Р.Ч. Спроул
Тайна Святого Духа
ГЛАВА 6. ОБНОВЛЕННОЕ БЫТИЕ: СВЯТОЙ ДУХ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Без присутствия Духа Нет ни уверенности, ни возрождения, ни освящения, ни очищения, ни достойных дел... Жизнь — это животворящий Дух.
У. КРИСВЕЛЛ
Рождение и возрождение. Оба эти процесса — результат деятельности Святого Духа. Как без силы Духа Святого нет биологической жизни, так ни один человек не может прийти ожившим к Богу без воздействия Духа.
В Своей беседе с Никодимом Иисус сказал о Святом Духе:
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего»
(Ин. 3:3).
«Родиться свыше» — это значит испытать чувство второго обретения бытия, новое начало или старт в жизни. При возникновении какого-то процесса мы говорим, что он зарождается. Если нечто начинается вновь, то оно возрождается. Греческий глагол, который переводится у нас как «порождать», означает «быть», «стать» или «произойти». Возрождение Святым Духом — это изменение, радикальное преобразование, переход в новое бытие.
Возродиться — это не значит из человека превратиться в божественное создание. Под этим подразумевается наше преобразование из духовно мертвых в духов-но оживших людей.
Духовно мертвые люди не в состоянии увидеть Царство Божье. Оно невидимо для них не потому, что Царство само по себе невидимо, а из-за их духовной слепоты.
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ
Когда в разговоре с Никодимом Иисус употребил слово если, Он указал на то, что мы называем необходимым условием. Необходимое условие — это абсолютная предпосылка ожидаемого результата. Нам не зажечь огонь при отсутствии кислорода, потому что кислород — необходимое условие возгорания.
85
У христиан в обиходе есть слова: «рождение свыше». Строго говоря, это лишняя фраза. Бели человек заново не рожден, если он не возрожден, тогда он и не христианин. Такой человек может быть членом христианской церкви, может утверждать, что он христианин, однако пока человек не возрожден, он не во Христе и Христос не в нем.
Слово если делает возрождение sine qua поп (непременным условием) спасения. Нет возрождения — нет вечной жизни. Без возрождения человек не может ни увидеть Царство, ни войти в это Царство.
Никодим пришел в замешательство от учения Иисуса и возразил:
«Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4).
Вопрос Никодима походит даже на попытку осмеять учение Иисуса. Иронизируя, он выразил удивление по поводу того, что Иисус, якобы, забыл о невозможности взрослому человеку вернуться в лоно своей матери.
Никодим не сумел отличить биологическое рождение от духовного. Он не видел различия между плотью и духом. Иисус ответил ему:
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 5—7).
Вновь Иисус начинает Свой ответ словами: «Истин-но, истинно говорю тебе...». «Истинно, истинно» — еврейское аминь, перенесенное в Новый Завет, указывает
86
на сильное акцентирование. То есть, когда Иисус говорил о возрождении, как о непременном условии, которое позволяет увидеть Царство Божье и войти в Него, Он особо подчеркнул это необходимое условие. Наши современники, оспаривая необходимость возрождения для христиан, тем самым откровенно противостоят яс-ному учению Христа.
Слова не может также кардинально важны в учении Иисуса. Это отрицание относится к способности или возможности. Без возрождения никто (ни при каких условиях) не способен войти в Божье Царство. Исключений нет. Без возрождения это невозможно.
Никто не рождается христианином. Никто биологически не рождается в Божье Царство. Первое рождение — от плоти. Плоть порождает плоть. Она не может произвести дух.
Позже, в Евангелии от Иоанна, Иисус комментирует это так:
«Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:23).
Когда Мартин Лютер вел полемику о том, полностью ли зависит возрождение падшего человека от Святого Духа, он процитировал этот текст и добавил: «Плоть не дает никакой пользы. И это «никакой» не «маленькое нечто».
Плоть не просто слаба по отношению к силе возрождения. Она чрезвычайно бессильна. У нее нет возможности каким-либо образом воздействовать на возрождение. Плоть не в состоянии помочь или увеличить работу Духа. Плоть способна произвести только плоть. Она не может породить и грамма Духа. Ничто — это не маленькое нечто.
