Р.Ч. Спроул
Тайна Святого Духа
ГЛАВА 5. СВЯТОЙ ДУХ В ТВОРЕНИИ
Дух Творца, Которым мир устроен,
Приди, посети каждый смиренный ум;
Приди, излей радость Твою на все человечество.
ЛАТИНСКИЙ ГИМН «VENI CREATOR SPIRITUS»
Церковь в Коринфе была обеспокоена разногласиями в своей общине. Дарами Духа Святого и особенно даром говорения на языках злоупотребляли и неправильно их использовали. Происходящее можно описать как харизматическую вседозволенность.
Для пастырского руководства и предостережения верующих Апостол Павел написал минимум два послания в коринфскую церковь. В трех главах своего Первого послания он разрабатывает вопрос об использовании духовных даров в надлежащем порядке. Апостол сказал:
«Только все должно быть благопристойно и чинно» (14:40).
Я отношусь к тем, кого традиционно называют пресвитерианами-реформатами. Привычный образ пресвитериан — это степенные, хмурые прихожане, которые сдвигают брови при малейшем намеке на духовную раскрепощенность. Один анекдот хорошо иллюстрирует это.
Инопланетянин прибыл на землю и посетил три церкви. Одна была методистская, вторая — баптистская и третья — пресвитерианская. Отчитываясь после возвращения перед своим начальством, он сказал: «Когда я зашел в методистскую церковь, я услышал: «Огонь! Огонь!». Когда я вошел в баптистскую, там звучало: «Вода! Вода!». При посещении пресвитерианской церкви все, что я услышал, было: «Порядок! Порядок!».
Иногда создается впечатление, будто этот фрагмент в Первом послании к Коринфянам был произнесен кем- то из пресвитериан: «Только все должно быть благопристойно и чинно». В Коринфе, должно быть, бурлила церковная жизнь и не было строгого порядка. Однако
69
(это исторический факт) коринфская церковь была обеспокоена вопросами дисциплины. Видимо, ситуация не улучшилась и после посланий Павла. Позже в Коринф было отправлено письмо епископа Рима Климента, который умолял коринфян вновь обратить внимание на пожелания Павла и повиноваться им.
Констатируя хаотическое состояние дел в Коринфе, Павел высказал важную мысль:
«...Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор.
14:33).
Утверждение Апостола имеет большое богословское значение. Нам интересно было бы узнать, о чем думал Павел, когда он установил этот организующий принцип. На нем, очевидно, основывался его призыв к исполнению всего благопристойно и чинно: беспорядок и хаос не соответствуют характеру Бога. Беспорядок, хаос, дисгармония, запутанность не совместимы с Ним. Все это исходит от падших существ, а не от Творца.
Когда Павел рассуждает о том, каких дел Бог — автор, а каких нет, по всей вероятности, он имеет в виду Божий путь действий в первоначальном творении.
История творения, изложенная в Бытие 1, указывает на победу Бога над любой угрозой со стороны хаоса или беспорядка. Суть этого рассуждения — роль Святого Духа в творении.
В первых строках книги Бытие повествуется:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была
безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою» (Быт. 1:1—2).
В первом стихе книги Бытие раскрывается Божий первичный акт творения вселенной. Слова «в начале» следует понимать в абсолютном смысле. Этим стихом провозглашается могущественная сила Бога, творящего
70
мир из ничего (лат. ех nihilo). Это не описание простого формирования Богом предсуществующей материи. Божий акт состоял в том, чтобы сотворить нечто из ничего. На такое способен только Бог.
Когда мы употребляем слово творческий для описания даров и талантов какого-нибудь художника или музыканта, то этот термин, в лучшем случае, имеет приблизительно аналогичное значение. Ни у одного человека нет силы созидать, подобно Богу. Все творческие люди используют уже существующие элементы, чтобы проявить свой созидательный ум. Художник-творец может только придать форму словам, музыкальным нотам, краскам, скомпоновав их новым и удивительным образом, однако он не создает ех nihilo.
Еврейское слово «творить» в Ветхом Завете используется исключительно по отношению к Богу и Его деятельности и никогда не приписывается людям.
Второй стих книги Бытие 1 может вызвать некоторое смущение.
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною».
Спорным этот стих делает присутствие трех слов — безвидна, пуста, тьма. Подумайте немного о важности этих слов. Какие понятия ассоциируются у нас с такими словами, как бесформенность, пустота, тьма? В этих словах есть нечто зловещее. Они нам угрожают.
Из-за зловещего характера этих слов были выдвину-ты различные теории для их объяснения.
