Р.Ч. Спроул
Тайна Святого Духа
ГЛАВА 7. ЦЕЛ И НЕВРЕДИМ БЛАГОДАРЯ ДУХУ СВЯТОМУ
У того, кто помнит о Духе, всегда есть выход, даже в пустыне с дьяволом.
ГЕРБЕРТ Ф. БРОКЕРИНГ
Третья Личность Троицы называется Святым Духом. Возникает вопрос, почему титул Святой подчеркнут именно в имени Духа. Ведь качество святости относится также и к Отцу, и к Сыну. Все же, исповедуя Троицу, мы обычно не говорим: Святой Отец, Святой Сын, но — Святой Дух.
Хотя Дух не более и не менее свят, чем Отец и Сын, слово Святой в Его имени обращает наше внимание на Его деятельность в плане искупления. Святой Дух — Освятитель. Он Тот, Кто внедряет дело Христа в нашу жизнь, преобразуя нас до полного соответствия образу Христа.
При спасении мы не только спасены от греха и проклятия; нас спасли в святую жизнь. Цель искупления — это святость.
Когда Петр писал о возрождении, он сделал такое замечание:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3).
Мы заново рожденные люди с надеждой на будущее. Говоря о милосердной деятельности Бога по нашему возрождению, Петр добавляет следующее увещевание:
«Посему, (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках! Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13—16).
105
Фраза начинается со слова посему. Это слово указывает на то, что последующая мысль основана на уже известных предпосылках, то есть нас призывают к старательному поиску святости с учетом чудесной работы возрождения.
За словом посему идет странно звучащая метафора: «препоясавши чресла ума вашего». Нашему уху не привычно слышать такое сочетание: препоясывать ум. Этот образ у Петра, созвучен описанию всеоружия Божьего у Павла:
«Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божье, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности» (Еф. 6:11—14).
Павел провозглашает боевой клич, и начальная стадия подготовки включает препоясывание бедер. Петр говорит о препоясывании ума. В Своей полемике с Иовом Бог скомандовал ему: «Препояшь, как муж, чресла твои» (Иов. 40:2).
С препоясывания бедер начиналась подготовка ветхозаветного воина к битве. Обычной одеждой в те дни было своего рода платье (у римлян — тога). Это одеяние спускалось почти до земли. Когда звучал рог, воин подтягивал свое платье вверх, выше колен, закрепляя его в таком положении ремнем, который опоясывал его бедра. Если бедра воина были не опоясаны, он не мог быстро двигаться, так как возникала опасность запутаться в полах своего платья. Как только чресла препоясывались, колени и ноги получали свободу.
106
Петр употребляет это понятие по отношению к уму («препоясавши чресла ума вашего»). И оно означает готовность христианина к сражению после того, как он заново рожден. Вхождение в христианскую жизнь — это вступление в космическую битву. Путь освящения — это тропа воина.
Когда я размышляю над своим собственным странствованием как христианина, я вздрагиваю при воспоминании о речах усердных проповедников, преподносящих Евангелие с эдаким рекламным блеском Мэдисон Авеню. Мне слышны обещания типа: «Приди к Иисусу, в все твои проблемы исчезнут», «С простой верой у тебя будет простая жизнь». Это может сработать на Мэдисон Авеню, но не на Via Dolorosa — крестном пути.
Моя жизнь текла вполне спокойно до тех пор, пока я не стал христианином. Я удобно устроился в своих греховных делах. До своего обращения я «как сыр в масле катался». Жизнь для меня была игрой. После же своего обращения я осознал, что теперь началась игра по-крупному. Любое этическое решение несло груз моральной ответственности. Теперь моя совесть стала чуткой к Божьему Слову, я понял, что призван к маршу в другом направлении, и мне стало не по пути с моими друзьями из моего прежнего окружения.
Когда началась вторая мировая война, я был маленьким мальчиком, но некоторые воспоминания живы для меня до сих пор. Вспоминаются те времена, когда моего отца повысили в звании. Он начал войну младшим лейтенантом, а демобилизовался майором.
После получения нового звания он послал мне свои старые звездочки и знаки отличия. Моя мать позволила мне украсить ими военную рубашку. (Так я научился шить.)
