Сэмьюэл Д. Фэрклот
Созидание церквей, готовых к воспроизводству
12. Побуждение и способность к воспроизводству
Предполагаемые результаты
Период воспроизводства в нашем плане ОПОМР наступает тогда, когда в той или иной степени достигнуты цели предшествующих периодов. Если поместная церковь активно активно участвует в умножении церквей, созидая новые общины, мы можем быть уверены, что это каким-то образом было подготовлено заранее.
Церкви, которые воспроизводят себя и созидают себе подобные, нуждаются в пересмотре своих структур. Они продолжают расти духовно и численно. Это значит, что церкви, которые достигают зрелости, не остановились в своем развитии. Постоянное внимание следует уделять состоянию каждой из цепей нашего плана ОПОМР. Вообще, планирование дает нам большие преимущества! Церковь, которая имеет план, может поставить перед собой важные вопросы - скажем, проверить состояния своего "здоровья". Является ли благовестие первостепенным для конгрегации? Видит ли она всемирную перспективу, а также учитывает ли нужду в спасении погибающих в своей местности? Делает ли она все возможное, чтобы удовлетворить потребности людей, к которым обращается, а также нужды окружающего общества? Как проходят богослужения в церкви? На должном ли уровне организовано управление церковью? Функционирует ли церковь как тело? Выполняют ли члены церкви свои финансовые обязанности? Имеет ли церковь здоровое самосознание? Учитывает ли свое культурное окружение?
Основная мысль - "быть в форме". Причина проста: живые существа меняются, а поместная церковь - живое существо. Члены церкви вливаются в нее или уходят по той или иной причине. Руководство несет серьезную ответственность за это и должно быть на страже. Святой Дух не спит. У Него Свои планы, и мы должны быть готовы исполнить их. Если мы отвлекаемся на другие дела и занятия, то не можем исполниться Духом для выполнения Великого Поручения. Мы живем в мире, в котором даже искренние христиане настолько связаны мирскими делами, что у них часто нет возможности осуществлять Божьи цели! Члены зрелой, духовной церкви должны избегать мирских увлечений, как чумы. Сатана чрезвычайно изобретателен, поэтому будьте готовы противостоять соблазну и не допускайте, чтобы Тело лишили способности к воспроизводству. Мы можем быть уверены, что когда Дух определяет наш образ жизни, ничто не сможет отвлечь нас от цели умножения церквей.
К сожалению, у большинства конгрегаций отсутствует побуждение к воспроизводству. Большинство поместных церквей во всем мире, и особенно на Западе, нс имеют никакого представления, как им включиться в дело созидания новой церкви. Следовательно, в конце 20-го века мы вынуждены признать, что воспроизводство и способность к нему отнюдь не являются естественным и характерным свойством современных евангельских церквей. Нам необходимо обратить серьезное внимание на проблему послушания -послушания богодухновенному Слову. Таким образом Святой Дух восстановит побуждение к воспроизводству и обновит духовную жизнь церкви.
Внецерковный евангелизм
Вызов
Сегодня во всем мире церкви поневоле сталкиваются с различными евангелизационными мероприятиями, нацеленными на преодоление духовного невежества общества. Множатся так называемые внецерковные организации, даже в странах с низким процентом верующих. Почти каждая такая организация, миссионерская по характеру, руководствуется и получает поддержку из-за рубежа. В большинстве случаев преследуются цели благовестия. Проповедуется простое Евангелие. Однако, раньше или позже, сохранение духовных плодов становится для них бременем, заботой и даже крушением надежд. Причина ясна. Как правило, внецерковные организации не предназначены для постоянного духовного воспитания. Работая в Португалии, я был близок с братом во Христе, заведующим отделом благовестия большой внсцерковной организации. Он рассказал, что директор этой организации твердо внушил ему оставить мысли об образовании новой церкви: "Наша организация не основывает новых церквей". И все же они благовсствуют сотням людей! Куда же пойдут новообращенные? Ответ: "В ближайшую церковь; ближайшая церковь обязана принять людей". Ближайшая церковь может находиться на расстоянии многих километров. А что, если у нее не будет желания сотрудничать? Что тогда?
