Р.Ч. Спроул
Тайна Святого Духа
ГЛАВА 8. КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
Исполненная Духом жизнь — это не тайна, открытая немногим избранным, не трудно достижимая цель.
Упование и повиновение — это суть всего дела.
В. РЭЙМОНД ЭДМАН
Одно из наиболее впечатляющих явлений, которые когда-либо происходили в христианской церкви, это харизматическое движение. С момента вспышки говорения на языках в Azusa Street Mission (Лос-Анджелес) в начале двадцатого века, наряду с ростом пятидесятнических церквей и церквей Ассамблеи Бога, распространением римско-католического влияния и протестантских церквей в 1960-е годы возрождение харизматического движения зажгло ревностную преданность среди его приверженцев и вызвало глубокую теологическую дискуссию. Ни один историк церкви не может игнорировать воздействия харизматов на современную церковь.
На каналах христианского телевидения доминировали харизматические программы. В 1988 году Пэту Робертсону, сделавшему заявку на президентское кресло США, была оказана поддержка большого числа восторженных харизматов. Скандалы вокруг преступлений Джима Бэккера и Джимми Сваггерта потрясли церковь, но не остановили широкую волну харизматического движения.
В задачу этой книги не входит анализ истории харизматического движения или подробная оценка всех пунктов харизматической теологии. По этому поводу уже написано много книг*. В этой главе мне хочется сконцентрировать внимание читателя на главной доктрине харизматической/неопятидесятнической теологии. Суть ее: крещение Святым Духом.
УЧЕНИЕ О КРЕЩЕНИИ ДУХОМ СВЯТЫМ
Прежде чем я подведу итог неопятидесятническим взглядам на крещение Святым Духом, мы должны ре-
* Великолепный исторический обзор и анализ вы найдете в «Теологии Святого Духа* Фредерика Дэйла Брунера (Grand Rapids: Eerdmans, 1970).
123
шить: уместно ли употребление приставки нео- со словом пятидесятнический.
Неопятидесятничество опирается на классическую пятидесятническую теологию, но в значительной степе-ни модифицированную. «Нео» или «новое» пятидесятничество имеет гораздо более широкое основание по сравнению с фундаментом пятидесятнической церкви как таковой. Первоначально в пятидесятнических церквах крещение Духом Святым было связано с понятием освящения как неотъемлемым признаком так называемого движения святости.
Основополагающей идеей этого движения было освящение, понимаемое как второе благословение. Оно следовало за возрождением, было мгновенным и вызывало полное или частичное моральное совершенство. Хотя термин частичное совершенство режет ухо, он подразумевает ряд важных особенностей. Действительно, частичное совершенство предполагает частичное несовершенство, которое может затемнить всю идею совершенства. Строго говоря, то, что совершенно, не допускает в себе испорченности, пятен или других недостатков.
Некоторые перфекционисты * оспаривали точку зрения, согласно которой вторым благословением достигается чистое и полное освящение, в результате чего неофит становится свободным от греха. Джон Уэсли в своей версии перфекционизма свел его к принятию духов-ной силы совершенной любви. Гимн «О, совершенная любовь», который по иронии судьбы исполняют при бракосочетании, зародился как символ доктрины Уэсли об освящения.
Другие последователи этого движения изменили взгляд на «второе благословение», определив его как достижение победной жизни, несовместимой с преднамеренным грехом. То есть, если однажды человек кре
124
щен Духом Святым в освящение, то он все еще может грешить, но никогда — преднамеренно. Любой грех, который остается в освященном человеке, это либо случайный грех, либо совершенный по неведению. Крещение Святым Духом настолько освящает человека, что он становится свободным от преднамеренного греха.
Хотя некоторые церкви все еще придерживаются этого учения, идея перфекционизма не внесла большого вклада в сокровищницу христианства. Тенденция подобной теологии — ослабить строгие требования Божьего закона, либо дать человеку ощущение собственного духовного совершенства. Ибо чувства собственной безгреховности легко достичь, пренебрегая изучением за-кона Божьего и избегая беспристрастной оценки своих поступков.