Среди знаков отличия, которые мне достались от отца, были и нашивки. Эти полоски ткани носили на рукаве для указания срока военной службы. Мой отец не был призван. Когда началась война, он был слишком
107
стар, чтобы его призвали. Его назначили начальником местного призывного пункта. Две недели спустя он пришел домой в военной форме и сказал моей матери: «Я не мог посылать этих ребят на войну, оставаясь здесь, поэтому я записался добровольцем». Мой отец начал служить в начале 1942 г. и демобилизовался в конце 1945 г. после капитуляции Японии. Когда он записался добровольцем, то указал в документах: полный срок (до окончания войны).
Когда мы вступаем в христианскую жизнь, мы записываемся на полный срок. Эта война не заканчивается через четыре года, она длится, пока Господь не призовет нас домой, то есть в течение всей нашей жизни. Каждый год мы цепляем новые нашивки на наши рукава.
Чтобы выстоять в этой космической битве, нам нужно препоясать «чресла» нашего ума. Битва с сатаной — это главным образом битва за наши умы. Не существует ни большего безумия, ни большей опасности для нашего освящения, чем желание поддаться заманчивому соблазну, звучащему так: «Христианство — это дело исключительно души».
Творец создал нас таким образом, чтобы душа следовала за умом. Бог отправил нам не любовное послание в качестве инструкции. Он дал нам Книгу с содержанием откровения, чтобы мы могли измениться через обновление нашего ума. В Книге Притчей Соломоновых говорится: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит. 23:7).
Автор Притчей очень хорошо знал, что мысли находятся не в душе, а в уме. Когда он говорит о размышлении в душе, то подразумевает наши самые сокровенные мысли. Мы то, о чем мы думаем. Или, точнее будет сказать так: «Мы становимся тем, о чем мы думаем». Если наши мысли постоянно нечисты, нечистота скоро начнет сказываться на нашей жизни. Если наше мышление беспорядочно, наша жизнь будет путаная и хаотичная.
108
В процессе освящения Дух — наш Учитель. Его учебник — это Библия. Дух стремится информировать нас. Само покаяние, первый плод возрождения, — это изменение ума. Бездумное христианство противоречиво в словах. Христиане призваны думать под водительством Святого Духа.
Святой Дух — также и Дух Истины. Когда Павел говорил о препоясывании чресел и о всеоружии Божьем, он сказал, что предмет, которым следует препоясаться — это истина:
«Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною» (Еф. 6:14).
Именно истина превращает простоватого увальня в быстрого и ловкого духовного воина. Именно истина делает нас свободными. Иисус сказал об этом так:
«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31—32).
В Своей проповеди во время Вечери Иисус обещал послать Духа Святого. Он сказал:
«И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин. 14:16—17).
И еще:
«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
Возможно, наиболее полно эта мысль выражена в следующих словах Иисуса:
109
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14).
Здесь Иисус говорит Своим ученикам о Личности и работе Святого Духа. Он назван Духом истины. Он послан нам от Отца и Сына. Его миссия включает в себя и роль нашего Учителя.
Святой Дух — Автор Священного Писания. Он Тот, Кто вдохновил на создание священных книг, и Тот, Кто освещает Слово для нашего понимания. Он способен убедить нас Божьим Словом.
Разделение Слова и Святого Духа приводит к духов-ной гибели. Дух Святой учит, направляет нас и обращается к нам через Слово и со Словом. Не вне и не против Слова. Как оскорбительны для Святого Духа насмешки над Богом бесстыдных духов, когда они требуют водительства Духа Святого, поступая при этом против Слова Божьего.
Слово Божье — это Слово Духа. Дух никогда не учит против Слова, ибо Слово — истина; это истина Духа. Слово призывает нас «испытывать» духов:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
110
Когда нас призывают проверять духов, испытание касается именно истинности. Иоанн предупреждает о необходимости такого испытания, чтобы увидеть ложных пророков. Ложный пророк ложен потому, что он не говорит истины.
Это отличительная черта ложного вещателя, претендующего на истинность своих пророчеств. Он заявляет, что имеет санкцию Святого Духа. Это чисто мошеннический прием. Не каждый, кто уверяет, что он ведом Духом Божьим, действительно ведом Им. Святой Дух — это Дух истины. Он ведет только к истине, никогда не греша против нее и не сходя с праведного пути.
Поскольку Писание — это открытая истина Святого Духа, оно и есть критерий истины. Дух не противоречит Самому Себе. Дух и хаос несовместимы. Если кто-то утверждает, что он ведом Духом, а затем учит против Писания, то, очевидно, что здесь нет водительства Ду-хом.