Исследователи, настроенные критически, видят в них элементы языческого мифа о сотворении мира. В древности многие люди представляли творение мира в виде космической битвы между силами тьмы и света. В Вавилонском мифе творение — это результат сражения хаоса с морскими чудовищами.
71
Относительно недавний и широко популярный взгляд на события в книге Бытие 1:2 — это так называемая Теория разрыва или Гипотеза о восстановлении. Согласно этой теории, только 1 стих книги Бытие говорит о первичном акте Божьего творения. События, описанные в последующих стихах, — это Божье искупи-тельное восстановление уже падшей вселенной. То есть, существует огромный разрыв между событиями, отраженными в стихах 1 и 2, возможно, в миллиарды лет. В этом временном промежутке произошло падение Люцифера и его ангелов, сопровождавшееся разрушением первичной вселенной.
Приверженцы этой теории ссылаются на глагол была в стихе 2. В большинстве переводов Библии читаем: «Земля же была безвидна». Сторонники Теории разрыва заметили, что употребленный здесь еврейский глагол может быть передан английским словом стал. Поэтому они переводят текст следующим образом:
Земля стала безвидна и пуста.
Согласно этой трактовке, в стихе 2 описывается превращение вселенной в хаос в результате греха.
Теория разрыва привлекает многих, потому что она удовлетворительно объясняет присутствие слов, которые вызывают тревогу: безвидна, пуста, тьма. Эта теория позволяет также избежать разногласий с теми, кто убежден, что на основании книги Бытие можно сделать вывод об относительной «молодости» вселенной. А такое заключение противоречит научным теориям и фактам, определяющим возраст вселенной в миллиарды лет, а человека — по меньшей мере, в миллионы лет.
Конфликт между наукой и религией был усугублен попыткой архиепископа Ушера установить точную дату творения. Исходя из математического расчета гинеалогий, представленных в Библии, Ушер — ирландский епископ, который жил в 17 веке, рассчитал, что
72
творение мира произошло в 4004 г. до Р. X. (Я видел издания Библии, в которых эта дата была напечатана на верхних полях первой страницы книги Бытие.)
Многие христиане были воспитаны на учении о со-творении мира в 4004 г. до Р. X., хотя в Библии не упоминается ни точная, ни приблизительная дата творения. Для защиты этого тезиса от возражений современной науки они воспользовались идеей, которую предлагает Теория разрыва.
Я, не уверен в истинности положений Теории разрыва. У нее имеются и откровенно слабые места. Во-первых, допуская возможность перевода упомянутого еврейского глагола словом стал вместо был, нужно учесть, что в Ветхом Завете этот глагол все же чаще употребляется в смысле был. Во-вторых, поскольку данная теория затрагивает вопрос о сроках творения, искусственно рожденный научной полемикой, по моему мнению, не-обходимо учитывать и точки зрения, аналогичные вы-двинутой Ушером. И, наконец, мне трудно поверить, что в книге Бытие только один стих посвящен главному акту первоначального творения, а потом резко, без предупреждения или объяснения, следует скачок через миллионы или миллиарды лет самых важных космических событий, о которых ни словом не упоминается. Другими словами, ясный смысл первых стихов книги Бытие указывает на единую последовательность взаимосвязанных событий.
Я склоняюсь в пользу трактовки этих стихов как стадий творения. Их начальным этапом было неупорядоченное и незаполненное состояние, описанное в стихе 2, а заключительным — завершение процесса творения.
Однако, хотя нам понятна первая часть стиха 2, у нас еще остаются некоторые вопросы. Как Бог осуществлял Свой акт творения? Какова была роль Святого Духа?
Разгадку процесса творения находим в стихе 3:
73
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет*.
Сила творения — это сила Божьего приказа. Много веков назад о творении размышлял Августин. Он понял, что источник творческой силы Бога заключен в словах «божественный императив». Августин описал создание мира, как «декретное творение». Термин декретный происходит от повелительной формы латинского глагола «быть». Бог создал мир силой Своего приказа. Он произнес в повелительной форме: «Да будет!», — и стало так.
В этом несоизмеримое различие между силой Божьего творения и творческой деятельностью сотворенных существ. Ни один художник не может создать шедевр, просто приказывая холсту и краскам, холст и краски он тоже не в состоянии сотворить из ничего. Никакой композитор не в силах создать симфонию, даже очень громко повелевая деревянным и медным инструментам.
Как Иисус воскресил Лазаря из мертвых? Он не вошел в гробницу и не применил метод искусственного дыхания, а вернул его к жизни, находясь на расстоянии. Иисус произнес приказ — божественный императив — «Лазарь! Иди вон!» При звуке голоса Иисуса в черепе Лазаря активизировались мозговые волны. Его сердце забилось и кровь начала заново циркулировать в его венах. Холодный, инертный труп начал шевелиться, и Лазарь разорвал узы смерти. Все это произведено ясной командой Воплощенного Бога.