Размышления
Размышляя над данной ситуацией, можно высказать ряд соображений на этот счет. Во-первых, в большинстве случаев ближайшая церковь, миссия или молитвенный дом совершенно не готовы принять десятки "младенцев во Христе". В их планы не входило "заводить семью". У них было весьма слабое желание наставлять людей, не принадлежащих к их пастве. Во-вторых, новозаветные примеры, по-видимому, показывают, что поместные церкви, побуждаемые Духом Святым к благовестию, не только приводили к Богу новые души, но и созидали новые конгрегации, которые, в свою очередь, повторяли цикл (Иерусалим, Антиохия, Эфес, Филиппы, Фессалоника). Церкви первого столетия жили богатой духовной жизнью. Благовестие исходило из среды самой церкви, оно не было бессистемно навязано извне. В-третьих, оставлять новообращенных без соответствующего духовного попечения и заботы - значит поступать вразрез с библейскими заповедями, а также проявлять непростительную небрежность и нерадение. Апостолы заботились о новообращенных:
они созидали необходимое общение - новые поместные церкви, (Д. Ал. 14,23; 15,36; 18,23; 1 Кор. 1,2; Гал. 1,2; Фил. 1,1; 1 Фее. 1,1; Тит. 1,5; Филим. 2). Апостолы не создавали групп по изучению Библии, они созидали церкви!
Именно это и необходимо сейчас во всем мире. Библейские сведения о миссионерской деятельности, а также история ранней церкви учат нас, что желание Святого Духа - постоянное умножение церквей во всем мире. Цель последней главы данной книги - свести воедино основные предпосылки эффективного воспроизводства церквей. Итак, что же, конкретно, побуждает церковь к воспроизводству и делает его способной к этому?
Шаги к зрелости: цепи I - IV
На рис. 62 дан перечень основных элементов плана ОПОМР без нумерации, приведенной в тексте. Цель данной схемы - показать конкретные периоды в логическом плане действий, когда каждая задача приносит желаемые результаты. Схема поможет собрать промежуточные и конечную цели созидания церкви воедино.
Шаг 1 - необходимые приготовления
Как было отмечено в главе 3, основой благовестия и созидания церквей является духовное пробуждение. Мир вкрался во многие церкви. Даже служители и миссионеры попадают в положение, которое характеризуется в Священном Писании как "ветхий человек" и "плоть". Плотское состояние, которому противостоял Павел в Коринфской церкви, необходимо встретить во всеоружии в наших евангельских церквах. В них правит себялюбие и эгоизм, даже среди служителей, что идет вразрез со Священным Писанием. Тот, кто желает успешно проповедовать, должен поступать по Духу (Гал. 5,16). Духовная чистота и обновление поместной церкви будет расчищать дорогу послушанию. Если люди войдут в тесные отношения с Господом и друг с другом, церковь неизбежно будет расти. Святой Дух сможет осуществить Свое служение погибающим. "Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Иоан. 2,16) исчезнут, и их место займет любовь к Богу. Созидание церкви - это духовная битва. Враг душ человеческих засел в своем оплоте. Битву выиграют "не воинством и не силою, но Духом Божьим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4,6). Следовательно, участники дела созидания церквей должны постоянно помнить предостережение к Ефесянам 5,18 и исполняться Духом.
Шаг 2 - созидание "новорожденной " церкви
Чтобы достичь данной цели, необходимо уделить внимание ряду вопросов:
Группа по созиданию церкви
Павел и другие апостолы не работали в одиночку. Иисус посылал Своих учеников по двое. Священное Писание утверждает, что Господь хочет, чтобы мы вместе созидали церкви. Следует тщательно и с молитвой подобрать группу соработников, которая непосредственно будет отвечать за созидание новой церкви.
Избранный район
Святой Дух даст мудрость правильно определить район действия и выбрать соответствующие методы. Он также поможет в подготовке к благовестию и определению его методов.
Начальный евангелизм
Святой Дух также поможет начать благовестие. Особо важное значение имеет молитва. Те, кто заняты созиданием церквей - слуги Божьи. Мы должны быть под Его водительством с самых первых контактов. Необходима ясная, доходчивая связь. Внимательно рассмотрите на рис. 18 шкалу Энгеля.