Наконец Иисус говорит: «должно вам родиться свыше». И любые разночтения, связанные с употреблением
87
слова если, полностью исчезают с появлением слова должно.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЭФЕСЕ
В своем Послании к Ефесянам Апостол Павел говорит о возрождающем действии Святого Духа:
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены...» (Еф. 2:1—5).
Павел дает наглядное описание нашей духовной немощи до возрождения. Он обращается к эфесским верующим, вспоминая их прежнее состояние, в котором они все когда-то были, и добавляет фразу: «как и прочие» (2:3), вероятно ссылаясь на все человечество.
Павел определяет это прошлое положение как состояние смерти: «и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Очевидно, что здесь не подразумевается биологическая смерть, поскольку он перечисляет виды деятельности, в которые эти люди были вовлечены.
Поведение людей, «мертвых по преступлениям и грехам», характеризуется как жизнь по определенному курсу. Он называет это «обычаем мира сего» (2:1-2). Здесь обычаи этого мира представлены как противостоящие законам Небес. Слова мира сего обозначают не местоположение, но образ жизни, который предполагает ориентацию на земное существование.
Христиане наряду с нехристианами принимают участие в одних и тех же областях деятельности. Мы все
88
Святой Дух и возрождение
проживаем нашу жизнь в этом мире, однако весь ход жизни возрожденного человека направляется свыше. Он смотрит на Небеса, его слух настроен на Небесного Царя. Невозрожденный же человек приземлен. Его ухо глухо к любому слову с Небес, его глаза слепы к славе, нисходящей свыше. Он живет как ходячий труп на духовном кладбище.
Обычаи этого мира «совращены» с Божьего пути (Рим. 3:12). Скорее они направляют наши стопы «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).
У духовно мертвых есть хозяин. Их хозяин устанавливает порядок для них, которому они добровольно и даже с энтузиазмом следуют. Этого хозяина называют «князем, господствующим в воздухе». Прозвище «князь» может относиться только к сатане, главному архитектору всех дьявольских вещей. Павел называет его «духом, действующим ныне в сынах противления». Сатана — дух зла, совратившийся и падший ангел, который порабощает и управляет своими плененными ордами.
Павел вывел основной принцип жизни: либо мы живем, водимые Святым Духом, либо мы живем, повинуясь духу зла. Однажды Августин сравнил человека с лошадью, которой управляет или сатана, или Дух Божий.
В Послании к Ефесянам Павел продолжает свое живое описание поведения еще невозрожденного человека:
«...между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов...» (2:3).
Внимание теперь переключается с внешнего поведения и внешнего влияния сатаны на внутреннее состояние невозрожденного человека. Вновь мы видим это как всеобщее положение: «...между которыми и мы все жили некогда...». Ключевым для описания такого внутрен
89
него состояния является слово плоть. Здесь Павел как бы вторит тому, что Иисус говорил Никодиму.
Слово плоть в этом случае не должно пониматься как синоним «физического тела». Наши тела сами по себе не зло, поскольку такими нас сотворил Бог, Который и Сам стал обладателем физического тела. Плоть относится к греховной природе, целиком к падшей сущности человека.
До возрождения мы жили исключительно во плоти и по плоти. Наше поведение следовало за похотями плоти. Это не относится исключительно к физическим или сексуальным желаниям, а к первопричине всех греховных желаний.
В словах Павла — общее осуждение нашего порочного образа жизни. Он добавляет: «И были по природе чадами гнева, как и прочие...» (2:3). Говоря — «по природе», Павел имеет в виду наше состояние, в котором мы входим в этот мир. Биологическое рождение — это естественное рождение. Возрождение — это сверхъестественное рождение. Первоначально люди не были созданы чадами гнева и природа их не была греховной. Она стала таковой только с момента падения Адама и Евы, однако слово природный относится к нашему состоянию врожденной греховности.