Богу не нужны руки и ноги в Его акте творения. Он мог приводить мир в движение, не пользуясь рычагом Архимеда. Достаточно было Его приказа. О чем Бог говорил, то совершалось. Нечто возникало из ничего.
ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ
С божественным императивом соединился Святой Дух, Который «носился» над творением. В книге Бытие говорится:
74
«И Дух Божий носился над водою» (1:2).
Возникает вопрос о точном значении еврейского слова в этом стихе, которое переводится как «носиться» или «высиживать». Оно встречается нам еще дважды в Ветхом Завете. В Книге пророка Иеремии 23:9 читаем:
«Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются*• [слово выделено автором].
Здесь выделенное слово передает значение сотрясения или вибрации. Вновь находим его во Второзаконии 32:11:
«Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих» [выделено автором].
Нам легче представить себе, как птица-мать не «носится», но сидит на своих яйцах, чтобы сохранить их теплыми, пока они не вылупятся. Однако во Второзаконии говорится, что яйца уже высижены. Дж. Аалдерс комментирует это так:
«Слово носиться не означает лишь то, что яйца высижены и мать занята подготовкой юнцов. Более вероятно, что это слово относится к матери-птице, которая наблюдает за выводком, когда они учатся летать. Если они не уверены в полете, она бросается под них, предотвращая падение. Итак, учитывая все точки зрения, предпочтительным будет слово «носиться»*.
* Дж. Аалдерс. * Бытие», т. 1. «Комментарий для изучающих Библию», (Grand Rapids: Zondervan, 1981), 56.
75
Аалдерс продолжает объяснение этого отрывка:
«С какой же целью Дух Божий носился над водою? Вполне очевидно, что это не простое присутствие Духа Святого. Видимо, цель состояла в воздействии силы Святого Духа на субстанцию земли, которая к тому времени была создана. Эта работа непосредственно связана с творческой деятельностью Бога. Можно сказать, что Дух сохраняет этот созданный материал и готовит его для будущей созидательной деятельности Бога, через Которого еще пребывающий в хаосе мир путем последующего творческого акта должен стать хорошо организованным целым».
Рассматривая всю полноту значения слова «творить» в книге Бытие мы осознаем, что Бог творит, а также сохраняет созданное Им, удерживая все Своей силой.
Творение — это (если употребить музыкальные тер-мины) не стаккато, а состенуто. Музыкальные ноты стаккато нам представляются как короткие, дробные, резкие звуки. Они короткие и быстрые. Звучание же способна сохранять длительная и ровная нота. Она ни-когда не бывает резкой. Теоретически, нота на органе может звучать бесконечно долго — пока нажата клавиша. Творение подобно такой ноте.
Часть работы Духа — «носиться» над творением, сохраняя вещи нетронутыми. В этом смысле Дух предстает как Божественный Хранитель и Защитник. Он поддерживает то, что сотворил Отец.
Наиболее поразительный момент в этом фрагменте — это роль Духа как Организатора творения. Дух вносит порядок в хаос. Его присутствие устраняет всякий беспорядок. Здесь мы видим, что Святой Дух при
* Там же.
76
вносит целостность в мир. Под целостностью я подразумеваю структуру всего созданного, интеграцию частей космоса в единое целое. Благодаря Ему существует космос вместо хаоса.
Важно отметить четкую аналогию между работой Духа при творении и. Его деятельностью при искуплении. Как наш Освятитель, Он носится над Своими детьми для создания их целостной жизни. Он упорядочивает и сохраняет то, что творит и искупляет Бог.
Дух «носится» над водой, и бесформенность обретает очертания. Хаотичная вселенная получает замечательную структуру. Сложность этой структуры становится главным объектом научных исследований. Поскольку вселенная упорядочена и управляется с помощью согласованных законов, то даже наука становится возможной. Ученые не могли бы выполнять свою работу в бессистемном и хаотическом мире.
До тех пор пока Дух не «носился», незавершенная вселенная была пуста. Из трех устрашающих слов в книге Бытие 2 это, возможно, наиболее угнетает душу человека. Отчаяние людей нередко выражается такими словами, как убивающее чувство пустоты, ощущение пропасти, опустошенность. В пессимистическом настроении экзистенциалист говорит о бездне, адской темноте абсолютной пустоты, колодце небытия. Часто в человеческих взаимоотношениях мы испытываем чувство пустоты, которое определяем, как острое чувство одиночества.