Присутствие греха в жизни величайших святых настолько очевидно, что многие перфекционисты стремятся к изменению, ограничению и сужению своего учения, так что перфекционизм становится уже, не чем иным, как имперфекционизмом *.
В неопятидесятническом богословии связь между моральным перфекционизмом и крещением Святым Духом была ослаблена. Не слышно, чтобы харизматические лидеры, такие, как Пэт Робертсон, говорили о полном освящении. И Джим Бэккер не заявляет о своем совершенстве.
Неопятидесятническая теология, говоря о крещении Святым Духом, ставит ударение на идею обретения силы, или дара, на служение. Само слово «харизматический» происходит от новозаветного греческого слова «дар» или «духовная благодать». Оно получило такое широкое распространение, что талантливый актер или политический деятель может быть назван «харизма-
125
том» без всяких религиозных оттенков, связанных с этим словом.
С тех пор как неопятидесятническое движение проникло фактически во все христианские конфессии, его богословие испытало влияние различных церквей. На-пример, римско-католические харизматы тяготеют в своем богословии к римским католикам, а лютеранские и епископальные харизматы отличаются своими особенностями.
Поскольку неопятидесятничество соприкоснулось со столь многими традициями, не удивительно, что оно не породило никакой цельной теологии. Поэтому, характеризуя это движение, необходимо указать на основные тенденции и оговорить общие места.
Неопятидесятническое богословие понимает крещение Святым Духом, как особый вид деятельности Духа, когда верующий наделяется силой к жизни и служению. Эта работа Святого Духа отличается от Его деятельности по возрождению и обычно следует за ней. Иногда различают крещение Святым Духом (которое происходит при возрождении) и крещение «в» Святой Дух (которое обычно следует за возрождением). То есть, все христиане крещены Духом, но не все крещены «в» Дух Святой.
Несмотря на разногласия среди неопятидесятников по этому вопросу, существует тенденция видеть в говорении на языках (глоссолалии) первое свидетельство крещения Святым Духом.
ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО И ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Пятидесятничество берет свое название от события, которое произошло в церкви в день Пятидесятницы. Содеянное Духом Святым в жизни ранней церкви — основа для современного харизматического движения. Естественно, существует сильное желание восстановить духовные и жизненные силы, явленные в Деяниях святых Апостолов:
126
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:1—4).
Петр видит недоумение у наблюдателей этого явления и предлагает объяснение необыкновенному событию:
«Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян. 2:15-17).
К концу своей проповеди Петр делает такое замечание:
«Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32—33).
И в заключение Апостол призывает:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
Затем, упоминание об нисхождении Духа Святого мы встречаем в восьмой главе книги Деяний, где рас-сказывается об опыте обращения самарян:
«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли Слово Божье, послали им Пе
127
тра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:14—17).
При исключительно впечатляющем обращении Павла по дороге в Дамаск был трехдневный перерыв между его обращением и его исполнением Святым Духом (см. Деян. 9:1-18).
Излияние Святого Духа произошло также в доме сотника Корнилия:
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44-46).
Последнее сообщение о подобном сошествии Святого Духа находим в книге Деяний 19:1—6:
«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».
128
Приведенные выдержки из книги Деяний об излиянии Святого Духа образуют основу неопятидесятнической доктрины о крещении Духом Святым.
Из исторического повествования возникает следующая модель:
1. Люди были верующими, то есть, уже рожденными от Духа до своего крещения Святым Духом. Это говорит о том, что должно быть различие между работой Духа по возрождению и Его деятельностью при крещении.
2. Существует разрыв во времени между обретением веры (возрождение) и крещением Святым Духом. Это ясно показывает, что некоторые христиане имеют Святого Духа в степени достаточной для возрождения, но у них еще не было крещения Духом Святым, которое за этим следует.