Ядро верующих
Новых верующих необходимо познакомить друг с другом. Ядро верующих будет постоянно расти по мере расширения благовестия. Дома станут местами собраний, как во времена Нового Завета. Так как благовестие тесно связано с приобретением учеников, новообращенные станут последователями учениками и слугами Господа. Ученичество чрезвычайно важно, так как наша цель - воспроизводство христиан. Такие христиане созидают способную к воспроизводству конгрегацию. Мы должны очень серьезно отнестить к этому процессу, особенно на начальной стадии, если хотим "думать и поступать репродуктивно". Воспроизводство должно быть положено в основание новой работы. Кроме того, ученичество готовит новообращенного к публичному исповеданию веры посредством водного крещения.
Рис. 62 Шаги к зрелости
Учреждение церкви
По мере развития в растущем ядре чувства общности и осознания верующими значения членства в поместной церковной общине, необходимо составить план преобразования группы в поместную церковь. Точные требования к членам и соответствующие процедуры будут зависеть от вероисповедания и отношений с церковью (церквами), поддерживающей группу.
Шаг 3 - учиться жить для других
По мере роста молодой церкви, следует иметь в виду три промежуточные цели: пункты 41, 42 и 43 на схеме ОПОМР или на рис. 62. Читателю ясно, что их нужно планировать в тесной связи друг с другом, а мудрые руководители попытаются добиться постоянного развития во всех трех взаимозависимых направлениях.
Благовестие
Одним из промежуточных результатов в продвижении церкви к зрелости, является жизнь для других. Церковь должна стать миссионерской. Она не имеет права существовать для себя. Более того, она должна видеть "нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Иоан. 4,356). Зрелая церковь полна Божьего сострадания к погибающим.
Участие в социальных нуждах
Глава 5 раскрывает: несмотря на то, что сострадание и забота о душах имеют первостепенное значение, мы постоянно сталкиваемся с физическими нуждами окружающих людей. Благовестие осуществляется в физическом мире, и проповедник не может игнорировать его. Следовательно, живя для других, церковь будет проповедовать и возводить "мосты любви", чтобы помочь людям справиться с их физическими нуждами.
Общее участие в свидетельстве
Благовестие требует участия каждого члена церкви. Нужно стремиться к тому, чтобы вся церковь включилась в действенное распространение Евангелия.
Шаг 4 - учиться независимости
Второй из трех промежуточных результатов в период роста церкви -способность заботиться о себе (рис. 62). В нормальных обстоятельствах никто не может считаться зрелым, если не научился заботиться о себе. В представленном плане имеется пять отдельных элементов, характеризующих такую церковь.
Богослужение, исполненное смысла
Ритуалы и церемонии публичного богослужения не должны оттеснять на задний план его главную суть. В главе 7 много говорится о том, как сделать поклонение действенным и исполненным смысла. Поскольку публичное богослужение жизненно необходимо для народа Божьего, его проведению необходимо уделить особое внимание.
Мудрое управление
Одной из главных целей руководства поместной церковью является привлечь к духовному служению всех ее членов. Хорошее управление, как показано в главах 2 и 8, устраняет проблемы и ведет к тому, что Святой Дух выполняет Свое чудесное служение научения. Я убежден, что преобладание "диктаторского" правления во многих евангельских церквах указывает на отстутвие мудрого руководства. Иногда диктаторами становятся вынужденно, так как другие члены не выполняют своих функций. Бывают своенравные диктаторы, неисправимые эгоцентристы. Церкви Нового Завета - это не театр с одним актером. При созидании церквей необходимо именно мудрое руководство. Абсолютно необходимо, чтобы в церкви существовало такое управление. Эта книга, носящая в целом внеденоминационный характер, скорее отражает конгрегациональную, чем епископальную или пресвитерианскую форму правления, что более типично для евангельских церквей. Устав церкви - основа для взаимопонимания и дисциплины. Вопросы получения юридического статуса и регистрации должны рассматриваться церковью как можно скорее. Это необходимо для приобретения имущества, если таковое предусматривается.