Святой Дух заполняет то, что пусто. Он побеждает пустоту. После завершения Его работы когда-то одинокая вселенная наполняется представителями флоры и фауны. Бесплодная пустыня становится пульсирующей ареной жизни. Нам необходимо присутствие Святого Духа Божьего, Того, Кто все наполняет. Его роль Оформителя и Хранителя дополняется работой Наполнителя жизни.
77
ДУХ КАК ОСВЕТИТЕЛЬ
Однако, упорядочив бесформенный мир и заполнив его пустоту, Святой Дух не прекращает Своей деятельности. Результат Его работы — победа над первоначальной тьмой. Пока Дух носится, Бог отдает Свой Первый приказ: «Да будет свет». И стал свет.
Образ света в Писании имеет кардинальное значение. От: резко контрастирует с различными формами религиозного дуализма. В некоторых религиях метафорические образы света и тьмы предстают как равные и противоположные силы в вечном круговороте борьбы за господство. При равенстве противоборствующих сил нет никакой надежды на конечное искупление. Лучшее, что может произойти, — это равновесие. В такой схеме искупление — пустая иллюзия.
В Библии сила тьмы не может сравниться с силой света. Нет и намека на дуалистическую модель. Тьма должна уступить свету.
Меня всегда потрясала эта победа света над тьмой. Ребенком я боялся спускаться по ступенькам лестницы в подвал, пока не был включен свет. Помню, как я вступаю в жуткий проем и, охваченный ужасом, стою в кромешной тьме. Я дрожал и хватался за выключатель. Когда мои пальцы находили выключатель и я нажимал на него, из моей груди вырывался вздох облегчения. Мне не нужно было проводить минуты в ожидании исхода битвы между тьмой и светом. В момент нажатия на выключатель устрашающая тьма мгновенно бывала побеждена. Лестница тут же наполнялась светом, и я мог спускаться по ступенькам с несгибаемым мужеством.
Иоанн описал это так:
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И
свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4—5).
78
В деле творения и искупления Святой Дух действует как божественный Осветитель. Тот, Кто наполняет светом Небеса, также вдохновляет Писание, раскрывает Божье Слово и освещает его для нашего понимания.
СВЯТОЙ ДУХ КАК СИЛА ЖИЗНИ
При создании жизни Бог творит силой Духа Святого. В 381 г. на Вселенском соборе в Константинополе церковь исповедала и декларировала, что Святой Дух — это «Жизнедатель». Дух — непосредственный источник всей жизни.
Мы обычно полагаем, что только возрожденные верующие наполнены Святым Духом. В верующем живет Святой Дух, поэтому он обладает Им в искупительном смысле.
Но, с другой стороны, все люди: верующие и неверующие — «имеют» Святого Духа. При творении (в отличие от искупления) каждый оживляется Святым Духом. Дух Святой — источник жизненной энергии и существование вне Святого Духа невозможно. Павел за-явил афинянам:
*...дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17:27—28).
Благодаря Духу Божьему «мы живем и движемся и существуем». Без Святого Духа нет жизни, движения и существования. Дух — источник энергии для поддержания всего этого. Первое упоминание о сотворении человека гласит:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
79
Из этих слов видно, что жизнь, полученная человеком, — результат деятельности Бога, «вдохнувшего» жизнь в него. Здесь употреблено еврейское слово mach, которое означает «дыхание» или «дух». Дыхание жизни неразрывно связано с Духом Святым. Именно благодаря Святому Духу люди становятся живыми существами.
Дух Святой — также и источник жизни растений и животных.
«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают; отверзаешь руку Твою — насыщаются благом. Сокроешь лице Твое — мятутся; отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:27-30).
Деятельность Святого Духа отражена в пророчестве Исаии о процветании земли:
«Доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (Ис. 32:15).
Иов рассматривает Святой Дух, как Автора своей жизни:
«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4).
Святой Дух — это сила самой жизни. В Новом Завете по отношению к силе Духа Святого нередко используют греческое слово dunamis, сила. У нас есть два известных английских слова, которые происходят от греческого dunamis. Первое слово — динамит. Второе — динамический; и оно представляет для нас больший интерес. Когда мы употребляем термин динамический, то
80
обычно имеем в виду нечто «живое» и «активное». Оно передает энергию самой жизни.
Именно Святой Дух сообщает сотворенному миру динамический характер. Его сила оживляет и движет вселенную.
Итак, мы видим параллель в работе Духа при творении и при искуплении. Святой Дух — движущая сила биологической жизни, Он же источник и движущая сила духовной жизни. Его работа по искуплению отражает и дополняет Его деятельность при творении. Он участвует как в создании, так и в возрождении падшего мира.
Этот материал еще не обсуждался.