Дух истины — Святой Дух. Он обучает нас истине так, чтобы мы могли быть святы. Познание истины само по себе — это не конечная цель, оно не заканчивается на каком-то этапе изучения и практики святости.
Не случайно Петр призывает нас, во-первых, препоясать чресла нашего ума и, во-вторых, рекомендует следовать ветхозаветному предписанию: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16).
ЦЕЛ И НЕВРЕДИМ
Когда Святой Дух возрождает нас и оживляет к духовной жизни, то душа пробуждается к спасающей вере. Плод этой веры — оправдание. В тот момент, когда мы принимаем Христа верой, Бог провозглашает нас праведными. Мы праведны не потому, что стали мгновенно освященными. Мы праведны потому, что заслуги Христа отнесены на наш счет. Бог рассматривает нас праведными во Христе, в то время как в самих себе мы все еще запятнаны грехом.
111
Суть этой идеи раскрывает известная формулировка Лютера: Simul justus et peccator — «одновременно праведник и грешник». Пока мы еще боремся с нашими грехами, мы праведны во Христе, через Христа и Самим Христом. Оправдание только верой означает оправдание только Христом.
Теперь понятно, что наше оправдание предшествует нашему освящению. Поскольку возрождение предшествует вере, а вера предшествует оправданию (логический приоритет), то оправдание предшествует освящению.
Исключительно важно осознать и четко представлять, Что реальное возрождение отныне и навсегда производит веру. Если вера подлинная, то она, в свою очередь, отныне и навсегда приведет к оправданию. Если наше оправдание подлинно, оно отныне и навсегда приведет к освящению. Не может быть истинного оправдания без последующего освящения.
Здесь мы должны отметить некоторые существенные различия между возрождением и освящением. Возрождение — мгновенно и спонтанно. Наше понимание возрождения может прийти к нам постепенно, но действие, произведенное Святым Духом, — мгновенно. Никто не возрождается частично, не рождается свыше наполовину. Человек либо возрожден, либо невозрожден. Середины не бывает.
То же относится к оправданию. Никто не оправдан частично. В момент появления спасающей веры Бог немедленно объявляет нас праведными.
Освящение происходит иначе. Действительно, начинается оно в тот момент, когда мы оправданы, но это постепенный процесс, который продолжается всю нашу жизнь. Оправдание не производит полного освящения немедленно. Отсутствие видимых признаков начинающегося освящения, несомненных свидетельств о нем, говорит о том, что не было оправдания, веры и возрождения.
112
Второе ключевое различие между возрождением и освящением, касается процессов самих этих действий. Возрождение — монергично. Это исключительно деятельность Бога. Однако освящение — синергично. Оно вовлекает нас в сотрудничество со Святым Духом:
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12—13).
В этом тексте предлагается классическая идея синергизма. Мы видим два процесса в работе по спасению. Нас призывают к упорному труду «со страхом и трепетом». В то же самое время, нам обещано содействие Бога внутри нас.
Когда Святой Дух возрождает нас, Он не только воздействует на нас, чтобы изменить наши души, Он при-ходит и обитает в нас. Так, находясь в верующем, Дух продолжает осуществлять Свое влияние, поддерживая наше стремление к святости.
Здесь необходима предельная осторожность, как перед красным сигналом светофора, чтобы не впасть в опасную ересь, вирус которой, то там, то здесь, поражает евангелическое общество.
Обитая в нас, Святой Дух не становится нами. Ни в коем случае не следует себя обожествлять. Несмотря на то, что во мне пребывает Божественное Существо, я сам, благодаря этому, не становлюсь новым воплощением Бога. Даже среди наших современников встречаются учителя, которые утверждают, что если в человеке оби-тает Святой Дух, то он такое же воплощение Бога, ка-ким был Христос. Имен этих «учителей» приводить здесь не буду, учитывая слишком еретический и святотатственный характер их концепции.
113
Работа Духа заключается в освящении человека, а не в его обожествлении. Бог не делает' нас вечными, самодостаточными созданиями. Бог не создает другого бога. Что бы ни создал Бог — это Его творение, сотворенное же не может быть ни вечным, ни самодостаточным. Бог может сотворить бессмертное, но не вечное существо. Бессмертное создание будет обладать способностью жить вечно в будущем, но оно не вечно относительно прошлого.
