Сэмьюэл Д. Фэрклот
Созидание церквей, готовых к воспроизводству
6. Духовная жизнь
В данной главе рассматривается ряд задач, входящих в план ОПОМР в виде цепи III. Эти задачи касаются внутренней жизни церкви в процессе созревания и дальнейшего развития. Из второй главы мы знаем, что эта цепь состоит из пяти подразделов, каждый из которых фокусирует наше внимание на конкретном вопросе, имеющем принципиальное значение для жизни поместной церкви. Сюда относятся: ход богослужений, управление, духовная жизнь, бюджет и самосознание церкви.
Как мы должны планировать рост церкви в этих пяти сферах жизни? Еще раз веренемся к полной схеме ОПОМР, а также к рис. 6. Обратите внимание, что все эти пять целей представляют собой неотъемлемые части одной из основных задач церковного строительства: созидания церкви, которая заботится сама о себе. Такая община, несомненно, достигнет зрелости. Вопросы, перечисленные ниже, объясняют, как достичь этой цели.
Необходимо помнить, что развитие каждого из блоков цепи следует осуществлять вместе или параллельно с развитием пунктов, входящих в цепь II (см. гл. 5) и цепь III (см. гл. 11). Наша задача - сбалансирование развивать сферы, отраженные в цепях II, III и IV. Тщательный анализ причин, препятствующих многим современным церквам мира созидать новые церкви, указывает на необходимость гармонии в росте и организационном развитии.
Составляя графическую схему ОПОМР, я намеренно поместил духовную жизнь поместной церкви в центре, в самой сердцевине цепи III. Если церковь не уделяет должного внимания достижению целей данного раздела схемы, она неизбежно превратится в формальную и "тсплохладную" группу людей, почти, а то и вовсе лишенных любви друг ко другу. Естественно, о любви к заблудшим в таком случае не стоит и говорить. Ситуация, сложившаяся в коринфской церкви, вынудила апостола Павла назвать ее членов "плотскими" христианами (1 Кор. 3,1-3). Отсутствие духовности привело коринфян к неверным действиям во время публичных богослужений, искаженному применению духовных даров, неправильному церковному управлению, финансовым просчетам и искаженнию самосознания церкви. В сложившихся обстоятельствах их свидетельство об Иисусе значительно ослабело, поэтому апостол Павел назвал коринфян "младенцами во Христе", их нельзя было рассматривать как зрелых христиан. Созидание новых церквей в таких условиях было невозможно, ведь младенцы неспособны к воспроизводству. Церковь сама себя духовно обезоружила!
Учение о мудрой распорядительности
Задача 30 (цель - пункт 27): Внимательно изучите библейские принципы распорядительности.
Рис. 34 Осознание обязанностей распорядителя даров Божьих
Многие организаторы церквей дома и за рубежом умолкают, когда речь заходит о деньгах. Это особенно характерно для культур римско-католического происхождения. Католическая церковь пользуется дурной репутацией в финансовых вопросах, поэтому евангельские христиане Португалии, многие из которых имеют католические корни, не спешат упоминать о деньгах, боясь отпугнуть новых людей.
Смещение акцентов
В противовес представлениям среднего христианина, новозаветное учение о мудрой распорядительности и жертвенности выходит за рамки денежных пожертвований и включает в себя все, чем обладает христианин: не только деньги, но и время, и таланты. Жертвенность охватывает все сферы жизни христианина. Д. Гесселгрейв абсолютно прав, утверждая, что "миссионеры-евангелисты не уделяют должного внимания основополагающим библейским и психологическим принципам распорядительности и жертвенности". Я абсолютно убежден, что эта доктрина была деформирована и искажена в умах большинства членов наших церквей из-за неправильного первоначального акцента на деньгах.
В процессе созидания церкви для новообращенного нет ничего более важного, чем осознание библейских принципов мудрой распорядительности и послушания им! Руководство новой церкви должно тактично, и вместе с тем откровенно обсуждать этот вопрос с каждым новообращенным, пока не убедится, что Божьи повеления хорошо усвоены и выполняются людьми. Это жизненно важно для христианского образа жизни.