3. Первоначальное внешнее проявление крещения в Духе Святом — это говорение на языках.
При анализе современной полемики между приверженцами неопятидесятнической и традиционной теологии видно, что по пункту 1 нет значительных разногласий. Действительно, все христианские деноминации согласились, что, несмотря на отсутствие общей точки зрения на возрождение, существует разница между работой Святого Духа по возрождению и Его деятельностью при крещении. То есть, независимо от различной трактовки вопросов возрождения и крещения Духом Святым все сходятся на том, что одно отличается от другого.
Второй и третий пункты вызывают жаркие споры. Обе стороны соглашаются, что в Деяниях святых Апостолов крещение в Дух Святой следовало после обращения (по крайней мере у некоторых людей) и говорение на языках было внешним признаком или свидетельством крещения Духом. Возникает вопрос: доказывает ли
129
все упомянутое в Деяниях святых Апостолов, что последовательность работы Святого Духа среди первых христиан останется нормой для церкви во все времена?
Адепты неопятидесятнической теологии полагают, что все факты, изложенные в Библии, должны быть нормой для всех поколений. Сомнения по этому поводу, на первый взгляд, ставят под вопрос авторитет самого Писания. Однако речь здесь идет не об авторитете Писания, но о его цели. А это уже проблема интерпретации.
Вопрос же, который постоянно возникает внутри церкви, таков: можно ли делить христиан на два вида: крещенных Святым Духом и не крещенных Им?
Некоторые пытались доказать, что говорение на языках было всегда и не прекращалось никогда. Однако существуют многочисленные свидетельства, что говорение на языках при крещении Святым Духом с какого- то момента прекратилось и перестало быть признаком наполнения Духом Святым.
Церковная история указывает на отсутствие факта говорения на языках даже у таких великих святых, как Афанасий, Августин, Ансельм, Фома Аквинский, Мар-тин Лютер, Жан Кальвин, Джонатан Эдвардс, Чарлз Сперджен и другие*. Хотя говорение на языках и упоминается в истории церкви, но оно часто связано с еретическими движениями, такими, как монтанизм во втором веке или движение ирвингиан в девятнадцатом.
Если говорение на языках — это внешнее доказательство крещения Святым Духом, тогда почему же подавляющее большинство верующих в истории церкви не
* Вопрос о говорении на языках, конечно, не игнорировался великими святыми. Лютер и Кальвин благосклонно отзывались об этом даре, хотя они, кажется, связывали его с миссионерскими проповедями. Уэсли также с одобрением отзывался об этом. Однако нет доказательств, что эти активные подвижники веры когда-либо сами практиковали говорение на языках.
130
сумели достичь этого показателя христианской жизни? Была ли первоначальная Пятидесятница «неудачницей» в течение долгих веков христианской истории до сегодняшнего дня? (Если целью Пятидесятницы считать постоянное излияние дара языков, то история показывает, что цель не была достигнута.)
Некоторые отвечали на этот вопрос с позиции эсхатологии: этот феномен в первом веке указывал на «ранние дожди» Святого Духа, а современное излияние или возрождение Пятидесятницы указывает на «поздние дожди» Духа Святого и приближение часа пришествия Христа. (Понятие «дожди» связано с образом в пророчестве Иоиля 2:23.)
Эта гипотеза, конечно, объясняет проблему исторического разрыва. Однако одновременно аннулирует утверждаемое в книге Деяний положение о многовековой преемственности нормативного христианского опыта.
Еще более слабым объяснением этого исторического разрыва будет обвинение верующих прошлого в недостаточном стремлении к духовности, в результате чего они не исполнялись Духом Святым. Теоретически это возможно, однако практически — маловероятно, принимая во внимание высокий духовный уровень многих святых прошлого. Во все времена были и есть люди глубокой веры, чья жизнь служит образцом устремленности к Богу, и тем не менее многие из них (возможно большинство) не говорили на языках.