Когда Бог-Святой Дух пробуждает нас к вере, которая дает нам оправдание, — мы в безопасности. Оправдание спасает нас от грядущего возмездия. В момент нашего оправдания, как об этом писал Мартин Лютер, мы целы, но не невредимы. Лютер привел здесь аналогию с таким медицинским заключением: жизнь больного в безопасности, но симптомы болезни еще наблюдаются. Однако с освящающей благодатью, нам дают лекарство, которое нас полностью восстанавливает.
О. П. Джиффорд предложил следующую иллюстрацию для описания процесса освящения:
«Пароход с повреждением в машинном отделении можно быстро отбуксировать в порт и поставить в док. Он цел, но поврежден. Ремонт может длиться долго. Христос предусматривает, что мы будем как целы, так и невредимы. Оправдание дарит первое — целость; освящение дает второе — невредимость»*.
В наши дни между христианами возник спор о том, можно ли принимать Христа как Спасителя, игнорируя Его как Господа. Эта дихотомия Спаситель /Господь настолько же далека от библейского понятия оправдания/ освящения, как мертвый от спящего. А. А. Ходж однажды заметил: «Кое-кто, считающий себя христиа
* A. X. Стронг. * Систематическое богословие*. (Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell, 1907), с. 869.
114
нином, принявшим Христа для освящения, нередко жестоко заблуждается на этот счет» *.
Для того, кто принимает Христа как Спасителя и в то же время не признает, отвергает или игнорирует Его как Господа, не может быть оправдывающей веры. Хотя мы можем различать атрибуты Иисуса как Спасителя и Господа, нам ни в коем случае не следует разделять их. Принять Христа верой — это принять Христа целиком.
И, опять-таки, различая работу Святого Духа по воз-рождению и освящению, необходимо помнить о неразрывной связи между этими понятиями. Мы возрождены в веру, в оправдание и в освящение. А. X. Стронг пишет:
«Работа Бога открывается и сопровождается осознанной и добровольной деятельностью верующего, который старается обнаружить и искоренить свои греховные желания, чтобы принести всего себя в послушание Христу соответственно требованиям Его Слова»**.
Освящение рождает движение. Обычно мы называем это духовным ростом. Временами это движение напоминает два шага вперед и шаг назад. Мы говорим, что «впадаем в искушение», когда скользим и падаем в нашем духовном продвижении. И все же итог освящения — это рост, возрастание, пусть постепенное, временами мучительно медленное, но тем не менее — движение. Нет христианина духовно мертворожденного. По этому поводу Стронг цитирует Хораса Бушнелла:
«Если бы звезды не двигались, они бы сгнили на небе. Сидя на велосипеде, человек должен либо ехать, либо не ехать. Значительная часть освящения заключается в формировании собственных привычек, таких, как
* Там же.
** Там же, с. 871.
115
чтение Писания, тайная молитва, посещение церкви, благовествование и благотворительность»*.
Мне нравится сравнение с велосипедом, приведенное Бушнеллом. Чтобы на велосипеде удерживать равновесие, необходимо постоянно крутить педали. Как только велосипед внезапно останавливается — спасти от падения могут только достаточно длинные ноги, достающие до земли. Я научился ездить на велосипеде, когда мои ноги не были столь длинны, чтобы достать до земли во время остановки, и, проанализировав мысленно дорогу, я раскладывал матрац на месте остановки для смягчения падения в конечной точке маршрута.
РОЛЬ СОВЕСТИ ПРИ ОСВЯЩЕНИИ
Изменения в нашей жизни, которые производит освящение, — это результат, внешнее проявление внутренней работы. Наше внешнее поведение свидетельствует о состоянии нашего сердца и ума.
Святой Дух работает над нашими умами и сердцами, и в нас закладываются предпосылки трех важных изменений.
Происходит перемена в нашем сознании. Дух пробуждает в нас новое сознание. Слушая внимательно Божье Слово, мы по-новому осознаем Божьи дела. Мы родились заново — и все становится новым. Мы получаем духовную интуицию:
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надоб
* Там же, с. 872.
116
но судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:12-16).
Чтобы иметь ум Христов, нужно думать, как Он. Утверждать то, что Он утверждает, и отрицать то, что Он отрицает. Любить то, что Он любит и ненавидеть то, что ненавидит Он.