Характеристика управляющего
Для полного понимания распорядительности следует помнить, что подразумевается под "управляющим" в Слове Божьем. По существу, управляющий - лицо, которое распоряжается, управляет чем-либо и распределяет то, что принадлежит другому. В Послании к коринфянам Павел писал: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших..." (1 Кор. 6,19-20). Это означает, что новообращенный буквально принадлежит Богу. Он ничем не владеет, даже собственной личностью! Ему отдано повеление прославлять Бога в своем теле. Христианин становится распорядителем, Божьим управляющим. Все, что составляет его личность, и все, чем он обладает, вверено ему, чтобы он мудро распоряжался им для своего Господина (см. притчу о талантах, Мтф. 25,14-30).
На рис. 35 приведены два перечня принципов мудрой распорядительности и жертвенности, один из них изложен Полом Линдхолмом, а второй -Ральфом Мартином. В своей замечательной брошюре "Принципы и практика христианской распорядительности" Линдхолм также предлагает семь обязанностей управляющего со ссылками на Библию для индуктивного изучения.
Семь основных принципов жертвенности по 2 Кор. 8,9
1. Основу жертвенности составляет то, что Бог щедро одарил Свои народ.
2. Самая важная жертва - посвящение своей жизни Богу.
3. Все, что христианин дает, подсказано Божественной милостью, однако это добровольный акт. Человек должен жертвовать охотно и с радостью.
4. Жертвенность проявляется в соответствии с личными возможностями и нуждами окружающих.
5. Бог не является должником человеку.
6. Церкви и их члены должны быть честными и открытыми в финансовых операциях.
7. Забота о благосостоянии других способствует возникновению любви между жертвователем и получателем пожертвования, что служит к славе Божьей.
Семь основополагающих принципов ответственности христиан как распорядителей
|
Принципы |
Священное Писание |
1. |
Бог - верховный Правитель. |
Втор. 4,39; 1 Пар. 29,11; Еф. 4,6 |
2. |
Человек должен быть Божьим слугой. |
Быт. 2,15; Ис. 44,21; Лук. 17,10; 1 Кор. 3,5; 1 Пет. 2,16 |
3. |
Бог - Творец, Вседержитель и Владыка всего сущего. |
Д. An. 4,24; 1 Кор. 10,26, Кол. 1,17 |
4. |
Бог по милости Своей поставил человека над делами рук Своих. |
Мат. 25,27; Лук. 12,42; 1 Кор. 4,1; 1 Пет. 4,10 |
5. |
Человек подотчетен Богу в том, как он распоряжается вверенным ему. |
Мат. 16,27; 25,19; Лук. 12,48; Рим. 14,10; 14,12. |
6. |
Божья милость, благость и любовь должны определять наши поступки. |
Рим. 12,1; 2 Кор. 8,9; 1 Иоан. 4,19 |
7. |
Цель - прославление Бога. |
1 Кор. 10,31; Еф. 1,12; 1 Пет. 4,11 |
Paul R. Lindholm, Principles and Practice of Christian Stewardship (Madras, India: Christian Literature Society, 1965), 4-13.
Стратегия мудрой распорядительности
Данные принципы и вытекающие из них обязанности нужно терпеливо объяснять всем новообращенным. Мы пришли к выводу, что те, кого усердно обучали принципам Священного Писания, становятся хорошими распорядителями, жертвуя дарованное им от Господа. Принцип управления чужой собственностью вполне обычен для мирской жизни. Служащие в сфере бизнеса являются распорядителями доверенной им собствен-ности компании. Это может быть принадлежащая компании машина, заводской инструмент, библиотечная книга, даже младенец, оставленный на попечение няни. Каждый человек является распорядителем того, что ему не принадлежит. Новообращенных христиан нужно научить понимать это.
Занимаясь созиданием церквей, я выделил шесть принципов, которые ведут к успеху:
1. Верующие всецело принадлежат Господу.
2. Таким образом, все являются распорядителями.
3. "Храм" (физическое тело) поручен заботе каждого верующего, поэтому верующий не имеет права разрушать или портить его.
4. Каждый человек получил три основных "дара", которыми он должен управлять и распоряжаться для Бога, как законного владельца, -материальную собственность, природные таланты и духовные дарования.
5. Господь ожидает от Своего управляющего духовности, преданности, мудрости, щедрости и радостной самоотдачи.
6. Настанет день, когда Господь потребует от каждого христианина отчет о его личном управлении.