Каждый ребенок, который входит в этот мир, вступает в жизнь поврежденный грехом. Давид провозгласил: «Вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Все мы духовно мертворожденные, рождены мертвыми в непослушании и грехе. В теологии это называется врожденным греховным состоянием — первородным грехом. Первородный грех не относится к первому греху Адама и Евы; он — последствие этого греха, с передачей порочной сущности всему человеческому роду.
По природе своей мы «чада гнева». Как это отличается от привычного понятия, что все мы изначально Божьи дети! Такой ложный взгляд далеко не нов и весь
90
ма прочно укоренился. Его воспринимают как должное за счет многократного повторения. Если люди постоянно слышат какое-то, пусть даже ложное утверждение, они начинают в него верить.
Ложь, согласно которой мы по природе Божьи дети, огорчала Иисуса. Ему пришлось бороться с ней и отрицать ее в Своей полемике с фарисеями. Придя в ярость от критики Иисуса, фарисеи сказали:
«Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем: Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего... Кто от Бога, тот слушает слова Божьи; вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:41—47).
Да, Библия признает Бога Отцом всех людей, поскольку Он Творец всех, но в особом смысле — отцовство Бога понимается не в биологических, а в этических терминах. Послушание — вот определяющее слово. С библейской точки зрения, наш отец тот, кому мы проявляем послушание. Взаимоотношение устанавливается не по биологическим связям, а по готовности повиноваться.
Поскольку фарисеи повиновались сатане больше, чем Богу, Иисус сказал им: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44).
В Послании к Ефесянам Павел говорит и о «чадах гнева» (2: 3), и о «сынах противления» (2: 2). Эти слова относятся ко всем нам в нашем природном невозрожденном состоянии.
Когда Павел завершает описание нашего невозрожденного состояния, он сразу же переходит к славословию, в котором восхваляет Бога за Его милость. Апос
91
тол употребляет одно слово, от которого зависит наша вечная жизнь. Это очень значительное слово, оно кристаллизует суть Евангелия; слово но*.
Крошечный союз, который подчеркивает смысл всего отрывка. Это связь между естественным и сверхъестественным, между разложением и возрождением:
«[Но] Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:4—10).
БОЖЬЯ ИНИЦИАТИВА
Возрождение — это прерогатива Бога-Святого Духа. Инициатива принадлежит Ему, а не нам. Павел подчеркивает первостепенную важность деятельности Бога в нашем возрождении, а не усилия человека:
«Бог, богатый милостью...».
Заметим, что Апостол не пишет: «Но человек по доброте своей устремляется к Богу и поднимается на новый духовный уровень».
Один из самых драматических моментов в моей жизни, который повлиял на формирование моих богословских взглядов, произошел во время учебы в семинарии.
* В русском синодальном переводе этот союз отсутствует — прим. пер.
92
Однажды преподаватель подошел к доске и четко напи-сал следующее:
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ВЕРЕ
Эти слова перевернули все мои представления. Поступая в семинарию, я полагал, что решающее условие для возрождения человека заключается в вере, то есть, чтобы родиться заново, сначала мы должны поверить в Христа. Не без причины мной употреблено здесь слово чтобы. Я рассуждал о последовательности шагов, кото-рые необходимо сделать, чтобы достичь цели, и считал, что веру нужно поставить в начало этой схемы. Тогда она будет выглядеть так:
Вера — возрождение — оправдание
В этой схеме инициатива исходит от нас. Конечно, Бог послал Иисуса умереть на кресте прежде, чем я услышал о Евангелии. Однако, поскольку Бог произвел эти внешние по отношению ко мне действия, я думал, что дальнейшая инициатива в моем спасении должна исходить от меня.
Не обдумывая это тщательно и не слишком прислушиваясь к словам Иисуса, сказанным Никодиму, я предполагал, что, даже несмотря на то, что я был грешником, человеком, рожденным и живущим по плоти, во мне все же остался островок праведности, тот крошечный запас духовной силы, который пробудит во мне отклик на Евангелие.
