Сам Господь Иисус Христос, Тот, у Кого в подчинении были воинства ангелов, был в подчинении у родителей (Лук. 2:51). В чем же заключается послушание?
В следовании советам. "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей..." (Прит. 1:8). Юноши, не затыкайте своих ушей и не становитесь подобными глухим, когда родители наставляют вас. Дети Илия не слушали голоса отца своего, и Господь решил предать их смерти. Но не только в духовных вопросах дети должны прислушиваться к голосу родителей, но и во многих других, например в вопросах женитьбы. Посмотрите на Иакова, ему было сорок лет, но он не отвергал совета отца своего (Быт. 28:1,240 ). Но нельзя забывать при этом, что жениться и выходить замуж можно "только в Господе" (1 Кор. 7:3941 ).
Следует ли нам принимать слова апостола Павла "будьте послушны родителям вашим во всем" буквально? И как нам быть, если слова родителей расходятся с Законом Божиим? Библия не оставляет нам никаких сомнений в этом вопросе: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе..." (Еф. 6:1).
Почитание родителей заключается в заботе о них в их преклонных годах. Мы знаем, как Иосиф заботился об отце своем (Быт. 47:12). Забота о родителях - возврат долгов, ведь они воспитали и подняли тебя на ноги, теперь твоя очередь помочь им. Молодые аисты приносят пропитание старым, потому что последние уже не могут летать. Плиний назвал помощь престарелым Lex pelargica (закон аистов). Проклятие Божие обрушится и уже обрушивается на тех детей, а правильнее, чудовищ, которые стыдятся своих родителей, и когда последние просят хлеба, то они протягивают им камень. Вспомните сыновью любовь Господа Иисуса Христа к своей матери. Он, будучи распятым на кресте, просил Иоанна заботиться о Марии (Ин. 19:26, 2742 ).
Причины сыновнего почитания.Первопричиной сыновнего почитания является пятая заповедь, другими словами - повеление Господа: "Почитай отца твоего..." Слово Божие - Закон. Исполнение заповеди благоугодно Богу (Кол. 3:2043 ). И Он обещает продлить дни человека, почитающего родителей. "Увидишь сыновей у сыновей твоих" (Пс 127:6). Какие благословения дает Бог! Дни же человека, не почитающего родителей, сокращаются. Авессалом замыслил в сердце своем отнять у отца корону, он восстанавливал подданных против Давида, к которому они приходили судиться. Господь распорядился так, что он не прожил и половины дней своих.
Отец Небесный
Если мы почитаем родителей своих, то на сколько больше почтения мы должны проявлять к Отцу Небесному! "Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я - отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь..." (Мал. 1:6). Отец по крови, дающий жизнь, - инструмент в руках Божиих: "Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его" (Пс. 99:3).
Послушанием Отцу Небесному мы прославляем Его так, как некогда прославил Его Иисус Христос: "...ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин. 6:38). И еще: "Я чту Отца моего..." (Ин. 8:49) Волхвы не только пришли преклонить колени пред Христом Иисусом, но принесли и дары - ладан, золото и смирну (Мтф. 2:6). Склоняясь пред Господом, мы приносим Ему не только наше умаление, но и наше почтение.
Мы прославляем Отца Небесного чистым и беспорочным хождением в мире, стоя на страже Его Пресвятого Имени. Могут ли прославить Его те, кто стесняются и стыдятся Бога? "... Многие уверовали в Него, но... не исповедывали..." (Ин. 12:42)
Мы тогда оказываем почтение Богу, когда отдаем Ему всю славу наших успехов. "... Но я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною", - пишет апостол Павел (1 Кор. 15:10). Посмотрите, какое почтение оказывает Иоав Давиду: "И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву, и овладел водою города. Теперь собери остальный народ, и подступи к городу, и возьми его; ибо, если я возьму его, то мое имя будет наречено ему" (2Цар. 12:27,28). Не достоин ли этот поступок подражания? Лицемеры в служении Богу ищут путь прославления себя. Страшно, не правда ли?
"Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое" (Пс. 70:8). Не в воспевании ли есть почитание Господа? Книга Откровение рисует нам картину совершенного мира: "И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков" (Откр. 5:13). Весь мир поет честь и славу Господу Богу, возвеличивая Его. Это - истинное почитание Отца Небесного.
Господь достоин славы и почитания. "Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием" (Пс. 103:1). В человеческую практику вошло правило присваивать титулы и звания, но написано: "Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое!" (Неем. 9:5) Бойтесь Господа Бога, да не услышит никто из вас слов, обращенных к вам: "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня" (Ис. 1:2).
Обязанности родителей. Чтобы дети не нарушали пятой заповеди, их необходимо воспитывать в страхе Божием. "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). Вы по наследству передали им греховные тела. Позаботьтесь теперь об их возрождении. Августин говорил, что его мать Моника страдала более от духовных родовых мук, нежели от физических, до тех пор, пока сын ее не был возрожден. Мать Тимофея с детства наставляла его на путь истинный: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим. 3:15). Родители, не наставляющие детей своих, редко получают Божии благословения. Беззаботность родителей по отношению к детям порождает в последних крайнюю безответственность. "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Прит. 22:6).
Если хочешь, чтобы дети прославили тебя, будь по-родительски строг с ними. Будь добр к ним, но не испорти их. Если позволишь детям зайти далеко, то вернуть их будет трудно. Дисциплинарная розга должна быть под рукой, ибо сказано: "...Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней" (Прит. 23:14). Давид испортил сына своего Адонию: "Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?" (3 Цар. 1:6). Позже Адония восстал против отца. Авторитет родителей должен быть непреклонен.
Родители должны заботиться о будущем своих детей в меру своих сил и возможностей: "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей" (2 Кор. 12:14).
Во всем, даже в наказании, должна быть видна ваша любовь к детям. Не придирайтесь к ним по мелочам. "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3:21).
Что отдаляет детей от родителей? Унизительные, обидные слова, произнесенные родителями, больно ранят детей. "Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? <...> И встал Ионафан из-за стола в великом гневе и не обедал во второй день..." (1 Цар. 20:30,34) Незаслуженные проклятия возбуждают в юношеских сердцах гнев. Наказание безвинного - черта, присущая тирану, но не отцу. Саул бросил копье, чтобы поразить сына.
Не дав необходимого детям, родители провоцируют их на воровство.
Сердце ребенка не может смириться с тем, что его родители оказывают больше внимания другим детям, чем ему, окружают их большей любовью и заботой. Иаков любил Иосифа больше, чем его братьев, и это породило ненависть в их сердцах. "Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно" (Быт. 37:3-4).
Сделав нечто непотребное, позорящее семью, родители теряют свой авторитет. Как можно чтить отца, который позорит детей?
Какое отношение можно заслужить, давая детям поручения, которые невозможно исполнить? Саул приказал сыну Ионафану привести к нему Давида. "...Теперь же пошли и приведи его ко мне; ибо он обречен на смерть" (1 Цар. 20:34).
Хочешь, чтобы дети почитали тебя? Молись о них. Моника денно и нощно молилась о своем сыне Августине. Когда же Августин обратился к Богу, то люди сказали, что дитя стольких молитв не может погибнуть. Молись, чтобы дети не ушли в мир, чтобы образ Бога был в их сердцах, чтобы Господь соделал их сосудами благодати.
Поощряй праведное хождение перед Богом личным примером. Что толку проповедовать трезвый образ жизни пьющему родителю? Что толку говорить детям о страхе Божием, не имея такового в сердце своем?
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Дорогой друг, как видно из вышесказанного, пятая заповедь не так проста, как кажется при первом прочтении. Как ты выполняешь сыновий и отцовский долг? Молитвенно сверь свое хождение пред Господом со Словом Божиим, "чтобы продлились дни твои на земле". Ничто не смущает тебя? У пророка Иеремии мы читаем слова Бога нашего: "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте" (Иер. 7:3).
Этот материал еще не обсуждался.