Денежные пожертвования
Вышеуказанные библейские понятия закладывают основу для правильного распоряжения деньгами. Я обнаружил, что понимание концепции жертвенности, представленной в Писании, побуждает людей к послушанию и в вопросе денег. Чарльз Брок и ряд других исследователей проблемы созидания церквей пришли к общему мнению, что, насколько это возможно, следует побуждать поместное братство верующих с самого начала нести на своих плечах ответственность за расходы, связанные с церковной жизнью. Более подробно этот вопрос будет освещен в подпункте схемы ОПОМР, касающейся финансов (глава 9). Если церковь созидается в виде малых групп или домашних церквей, то особых проблем не возникает, но организация большой городской церкви наталкивается на серьезное препятствие: необходимость в помещении для богослужений. Аренда городских помещений для новорожденной церкви затруднена. Соблазнительно использовать для этого внешний источник: основную церковь, союз церквей или миссионерское общество. Миссиологи и стратеги городской церкви в настоящее время серьезно порицают такую практику.
Распознание и воспитание духовных даров
Задача 31 (цель - пункт 28): Четко объясните библейскую концепцию духовных даров, побуждая каждого верующего выявить в себе дар или дарования.
Рис. 36 Духовные дары очевидны
За последние годы евангельскими христианами написано много работ, посвященных дарам Святого Духа. Дискуссия с харизматиками побудила ряд известных библеистов заняться соответствующими исследованиями. В зависимости от своих богословских позиций они иногда приходили к противоречивым выводам. Один из авторов, мой коллега по семинарии, Лесли Б. Флинн, писал:
Павел учил, что дары существуют в каждой новой церкви с начала ее существования. Он желал, чтобы духовное развитие каждой общины протекало нормально и обоснованно. В новых церквах, целиком состоящих из новообращенных, не было людей, достаточно зрелых для занятия должности пресвитера или дьяконов. Но, находясь под влиянием Святого Духа и применяя учение Павла о распознании и выявлении духовных даров, некоторые члены церкви настолько вырастали духовно, что ко времени второго визита Павла могли быть избраны на служение пресвитера (Д. Ал. 14,21-23). Посредством применения духовных даров христиане получали наставление.
"В определенном смысле, каждый член церкви - дар-личность для всех остальных", добавляет Д. Гесселгрейв. Живое тело - это теплый взаимосвязанный организм. Верующие поместной церкви имеют благословенную возможность назидать друг друга (Еф. 4,16); одновременно это является и обязанностью членов церкви. Вот почему служители церкви должны активно помогать каждому члену выявить свои дары и найти им применение в жизни и служении церкви (1 Пет. 4,10).
Крещение Святым Духом и дары
Признание факта, что каждый христианин наделен духовными дарами для служения в Теле и через него, означает признание постоянного присутствия Святого Духа, Который поселяется в сердце каждого истинно верующего во Христа (Рим. 8,9). Это первоначальное крещение Святым Духом (1 Кор. 12,13), в соответствии с учением апостола Павла, снаряжает каждого новообращенного на посвященное служение другим (1 Кор. 12,7; 1 Пет. 4,10). Если церковь стремится достичь задачи 42 схемы ОПОМР - создания церкви, которая сама заботится о себе, то эту основополагающую доктрину нужно изучать и действовать в соответствии с ней. Таким образом, Святой Дух наделил всех членов церкви способностью совместно участвовать в наставлении церкви, как тела. Ни у кого не должно быть комплекса неполноценности. По словам апостола Петра, это единственный путь, который позволяет всем христианам стать "добрыми домостроителями многоразличной благодати Божьей" (1 Пет. 4,10). Бог распределяет Свою милость посредством Своих управляющих - обычных верующих, связанных друг с другом в Его Церкви.
Дары, и как их обнаружить
Как говорилось выше, духовный дар - это данная Святым Духом способность к христианскому служению. Их не следует путать с врожденными талантами, которые, кстати, также даны Богом. Флинн пишет, что "наши природные способности могут указать направление, в котором должны быть использованы наши дары". Точно так же мы не должны путать дары с должностями (апостол, пророк, евангелист, пастырь, учитель) и служением (например, Павел служил язычникам), плодами (Гал. 5,22-23) или с духовностью (1 Кор. 7). Флинн насчитывает восемнадцать даров в посланиях Павла (Рим. 12, 3-8; 1 Кор. 12:8-10, 28-30; Еф. 4,11). Могут существовать и иные дары, не упомянутые в Писании.