И вновь возвращаемся к сути вопроса, к предположению пятидесятников, что этот отрывок из книги Деяний сообщает церкви знание о крещении Духом Святым, которое следует через определенный промежуток времени после обращения, причем говорение на языках служит внешним признаком крещения Духом.
Я намеренно употребляю здесь слово предположение. Нигде в Писании мы не находим точного указания о говорении на языках, как о непреложном признаке крещения Святым Духом, а также о необходимости вре
131
менного промежутка между обращением и крещением Духом. Эти идеи — всего лишь результат интерпретации текста Писания. Такое заключение может быть истинным, но может и не быть им.
Я убежден, что у него нет законной силы. Меня беспокоит та глубина опасности, которой подвергается значение Пятидесятницы в истории церкви. У неопятидесятнической теологии поверхностный взгляд на Пятидесятницу. Кажется, что неопятидесятническое богословие не сумело осознать историческое значение книги Деяний и предлагает нам харизматический взгляд на работу Духа, который больше соответствует Ветхому Завету, чем Новому.
ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В Ветхом Завете много примеров работы Святого Духа по искуплению. И тогда возрождение было столь же непременным условием веры, как и в наши дни. Иисус упрекнул Никодима, израильского учителя, за непонимание необходимости возрождения Святым Духом для спасения.
Наряду с возрождением при пробуждении ветхозаветных людей к вере Святой Дух наделял некоторых особыми дарами, или харизматической силой. Первые, исполненные Святым Духом люди, о которых упоминает Писание, были ремесленники Веселиил и Аголиав. Святой Дух наделил их силой для выполнения искусных художественных работ:
«И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселиила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его духом Божьим, мудростью, разумом, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и
132
Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова»
(Исх. 35:30-34).
Если мы внимательно проанализируем этот текст, то увидим, что Веселиил и Аголиав были наиболее одаренными мастерами за всю человеческую историю. Их художественный талант был необычайно многогранен. Они были мастерами серебряных и золотых дел, резчиками по камню и дереву, а сверх того, у них был дар обучать других.
В Ветхом Завете некоторые люди ставились на служение через помазание Святым Духом. Пророки говорили, вдохновленные Духом Святым. Судьи, такие, как Самсон, Гофониил и Самуил также были отмечены особым помазанием Духа. Даже цари были помазаны Духом. Когда Давид покаялся в своем грехе с Вирсавией он воскликнул: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13).
Важно помнить, что слово Мессия восходит к еврейскому слову «Помазанный». Иисус выполнил роль Мессии, обещанного Ветхим Заветом. Он был помазан на мессианское служение при Своем крещении:
«И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се,
отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего,
Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16).
Позже, в Назарете, Иисус напомнил пророчество Исаии и провозгласил исполнение его в Нем Самом:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...» (Лк. 4:18).
Возможно самым впечатляющим помазанием человека в Ветхом Завете было Моисеево. Моисей предстает посредником и избранным Божьим сосудом, чтобы до
нести Закон Израилю. Моисей осуществил свое руководство Израилем благодаря данной Духом харизматической силе. Важнейший эпизод для понимания Пятидесятницы происходит при жизни Моисея. Он приведен в 11 главе книги Числа. Когда израильтяне роптали на свою «манную диету», Моисей обратился с протестом к Богу: «Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня» (Чис. 11:14).
Бог так ответил на жалобу Моисея:
«Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых... Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис. 11:16-17).
Здесь мы видим распространение силы Святого Духа. Вместо того чтобы харизматически усилить одного индивида, Бог наделяет Духом Святым еще семьдесят человек.
Когда Бог сделал это и люди стали проявлять полученную силу (Чис. 11:20—27), Иисус Навин воспринял происходящее как покушение на власть Моисея. Он сказал: «Господин мой Моисей! Запрети им» (Чис. 11:28).
«Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29).