Духовная жизнь
Здесь речь идет о самом центре жизни поместной церкви. Если духовной жизни, как она описана в главе 6, нет, то конгрегация несовершенна, или даже просто бессильна. Она не может ни заботиться о себе, ни жить для других. Говоря о духовной жизни церкви, необходимо учитывать следующие библейские истины. Во-первых, особое внимание следует уделить библейскому учению о мудрой распорядительности, не забывая при этом, что денежные средства - только одна сторона многогранной новозаветной доктрины, касающейся всей жизни верующего. Учение о распоряжении дарами имеет важное значение в деле приобретения учеников. Во-вторых, недостаточно учить верующих, что Святой Дух милостиво предоставляет каждому христианину возможности для духовного служения. Верующих нужно побуждать и помогать им выполнять свои обязанности, служа друг другу во имя Святого Духа "как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей" (1 Пет. 4,10). О духовных дарах написано, но в церквах мало свободы для их применения. От этого проигрывает поместная церковь, а последствия для благовестия и созидания церквей - трагические!
В-третьих, тот кто учит и проповедует в поместной церкви, должен быть духовно чуток к нуждам конгрегации. Об этом говорит весь Новый Завет! Выявленные нужды конгрегации нужно удовлеворять. Чаще всего не хватает здравого авторитетного увещания с кафедры. Христианам в наших церквах нужно объяснить необходимость быть "исполнителями слова а не слушателями только, обманывающими самих себя" (Иак. 1,22).
В-четвертых, здоровое физическое тело может служить примером для жизни поместной церкви. Как члены друг другу с Господом Иисусом Христом во главе, мы должны жить во взаимной гармонии. Любовь Бога, проявленная в Теле, обнаруживается в заботливом, восполняющем нужды общении. Важным в этом положении о поместной церкви как теле Христовом является тот очевидный, но все еще часто оказывающийся в пренебрежении факт, что каждый отдельно взятый верующий представляет собой ценность для Бога (1 Кор. 12,14-25).
Финансовая стабильность
Христианские миссии, работающие в слаборазвитых экономически странах, подвергаются соблазну оказывать "милосердную" финансовую помощь в возрастающих размерах, но без серьезного учета последствий. Мудрая распорядительность идет об руку с финансовой стабильностью. Пожертвования должны возрастать пропорционально росту членов. Церковь должна жить на свои средства и не думать, что существовать за счет других - это нормальная ситуация, - вовсе не так! Взрослые люди должны сами обеспечивать себя; они не могут вечно зависеть от родных или друзей. Если новая поместная церковь получает финансовую помощь по той или иной причине от базовой церкви или из любого другого внешнего источника, ее нужно побуждать освободиться от этого как можно скорее для собственной же пользы. Финансово заисимые церкви не созидают новых церквей.
Самосознание церкви
Новообращенные, а потом и новая церковь, нуждаются в здоровом самосознании. В теле Христовом каждый член проявляет личную преданность Богу, личную ответственность перед Богом и выполняет личную функцию, как живая частица организма. Несмотря на то, что евангельские церкви во всем мире невелики по размерам и немногочисленны, они представляют большую ценность в очах Божьих. Они несут совершенно особое служение.
Данный факт подтверждается гармоничным библейским пониманием церкви. Независимость должна уравновешиваться взаимозависимостью. Полезно, в конце концов, вспомнить, что Церковь Иисуса Христа едина. Христиане - члены Божьей семьи (Еф. 1,22-23; 2,19-22; 4,4-6). И семья эта в данный момент распространяется по всему миру!
Шаг 5 - учиться соответствовать культурным условиям
Действенность благовестия в районе церкви будет зависеть в большой степени от ее соответствия культуре. В главе 11 рекомендуется провести небольшое этнографическое исследование, чтобы церкви и созидатели церквей могли лучше ориентироваться в окружающей среде. Необходимы надежные, действенные методы этнографических исследований в рамках процесса созидания церквей. Каждая культура имеет особенности, которые нужно или поощрять или осуждать. Мерилом всему служит библейское учение. Поместная церковь должна знать, какую позицию ей занять. Увидим ли мы подлинно библейские обращения из мира, будет зависеть и от того, насколько понятна будет для местного населения Божья весть. Ключом к достижению такого понимания служат концептуализация, конфигурация, экспозиция, импликация и конфронтация.
В основе книги лежит план, который поможет созиданию церквей во всем мире. Мы можем и должны созидать церкви, способные к воспроизводству, которые в свою очередь будут созидать церкви, - пока не придет Иисус. Маранафа! Ничто кроме этого не в состоянии ответить на вопиющую нужду конца XX века и последующего времени.
Аминь.
Этот материал еще не обсуждался.