Как служители церкви могут побуждать верующих распознавать свои духовные дары? Прежде всего, их следует вовлечь в различные виды христианского служения, - при этом проявятся определенные духовные способности. Затем научите их внимательно анализировать свои желания и склонности. Опыт показывает, что существует связь между желанием, даром и Божьим призванием использовать его. Во-вторых, предложите им посвятить себя дару или дарам, которые их привлекают. Это первый шаг к посвящению. Служители должны также помогать членам церкви развивать свой дар путем применения его. Дары следует упражнять (1 Тим. 4,14-15; 2 Тим. 4,5). Кроме того, проверьте, испытывают ли они удовлетворение от использования своего дара. В греческом языке слово "дар" ("charisma") включает в себя понятие радости и удовльствия ("chara"). Человек должен испытывать чувство удовлетворения. Сущестует еще один тонкий фактор: распознание дара человека со стороны, его собратьями. Духовные дары верующего обычно хорошо видны его братьям (Д. Ал. 6,3; 16,1-3).
Дары руководства
Духовным руководителем нельзя стать путем выборов или назначения на должность. Их не поставляют те или иные люди, конференции и синоды. Только Бог может сделать человека духовным руководителем. Занятие высокой руководящей должности не делает человека руководителем. Не помогут этому и курсы руководителей, и решение стать лидером. Единственный путь - стать правомочным для занятия руководящей должности. ...Духовное руководство находится в руках Святого Духа и дается только Им.
В работе "Духовное руководство" Дж. Освальд Сандерс пишет о наиболее важной проблеме созидателей церкви и только что созданных конгрегаций - о руководстве церкви. Организация сильна тогда, когда во главе стоит сильный руководитель. Воспитание духовного руководства должно стать темой молитв, мыслей, планов и работы поместной церкви. Эта задача является чрезвычайно важной не только для группы, ответственной за созидание новой церкви (см. п. 12 схемы ОПОМР), но и при дальнейшем росте церкви. Как только новообращенные осознают свои обязанности распорядителей и начнут применять духовные дары, им нужно объяснить, как распознать в своих рядах и избрать на служение лиц, обладающих дарами и духовными качествами для занятия этого поста.
Все руководители церкви должны обладать этим даром Святого Духа. Исследуя значения слов "руководитель" и "руководство" в греческом оригинале в Рим. 12,8; 1 Кор. 12,28 и Евр. 13,7; 17,24, мы обнаружим, что этот дар дает способность руководителю надзирать, распоряжаться, управлять, осуществлять контроль и править, или вести за собой. Этот дар исполняет человека чувством ответственности - внутренним духовным чувством, ведущим к цели. Сандерс предлагает ключ, помогающий определить тех, кто имеет дар духовного руководства. Качества настоящего руководителя, замечает он, "можно найти в тех, кто готов пострадать ради целей, которые достаточно велики, чтобы искренне подчиниться им".
Два светских писателя, Уоррен Беннис и Берт Нанус, в своей недавно опубликованной книге "Лидеры: стратегия для принятия ответственности" перечислили четыре основных принципа, используемых успешными лидерами:
1. Хорошие лидеры обладают проницательностью, которая привлекает внимание и признание окружающих.
2. Успешные лидеры разделяют традиции, историю и социальную модель группы, в которой они действуют.
3. Успешные лидеры целенаправленно передают свое видение другим.
4. Хорошие лидеры используют свои ресурсы, и в то же время всегда дают возможность действовать и другим.
Как и в случае с другими духовными дарами, руководитель может успешно действовать только в том случае, если он исполнен Духа Святого. Такой руководитель будет проявлять качества, отмеченные Павлом в посланиях своим сотрудникам Тимофею и Титу (1 Тим. 3,1-13; Тит. 1,7-9), а всей церкви будет присущ плод Духа (Гал. 5,22-23). Руководитель, исполненный Святого Духа, будет проявлять дисциплинированность, обладать предвидением, мудростью, способностью принимать ясные решения, отличаться дружелюбием, тактом, дипломатичностью и административными способностями. Дар духовного руководства, вверенный Святым Духом, будет постоянно совершенствоваться Им.