Моисей страстно просит Бога послать Свой Дух на всех людей Господа, чтобы все они стали пророками, как в Книге Иоиля:
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Иоил. 2:28).
134
Это и есть то предсказание, которое Петр цитирует в день Пятидесятницы. От ветхозаветного принципа ограниченного излияния Духа Святого день Пятидесятницы отличается излиянием Святого Духа не на неко-торых, а на всех Божьих людей.
Различие между посредником Ветхого Завета — Моисеем и Посредником Нового Завета — Иисусом в том, что Иисус наделяет Святым Духом всех Своих верующих. Это ключевой момент, который затемнен неопятидесятнической теологией. Неопятидесятничество допускает, что Святым Духом наделяются все Божьи люди, но получают Его не обязательно все.
Здесь уместна другая трактовка книги Деяний. Прежде чем мы вновь обратимся к важнейшим фрагментам в Деяниях Апостолов, проведем небольшой анализ источников.
Наука, исследующая источники книг Нового Завета, включает детальный анализ различных книг. Цель этого анализа — воссоздать первоначальные источники, которые использовали при объединении манускриптов. Это делается не из-за академических умозрительных побуждений. Одно из главных достижений такого анализа — это выделение основных тем и кардинальных проблем индивидуальных авторов новозаветных книг.
Если мы сможем идентифицировать основные темы авторов, а также их предполагаемую аудиторию, то, несмотря на большие затраты времени, необходимые для такого экскурса в прошлое, польза будет очевидной — нам станет ближе и понятнее смысл Писания.
Например, анализируя синоптические Евангелия — от Матфея, Марка и Луки, ученые выделяют авторство отдельных материалов. Многие ученые полагают, что сначала было написано Евангелие от Марка, а Матфей и Лука им пользовались во время своей работы. В Евангелии от Марка есть много материала, который встречается также и у Матфея, и у Луки.
135
В то же время имеется много общих сведений у Матфея и Луки, которые отсутствуют у Марка. Очевидно, что Лука и Матфей пользовались источником, который был недоступен или не употреблен Марком. Его обычно называют источник «Q». (от немецкого слова Quelle, что означает источник).
Существует материал, который находим только у Луки. Он обозначен «L». «L» содержит информацию, которая дана Лукой и отсутствует в других Евангелиях. Анализируя только этот материал узнаем об индивидуальных интересах и заботах Луки. В аналогичном случае с Матфеем (источник обычно называется «М») обнаруживаем настойчивое стремление автора обращаться именно к еврейской аудитории.
Исследование Евангелия от Луки показывает, что Лука писал для язычников и одной из его главных забот было показать универсальность Евангелия.
Нам известно из Писания, что, возможно, самая сильная полемика в ранней церкви касалась статуса язычников. Первоначально церковь состояла из верующих евреев, а потом, как сообщается в книге Деяний, распространилась на языческий мир, причем в большой степени благодаря миссионерским путешествиям Павла.
Важно помнить, что Лука был также автором книга Деяний. Он непосредственно знал обо всех дебатах о роли язычников в церкви.
В Книге Деяний мы видим пунктуальное соответствие предписаниям Христа о Великом поручении:
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Хронологически события в Деяниях следуют этой модели распространения христианства: Иерусалим — Иудея — Самария — языческий мир. Повествование на
136
чинается с событий в Иерусалиме и затем переходит к распространению Благой вести дальше, благодаря миссионерской работе.
Это событие, названное впоследствии днем Пятидесятницы, произошло в Иерусалиме в день еврейского праздника Пятидесятницы. Участниками ее были «люди набожные, из всякого народа под небесами» (Деян. 2:5) — евреи.
По этому поводу важно отметить, что «исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). Не сказано, что некоторые верующие евреи не получили Святого Духа, не су-мели получить Его, в то время как ревностно ожидающие получили дар. Все верующие евреи исполнились Духом в день Пятидесятницы.