Возможно, на меня повлияло традиционное учение римско-католической церкви. Многие учили, что возрождение — это милость; оно не может произойти без помощи Бога. Ни у одного человека нет силы самому восстать из духовной смерти. Здесь крайне необходима Божья помощь. И она приходит в виде того, что называется prevenient grace — предшествую
93
щая благодать. «Prevenient» означает то, что происходит прежде чего-то.
Рим добавляет к предшествующей благодати требование: мы должны «сотрудничать с ней и согласиться принять ее», прежде чем она закрепится в наших сердцах.
Понятие сотрудничества — это, в лучшем случае, полуправда. Это верно в той степени, в какой провозглашаемая нами вера действительно является нашей ве-рой. Бог не вырабатывает веру во Христа за нас. Когда я откликаюсь на призыв Христа — это мой отклик, моя вера, мое упование, которые осуществляются.
Проблема, однако, гораздо глубже. Остается вопрос: сотрудничаю ли я с Божьей благодатью до того, как возрожден, или это сотрудничество происходит после моего нового рождения?
Можно спросить и по-другому: возрождение — это монергизм или синергизм? Оно самостоятельное или сотрудничающее? Оно независимо или зависимо? Некоторые из этих слов — это теологические термины, которые требуют дальнейшего объяснения.
МОНЕРГИЗМ И СИНЕРГИЗМ
Монергическая работа — это действие, выполненное в одиночку, одной личностью. Mono означает один. Erg — это единица измерения работы. На этом корне построены слова, подобные термину энергия.
Синергическая работа вовлекает в сотрудничество двух или более человек либо объектов. Приставка syn означает «вместе с».
Считаю необходимым детально разобрать различие в терминах по вполне определенной причине. Можно с уверенностью утверждать, что вся полемика между Римом и Мартином Лютером сошлась в этой единствен-ной точке. Вопрос стоял так: возрождение — это монергическое действие Бога или это синергическая работа, которая требует сотрудничества человека с Богом?
94
Когда мой преподаватель написал на доске: «Возрождение предшествует вере», он был явно за монергический ответ. Несомненно, после возрождения человек начинает сотрудничать, проявляя веру и надежду. Однако первый шаг к возрождению, когда человек пробуждается к духовной жизни, совершает Бог, и только Бог. Инициатива принадлежит Богу, а не человеку.
Мы не можем сотрудничать с возрождающей благодатью, действующей на нас и в нас, из-за нашего духовно мертвого состояния. Мы с таким же успехом можем содействовать Святому Духу в пробуждении наших душ к духовной жизни, как Лазарь, пожелай он помочь Иисусу, воскресить себя из мертвых.
Не исключено, что большинство людей в мире, которые исповедуют христианство сегодня, считают, что вера предшествует возрождению. Нас призывают избрать новое рождение. Однако совет человеку избрать возрождение похож на обращение к трупу избрать воскрешение.
Когда я начал бороться с доводами преподавателя, то с удивлением узнал, что его странная теория не была новшеством в теологии. Аналогичные мысли есть у Августина, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Джонатана Эдвардса, Джорджа Уайтфилда. Неожиданно для себя я обнаружил подобное даже в учении великого средневекового католического богослова Фомы Аквинского.
Тот факт, что эти гении христианской мысли пришли к одинаковому заключению по данному вопросу, произвел на меня огромное впечатление. Я понимал, что они не были непогрешимы, что каждый в одиночку и все вместе они могли ошибаться, но я был поражен. Особенно меня удивил Фома Аквинский. Римско-католическая церковь считает Фому Аквинского doctor angelicus. Веками его теологическое учение принималось в качестве официальной догмы большинством католиков. Поэтому он был последним человеком, у которого я ожидал встретить подобный взгляд на возрождение.
95
Однако Фома Аквинский настаивал на том, что возрождающая благодать действует самостоятельно, а не сотрудничает. Он говорил о prevenient grace, о предшествующей благодати, которая приходит перед верой и является благодатью возрождения.
В Послании Апостола Павла к Ефесянам есть ключевая фраза:
«...и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со
Христом, — благодатью вы спасены...» (Еф. 2:5).