Каждая евангельская группа или союз имеет собственную структуру руководства, функциональные обязанности служителей и их наименования, но задачи, стоящие перед ними, большей частью одинаковы. Это функции надзора, обучения и обслуживания. В Новом Завете представлена зарождающаяся система управления на уровне поместной церкви, необходимость в которой возрастала с ростом церквей и увеличением количества членов (Д. Ал. 6,1-6). Первые пресвитеры были рукоположены самими апостолами, которые созидали церковь (Тит. 1,5). Поместные церкви, возникшие без участия апостолов, должны были использовать какие-то другие процедуры поставления служителей. Из Нового Завета мы знаем, что перед определением на служение апостолы и церковь молились и постились. Должны ли мы поступать так же? Это зависит, главным образом, от местных условий и наших традиций. Дэвид У. Шенк и Эрвин Р. Штуцман правы, когда говорят, что выбор руководителей - "духовный процесс, при котором должно слышать голос Духа Святого, иначе наши действия напрасны". В этой книге мы сосредоточим внимание на библейских качествах, которыми должны обладать все руководители. Эти качества четко и ясно сформулированы апостолом Павлом в 1 Послании Тимофею и Титу. Члены поместной церкви должны осознавать, чего Бог ожидает от руководителей по Слову Своему. Наименования служении и структура руководства церкви должны быть установлены с особой тщательностью, чтобы избрать то ограниченное число служителей, чьи дары очевидны. Д. Гесселгрейв предупреждает, что "если руководство сосредоточено в руках одного человека, оно рискует переродиться в диктатуру и способствовать возникновению разногласий. Если же в руководстве слишком много членов, оно рискует стать неуправляемым и неэффективным".
Дар духовного руководства, таким образом, будет способствовать использованию всех даров Духа через Тело в стремлении к наивысшей цели духовного назидания и роста. В таких условиях появятся новые руководители. С другой стороны, церковные диктаторы большей частью главенствуют в бесплодных собраниях и превращаются в божков, требующих непрестанного восхваления и послушания. При этом страдает служение, потому что в Божьи намерения не входит руководство, осуществляемое одним или двумя лицами.
Динамичное назидание, соответствующее нуждам
Задача 32 (цель - пункт 29): Обеспечьте назидание, соответствующее нуждам церкви.
Рис. 37 Назидающее обучение
В греческом оригинале Нового Завета наименования служении в церкви являются скорее описательными, и зачастую они взаимозаменяемы. Служители должны были на личном примере учить поместную церковь (1 Пет. 5,2-3), проповедовать Слово Божье (2 Тим. 4,2), наставлять верующих так, чтобы они, в свою очередь, могли наставлять друг друга (Еф. 4,11-12), беречь церковь от лжеучений (Д. Ап. 20,28-30), посещать больных и молиться об их исцелении (Иак. 5,14).
Пункт 32 нашей схемы ОПОМР предусматривает действенное, исполненное Духом служение слова. В Еф. 4,12 отмечено, что Бог ожидает "созидания" тела Христова на местах. Для этого требуется умение прислушиваться ко всем нуждам общины. Божьи истины должны передаваться в силе Духа Святого. Заумные проповеднические системы должны уступить место практическому изложению Библии. Я обнаружил, что методика проповеди, которая позволяет толковать Писание фразу за фразой, стих за стихом, будет постоянно использоваться Святым Духом во всех сферах служения, чтобы удовлетворить самые разнообразные нужды присутствующих.
Программа назидания членов церкви должна охватывать все Писание, позволяя Духу использовать различные книги Библии. Библейская школа, воскресные собрания, разборы Слова и молитвенные общения, домашнее изучение Библии - все вместе должны давать "сбалансированное питание".
Несмотря на то, что все назидание должно быть проникнуто духом благовестия, проповедникам следует избегать постоянного изложения основ Евангелия христианам. Как правило, большинство посещающих церковные собрания и слушающих проповеди - уже верующие. Они жаждут хорошего библейского наставления. Они хотят глубже вникнуть в Божье Слово. Они по-настоящему нуждаются в том, чтобы их подготовили к повседневной христианской жизни и к свидетельству вне церкви. Разумеется, мудрые проповедники и учителя донесут Слово (даже в процессе наставления) так, что весть Евангелия станет понятна всем, жаждущим познать Христа.