То же происходит и при других излияниях, о которых упомянуто в книге Деяний. В ней не говорится о том, что какой-либо верующий или группа верующих не сумела получить (или только частично получила) обещанного Святого Духа в момент Его сошествия. Дух был на всех присутствующих.
ЧЕТЫРЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
В ранней церкви вопрос о полном вхождении в тело Христово касался не только иудеев и язычников.
Существовало четыре различных группы людей, чей статус в церкви обсуждался. Перечислим: иудеи, самаряне, богобоязненные и язычники. Богобоязненные — это язычники, обращенные в иудаизм. Они приняли иудейский закон, однако остановились перед полным обращением, желая остаться необрезанными. В книге Деяний рассказано о богобоязненном Корнилии:
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:1-2).
137
Поразительно, что четыре пятидесятнических излияния Духа, отмеченные в книге Деяний, покрыли точно те четыре группы людей, чей статус в церкви был под вопросом. Иудеи получили Святого Духа на Пятидесятницу, самаряне — во время служения Филиппа, Петра и Иоанна (Деян. 8), богобоязненные — в доме Корнилия (Деян. 10). И, наконец, есть излияние на язычников в Эфесе (Деян. 19). Вот четыре группы, и все в них получили излияние Святого Духа.
В чем же значение этих событий? Неопятидесятничество видит его во временном интервале между обращением и получением Духа и в даре языков.
Однако это не соответствует той оценке событий, которую дал Лука.
Как же трактуют их Апостолы? Ключ к этому находим в книге Деяний 10:
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:44-48).
В тексте отмечено изумление иудейских верующих при виде язычников, которые получили Духа. Для Петра этот факт означал равноправие всех, желающих стать членами церкви: «Кто может запретить креститься водой?» — спросил Петр. И он велел им креститься. Сквозь все написанное у Луки просматривается важнейшая тема о всеобщей доступности, универсальности новозаветной церкви. В Божьем Царстве не может быть второсортных граждан. Иудеи, самаряне, богобоязненные и язычники — все получили крещение Святым Духом.
138
Основное, определяющее значение Пятидесятницы — это крещение Духом всех Божьих людей. Но к такому выводу трудно прийти, если считать главным событием промежуток времени между обращением и получением Духа. Свершение четырех выделенных «Пятидесятниц» имело свои искупительно-исторические причины. Они ясно показали равенство всех четырех групп в церкви. В свою очередь, в тексте нет ничего, что указывало бы на временной промежуток между обращением и получением Духа как норму. В главе 19 Павел спросил эфесян: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» (Деян. 19:2). Видимо, Павел предполагал возможность получения эфесянами пятидесятнического опыта во время своего обращения. Это говорит о том, что Апостол не рассматривал промежуток времени как норму. Он допускал наличие временного промежутка, однако не его непреложность.
А что же языки как необходимое доказательство крещения Святым Духом?
Из текста книги Деяний ясно, что дар говорения на языках служил внешним признаком исполнения Духом. Языки явно констатировали, что Дух нисшел на человека. Это высшее экстатическое состояние подтверждало получение Святого Духа Эдадом и Медадом в И главе книге Числа. При помазании Иисуса Дух явился в виде голубя (Мф. 3:16)*. На Пятидесятницу знамение было как слышимым, так и видимым: огненные языки почили на каждом, кто исполнялся Духом.
Но эти видимые знамения не воспринимались как необходимые или обязательные признаки исполнения
* При крещении Иисуса мы видим голубя как образ Святого Духа. Голубь, который стал символом мира (преемник голубя Ноевого ковчега), — хорошее олицетворение Духа Святого, но он не достаточно четко передает понятие силы. Ревущий ветер — более яркий образ, и, естественно, ветер и Дух имеют в Библии много общего. Об огне читаем в повествовании о Пятидесятнице. Это тоже прекрасный символ, но так же, как ветер и голубь, не передает идею личности. Жаль, но на визуальном уровне для Духа нет адекватных символов.