Здесь Павел указывает время возрождения. Оно происходит, когда мы еще мертвы. Так откровением Апостола, как ударом молнии, полностью и окончательно сожжены все попытки отдать инициативу в возрождении человеку. Опять-таки, мертвый человек не сотрудничает с благодатью. У духовно мертвого нет инициативы. Без предварительного возрождения нет условий для возникновения веры.
И это соответствует тому, что Иисус сказал Никодиму. Если человек не родится свыше, он не может ни видеть Царство Божье, ни войти в него. Утверждая, что вера предшествует возрождению, мы противопоставляем свой образ мыслей и, следовательно, самих себя не только Августину, Лютеру, Кальвину, Эдвардсу и другим, но, главное, учению Павла и Самого нашего Господа.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - ЭТО МИЛОСТЬ
Говоря о процессе возрождения, Павел сильный акцент делает на благодати. Необходимо, чтобы христиане всех теологических убеждений с готовностью и радостью признавали, что наше спасение основывается на благодати.
Во время Реформации протестанты как боевой клич употребляли два латинских выражения: sola scriptura (только Писание) и sola fide (только вера). Они провоз
96
гласили Библию наивысшим авторитетом церкви, руководимой Христом, и утверждали, что оправдание дается только по вере. Католики не отрицали авторитет Библии, но им претило слово sola. Они соглашались, что для оправдания необходима вера. Но слово sola побуждало их к осуждению Лютера.
Был и третий боевой клич во времена Реформации, первоначально выдвинутый Августином более чем за тысячу лет до Лютера. Это тезис sola gratia (только милость). Им утверждается, что наше спасение основывается только на милости Божьей, оно не зависит от наших заслуг. Спасение — это не плод человеческих усилий, а дар Божьей милости. Эту формулировку не принимает синергический взгляд на возрождение.
Не случайно Павел добавляет к своему учению о возрождении, что это преизобильное богатство Божьей благодати. Давайте вновь обратимся к его словам:
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, ко-торою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — ...дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:4—10).
Не возникали ли у вас когда-либо сомнения по поводу Библии? У меня, к моему большому стыду, были. Среди теологических разногласий я задавался вопросом: почему некоторые важные моменты не освещены в Библии более подробно? Например, в Новом Завете не сказано прямо: должны мы крестить младенцев или нет?
Многие из таких вопросов мы должны решать сами на основе выводов из Библии. Когда меня приводят в
97
замешательство подобные разногласия, я обычно думаю: проблема не в отсутствии ясности в Библии, а в моем неумении понять то, чему учит Библия.
Иногда я размышляю о том, как было бы хорошо, если бы Павел яснее и детальнее написал о вере и воз-рождении. Я предполагаю, что 2 главу Послания к Ефесянам он бы дополнил следующими словами: «Воз-рождение предшествует вере». Но думаю, даже эта фраза не покончила бы с дебатами. В ней нет ничего такого, что уже не было бы сказано и пересказано Павлом в этом тексте или Иисусом в 3 главе Евангелия от Иоанна.
К чему тогда все эти рассуждения? Дело в том, как мне кажется, что, признавая возрождение божественной инициативой (монергическое действие), а спасение — действием только благодати, мы тем самым вовлекаемся в стремительный процесс познания и неотвратимо приближаемся к понятию избрания свыше.
Как только доктрина об избранности выходит на передний план, появляется безумное желание достичь веры до возрождения. Но мы смело следуем учению Апостола:
«Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).
Здесь Павел учит, что вера, благодаря которой мы спасены, приходит к нам по благодати. Нашу веру мы осуществляем сами и в самих себе, но не по собственной инициативе. Это не достижение. Это дар.