Созидатели церкви во всех странах мира признают, что назидание наиболее плодотворно тогда, когда члены церкви, организованные в небольшие группы по месту жительства, собираются по домам, чтобы изучать Слово Божье, молиться и воспевать Господа. Каждая ячейка церкви собирается один раз в неделю в условленное время. Такие собрания проводят не служители, а сами члены церкви. При этом подходе к обучению расширяются возможности руководителей; семья, соседи и друзья знакомятся с живым христианством; происходит распространение свидетельства, и между членами церкви возникают более теплые и близкие братские отношения.
Церковь как тело
Задача 33 (цель - пункт 30): Постоянно напоминайте членам церкви, чтобы они жили как единое тело.
Рис. 38 Жизнь церкви как Тела
При написании посланий Римской, Коринфской и Ефесской церквам. Бог вдохновил апостола Павла использовать сравнение с человеческим телом, говоря об отношениях верующих в Церкви друг к другу.
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке:
"Ты мне не надобна"; или также голова ногам: "Вы мне не нужны". ...все члены одинаково заботились друг о друге. ...И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12:12-14, 20-21, 256, 27).
Образ здорового тела рождает ряд ценных мыслей, соответствующих учению Нового Завета в целом. Рей К. Стедмен - один из тех, кто популяризировал эту идею. На заключительных страницах книги "Жизнь тела", которую прочли многие верующие, он призывает Церковь отнестись серьезно к Еф. 4, 1 Кор. 12 и Рим. 12. Если церкви последуют его совету, то "Господь Церкви готов исцелять и благословлять".
Ответственные за рост новообразованной церкви должны точно следовать этой богодухновенной аналогии Нового Завета. Учение, в котором Церковь сравнивается с телом, ясно излагалось апостолами, и в 20-м веке оно вновь было открыто христианскими служителями. Игнорировать органические аспекты Церкви - значит дерзко подавлять могущество Духа в Его научении. Следует остановиться и подумать о разрушительных последствиях такого игнорирования. Многие служители недоумевают, почему их общины слабы и вырождаются. Думаю, им не мешало бы тщательно проверить: действительно ли Божье Слово - единственный авторитет нашей жизни и веры, или же мы берем из него только то, что нам удобно? Это очень важный вопрос.
Как мы должны относиться к учению апостолов о церкви, функционирующей как одно тело? Ниже представлены некоторые мысли, собранные из разных мест книги Стедмена:
1. Церковь должна быть свидетелем Христа, Он живет в ее словах, отношениях и поступках. Она призвана являть Христа миру (Еф. 2,19-22; 3,9-10; Д. An. 1,8).
2. Как одно тело, здоровая церковь должна хранить единство Духа (Еф. 4,3). Различия между членами церкви могут стать причиной разделений, но, благодаря природе Евангелия, Дух не признает барьеров между людьми и рассчитывает, что церковь сохранит установленное Триединым Богом (Еф. 4,4-6).
3. Каждый член тела должен распознать в себе личный духовный дар или дары и начать упражняться в них (как это отмечено в задачах 31 и 32 цепи III).
4. Лица, призваные быть апостолами, пророками, евангелистами и пастырями-учителями, должны сознавать, что они поставлены лишь для одной цели: обучать, побуждать и готовить верующих на дело служения.
5. Это служение должно включать в себя благовестие, наставление, молитву и разъяснение знамений времени (Лук. 4,17-21).
6. Члены церкви должны достаточно хорошо и близко знать друг друга чтобы носить бремена друг друга, служа друг другу через Слово, песнопения и молитвы (Иоан. 13,34; Гал. 6,2; Иак. 5,16).
7. Конечная цель - преображение в образ Иисуса Христа (Рим. 8,9)^2
Новая церковь будет жить, как тело (п. 30 схемы ОПОМР), и духовно заботиться о себе, реализуя п. 27, 28, 29, 30. Служители духовно слабых не способных к воспроизводству церквей могут использовать эту схему чтобы
проанализировать сложившуюся ситуацию и определить, в чем они отступают от Слова Божьего.
Этот материал еще не обсуждался.