139
Духом. Хотя говорение на языках продолжалось в жизни церкви, но, как явствует из слов Павла по этому вопросу в Первом послании к Коринфянам, оно не рассматривалось в качестве непреложного знака харизматического дара.
В Первом послании к Коринфянам Павел подчеркивает, что, хотя языки — дар от Бога и поэтому полезны, им не следует придавать в церкви слишком большого значения. Мнение Апостола по этому вопросу выражено четко:
«Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:18-19).
Апостольское уравнение — 5:10000. Павел ставит вопрос: «Все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:30). Объяснения здесь не дано. Однако нет сомнений насчет ответа. На такой вопрос может быть только один ответ: нет.
В коринфской церкви дары Духа были очевидны и действенны. Тем не менее Павел вырабатывает положение о различных дарах, которые получают люди от Духа Святого:
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:4-11).
Святой Дух щедро наделяет Свою церковь дарами. Церковь — это тело одаренных членов, которое функ
140
ционирует в единстве и разнообразии. Никакое служение или дар не превозносится как исключительный при-знак проявления Духа.
Далее Павел утверждает:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
Дейл Бруннер так комментирует этот фрагмент:
«Если этот стих трактуется таким образом, что говорение языками есть второе, последующее и отдельное крещение в Святой Дух, вне связи с крещением в Христа, тогда только некоторые являются христианами, что само по себе уже идет вразрез со словами «всем... всем». Противоречие возникает не только с этими отдельными словами, но и со всем контекстом. В Первом послании к Коринфянам 12:13 Павел не пишет, что универсальное крещение способны получить только некоторые, он учит о милостивом крещении через Духа, Который дается всем» *.
Смысл библейской трактовки значения Пятидесятницы не согласуется с неопятидесятническим пониманием крещения Святым Духом. Всех, кого Дух возрождает, Он также крестит, наполняет и наделяет силой на служение.
Это самая удивительная весть Пятидесятницы. В Божьем плане искупления Святой Дух каждого верующего одарил для служения. Вся церковь была призвана свыше. Не существует двух видов верующих: одарен
* Фредерик Дейл Бруннер. «Теология Святого Духа». (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), с. 292
141
ных и неодаренных, крещенных в Дух и не крещенных в Дух*.
Мы слышим многочисленные свидетельства современных христиан, которые заявляют, что их опыт крещения в Дух и говорения языками в корне изменил их духовную жизнь, что у них больше усердия, больше смелости, их молитвы стали серьезнее.
Не буду оспаривать опыт этих людей. Я восхищаюсь, слыша о возрастании веры, об усердии, глубине молитвы и т. п. Меня заботит не многозначность опыта, а понимание его значения. Именно трактовка опыта часто идет вразрез с Писанием. Наш авторитет — это не наш опыт, а Слово Божье. У людей в церкви не одинаковый опыт в духе, но это не значит, что они имеют не одного и того же Духа. В этом и заключается вопрос, который так глубоко волновал коринфскую церковь.
Я не утверждаю, что каждый член церкви имеет Святого Духа. Членство в видимой церкви гарантирует крещение Святым Духом не более, чем спасение. Мы знаем, что среди членов церкви есть неверующие. Ни один неверующий не крещен Святым Духом, но каждый верующий, всякий возрожденный человек имеет крещение Святым Духом. Любой христианин со дня Пятидесятницы до настоящего времени одновременно и воз-рожден Духом, и крещен в Дух. Это и есть суть Пятидесятницы. Все иное бросает тень на ее священный смысл в истории искупления. Любой, кто возрожден, также и запечатлен Духом, крещен в Дух и имеет усердие Духа.
* Многие харизматы и пятидесятники выделяют другие дары Духа: исцеление, пророчество, учительство, гостеприимство, различение духов, изгнание злых духов, истолкование языков и т. п. К сожалению, в умах многих христиан именно говорение на языках стало рассматриваться как доказательство крещения Духом.
Этот материал еще не обсуждался.