Благодатным даром веры, этим плодом возрождения, всякое хвастовство исключается навсегда. Остается лишь восхваление непреходящих богатств Божьей милости. Все взгляды на спасение как на результат человеческих усилий опровергаются, если мы оставим sola в sola gratia. Поэтому нам не нужно никогда оскорблять Святого
98
Духа, относя на свой счет то, что принадлежит исключительно Ему.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВЕННО
Последователи теологии Арминия полагают, что возрождение предшествует вере, но не всегда и необязательно производит веру. Они соглашаются, что инициатива принадлежит Богу: возрождение монергично по благодати. Такой подход связан с их взглядом на всеобщее возрождение.
Идея базируется на крестной жертве. В основе ее лежит мысль о всеобщем возрождении благодаря искуплению Христом человечества, после которого вера становится возможной. Крест спасает всех людей от духов-ной смерти. Здесь имеется в виду обретение силы для принятия решения: сотрудничать или не сотрудничать с предложением спасающей благодати. Те, кто вступает в сотрудничество, проявляя веру, — оправданы. Те же, у кого вера отсутствует, — рождены свыше, но не обращены. Они духовно пробуждены и оживлены, однако остаются в неверии. Теперь эти люди способны видеть Царство, и у них есть моральное право войти туда, однако они проходят мимо.
Эту точку зрения я называю недейственной или зависимой благодатью. Она близка тому, что Фома Аквинский отверг как сотрудничающую благодать.
Утверждая, что возрождение действенно, я подразумеваю достижение желаемой цели. Оно эффективно. Оно завершает работу. Мы возрождены в веру. Это дар, который подлинно дан и укоренен в наших сердцах.
Иногда фраза действенное призвание употребляется как синоним возрождения. Слово призвание соответствует чему-то, происходящему внутри нас, в отличие от того, что совершается вне нас.
Когда Евангелие проповедуют вслух, звуки исходят изо рта проповедника. Это внешний зов к вере и покаянию. Тот, кто не глух, слышит произносимые слова.
99
Они воздействуют на нервные окончания органов слуха как возрожденного, так и невозрожденного слушателя.
Невозрожденный испытывает внешний призыв Евангелия. Сам по себе этот зов не осуществит спасение, пока не будет услышан и воспринят с верой. Действенное призвание относится к работе Святого Духа по воз-рождению. В этом случае призыв — внутренний. Возрождение приходит из глубины души. Всякий, кто получает внутренний зов возрождения, откликается верой. Павел говорит об этом:
«А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30).
Этот фрагмент из Послания к Римлянам требует, чтобы мы вставили в него слово, которое не высказано, но подразумевается. Какое же слово нужно вставить — некоторых или всех? Давайте попробуем со словом некоторые.
А некоторых, кого Он предопределил, тех и призвал; а некоторых, кого призвал, тех и оправдал; а некоторых, кого оправдал, тех и прославил.
С добавлением слова некоторые смысл текста искажается. Это будет означать, что некоторые из предопределенных, никогда не слышали евангельский призыв. Некоторые из призванных, никогда не придут к вере и оправданию. Некоторые из оправданных не будут прославлены. В этой схеме не только призвание оказывается недейственным, но также и предопределение и оправдание.
Смысл этого фрагмента в том, что все, кто предопределены, одновременно и призваны. Все, кто призваны, оправданы, а все, кто оправданы, прославлены.
100
Мы должны различать внешний призыв Евангелия, который может и не привлечь внимание, и внутренний призыв Духа, который обязательно бывает услышан. Почему? Если все призванные также и оправданы, тогда все призванные должны проявлять веру. Очевидно, что не каждый, кто слышит внешний призыв Евангелия, приходит к вере и оправданию. Тем не менее все, кто действительно призваны, обязательно приходят к вере и оправданию. Здесь призыв относится к внутренней работе Святого Духа, которая связана с возрождением.
Те, кого Дух Святой оживляет, несомненно получают жизнь. Они видят Царство, принимают его и входят туда.
Именно Святому Духу Божьему мы обязаны благодатью возрождения и верой. Он податель дара, который из мертвых превратил нас в живых со Христом и во Христе. И это исключительно по причине милосердного акта пробуждения Святым Духом, мы поем sola gratia и soli deo gloria — слава только Богу.
Этот материал еще не обсуждался.