С изменением нашего мышления освящение начинает набирать глубину. Мы осознаем новую перспективу, совершенно новую систему ценностей.
Однако не достаточно просто знать истину, нужно поступать по истине. Для этого осознание должно достичь определенного уровня, который мы называем убежденностью.
Святой Дух работает не только, чтобы дать нам осознание истины, но и для нашего убеждения в истине. Он обличает нас в грехе и назидает в праведности. Я могу думать, например, что воровать плохо. Но если это понимание в моем уме расплывчато и слабо, то изменение моего поведения маловероятно.
Ибо на каждую раскрываемую Богом истину находится ложь, которая атакует ее. Мы можем сознавать, что разврат — это грех. Однако в нашем обществе на-столько громко и настойчиво заявляют, будто это нормально и в порядке вещей, что наша решимость быть целомудренными ослабевает. Чтобы противостоять соблазнам нашего общества, необходимо иметь непоколебимое убеждение в греховности греха.
Изменение поведения становится разительным, когда мы переходим от стадии осознания к твердому убеждению, и достигает апогея, когда изменяется наша совесть.
Совесть человека — мощный, но подверженный изменениям механизм. Ее называют «внутренним голосом» Бога, своего рода судьей, который либо обвиняет,
117
либо оправдывает нас. Совесть служит монитором нашего поведения. Однако проблема в том, что наша совесть может быть как сверхчувствительна, так и весьма бесчувственна к Божьему Слову.
Согрешая, мы притупляем нашу совесть и лукавим, заглушая обвинения внутреннего голоса.
Одни с пеной у рта доказывают, что аборт это чудовищное зло, а другие заявляют о том, что это морально оправдано. Человек, обманывающий в школе или на работе, придумывает себе хитросплетенное оправдание. Так, Гитлер, безусловно, находил моральное оправдание акциям массового уничтожения. Далеко не все скажут прямо: «Я знаю, что совершаю зло, но не могу остановиться, так как это доставляет мне удовольствие».
Мы соглашаемся, что некоторые поступки греховны, но настаиваем на том, что грех в них минимален и непреднамерен. Иногда добавляем как всеобъемлющее извинение: «Во всяком случае, моя совесть чиста в данном случае», — как будто признание в преступлении извиняет само преступление.
Крайне редко мы признаем и осознаем тяжесть нашего греха. В нашем исповедании греха недостает глубокого убеждения.
Через пророка Иеремию Бог обвинял Израиль и говорил, что он заблуждается, считая себя безгрешным перед Ним:
«Говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». — Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила» (Иер. 2:35).
Иеремия писал об Израиле: «У тебя был лоб блудницы, — ты бросила стыд» (Иер. 3:3). Постоянно греша, подобно блуднице, Израиль утратил способность испытывать стыд.
Грех Израиля влечет за собой смертельный результат: притупление совести. Блудница сжилась со своим
118
грехом до такой степени, что могла грешить, не испытывая больше чувства вины. Она заставила замолчать голос совести. Ее совесть начала оправдывать грехопадение, вместо того чтобы обличать его.
Хорошая совесть — это совесть, которая научена Святым Духом через Божье Слово. Когда мы ясно понимаем Божью истину и твердо в ней убеждены, тогда Властелин совести начинает направлять нас к праведности. Духовно зрелая совесть щепетильна. Она не позволяет делать то, что разрешает плоть.
Совесть христианина должна быть чутка к Божьему Слову. Это не тиран, который парализует нас ужасным чувством вины. Если она прониклась Божьим Словом, то это здоровая совесть. Мы почувствуем вину, если будем действительно виновны. Это настолько же важно для духовного здоровья, как ощущение боли — для физического. Боль — признак болезни. Если мы потеряем способность испытывать боль, то у нас исчезнет охранная сигнализация, предупреждающая о серьезном заболевании.
Сверчок сказал Пиноккио: «Всегда позволяй твоей совести руководить тобой». Но совесть плохой советчик, если она притуплена и не согласуется со Словом Божьим. Совсем другое дело, если, как у Лютера, наша совесть напитана Божьим Словом.
От осознания Дух ведет нас к уверенности в Слове Божьем. В результате Дух очищает нашу совесть, приводя нас в соответствие с образом Христа. Это и есть цель освящения, конечная точка, к которой стремится Святой Дух внутри нас.
Этот материал еще не обсуждался.